Научная статья на тему 'Психологические пространства человека'

Психологические пространства человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1946
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРЫ «СФЕРА» И «ПРОСТРАНСТВО» В ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА / МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / METAPHORS OF «SPHERE» AND «SPACE» IN PSYCHOLOGY / HUMAN PSYCHOLOGICAL SPACE / MENTAL SPACE / POSTNONCLASSICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мунгалов Владимир Николаевич

Анализируется содержание используемых в психологии метафор «сфера» и «пространство» для описания психологических феноменов. С опорой на понимание пространства, принятого в математике и физике, описан подход к рассмотрению содержания психологического пространства человека. Предложена модель анализа психологического пространства человека как пространства пребывания, ментального пространства и пространства действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HUMAN SPACE

This paper analyzes the content of metaphors used in psychology «sphere» and «space» to describe the psychological phenomena. Based upon the understanding of space taken in mathematics and physics, described an approach to consider the content of psychological space man. We propose a model analysis of psychological space man, as the space stay, mental space and space activities.

Текст научной работы на тему «Психологические пространства человека»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА

В.Н. Мунгалов (Иркутск)

Аннотация. Анализируется содержание используемых в психологии метафор «сфера» и «пространство» для описания психологических феноменов. С опорой на понимание пространства, принятого в математике и физике, описан подход к рассмотрению содержания психологического пространства человека. Предложена модель анализа психологического пространства человека как пространства пребывания, ментального пространства и пространства действия. Ключевые слова: метафоры «сфера» и «пространство» в психологии; психологическое пространство человека; ментальное пространство; постнеклассиче-ская психология.

Развитие психологии в ХХ в. ознаменовалось значительным прогрессом в понимании природы психического. В рамках отечественной психологии с середины прошлого века активно проводились анализ и исследование различных сторон психики человека. На основе экспериментальных и эмпирических данных создавались теории, а вслед за ними и методы диагностики различных сфер психики, издавались учебники, хрестоматии. Если взглянуть на результаты анализа психики, отраженные в учебниках и хрестоматиях, то можно увидеть схему рассмотрения и представления психических явлений ставшей уже классической через дробление психики на различные сферы (познавательная (когнитивная); языковая; эмоционально-волевая; мотивацион-ная; ценностно-смысловая; бессознательного и сознания; значений и понятий; личности).

Традиции членения психики человека на сферы лежат в самом начале формирования психологии как науки. Одним из критериев научности является соблюдение исследователем по отношению к исследуемому явлению сторонней позиции. Данная модель критерия научности была взята из физики и распространилась и на биологические науки, а затем все естественнонаучные и гуманитарные знания. Психология не стала исключением. Так, психолог-исследователь рассматривает человека не в совокупности его качеств, он изучает то, как проявляется та или иная сфера в поведении, деятельности. Причем в идеале нужно, чтобы к исследованию одной сферы не примешивалось исследование другой. Для этого в лабораториях создавались специальные условия для контроля активности других сфер и подбирался соответствующий диагностический инструментарий в виде тестов, опросников, анкет.

К концу ХХ в. наметился некоторый парадокс: психология достаточно хорошо представляет, как ведет себя та или иная сфера психической жизни человека в соответствующих обстоятельствах жизни, однако человеческая психика и сам человек в совокупности его свойств

остаются загадкой, как и столетие назад. Причина сложности такого описания представляется в самом наличии аналитического подхода, т.е. в разбивке функционирования человека на сферы и придании им антропоморфных черт [6]. Фактически при исследовании человека «по-сферно» в психологии произошла до некоторой степени редукция многогранности функционирования человека.

Целью настоящей статьи является анализ объяснительных возможностей метафоры «пространство» как альтернативы рассмотрения психики при помощи метафоры «сфера» в психологическом описании человека.

Употребление метафоры «сфера» в описании психических явлений в научной литературе обычно используется психологами интуитивно (сфера мотивов, познавательная сфера, сфера личности, сфера деятельности личности и т.д.).

В психологии метафора «пространство» не нова. Так, у К. Левина мы можем встретить понятие «жизненное пространство», у Д.Н. Узнадзе - «транссубъектное пространство», у В.П. Петренко -«семантическое пространство», в работах В.Е. Клочко - «ментальное пространство».

Само понятие пространства рассматривается в физике, математике и философии. В физике пространством называют ту «арену действий», на которой разворачиваются физические процессы и явления и которую мы субъективно ощущаем как «вместилище предметов». В большинстве разделов физики свойства физического пространства (размерность, неограниченность и т.п.) никак не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел [7]. В математике пространство понимается как совокупность объектов со своей мерой и операциями над этими объектами. Математические пространства описываются через задание п-мерности, причем пространство п-1 в сравнении с п-мер-ным пространством рассматривается как плоскость.

