Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭФФЕКТ ТОЛПЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вакарина Елена Алексеевна, Емельянова Анна Дмитриевна

В данной статье экстремальные ситуации рассматриваются как фактор, угрожающий безопасности жизнедеятельности человека. Цель нашего исследования - описать профилактические меры по обеспечению психологической безопасности личности в условиях угрозы для жизни. Экстремальные ситуации вносят изменения в нормальную и привычную жизнедеятельность человека, так как приводят к нар ушению личностной целостности, психологического благополучия и безопасности. Основной формой поведения человека становится паника, потому что подобные ситуации возникают внезапно и развиваются достаточно стремительно. В условиях неопределенности у человека повышается уровень тревожности, что приводит к хаотичным действиям и неспособности принимать рациональные решения. В таком случае для обеспечения психологической безопасности человеку следует не только соблюдать инструкции и следовать четкому плану действий в условиях реальной опасности, но и знать способы саморегуляции. Профилактические меры, которые имеют системный подход и включают психологическое просвещение, следует направить на межведомственное взаимодействие между сотрудниками учреждений и специальных служб (МЧС, полиция, психологи, медицинские работники и т. д.). При слаженной работе специальных служб и населения (например, пострадавших или свидетелей произошедшего) наблюдается минимизация рисков, связанных с получением травм и угроз для физического и психического здоровья человека. Умение осознавать, управлять, контролировать эмоциональные реакции и поведение является ключевым фактором психологической безопасности в условиях реальной опасности. Результаты исследования могут быть использованы психологами в области образования, организационными психологами, преподавателями и руководителями организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вакарина Елена Алексеевна, Емельянова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF ORGANIZATIONS ON ISSUES OF EMOTIONAL RESPONSE IN EXTREME SITUATIONS

In this article, extreme situations are considered as a factor that threatens the safety of human life. The purpose of our study is to describe preventive measures to ensure the psychological safety of the individual in life-threatening situations. Extreme situations make changes to the normal life of a person, as they lead to a violation of personal integrity, psychological well-being and safety. Panic becomes the main form of human behavior, since such situations arise suddenly and develop quite rapidly. In conditions of uncertainty, a person has an increased level of anxiety, which leads to chaotic actions and inability to make rational decisions. In this case, in order to ensure psychological safety, a person should follow the instructions and a clear plan of action in conditions of real danger, as well as be aware of self-regulation methods. Systematic preventive measures that include psychological education should be directed to interdepartmental interaction between employees of institutions and special services (EMERCOM, police, psychologists, medical workers, etc.). Risks associated with trauma and threats to a person's physical and mental health are minimized when special services and the population (for example, victims or witnesses of an incident) work together and coordinate their actions. The ability to recognize, manage and control emotional reactions and behavior is a key factor of psychological safety in conditions of real danger. The study results might be used by educational psychologists, organizational psychologists, teachers and heads of organizations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ2022104371-382

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF ORGANIZATIONS ON ISSUES OF EMOTIONAL RESPONSE IN EXTREME SITUATIONS

Вакарина Е. А., Емельянова А. Д. Vakarina E. A., Emelianova A. D.

Тюменский государственный университет, Тюмень, Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

Российская Федерация

Аннотация:

В данной статье экстремальные ситуации рассматриваются как фактор, угрожающий безопасности жизнедеятельности человека. Цель нашего исследования - описать профилактические меры по обеспечению психологической безопасности личности в условиях угрозы для жизни. Экстремальные ситуации вносят изменения в нормальную и привычную жизнедеятельность человека, так как приводят к нар ушению личностной целостности, психологического благополучия и безопасности. Основной формой поведения человека становится паника, потому что подобные ситуации возникают внезапно и развиваются достаточно стремительно. В условиях неопределенности у человека повышается

Abstract:

In this article, extreme situations are considered as a factor that threatens the safety of human life. The purpose of our study is to describe preventive measures to ensure the psychological safety of the individual in life-threatening situations. Extreme situations make changes to the normal life of a person, as they lead to a violation of personal integrity, psychological well-being and safety. Panic becomes the main form of human behavior, since such situations arise suddenly and develop quite rapidly. In conditions of uncertainty, a person has an increased level of anxiety, which leads to chaotic actions and inability to make rational decisions. In this case, in order to ensure psychological safety, a person should follow the instructions and a clear plan of action in conditions of real danger, as well as

