Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политике
Валерия Мухина, Виктор Басюк
психологическое сопровождение
ДЕЛИНКВЕНТНыХ ПОДРОСТКОВ: ПРОЕКТ И ЕГО реализация
(Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?)*
Аннотация. Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и позже - в профессиональных училищах, лицеях и кадетских корпусах. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт авторов в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения; результаты долговременного психологического сопровождения в условиях инновационных подходов.
Авторы рассматривают типологию делинквентности и задаются вопросом: возможно ли преодолеть архетип делинквентности?
Теоретический аспект работы обусловлен позицией авторов в отношении: к анализу условий развития и бытия каждого нового поколения в контексте социальной реальности и образования амбивалентных социальных ориентиров человечества в процессе его истории; к пониманию феноменологии развития в обществе сущностно амбива-
* Продолжение. Начало см. «Развитие личности». — 2014. — № 4. - С. 202-217.
лентно ориентированных субъектов - носителей амбивалентных качеств; к значению для развития самой личности подростка осознанной, самостоятельно выстроенной внутренней позиции в отношении к самому себе как личности, к своему месту в этом мире, к своему настоящему и будущему.
Показаны результаты практической работы и психологического сопровождения подростков-делинквентов на протяжении пяти лет.
Ключевые слова: амбивалентные ценности социальной реальности; воспитание; психологическое сопровождение; условия воспитания и психологического сопровождения подростков-делинквентов; архетип делинквентности подростков; принудительное давление культуры и субкультуры; феномен коллективных представлений в рамках конкретной субкультуры; амбивалентные личностные качества человека; социально-психологическая сущность человека.
Abstract. The conditions of education and psychological support of adolescents deprived of parental care and bringing up in boarding schools and later - in professional colleges, lycées and military schools are considered. Methodological and theoretical approaches to educational conditions' organization; empirical experience of the authors in the sphere connected with the organization of conditions for education and psychological support; innovational elaboration of new approaches to organization of psychological support; the results of longitudinal psychological support under the conditions of innovational approaches are discussed.
The authors examine the typology of delinquency and put a question: is it possible to overcome the archetype of delinquency?
Theoretical aspect of the study is determined by the authors' position in respect to: analysis of conditions of development and existence of every new generation in the context of social reality and formation of ambivalent social guidelines in the history of mankind; understanding of phenomenology of development in society of ambivalently oriented subjects - bearers of ambivalent qualities; meaning for adolescent's personality development such factors as conscious, self-reliant inner position towards oneself as a person, towards own place in the world, towards own present and future.
The results of practical work and psychological support of delinquent adolescents for five years are presented.
Keywords: ambivalent values of social reality; upbringing; psychological support; conditions of education and psychological support of delinquent adolescents; archetype of delinquency; forced pressure of culture and subculture; phenomenon of collective representations within the bounds of concrete subculture; ambivalent personal qualities of a man; socio-psychological essence of a man.
3. Соотнесение Проекта психологического сопровождения делинквентных подростков со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва)
Приоритетные задачи РФ в сфере воспитания детей
Ориентиры Стратегии
Гарантия
обеспечения
воспитания
Значение системы духовно-нравственных ценностей
Всё великое без труда не дается.
Платон
1 — Стратегия развития воспитания в России
Раздел 1 «Общие положения» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) начинается со значимого положения: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию в защите Родины» (курсив наш. — Авт.) [1]. Важно, что документ разработан во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей.
Стратегия ориентирована на положения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования*. Далее в документе констатируется: «Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, спра-
* П. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
Значение пафоса
Традиционные чаяния духовной части общества
ведливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [1]. Ориентация на духовно-нравственные ценности имеет первостепенное значение как в вербальном изложении, так и в реальных проявлениях посредников воспитания — педагогов, психологов, социальных работников и других причастных к воспитанию лиц.
Однако все сказанное в Стратегии развития воспитания — лишь правильные, высокие и пафосные* слова.
В контексте построения Стратегии группа специалистов — доверенных лиц естественным в таких ситуациях образом ориентировалась на высокие, но подчас утопические цели, что и проявилось в чрезмерной приподнятости ценностных ориентиров. Безусловно, мы, люди, нуждаемся в идеалах и высоких идеях. Но при этом важно, чтобы в серьезном документе желаемое не было бы лишено исторической правды и научного обоснования.
Зачастую мы ожидаем от нового поколения того, чем не обладаем сами.
В Стратегии, по сути, отражены традиционные чаяния духовной части общества. За этими призывами должны следовать рекомендации, адекватные истории и сегодняшнему времени. Тем не менее в документе сказано: «Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса... на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка» (курсив наш. — Авт.) [Там же].
