Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения'

Психологическое сопровождение детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
440
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / КОРРЕКЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мизина Оксана Александровна

В статье обозначены особенности и задачи психологического сопровождения детей-инвалидов в процессе дистанционного обучения. Определены условия, при которых подобный процесс будет наиболее благоприятен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мизина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения»

12

Известия ДГПУ, №2, 2014

М. : Педагогика, 1987. 3. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.

References

1. Langmeier I., Matacic 3. Types of deprivation of a child's personality in an institution / Devoid of parent guardianship. M., 1991. 2. Communication and the formation of a child: Experience and experimental psychological research / еdited by A. A. Bodalev, R. L. Krichevsky. M. : Longman, 1987.

3. Mental development of the children's home / еd. by I. V. Dubrovina, A. G. Ruza. M., 1990.

Literatura

1. Langmejer I., Matejchik 3. Tipy deprivacionnoj lichnosti rebenka v uchrezhdenii / Lishennye roditel'skogo popechitel'stva. M., 1991. 2. Obshhenie i formirovanie lichnosti shkol'nika: Opyt

jeksperimental'nogo i psihologicheskogo issledovanija / pod red. A. A. Bodaleva, R. L. Krichevskogo. M. : Pedagogika, 1987. 3. Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma / pod red. I. V.

Dubrovinoj, A. G. Ruzskoj. M., 1990.

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE DISTANCE

LEARNING CONDITIONS

©2014 Мизина О. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Mizina O. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье обозначены особенности и задачи психологического сопровождения детей-инвалидов в процессе дистанционного обучения. Определены, условия, при которых подобный процесс будет наиболее благоприятен.

Abstract. The author of the article describes the features and tasks of the psychological support of the children with disabilities in the process of distance learning. In the given article conditions are determined, under which this process will be more favorable.

Rezjume. V stat'e oboznacheny osobennosti i zadachi psihologicheskogo soprovojdeniya detei-invalidov v processe distancionnogo obucheniya. Opredeleny usloviya, pri kotoryh podob-nyi process budet naibolee blagopriyaten.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, дети-инвалиды, коррекция, адаптация, интеграция, информационные технологии, дистанционное обучение, мотивация, психологическая помощь, учебная деятельность.

Keywords: psychological support, children with disabilities, correction, adaptation, integration, information technology, distance learning, motivation, psychological assistance, educational activity.

Klyuchevye slova: psihologicheskoe soprovojdenie, deti-invalidy, korrekciya, adaptaciya, inte-graciya, informacionnye tehnologii, distancionnoe obuchenie, motivaciya, psihologicheskaya po-mosch', uchebnaya deyatel'nost'.

Психолого-педагогические науки •••

Первостепенной проблемой современного российского общества, в образовательной политике регионов становится обучение детей-инвалидов. В современной России существует около двух тыс. коррекционных школ, где учатся 250 с лишним тысяч детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии.

Проблемы в сфере оздоровления детей, предоставления условий благополучной социализации и обеспечения равного первоначального потенциала для различных категорий, в частности для детей-инвалидов.

В последнее время укрепилась негативная тенденция к увеличению количества детей-инвалидов. По данным статистики в Российской Федерации 4 млн. 598 тыс. инвалидов, из которых детей-инвалидов до 16 лет 230 тыс.

Кроме того, в детской среде имеется обширная группа детей-инвалидов, статус которых официально не подтвержден.

На данный момент 4,6% детей, проживающих в России, причислены к категории детей-инвалидов, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, нуждающихся в психическом сопровождении соответственно их диагнозу.

В данное время проблемы образования детей-инвалидов актуальны и являются частью государственной политики. Новые технологии и новые формы обучения получают и инклюзивные процессы в системе общего образования. Конституционное право РФ гарантирует детям-инвалидам получение полноценного образования по средствам применения информационных технологий обучения.

В основе психологического сопровождения в процессе дистанционного обучения лежит бихевиористический подход, а также принципы когнитивной психологии. Дистанционное обучение включает в себя проблемное обучение совместно с личностно-ориентированным подходом.

Проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов, в частности, в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в

13

теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.) [4].

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи [6].

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и у других детей, есть свои ин-

14

Известия ДГПУ, №2, 2014

тересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, независимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечнососудистые заболевания, задержка в развитии и т. д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоциональноволевой сфер.

