Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ВИКТИМНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ВИКТИМНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ВИКТИМНОСТЬ ДЕТЕЙ / ВИКТИМНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корюкова М. Ю.

В данной статье раскрываются проблемы виктимности детей и подростков в информационном пространстве и предлагаются пути их решения. Высказана авторская позиция о воздействии информационной среды, которое может иметь психологический характер и угрожать виктимности детей и подростков. Описывая особенности поведения подростков в информационном пространстве, исследуются социальные сети и их роль в повышении виктимность детей. Анализируется практика существующих меры ограничения для детей и подростков в доступе к сети Интернет, а также делаются авторские выводы насколько точно соблюдаются эти ограничения. Рассматривается существующие меры ответственности для родителей за бесконтрольный доступ детей к сети Интернет и насколько они эффективны. Обосновываются пути решения поставленных проблем. Утверждается, что осведомленность, контроль, правильное восприятие поможет молодому поколению справиться с информационным шумом и воздействием на психологическую составляющую детей и подростков в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT ON THE STATE OF VICTIMIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

This article reveals the problems of victimization of children and adolescents in the information space and proposes ways to solve them. The author’s position on the impact of the information environment, which can have a psychological nature and threaten the victimhood of children and adolescents, is expressed. Describing the peculiarities of adolescents’ behavior in the information space, social networks and their role in increasing children’s victimization are investigated. The practice of existing restrictive measures for children and adolescents in accessing the Internet is analyzed, and the author’s conclusions are drawn as to how exactly these restrictions are observed. Existing measures of responsibility for parents for uncontrolled access of children to the Internet are considered and how effective they are. Ways of solving the problems raised are substantiated. It is argued that awareness, control, correct perception will help the younger generation to cope with the information noise and the impact on the psychological component of children and adolescents nowadays.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ВИКТИМНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

V-

Научная статья УДК 343.988

DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19414

Психологическое воздействие информационной среды на состояние виктимности детей и подростков

Маргарита Юрьевна Корюкова

Университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Волго-Вятский институт (филиал) Киров, Российская Федерация

margo.koryukova.00@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4847-8786

Аннотация. В данной статье раскрываются проблемы виктимности детей и подростков в информационном пространстве и предлагаются пути их решения. Высказана авторская позиция о воздействии информационной среды, которое может иметь психологический характер и угрожать виктимности детей и подростков. Описывая особенности поведения подростков в информационном пространстве, исследуются социальные сети и их роль в повышении виктимность детей. Анализируется практика существующих меры ограничения для детей и подростков в доступе к сети Интернет, а также делаются авторские выводы насколько точно соблюдаются эти ограничения. Рассматривается существующие меры ответственности для родителей за бесконтрольный доступ детей к сети Интернет и насколько они эффективны. Обосновываются пути решения поставленных проблем. Утверждается, что осведомленность, контроль, правильное восприятие поможет молодому поколению справиться с информационным шумом и воздействием на психологическую составляющую детей и подростков в настоящее время. Ключевые слова: информация, интернет, виктимность детей, виктимность подростков, воздействие информационной среды

Для цитирования: Корюкова М. Ю. Психологическое воздействие информационной среды на состояние виктимности детей и подростков // Виктимология. 2022. Т. 9, № 4. С. 484-491. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19414

Research article

The Psychological Impact of the Information Environment on the State of Victimization of Children and Adolescents

Margarita Yu. Koryukova

Vo^-Vyatka Institute (branch) O. E. Kutafin University (MSAL), Kirov, Russian Federation margo.koryukova.00@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4847-8786

Abstract. This article reveals the problems of victimization of children and adolescents in the information space and proposes ways to solve them. The author's position on the impact of the information environment, which can have a psychological nature and threaten the victimhood

© М. Ю. Корюкова

of children and adolescents, is expressed. Describing the peculiarities of adolescents' behavior in the information space, social networks and their role in increasing children's victimization are investigated. The practice of existing restrictive measures for children and adolescents in accessing the Internet is analyzed, and the author's conclusions are drawn as to how exactly these restrictions are observed. Existing measures of responsibility for parents for uncontrolled access of children to the Internet are considered and how effective they are. Ways of solving the problems raised are substantiated. It is argued that awareness, control, correct perception will help the younger generation to cope with the information noise and the impact on the psychological component of children and adolescents nowadays.

