Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Дата поступления: 18.11.2022 Дата публикации: 30.04.2023
А. С. Фетисов, Н. В. Горбунова
Психологическое здоровье педагога как фактор профессионального долголетия
Введение. Актуальность проблемы исследования профессионального долголетия педагога обусловлена потребностью современной образовательной системы в эффективном и опытном учителе. Среди факторов, влияющих на продолжительность профессиональной деятельности, значимым является психологическое здоровье и компоненты его составляющие. Выявленные риски психоэмоционального состояния, саморегуляция поведения, самоотношение и межличностное взаимодействие с окружающими актуализируют феномен «профессионального долголетия» и составляют основу психологического здоровья. Цель исследования: выявить зависимость психологического здоровья и профессионального долголетия педагога.
Методология и методики исследования. Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции о психологическом компоненте общего здоровья; представления о психологическом здоровье и факторов, влияющих на него. Для исследования взаимосвязи психологического здоровья и профессионального долголетия была сформирована группа испытуемых по возрастным категориям с учетом педагогического стажа. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 200 учителей общеобразовательных организаций Воронежской области (Российская Федерация). Среди выбранных методик: диагностика психологического здоровья по А. В. Козловой; «Стиль саморегуляции поведения»; исследования самоотношения по С. Р. Пантилееву. Для статистической обработки результатов был использован метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования. Анализ результатов исследования позволил выявить влияние показателей психологического здоровья на стаж педагогической деятельности. Подтверждена связь между общим уровнем саморегуляции и психологическим здоровьем педагогов, кроме того, некоторые показатели самоотношения коррелируют с показателями психологического здоровья (р < 0,05). Высокий уровень психологического здоровья выявлен у 36% педагогов со стажем от 10 до 25 лет. Низкий уровень психологического здоровья зафиксирован у педагогов с большим стажем (более 35 лет). Выявлено, что педагоги со стажем от 10 до 25 лет большое внимание уделяют стратегическому, просоциальному, творческому и интеллектуальному «векторам». Общий уровень саморегуляции наиболее высокий (более 70%) у педагогов со стажем от 10 до 25 лет и 25-35 лет.
Заключение. Уровень выявленных показателей психологического здоровья определяется педагогическим стажем. Данное основание возможно рассматривать при работе с возрастными педагогами, создавая условия для поддержания высокого уровня психологического здоровья.
Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогический стаж, профессиональное долголетие педагога, психологическое здоровье, самоотношение, саморегуляция, профессионализм, современное образование
Ссылка для цитирования:
Фетисов А .С., Горбунова Н. В. Психологическое здоровье педагога как фактор профессионального долголетия // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 500-516. сЫ: 10.32744^е.2023.2.29
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Accepted: 18 November 2022 Published: 30 April 2023
A. S. Fetisov, N. V. Gorbunova
Pedagogue's psychological health as a factor of professional longevity
Introduction. The relevance of studying the problem of pedagogue's professional longevity is accounted for by the need of the modern educational system in efficient and experienced teachers. Among the factors influencing the duration of professional activity, psychological health and its components are significant. The identified risks of psycho-emotional state, self-regulation of behaviour, self-perception and interpersonal interaction actualise the phenomenon of "professional longevity" and form the basis of psychological health. The purpose of the study is to reveal the correlation between the pedagogue's psychological health and professional longevity.
Research methodology and techniques. The theoretical basis of the research is represented by the ideas and concepts focused on the psychological component of general health as well as the notions of psychological health and factors influencing it. To investigate the relationship between psychological health and professional longevity, a group of testees was formed according to age category, with regard for their pedagogical experience. A total of 200 teachers from general educational organisations of Voronezh Region (Russian Federation) took part in the empirical survey. The selected techniques included: Psychological health diagnostics after A.V. Kozlova; "Self-regulation behaviour style"; research of self-esteem according to S.R. Pantileev. Spearman's rank correlation method was used for statistical processing of the results.
Results. The survey results analysis revealed the impact of psychological health indicators on the length of pedagogical activity. The interrelation between the pedagogues' general self-regulation level and psychological health has been confirmed; in addition, some of self-attitude characteristics correlate with the indicators of psychological health (p < 0,05). A high level of psychological health was revealed in 36% of the pedagogues having 10 to 25 years of professional experience. The low level of psychological health was recorded in pedagogues with longer service record (over 35 years). It was revealed that pedagogues with 10 to 25 years of experience paid much attention to the strategic, pro-social, creative and intellectual "vectors". The overall level of self-regulation is the highest (over 70%) in the pedagogues with 10 to 25 and 25 to 35 years of experience.
Conclusion. The level of identified psychological health characteristics is determined by pedagogical experience. This consideration should be taken into account, when working with older-age pedagogues, by creating due conditions for maintaining a properly high level of psychological health.
Keywords: pegagogical profession, teaching experience, pedagogue's professional longevity, psychological health, self-attitude, self-regulation, professionalism, modern education
For Reference:
Fetisov, A. S., & Gorbunova, N. V. (2023). Pedagogue's psychological health as a factor of professional longevity. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 62 (2), 500-516. doi: 10.32744/pse.2023.2.29
_Введение
елью глобальной инициативы ЮНЕСКО является переосмысление роли
знаний и образования в формировании будущего человечества и планеты.
