Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
343
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паршин Н. М., Архипцев И. Н.

Процессы глобализации выступают в качестве катализатора деформации межличностных отношений. Об этом свидетельствуют изменения мировоззрения молодежи, утрата и потеря национального единства среди подрастающего поколения, обесценивание гордости за свою страну и многовековую историю. Всему этому способствует завуалированная информация в средствах массовой информации, направленная на пропаганду насилия, приводящая к деформации подрастающего поколения, восприятия им психологического и физического насилия в межличностных отношениях как нормального уклада жизнедеятельности общества. Правоохранители оказались в беспомощной ситуации, связанной с предупреждением психологического и физического насилия, применяемого в семье, так как проводить профилактические мероприятия в закрытой социальной ячейке, такой как семья, весьма сложно. Анализируя сведения о количестве зарегистрированных преступлений, связанных с применением насилия в семье, где жертвой является несовершеннолетний, можно говорить о их стабильном росте, в связи с чем предметное изучение отношения молодежи к проблематике применения насилия в семье как средству воспитания и причине деформации межличностных отношений молодежи является для нас весьма актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL VIOLENCE IN THE FAMILY AS A NEGATIVE FACTOR AFFECTING THE FORMATION OF PERSONALITY

The processes of globalization act as a catalyst for the deformation of interpersonal relations. This is evidenced by changes in the worldview of young people, the loss and loss of national unity among the younger generation, the devaluation of pride in their country and centuries-old history. All this is facilitated by veiled information aimed at promoting violence in the media, which leads to the deformation of the younger generation, the perception of psychological and physical violence in interpersonal relationships as a normal way of life of society. Law enforcement officers found themselves in a helpless situation related to the prevention of psychological and physical violence used in the family, since it is very difficult to carry out preventive measures in a closed social cell such as a family. Analyzing the data on the number of registered crimes related to the use of violence in the family, where the victim is a minor, we can talk about their stable growth. In this connection, a substantive study of the attitude of young people to the problems of the use of domestic violence as a means of education and the cause of deformation of interpersonal relationships of young people is very relevant for us.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

PSYCHOLOGICAL VIOLENCE IN THE FAMILY AS A NEGATIVE FACTOR AFFECTING THE FORMATION OF PERSONALITY

УДК 343.97

W

Н.М. ПАРШИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

NIKOLAI M. PARSHIN,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

И.Н. АРХИПЦЕВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

IVAN N. ARHIPTSEV,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: процессы глобализации выступают в качестве катализатора деформации межличностных отношений. Об этом свидетельствуют изменения мировоззрения молодежи, утрата и потеря национального единства среди подрастающего поколения, обесценивание гордости за свою страну и многовековую историю. Всему этому способствует завуалированная информация в средствах массовой информации, направленная на пропаганду насилия, приводящая к деформации подрастающего поколения, восприятия им психологического и физического насилия в межличностных отношениях как нормального уклада жизнедеятельности общества.

Правоохранители оказались в беспомощной ситуации, связанной с предупреждением психологического и физического насилия, применяемого в семье, так как проводить профилактические мероприятия в закрытой социальной ячейке, такой как семья, весьма сложно. Анализируя сведения о количестве зарегистрированных преступлений, связанных с применением насилия в семье, где жертвой является несовершеннолетний, можно говорить о их стабильном росте, в связи с чем предметное изучение отношения молодежи к проблематике применения насилия в семье как средству воспитания и причине деформации межличностных отношений молодежи является для нас весьма актуальным.

Ключевые слова: психологическое насилие, физическое насилие, деформация, отношения, семья, несовершеннолетний.

Для цитирования: Паршин Н.М., Архипцев И.Н. Психологическое насилие в семье как негативный фактор, влияющий на формирование личности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4. С. 22-26.

Abstract: the processes of globalization act as a catalyst for the deformation of interpersonal relations. This is evidenced by changes in the worldview of young people, the loss and loss of national unity among the younger generation, the devaluation of pride in their country and centuries-old history. All this is facilitated by veiled information aimed at promoting violence in the media, which leads to the deformation of the younger generation, the perception of psychological and physical violence in interpersonal relationships as a normal way of life of society.

Law enforcement officers found themselves in a helpless situation related to the prevention of psychological and physical violence used in the family, since it is very difficult to carry out preventive measures in a closed social cell such as a family. Analyzing the data on the number of registered crimes related to the use of violence in the family, where the victim is a minor, we can talk about their stable growth. In this connection, a substantive study of the attitude of young people to the problems of the use of domestic violence as a means of education and the cause of deformation of interpersonal relationships of young people is very relevant for us.

Keywords: psychological, physical violence, deformation, relationships, family, minor.

For citation: Parshin N.M., Arhiptsev I.N. Psychological violence in the family as a negative factor affecting the formation of personality // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 4. P. 22-26.

