Научная статья на тему 'Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия'

Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1412
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРЫ «СФЕРА» И «ПРОСТРАНСТВО» В ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА / ФЕНОМЕНЫ ОТРАЖЕНИЯ И ПОРОЖДЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА / METAPHORS OF «SPHERE» AND «SPACE» IN PSYCHOLOGY / HUMAN PSYCHOLOGICAL SPACE / PHENOMENA OF REFLECTION AND CREATION OF THE OUTSIDE WORLD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мунгалов Владимир Николаевич

Развитие представлений о природе психики сопровождается развитием понятийного аппарата науки. В последние годы наблюдается тенденция в рассмотрении психических явлений с позиций психологических пространств, а не сфер. В статье анализируется содержание метафор «сфера» и «пространство» для описания психологических феноменов. Так, метафора «сфера» предполагает взгляд на анализ психического явления со стороны, причем исследователь предполагает ограничение его проявления. Метафора «пространство» позволяет перенести позицию исследователя «во внутрь», т. е. взглянуть на мир глазами другого человека. Это становится возможным благодаря выявлению у человека шкал оценки, с помощью которых он смотрит на мир. Шкалы оценки позволяют человеку не только оценивать отражаемый мир, но и выделять в информационном потоке интересующие параметры. То есть психика способна не только отражать мир, но и порождать его. Обычно процесс порождения протекает на неосознаваемом уровне. Однако при достаточной зрелости сознания процесс порождения может стать сознательным через трансформацию предметного содержания. Поэтому в практике кадровой работы является важным отслеживать рассогласование предметного содержания организации в сознании работников и инициаторов реорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN PSYCHOLOGICAL SPACE: CONCEPT'S CONTENT AND EXPLANATORY POTENTIAL

Development of beliefs about the nature of the psyche is accompanied by the development of the conceptual framework of the science. In recent years there has been a trend in the consideration of psychic phenomena from the perspective of psychological spaces rather than spheres. The article presents an analysis of the contents of «sphere» and «space» metaphors for describing psychological phenomena. So the metaphor of «sphere» refers to the analysis of the psychological phenomenon from the outside perspective and a researcher supposes the limitation of its manifestations. The metaphor of «space» allows you to move the position of the researcher «inside», i.e. to look at the world through the eyes of another person. This becomes possible by the identification of human rating scales through which a person looks at the world. Rating scales allow a person not only to assess the reflected world, but also to distinguish the parameters of interest in the information stream. In other words, the psyche is capable of not only reflecting the world, but also of creating it. Usually the process of creation occurs at the unconscious level. However, with sufficient maturity of consciousness the process of creation may become a conscious one through the transformation of subject content. Therefore, in the practice of personnel management it is important to track noncoincedence of subject content of the organization in the minds of employees and initiators of reorganization.

Текст научной работы на тему «Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия»

УДК 159.9 В. Н. МУНГАЛОВ

ББК 88 кандидат психологических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА: СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОНЯТИЯ*

Развитие представлений о природе психики сопровождается развитием понятийного аппарата науки. В последние годы наблюдается тенденция в рассмотрении психических явлений с позиций психологических пространств, а не сфер. В статье анализируется содержание метафор «сфера» и «пространство» для описания психологических феноменов. Так, метафора «сфера» предполагает взгляд на анализ психического явления со стороны, причем исследователь предполагает ограничение его проявления. Метафора «пространство» позволяет перенести позицию исследователя «во внутрь», т. е. взглянуть на мир глазами другого человека. Это становится возможным благодаря выявлению у человека шкал оценки, с помощью которых он смотрит на мир. Шкалы оценки позволяют человеку не только оценивать отражаемый мир, но и выделять в информационном потоке интересующие параметры. То есть психика способна не только отражать мир, но и порождать его. Обычно процесс порождения протекает на неосознаваемом уровне. Однако при достаточной зрелости сознания процесс порождения может стать сознательным через трансформацию предметного содержания. Поэтому в практике кадровой работы является важным отслеживать рассогласование предметного содержания организации в сознании работников и инициаторов реорганизации.

