И.Е. БОБКОВА,
психолог Межмуниципального управления МВД России «Орехово-Зуевское»
(ГУ МВД России по МО)
Психологическое сопровождение профессионального развития руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на начальном этапе управленческой карьеры
В статье освещаются аспекты и раскрываются проблемы психологического сопровождения, который необходим на первоначальном этапе управленческой карьеры руководителю структурного подразделения территориального органа внутренних дел, приводится анализ результатов анкетирования, проведенного автором при исследовании данной проблемы.
Начинающий руководитель, управленческая карьера, психологическое сопровождение, тренинг, профессиональное развитие.
Одним из основных факторов, предопределяющих успешность в любой деятельности, является эффективное руководство. Вместе с тем именно в структурных подразделениях территориальных органов внутренних дел начинается карьера большинства руководителей МВД России.
Вопросы психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности рассматривались в трудах многих ученых, при этом внимание исследователей привлекали сотрудники, состоящие в кадровом резерве, - руководители на уровне управлений и отделов МВД России. Однако немало проблем возникает в адаптации сотрудников при назначении на должность руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел.
По мнению Н.Г. Осуховой, психологическое сопровождение представляет собой поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе онтогенеза возникают личностные трудности [1].
Нами были выделены следующие общие принципы психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел:
Принцип научной обоснованности определяет необходимость использовать в работе подтвержденные научными исследованиями факты, опираться на научные теории, применять методический инструментарий, проверенный и адаптированный для определенной категории сотрудников.
Принцип психологической целостности, выделенный A.M. Столяренко в рамках рассмотрения специальных методологических принципов юридической психологии, отражает необходимость рассмотрения и анализа отдельных юридико-психологических вопросов и социально-психологических явлений, качеств личности руководителя в контексте определенной ситуации [2].
Принцип объективности исключает влияние на организацию психологической работы личных взглядов, установок, амбиций, симпатий психолога, т. е. недопустимость интеграции личных эмоций в процесс психологического сопровождения.
Принцип профессиональной этики связан с недопустимостью разглашения информации, полученной в результате психологической работы, необходимостью корректного доведения результатов исследований личности и коллектива до заинтересованных и уполномоченных лиц.
При организации психологического сопровождения руководителей на начальном этапе управленческой карьеры необходимо учитывать следующие особенности:
— психологическое сопровождение осуществляется планомерно и системно, начиная с момента, когда сотрудник впервые назначен на руководящую должность (что обеспечивает оказание своевременной помощи при возникновении трудностей в реализации управленческой деятельности);
— проводится целенаправленная, ориентированная на положительный результат работа с руководителями с целью развития личности в целом и управленческой компетентности — в частности;
— психологическая работа проводится с учетом динамики ситуации и развития профессионально-важных качеств руководителя, выявляющихся при мониторинге процессов профессионально-управленческого становления;
— психолого-педагогическое воздействие мероприятий ориентировано не только на
успешность в реализации управленческих полномочий на первом этапе развития управленческой карьеры, но и на зону ближайшего личностного и профессионального развития, что способствует как формированию, так и совершенствованию профессионально-важных качеств руководителя. Для ответа на вопрос о том, по каким критериям отбирают кандидатов для назначения на должности руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел, определенной категории респондентов — руководителям территориальных органов внутренних дел и их заместителям (начальники УРЛС — более 150 человек; сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел более 10 лет, -211 человек) было предложено выстроить по ранжиру основные критерии отбора, а именно:
1) успешность в оперативно-служебной деятельности (высокие показатели по службе, способность эффективно и самостоятельно решать служебные задачи и т. д.);
2) высокий уровень организаторских способностей (деловая и социальная активность, способность организовать не только индивидуальную, но и коллективную работу);
3) умение строить отношения с вышестоящим руководством (поддержание доверительных отношений с вышестоящим руководством, ориентированность служебной деятельности на «одобрение начальства», преобладание стремления угождать руководителю более высокого ранга);
4) умение строить отношения с сослуживцами (способность к бесконфликтному обшению, вместе с тем ориентированность на деловые отношения, на социально-психологический климат, способность проявить взаимовыручку);
5) выраженное стремление к карьерному росту (наличие выраженного стремления к вертикальному развитию карьеры, планирование перемещений по службе, в частности, в статусе руководителя);
6) самовыдвижение (внесение собственной кандидатуры на рассмотрение при наличии вакансии по должности руководителя или объявлении конкурса на замещение руководящей должности).