Российское общество нуждается в восстановлении национального могущества и традиций многонационального народа в глазах подрастающего поколения. Основополагающая роль патриотического воспитания должна осуществляться с малолетнего возраста.

В семье формируется личность человека и гражданина, закладываются фундаментальные основы сострадания, понимания, человечности, в связи с чем от форм и методов воспитания зависит становление личности. Формы и методы воспитания оказывают существенное влияние на становление личности.

К сожалению, следует констатировать, что весьма завуалированной проблемой при воспитании несовершеннолетнего является применение насилия.

Поставленная цель включила в себя предметное изучение проблемы применения психологического насилия в семье как причинной связи деформации межличностных отношений молодежи. В научной литературе психологическое насилие имеет терминологическое многообразие и определяется как форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству. В Большой энциклопедии психологическое насилие определяется как действия, нарушающие или уничтожающие положительные нравственные чувства, качества личности и поведения, а также самоуважение, благополучие и собственное достоинство [10].

Психологическое насилие - это унижение, обесценивание прав человека, это психологическое злоупотребление, эмоциональные унижения, притеснения. Оно осуществляется посредством подавления, использования в качестве

объекта оскорбления, отражения сплетен, лжи, бесчестности, манипуляции, демонстрации власти, скрытого запугивания, угроз, соблазняющего поведения, наделения чрезмерной ответственностью без оказания помощи, преднамеренного внушения уверенности человека в себе, его компетенции или игнорирования.

Выявление фактов применения психологического насилия в процессе воспитания является довольно сложным системным процессом. Любой член семьи подсознательно старается завуалировать негативные факты из своей жизни. Консервативность членов российских семей, связанная с отсутствием какого-либо желания делиться и искать понимания некомфортной психологической ситуации, является существенным барьером в попытках к положительному перелому сложившейся ситуации. При проведении опроса респонденты стараются скрыть информацию о применении в отношении них или членов их семей психологического насилия.

Для выявления фактов психологического насилия в анкете перед респондентами ставился вопрос о периодичности или цикличности использования психологического насилия в процессе их воспитания в семье. Подобный вопрос респондентам был задан с целью выявления частоты применения психологического насилия, абъюзи-рованности1 межличностных отношений.

Психологическое насилие является инструментарием, активно используемым при воспитании в семье, зачастую комбинируемым с физическим насилием, что выступает преду-

1 Абьюзированные отношения - это отношения, в которых партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы.

предительным фактором дальнейшего нарушения воспитательных родительских установок.

В ходе анкетирования было установлено, что в несовершеннолетнем возрасте более половины респондентов (68,7%) подвергались психологическому насилию со стороны родственников. На отсутствие признаков психологического насилия при воспитании в семье указывают 21,2% опрошенных, 11,1% затруднились с ответом.

Как видим из представленной диаграммы, большинство респондентов сталкивались с различными формами психологического насилия в процессе их воспитания в детстве. Как нам представляется, методы применения различных видов насилия подсознательно деформировались у отдельных родителей. Причинно-следственной связью применения насилия при воспитании несовершеннолетнего будет являться негативное девиантное формирование личности, осложнение его дальнейшей социальной адаптации [9, с. 126].

Современные формы семейного воспитания, непосредственно влияющие на формирование личности, разнообразно относятся к применению насилия как формы воспитания. На вопрос анкеты «Кто чаще из родственников вас наказывает, применяя психологическое насилие» были получены следующие результаты: мать (мачеха) - 43%, отец (отчим) - 23,7%, иные родственники (лица, на которых возложено право воспитания несовершеннолетнего) - 8%.

Как видно из диаграммы, приоритетное место в применении психологического насилия как формы воспитания принадлежит женской половине семьи. Проводимые ранее исследования также косвенно подтверждают более приоритетное участие именно женского пола в воспитании детей. Так, к примеру, именно мамы в большей степени уделяют внимание вопросам полового и сексуального воспитания - 43% [5, с. 115]. Женщина по своей генетической натуре является хранителем семейного очага, и ее склонность к выполнению обязанностей по воспитанию детей является исторически сложившейся. Однако изменения, происходящие в современных межличностных отношениях, постепенно меняют роль женщин. Ни для кого не секрет, что в ряде зарубежных стран мужчина, пригласивший женщину на чашку кофе и заплативший за нее, данным поступком сильно ее оскорбит. Никого уже не удивляет и женщина за рулем. Мужчины смирились, что материальный достаток в семье у женщины может быть больше, чем у мужчины. Однако, несмотря на то, что 23,7% респондентов указали на психологическое наказание со стороны отца, имеется необходимость предметно рассмотреть качественные характеристики указанных ответов. Анализируя ответы респондентов, можно увидеть закономерность применения психологического насилия чаще к мальчикам, нежели чем к девочкам. Как указали респонденты мужского пола, отцы в процессе наказания за какие-либо проступки помимо психического насилия использовали и физическое насилие, связанное со шлепками по телу, подзатыльниками, применением силы при попытке оказать сопротивление. Психическое насилие сопровождалось, по ответам респондентов, оскорбительными высказываниями - наиболее обидными формами психологического насилия.

