Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение женщин в период беременности и после родов средствами музыкального искусства'

Психологическое сопровождение женщин в период беременности и после родов средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
802
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение женщин в период беременности и после родов средствами музыкального искусства»

мо так организовать представляемый образ, чтобы окружающие и примыкающие к нему части не составляли конкуренцию в приоритетности восприятия, а соподчинялись основному действию или явлению и образовывали единую гармоничную систему, воспринимаемую и неподготовленным человеком.

Библиографический список

1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. Глава «Очертание». - М.: Прогресс, 1974. -С. 74.

2. Леонтьев А.Н., РомановВ.Я. Хрестоматия по вниманию В. Кёлер и П. Адамс. - М.: Московский университет, 1976. - С. 154.

Е.Н. Григорьева

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Проблема материнства является одной из актуальных проблем психологичес-. кой науки и практики. Это обусловлено противоречием между остротой демографических вопросов, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, с увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и, в первую очередь, женщине. Кроме того, во второй половине XX века социально-политическая эмансипация женщин и всё более широкое вовлечение их в общественное производство существенно изменили их роль в семье. Самоуважение женщины имеет кроме материнства многие другие основания - профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретённое благодаря удачному замужеству общественное положение. Это не отменяет ценности материнской любви, потребности в ней, однако представляет определённую сложность в самореализации женщины как матери.

В области психологии материнства проведена масса исследований, которые отличаются обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов (Г.В. Скобло, М.С. Радионова, О.В. Баженова, О.А. Копыл, В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Е.В. Могилевская, А.И. Захаров, Т.В. Леус, Г.Г. Филиппова и др.). Среди них: медицинские, этологические, физиологические, культурно-исторические, психологические, где, в частности, представлены, психоаналитические, психотерапевтические, психолого-педагогичес-кие и другие аспекты. Обширность направлений исследований аспектов материнства свидетельствует о большом интересе учёных и востребо-

ванности этой проблемы в современной науке и практике.

Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами зарубежными учёными ведётся в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (З. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникотт, С. Фанти, М. Марконе). Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, А. Хантер, В. Эмерсон, Д. Чемберлен). Большинство работ отечественных психологов по данной тематике имеют исследовательский характер, направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в рамках отечественной возрастной психологии (Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В. Баженова, Е.И. Захарова), онтогенетической концепции материнства Г.Г. Филипповой, биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И. Брутмана.

Несмотря на широкий спектр исследований, остаётся актуальной проблема разработки программ психологического сопровождения женщин в период беременности и после родов. На практике психологическая поддержка беременных женщин и молодых мам ограничивается только подготовкой к родам и адаптации после них в физиологическом контексте, поскольку занятия проводят врачи-гинекологи. К сожалению, вопросы психологического здоровья будущих мам, их эмоционального состояния освещены недостаточно. Зачастую женщина остаётся один на один со своими проблемами. Вакуум профессиональной

© Е.Н. Григорьева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

27

психологической помощи заполняется клубами, часто неформальной направленности, озабоченными не столько подготовкой женщин к материнству и помощи будущим мамам, сколько внедрением самых разнообразных техник так называемого альтернативного родовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родах у матери и ребёнка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом, неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами, отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области, способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровью матери и ребёнка, вследствие чего создаётся почва для недоверия со стороны врачей к конструктивным возможностям психологии.

Из всего вышеизложенного следует вывод об актуальности разработки методологии психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребёнка. Попытки обоснования применения тех или иных психологических методов в работе с беременными женщинами предприняты в работах последних лет В.В. Абрамченко, И.В. Добрякова, М.Е. Ланцбург, М.В. Швецова.

На наш взгляд, одним из эффективных ненасильственных средств психологической поддержки беременных может быть музыка. Разностороннее изучение воздействия музыки на личность позволило накопить значительные научные данные. Вопросам изучения влияния музыки на личность посвящены работы В.М. Бехтерева, Б.Г Ананьева, Ж. Догель, Л.Т Новицкой, Б.В. Асафьева, В.И. Петрушина, А. Алексеева, Н.В. Шутовой и др. Анализ работ позволяет сделать вывод, что музыкальное воздействие на человека осуществляется на 3-х уровнях: психофизиологическом (происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов), психологическом (воздействует на эмоционально-волевые структуры), социально-личностном (преобразует и гармонизирует личность).

Мы предлагаем использовать систему музыкального воздействия для будущих мам, которая включает в себя несколько аспектов: пассивное восприятие музыки и активное непосредственное звуковое воспроизведение музыкального материала.