В философии можно выделить две концепции отношений пространства и времени: субстанциональную и реляционную. В первой пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, во второй они понимались как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем [1].

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, п-мерность. Время обычно характеризует-

ся такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность [1].

Протяженность пространства проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность выражается в способности тел существовать одно после другого, что и отражает сущность пространства и времени как форм существования материи [1].

К наиболее характерным свойствам физического пространства относится его трехмерность. Так, если речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства теснейшим образом связаны с фундаментальными физическими законами. Они и лежат в основании самого принципа физической относительности [1].

Сфера - замкнутая поверхность, геометрическое место точек в пространстве, равноудалённых от данной точки, называемой центром сферы [9]. Сферой также называют некоторую область, пределы распространения чего-нибудь. Именно в этом значении во взаимосвязи с мотивацией, деятельностью и др. мы и встречаем метафору «сфера» в психологической литературе. Эта метафора используется скорее для обозначения предмета разговора (например, сфера бессознательного, эмоционально-волевая сфера личности) и подразумевает ссылку на все закономерности, семантическое поле и понятийный строй, относящийся к предмету разговора.

Метафора «сфера» позволяет нам остаться в рамках классического и неклассического научных взглядов на предмет психологии. Есть некоторая ограниченная область, а исследователь, со стороны наблюдая за ее поведением, описывает характеристики интересующей его сферы. Однако по мере накопления знаний необходимо пересматривать границы этой сферы, постепенно их расширяя.

Иную логику действий предлагает исследователю метафора «пространство». Она предлагает взглянуть на предмет исследования не со стороны, а изнутри явления. Данный подход представляется более эври-стичным для оценки прогнозирования моделей поведения человека.

Одним из важных для психологии свойств пространства является отсутствие границ, т.е. безграничность. (Конечно, мы можем попытаться его ограничить, но при этом возвращаемся к метафоре «сфера»). Рассмотрение психологического пространства человека (по логике математики) связано с выделением объектов, которые человек может оценить при помощи шкал-мер, определить, в соответствии со шкалами, способы взаимодействия человека с этими объектами. Используя

язык когнитивистов для описания роли шкал в формировании пространства, можно представить мир как хаотичный информационный поток, который превращается в пространство, когда человек его упорядочивает, вводя шкалы. Благодаря шкалам человек распознает объекты данного информационного потока.

Шкалы не имеют ограничений, как и пространство, и тем самым сохраняют характеристику бесконечности пространства. Еще один важный момент: шкалы позволяют по-разному упорядочивать один информационный поток. И в соответствии с актуально задействованными шкалами человек способен переходить из одного пространства жизни в другое.

Постараемся наметить варианты жизненных пространств человека. Мы склонны рассматривать понятия «жизненное пространство» и «психологическое пространство» как синонимичные. При исследовании «жизненного пространства» есть риск соотнесения жизни как органического и (или) физиологического процесса с дополнением его - психологической составляющей. Мы считаем, что жизненное пространство человека нельзя делить на психологическое и «непсихологическое».

М.И. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский и ряд других исследователей показали тесную связь физиологии и психологии. Именно через динамику обмена веществ происходит смена потребностей, поэтому рассмотрение понятий «жизненное пространство» и «психологическое пространство» как синонимичных позволяет сохранить многогранность в анализе проявлений человека в научном исследовании.

Вслед за Л.С. Выготским мы определяем психику как «орган отбора» информации - фильтр информационного потока [2].

В исследованиях О.К. Тихомирова [10], посвященных проблеме взаимосвязи эмоций с процессами мышления, продемонстрировано, что существует необходимость эмоциональной регуляции поиска для нахождения объективно верного решения задачи. Изучение связи эмоций и «невербализованного смысла» показало, что в ходе решения мыслительной задачи происходят превращения невербализованных (эмоциональных) операциональных смыслов в личностные.

Ученик О.К. Тихомирова В.Е. Клочко отмечает, что эти исследования подводят к пониманию того, что процесс образования смыслов у человека не предполагает специальной мыслительной деятельности: «Эмоции отражают не отношения, не предметы (в их физических параметрах), а смыслы и ценности этих предметов... Потому эмоции и отвечают за содержание того, что попадает в сознание.» [5. С. 75]. В экспериментах школы О.К. Тихомирова можно увидеть наличие у человека двух уровней упорядочивания информации - телесного (физиологический и психофизиологический) и вербального сознания.