На вопрос «Какие виды наказания применяли к вам в детстве?» ответы распределись следующим образом: ругали на повышенных тонах -64%, отбирали телефон, запрещали пользоваться компьютером - 30%, не отпускали гулять с друзьями (подружками) - 12%, ставили в угол - 5%, принуждали к выполнению домашней работы - 3%, били ремнем (другим предметом) - 6%, применяли физическое насилие - 5,3%.

Ответы респондентов свидетельствуют, что процессы воспитательного характера сопровождались как психическим, так и физическим насилием.

Анализируя работы ряда авторов, можно высказать предположение о вероятных негативных последствиях формирования личности, которые могут подтолкнуть лицо к совершению преступления [2, с. 120].

На вопрос «Как вы панируете воспитывать своих детей?» преобладающее большинство

выбрало ответ: так же, как меня воспитывали родители - 41,8%, постараюсь изменить формы и методы воспитания в лучшую сторону - 28,4%, воздержались от ответа 29,8%. Можно предположить, что большая часть воздержавшихся респондентов также придерживается манеры воспитания именно теми способами, которыми воспитывали их родители, просто не склонны давать положительный ответ.

Преследуя свою цель дать ребенку то, чего хотел сам родитель, он зачастую подавляет желания самого ребенка, не поинтересовавшись, чего тот хочет, что его интересует или что ему нравится.

Факты применения психологического наказания ребенка являются достаточно распространенным явлением в российских семьях. В большинстве благополучных семей процесс воспитания не обходится без психологического и физического насилия. Преобладающее большинство родителей допускают именно комбинированный вид воспитания, так как сами в детстве подвергались подобной форме воспитательного процесса. По мнению респондентов, 62% родителей считают, что наказание в форме насилия -действенная и эффективная воспитательная мера. Однако результат, который достигается воспитательным насилием, имеет одномоментный характер, именно в данной ситуации и в данный момент. Причем общественное сознание не учитывает тот факт, что параллельно с этим у ребенка откладывается стереотип поведения, связанный с применением насилия как формы воспитательного воздействия. Как нам представляется, от испытанного психологического потрясения, являющегося необратимым последствием применения физического насилия, испытанного в детстве, зависит и дальнейшее жизненное поведение индивида. Проведенное нами анкетирование лиц, отбывающих наказание за насильственные сексуальные преступления, показало, что 34,5% (из 165 респондентов) подвергались воспитательным мерам физического характера со стороны близких родственников, а 13,9% подвергались насилию со стороны своих сверстников [6, с. 203.]

На вопрос «В отношении Вас при воспитании применялось насилие (психологическое, физическое)?» преобладающее большинство респондентов ответили отрицательно - 84,5%, затруднялись с ответом - 12,3%, положительно ответили - 3,2%.

Желание скрыть истинные факты или забыть неприятные воспоминания, вероятнее всего ,и подтолкнули большую часть респондентов ответить отрицательно, однако не стоит забывать, что если суммировать количество респон-

дентов, ответивших положительно, и тех, кто затруднился с ответом, то 15% - довольно значительная цифра.

Если факты применения насилия (психологического, физического) в малолетнем возрасте не отложились как негативное воспоминание у ребенка по причине своей незначительности, и ребенок не воспринимал это серьезно, то в отличие от респондентов, ответивших положительно, в 20-летнем возрасте он может даже не вспомнить факт применения насилия.

Применение насилия среди молодежи и несовершеннолетних исследовали и ряд других авторов [3,4,7,11].

Отсутствие возможности ответить насилием на насилие, дать отпор, является детерминирующим фактором, подталкивающим несовершеннолетнего совершать насильственные действия в своем социальном окружении и, как правило, в отношении младших по возрасту и более слабых.

На вопрос анкеты «Приходилось ли Вам совершать психологическое или физическое насилие?» утвердительно ответили 31,3%. Затруднились с ответом 18%, оставили без ответа на данный вопрос 2,6% респондентов.

Как нам представляется, респонденты, которые не стали отвечать на данный вопрос, просто не желали сознаваться в фактах применения психологического или физического насилия. Также хотелось бы отметить, что респонденты, ответившие отрицательно, подсознательно боялись сознаваться в применении насилия, так как они являются действующими сотрудниками полиции.