В основании системы психологического сопровождения в процессе дистанционного обучения положены специальные психологические особенности:

1) главенство самостоятельной деятельности ученика;

2) наличие индивидуального подхода в обучении;

3) мотивировка как основное условие обучения;

4) связь обучения с актуальными проблемами ученика;

5) увеличение темпа процесса обучения;

6) одновременное привлечение всевозможных способов восприятия;

7) изменения в структуре учебной деятельности.

Центральным звеном процесса дистанционного обучения является самостоятельная познавательная деятельность ученика. Одной из основных психолого-педагогических задач является развитие и формирование учебной мотивации. Самостоятельное усвоение

знаний не может носить инертный характер, учащегося вовлекают в интерактивную познавательную деятельность, предусматривающую постоянное использование знаний [2].

Как правило, существующие нарушения здоровья благоприятствуют развитию всевозможных специфических особенностей личности, таких как психическая напряженность, инфантильность, несформированность мотиваци-онно-потребностной сферы, зависимость, неадекватность интересов, эмоциональная незрелость.

Сегодня вопрос психологической помощи детям-инвалидам слабо освещен в научной литературе. Степень тяжести дефекта и сложность его структуры затрудняет психологическую реабилитацию и адаптацию детей-инвалидов, что обуславливает особенности интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Именно поэтому так важна роль психологического сопровождения, как одного из главных аспектов системы реабилитации. В данный момент психологическое сопровождение детей-инвалидов выглядит как сложная структура психологически реабилитационных воздействий, ориентированных на улучшение социальных установок личности ребенка-инвалида, формирование ценностных установок, развитие умственных процессов, соответствующих физическим и психическим возможностям ребенка.

По-прежнему актуальным остается вопрос организации и содержания приемлемого психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида. Ребенок из этой категории давно стал объектом изучения врачей и психологов.

Специалисты из различных областей знаний рассматривали всевозможные точки зрения по этому вопросу, рассматривали механизмы, стадии и этапы психологического сопровождения. Несмотря на это, проблема психологического сопровождения детей-инвалидов в отечественной литературе не выведена в предмет специального исследования. Хотя вопрос психологического сопровождения детей-инвалидов очень актуален как в теории, так и в практике [5].

Сфера деятельности детей-инвалидов весьма ограничена. Это благоприятствует появлению социальной дезадаптации, что в свою очередь обуславливает на-

Психолого-педагогические науки •••

рушения в развитии, затруднения навыков самообслуживания, обучению и общению, приобретению будущих профессиональных навыков. Приобретение ребенком-инвалидом социального опыта, вхождение в систему общественных отношений, ставит перед обществом определенную задачу по нахождению специальных средств и возможностей для этой категории детей (здесь могут подразумеваться специализированные программы, а также центры реабилитации и т. д.).

В специальной психологии и педагогике одним из ряда основополагающих вопросов, является вопрос психологического сопровождения детей-инвалидов, поскольку принципы системы специального психологического сопровождения подчиняются главному требованию - коррекции, снижению степени дефектов развития ребенка-инвалида, а также развитию его личности в целом.

На первоначальной ступени образования первостепенные образовательные задачи выполняются посредством разработки индивидуальных систем обучения, включающих начальный этап образования. При этом необходимо принимать во внимание индивидуальный темп усвоения информации ребенком, особенности способов восприятия и овладение учебным материалом, должен учитывается объем и сложность изучаемого материала, также должна создаваться эмоционально комфортная атмосфера для ребенка [1].

Структура психологического сопровождения ребенка-инвалида базируется на принципах индивидуального подхода в обучении, заключая в себе систему индивидуального образовательного маршрута ученика. Такая работа реализуется в несколько этапов:

1. Проведение индивидуальных консультаций при поступлении в школу.

2. На школьном консилиуме проводится индивидуальное диагностическое обследование ребенка.

3. Предоставление ряда рекомендаций по образовательной деятельности ученика (исходя из заключения экспертной комиссии).

4. Составление индивидуальной программы, включающей в себя основные сведения о ребенке, заключения и рекомендации экспертной комиссии, учебный план (индивидуальный), перечень коррекционных занятий.

15

5. Введение индивидуальной карты развития с полной фиксацией наиболее актуальных достижений ребенка.

Особенности психологического сопровождения детей-инвалидов включают в себя некоторые особенности, определяющие основополагающие формы и средства сопровождения.

Первая особенность - составляет многообразие категории учеников, имеющих разнообразные нарушения развития. Вторая - несформирован-ность форм и методов сопровождения, определяющегося степенью и видами возможностей и ограничений ребенка. Третья - индивидуально-дифференцированный подход к изучению сути излагаемого материала.