Следуя за логикой постнеклассического взгляда на человека, которая заявляет об исследовании сложных открытых самоорганизующихся систем, мы видим, что человек проявляет свою открытость,

вступая во взаимодействие с окружающим миром. Взаимодействие -общий принцип функционирования психологического пространства.

С учетом вышесказанного представляется целесообразным выделять 3 вида психологических пространств, которые решают свои задачи, имеют свой язык описания и свою логику операций над объектами. Причем они сосуществуют одновременно, но в силу специфики работы сознания осознаются в разные моменты жизни. Каждое из этих пространств не является внутренним или внешним, субъективной или объективной реальностью. В этих пространствах субъективное начинает путь к внешнему через поиск необходимого. И в нем же объективное приближается к внутреннему, выступая перед субъектом значимой для него стороной.

Первое из них - пространство пребывания. Это пространство создается на основе витальных процессов, нужд и особенностей физического строения человека. Параметры тела задают точки отсчета для оценки окружающего информационного поля. Пространство пребывания является экологичным в том понимании, которое вкладывал в это Дж. Гибсон при анализе взаимоотношений среды и живого организма [3]. В этом мы видим перекличку с идеями И.М. Сеченова, утверждавшего, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него [8].

В работах Гибсона можно увидеть, что первыми шкалами оценки окружающего мира становится само тело живого организма. Так, для анализа процессов зрительного восприятия автор рассматривает систему «глаз - голова - тело». Значимость окружающего мира следует из взаимодополнительности окружающего мира и нужд животного [3]. Здесь мы видим переход на психофизиологические аспекты функционирования живого организма во взаимосвязи с потребностями и окружающим миром.

Именно эта взаимосвязь описывалась в концепции установки как психологического феномена в школе Д.Н. Узнадзе [11] и была обнаружена в экспериментах школы О. К. Тихомирова.

Психологическое пространство становится пространством пребывания в моменты отсутствия необходимости действовать и оценивать действительность. Это пространство пребывания в том, что есть в данный момент. В то же время это не пассивное бездействие, оно позволяет человеку перераспределить ресурсы в некоторое оптимальное состояние. В этом пространстве разворачиваются динамика потребностей человека, эмоциональное проживание того, что имеется.

Второе психологическое пространство - ментальное пространство [6]. Психологическое пространство становится ментальным, когда перед человеком стоит задача оценить происходящие события, ситуации или ее участников. Конечной точкой оценки является понимание. Возникновение и развитие этого пространства находится в тесной вза-

имосвязи с процессами освоения человеком знаков культуры. Это пространство в значительно большей степени вербально, чем пространство пребывания, однако и его средства языка не могут выразить полностью.

Согласно анализу В.Е. Клочко, ментальное пространство является многомерным. В структуре ментального пространства можно выделить минимум семь измерений, в которых реализует свою активность человек. Первые четыре - это пространственные характеристики физического объективного мира, в который человек попадает после рождения, и время [6]. Причем восприятие этих характеристик происходит через призму знаковой системы, принятой в обществе. Другие три характеризуют субъективные шкалы пространства, которые человек выстраивает в течение периода детства и дополняет по мере освоения новых знаков культуры в течение всей жизни. Первые четыре пространственных координаты относят к чувственному познанию и составляют социокультурную ситуацию развития человека в конкретный исторический период, последние три сверхчувственны - значение, смысл и ценность [Там же].

Третье пространство - пространство действия. Психологическое пространство становится пространством действия, когда человеку нужно выполнить какую-либо практическую задачу (осуществить взаимодействие с объектами окружающего мира). Мы ограничиваем данное пространство действием, а не деятельностью, подчеркивая его практический аспект. Выполнение деятельности предполагает единство функционирования всех трех пространств. Для описания пространства действия мы предлагаем следующие шкалы: способ выполнения, элементы ситуации, нормативность течения процесса деятельности.

В.Я. Дубровский отмечает, что при описании деятельности человека в автоматизированных системах и при описании деятельности спортсмена классическая схема «деятельность - действие - операция» исключает многие существенные моменты. Анализируя деятельность в неклассическом ключе, он отмечает, что для сферы деятельности присущ свой особый тип детерминации. Согласно взгляду автора, единицы деятельности -«действие» и «операция» - рассматриваются как определяемые воспроизводством и ситуациями осуществления деятельности, как составляющие нормативной структуры индивидуальной деятельности. Нормативный план деятельности включает две взаимосоответствующие нормативные структуры: способ и ситуацию деятельности [4].

