|щ Д 1 11 1Ж1ЖП
и й в №
ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА
© Т.Е. Акрытова, А.Б. Филенко, 2013
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
Т.Е. Акрытова, А.Б. Филенко
Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Показана роль медсестры в психологическом сопровождении онкологического больного в отделении химиотерапии. Описана работа Школы пациента.
Ключевые слова: онкологические больные, медсестра, Школа пациента, отделение химиотерапии, психологическое сопровождение.
В России от злокачественных новообразований в год умирают более 285 тыс. человек, что составляет почти 14% всех смертей. Онкологические заболевания занимают 2-е место в структуре смертности в нашей стране. При этом мер, принимаемых в рамках Федеральной целевой программы, недостаточно для организации комплексного подхода к организации медицинской помощи онкологическим больным.
Главный недостаток традиционной онкологии состоит в том, что процесс лечения сводится только к воздействию на опухоль и не затрагивает психики человека, особенностей его внутреннего мира, его отношения к жизни и самому себе или факторов, которые самым непосредственным образом связаны с первопричинами болезни и состоянием здоровья больного. Между тем, одним из актуальных вопросов современного здравоохранения остается системный подход к пациенту, когда его проблему рассматривают не только с сугубо медицинской точки зрения, но и с психологической, социальной, учитывая как его ценностные установки, личностные особенности, так и взаимоотношения с окружением.
Такой подход является одним из составляющих сестринского дела. При нем сестринская помощь должна быть организована таким образом, чтобы сохранялась возможность повышения качества жизни пациента. Мы попытались изучить процесс психологического сопровождения пациентов в конкретном отделении онкологической службы и взять его в качестве методического образца для создания Школы пациента в отделении химиотерапии.
Нашей задачей было определить оптимизацию условий для успешного лечения онкологических больных. В процессе работы необходимо было ре-
шить следующее: раскрыть сущность понятия «психологическое сопровождение»; показать роль психологического сопровождения в диагностическом и терапевтическом процессах; проанализировать психологические феномены, сопутствующие соматическому состоянию онкологических больных; определить роль медсестры в процессе психологического сопровождения; оценить удовлетворенность пациентов психологическим сопровождением; выявить потребности пациентов; разработать теоретическую модель Школы пациента.
В изучаемую популяцию вошли 40 онкологических больных, проходящих курс лечения в химио-терапевтическом отделении Областного онкологического диспансера Мурманска. Исследование проводилось на базе 5-го онкологического (химиотера-певтического) отделения с применением высокодозных химиопрепаратов. Коечный фонд отделения - 45 человек.
На 1-м этапе исследования изучалась степень удовлетворенности пациентов отделения психологическим сопровождением среднего медицинского персонала. Оказалось, что степень доверия больных медсестрам достаточно высока, а это значительно повышает уровень медицинской помощи. Доверяют медсестрам 70% пациентов, не доверяют 10%. Чтобы обеспечить больным качественный уход, медсестра должна обладать не только профессионализмом, но и милосердием. Так считают 78% пациентов.
В перечень профессиональных задач медсестры входит и оценка психоэмоционального состояния пациента, благодаря чему появляется возможность помочь ему, создать максимальный эмоциональный комфорт. Каждая медсестра отделения психологически поддерживает пациентов в рамках собственного представления об этом. Анализ данных опроса показал, что лишь 40% больных в полной мере удовлетворены психологической поддержкой (рис. 1).
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе «врач - медсестра - пациент», является способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний пациента. По результатам исследования, па-
■
№ 2 2013
ШКТУАЛ Ь НАЯ
циенты далеко не всегда отмечают наличие у медсестер этой способности (рис. 2).