Здесь мы видим значимые для решения проблемы воспитания ориентиры: отечественные позитивные традиции, исторически сложившийся позитивный опыт,
достижения научных школ и др. Однако вводимые в
**
текст пожелания «оптимального сочетания» предстают перед нами как «хлопок в вакууме»...
Общество опирается на сложившиеся в процессе истории позитивные идеи
2 — Утопические идеи гармоничного общества и контексты достижений научных школ
Всё сказанное — желаемые и объективно правильные с позиций заинтересованных наук слова, значения
* Пафос (греч. pathos — страсть) — страстное воодушевление, подъем чувств.
** Оптимальный (лат. optimus — наилучший) — наиболее приемлемый, благоприятный, удачный в данных условиях.
Глубокая
заинтересованность в создании наиболее благоприятных условий развития личности
Реальность Великого идеополя общественного самосознания
и помыслы, отражающие сложившиеся в процессе истории позитивные идеи. Однако эти идеи носят общий и нередко утопический характер.
Очевидно, что следующий этап Стратегии развития воспитания в Российской Федерации следует выстраивать исходя из контекстов достижений научных школ, дабы спуститься с небес на землю, выйти из заманчивых сфер утопий и перейти к реальной действительности.
Обращение к теоретическим и практическим достижениям научных школ может дать реалистически ориентированные и практически выверенные основы для поиска путей воспитания в интересах детей и общества в целом.
Мы, автор концепции школы «Феноменология бытия и развития личности» [2; 3] и соавторы программы «Психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечительства» [4] и концепции «Психологическое сопровождение делинквентных подростков» [5], более пяти лет работаем над проектом Программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства. Мы мучительно ищем пути оказания эффективной психологической поддержки этой категории детей-подростков.
Конечно мы, как и многие другие люди, причастные к проблеме воспитания, глубоко заинтересованы в создании наиболее благоприятных условий для развития личности, не только разделяющей традиционные российские духовные ценности, но и способной к развитию своего личностного и гражданского потенциала.
В.С. Мухина в результате долгой и трудоемкой работы над анализом движения ряда сущностных идей открыла и описала некий феномен — Великое идеополе общественного самосознания [2].
История философии и наук дает человечеству основание заглянуть в историю воссоединения идей, знаний, позитивного опыта и заблуждений, которые откровениями отдельных блистательных мыслителей образуют в процессе истории некую сферу или некие сферы, становящиеся достоянием всего человечества. Анализируя труды философов, начиная от древних греков и кончая нашим временем [6, с. 15—41], ученый пришла к пониманию феномена Великого идеополя.
В.С. Мухина практически начала свой труд с обсуждения сущности личности человека, с истории возникновения потребности человечества в особенных качествах, созидающих в человеке феномен личности.
Идея о Великом идеополе общественного самосознания содействует настойчивому поиску ответов. При-
ведем лишь первоначальное суждение автора о феномене идеополя.
Феномен Великого В результате трудоемкой работы над текстами мыс-
идеополя лителей В.С. Мухина пришла к следующему понима-
нию сути феномена Великого идеополя: «Великое идео-поле общественного самосознания — пространство образов, знаковых систем, понятий, идей, знаний, концептов, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и которые обусловливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь определяющих достижения философии, науки, культуры, морали, техники и политики.
Великое поле общественного сознания содержит в себе идеологические поля — особые идеи, концепты, порожденные разумом отдельных теоретиков и их школ, которые, первоначально зарождаясь в рамках какого-либо философского направления, науки, этики, искусства и т.д., в определенные исторические моменты оказывают влияние на самосознание общества в целом.
Идеи, раз возникнув, Идеологические поля общественного сознания, раз
остаются в пределах возникнув, остаются в пределах Великого поля общеВеликого идеополя
ственного сознания, развиваясь, усиливая свое воздействие на сознание людей и видоизменяясь в процессе течения времени. Они сохраняются в истории человечества, вплетаясь в сферы значений и смыслов Великого поля общественного сознания.
Та реальность, которая образует поле общественного сознания, имеет предтечи в плане ее предчувствия и осознания философами, а также представителями других сфер познания, начиная с древнейших времен. Так, в истории мысли мы находим достаточное число попыток осмыслить особую реальность, которая понималась как некая сущность, вечные знания, концентрация мудрых затаенных истин, абсолютных идей и пр.» [6, с. 34].
Первичная сущность Наши знания и идеи имеют свои исторические идеи предтечи.
Платон утверждал первичную сущность идеи, полагая, что идеи априорно даны человеку. При этом философ полагал: «Идеи... пребывают в природе как бы в виде образцов» [7, с. 29]. Конечно, идеи во все времена рождались в головах причастных к глубокому познанию человеков.
