УДК 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ МОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Мельникова И.П., Мельникова М.А.
Работа на морском транспорте связана с высоким уровнем не только физического, но н психического напряжения, а потому вопросы сохранения и укрепления психического здоровья моряков, являются odnoft из основных задач и психологов, и педагогов, и медиков, с первого дня учебы будущего моряка в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: курсанты: профессиональные факторы: состояние здоровья: психологическое здоровье: психологическая адаптация: тревожность: нервно-психическое напряжение.
PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MARITIME SPECIALTY CADETS
Melnikova LP., Melnikova M.A.
Work on maritime transport is associated with a high level of not only physical but also mental stress, because conservation and strengthening the mental health of seamen are one of the main tasks ofpsychologists, educators and doctors, from the first day of study of the future seaman at the highest level educational institution.
Keywords: cadets: professional factors: health status: psychological health: psychological adaptation: anxiety: neuropsychic stress.
Контингент курсантов морских вузов, в том числе курсантов Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (г. Владивосток) является специфичным по сравнению со студентами, благодаря влиянию на него комплекса определенных негативных факторов, присущих только данной категории учащихся.
Оценка и прогнозирование психологического здоровья курсантов морских специальностей, функционирующих в режиме единоначалия и имеющих централизованную систему обеспечения условий труда и быта, заслуживают особого внимания. Уже с первых курсов, помимо психофизиологических нагрузок на берегу (учеба, наряды в дневное и ночное время, строевые подготовки), они подвергаются длительным психофизиологическим нагрузкам во время плавательной практики на судах [1; 2; 3].
Во время данного типа практик, на курсантов действует комплекс стресс-факторов, который может привести к ослаблению их психологического здоровья, особенно в течение первого месяца пребывания в море, поскольку в это время повышаются коэффициенты дезадаптации, волевой напряженности, растет боязнь потерять контроль над ситуацией, усиливается стремление к покою.
По завершении первичной психологическая адаптации к условиям рейса, происходит небольшой подъем психоэмоционального фона (жажда деятельности, активность), но, несмотря на это, необходимость длительной работы компенсаторных механизмов приводит к утомлению и ухудшению общего психофизиологического состояния, что начинает проявляться у большинства курсантов в конце третьего месяца плавания. Наступает период так называемой «рейсовой усталости».
Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие. От этих факторов зависит крепость здоровья человека.
Личностные особенности, имея определенное предрасполагающее значение, способны оказать значимое влияние, в том числе и негативное, на психологическое здоровье. Они могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными. Личностной особенностью, например, может быть высокий уровень тревожности. У курсанта с высокими уровнями тревожности и нервно-психического напряжения могут возникнуть проблемы с психологическим здоровьем.
С учетом этого, с целью оценки предрасположенности к ухудшению психологического здоровья, нами была проведена оценка уровня
тревожности и нервно-психического напряжения курсантов с применением опросника тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю. Ханина. Мы оценили уровень реактивной и личностной тревожности у 120 курсантов, в том числе у семидесяти человек, обучающихся на электромеханическом факультете (ЭМФ) и у пятидесяти - на судомеха-ническом и судоводительском факультетах (СМФ и СВФ) (табл. 1).
Таб.тща 1.
Личностная и реактивная тревожность курсантов
Уровень тревожности Значения показателей по факультетам
ЭМФ (70 человек) СМФ и СВФ (50 человек)
Вид тревожности Вид тревожности
Реактивная Личностная Реактивная Личностная
чел. % чел. % Чел. % чел. %
Выраженная 49 70,0 38 55,0 35 70,0 30 60,0
Умеренная 14 20,0 22 31,0 10 20,0 15 30,0
Низкая 7 10,0 10 14,0 5 10,0 5 10,0
Выявлено, что среди курсантов всех факультетов преобладает выраженная реактивная тревожность (70,0%). Личностная тревожность в большей степени определяется у курсантов судо-механического и судоводительского факультетов (60,0%); среди курсантов электромеханического факультета её уровень составляет 55,0%, т. е. каждым респондентом по обеим шкалам набрано 46 и более баллов.
Высокие баллы по шкале реактивной тревожности в обеих группах могут свидетельствовать в пользу того, что для большинства курсантов характерны стрессонеустойчивость, нервозность.
Высокие баллы по шкале личностной тревожности указывают на то, что большинство респондентов обеих групп относятся к категории высокотревожных людей, склонных воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, особенно в ситуациях оценки их компетенции, в том числе профессиональной.
Выявление уровня тревожности с помощью методики измерения степени выраженности нервно-психического напряжения
(НПН) Т.А. Немчина показало, что у представителей электромеханического (58,0%) и судомеханического (48,0%) факультетов преобладает умеренное нервно-психическое напряжение (испытуемые набрали от 51 до 70 баллов), как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологической организации человека, сопровождающийся, в данном случае, преимущественно нейтральными переживаниями (табл. 2).
Таб.тща 2.