371

уровень тревожности, что приводит к хаотичным действиям и неспособности принимать рациональные решения. В таком случае для обеспечения психологической безопасности человеку следует не только соблюдать инструкции и следовать четкому плану действий в условиях реальной опасности, но и знать способы саморегуляции. Профилактические меры, которые имеют системный подход и включают психологическое просвещение, следует направить на межведомственное взаимодействие между сотрудниками учреждений и специальных служб (МЧС, полиция, психологи, медицинские работники и т. д.). При слаженной работе специальных служб и населения (например, пострадавших или свидетелей произошедшего) наблюдается минимизация рисков, связанных с получением травм и угроз для физического и психического здоровья человека. Умение осознавать, управлять, контролировать эмоциональные реакции и поведение является ключевым фактором психологической безопасности в условиях реальной опасности. Результаты исследования могут быть использованы психологами в области образования, организационными психологами, преподавателями и руководителями организаций.

be aware of self-regulation methods. Systematic preventive measures that include psychological education should be directed to interdepartmental interaction between employees of institutions and special services (EMERCOM, police, psychologists, medical workers, etc.). Risks associated with trauma and threats to a person's physical and mental health are minimized when special services and the population (for example, victims or witnesses of an incident) work together and coordinate their actions. The ability to recognize, manage and control emotional reactions and behavior is a key factor of psychological safety in conditions of real danger. The study results might be used by educational psychologists, organizational psychologists, teachers and heads of organizations.

Ключевые слова:

эмоциональное реагирование; психологическая безопасность; экстремальные ситуации; эффект толпы; психологическое просвещение

Keywords:

emotional response; psychological safety; extreme situations; crowd effect; psychological education

По своей природе человек склонен адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Быстрый темп времени требует от человека нахождения способов поведения, соответствующих современным реалиям. Так, ситуации, которые происходят внезапно и их возникновение не зависит от желания человека, выходят за рамки обычных явлений, называются экстремальными [1]. Экстремальность рассматривается как неспособность субъекта поддерживать баланс между средой и своими внутренними процессами на уровне соматики, эмоциональности и сознания. Нарушение данного баланса приводит к нехватке или переизбытку информации. «Любая экстремальная ситуация приобретает для кого-либо статус оптимальной или опасной только в результате осознания им неспособности осуществлять необходимый уровень контроля над нею в результате несбалансированности на уровне соматики, эмоционального отреагирования и осмысленности складывающегося с этой ситуацией субъективного взаимодействия» [2, с. 257].

Подобное взаимодействие с опасными событиями является угрозой для физического и психического здоровья человека. Их воздействие на человека оказывается в течение короткого периода времени, поэтому человек не может подготовиться к ним заранее, что приводит к нарушению контроля над эмоциональными реакциями и поведением [1].

Эмоциональное реагирование является формой адаптации к экстремальным ситуациям, которые нарушают привычный образ жизни человека. В таких случаях появляется потребность в психологической безопасности, то есть создании и поддержании чувства защищенности. Человек, оказавшийся в экстремальной ситуации, не понимает, как управлять собственными эмоциональными реакциями и поведением. Паника, страх, ступор преобладают в поведении, из-за чего усиливаются общая тревожность и непонимание, как действовать в сложившихся обстоятельствах. Отметим, что тренировочные мероприятия, которые проводятся с сотрудниками организаций с целью «репетиции» эвакуации, направлены преимущественно на оттачивание действий согласно плану, то есть выполнение четких указаний, инструкций. При этом психологическое просвещение в рамках ознакомления с возможными эмоциональными реакциями редко ставится на первый план при подготовке к экстремальным ситуациям, что приводит к стихийному объединению людей в случае реальной опасности. Следовательно, профилактические меры, которые включают просветительскую работу, межведомственное взаимодействие, тренировочные сборы, способствуют минимизации рисков, связанных с угрозами для жизнедеятельности человека. Устойчивость личности к неблагоприятным условиям среды позволяет ей регулировать психическое состояние, а, значит, находить оптимальные способы реагирования как на физическом, так и эмоциональном уровнях.

Вследствие чего, цель нашего исследования заключается в следующем: описать профилактические меры по обеспечению психологической безопасности личности в условиях угрозы для жизни. Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

- изучить эмоциональные реакции как психологический феномен;

- описать специфику поведения личности в экстремальных ситуациях;

- рассмотреть саморегуляцию психического состояния как фактор психологической безопасности личности.