Способ деятельности представляет такую определенность процесса деятельности, в которой она воспроизводится и которая передается, транслируется из поколения в поколение, формируется и трансформируется в культурно-историческом процессе и, следовательно, является его организованностью [Там же].

В.Я. Дубровский отмечает, что элементами ситуации являются оперативные системы, системы понятий, машинные комплексы и т.д., они культурно нормированы и транслируются либо непосредственно, либо в виде образцов-эталонов с последующим их производством, либо в виде различных норм - описаний, стандартов и так далее. Наличная ситуация определяет способ деятельности, и в то же время сама ситуация с ее элементами формировалась в процессе генезиса данного способа деятельности [Там же].

Взаимодействие способа выполнения деятельности и ситуации деятельности вносит еще одну шкалу оценки - нормативность процесса выполнения деятельности: «В процессе выполнения деятельности ситуация меняется, т.е. она текуча. Реализация каждой следующей составляющей способа происходит как бы в новой ситуации. Поэтому можно говорить не только о нормативной структуре ситуации (как об организованности способа), но и о нормальном течении ситуации или о ситуативных отклонениях» [Там же. С. 4].

Представленная логика рассмотрения пространств предполагает основной ход рассмотрения от пространства пребывания, которое способно трансформироваться под влиянием освоения социальных знаков, в ментальное пространство, сохраняя автономность своих проявлений, и далее - в пространство действия. В пространство действия человек входит руководствуясь шкалами пространства пребывания и ментального пространства, однако инструментальные требования деятельности привносят к шкалам представленных пространств еще один уровень корректировки психической активности.

Мы предлагаем в рассмотрении человека в рамках психологического взгляда опираться на метафору «психологическое пространство», а не «сфера психики». Это позволяет избежать редукции многосторонности функционирования человека к отдельным его проявлениям. Для понимания содержания пространства предложено описание, принятое в математике, из которого следует, что пространством можно назвать лишь такую часть мира, которая предполагает наличие объектов, меры этих объектов и возможные операции с этими объектами. Опора на эти компоненты пространства показывает, что одной из перманентных его характеристик является безграничность.

В описании психологического пространства человека за основу было взято понимание психического Л. С. Выготским, который считал, что психика является «органом отбора» информации. В развитие этого тезиса была предложена модель психологических пространств человека, которые решают свои задачи, имеют свой язык описания и свою логику операций над объектами, распознаваемыми в этих пространствах: пространство пребывания, ментальное пространство и пространство действия.

Общим принципом функционирования каждого из них является взаимодействие, взаимодействие человека и предметов окружающего

мира. Это взаимодействие приобретает разные формы и черты в зависимости от используемых шкал, что и задает специфику рассматриваемых психологических пространств.

Так, пространство пребывания опирается на телесные и психофизиологические основания и представляет собой экологическое пространство (в отличие от физического) в понимании Дж. Гибсона [3]. Ментальное пространство имеет основания в освоении знаков культуры, и его шкалы оказывают влияние на пространство пребывания и способны трансформировать его психофизиологические основания. Освоение знаков культуры, как было показано В.Е. Клочко, формирует шкалы значений, смыслов и ценностей ментального пространства [6]. Пространство действия привносит в указанные пространства шкалы, вытекающие из инструментальных требований деятельности: способ выполнения, элементы ситуации, нормативность течения процесса деятельности [4].

Рассмотренные нами пространства присутствуют и сосуществуют одновременно, но в силу специфики работы сознания осознаются в разные моменты жизни.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ТК

Велби ; Проспект, 2003. 608 с.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С.

Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. : Прогресс,

1988. 463 с.

4. Дубровский В.Я. О нормативной структуре индивидуальной деятельности человека

(1978). URL: http://berezkin.info/?page_id=238.

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / под

ред. Г.В. Залевского. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1999. 154 с.

6. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления

ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ. Томск : Томский государственный университет, 2005. 174 с.

7. Пространство в физике. URL: http://ru.wikipedia.org

8. Сеченов И.М. Медицинский вестник. 1861. № 26.

9. Сфера. URL: http://ru.wikipedia.org

10. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М. : Наука, 1975. 253 с.

11. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.

PSYCHOLOGICAL HUMAN SPACE Mungalov V.N. (Irkutsk)

Summary. This paper analyzes the content of metaphors used in psychology «sphere» and «space» to describe the psychological phenomena. Based upon the understanding of space taken in mathematics and physics, described an approach to consider the content of psychological space man. We propose a model analysis of psychological space man, as the space stay, mental space and space activities.

Key words: metaphors of «sphere» and «space» in psychology; Human psychological space; mental space; postnonclassical psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.