Пассивное восприятие музыки направлено на создание благоприятного эмоционального фона, способствует релаксации женщины, гармонизирует её. Для прослушивания мы предлагаем не-

сколько вариантов музыкальных программ, состоящих из произведений зарубежных и отечественных авторов различных по жанровой принадлежности, стилистике, ладу, метроритму. Такие занятия целесообразно проводить в группе, так как женщины могут обмениваться впечатлениями и эмоциями от услышанного. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Радость же заставляет наше сердце «петь». Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребёнку, который зафиксирует в своих клетках ощущение радости, Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают достичь такого внутреннего состояния. Например, в первом блоке занятия для прослушивания можно предложить следующие музыкальные произведения:

1. Форе «Пробуждение».

2. Брамс «Интермеццо» А-Эш.

3. Рахманинов «Концерт .№2» для ф-но с оркестром 1 часть (фрагменты).

4. Шуберт «Пастух на скале» для голоса, кларнета и ф-но.

5. Беллини «Каватина Нормы» из оперы «Норма».

Примерный вариант музыкальной программы для прослушивания включает произведения, исполняемые разными музыкальными инструментами: как струнными, так и духовыми. Форе и Брамс - композиторы-романтики, у которых на первом плане мелодия и тонкие, красивые гармонии. Пасторальная, светлая музыка, спокойная по характеру способствует расслаблению, обладает релаксирующим эффектом. Широта музыкальных фраз, интересная динамика, колоколь-ность Рахманинова способны растопить сердце даже самого критически настроенного слушателя, создать впечатление о полёте и безграничном светлом пространстве. Первый блок занятия завершают вокальные произведения Шуберта и Беллини. Сложные партии лирического сопрано поражают красотой и колоссальными возможностями женского голоса. Прослушивание этих произведений адаптирует женщин ко второй части занятия, станет естественным переходом от слушания к исполнению.

Второй вид музыкального воздействия представляет непосредственно голосовые вокализа-

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

ции. На наш взгляд, лучшим инструментом является материнский голос. Неважно, насколько женщина музыкальна, красивый ли у неё тембр. В любом случае голосом она может передать будущему ребёнку свои чувства и эмоции. Это прекрасный способ для установления духовного контакта с будущим ребёнком. Во время вокализирования возникает особая вибрация внутренних органов. Она активизирует функции дыхания и кровообращения. В процессе пения участвуют не только связки, но и весь организм: каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызванная пением, благоприятно влияет на организм будущей мамы. Кроме того, при пении мы предлагаем использовать нижнее диафрагмальное дыхание, как наиболее ёмкое, но экономичное в плане физических затрат. В процессе пения происходит тренинг удержанного выдоха, быстрого расслабления, а также мышц живота. На наш взгляд, подобного рода «гимнастика» является полезной и может помочь будущей маме при родах. Активное звуковое воспроизведение включает в себя простые вокализации

на гласные «о», «а», которые впоследствии помогут раскрытию родового канала, распевы слогов на незатейливые мелодии, исполнение колыбельных, романсов. Данная программа подбирается для каждой женщины индивидуально.

В ходе занятий женщины отмечают положительный эмоциональный настрой и указывают на возникновение чувства уверенности в положительном протекании беременности и рождения ребёнка.

Библиографический список

1. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. - М.: Смысл, 1997.

2. Закаблуковская Э.Н. Роды как духовное открытие. - М., 2000.

3. Иванченко Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1.

4. Леус Т.В. Представление женщины о себе как о матери в период беременности и после родов: Дис. ... д-ра наук. - М., 2001.

5. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Дис. ... д-ра наук. - М., 2001.

А.В. Дубаков СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Интенсивное развитие политических, социально-экономических, культурных процессов в современном обществе обуславливает выдвижение ряда новых требований к профессиональной подготовке будущего учителя. От современного выпускника высшей педагогической школы требуются целеустремленность, активность, умение творчески и динамично осуществлять поставленные цели, применять полученные знания в изменяющихся условиях. Особое ударение в данном контексте ставится на том, что современный учитель должен обладать надлежащими познаниями в вопросах общения, то есть коммуникативной компетенцией. Явление коммуникативной компетенции можно позиционировать в качестве приоритетной составляющей профессионализма учителя, так как общение с учащимися составляет основу педагогической деятельности. Без наличия у будущего педагога оптимального уровня сформированное™ коммуникативной компетенции, нельзя сказать, что полу-

ченное образование будет качественным, а педагогическая деятельность успешной.

Вместе с тем актуальность проблемы и темы данной работы обусловлена определенными противоречиями и несоответствиями. Так, среди основных следует выделить несоответствие между потребностью современного общества в подготовке учителя, обладающего коммуникативной компетенцией и сложившейся системой профессионально-педагогической подготовки специалистов, увы, не уделяющей, не смотря на все новые и новые разработки и исследования в данной области, должного внимания целенаправленному формированию знаний, умений и качеств, необходимых для эффективной реализации общения в заданных ситуациях.

Опираясь на анализ актуальности, обозначенное выше несоответствие мы приходим к проблеме поиска и исследования средств воспитания коммуникативной компетенции будущего педагога. В качестве одного из таких средств мы счи-

© А.В. Дубаков, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.