Эмоциональные реакции как психологический феномен

Эмоциональный уровень является одной из сложных систем, а также реакцией организма, которая позволяет адаптироваться к окружающему социуму, поэтому исследователи проявляют интерес к данному феномену на протяжении длительного времени.

История изучения эмоций начинается с античности (Гераклит, Аристотель, Платон и др.) и продолжает свое развитие у философов до XVIII века (Декарт, Спиноза, Кант и др.) [3]. С XIX века исследованием эмоций занимались психологи разных направлений: В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Юнг, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Изард, П. Экман, Б. И. Додонова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, и др. [4,5].

373

В XX веке О. В. Белоконь, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Е. А. Сергиенко, Д. В. Ушаков, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Х. Вайсбах и У. Дакс начали рассматривать феномен эмоционального интеллекта, который предполагает процесс переработки эмоциональной информации посредством распознавания эмоций [6,7].

В настоящее время сохраняет свою актуальность вопрос о структуре и механизмах эмоционального реагирования. Исследователи М. Арнольд, Р. Лазарус, Л. А. Строуф и др. предпринимали попытки схематизации возникновения эмоциональных реакций [8]. Особый вклад в данном случае внес Е. П. Ильин, определив эмоциональное реагирование как многоуровневую (психический, физиологический, поведенческий), многокомпонентную (психофизиологический, импрессивный и экспрессивный) структуру. Каждый уровень должен быть представлен в эмоциональном реагировании, и только по совокупности выраженности показателей этих уровней можно судить об имеющемся состоянии у человека [9].

Эмоциональное реагирование человека один из уровней, задействованных в процессах организма при попадании в экстремальную ситуацию. В связи с чем выделяют такие виды эмоциональных реакций, которые являются адаптивными при взаимодействии с неблагоприятными факторами среды: истерика, агрессия, апатия, плачь, тревога и страх [10]. Умение вовремя их распознать у себя и окружающих способствует более быстрой адаптации и нахождению оптимального решения в экстремальной ситуации.

Личность в экстремальных ситуациях

С целью минимизации количества пострадавших во время возникновения экстремальных ситуаций различные организации проводят имитирующие мероприятия, направленные на тренировку эвакуации сотрудников. При этом тренировочные сборы проходят как сами сотрудники, так и специальные службы (пожарные, полиция, МЧС и т. д.).

Сотрудников учреждений в основном ориентируют на определенную последовательность действий при эвакуации, то есть четкое выполнение инструкций например, относительно необходимого времени эвакуации от очага возгорания до безопасной зоны. Так, условно эвакуация делится на три этапа [11]:

1. Срабатывание систем сигнализации.

2. Время принятия решения о начале эвакуации:

- время реагирования на сигнал,

- время для окончания выполняемых работ,

- время на подготовительные работы (сбор вещей, документов).

3. Время движения по эвакуационным путям.

Исследователи в области технических наук рассматривают время эвакуации через формулы, ориентируясь на площадь помещения, этажность здания и т. д. Формула дает лишь представление о возможном варианте развития событий и примерную информацию для спасателей. Также уточняется, что важным фактором, который сложно учесть, является психоэмоциональное состояние каждого отдельного человека [12].

Как отмечают О. В. Стрельцов, О. С. Маторина, О. Г. Меретукова и др., вероятность принятия правильного решения в момент экстремальной ситуации увеличивается, если алгоритм поведения известен заранее [13]. Следовательно, организуемые тренировочные мероприятия дают людям необходимую информацию, которая в дальнейшем воспринимается как способ снижения уровня неопределенности, что оказывает влияние на ощущение психологической безопасности. Несмотря на то, что на тренировочных мероприятиях отрабатываются последовательность и техника действий, но при этом смоделированные ситуации не позволяют в полной мере оценить эффективность проведенных мероприятий, так как невозможно учесть психологическое состояние каждого участника в момент реальных событий [14].