Keywords: information, Internet, child victimhood, adolescent victimhood, exposure to the information environment

For citation: Koryukova MYu. The Psychological Impact of the Information Environment on the State of Victimization of Children and Adolescents. Viktimologiya [Victimology]. 2022;9(4):484-491. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19414 (In Russ.)

Введение

В настоящее время требует особого внимания виктимность детей и подростков. На наш взгляд, заслуживает внимания точка зрения В. И. Полубинского, который указывает, что «вероятность стать жертвой преступления повышается и снижается не только от наличия или отсутствия определенных личностных качеств человека и его виктимно опасного или безупречного поведения, но от времени, места и положения, в котором он оказался, от ряда других условий, составляющих вкупе вик-тимогенную обстановку» [6, с. 32-33].

Нужно уделять повышенное внимание влиянию на молодое поколение информационного пространства как виктимоген-ной обстановке. Информационная среда выделена как фактор виктимизации общества [5]. Доступ в интернет имеет большие возможности для поиска информации, общения с единомышленниками, просмотра мультфильмов и сериалов, игр, но также он и оставляет негативный отпечаток на восприятии детей и подростков тех или иных жизненных ситуаций.

В Стратегии национальной безопасности указывается: «В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет) размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению

самоубийства, осуществляется пропаганда криминального образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация. Основным объектом такого деструктивного воздействия является молодежь»1.

Описание исследования

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2022 год. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Викторович Краснов выступил с докладом и отметил: «Взрослые не всегда вовремя узнают о новых, в том числе крайне опасных увлечениях своих детей. Например, только для пропаганды в интернете так называемой «колумбай-новской» идеологии было создано почти 700 сообществ. Результатом действий ее «безумных адептов», стали шокирующие своей жестокостью нападения на школы, гибель детей»2. По оценкам зарубежных исследователей А. Боббио, Х. Бруэра, К. Арбах

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (дата обращения: 18.08.2022).

2 Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры // Сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/68274 (дата обращения: 23.10.2022).

«более половины детей и подростков в мире страдают от того или иного вида виктими-зации, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе может увеличить вероятность проявления рискованного поведения, насилия, новых виктимизаций или проблем с психическим здоровьем» [1, с. 9].

Отечественные ученые не в меньшей мере уделяют внимание рассмотрению проблем виктимизации детей и подростков в информационном пространстве, а также их виктимному поведению в сети Интернет, с учетом развития цифровизации в обществе.

Так, И. Л. Емельянов в своей работе указывает, что «степень виктимности четче проявляется, если рассматривать жертву преступления в связи с ее поведением, внутренними и внешними факторами, влияющими на виктимность. Степени различаются в случаях отрицательного поведения жертвы без оттенка провокации, или провокационного поведения жертвы, или социально полезного поведения жертвы, вызывающего недовольство со стороны преступника. Эти виды поведения отличаются и по оценке преступления в отношении его опасности для общества, его социально-правовой природы и степени выраженности в них виктимности. Изучение виктимности во всех ее проявлениях, учитывая ее виктимологическую и социально-правовую природу, позволяет определить роль жертвы в генезисе преступления, установить степень и характер причастности индивида к содеянному преступлению, раз и навсегда решить вопросы наказания за противоправное поведение» [3, с. 243]. Так же справедливо указанный автор отмечает, что «предотвратить потенциальную виктимизацию, т. е. реализовать цели виктимологической профилактики, он может нередко только при той общности, с которой он (человек) себя соотносит, при условии соответствующего правового воспитания» [3, с. 245]. Вопросам виктимологической профилактики в информационной среде посвящены и другая работа, где авторы рассматривают средства массовой информации, в том числе и интернет как одну из эффективных составляющих мер виктимологической профилактики [4].

Проблема виктимизации детей и подростков в информационном пространстве связана, на наш взгляд, в доступности и простоте регистрации в различных социальных сетях. Дети более активны именно в них. К самым популярным можно причислить «ВКонтакте», «Телеграм», «ТикТок» и другие, запрещенные на сегодняшний день социальные сети на территории Российской Федерации. Сообщества, которые выкладывают информацию различного характера в новостные ленты, подростками воспринимаются по-разному в силу их возрастного развития.