Для формирования доверительных отношений с медсестрой наиболее важны доброжелательность (77% ответов), внимательное отношение (63%), понимание (60%), интерес к проблеме пациента (50%), умение сопереживать (50%). Сами пациенты помощь и поддержку понимают как сопереживание (83%), доброжелательное отношение (77%), заинтересованность в лечении (77%), внимание (56%). Их отталкивают раздражительность, грубость (83%), безразличие, равнодушие (77%). В целом пациенты демонстрируют средний уровень удовлетворенности процессом психологического сопровождения. Больше всего они нуждаются в ощущении сопереживания со стороны среднего медицинского персонала, эмоционального принятия, в неформальном общении. Страх и неизвестность, непонимание того, «как это могло произойти со мной», парализуют волю больного; он пребывает наедине со своими страданиями, страхом перед лечением и его побочными действиями, а единой системы эффективной психологической поддержки в отделении нет. Для ее создания мы и предложили организовать Школу пациента как форму информационного и психологического сопровождения.
Основная цель создания Школы - повышение качества жизни больных в связи с изменившимися возможностями: заболевание должно как можно меньше влиять на образ жизни, а пациент должен активно и грамотно участвовать в лечебном процессе.
Основные задачи Школы пациента:
• обеспечить больных необходимыми знаниями о раке, современных методах лечения и диагностики;
• донести до больного в понятной и доступной форме информацию, необходимую для лечения и борьбы с болезнью;
• отработать на практических занятиях необходимые в каждом клиническом случае умения и навыки;
• предоставить психологическую помощь.
Для организации и внедрения Школы пациента
необходимы специалисты, методическое обеспечение, распоряжение по учреждению, материальная база.
В отделении химиотерапии работают квалифицированные врачи-онкологи, процедурные, палатные, перевязочные медсестры, младший медицинский персонал. Старшая медсестра имеет вторую специальность - психолог. 2 постовые медсестры - выпускники факультета высшего сестринского образования (ФВСО). Специалисты с ВСО в большей степени, чем кто-либо из медицинских работников, готовы к обучению онкологических
40
^ Удовлетворены в полной мере 3 Недостаточно | Не видят необходимости в психологической поддержке
17,5
42,5
Рис. 1. Удовлетворенность больных (в %) психологической поддержкой медсестер
30
40
3 Удовлетворены | Не всегда удовлетворены | Не удовлетворены 3 Затрудняюсь ответить
20
Рис. 2. Удовлетворенность больных (в %) уровнем сопереживания со стороны медсестер
больных. Они, имея психолого-педагогическую подготовку, способны оценить психосоматический статус, уровень знаний пациента и правильно организовать занятия по развитию и формированию контроля больного над своим самочувствием.
Врачи, работающие в одной команде с медсестрами, должны знать профессиональные права и обязанности медсестер с высшим образованием. Это поможет избежать многих неприятностей, создать благоприятную атмосферу. Сейчас никто не сомневается в том, что пациент - активный участник лечебного процесса. Контроль над побочными действиями цитостатиков во многом определяется мотивацией пациента к соблюдению режима их приема, выбору адаптированного питания и ведению правильного образа жизни, а это напрямую зависит от комплаенса пациента и его эффективного взаимодействия с медиками. Поэтому важная составляющая обучения в Школе пациента - постоянное ведение пациентом дневника, что будет способствовать концентрации внимания больного на регистрации побочных явлений (частота, продолжительность, степень выраженности), анализу своего состояния, своевременному использованию поддерживающей терапии согласно рекомендациям лечащего врача, своевременному информированию медперсонала о возникновении нежелательных побочных явлений. Благодаря этому пациент будет находиться в курсе всех диагностических и лечебных мероприятий, оценивать свое состояние, учитывать экономические затраты, располагать информацией, позволяющей выбрать тот или иной метод лечения. В результате улучшится его психологическое состояние и качество жизни.
На подготовительном этапе идея создания Школы должна быть подкреплена соответст-
№ 2 2013
15
l<> Д 1 u 1Ж1ЖП
(J Ï В m ï
ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ MA
вующим приказом или распоряжением по отделению или лечебному учреждению. В приказе или распоряжении следует зафиксировать сроки создания Школы, выделить помещение для обучения, определить ответственных за работу и предусмотреть систему их подготовки, уточнить источники финансирования, составить смету необходимого оборудования, расходных материалов, утвердить план работы Школы и порядок поступления пациентов на обучение.