В реальной жизни люди поддаются панике и забывают основные правила, несмотря на проводимые тренировочные мероприятия [2]. В условиях опасности стихийное объединение людей вынуждает их совместно спасаться от реальной угрозы для жизни. Основная цель в таком случае - уйти от источника опасности любыми доступными способами. Любая стратегия поведения в условиях внезапно изменившихся обстоятельств связано с риском как для самого человека, так и для окружающих [15]. В таком случае, личность оказывается зависимой от ситуации, что приводит к частичному или полному снятию ответственности, так как существует риск для жизни [16]. Вследствие чего доминирующей формой поведения в экстремальных ситуациях становится паника, которая увеличивает эмоциональную напряженность и уменьшает чувство ответственности. Такое частичное исчезновение индивидуальности и готовности подражать поведению окружающих людей называется «эффект толпы» [17]. В экстремальных ситуациях эмоциональное заражение (способность к копированию эмоций и поведения других) приобретает массовый характер, поэтому паническая толпа действует иррационально, чувство страха начинает преобладать в ее действиях, что приводит к гиперболизации опасности [18]. Паника возникает тогда, когда человек не знает своей роли, не имеет четкого представления о плане действий, следовательно, он становится пассивным участником событий. Стоит отметить, что каждый человек индивидуален, поэтому поведение будет отличаться [2]. Так, например, один человек, кто совладает с эмоциональными реакциями, сможет наладить процесс эвакуации и направить действия толпы. У другого, напротив, может начаться истерика, с которой он не сумеет справиться самостоятельно из-за резкого ослабления самоконтроля [17]. Следовательно, для регуляции собственного поведения и эмоциональных реакций, помощи окружающим в экстремальной ситуации следует проводить тренировочные мероприятия, которые включают как оказание первой помощи, так и психологическую поддержку. Отметим, что психологическую поддержку (psychological support), в отличие от экстренной психологической помощи (emergency psychological aid), может оказывать любой человек, который обладает набором простых знаний, приемов и алгоритмов помощи и самопомощи [19].

Подобную тренировку, которая включает теоретическую и практическую подготовки, проходят сотрудники МЧС. Например, ежегодно МЧС организует соревнование «Человеческий фактор» для студентов средних специальных и высших

учебных заведений по всей стране [20]. Целью данного соревнования является формирование мотивации к совершенствованию знаний, умений и навыков в области оказания первой помощи и психологической поддержки при несчастных случаях, а также пропаганда культуры безопасного поведения в кризисных ситуациях. Первый этап проходит на региональном уровне и заключается в решении тестовых задач. Второй и третий этапы - на межрегиональном и федеральном уровнях, соответственно. Они включают теоретический (решение теста) и практический (выполнение заданий) блоки. Практическое задание, которое выполняет вся команда участников, заключается в оказании первой помощи и психологической поддержки «пострадавшим» в смоделированной ситуации. «Капитанское» задание состоит в том, что капитан команды объясняет и демонстрирует один из приемов оказания первой помощи (например, придание устойчивого бокового положения или совершение подробного осмотра) и рассказывает, как распознать и что делать с той или иной эмоциональной реакцией. Особое внимание стоит уделить второму блоку, так как участники соревнований могут продемонстрировать полученные знания и навыки в смоделированной ситуации. Авторы статьи стали участниками «Человеческого фактора» в 2021 г. Они на собственном опыте убедились в том, что теоретические знания об оказании помощи и самопомощи следует отрабатывать в имитационных ситуациях, приближенных к реальным. Подобные мероприятия дают возможность увидеть ошибки и слабые места в подготовке человека, которая определяет готовность преодолевать внезапные ситуации, угрожающие жизни.

Такой системный подход в подготовке, когда взаимодействуют образовательные учреждения и сотрудники МЧС, позволяет прояснить роли конкретного человека и специальных служб [21]. Отсюда следует, что человек не будет поддаваться панике и тревожности, так как будет иметь ясное представление о плане действий. Также способы саморегуляции и управления эмоциональными реакции в случаях реальной опасности помогут сохранить ресурсы человека и сохранить чувство психологической безопасности.

Психологическая безопасность личности

В экстремальных ситуациях человек испытывает различный спектр эмоциональных реакций, так как угроза появляется внезапно, и человек не успевает подготовиться к ней. В подобных случаях человек теряет ощущение защищенности и стабильности, соответственно, существует риск потери контроля над собственным поведением. Экстремальные ситуации выходят за пределы нормальных и обычных событий и угрожают жизнедеятельности человека и его безопасности, так как приводят к нарушению психологического благополучия, целостности и автономности личности, а также снижению уровня волевой регуляции, что влияет на контроль над состоянием своего здоровья [22, 23].