Социальная сеть «ВКонтакте» не предусматривает ограничения возраста при регистрации. Фактически завести собственную страницу может любой пользователь, который умеет читать и писать. Если подростки около 14 и более лет смогут в силу возраста осознавать характер ситуации, то детям младше это будет затруднительно. При регистрации можно ввести данные не соответствующие действительности и тем самым создавать фейковые страницы, которые трудно отследить.

Следует сделать вывод, что введение ограничений в правила пользования сети по минимальному возрасту при регистрации смогло бы помочь искоренить пребывание ребенка в социальной сети до более осознанного возраста.

Информацию различного рода, содержащуюся даже в различных мультфильмах, которую дети не должны слушать в силу своего возраста, можно увидеть также в интернете. При этом на законодательном уровне приняты меры по ограничению такого просмотра.

В федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1 приводится классификация информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

1 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108808// (дата обращения: 13.04.2022).

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей.

Однако такие категории не во всех случаях позволяют ограничить доступ ребенка к просмотру. Дети, имеющие гаджет, могут с легкостью увидеть любой фильм, исключение дети, у которых на смартфонах подключен так называемый «родительский контроль» на операционных системах. Эта функция позволяет родителю контролировать строку поиска ребенка. Например, приведенные выше категории по возрасту будут применяться при контроле фильмов и мультфильмов. Если в стандартных поисках появляются ссылки на взрослый провокационный контент, то при таком контроле ребенок их не увидит. Такая функция также позволяет защитить детей от установления контактов с незнакомцами, которые всячески пытаются оказать негативное влияние на детей, преследуя свои преступные цели. Без «родительского контроля» ребенок рискует оказаться в виктимогенной обстановке.

В социальных сетях подросткам встречаются призывы к самоубийству. Ст. 110.2 УК РФ указывает на распространение информации о способах совершения самоубийства. Если в социальных группах сетей еще контролируется контент, то в личных сообщениях нет. В приватных переписках подростки могут обсуждать все, что захочется и с кем захочется. В том числе интернет богат песнями, клипами, в которых косвенно отражается сущность суицида. Грусть, тоска, тяжелые периоды жизни, одиночество в социальных сетях демонстрируются как то, что присуще подростковому поколению. Исполнители песен становятся объектами для подражания подростков. В том, что их любимый музыкант «устал от жизни» ребенок видит смысл грустить вместе с ним. Эта же статья УК РФ предусматривает ответственность за образование «групп смерти», которые направляют детей на суицидальные действия. Тем самым УК РФ предупреждает воздействие на виктимность ребенка и охраняет его

права. Такие сообщения «незнакомцев», содержащиеся в личных переписках необходимо блокировать самой социальной сетью, однако это сложная задача, требующая серьезной проработки в условиях доступности информационной среды.

Другая ситуация складывается из тех же клипов и песен, которые содержат в себе направленность на богатство и «купание в деньгах». Современные исполнители оказывают психологическое влияние на виктимность подростков. Демонстрация богатства, запрещенных веществ также сопровождается гордостью за легкость их завладения, тем самым побуждая в подростках веру в безответственность, а она может склонить детей в преступный мир.

П. Н. Фещенко в своей научной статье справедливо указывает: «...во-первых, о наличии большого числа молодых людей, имеющих проблемы в социализации, а во-вторых, что требуются дополнительные, более эффективные меры предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними или в отношение них. В обоих случаях субъектов этих деяний справедливо следует считать жертвами» [10, с. 112].

Другие авторы И. С. Бубнова, А. Г. Терещенко приводят особенности, которые характерны для подростков: «.эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того, чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации, необходима виктимологиче-ская профилактика населения, в особенности подростков» [2, с. 92].

Жертвами подростки и дети могут становиться так же из-за проблем общения со сверстниками в социальной сети. Под социализацией понимается процесс развития, складывающийся прежде всего под влиянием среды, которая их окружает. В публичных сообществах социальных сетей может контролироваться потенциально неприемлемый контент, то есть спам, оскорбления,

мошенничество, материалы для взрослых или же ненастоящий профиль. Подросток, в принципе, может ограничить доступ к своей странице, заблокировать подозрительных незнакомцев, обезопасив себя от возможных преступников, но лишь в случае осознания возможных рисков, которые не всегда может воспринять самостоятельно без помощи своих родителей.

