Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация(возможно ли преодолеть архетип делинквентности?)'

Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация(возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНЫЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / AMBIVALENT VALUES OF SOCIAL REALITY / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ДЕЛИНКВЕНТОВ / CONDITIONS OF EDUCATION AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF DELINQUENT ADOLESCENTS / АРХЕТИП ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ / ARCHETYPE OF DELINQUENCY / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ / FORCED PRESSURE OF CULTURE AND SUBCULTURE / ФЕНОМЕН КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ КОНКРЕТНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ / PHENOMENON OF COLLECTIVE REPRESENTATIONS WITHIN THE BOUNDS OF CONCRETE SUBCULTURE / АМБИВАЛЕНТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / AMBIVALENT PERSONAL QUALITIES OF A MAN / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ESSENCE OF A MAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Валерия Сергеевна, Басюк Виктор Стефанович

Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и позже в профессиональных училищах, лицеях и кадетских корпусах. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт авторов в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения; результаты долговременного психологического сопровождения в условиях инновационных подходов.Авторы рассматривают типологию делинквентности и задаются вопросом: возможно ли преодолеть архетип делинквентности?Теоретический аспект работы обусловлен позицией авторов в отношении: к анализу условий развития и бытия каждого нового поколения в контексте социальной реальности и образования амбивалентных социальных ориентиров человечества в процессе его истории; к пониманию феноменологии развития в обществе сущностно амбивалентно ориентированных субъектов носителей амбивалентных качеств; к значению для развития самой личности подростка осознанной, самостоятельно выстроенной внутренней позиции в отношении к самому себе как личности, к своему месту в этом мире, к своему настоящему и будущему.Показаны результаты практической работы и психологического сопровождения подростков-делинквентов на протяжении пяти лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Валерия Сергеевна, Басюк Виктор Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of delinquent teenagers:the project and its realization (Is it possible to overcome the archetype of delinquency?)(continuation)

The conditions of education and psychological support of adolescents deprived of parental care and bringing up in boarding schools and later in professional colleges, lycées and military schools are considered. Methodological and theoretical approaches to educational conditions’ organization; empirical experience of the authors in the sphere connected with the organization of conditions for education and psychological support; innovational elaboration of new approaches to organization of psychological support; the results of longitudinal psychological support under the conditions of innovational approaches are discussed.The authors examine the typology of delinquency and put a question: is it possible to overcome the archetype of delinquency?Theoretical aspect of the study is determined by the authors’ position in respect to: analysis of conditions of development and existence of every new generation in the context of social reality and formation of ambivalent social guidelines in the history of mankind; understanding of phenomenology of development in society of ambivalently oriented subjects bearers of ambivalent qualities; meaning for adolescent’s personality development such factors as conscious, self-reliant inner position towards oneself as a person, towards own place in the world, towards own present and future.The results of practical work and psychological support of delinquent adolescents for five years are presented.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация(возможно ли преодолеть архетип делинквентности?)»

Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политике

Валерия Мухина, Виктор Басюк

психологическое сопровождение

ДЕЛИНКВЕНТНыХ ПОДРОСТКОВ: ПРОЕКТ И ЕГО реализация

(Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?)*

Аннотация. Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и позже - в профессиональных училищах, лицеях и кадетских корпусах. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт авторов в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения; результаты долговременного психологического сопровождения в условиях инновационных подходов.

Авторы рассматривают типологию делинквентности и задаются вопросом: возможно ли преодолеть архетип делинквентности?

Теоретический аспект работы обусловлен позицией авторов в отношении: к анализу условий развития и бытия каждого нового поколения в контексте социальной реальности и образования амбивалентных социальных ориентиров человечества в процессе его истории; к пониманию феноменологии развития в обществе сущностно амбива-

* Продолжение. Начало см. «Развитие личности». — 2014. — № 4. - С. 202-217.

лентно ориентированных субъектов - носителей амбивалентных качеств; к значению для развития самой личности подростка осознанной, самостоятельно выстроенной внутренней позиции в отношении к самому себе как личности, к своему месту в этом мире, к своему настоящему и будущему.

Показаны результаты практической работы и психологического сопровождения подростков-делинквентов на протяжении пяти лет.

Ключевые слова: амбивалентные ценности социальной реальности; воспитание; психологическое сопровождение; условия воспитания и психологического сопровождения подростков-делинквентов; архетип делинквентности подростков; принудительное давление культуры и субкультуры; феномен коллективных представлений в рамках конкретной субкультуры; амбивалентные личностные качества человека; социально-психологическая сущность человека.