При возникновении опасности А. М. Киселев и М. А. Кулешов предлагают опираться на психологические компоненты структуры готовности к преодолению экстремальных ситуаций [24]:

1. мотивационно-волевой - способность к саморегуляции и управлению психическим состоянием;

2. когнитивный - система знаний алгоритмов действий (выполнение инструкций);

3. деятельностный - принятие оптимальных решений и применение навыков на практике.

Представленная структура позволит сохранить один из важных ресурсов личности - психологическую безопасность. Данный ресурс обеспечивает способность сохранять устойчивость к стрессорам окружающей среды, а, значит, способствует отражению неблагоприятных внутренних и внешних воздействий [22]. Умение распознавать эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях, то есть саморегуляция психического состояния, помогает поддержать чувство защищенности и стабильности [25]. Саморегуляция позволяет адекватно оценивать ситуацию, принимать осознанные решения и управлять своим поведением, что, в свою очередь, создает условия для безопасности как отдельной личности, так и социума.

Набор теоретических знаний по оказанию помощи и самопомощи, которые разрабатываются специальными службами и прописываются в инструкциях (алгоритмах действий, где проясняются роли), и знание способов произвольной саморегуляции существенно упрощают взаимодействие между отдельным человеком и сотрудниками спасательных организаций. Соответственно, применение полученных умений и навыков во время тренировочных сборов (смоделированные ситуации), а также в случаях возникновения реальной опасности позволяют построить работу, направленную на минимизацию рисков, связанных с получением травм, увеличением числа пострадавших и других последствий.

Успешность выполнения действий сотрудниками специальных служб и отдельным человеком в экстремальных ситуациях зависит от умения распознавать эмоциональные реакции и совладать с ними. Поэтому возникает потребность в просветительской работе населения. Психологическое просвещение по проблеме эмоционального реагирования напрямую связано с психологической грамотностью как определенным уровнем знаний о своей психике, который способствует эффективной саморегуляции для оптимизации деятельности и психического состояния [26]. Психологу, работающему в учреждении, следует осуществлять просветительскую деятельность, которая будет направлена на способы эмоционального реагирования и отработку навыков поведения в ситуациях, угрожающих жизни человека. Стоит сказать, что деятельность психолога начинается с профилактических мер по предупреждению угроз, связанных с экстремальными ситуациями, а также продолжается в условиях реальной опасности. При возникновении экстремальной ситуации психолог поддерживает психическое и психофизиологическое самочувствие сотрудников учреждения и помогает специальным службам при ликвидации последствий [27].

Из вышесказанного мы делаем вывод, что основным компонентом профилактических мер для обеспечения психологической безопасности личности является просветительская работа. В данный вид деятельности следует включить:

- подготовку сотрудников учреждений к экстремальным и чрезвычайным ситуациям. Четкое объяснение плана действий в случаях реальной опасности (инструкция);

- тренировочные сборы со специальными службами (МЧС, психологи, полиция и т. д.), ключевым моментом которых становится прояснение ролей как конкретных служб, так и отдельного человека;

- ознакомление сотрудников с видами эмоциональных реакций, умением их распознавать и управлять ими (признаки, оказание помощи себе и пострадавшему);

- обсуждение способов саморегуляции;

- моделирование ситуаций - участие сотрудников в соревнованиях (создание экстремальных ситуаций, приближенных к реальным, осуществляется под руководством и наблюдением специальных служб).

Таким образом, просветительская деятельность как профилактическая мера повышает эффективность действий в экстремальных ситуациях, как сотрудников организаций, так и специальных служб. Проведение тренировочных мероприятий показывает слабые и уязвимые места в знаниях и умениях человека, а также указывает на ресурсы, которые способствуют поддержанию психологической безопасности личности.

Выводы

Исследователи уделяют внимание проблемам эмоционального реагирования и психологической безопасности личности в экстремальных ситуациях (пожар, авария, отравления и т.д.). Подобные ситуации выходят за рамки обычных событий, то есть влекут за собой последствия, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека. В условиях реальной опасности человек нуждается в создании безопасного пространства, то есть сохранение чувства защищенности и стабильности. Основными ресурсами для обеспечения психологической безопасности человека являются управление эмоциональными реакциями и контроль над собственным поведением. Система профилактических мер, которая включает психологическое просвещение, предполагает уменьшение рисков, связанных с угрозой для физического и психического здоровья человека.