Инициатива ЮНЕСКО «Перспективы образования» направлена на переосмысление содержания образования и знаний по преобразованию мира и достижению всеобщего блага. В настоящее время стремительные изменения в Российской образовательной системе происходят не только в нормативной базе, регламентирующей педагогический процесс, но и затрагивается профессиональная личность педагога. Изменение требований к профессионализму педагога продиктовано сменой образовательной парадигмы, в основе которой заложен человеческий ресурс и качественное становление личности субъектов образования, определяющее её самоактуализацию и саморазвитие в профессиональном и общекультурном аспектах. В рамках современных преобразований к требованиям профессиональной готовности наряду с методической подготовленностью, знаниями в области преподаваемых дисциплин, затронуты психологические составляющие личности: активность, инициативность, самостоятельность, способность к самообучению и стремление к самореализации, готовность к инновационной деятельности и креативность, эмоциональная стабильность и другие. Данные качества личности определяют конкурентоспособность педагога в образовательной системе, что является определяющим в профессиональной деятельности. Рассматривая психологические составляющие как личностные качества современного педагога, стоит отметить, что высокий уровень их развития зависит от общего состояния психологического здоровья. Кроме личностных качеств педагога в современном образовании важен опыт, определяющий профессионализм, способствующий получению эффективного образовательного результата.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется потребностью общества и образовательной системы в опытном педагоге, способном активно и заинтересовано реализовывать собственный педагогический потенциал. Профессионализм педагога определяется эффективностью и продолжительностью нахождения в профессии, его развития и становления как методического, так и личностного. Зрелые педагоги имеют большой опыт: в межличностном общении с учениками, коллегами и родителями; в методике преподаваемой дисциплины; оценивании результатов деятельности; в создании эффективных психолого-педагогических условий развития ребенка. Оценивая результативность опытного педагога, отмечается снижение эффективности педагогической деятельности в период зрелости (в пенсионном или предпенсионном возрасте), что напрямую зависит от факторов, обеспечивающих профессиональное долголетие работнику образовательной сферы. Важно не только повышать квалификацию лиц старшего возраста, но и создавать условия по сохранению и укреплению психологического здоровья как значимого фактора продления профессиональной жизнедеятельности.
Вышеизложенное содержание актуальной проблемы современного профессионального образования определяет цель исследования: выявить взаимозависимость психологического здоровья и профессионального долголетия педагога.
_Обзор источников
Для большинства профессиональных областей профессиональное долголетие является значимой проблемой, особенно в педагогической деятельности. Известно, что возрастные изменения со временем начинают прогрессировать: происходит спад сенсорно-перцептивных функций (снижается острота зрения, повышается реакция на раздражители и пороги чувствительности слуха). То есть процесс старения напрямую связан с ухудшением физического и психологического здоровья, что сказывается на ограничении профессиональных возможностей педагога [1].
Педагогическая профессия связана с рядом неблагоприятных факторов, ускоряющих деформирующее воздействие на здоровье: наличие высокой психоэмоциональной нагрузки; повышенная напряженность сенсорных систем (слух, зрение), речевого аппарата. Кроме того, продолжительность рабочего дня, особый психологический климат в педагогическом коллективе, требования к педагогической реализации, повышенный уровень коммуникации с различными категориями граждан, гигиенические условия труда - неблагоприятно воздействуют на здоровье педагога, что приближает процесс старения и снижает качество профессиональной деятельности.
В условиях современных требований к образованию инновационный характер педагогического процесса вызывает сложности в адаптации и продуктивной профессиональной реализации среди возрастных педагогов. Следовательно, необходимо выявлять наиболее значимые неблагоприятные факторы, влияющие на физическое и психологическое здоровье и вырабатывать механизмы для осуществления профессионального долголетия педагога.
Продуктивное профессиональное долголетие педагога формируется в процессе длительного становления и включает в себя: осознание профессионального предназначения, оценку своих возможностей и способностей, направленных на эффективный результат деятельности. Особенно стоит подчеркнуть опыт в преодолении педагогических проблемных ситуаций, обеспечивающий осознание педагогом степени своего профессионализма.
Понятие «профессиональное долголетие учителя» было введено Л. М. Мити-ной, в рамках разработанной концепции профессионального здоровья учителя. Основополагающим автор отмечает отсутствие взаимосвязи возраста и профессионального развития личности. Профессиональное здоровье учителя в рамках данной концепции рассматривается как адаптивный механизм организма и психики, обеспечивающий эффективную работоспособность и развитие личности Л. М. Митиной и соавторами определены показатели профессионального здоровья учителя, к ним относятся: компетентность и гибкость, способность рисковать в неопределенных педагогических ситуациях, готовность к выполнению различных ролей со стороны учителя [2]. Кроме того, автор определяет личностные особенности учителя (мотивация к педагогической деятельности, профессиональное самосознание, проектировочная способность, эмоциональная стабильность, коммуникативность) как ресурсы профессионального долголетия.
Профессиональное долголетие педагога отмечается в работах Н. Г. Зотовой и М. Ю. Тихомировой, которые раскрывают его как «...динамическое образование, отражающее не только длительность профессиональной активности, но и психологические
особенности её ценностной регуляции, проявляющиеся в иерархии профессиональных предпочтений, демонстрирующих профессиональную эффективность, работоспособность, готовность к саморазвитию самореализации, безусловное следование ценностям профессиональной деятельности...» [3, с. 306]. Психологическая составляющая лежит в основе данного феномена и способствует формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности, что увеличивает осознанное и эффективное пребывание в выбранной профессии.
Рассмотрим факторы, влияющие на продолжительность профессиональной деятельности. Опираясь на теоретические данные (В. А. Бодрова, А. Г. Маклакова, В. А. Пономаренко и др.) Е. В. Горячева в своей диссертационной работе подробно описывает медико-биологические компоненты (состояние здоровья, питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек, наследственность и др.), определяющие уровень физического здоровья как важного фактора профессионального долголетия [4; 5]. Согласимся с мнением большинства исследователей, физическое здоровье определяет эффективные возможности человека в профессиональной деятельности, но психологическое здоровье, особенно в педагогической деятельности, является более важным фактором в обеспечении профессионального долголетия.