Abstract. The conditions of education and psychological support of adolescents deprived of parental care and bringing up in boarding schools and later - in professional colleges, lycées and military schools are considered. Methodological and theoretical approaches to educational conditions' organization; empirical experience of the authors in the sphere connected with the organization of conditions for education and psychological support; innovational elaboration of new approaches to organization of psychological support; the results of longitudinal psychological support under the conditions of innovational approaches are discussed.

The authors examine the typology of delinquency and put a question: is it possible to overcome the archetype of delinquency?

Theoretical aspect of the study is determined by the authors' position in respect to: analysis of conditions of development and existence of every new generation in the context of social reality and formation of ambivalent social guidelines in the history of mankind; understanding of phenomenology of development in society of ambivalently oriented subjects - bearers of ambivalent qualities; meaning for adolescent's personality development such factors as conscious, self-reliant inner position towards oneself as a person, towards own place in the world, towards own present and future.

The results of practical work and psychological support of delinquent adolescents for five years are presented.

Keywords: ambivalent values of social reality; upbringing; psychological support; conditions of education and psychological support of delinquent adolescents; archetype of delinquency; forced pressure of culture and subculture; phenomenon of collective representations within the bounds of concrete subculture; ambivalent personal qualities of a man; socio-psychological essence of a man.

3. Соотнесение Проекта психологического сопровождения делинквентных подростков со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва)

Приоритетные задачи РФ в сфере воспитания детей

Ориентиры Стратегии

Гарантия

обеспечения

воспитания

Значение системы духовно-нравственных ценностей

Всё великое без труда не дается.

Платон

1 — Стратегия развития воспитания в России

Раздел 1 «Общие положения» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) начинается со значимого положения: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию в защите Родины» (курсив наш. — Авт.) [1]. Важно, что документ разработан во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей.

Стратегия ориентирована на положения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования*. Далее в документе констатируется: «Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, спра-

* П. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

Значение пафоса

Традиционные чаяния духовной части общества

ведливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [1]. Ориентация на духовно-нравственные ценности имеет первостепенное значение как в вербальном изложении, так и в реальных проявлениях посредников воспитания — педагогов, психологов, социальных работников и других причастных к воспитанию лиц.

Однако все сказанное в Стратегии развития воспитания — лишь правильные, высокие и пафосные* слова.

В контексте построения Стратегии группа специалистов — доверенных лиц естественным в таких ситуациях образом ориентировалась на высокие, но подчас утопические цели, что и проявилось в чрезмерной приподнятости ценностных ориентиров. Безусловно, мы, люди, нуждаемся в идеалах и высоких идеях. Но при этом важно, чтобы в серьезном документе желаемое не было бы лишено исторической правды и научного обоснования.

Зачастую мы ожидаем от нового поколения того, чем не обладаем сами.

В Стратегии, по сути, отражены традиционные чаяния духовной части общества. За этими призывами должны следовать рекомендации, адекватные истории и сегодняшнему времени. Тем не менее в документе сказано: «Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса... на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка» (курсив наш. — Авт.) [Там же].

Здесь мы видим значимые для решения проблемы воспитания ориентиры: отечественные позитивные традиции, исторически сложившийся позитивный опыт,

достижения научных школ и др. Однако вводимые в

**

текст пожелания «оптимального сочетания» предстают перед нами как «хлопок в вакууме»...

Общество опирается на сложившиеся в процессе истории позитивные идеи

2 — Утопические идеи гармоничного общества и контексты достижений научных школ

Всё сказанное — желаемые и объективно правильные с позиций заинтересованных наук слова, значения

* Пафос (греч. pathos — страсть) — страстное воодушевление, подъем чувств.

** Оптимальный (лат. optimus — наилучший) — наиболее приемлемый, благоприятный, удачный в данных условиях.

Глубокая

заинтересованность в создании наиболее благоприятных условий развития личности

Реальность Великого идеополя общественного самосознания

и помыслы, отражающие сложившиеся в процессе истории позитивные идеи. Однако эти идеи носят общий и нередко утопический характер.

Очевидно, что следующий этап Стратегии развития воспитания в Российской Федерации следует выстраивать исходя из контекстов достижений научных школ, дабы спуститься с небес на землю, выйти из заманчивых сфер утопий и перейти к реальной действительности.