С. А. Фалкина указывает, что «взаимодействие подростков в интернет пространстве характеризуется необязательностью соблюдения общепринятых норм, и тем самым усложняет процесс контроля тех социальных норм и форм поведения, которые усваивают пользователи сети Интернет. Также остро стоит вопрос о новых типах и способах взаимодействия между подростками и различными социальными группами, характеризующимися, в том числе, и социально опасными проявлениями. В свою очередь, негативными последствиями могут считаться общение с носителями форм девиантного поведения в Сети, а именно, к которому относится хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, компьютерная педофилия» [9, с. 230]. Подростки подвергаются психическому насилию, то есть происходит давление на развитие личности. П. Ю. Утков перечисляет эти методы: «игнорирование, жестокая ирония, постоянное или периодическое словесное оскорбление»[8, с. 61].

Проблема также существует в открытости самопрезентации подростков. Пребывание в сети подростками не ограничивается лишь просмотром записей со стены, а также имеет место самовыражение. Подросток читает мнение другого и так далее, формируя в сети всеобщее мнение, которое принимают как единственно верное. Темы насилия, наркотиков, алкоголя, политики чаще всего попадают в поле для размышлений подростков. В этом аспекте проблему можно решить путем подачи молодому поколению правовых истин законодательства. Например, введение дополнительных школьных дисциплин по правовой грамотности. Толкование самым простым языком детям о законе и праве. Возможно допустить, что ребенок может не осознавать незаконность своих действий ввиду

слабого осмысления ситуации. Детям важно уяснить то, что существует ответственность за распространение недостоверной информации в отношении другого человека, общества и государства. Выложив какую-либо информацию, подросток должен понимать, что он влияет на сознание и своего окружения. Молодое поколение в большей степени слушают своих же сверстников, зачастую не анализируя правомерность их высказываний.

Следует затронуть вопрос о возможности привлечение родителей к ответственности за неисполнение обязанностей. Кто должен отвечать за поведение ребенка в сети Интернет? Его родители. Обязанности родителей закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, а именно в статье 63, в которой указывается: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»1. Предусмотрена семейно-пра-вовая ответственность, то есть отобрание ребенка органом опеки и попечительства, ограничение или даже лишение родительских прав. Административная ответственность предусмотрена ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ): «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»2. Уголовная ответственность наступает согласно ст. 156 УК РФ при «Неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_8982/6ef44561bc44714ff21426ceca1e8390b9e970cf// (дата обращения: 03.05.2022).

2 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34661/8c909d7721021 e06a0cd78ded36d20014e532670// (дата обращения: 03.05.2022).

лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним»1.

Исследуя указанные нормы законодательства, необходимо остановиться на административной ответственности. В санкции статьи 5.35 КоАП РФ указывается, что родителям грозит от предупреждения до наложения административного штрафа от ста до пятисот рублей. Объективная сторона данного правонарушения составляет как действие, так и бездействие. Полагаем, что законодателю можно предложить усовершенствование данной статьи. Если понятие «ненадлежащее исполнение обязанностей» является оценочным, то «бесконтрольность» детей в сети должна также подпадать под данную норму. Для уточнения можно ввести в диспозицию данной нормы следующее дополнение «а равно бесконтрольность в сети Интернет». Из санкции статьи предлагается убрать такую меру ответственности как «предупреждение» и повысить размер административного штрафа до пяти тысяч рублей.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (дата обращения: 13.04.2022).

Данная конкретизация, полагаем, позволит повысить уровень ответственности и контроля в информационном пространстве со стороны родителей своих детей.

Подростки чаще всего большинство времени могут посвятить интернету из-за своей незанятости. По оценкам специалистов «не меньшую опасность представляет еще одно бедствие среди подростков — интернет-зависимость. Под подростковой интернет-зависимостью понимают, общение в социальных сетях и время провождение в ролевых онлайн-играх» [7, с. 39]. У молодого поколения, которое имеет цели к положительным стремлениям, не возникнет, как правило, умысла на обсуждение в сети, да и нет времени на это в силу стремления к развитию.