При ранжировании данных критериев отбора по степени значимости для респондентов важным критерием для кандидата на повышение по службе стала его успешность в оперативно-служебной деятельности, но при этом анкетируемые отметили, что не всегда сотрудник, эффективно работающий по определенному направлению деятельности, может быть хорошим руководителем.
Вместе с тем, по мнению опрошенных, важным критерием отбора является взаимоотношения с вышестоящим руководством, менее
значимым — наличие профессионально важных качеств: умение строить отношения с вышестоящим руководством приводит к повышению по службе чаще, чем способность конструктивно общаться с сослуживцами и наличие выраженной профессиональной мотивации.
Важно определить эффективность психологического сопровождения руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на начальном этапе управленческой карьеры. Как показывает опрос начальников УРЛС и руководителей территориальных органов внутренних дел1, только 4 % отметили целенаправленную работу психологов с вновь назначенными руководителями. 57 °с сочли, что работа ведется в отношении руководителей в целом, новичкам отдельно внимание не уделяется, 39 % констатировали, что психологи работают «от случая к случаю» — при возникновении проблем, по личному запросу руководителя или указанию вышестоящего руководства, системной же работы с руководителями на начальном этапе их управленческой карьеры не ведется.
Вместе с тем 66 % полагают, что программа работы с начинающими руководителями нужна, ее реализация позволит минимизировать трудности первого этапа управленческой карьеры; 27 % высказывают мнение, что им необходима отдельная программа работы, предназначенная для начинающих руководителей, но можно обойтись общими мероприятиями психологического сопровождения управленческих кадров; 7 % респондентов убеждены, что такая программа не имеет существенного значения для процесса становления в должности начинающего руководителя. Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо разработать и внедрять в практику деятельности психолога специальную программу профессионально-психологической подготовки руководителей, находящихся на начальном этапе управленческой карьеры, что позволит минимизировать трудности процесса адаптации к новой профессиональной деятельности, повысить ее эффективность.
В рамках проводимого нами исследования мы предложили сотрудникам органов внутренних дел2 и начинающим руководителям структурных подразделений отделов и управлений МВД России3 проранжировать личностные качества и поведенческие особенности, способствующие эффективной реализации деятельности руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России (табл. 1).
' Выборка составила более 150 человек.
2 Выборка составила 200 человек, срок службы в органах внутренних
дел - от I до 15 лет и более. ' Выборка составила 215 руководителей.