Мы воспользовались свободными сестринскими ставками и для работы по психологическому сопровождению и обучению пригласили медсестер с ВСО, имеющих специальные знания в области психологии и педагогики, а также стаж работы в онкологии не менее 3 лет. Проведение циклов лечения и обучения пациентов в Школе должно являться для персонала основной работой, а не дополнительной нагрузкой на 1/4 или на 1/2 ставки. Оптимальный вариант - выделение для занятий самой светлой и просторной (не менее 35-40 м2), непроходной комнаты с хорошим освещением (при частом отсутствии в отделениях больших свободных помещений может быть использовано помещение столовой).
Организация в отделении Школы пациента для онкологических больных, проходящих курсы химиотерапии, повышает эффективность комплексного лечения, качество жизни пациентов, а, следовательно, благоприятно повлияет на обстановку в семье и впоследствии приведет к осознанию ответственности за свое здоровье. При этом мы еще раз подчеркиваем: Школа помогает лечащему врачу, который по-прежнему вместе с пациентом несет всю ответственность за качественное лечение.
Итак, обучение онкологического пациента в нашей Школе поможет решить комплекс задач. Пациент приобретет навыки снижения токсических и других побочных эффектов лечения, мобилизует внутренние резервы организма для борьбы с заболеванием, научится позитивному мышлению, не будет испытывать страх перед введением цитостатиков, займет активную позицию в отношении болезни, с надеждой (всегда! при любом прогнозе!) будет смотреть в будущее, получит эффективную и конструктивную поддержку со стороны медработников.
Таким образом, решая задачу повышения качества жизни в период лечения опухоли, Школа сопровождения онкологических пациентов выполняет и социальную задачу: дает онкологическим больным возможность жить максимально полноценной жизнью.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
роль медсестры в процессе психологического сопровождения заключается в умении слушать и воспринимать, получать информацию, сопереживать, создавать атмосферу доверия, формировать навыки общения. Это целая система профессиональной деятельности по созданию оптимальных условий для развития личности и успешного лечения в ситуации взаимодействия между пациентом и медработником;
удовлетворенность пациентов психологической поддержкой среднего медицинского персонала в настоящее время недостаточна; в целом пациенты демонстрируют средний уровень удовлетворения процессом психологического сопровождения; складывается впечатление об отсутствии целенаправленной работы в данном направлении, ее случайном, стихийном характере;
потребность онкологических больных в повышении качества психологического сопровождения очень высока; на данный момент более 80% пациентов химиотерапевтического отделения нуждаются в полноценной психологической поддержке;
организация Школы пациента для онкологических больных, проходящих курсы химиотерапии, повысит эффективность их комплексного лечения, снизит затраты, улучшит качество жизни каждого пациента.
Рекомендуемая литература
Белорусов О.С., Бочков Н.П. Деонтология в медицине -М.: Медицина, 2003. - Т. 1. - 352 с.
Блинов Н.Н., Хомяков И.П., Шиповников Н.Б. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу // Воп. онкологии. - 1990; 8: 966-969.
Бойко Ю.П., Аппенянский А.И., Бурно А.М. и др. Что необходимо знать медсестре психотерапевтического профиля // Медицинская сестра. - 2000; 1: 6-9.
Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. - Спб.: Речь, 2002. - 162 с.
Зарянская, В.Г. Онкология: Учебное пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 332 с.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHEMOTHERAPY UNIT PATIENTS
T.E. Akrytova, A.B. Filenko
Saint Petersburg
The paper shows a nurse's role in the psychological support of a cancer patient in the chemotherapy unit. Patient School activities are described.
Key words: cancer patients, nurse, Patient School, Chemotherapy Unit, psychological support.
Я
№ 2 2013