Обращение к теоретическим и практическим достижениям научных школ может дать реалистически ориентированные и практически выверенные основы для поиска путей воспитания в интересах детей и общества в целом.

Мы, автор концепции школы «Феноменология бытия и развития личности» [2; 3] и соавторы программы «Психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечительства» [4] и концепции «Психологическое сопровождение делинквентных подростков» [5], более пяти лет работаем над проектом Программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства. Мы мучительно ищем пути оказания эффективной психологической поддержки этой категории детей-подростков.

Конечно мы, как и многие другие люди, причастные к проблеме воспитания, глубоко заинтересованы в создании наиболее благоприятных условий для развития личности, не только разделяющей традиционные российские духовные ценности, но и способной к развитию своего личностного и гражданского потенциала.

В.С. Мухина в результате долгой и трудоемкой работы над анализом движения ряда сущностных идей открыла и описала некий феномен — Великое идеополе общественного самосознания [2].

История философии и наук дает человечеству основание заглянуть в историю воссоединения идей, знаний, позитивного опыта и заблуждений, которые откровениями отдельных блистательных мыслителей образуют в процессе истории некую сферу или некие сферы, становящиеся достоянием всего человечества. Анализируя труды философов, начиная от древних греков и кончая нашим временем [6, с. 15—41], ученый пришла к пониманию феномена Великого идеополя.

В.С. Мухина практически начала свой труд с обсуждения сущности личности человека, с истории возникновения потребности человечества в особенных качествах, созидающих в человеке феномен личности.

Идея о Великом идеополе общественного самосознания содействует настойчивому поиску ответов. При-

ведем лишь первоначальное суждение автора о феномене идеополя.

Феномен Великого В результате трудоемкой работы над текстами мыс-

идеополя лителей В.С. Мухина пришла к следующему понима-

нию сути феномена Великого идеополя: «Великое идео-поле общественного самосознания — пространство образов, знаковых систем, понятий, идей, знаний, концептов, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и которые обусловливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь определяющих достижения философии, науки, культуры, морали, техники и политики.

Великое поле общественного сознания содержит в себе идеологические поля — особые идеи, концепты, порожденные разумом отдельных теоретиков и их школ, которые, первоначально зарождаясь в рамках какого-либо философского направления, науки, этики, искусства и т.д., в определенные исторические моменты оказывают влияние на самосознание общества в целом.

Идеи, раз возникнув, Идеологические поля общественного сознания, раз

остаются в пределах возникнув, остаются в пределах Великого поля общеВеликого идеополя

ственного сознания, развиваясь, усиливая свое воздействие на сознание людей и видоизменяясь в процессе течения времени. Они сохраняются в истории человечества, вплетаясь в сферы значений и смыслов Великого поля общественного сознания.

Та реальность, которая образует поле общественного сознания, имеет предтечи в плане ее предчувствия и осознания философами, а также представителями других сфер познания, начиная с древнейших времен. Так, в истории мысли мы находим достаточное число попыток осмыслить особую реальность, которая понималась как некая сущность, вечные знания, концентрация мудрых затаенных истин, абсолютных идей и пр.» [6, с. 34].

Первичная сущность Наши знания и идеи имеют свои исторические идеи предтечи.

Платон утверждал первичную сущность идеи, полагая, что идеи априорно даны человеку. При этом философ полагал: «Идеи... пребывают в природе как бы в виде образцов» [7, с. 29]. Конечно, идеи во все времена рождались в головах причастных к глубокому познанию человеков.

В Великом идеополе, однако, мы можем найти и утопические идеи того же Платона о государстве и о человеке в нем. В своем, по сути утопическом, произве-

Воспитательное значение мусического искусства

О нормах поведения младших по отношению к старшим

Благо состоит в понимании

дении «Государство» Платон обсуждал идеи: справедливости как воздаяния, должного каждому человеку; разделения труда в идеальном государстве; роли правильного воспитания и обучения в идеальном государстве и множество других.

Что касается проблемы воспитания, то Платон, хотя и произносил много премудрых, пафосных суждений, однако системных предложений воспитания он — увы! — не предложил. Эта проблема и по сей день трудна для современных мыслителей, ученых и практиков.

Тем не менее следует с благодарностью вспомнить о некоторых идеях, дарованных Платоном человечеству тысячелетия тому назад.