Ключевые слова: метафоры «сфера» и «пространство» в психологии; психологическое пространство человека; феномены отражения и порождения окружающего мира.

V. N. MUNGALOV

PhD in Psychology, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

HUMAN PSYCHOLOGICAL SPACE: CONCEPT’S CONTENT AND EXPLANATORY POTENTIAL

Development of beliefs about the nature of the psyche is accompanied by the development of the conceptual framework of the science. In recent years there has been a trend in the consideration of psychic phenomena from the perspective of psychological spaces rather than spheres. The article presents an analysis of the contents of «sphere» and «space» metaphors for describing psychological phenomena. So the metaphor of «sphere» refers to the analysis of the psychological phenomenon from the outside perspective and a researcher supposes the limitation of its manifestations. The metaphor of «space» allows you to move the position of the researcher «inside», i.e. to look at the world through the eyes of another person. This becomes possible by the identification of human rating scales through which a person looks at the world. Rating scales allow a person not only to assess the reflected world, but also to distinguish the parameters of interest in the information stream. In other words, the psyche is capable of not only reflecting the world, but also of creating it. Usually the process of creation occurs at the unconscious level. However, with sufficient maturity of consciousness the process of creation may become a conscious one through the transformation of subject content. Therefore, in the practice of personnel management it is important to track noncoincedence of subject content of the organization in the minds of employees and initiators of reorganization.

Keywords: metaphors of «sphere» and «space» in psychology; human psychological space; phenomena of reflection and creation of the outside world.

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-120 «Этнопсихологические ресурсы формирования межкультурной компетентности студентов с учетом особенностей регионов (на примере Восточной Сибири и Забайкалья)» (проект № 12-06-00903; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201266749).

© В. Н. Мунгалов, 2013

Развитие психологии в XX в. ознаменовалось значительным прогрессом в понимании природы психического. В рамках отечественной психологии с середины XX в. активно проводился анализ и исследование различных сторон психики человека, создавались теории, методы исследования, учебники и хрестоматии. В настоящее время в большинстве учебников и хрестоматий представлена классическая схема рассмотрения психических явлений через дробление психики на различные сферы: познавательную (когнитивную), языковую, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностно-смысловую, значений и понятий, личности, бессознательного и сознания.

Традиции членения психики человека на сферы лежат в самом начале формирования психологии как науки. К концу же XX в. наметился некоторый парадокс: психология достаточно хорошо представляет, как ведет себя та или иная сфера психической жизни человека в соответствующих обстоятельствах жизни, однако сама человеческая психика и сам человек в совокупности его свойств остается загадкой, как и столетие назад. Причина сложности такого описания представляется в самом наличии аналитического подхода, т. е. в разбивке функционирования человека на сферы и придания им антропоморфных черт [4]. Фактически, исследуя человека «по-сферно», в психологии произошла до некоторой степени редукция многогранности функционирования человека.

Целью настоящей статьи является раскрыть содержание понятия «психологическое пространство человека» и представить его объяснительные возможности.

Употребление метафоры «сфера» в описании психических явлений в научной литературе обычно используется интуитивно (сфера мотивов, познавательная сфера, сфера личности, сфера деятельности личности и т. д.). Для большинства это представляется понятным и приемлемым в отличие от метафоры «пространство».

В психологии метафора «пространство» не нова. Так, у К. Левина мы можем встретить понятие «жизненное пространство», у Д. Н. Узнадзе — «транссубъектное пространство», у В. П. Петренко — «семантическое пространство», в работах В. Е. Клочко можно встретить «ментальное пространство».

Обратимся к источникам метафоры «пространство». Само понятие пространства рассматривается в физике, математике и философии. В физике пространством называют ту «арену действий», на которой разворачиваются физические процессы и явления и которую мы субъективно ощущаем как «вместилище предметов». В большинстве разделов физики сами свойства физического пространства (размерность, неограниченность и т. п.) никак не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел1. В свою очередь в математике пространство понимается как совокупность объектов, со своей мерой и операциями над этими объектами.