Важной мерой является организация межведомственных взаимодействий между специальными службами (МЧС, полиция, психологические центры и т.д.) и другими организациями, в первую очередь, мы считаем, с образовательными организациями, осуществляя подготовку детей заранее. Также новым современным подходом является имитационное моделирование, позволяющее проводить эксперименты, приближенные к реальной обстановке [28].

Данная статья будет полезна психологам в области образования, организационным психологам, преподавателям и руководителям организаций. Дальнейшие исследования по проблемам эмоционального реагирования и психологической безопасности могут осуществляться при взаимодействии психологов и специальных служб для совершенствования процесса эвакуации и действий в условиях реальной опасности.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Маклаков А.Г. Человек в экстремальных условиях деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 165-180.

2. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 1. С. 252-258.

3. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных знаний: педагогика и психология. 2016. № 3. С. 275-278.

4. Алферова М.А., Аристова И.Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum: психология и образование. 2017. № 12.

5. Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования // Вестник РУДН. 2012. № 1. С. 94-99.

6. Ерыгина А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // Экономический вектор. 2021. № 2. С. 77-82. doi: 10.36807/2411-7269-2021-2-25-77-82

7. Ситаров В.А., Пашкова О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 7. С. 315-318. doi: 10.24411/2073-0454-2020-10437

8. Верхотурова Н.Ю. К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 150-154.

9. Дмитриев А.А., Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: феноменология, структурно-компонентный состав, проблемы и перспективы исследования // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 95-98.

10. Психологическая поддержка: практическое пособие [Internet]. Портал МЧС России. Доступно по: https://psi.mchs.gov.ru/deyatelnost/ metodicheskie-rekomendacii-dlya-naseleniya/ psihologicheskaya-podderzhka-prakticheskoe-posobie. Ссылка активна на 02.08.2022.

11. Шархун С.В., Брюхов Е.Н., Колбин Т.С. Этапы эвакуации людей при пожаре // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1. С. 256-259.

12. Холщевников В.В., Самошин Д.А., Белосохов И.Р., и др. Парадоксы нормирования обеспечения безопасности людей при эвакуации из зданий и пути их устранения // Пожаровзрывобезопасность.

REFERENCES:

1. Maklakov AG. A person in extreme working conditions. Pushkin Leningrad State University Journal. 2020;(1):165-80. (In Russ).

2. Krasnyanskaya TM. Ekstremal'naya situaciya kak aktualizator potrebnosti cheloveka v bezopasnosti i razvitii. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2006;(1):252-8. (In Russ).

3. Larina AT. Emotional intellect. Azimut Nauchnyh Znaniy: Pedagogika i Psihologia. 2016;(3):275-8. (In Russ).

4. Alferova MA, Aristova IL. Emotional intelligence and psychological theories of emotion. Universum: Psikhologiya i Obrazovanie. 2017;(12). (In Russ).

5. Verhoturova NYu. Emotional reacting: functions, components, characteristics, problems and investigation perspectives. Vestnik RUDN. 2012;(1): 94-9. (In Russ).

6. Erygina AV. Emotional intelligence as a success factor. Ekonomicheskiy Vektor. 2021;(2):77-82. (In Russ). doi: 10.36807/2411-7269-2021-2-25-77-82

7. Sitarov VA, Pashkova OA. Essential features of emotional intelligence. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020;(7):315-8. (In Russ). doi: 10.24411/2073-0454-2020-10437

8. Verhoturova NYu. About problem of defining the structure and mechanisms of emotional reacting. Siberian Pedagogical Journal. 2012;(5):150-4. (In Russ).

9. Dmitriev AA, Verhoturova NYu. Emotional response: phenomenology, structural-component composition, problems and prospects of research Siberian Pedagogical Journal. 2018;(3):95-8. (In Russ).

10. Psikhologicheskaya podderzhka: prakticheskoe posobie [Internet]. EMERCOM of Russia. Available at: https://psi.mchs.gov.ru/deyatelnost/metodicheskie-rekomendacii-dlya-naselemya/psihologicheskaya-podderzhka-prakticheskoe-posobie. Accessed: 2022 August 02. (In Russ).