Особое значение Платон придавал воспитательному значению «мусического искусства: оно всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если он правильно воспитан...» [8, с. 168].

Что касается воспитания в целом, то его предназначение состоит в том, чтобы члены общества становились «умеренными людьми» (курсив наш. — Авт.) [Там же, с. 193]. Платон полагал: «Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться и сказываться во всем, даже способствовать исправлению государства, если что в нем было не так» [Там же, с. 194]. Далее речь шла о том, что «во всем, что считается мелочами, они найдут нормы поведения...» [Там же, с. 194—195].

О нормах поведения Платон рассуждал не единожды. Он писал: «.младшим полагается молчать при старших, уступать им место, вставать в их присутствии, почитать родителей; затем идет все, что касается наружности: стрижка, одежда, обувь и так далее» [Там же, с. 195]. Философ рассуждал о трудностях и тяготах воспитания детей, о почтительности к родителям, которая возбраняет касаться родителей, и о страхе, который заставляет предполагать, что обиженному помогут другие [Там же, с. 242]. Далее речь шла о том, что извращенное государственное устройство губительно действует как на философа, так и на обыденного человека [Там же, с. 276-278].

Платон находил зависимость между государством и правами людей [Там же, с. 281]. Особый предмет размышлений — идея блага. В чем суть блага? Согласно

Об особенностях дурных, но умных людей

Проблема отбора и воспитания правителей

О полярных качествах человека

Платону, «по мнению большинства, благо состоит в удовольствии, а для людей более тонких — в понимании» [8, с. 286]. Таким образом, Платон даровал нам идею о том, что значение и смысл понятия «благо» для людей не однозначны.

В то же время Платон рассуждал об особенностях дурных, но умных людей: «как проницательна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо...» [Там же, с. 300]. С этим суждением нельзя не согласиться.

Рассуждая о государстве и управлении государством, философ полагал: «...для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием, — первые потому, что в их жизни нет единой цели, стремясь к которой они должны были бы действовать, что бы они ни совершали в частной или общественной жизни, а вторые потому, что по доброй воле они не станут действовать, полагая, что уже при жизни переселились на Острова блаженных»* [Там же].

Платона волновала также проблема отбора правителей и их воспитание. Философ полагал, что следует «отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным, но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания» (курсив наш. — Авт.) [Там же, с. 319]. Мы полагаем, что выделенная курсивом идея Платона о свойствах, подходящих для воспитания правителей, не должна быть упущена специалистами. При этом, согласно Платону, следует разделять тех, «кто проявляет благородство», и тех, «кто — подлость» [Там же, с. 320].

Платон разделял тех, кто говорит правду, кто прославляет справедливость, и тех, кто хвалит несправедливость и кто лжет [Там же, с. 385]. Философ полагал, что когда человек звероподобную сторону своей натуры подчиняет человеческой, — это прекрасно. И далее: «.принесет ли кому-нибудь пользу обладание золотом, полученным несправедливым путем? Ведь при этом происходит примерно вот что: золото он возьмет, но одновременно с этим поработит наилучшую свою часть

* Древнегреческий историк Геродот (484 — ок. 425 гг. до н.э.) указывал, что в Египте «в семи днях пути от Фив по песчаной пустыне» есть город Оасис, «а называется эта местность в переводе на эллинский язык Островом Блаженных» [9].

Метаморфозы лучшей и худшей частей человека

«Боги... не оставят своего попечения о человеке, который стремится быть справедливым»

Платон узрел

свойственные

человеку

амбивалентные

качества

Чаянья об идеальном обществе

самой скверной. <...> Коль скоро он безжалостно порабощает самую божественную свою часть, подчиняя ее самой безбожной и гнусной, разве это не жалкий человек и разве полученная им мзда не ведет его к еще более ужасной гибели...» [8, с. 385].

И далее: «.когда у человека лучшая его часть ослаблена, так что ему не под силу справиться с теми тварями, которые находятся у него внутри, он способен лишь угождать им. Как их ублажать — вот единственное, в чем он знает толк» [Там же, с. 386]. Человек может управлять собой через лучшее начало в себе: «.всякому человеку лучше быть под властью божественного и разумного начала, особенно если имеешь его в себе как нечто свое; если же этого нет, тогда пусть оно воздействует извне, чтобы по мере сил между всеми нами были сходство и дружба и все мы управлялись бы одним и тем же началом» [Там же].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платон полагал, что «боги никогда не оставят своего попечения о человеке, который стремится быть справедливым и, упражняясь в добродетели, уподобляется богу, насколько это возможно для человека» [Там же, с. 412].