В философии вслед за развитием физики можно выделить две концепции об отношении пространства-времени: субстанциональную и реляционную. В первой пространство и время трактовалось как самостоятельные сущности. Во второй пространство-время понималось как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами [1].

В отличие от пространства сфера — замкнутая поверхность, геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от данной точки, называемой центром сферы2. Также сферой называют некоторую область, пределы распространения чего-нибудь. Именно в этом втором значении во взаимосвязи с мотивацией, деятельностью и др. мы и встречаем метафору «сфера» в психологической литературе. То есть присутствует некоторая ограниченная область, а исследователь, со стороны наблюдая за ее поведением, описывает характеристики интересующей его сферы.

В свою очередь метафора «пространство» предлагает исследователю взглянуть на предмет своего исследования не со стороны, а изнутри явления. Данный подход представляется более эвристичным для оценки прогнозирования моделей поведения человека.

Одним из важных для психологии свойств пространства является отсутствие границ, т. е. его безграничность. (Конечно, мы можем попытаться его ограничить, но тем самым возвращаемся к метафоре «сфера».) Рассмотрение психологического пространства человека (вслед за логикой математики) связано с вы-

1 URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/.

2 Там же.

делением объектов, которые человек может оценить при помощи шкал-мер, а также определить в соответствии со шкалами способы его взаимодействия с этими объектами. Используя язык когнитивистов для описания роли шкал в формировании пространства, можно представить мир как хаотичный информационный поток, льющийся на человека, который превращается в пространство, когда человек его упорядочивает, вводя шкалы. Благодаря шкалам человек распознает объекты данного информационного потока.

Шкалы не имеют ограничений, так же как и пространство, и тем самым сохраняют характеристику бесконечности пространства. Еще один важный момент — шкалы позволяют по-разному упорядочивать один и тот же информационный поток. И в соответствии с актуально задействованными шкалами человек способен переходить из одного пространства жизни в другое.

Мы склонны рассматривать понятия «жизненное пространство» и «психологическое пространство» как синонимичные. При рассмотрении «жизненного пространства» есть риск соотнести жизнь как органический и (или) физиологический процесс, дополнив его психологической составляющей. Жизненное пространство человека нельзя делить на психологическое и непсихологическое. М. И. Сеченов, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский и ряд других исследователей показали тесную связь физиологии и психологии. Именно через динамику обмена веществ происходит смена потребностей. Процессы мышления, речи имеют корни в рефлекторной активности организма человека. Поэтому рассмотрение понятий «жизненное пространство» и «психологическое пространство» как синонимичных позволяет сохранить многогранность в анализе проявлений человека в научном исследовании. Психологическое пространство можно определить как результат взаимодействия живого организма с окружающим миром, в котором часть объективного мира связывается с субъективными характеристиками живого организма. Психологическое пространство человека в отличие от животных включает в себя связи объективного мира не только с биологическими характеристиками, но и с характеристиками, обретенными человеком при освоения культуры сообщества, в котором он жил или живет.

Вслед за Л. С. Выготским мы определяем психику как «орган отбора» информации — фильтр информационного потока [2]. В исследованиях О. К. Тихомирова [5], посвященных проблеме взаимосвязи эмоций с процессами мышления, продемонстрировано, что существует необходимость эмоциональной регуляции поиска для нахождения объективно верного решения задачи. Ученик О. К. Тихомирова В. Е. Клочко отмечает, что эти исследования подводят к пониманию того, что процесс образования смыслов у человека не предполагает специальной мыслительной деятельности. «Эмоции отражают не отношения, не предметы (в их физических параметрах), а смыслы и ценности этих предметов... Потому эмоции и отвечают за содержание того, что попадает в сознание.» [3, с. 75]. То есть в экспериментах школы О. К. Тихомирова можно увидеть наличие у человека двух уровней упорядочивания информации: телесный (физиологический и психофизиологический) и уровень вербального сознания.