11. Sharkhun SV, Bryukhov EN, Kolbin TS. Etapy evakuatsii lyudey pri pozhar. Sovremennye Tekhnologii Obespecheniya Grazhdanskoy Oborony i Likvidatsii Posledstviy Chrezvychaynykh Situatsiy. 2015;(1):256-9. (In Russ).

12. Kholshchevnikov VV, Samoshin DA, Belosokhov IR, et al. The paradoxes of safe buildings evacuation regulations and their resolution. Fire and Explosion Safety. 2011;(3):41-51. (In Russ).

379

2011. № 3. С. 41-51.

13. Стрельцов О.В., Маторина О.С., Меретукова О.Г., и др. Результаты исследования субъективной готовности людей к ситуациям, связанным с возникновением пожара. В сб.: VII научно-практическая конференция «Ройтмановские чтения»; 28 Февраля 2019. М.; 2019. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=41039293. Ссылка активна на 02 августа 2022.

14. Кремень М.А., Дмитриченко А.С., Татарников С.А. Психоэмоциональное состояние людей как фактор процесса вынужденной эвакуации в случае пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2005. № 1. С. 75-79.

15. Власенко Р.Я., Лосева Т.Н. Риск как самостоятельный компонент системной организации целенаправленной деятельности субъекта // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2014. № 2. С. 144-151.

16. Сухов А.Н. Безопасность личности: теоретико-практический аспект // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 3. С. 229-238. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=490. Ссылка активна на 02.08.2022. doi: 10.23888/humJ20213229-238

17. Новиков Д.В., Иваньков А.В. Психология массовых коммуникаций. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»; 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Кудряшов А.А., Симонян Л.Г. Феномен эмоционального заражения в психологии и психофизиологии (сообщение 1) // Психология. Психофизиология. 2019. № 12. С. 12-23. doi: 10.14529/jpps190402

19. Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Толубаева Н.В., и др. Особенности оказания экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. C. 115-126. doi: 10.11621/npj.2021.0110

20. «Человеческий фактор» - проект МЧС России по подготовке молодежи к оказанию помощи пострадавшим в ЧС [Internet]. Портал МЧС России. Доступно по: https://mchs.gov.ru/ deyatelnost/press-centr/novosti/1426457. Ссылка активна на 02 августа 2022.

21. Вакарина Е.А., Емельянова А.Д. Эмоциональное реагирование личности в экстремальных ситуациях. В сб.: IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психоло-

13. Strel'cov OV, Matorina OS, Meretukova OG, et al. Rezul'taty issledovaniya sub"ektivnoy gotovnosti lyudey k situatsiyam, svyazannym s vozniknoveniem pozhara. In: VII nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Roytmanovskie chteniya»; 28 February 2019. Moscow; 2019. Available at https://elibrary.ru/item.asp?id=41039293. Accessed: 2022 August 02. (In Russ).

14. Kremen' MA, Dmitrichenko AS, Tatarnikov SA. Psikhoemotsional'noe sostoyanie lyudey kak faktor protsessa vynuzhdennoy evakuatsii v sluchae pozhara. Vestnik Komandno-inzhenernogo Instituta MChS Respubliki Belarus'. 2005;(1):75-9. (In Russ).

15. Vlasenko RYa, Loseva TN. Risk as system organization independent component of an individual purposeful activity. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2014;(2):144-51. (In Russ).

16. Sukhov AN. Personal security: theoretical-practical aspect. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(3):229-38. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art& id=490. Accessed: 2022 August 02. (In Russ). doi: 10.23888/humJ20213229-238

17. Novikov DV, Ivan'kov AV. Psikhologiya massovykh kommunikatsiy. Komsomorsk-na-Amure: FSBEU VPE «KnAGTU»; 2013. (In Russ).

18. Kudryashov AA, Simonyan LG. The phenomenon of emotional contagion in psychology and psychophysiology (part 1). Psychology. Psychophysiology. 2019;(12):12-23. (In Russ). doi: 10.14529/jpps190402

19. Shoigu YuS, Timofeeva LN, Tolubaeva NV, et al. Features of providing emergency psychological aid to people experiencing loss in emergency situations. National Psychological Journal. 2021;(1):115-26. (In Russ). doi: 10.11621/ npj.2021.0110.

20. «Human Factor» is a project of the Ministry of Emergency Situations of Russia to prepare young people to assist victims of emergencies. [Internet]. EMERCOM of Russia. Available at: https://mchs. gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1426457. Accessed: 2022 August 02. (In Russ).