fl
Таблица 1
Значимость управленческих качеств по мнению сотрудников Ранг Значимость управленческих качеств по мнению начинающих руководителей
Способность строить конструктивные взаимоотношения с коллегами 1 Широкий спектр профессиональных знаний
Способность к эмпатии 2 Способность к эффективному планированию и целеполаганию
Высокий уровень оперативного мышления 3 Активная личностная и профессиональная позиция
Широкий спектр профессиональных знаний 4 Способность строить конструктивные взаимоотношения с коллегами
Способность сплотить коллектив 5 Способность ставить задачи подчиненным
Оказание практической помощи подчиненным 6 Высокий уровень оперативного мышления
Способность к эффективному планированию и целеполаганию 7 Ответственность
Активная личностная и профессиональная позиция 8 Способность к эмпатии
Способность к саморегуляции поведения 9 Способность организовать эффективный контроль деятельности
Адекватная самооценка 10 Способность сплотить коллектив
Способность видеть и признавать свои ошибки 11 Последовательность в реализации принятых решений
Способность ставить задачи подчиненным 12 Оказание практической помощи подчиненным
Способность организовать эффективный контроль деятельности 13 Инициативность
Ответственность 14 Адекватная самооценка
Последовательность в реализации принятых решений 15 Способность видеть и признавать свои ошибки
Инициативность 16 Способность к саморегуляции поведения
Обозначим основные цели психологического сопровождения начинающих субъектов управленческой деятельности, как то:
— развитие положительной профессиональной мотивации к реализации управленческой деятельности;
— развитие аутопсихологической компетентности начинающих руководителей — уровня самопознания в контексте требований профессии, самооценки, уровня притязаний;
— развитие коммуникативных способностей — взаимодействия с позиции «руководитель — подчиненный», способности поставить задачи, высказать одобрение и порицание и т. д.;
— развитие эмоционально-волевых качеств - готовности к расширению спектра персональной ответственности, способности к принятию решений, повышения уровня стрессоустой-чивости, развитие навыков саморегуляции, действий с учетом ситуации, эмпатийных способностей.
Успешное осуществление психологического сопровождения невозможно без психологической диагностики. Для психодиагностической работы с начинающими руководителями органов внутренних дел следует выбирать лаконичные, но информативные тестовые методики, которые позволяют при минимальной затрате времени определить личностные особенности индивида, его возможное поведение в нестандартной, стрессовой ситуации, учитывается его мнение по различным аспектам управленческой деятельности (поведение в конфликте, точка зрения на проблемы управления в органах внутренних дел в целом и конкретные проблемы, возникающие в реализации управленческой деятельности, особенности восприятия своей роли в коллективе, отношение к подчиненным и др.).
При осуществлении психологического сопровождения необходимо помнить, что начинающие руководители, даже при хорошо организованной
подготовке кадрового резерва, испытывают значительное напряжение, т. е. стресс, обусловленный назначением на должность.
Практика психологической работы показывает, что профессиональный стресс более выражен у руководителей в возрасте 36-ти лет, чья карьера развивается стремительно. Кроме того, угроза выраженности профессионального стресса увеличивается у сотрудников, которые впервые назначены на руководящую должность в возрасте от 40 до 45 лет, при этом в органах внутренних дел они проходят службу более 15 лет.
При изучении данной темы нами был проведен анкетный опрос руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел4, в ходе которого респондентам было предложено выделить и оценить психо-
логические проблемы, возникающие в начале управленческой карьеры. Следует отметить, что анкетирование проводилось анонимно, и это значительно минимизирует установочное поведение и способствует получению более точных данных (табл. 2).
Таким образом, психологическое сопровождение профессионального развития руководителей органов внутренних дел на начальном этапе развития карьеры — это многоаспектный процесс психологической работы, в котором психолог выступает в качестве помощника, делового партнера, способного выявить проблемы реализации управленческой деятельности, оказать информационно-методическую помощь, эмоциональную поддержку, провести коррек-ционно-развивающую работу.
Таблица 2
Факторы, проявляющиеся в начале управленческой карьеры Выраженность (%)
Трудности в принятии решений 79%
Трудности взаимодействия с подчиненными 74%
Стремление к активному самоутверждению, завышенная самооценка 62%
Растерянность, неуверенность в себе 56%
Проблемы, связанные с необходимостью работать с большим объемом информации, самостоятельно анализировать различные ситуации оперативно-служебной деятельности 54%
Трудности, связанные с изменением рабочего графика 37%
О
0
1
ы т >,
о
о <
о
<
I >1 [£> S а S-
Список литературы
1. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. 2001. № 31.
2. Прикладная юридическая психология: учеб. пособ. для вузов под ред. A.M. Столяренко. М., 2001.
E-mail: [email protected]
101