В настоящее время остро стоит проблема восприятия молодым поколением различного рода информации. Подростку, который увидел в информационном пространстве тот или иной сюжет, направляющий на незаконные действия, необходимо анализировать его как исключительно неверный.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что проблемам негативного психологического воздействия на виктимность детей и подростков в информационной среде в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Необходимо предвидеть и устранить затронутые в настоящей статье проблемы, так как подрастающее поколение — это будущее нашей страны.

Список источников

1. Bobbio A., BreweraT J., Arbach K. Victimization and multi-victimization of children and adolescents: a descriptive study of young people from Argentina // Journal of Victimology. 2022. Iss. 13. P. 9-34. DOI: 10.12827/RVJV.13.01.

2. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Проблема виктимного поведения подростков и его социально-педагогическая профилактика // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. C. 89-93.

3. Емельянов И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78). С. 241-246.

4. Кузнецова К. В., Майоров А. В. Роль средств массовой информации в виктимологической профилактике // Виктимология. 2020. № 2 (24). С. 39-44.

5. Майоров А. В. Информационная среда как фактор, детерминирующий процессы криминализации и виктимизации в современном // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2018. № 1 (11). С. 72-75.

6. Полубинский В. И. Правовые основы учения о жертве преступления. Горький : Горьк. высш. школа МВД СССР, 1979. 84 с.

7. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Концепт. 2014. № S30. С. 36-40.

8. Утков П. Ю. Вопросы виктимности младших школьников в истории педагогической психологии // Мир науки. 2017. Т. 5, № 1. С. 61.

9. Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 230-236.

10. Фещенко П. Н. Место и роль виктимологической профилактики в учебных заведениях в системе мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации // Виктимология. 2022. Т. 9, № 1. С. 108-118. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-10911.

1. Bobbio A, Breweraat J, Arbach K. Victimization and multi-victimization of children and adolescents: a descriptive study of young people from Argentina. Revista de Victimologia = Journal of Victimology. 2022;(13):9-34. DOI: 10.12827/RVJV.13.01.

2. Bubnova IS, Tereschenko AG. The problem of victim behavior of adolescents and its socio-ped-agogical prevention. Psihologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology in Economics and Management]. 2014;(1):89-93. (In Russ.)

3. Emelyanov IL. Victimhood and victimization: the concept, types, problems of prevention. Izves-tiya Altajskogogosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Altai State University]. 2013;(2-1):241-246. (In Russ.)

4. Kuznetsova KV, Mayorov AV. The role of mass media in victimological prevention. Viktimologiya [Victimology]. 2020;(2):39-44. (In Russ.)

5. Mayorov AV. Information environment as a factor determining the processes of criminalization and victimization in modern society. Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Ural Financial and Legal Institute]. 2018;(1):72-75. (In Russ.)

6. Polubinsky VI. Legal bases of the doctrine of the victim of a crime. Gorky; 1979. 84 p. (In Russ.)

7. Pyankova NG, Matviyuk VM. The influence of the global network of the Internet on the psyche of adolescents. Koncept [Concept]. 2014;(S30):36-40. (In Russ.)

8. Utkov PYu. Issues of victimhood of younger schoolchildren in the history of educational psychology. Mir nauki [World of Science]. 2017;5(1):61. (In Russ.)

9. Falkina SA. Psychological characteristics of adolescents prone to victimized behavior in the Internet network. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of science and education]. 2014;(1):230-236. (In Russ.)

10. Feshchenko PN. Place and role of victimological prevention in educational institutions in the system of measures to ensure national security of the Russian Federation. Viktimologiya [Victimology]. 2022;9(1):108-118. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-10911. (In Russ.)

References

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Корюкова Маргарита Юрьевна

Студентка, специалитет, 5 курс, Волго-Вятский институт (филиал) Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА)

610002, г. Киров, ул. Ленина, д. 99. margo.koryukova.00@mail.ru ORCГО: 0000-0003-4847-8786

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Margarita Yu. Koryukova

Student, specialty, 5th year Volga-Vyatka Institute (branch) of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

99 Lenina st., Kirov 610002 Russia margo.koryukova.00@mail.ru ORCID: 0000-0003-4847-8786

Дата поступления статьи / Received: 10.11.2022.

Дата рецензирования статьи / Revised: 15.11.2022.

Дата принятия статьи к опубликованию / Accepted: 15.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.