В Великом идеополе, однако, мы можем найти и утопические идеи того же Платона о государстве и о человеке в нем. В своем, по сути утопическом, произве-
Воспитательное значение мусического искусства
О нормах поведения младших по отношению к старшим
Благо состоит в понимании
дении «Государство» Платон обсуждал идеи: справедливости как воздаяния, должного каждому человеку; разделения труда в идеальном государстве; роли правильного воспитания и обучения в идеальном государстве и множество других.
Что касается проблемы воспитания, то Платон, хотя и произносил много премудрых, пафосных суждений, однако системных предложений воспитания он — увы! — не предложил. Эта проблема и по сей день трудна для современных мыслителей, ученых и практиков.
Тем не менее следует с благодарностью вспомнить о некоторых идеях, дарованных Платоном человечеству тысячелетия тому назад.
Особое значение Платон придавал воспитательному значению «мусического искусства: оно всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если он правильно воспитан...» [8, с. 168].
Что касается воспитания в целом, то его предназначение состоит в том, чтобы члены общества становились «умеренными людьми» (курсив наш. — Авт.) [Там же, с. 193]. Платон полагал: «Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться и сказываться во всем, даже способствовать исправлению государства, если что в нем было не так» [Там же, с. 194]. Далее речь шла о том, что «во всем, что считается мелочами, они найдут нормы поведения...» [Там же, с. 194—195].
О нормах поведения Платон рассуждал не единожды. Он писал: «.младшим полагается молчать при старших, уступать им место, вставать в их присутствии, почитать родителей; затем идет все, что касается наружности: стрижка, одежда, обувь и так далее» [Там же, с. 195]. Философ рассуждал о трудностях и тяготах воспитания детей, о почтительности к родителям, которая возбраняет касаться родителей, и о страхе, который заставляет предполагать, что обиженному помогут другие [Там же, с. 242]. Далее речь шла о том, что извращенное государственное устройство губительно действует как на философа, так и на обыденного человека [Там же, с. 276-278].
Платон находил зависимость между государством и правами людей [Там же, с. 281]. Особый предмет размышлений — идея блага. В чем суть блага? Согласно
Об особенностях дурных, но умных людей
Проблема отбора и воспитания правителей
О полярных качествах человека
Платону, «по мнению большинства, благо состоит в удовольствии, а для людей более тонких — в понимании» [8, с. 286]. Таким образом, Платон даровал нам идею о том, что значение и смысл понятия «благо» для людей не однозначны.
В то же время Платон рассуждал об особенностях дурных, но умных людей: «как проницательна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо...» [Там же, с. 300]. С этим суждением нельзя не согласиться.
Рассуждая о государстве и управлении государством, философ полагал: «...для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием, — первые потому, что в их жизни нет единой цели, стремясь к которой они должны были бы действовать, что бы они ни совершали в частной или общественной жизни, а вторые потому, что по доброй воле они не станут действовать, полагая, что уже при жизни переселились на Острова блаженных»* [Там же].
Платона волновала также проблема отбора правителей и их воспитание. Философ полагал, что следует «отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным, но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания» (курсив наш. — Авт.) [Там же, с. 319]. Мы полагаем, что выделенная курсивом идея Платона о свойствах, подходящих для воспитания правителей, не должна быть упущена специалистами. При этом, согласно Платону, следует разделять тех, «кто проявляет благородство», и тех, «кто — подлость» [Там же, с. 320].
Платон разделял тех, кто говорит правду, кто прославляет справедливость, и тех, кто хвалит несправедливость и кто лжет [Там же, с. 385]. Философ полагал, что когда человек звероподобную сторону своей натуры подчиняет человеческой, — это прекрасно. И далее: «.принесет ли кому-нибудь пользу обладание золотом, полученным несправедливым путем? Ведь при этом происходит примерно вот что: золото он возьмет, но одновременно с этим поработит наилучшую свою часть
* Древнегреческий историк Геродот (484 — ок. 425 гг. до н.э.) указывал, что в Египте «в семи днях пути от Фив по песчаной пустыне» есть город Оасис, «а называется эта местность в переводе на эллинский язык Островом Блаженных» [9].
Метаморфозы лучшей и худшей частей человека
«Боги... не оставят своего попечения о человеке, который стремится быть справедливым»
Платон узрел
свойственные
человеку
амбивалентные
качества
Чаянья об идеальном обществе
самой скверной. <...> Коль скоро он безжалостно порабощает самую божественную свою часть, подчиняя ее самой безбожной и гнусной, разве это не жалкий человек и разве полученная им мзда не ведет его к еще более ужасной гибели...» [8, с. 385].