21. Vakarina EA, Emel'yanova AD. Emotsional''noe reagirovanie lichnosti v ekstremal''nykh situatsiyakh. In: IV Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Aktual'nye problemy ekstremal'noy i krizisnoy psikhologii»; 7-8 Apr 2022;

380

гии»; 7-8 апреля 2022. Екатеринбург; 2022. С. 19-21. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=49176502. Ссылка активна на 02 августа 2022.

22. Баева И.А. Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации // Развитие личности. 2016. № 3. С. 57-74.

23. Шишкова И.М., Яковлева Н.В. Здоровье как научная категория // Наука молодых (Eruditio 1^етит). 2016. Т. 4, № 3. С. 48-51.

24. Киселев А.М., Кулешов М.А. О формировании готовности персонала к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28, № 1. С. 105112. doi: 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.105-112

25. Рябова М.Г. Факторы психологической безопасности личности в экстремальных ситуациях // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26, № 4. С. 94-99.

26. Польченко О.В. Психологическое просвещение как ресурс повышения уровня психологической грамотности молодых людей // Вестник науки и образования. 2019. № 13-2. С. 41-45. doi: 10.24411/2312-8089-2019-11306

27. Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 1. С. 162-168.

28. Авдеева М.О., Данилова К.А. Оценка влияния особенностей поведения людей на время эвакуации с помощью имитационного моделирования. В сб.: XXVIII международная конференция «Проблемы управления безопасностью сложных систем»; 16 Декабря 2020. М.; 2020. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=44816901. Ссылка активна на 02 августа 2022.

Ekaterinburg; 2022. P. 19-21. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49176502. Accessed: 2022 August 02. (In Russ).

22. Baeva IA. Psychological safeguarding in extreme situations. Razvitie Lichnosti. 2016;(3):57-74. (In Russ).

23. Shishkova IM, Yakovleva NV. Zdorov'e kak nauchnaya kategoriya. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2016;4(3):48-51. (In Russ).

24. Kiselev AM, Kuleshov MA. About formation of personnel' readiness for actions in emergency circumstances. Man: Crime and Punishment. 2020;28(1):105-12. (In Russ). doi: 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.105-112

25. Ryabova MG. Personal determinants of psychological safety in extreme situations. Bulletin of Udmurt University. 2016;26(4):94-9. (In Russ).

26. Polchenko OV. Psychological education as a resource of increase of level of psychological competence of young people. Vestnik Nauki i Obrazovaniya. 2019;(13-2):41-5. (In Russ). doi: 10.24411/2312-8089-2019-11306

27. Shoigu YuS. Basic principles of urgent psychological support in emergencies. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya. 2010;(1):162-8. (In Russ).

28. Avdeeva MO, Danilova KA. Otsenka vliyaniya osobennostey povedeniya lyudey na vremya evakuatsii s pomoshch'yu imitatsionnogo modelirovaniya. In: XXVIII mezhdunarodnaya konferentsiya «Problemy upravleniya bezopasnost'yu slozhnykh sistem»; 14 December 2020. Moscow; 2020. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=44816901. Accessed: 2022 August 02. (In Russ). doi: 10.25728/iccss.2020.24.42.075

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Вакарина Елена Алексеевна — ассистент кафедры общей и социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3508-8690. E-mail: ms.elenaflower@mail.ru

Емельянова Анна Дмитриевна — магистрант кафедры общей и социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1248-3815. E-mail: emelia3697@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Elena A. Vakarina — Assistant Lecturer of the Department of General and Social Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3508-8690. E-mail: ms.elenaflower@mail.ru

Anna D. Emelianova — Master's Student of the Department of General and Social Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1248-3815. E-mail: emelia3697@gmail.com

381

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 02.08.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 27.09.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 07.12.2022.

PAPER RECEIVED: 02.08.2022. PAPER REVISED: 27.09.2022. PAPER ACCEPTED: 07.12.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Вакарина Е.А., Емельянова А.Д. Психологическое просвещение сотрудников организаций по вопросам эмоционального реагирования в экстремальных ситуациях // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 4 (39). С. 371-38 2. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ш/art&id=547. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888^ит12022104371-382

FOR CITATION:

Vakarina EA, Emelianova AD. Psychological education of employees of organizations on issues of emotional response in extreme situations. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):371-382. Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=547. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104371-382

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.