Педагог, чья профессиональная деятельность развивается в образовательной среде, системно и длительно подвергается неблагоприятному действию факторов этой среды, влияющих на психологическое здоровье. Среди таких факторов отметим: межличностное общение с коллегами и родителями; педагогическая нагрузка, включающая в себя методическую, учебную, воспитательную, организационную деятельность и др. Проведенное исследование Н. Г. Зотовой, показало, что большинство педагогов отмечают среди факторов, влияющих на профессиональную деятельность: отсутствие эмоциональной разрядки, необходимость быть в форме, большие нервно-психические нагрузки - способствует снижению психологического здоровья [6].
Психологическое здоровье как феномен является приоритетным направлением исследования в современном научном поле. В зарубежной литературе существует множество работ, посвящённых данному феномену: S. J. Bartlett [7] предлагает стандарты психологического здоровья, R. Cox [8] подчеркивает связь духовности и психологического здоровья, Y. Neria [9] выявляет причины нарушения психологического здоровья, Y. Zhang [10] характеризует современное состояние психологического здоровья и предлагает контрмеры по его сохранению), а также рассмотрение данного феномена среди педагогов (L. Francis, D. Lankshear [11]). D.-M. Hallarsis рассматривал проблему сохранения социально-психологического здоровья учителей и управление стрессами в условиях пандемии [12]. Ключевую роль психологического здоровья в профессиональной деятельности подчеркивает в своем исследовании Li Manman [13]. Внимание ученых (M. Ali Rashid, B.-A. Nadeem, C. Shuai [14]) привлекают конфликтные установки учителей и их последствия для психологического здоровья обучающихся. В российской науке (Т. Б. Сергеева, Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, Г. И. Борисов [22]). Р. Ф. Сулейманов [23] психологическое здоровье определяет как динамичное состояние личности, направленное на урегулирование процессов психологической защиты от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и способствующее личностной и профессиональной самореализации. Так, в работах В. С. Гарбузовой [16], Е. Р. Пахальяна [20] рассматривается генезис психологического здоровья, в трудах М. С. Белова, П. А. Кислякова - психологическое здоровье спортсменов в период пандемии [17], В. И. Панова - психологическое здоровье и благополучие занимающихся спортом
[19]. Д. Ф. Ильясов предлагает способы сохранения психологического здоровья учителя, испытывающего эмоциональные перегрузки [15]. Структура психологического здоровья и методики диагностики разработаны А. В. Козловым [18]. Значимость психологического здоровья в условиях интенсивного труда подчеркивали А. Л. Сединин, С. В. Парамонова [21].
Одним из первых исследователей психологического здоровья стала И. В. Дубровина, которая взяла во внимание психологические составляющие - личностные характеристики (самореализация, адаптация, стрессоустойчивость) как основные качества психического здоровья [24].
Рассмотрим другие позиции исследователей на понятие «психологическое здоровье». Так, Р. М. Хусаинова отводит главенствующую роль высшим психологическим образованиям, которые, способствуют регуляции и организации целостности жизненного пути. Исследователь доказала влияние возраста и педагогического стажа на психологическое здоровье, а также наиболее критические периоды, требующие психологической поддержки в процессе профессиональной деятельности. Оценивая психологическое здоровье учителя, исследователь определяет, что данный феномен представляет собой основную ценность в его профессиональном становлении, кроме того, автор уделяет особое внимание изучению условий образовательной среды, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья учителя [25].
С позиции духовного благополучия Л. Д. Дёмина и И. А. Ральникова оценивают психологическое здоровье, выделяя личностный выбор и ответственность как основу [26]. М. Г. Иванова расценивает психологическое здоровье как эмоциональное благополучие, полученное в процессе балансирования функциональной успешности личности и «ценой» достижения целей развития [27]. Как систему аксиологического характера, включающую потребностно-мотивационный компонент, характеризует психологическое здоровье В. И. Слободчиков. В данном рассмотрении психологическое здоровье основывается на ценности собственного «Я», то есть принятии самого себя и других. Кроме того, исследователь включает в структуру психологического здоровья инструментальный компонент, предполагающий рефлексию как самопознание собственного существования. В данном контексте здоровье рассматривается как процесс, способствующий развитию субъектности человека, а диагностируемыми признаками являются:
• самоуважение (позитивное отношение к себе);
• позитивное отношение к себе и окружающим (социальная толерантность);
• стрессоустойчивость (самоконтроль);
• позитивная коммуникация (социальная адаптивность);
• самодостаточность;
• самореализация (потребность и стремление к саморазвитию);
• активность и самостоятельность личности [28].
В диссертационной работе О. В. Лебедева отмечает психологическое здоровье как «.феномен, определяющий не только комплекс устойчивых характеристик индивида со здоровой психикой и соответствующим уровнем поведения, но, главное, способность человека видеть себя в своей личностной значимости, потребность самореализоваться как объективно задаваемую, но не всегда адекватно выполняемую.». Исследователь выделяет такие компоненты психологического здоровья, как:
• способность к самореализации;
• эмоциональная устойчивость;
• самопринятие;
• способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
• сформированность ценностных ориентаций.
Исходя из выделенных компонентов, автор рассматривает психологическое здоровье как сложную систему, основанную на взаимодействующих личностных механизмах (саморегуляция, самоактуализация, самоотношение) [29, с. 9].
Отмечая различные мнения в отношении феномена «психологическое здоровье», отметим общее: психологическое здоровье рассматривается как осознанное состояние благополучия субъекта, направленное на успешную социальную и личностную адаптацию. Показателями психологического здоровья определены: стрессоустойчи-вость, рефлексивность, спектр эмоциональных проявлений, самоотношение, самоорганизация, эмоциональный интеллект, обеспеченность регулятивными механизмами по реализуемой деятельности, принятие собственного «Я».