И далее: «.когда у человека лучшая его часть ослаблена, так что ему не под силу справиться с теми тварями, которые находятся у него внутри, он способен лишь угождать им. Как их ублажать — вот единственное, в чем он знает толк» [Там же, с. 386]. Человек может управлять собой через лучшее начало в себе: «.всякому человеку лучше быть под властью божественного и разумного начала, особенно если имеешь его в себе как нечто свое; если же этого нет, тогда пусть оно воздействует извне, чтобы по мере сил между всеми нами были сходство и дружба и все мы управлялись бы одним и тем же началом» [Там же].
Платон полагал, что «боги никогда не оставят своего попечения о человеке, который стремится быть справедливым и, упражняясь в добродетели, уподобляется богу, насколько это возможно для человека» [Там же, с. 412].
В финале своей утопии Платон изложил миф о загробных воздаяниях. Основной принцип «Государства» — подробное описание регулируемой общественной жизни.
Платон, однако, оставался проникновенным мыслителем, тонким философом и поразительным психологом. Особенности психологии человека — свойственные человеку амбивалентные качества — были увидены и описаны философом Древней Греции. Согласно видению Платона, чувство справедливости, чести и противоположные, полярные качества могут быть присущи одному и тому же человеку. Об этом феномене вероятной двоичной сущности человека писал несколько тысячелетий назад великий Платон. Проходят тысячелетия, и мы (В.С. Мухина) в XXI веке заново открываем для себя эту вероятную двоичность нашей сущности [10, с. 35, 44, 102 и др.; 11, с. 87, 89, 97, 98, 108—110, 134, 157, 192, 209; 12, с. 412, 463, 472, 516].
Именно с этими сущностными для нас, человеков, свойствами двоичности мы взаимодействуем друг с другом в обыденной жизни. Именно с этими свойствами в нас мы взаимодействуем, когда берем на себя ответственность воспитывать детей и подростков.
И хотя Платона принято считать первым автором, изображающим несуществующее идеальное общество
Необходимость овладения многими знаниями для тех, кто берет на себя ответственность за государство, граждан и молодое поколение
(см. диалоги в его известных работах «Государство», «Политик», «Тимей», «Критик»), термин «утопия» (от греч. и — нет и t6pos — место, то есть место, которого нет) был введен Томасом Мором благодаря названию его известной книги «Утопия»* [13].
Томас Мор в своей «Утопии» обращался к великим грекам, в первую очередь к Платону и Аристотелю. Писатель-утопист принял на вооружение идею Платона о том, что «государства только тогда будут счастливы, когда царствовать станут философы или же когда цари станут философствовать»** [Там же, с. 149].
Мы полагаем, что и в XXI веке идея о том, что государства были бы счастливы, если бы ими управляли философы (или же «цари» стали бы философствовать), продолжает оставаться утопической.
Реально недаром в истории человечества происходила дифференциация философов и правителей, а также субъектов множества других сфер деятельности.
Исторически происходящая дифференциация видов человеческой деятельности, однако, не исключает необходимости взаимного наложения многих сущностных сфер духовных достижений и присвоения их представителями человечества, берущими на себя ответственность за процветание государства, за благополучие граждан страны и за воспитание молодого поколения.
Эти идеи складывались в истории человечества в тысячелетиях. Однако иные похотенья***, свойственные человекам во все времена, подчас уводили благородные помыслы (на время?!) в сторону или вовсе отвлекали от них суетой жизненных обстоятельств. Помыслы и поступки не всегда рядоположены и последовательно зависимы, такова — увы! — наша человеческая, социальная и психологическая природа.
(Продолжение следует)
* Полное название книги Т. Мора: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516).
** У Платона в его работе «Государство» Сократ говорил: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино — государственная власть и философия, до тех пор. государство не избавится от зол» [V, 473d].
*** Согласно Вл. Далю, похотенье—хотенье, желанье, стремленье.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учеб. заведений. - 15-е изд. - М., 2015.
4. Мухина В., Басюк В. Проект Программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. — 2011. — № 4. — С. 167—183.
5. Мухина В., Басюк В. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности?) // Развитие личности. — 2014. — № 4. — С. 202—217.
6. Мухина В.С. Введение: феноменологическая сущность мифов и реалий личности // Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — С. 15—41.
7. Платон. Полн. собр. творений: в 15 т. Т. 3. — Л., 1929. — С. 29.
8. Платон. Государство // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. — М., 1994. — С. 79—420.
9. Геродот. История в девяти книгах. Кн. III. Талия. — Л., 1972. — С. 146. — (Памятники исторической мысли).
10. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.
11. Мухина В.С. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих // Отчуждение челове-ков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. Книга первая / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — С. 9—307.
12. Мухина В.С. Отчуждение от других: От прило-гов и помыслов к поступку и преступлению // Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. Книга вторая / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — С. 309—669.
13. Мор Т. Утопия. — М., 1978.