Степень выраженности нервно-психического напряжения по методике Т.А. Немчина
Уровень нервно-психического напряжения Курсанты ЭМФ (70 человек) Курсанты СВФ (25 человек) Курсанты СМФ (25 человек)
Чел. % Чел. % Чел. %
Слабое (детензивное) 19 27,0 14 55,0 4 16,0
Умеренное (интенсивное) 41 58,0 4 16,0 12 48,0
Чрезмерное (экстенсивное) 10 15,0 7 29,0 9 36,0
По позиции чрезмерное нервно-психическое напряжение курсанты судомеханическом факультете (36,0%) получили от 71 до 90 баллов, на втором месте по пердставленности результатов по этой позиции - курсанты судоводительском факультете (29,0%), а на электромеханическом факультете чрезмерное напряжение испытывают 15,0% курсантов. Данным испытуемым присущи отрицательно окрашенные переживания, связанные с особенностями их жизнедеятельности.
Слабое нервно-психическое напряжение установлено у большей половины (55,0%) курсантов СВФ, которые набирали от 30 до 50 баллов. Для них характерны позитивные эмоции и переживания в большинстве жизненных ситуаций. Состояние тревоги и возрастание наличного уровня тревожности у курсантов, как правило, вызваны внешними стрессовыми раздражителями (изменение условий обучения, начало учебно-плавательской деятельности) или некоторым внутренним источником (когнитивной оценкой угрозы данной ситуации).
Таким образом, в процессе профессионального освоения специальностей, на психологическое здоровье курсантов оказывает воздействие совокупность взаимосвязанных факторов среды обучения, требующих значительного напряжения адаптационных механизмов поддержания гомеостаза, высокой производительности учебно-производственного процесса и т.д. [4].
При исследовании уровня тревожности и нервно-психического напряжения курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского, нами установлено, что большинство респондентов относятся к категории высокотревожных людей, а значит, имеют предрасположенность к риску подорвать свое психологическое здоровье, особенно при условии работы в море.
Рост уровня тревожности у курсантов, как правило, вызван внешними стрессовыми раздражителями (изменение условий обучения, выходом на плавательную практику и т.д.) или внутренними источниками, в первую очередь, когнитивной оценкой ситуации, в том числе, связанной с выходом на судне в море, как несущей потенциальную угрозу собственной безопасности.
В силу профессиональных, возрастных и физиологических особенностей курсантов наиболее перспективными методами сохранения их психологического здоровья, являются методы, в основе которых лежат стимуляция адаптивных систем и повышение неспецифической резистентности организма, отвечающие на влияние неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе стрессов различного происхождения, климатогеографических и метеофакторов.
Выбор метода повышения резистентности организма должен основываться на принципе универсальности характера процессов саногенеза и рефлекторном механизме действия всех используемых лечебных факторов; сочетанного однонаправленного их действия, позволяющего при низкоинтенсивных воздействиях стимулировать собственно защитные силы индивида, оказывать регулярное и тренирующее влияние на различные системы, тем самым усиливать повышение резистентности организма.
Список литературы
1. Войтенко A.M. Гигиена обитаемости морских судов: монография / Под ред. A.M. Войтенко, JI.M. Шафран. Киев: Здоровье, 2000. 131 с.
2. Christopher A.D., Barton G. Inhalational diesel exhaust exposure in submar // Military med. 2008. Vol. 173, pp. 671-678.
3. Новик A.A., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. Москва: OJIMA Мед. Групп, 2007. 320 с.
4. Мельникова И.П., Захаренков В.В., Виблая И.В. Мониторинг состояния здоровья курсантов морских специальностей как мероприятие по сохранению трудового потенциала // Сб. науч. тр.: Проблемы общественного здоровья и совершенствование организации здравоохранения на современном этапе. Новокузнецк. 2016. С. 189-193.
References
1. Voitenko A.M. Hygiene of habitation of sea vessels: monograph / ed. A.M. Voitenko, LM Saffron. Kiev: Health, 2000. 131 p.
2. Christopher A.D., Barton G. Inhalational diesel exhaust exposure in submar // Military med. 2008. Vol. 173, pp. 671-678.
3. Novik A.A., Ionova T.I. Guide to the study of quality of life in medicine. Moscow: OLMA Med.Grupp, 2007. 320 p.
4. Melnikova I.P., Zakharenkov V.V., Viblaya I.V. Monitoring the health status of cadets of marine specialties as an activity to preserve labor potential // Sb. sci. tr.: Problems of public health and improving the organization of public health services at the present stage. Novokuznetsk. 2016,pp. 189-193.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Мельникова Ирина Петровна, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, доктор медицинских наук, доцент Морског! государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Верхнепортовая, 50а, г. Владивосток, 690059, Россия теИга_6(а)таИ. ги
Мельникова Марина Александровна, доцент кафедры менеджмента и логистики, кандидат психологических наук, доцент Морского государственны!^ университет им. адм. Г.И. Невельского
Верхнепортовая, 50а, г. Владивосток, 690059, Россия ma_melnikova(q,mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Melnikova Irina Petrovna, Professor of the Department of Life Safety, Doctor of Medicine, Associate Professor
Maritime State University
50a, Verkhneportovaya, Vladivostok, 690059, Russia
melira_6@mail. ni
ORCID: 0000-0001-9071-6261
Melnikova Marina Aleksandrovna, Associate Professor of Management and Logistics Department, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Maritime State University
50a, Verkhneportovaya, Vladivostok, 690059, Russia ma_melnikova(q,mail. ru ORCID: 0000-0001-7546-3964