Проведенный теоретический анализ взаимосвязи профессионального долголетия с психологическим здоровьем, позволил определить, что проблема является существенной и актуальной. Как отмечается в современных исследованиях: педагог ежедневно сталкивается с высокоинтенсивными нагрузками, которые являются потенциально эмоциогенными, в связи с чем наступает эмоциональное выгорание и опустошение, что снижает уровень психологического здоровья. Изучая происхождение профессиональных деформаций, В. В. Барабанщикова отмечает, что аккумулирующее действие переживаний профессионального стресса формирует профессиональную деформацию, негативно влияющую на психологическое здоровье, а в следствии сокращается профессиональный путь [32].
Таким образом рассмотрение профессионального долголетия педагога позволяет определить то, что психологическое здоровье как фактор профессионального долголетия зависит от согласованности социально-профессиональных и личностных потребностей учителя, которые сопровождают его на всем пути развития, то есть те психологические резервы (работоспособность, жизнестойкость, надежность, продуктивность, субъектная позиция и др.), которые помогают ему адаптироваться в различных условиях окружающей профессиональной среды.
_Материалы и методы исследования
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции психологического здоровья; представления о психологическом здоровье и факторах, влияющих на него (И. В. Дубровина [25]); о деформирующем влиянии на психологическое здоровье аспектов педагогической деятельности (О. В. Лебедева [31]); о значимости психологического здоровья (Р. М. Хусаинова [24]).
Теоретические материалы легли в основу эмпирической части и определили цель: выявить влияние педагогического стажа на психологический возраст как фактор профессионального долголетия педагога.
Опираясь на литературные источники, считаем важным отметить, что профессиональное долголетие педагога определяется следующими показателями психологического здоровья: интеллектуальное и духовное развитие; творческое самовыражение; семейное благополучие; межличностное общение; эмоциональный контроль. Кроме того, необходимо оценить и другие показатели, оказывающие влияние на
личностные характеристики, лежащие в основе психологического здоровья: индивидуальная саморегуляция, основанная на показателях (оценивания, планирования, моделирования); регуляторно-личностные свойства (гибкость и самостоятельность) саморегуляции; эмоционально-ценностный компонент (самоуважение как оценивание собственного Я в соответствии с социальными нормами, такими как воля, целеустремленность, одобрение и др.); эмоциональное отношение к собственному Я; внутренняя конфликтность и самообвинение.
Оценивание выбранных показателей проводилось с помощью методик исследования:
1. Методика диагностики психологического здоровья А. В. Козлова, направленная на выявление основных характеристик психологического здоровья:
• Стратегический вектор - ориентация на цель;
• Просоциальный вектор - удовлетворенность межличностными отношениями;
• Я-вектор - развитый уровень самоотношения и автономности;
• Творческий вектор - творческое самовыражение;
• Духовный вектор - развитие духовности и нравственности;
• Интеллектуальный вектор - интеллектуальное развитие;
• Семейный вектор - семейное благополучие;
• Гуманистический вектор - гуманистическая позиция;
• Суммарный показатель психологического здоровья [33].
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения», позволяющий диагностировать развитие саморегуляции и уровень регулятивно-личностных свойств (самостоятельность гибкость). Опросник включает ряд шкал (гибкость, самостоятельность, моделирование, программирование, планирование и оценка результатов) [34].
3. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева, направленная на изучение эмоционально-ценностного показателя. Оценивается несколько шкал:
• открытость, как поведение, которое, является значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаемое до осознания;
• самоуверенность, содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать;
• саморуководство, отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам;
• зеркальное Я, (отраженное самоотношение) - включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей;
• самоценность, отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира;
• самопринятие, соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками;
• самопривязанность, желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой;
• конфликтность, по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения;
• самообвинение об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки [35].
Опираясь на работы О. В. Лебедевой, был выбран важный показатель психологического здоровья - самоотношение. Считаем важным для определения деятельностной составляющей психологического здоровья выявить регулятивно-личностные свойства и установить взаимосвязь с психологическим возрастом [29; 30].
В исследовании приняли участие учителя общеобразовательных школ Воронежской области в количестве 200 человек с различным педагогическим стажем (1 группа - до 10 лет; 2 группа - 10-25 лет; 3 группа - 25-35 лет; 4 группа - от 35 лет), в каждой группе было опрошено по 50 участников.
Возрастные группы были сформированы на основе исследовательской работы Р. М. Хусаиновой, в которой представлен материал изучения адекватного отношения к здоровью: до 7 лет; от 8-15 лет; от 16-24 лет; более 25 лет [25].
_Результаты исследования
В ходе проведенного исследования были получены результаты анкетирования. Анализ результатов продемонстрирован ниже.
Так, в процессе прохождения диагностики психологического здоровья по А. В. Козлову были получены результаты, позволившие выявить выраженность векторов реализации психологического здоровья [18]. Полученные результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Как видно из представленных данных большинство респондентов имеют высокий уровень по шкалам: «Просоциальный вектор» и «Творческий вектор», особенно высокие результаты отмечаются у респондентов 2 и 3 возрастных групп. Также по всем векторам наибольшее количество респондентов, имеющих высокий уровень, относятся ко 2 и 3 возрастным группам. Наименьшее количество респондентов (14%), имеющие высокий уровень по шкале «Я-вектор», относятся к 4 возрастной группе, также в данной возрастной группе наибольшее количество респондентов (46%) отмечается по шкале «Семейный вектор», «Духовный вектор» (38%) и «Гуманистический вектор» (38%) относительно других опрошенных.