В финале своей утопии Платон изложил миф о загробных воздаяниях. Основной принцип «Государства» — подробное описание регулируемой общественной жизни.

Платон, однако, оставался проникновенным мыслителем, тонким философом и поразительным психологом. Особенности психологии человека — свойственные человеку амбивалентные качества — были увидены и описаны философом Древней Греции. Согласно видению Платона, чувство справедливости, чести и противоположные, полярные качества могут быть присущи одному и тому же человеку. Об этом феномене вероятной двоичной сущности человека писал несколько тысячелетий назад великий Платон. Проходят тысячелетия, и мы (В.С. Мухина) в XXI веке заново открываем для себя эту вероятную двоичность нашей сущности [10, с. 35, 44, 102 и др.; 11, с. 87, 89, 97, 98, 108—110, 134, 157, 192, 209; 12, с. 412, 463, 472, 516].

Именно с этими сущностными для нас, человеков, свойствами двоичности мы взаимодействуем друг с другом в обыденной жизни. Именно с этими свойствами в нас мы взаимодействуем, когда берем на себя ответственность воспитывать детей и подростков.

И хотя Платона принято считать первым автором, изображающим несуществующее идеальное общество

Необходимость овладения многими знаниями для тех, кто берет на себя ответственность за государство, граждан и молодое поколение

(см. диалоги в его известных работах «Государство», «Политик», «Тимей», «Критик»), термин «утопия» (от греч. и — нет и t6pos — место, то есть место, которого нет) был введен Томасом Мором благодаря названию его известной книги «Утопия»* [13].

Томас Мор в своей «Утопии» обращался к великим грекам, в первую очередь к Платону и Аристотелю. Писатель-утопист принял на вооружение идею Платона о том, что «государства только тогда будут счастливы, когда царствовать станут философы или же когда цари станут философствовать»** [Там же, с. 149].

Мы полагаем, что и в XXI веке идея о том, что государства были бы счастливы, если бы ими управляли философы (или же «цари» стали бы философствовать), продолжает оставаться утопической.

Реально недаром в истории человечества происходила дифференциация философов и правителей, а также субъектов множества других сфер деятельности.

Исторически происходящая дифференциация видов человеческой деятельности, однако, не исключает необходимости взаимного наложения многих сущностных сфер духовных достижений и присвоения их представителями человечества, берущими на себя ответственность за процветание государства, за благополучие граждан страны и за воспитание молодого поколения.

Эти идеи складывались в истории человечества в тысячелетиях. Однако иные похотенья***, свойственные человекам во все времена, подчас уводили благородные помыслы (на время?!) в сторону или вовсе отвлекали от них суетой жизненных обстоятельств. Помыслы и поступки не всегда рядоположены и последовательно зависимы, такова — увы! — наша человеческая, социальная и психологическая природа.

(Продолжение следует)

* Полное название книги Т. Мора: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516).

** У Платона в его работе «Государство» Сократ говорил: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино — государственная власть и философия, до тех пор. государство не избавится от зол» [V, 473d].

*** Согласно Вл. Далю, похотенье—хотенье, желанье, стремленье.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».

2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учеб. заведений. - 15-е изд. - М., 2015.

4. Мухина В., Басюк В. Проект Программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. — 2011. — № 4. — С. 167—183.

5. Мухина В., Басюк В. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности?) // Развитие личности. — 2014. — № 4. — С. 202—217.

6. Мухина В.С. Введение: феноменологическая сущность мифов и реалий личности // Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — С. 15—41.

7. Платон. Полн. собр. творений: в 15 т. Т. 3. — Л., 1929. — С. 29.

8. Платон. Государство // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. — М., 1994. — С. 79—420.

9. Геродот. История в девяти книгах. Кн. III. Талия. — Л., 1972. — С. 146. — (Памятники исторической мысли).

10. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

11. Мухина В.С. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих // Отчуждение челове-ков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. Книга первая / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — С. 9—307.

12. Мухина В.С. Отчуждение от других: От прило-гов и помыслов к поступку и преступлению // Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. Книга вторая / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — С. 309—669.

13. Мор Т. Утопия. — М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.