Вся структура психологического сопровождения, а также индивидуальные коррекционные занятия являются частью индивидуальной образовательной программы ученика. Вся коррекционноразвивающаяся работа структурируется согласно общему объему учебной нагрузки ребенка.

Преобладающей задачей индивидуального процесса обучения является упрощение учебного материала под возможности и ограничения конкретного ребенка. Контингент детей-инвалидов, обучающихся в школе, различен. Именно поэтому требуется создать программу индивидуальных диагностических средств, а также учебные модули. С учетом особенностей ребенка, свойств его когнитивной деятельности, особенностей усвоения учебного материала [3].

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для создания учебной коммуникации между педагогом и ребенком, непосредственно между самими детьми, которая может существовать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Дистанционная форма обучения предполагает общение «на равных». Подобные средства позволяют избежать появления эмоциональных проблем в общении с педагогом, снижает состояние тревоги, благоприятствует двустороннему диалогу и дискуссии.

Организация on-line, of-line режима позволяет интегрировать ребенка в учебный процесс.

Приоритетным преимуществом of-line режима перед стандартным взаимодействием педагога и ребенка в классе является то, что у ребенка есть «пауза во

16

Известия ДГПУ, №2, 2014

времени». Адаптированному к дистанционному обучению ребенку намного легче реагировать на решение педагогов, верно делать логические выводы. Благодаря характеру дистанционного обучения ученик всегда находится в эмоционально комфортной обстановке с педагогом и сверстниками. В этом присутствует инклюзивный характер дистанционного обучения, благодаря которому обеспечивается включение каждого ребенка в учебные и социальные отношения.

Первостепенной задачей психологического сопровождения также является повышение уровня мотивации обу-

чающихся в целом, стимулирование их активности к процессу дистанционного обучения. Надлежит найти те формы учебной деятельности обучающихся, в которых ребенок чувствовал бы себя успешным и востребованным в своей референтной группе. Такие отношения как «педагог-ученик» в процессе дистанционного обучения не могут решить всех вопросов социального контекста, и не смогут позволить развитию коммуникативных навыков в учебной деятельности в полной мере. Для решения подобных задач необходимы новые методы психологического сопровождения в процессе дистанционного обучения.

Литература

1. Безух С. М., Лебедева С. С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. СПб. : Речь, 2007. С. 35. 2. Битянова М. Р. Организация психологической

работы в школе. М. : Генезис. 2010. 298 с. 3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2008. С. 97. 4. Мамайчук И. И., Смирнова М. И.

Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб. : Речь, 2010. С. 64. 5. Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 97-106. 6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. М., 20l0. С. 23.

References

1. Besuch S. M., Lebedev S. S. Psychological and social support to disabled and handicapped children. SPb.: Rech, 2007. P. 35. 2. Betyanova M. R. Organizing the psychological work in the school.

M. : Genesis. 2010. 298 p. 3. Mamaychuk I. I. Psychological aid to children with developmental

problems. SPb. : Rech, 2008. P. 97. 4. Mamaiychuk I. I., Smirnova M. I. Psychological help to children and adolescents with conduct disorders. SPb. : Speech, 2010. P. 64. 5. Friedman L. M. On the

concept of school psychological service // Psychological issues. 2001. # 1. P. 97-107. 6. Khukhlaeva

0. V. School psychological service, 2010. P. 23.

Literatura

1. Bezuh S. M., Lebedeva S. S. Psihologicheskoe i social'noe soprovozhdenie bol'nyh detej i detej-

invalidov. SPb. : Rech', 2007. S. 35. 2. Bitjanova M. R. Organizacija psihologicheskoj raboty v shkole. M. : Genezis. 2010. 298 s. 3. Mamajchuk I. I. Psihologicheskaja pomoshh' detjam s problemami v razvitii. SPb. : Rech', 2008. S. 97. 4. Mamajchuk I. I., Smirnova M. I. Psihologicheskaja pomoshh' detjam i podrostkam s rasstrojstvami povedenija. SPb. : Rech', 2010. S. 64. 5. Fridman L. M. O koncepcii shkol'noj psihologicheskoj sluzhby // Voprosy psihologii. 2001. № 1. S. 97-107. 6. Huhlaeva O. V.

Shkol'naja psihologicheskaja sluzhba. M., 2010. S. 23.

Статья поступила в редакцию 11.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.