Таблица 1
Результаты диагностики психологического здоровья по А. В. Козлову
Шкалы до 10 лет 10-25лет 25-35лет от 35 лет
кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек %
Стратегический вектор 13 26 24 48 19 38 9 18
Просоциальный вектор 27 54 25 50 23 46 21 42
Я-вектор 19 38 13 26 15 30 7 14
Творческий вектор 23 46 26 52 17 34 13 26
Духовный вектор 8 16 14 28 13 26 19 38
Интеллектуальный вектор 21 42 23 46 19 38 17 34
Семейный вектор 12 24 16 32 14 28 23 46
Гуманистический вектор 14 28 12 24 18 36 19 38
Психологическое здоровье 14 28 18 36 16 32 12 24
60%
т до 10 лет ■ 10-2 5лет ■25-35лет ш от 35 лет Рисунок 1 Сравнение результатов диагностического исследования психологии здоровья между учителями разного стажа педагогической деятельности
Наименьшее количество педагогов (16%), имеющих высокий уровень по шкале «Духовный вектор» относятся к 1 группе, а наибольшее количество в 1 группе, имеющих высокий уровень - шкала «Творческий вектор».
Суммарные результаты исследования по данной методике показали, что наибольшее количество респондентов с высокими показателями психологического здоровья во2 группе (36%), а наименьшее в 4 группе (24%). Анализируя общие результаты, полученные при опросе по данной методике, стоит отметить, что 4 возрастная группа по большинству шкал имеет наименьшее количество респондентов, обладающих высоким уровнем показателей, а 2 группа по большинству показателей, имеет большее число респондентов, обладающих высоким уровнем по шкалам («Стратегический вектор» - 48%; «Просоциальный вектор» О. В. Лебедева - 50%; «Творческий вектор» О. В. Лебедева - 52%; «Интеллектуальный вектор» - 46%).
Далее проанализируем результаты, полученные с помощью диагностических измерений по опроснику «Стиль саморегуляции поведения». Полученные данные представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2
Результаты опросника «Стиль саморегуляции поведения»
Шкалы до 10 лет 10-25лет 25-35лет от 35 лет
кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек %
Планирование 36 72 42 84 39 78 37 74
Моделирование 28 56 32 64 37 74 27 54
Программирование 24 48 41 82 39 78 17 34
Оценка результатов 21 42 34 68% 42 84 38 76
Гибкость 16 32 35 7 31 62 21 42
Самостоятельность 26 52 44 88 38 76 41 82
Общий уровень саморегуляции 25 50 39 78 36 72 26 52
Полученные данные свидетельствуют о том, что распределение респондентов по шкалам относительно возрастных групп произошло неоднородно. Так, наибольшее число респондентов, обладающих высоким уровнем самостоятельности (88%), отмечено во 2 группе, которая по большинству шкал опережает остальных опрошенных. Наименьшее количество респондентов 4 группы (34%) обладают высоким уровнем программирования, тогда как гибкостью меньше всех (32%) владеют учителя из 1 возрастной группы. Респонденты 4 группы имеют высокие результаты по шкалам: планирование (74%), оценка результатов (76%) и самостоятельность (82%).
Анализ общего уровня саморегуляции показал, что большинство респондентов, имеющих высокий уровень саморегуляции (78%) относятся ко 2 группе, а наименьшее количество учителей, обладающих высоким уровнем - относятся к 1 возрастной группе.
■ до 10лет ■ 10-25 лет ■ 25-35 лет ист35лет Рисунок 2 Сравнение результатов диагностического исследования стиля саморегуляции поведения между учителями разного стажа педагогической
деятельности
Следующим этапом стал анализ последней методики исследования самоотношения по С. Р. Пантилееву, результаты которой представлены в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Результаты методики самоотношения по С. Р. Пантилееву
Шкалы до 10 лет 1 группа 10-25лет 2 группа 25-35лет 3 группа от 35 лет 4 группа
кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек %
Открытость 21 42 24 48 23 46 16 32
Самоуверенность 12 24 25 50 27 54 19 38
Саморуководство 15 30 28 56 25 50 30 60
Зеркальное Я 24 48 21 42 25 50 11 22
Самоценность 24 48 25 50 16 32 14 28
Самопринятие 15 30 19 38 17 34 17 34
Самопривязанность 14 28 13 26 12 24 15 30
Конфликтность 11 22 15 30 12 24 19 38
Самообвинение 14 28 19 38 21 42 9 18
60«
54«
56%
ж
Ж
с/
с/
/ / / / ^
с?
■ до 10 лет я10-25лет Я25-З5лет 1 от 35 лет Рисунок 3 Сравнение результатов диагностического исследования самоотношения учителей разного стажа педагогической деятельности
Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, также распределены неравномерно относительно возрастному периоду. Наибольшее количество респондентов 4 возрастной группы обладают высоким уровнем по шкалам: саморуководство (60%)и конфликтность (38%), тогда как наименьшее количество учителей в данной возрастной группе по высокому уровню: открытость (32%); самоуверенность (38%); самоценность (28%); зеркального Я (22%) и самообвинения (18%). Отметим
Л «-»V»
результаты, полученные 1 возрастной группой: наименьшее количество респондентов обладают конфликтностью (22%), а наибольшее - самооценка и зеркальное Я по 48%. Среди респондентов 2 возрастной группы наибольшее количество обладают высоким уровнем саморуководства (56%) и самоценностью (50%), а наименьшее -самопривязанностью (26%).
Метод ранговой корреляции Спирмена [24] позволил определить взаимосвязь между общим уровнем саморегуляции и психологическим здоровьем по возрастным группам. В 1 группе показатели по шкалам двух методик были выявлены значимые корреляционные связи (г=0,578 при р<0,05); 2 группа (г=0,542 при р<0,05); 3 группа (г=0,642 при р<0,05); 4 группа (г=0,506 при р<0,05). Кроме того, выявлена взаимосвязь 4 возрастной группы в показателях шкалы «Я-вектор» и показателях самоотношения: открытости (г=0,502 при р<0,05); самоуверенности (г=0,517 при р<0,05); зеркальное-Я (г=0,695 при р<0,05).