Человек (как открытая самоорганизующаяся система) проявляет свою открытость, вступая во взаимодействие с окружающим миром. Взаимодействие — общий принцип функционирования психологического пространства. Взаимодействие становится возможным благодаря соответствию друг другу параметров внешнего мира (информационного потока) и внутреннего мира. Соответствие делает для человека возможным не только отражение внешнего мира, но и выделение в информационном потоке интересующих параметров, т. е. дает способность конструировать, творить внешний мир в своем психологическом пространстве. Таким образом, сознание может проявляться как отражающее и как порождающее окружающий мир.

Человек в процессе своей жизни осваивает множество различных шкал оценки, знакомится с огромным количеством предметов как естественного, так и искусственного происхождения. Сами по себе и шкалы оценки, и предметы нейтральны, не несут в себе никакой модальности. Однако при их взаимодействии предмет приобретает значение, смысл или ценность в психологическом пространстве человека.

В сознательном отражении взаимодействие человека и действительности определяется предметом. И шкалы, его оценивающие,

подбираются в соответствии с принятыми оценками, установками и актуальными потребностями. Процесс порождения протекает скорее на неосознаваемом уровне. Именно эту закономерность описывают эксперименты школы О. К. Тихомирова. Однако при достаточной зрелости сознания оно приобретает и другую возможность — возможность трансформации предметного содержания, а значит, порождения предметных свойств окружающего мира. Для этого человек произвольно (а не под давлением привычек, установок или актуальных потребностей) выбирает шкалы для оценки предмета в соответствии с целями жизни, деятельности. То есть в сознательном порождении взаимодействие определяется шкалами оценки.

Понимание этих особенностей работы сознания становится востребованным в кадровой работе. При реорганизации работы предприятия руководитель заинтересован в изменении экономических характеристик компании (снижение издержек, брака, повышение прибыли, качества и пр.). Здесь налицо рассогласование предметного содержания организации в сознании работников и инициаторов реорганизации. Наблюдая одни

и те же события в организации, сотрудники оценивают их по разным шкалам. Не все из них способны позитивно оценивать происходящие изменения в силу сложившихся привычек, установок и актуальных потребностей. Поэтому на первом этапе важно в процессе преобразований расширять контекст рассмотрения сотрудниками реальных событий за счет включения в их привычную систему оценки новых шкал, меняющих предметное содержание этих процессов. На втором этапе для закрепления достигнутых изменений необходима культивация значимости для персонала новых шкал оценки.

В выделении этих этапов присутствует и психоэкологический аспект. Культивация значимости новых шкал за счет смещения на них фокуса внимания дает персоналу осознание собственного профессионального роста. Повышение значимости новых шкал за счет критики старых систем оценок с акцентом на их неадекватности (ущербности) работает на протестные настроения среди сотрудников. Причина этого в том, что у персонала при таком подходе формируется понимание того, что все, что делалось ими до изменений, нужно забыть и начинать сначала.

Список использованной литературы

1. Алексеев П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби : Проспект, 2003. — 608 с.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Психология. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 13-120.

3. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под ред. Г. В. Залевского. — Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1999. — 154 с.

4. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко — Томск : Томск. гос. ун-т, 2005. — 174 с.

References

1. Alekseev P. V., Panin A. V. Filosofiya [Philosophy]. 3rd ed. Moscow, TK Velbi Publ., Prospekt Publ., 2003. 608 p.

2. Vygotskiy L. S. Istoricheskiy smysl psikhologicheskogo krizisa [Historical implication of psychological

crisis]. In Vygotskiy L. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2000. Pp. 13-120.

3. Klochko V. E., Galazhinskiy E. V., Zalevskiy G. V. (ed.). Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyy vzglyad

[Self-realization of the person: system view]. Tomsk, Tomsk University Publ., 1999. 154 p.

4. Klochko V. E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mentalnogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyy analiz) [Self-organization in psychological systems: issues of individual's mental space development (indroduction into transspective analysis)]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2005. 174 p.

Информация об авторе

Мунгалов Владимир Николаевич — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: kham@inbox.ru.

Author

Mungalov Vladimir Nikolaevich — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology in Business and Social Studies, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: kham@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.