_Обсуждение результатов
В настоящее время проблема профессионального долголетия педагога зависит не от физических и психологических факторов. Психологическое здоровье, как показал анализ научной литературы, многоаспектный феномен, требующий всестороннего и разноподходного рассмотрения. Нами определены основополагающие показатели психологического здоровья, уровень которых зависит от возраста и педагогического стажа, что согласуется с мнением М.Г. Ивановой [27].И. В. Дубровина определила основные показатели психологического здоровья (самореализация, адаптация, стрес-соустойчивость) [24]. В свою очередь, О. В. Лебедева [29] также склоняется к тому, что потребность личности в самореализации является важной составляющей психологического здоровья. Мы согласны с мнением авторов, но считаем, что показатели психологического здоровья в исследовании профессионального долголетия более разнообразны. Кроме того, полученные нами данные соотносятся с результатами исследования Р. М. Хусаиновой [25], которая определила взаимосвязь возраста и педагогического стажа, а также влияние оптимального уровня психологического возраста на продолжительность профессиональной деятельности, однако в настоящем исследовании получена взаимосвязь между саморегуляцией и психологическим здоровьем по возрастным категориям.
Так, нами установлено, что среди педагогов, чей стаж превышает 35 лет, меньшее количество респондентов, относительно остальных опрашиваемых, имеют высокий уровень по ряду показателей. Наименьшее количество учителей старшей возрастной группы имеют высокие показатели самоотношения, что свидетельствует о сниженной способности или нежелании осознавать и признавать собственное Я. Снижены показатели зеркального Я, что соответствует заниженным ожиданиям отношения к себе со стороны других людей. Кроме того, снижены показатели по шкале «Стратегический вектор», что характеризует незаинтересованность в подтверждении своих способностей в условиях достижения, то есть целеустремленность снижена. Стоит отметить высокие показатели «Гуманистический вектор», предполагающие осмысление человека как ценности, а также «Семейный вектор» - семейное благополучия имеет важное значение для человека. По результатам общего показателя психологического здоровья среди респондентов 4 группы наблюдаются заниженные значения, то есть большинство учителей старшей возрастной группы имеют сниженный уровень психологического здоровья. Данные коррелируются с показателями регулятивно-личностных
«-» '-'л ^
свойств, имеющие также сниженный уровень. А также отмечается повышенный уровень конфликтности, что снижает эффективность межличностного общения, отраженного в таком показателе, как «Просоциальный вектор». Большинство респондентов имеют низкий уровень навыков программирования, моделирования, планирования и гибкости - важные личностные качества, определяющие эффективность педагогической деятельности. Полученные нами данные согласуются с результатами исследований О.В. Лебедевой [29].
Среди лиц, чей педагогический стаж составляет 2 и 3 возрастную группу по большинству показателей отмечается значительное количество педагогов, имеющих высокий уровень: психологическое здоровье, самоотношение, а также регулятивно-лич-ностные свойства.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить некоторую взаимосвязь между возрастом педагогического работника и общим уровнем психологического здоровья, а также составляющих показателей, влияющих на продуктивную деятельность учителя.
Заключение
Важнейшим условием эффективности образовательного процесса является опыт педагогической деятельности учителя. Личность педагога на своем профессиональном пути подвергается воздействию многих факторов как физических, так и психологических, оказывающих влияние на здоровье.
В проведенном теоретическом исследовании нами установлено, что в современном научном поле существует множество работ, направленных на изучение психологического возраста различных специальностей, в частности, педагогических. Кроме того, изучение профессионального долголетия имеет острую необходимость для теоретического обоснования проблемы и прикладного применения, так как эффективность учителя зависит не только от его педагогического стажа. Длительное пребывание сопровождается неблагоприятным и деформирующем влиянием на психологическое здоровье, что сокращает путь эффективного развития в профессии.
Анализ литературы позволил определить, что продуктивное долголетие педагога подвержено динамичному и пролонгированному процессу становления через: понимание собственного предназначения, осознания актуальных и потенциальных возможностей и способностей, преодоление профессиональных проблемных ситуаций. Определяя основания личностного и профессионального развитие, нами выявлено, что самоотношение и саморегуляция поведения являются важными показателями психологического здоровья.
В эмпирической части исследования нами установлено, что уровень психологического возраста меняется в зависимости от педагогического стажа. Кроме того, была установлена взаимосвязь между психологическим здоровьем и такими показателями, как самоотношение и саморегуляция поведения.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить влияние психологического здоровья на профессиональное долголетие педагога. В дальнейшем на основе полученных данных предполагается организовать необходимые условия профессиональной среды для улучшения качества психологического возраста.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Новикова А.В., Панова Н.А., Пичугина Н.Н. Оценка самочувствия и психоэмоционального состояния учителей общеобразовательных учреждений // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2015. № 5(12). С. 1651-1652.
2. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
3. Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю. Профессиональное долголетие педагога как результат его взаимодействия в системе «Человек - образовательная среда» // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 306-310.
4. Горячева Е.В. Психологические детерминанты профессионального долголетия сотрудников МЧС России в условиях Арктического региона: дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2020. 193 с.
5. Горячева Е.В. Прогноз профессионального долголетия сотрудников МЧС России в условиях Арктического региона // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2019. № 3. С. 85-93. DOI: 10.25016/2541-7487-2019-0-3-85-93.
6. Зотова Н.Г. Профессиональное долголетие педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(4). С. 279-281.
7. Bartlett S.J. Normality Does Not Equal Mental Health: The Need To Look Elsewhere For Standards Of Good Psychological Health. Santa Barbara, 2011. Р. 296.
8. Cox R., Ervin-Cox B., Hoffman L. Spirituality and psychological health. Colorado Springs: Colorado School of Professional Psychology Press, 2005. P. 321.
9. Neria Y., Galea S., Norris F.H. Mental health and' disasters. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2009. Р. 624.
10. Zhang Y. The Present Situation and Countermeasures of Teachers' Psychological Health in Higher Vocational Colleges // 2017 2nd International Conference on Education, Sports, Arts and Management Engineering (ICESAME 2017). Atlantis Press, 2017. DOI: 10.2991/icesame-17.2017.105.
11. Francis L., Lankshear D. Work-related psychological health and psychological type: A study among primary school teachers in Wales. Research Papers in Education. 2018. № 34(4). P. 1-14. DOI: 10.1080/02671522.2018.1452959.
12. Hallarsis D.-M. Socio-Psychological Health and Stress Management of Teachers amidst Pandemic: Basis for Coping Development Program // International Journal of Research Publications (IJRP). 2023. №116(1). P. 126-133. DOI: 10.47119/IJRP1001161120234390.
13. Manman Li. On the Role of Psychological Health and Buoyancy in EFL Teachers' Professional Commitment Frontiers in Psychology. 2022. № 13. P.1-7. D0I:10.3389/fpsyg.2022.897488.
14. Rashid M. Ali, Nadeem B. A., Shuai C. Teachers' Conflict-Inducing Attitudes and Their Repercussions on Students' Psychological Health and Learning // Outcomes International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. № 16(14) P. 1-16. D0I:10.3390/ijerph16142534.
15. Clérico J.-B., Ilyasov D.F., Cherepov E.A., Sevryukova A.A., Selivanova E.A., Nikolov N.O. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress // Человек. Спорт. Медицина. 2019. № 19(3). С. 57-65. DOI: 10.14529/hsm190307.
16. Гарбузова В.С. Психологическое здоровье // Интерактивная наука. 2021. №1 (56). С. 24-25. DOI: 10.21661/r-553019.
17. Кисляков П.А., Белов М. С., Константинова Н.П. Психологическое здоровье спортсменов в период пандемии covid-2019 // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. № 13(2). Р. 77-99. DOI: 10.12731/2658-66492021-13-2-77-99.
18. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета. 2011. № 937. С. 130-133.
19. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
20. Пахальян Е.Р. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. 2006. 240 c.
21. Сединин А.Л., Парамонова С.В. О значении психологического здоровья у работающих в условиях интенсивного труда // Медицина труда и промышленная экология. 2019. №59(9). С.742-743. DOI: 10.31089/1026-94282019-59-9-742-743.
22. Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Борисов Г.И. Личностная мобильность как предиктор профессионального здоровья в позднем возрасте: результаты исследования и их использование при разработке обучающих программ // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 506-522. DOI: 10.32744/pse.2022.2.30.
23. Сулейманов Р.Ф. Смулевич А.Б. Психологические защиты, их связь с психологическим здоровьем и развитием личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. С. 81-86.
24. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 170 с.
25. Хусаинова Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 24с.
26. Демина Л.Д. Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: АТУ, 2000. 121 с.
27. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 24 с.
28. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91-105.
29. Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего педагога в образовательном пространстве педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. Рязань, 2021. 48 с.
30. Лебедева О.В., Батюта М.Б. Особенности профессиональной направленности личности студента - будущего учителя физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 2(11). С. 143-152. DOI: 10.14526/01_1111_113.
31. Lebedeva O.V. Kochneva E.M., Lebedeva O.V. [et al.] Empirical Approach To Understanding The Problems Of
Parenthood Motivation // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. TOJDAC. 2018. Р. 28132822. DOI: 10.7456/1080SSE/358.
32. Барабанщикова В.В., Климова О.А. Анализ эффективности применения программы профилактики развития профессиональных деформаций // Сборник материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и современный мир». Архангельск, 2015. С. 162-165.
33. Luteijn F., Barelds D. Psychological Diagnostics in Health Care. 4 ed. Amsterdam: Boom, 2019. 356 p.
34. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
35. Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992. С. 24-24.
REFERENCES
1. Novikova A.V., Panova N.A., & Pichugina N.N. Assessment of the well-being and psycho-emotional state of teachers of educational institutions. Bulletin of medical Internet conferences, 2015, vol. 12 (5), pp. 1651-1652.
2. Mitina L.M., Mitin G.V., &Anisimova O.A. Professional activity and health of a teacher: Professional activity and teacher health: textbook for students of higher education institutions, 2005, 368 p.
3. Zotova N.G., & Tikhomirov M.Yu. Professional longevity of a teacher as a result of his interaction in the system "Human - educational environment". Ecopsychological research - 6: ecology of childhood and psychology of sustainable development, 2020, no. 6, 306-310.
4. Goryacheva E.V. (2020). Psychological determinants of professional longevity of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Arctic region: Diss. Cand. Psychol. Sci., St. Petersburg, 193 p.
5. Goryacheva E.V. Prognosis of professional longevity of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the conditions of the Arctic region. Biomedical and socio-psychological problems of safety in emergency situations, 2019, no. 3, pp. 85-93. DOI: 10.25016/2541-7487-2019-0-3-85-93. (In Russ.).
6. Zotova N.G. Professional longevity of a teacher. Problems of modern pedagogical education, 2018, vol. 61, no. 4, p. 279.
7. Bartlett S.J. (2011) Normality Does Not Equal Mental Health. The Need To Look Elsewhere For Standards Of Good Psychological Health, 2011, 296 p.
8. Cox R., Ervin-Cox B., Hoffman L. Spirituality and psychological health. Colorado Springs. Colorado School of Professional Psychology Press, 2005, 321 p.
9. Neria Y., Galea S., Norris F.H. Mental health and' disasters. Cambridge, 624.
10. Zhang Y. The Present Situation and Countermeasures of Teachers' Psychological Health in Higher Vocational Colleges. 2017 2nd International Conference on Education, Sports, Arts and Management Engineering (ICESAME 2017), 2017. DOI: 10.2991/icesame-17.2017.105
11. Francis L., Lankshear D. Work-related psychological health and psychological type: A study among primary school teachers in Wales. Research Papers in Education, 2018, vol. 4, no. 34, pp. 1-14. DOI: 10.1080/02671522.2018.1452959
12. Hallarsis D.-M. Socio-Psychological Health and Stress Management of Teachers amidst Pandemic: Basis for Coping Development Program. International Journal of Research Publications (IJRP), 2023, vol. 1, no. 116, pp. 126-133. DOI: 10.47119/IJRP1001161120234390
13. Manman Li. On the Role of Psychological Health and Buoyancy in EFL Teachers' Professional Commitment. Frontiers in Psychology, 2022, no. 13, pp. 1-7. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.897488
14. Rashid M. Ali, Nadeem B. A., Shuai C. Teachers' Conflict-Inducing Attitudes and Their Repercussions on Students' Psychological Health and Learning. Outcomes International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 14, no. 16, pp. 1-16. DOI: 10.3390/ijerph16142534
15. Clerico J.-B., Ilyasov D.F., Cherepov E.A., Sevryukova A.A., Selivanova E.A., Nikolov N.O. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 3, no. 19, pp. 57-65. DOI: 10.14529/hsm190307 (In Russ., abstract in Eng.)
16. Garbuzova V.S. Psychological health. Interactive science, 2021, vol. 56, no. 1, pp. 24-25. DOI: 10.21661/r-553019 (In Russ.)
17. Kislyakov P.A., Belov M.S., Konstantinova N.P. Psychological health of athletes during the covid-2019 pandemic. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021, vol. 2, no. 13, pp. 77-99. DOI: 10.12731/2658-6649-202113-2-77-99 (In Russ.)
18. Kozlov A.V. The structure of psychological health: a psychosemantic approach. Bulletin of Kharkiv National University, 2011, vol. 937, pp. 130-133. (In Russ.)
19. Panov V. I. (2004). Ecological psychology: The experience of methodology construction, 197 p.
20. Pakhalyan E.R. Development and psychological health. Preschool and school age, 2006, 240 p.
21. Sedinin A.L., Paramonova S.V. On the importance of psychological health among workers in conditions of intensive work. Occupational medicine and industrial ecology, 2019, vol. 9, no. 59, pp. 742-743. DOI: 10.31089/1026-94282019-59-9-742-743 22. (In Russ.)
22. Sergeeva T.B., Glukhanyuk N. S., Pecherkina A. A., Borisov G. I. Personal mobility as a predictor of occupational
health at a late age: research results and their use in the development of training programs. Perspectives of science and education, 2022. vol. 56, no. 2, pp. 506-522. DOI: 10.32744/pse.2022.2.30 (In Russ.)
23. Suleymanov R.F. Smulevich A.B. Psychological defenses, their connection with psychological health and personal development. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2020, pp. 81-86.
24. Dubrovina I.V. Psychological Health of Children and Adolescents in the Context of a Psychological Service: Methodological Handbook for Child Practitioners in Educational Institutions. Ekaterinburg, Business Book Publ., 2000. 170 p.
25. Husainova R.M. The dependence of the psychological health of the teacher: Abstract Diss. Cand. Psychol. Sci., 2006, 24 p.
26. Demina L.D., Ralnikova I.A. Psychological health and protective mechanisms of personality, 2000, 121 p.
27. Ivanova M.G. Structural, functional and dynamic characteristics of psychological health of the individual: Abstract. Diss. Cand. Psychol. Sci., 2001, 24 p.
28. Slobodchikov V.I., Shuvalov A.V. Anthropological approach to solving the problem of psychological health of children. Voprosy psikhologii, 2001, no. 4, pp. 91-105.
29. Lebedeva O.V. Psychological health of a future teacher in the educational space of a pedagogical university: Abstract. Diss. Cand. Psychol. Sci., 2021, 48 p.
30. Lebedeva O.V., Batyuta M.B. Features of the professional orientation of the personality of a student - a future teacher of physical culture. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, 2016, vol. 11, no. 2, pp. 143-152. DOI: 10.14526/01_1111_113. (In Russ.).
31. Lebedeva O. V. Kochneva E. M., Lebedeva O. V. [et al.] Empirical Approach To Understanding The Problems Of Parenthood Motivation. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. TOJDAC, 2018. pp. 28132822. DOI: 10.7456/1080SSE/358 (In Russ., abstract in Eng.).
32. Barabanshchikova V.V., Klimova O.A. Analysis of the effectiveness of the program for the prevention of the development of professional deformations. Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of students, postgraduates and young scientists "Psychology and the modern world", 2015, pp. 162-165.
33. Luteijn F., Barelds D. Psychological Diagnostics in Health Care. 4 ed. Amsterdam: Boom, 2019. 356 p.
34. Morosanova V.I. Bondarenko I.N. Diagnostics of human self-regulation, 2015. 304 p.
35. Aladin A.A., Pergamenshchik L.A., Furmanov I.A. Psychodiagnostics and psychocorrection in the educational process, 1992, pp. 24-24.
Информация об авторах Горбунова Наталья Владимировна
(Россия, г. Ялта) Профессор, доктор педагогических наук, директор Гуманитарно-педагогическая академии (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-5377-9466 Scopus Author ID: 57195348905 ResearcherlD: AAG-2130-2019
Фетисов Александр Сергеевич
(Россия, г. Воронеж) Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3397-9863 Scopus Author ID: 57200323607
Information about the authors Natalia V. Gorbunova
(Russia, Yalta) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Director of the Humanitarian-Pedagogical Academy (branch)
Vernadsky Crimean Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-5377-9466 Scopus Author ID:57195348905 ResearcherlD: AAG-2130-2019
Alexander S. Fetisov
(Russia, Voronezh) Associate Professor, Dr. Sci. (Educ.), Head of the Department of Social Pedagogy Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3397-9863 Scopus Author ID: 57200323607