На вопрос «Как вы считаете, какой наиболее эффективный способ предупреждения насилия в семье?» 38,2% респондентов ответили, что обратиться в правоохранительные органы, 27,2% -обратиться в за помощью (специализированные центры помощи пострадавшим от насилия -18,8%, родственникам и/или знакомым - 8,4%), 1,8% считают, что необходимо смириться с насилием, 12,6 % в данной ситуации готовы оказать сопротивление и ответить на насилие насилием, довольно большое количество респондентов (20,2%) затруднились с ответом.

На вопрос «Как влияет применение насилия при воспитании на формирование личности?» более половины - 51,9 % - ответили, что влияет негативно, отрицательно сказывается на поведении личности, 36,4% - никаким образом не относится к формированию личности, 6,4% - положительно, так как человек будет подготовлен к дальнейшей суровой жизни, 5,3% воздержались с ответом.

Таким образом, анализируя результаты анкетирования, можно отметить, что большинство

респондентов в своей жизни сталкивались с психологическим насилием. Несмотря на то, что респонденты применяли насилие в своей жизни, а также знают о фактах применения насилия своими знакомыми, большинство опрошенных планируют при воспитании своих детей использовать иные формы воспитания, не связанные с насилием.

Преобладающее большинство респондентов - 51,9% - допускают, что применяемое на-

силие, особенно физическое, при воспитании несовершеннолетнего будет негативно сказываться на его поведении.

Несмотря на то, что респонденты знают о фактах применения насилия в семьях своих знакомых и друзей, они негативно относятся к данному феномену и высказывают преобладающее мнение о необходимости пресекать данные факты и не мириться с ними.

Литература

1. Бадонов А.М. Отношение молодежи к проблеме насилия в семье // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 102-106.

2. Варыгин А.Н., Яшин А.В. Правовая культура и формирование личности преступника, посягающего на интересы правосудия // Правовая культура. 2008. № 2(5). С.115-122.

3. Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога. 2002. № 6. С. 183-199.

4. Егоров А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие в семье как угроза формированию субъектных черт личности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 4. С.18-23.

5. Кадошникова М.Ю. К вопросу необходимости сексуального образования для подростков и их родителей // Здоровье и образование в XXI веке. 2015. Т. 17. № 1. С. 111-118.

6. Паршин Н.М., Баранчикова М.В. Психологическое насилие в отношении несовершеннолетних: причины и предупреждение // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021. № 3(82). С. 189-193.

7. Чеверикина Е.А., Фатина М.Л. Психологическое манипулирование, психологическое насилие, психотерроризм в образовательной среде: к вопросу об определении понятий // Матрица научного познания. 2017. №1-2. С. 89-101.

8. Шляпникова О.В. Семейное неблагополучие и его влияние на формирование противоправного поведения членов криминогенных и криминальных, организованных подростково-молодежных формирований // Бизнес в законе. 2008. № 4 . С. 193-197.

9. Шляпникова О.В., Крайнева О.Л. Молодежная насильственная преступность как угроза национальной безопасности России // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9). С. 123-128.

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://academic.ru/searchall.php?SWord=Психологическое+насили-е&from=ru&to=xx&did=&stype (дата обращения 01.10.2021).

References =

1. Badonov A.M. Otnoshenie molodezhi k probleme nasiliya v sem'e // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 5. S. 102-106.

2. Varygin A.N., YashinA.V. Pravovaya kul'tura i formirovanie lichnosti prestupnika, posyagayushchego na interesy pravosudiya // Pravovaya kul'tura. 2008. № 2(5). S.115-122.

3. Volkov E.N. Kriterii, priznaki, opredeleniya i klassifikacii vredyashchego psihologicheskogo vozdejstviya: psihologicheskoe travmirovanie, psihologicheskaya agressiya i psihologicheskoe nasilie // ZHurnal prakticheskogo psihologa. 2002. № 6. S. 183-199.

4. Egorov A.Yu., Frejdman O.G. Psihologicheskoe nasilie v sem'e kak ugroza formirovaniyu sub»ektnyh chert lichnosti // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Psihologiya». 2016. № 4. S.18-23.

5. Kadoshnikova M.YU. K voprosu neobhodimosti seksual'nogo obrazovaniya dlya podrostkov i ih roditelej // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2015. T. 17. № 1. S. 111-118.

6. Parshin N.M., Baranchikova M.V. Psihologicheskoe nasilie v otnoshenii nesovershennoletnih: prichiny i preduprezhdenie // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2021. № 3(82). S. 189-193.

7. Cheverikina E.A., Fatina M.L. Psihologicheskoe manipulirovanie, psihologicheskoe nasilie, psihoterrorizm v obrazovatel'noj srede: k voprosu ob opredelenii ponyatij // Matrica nauchnogo poznaniya. 2017. №1-2. S. 89-101.

8. Shlyapnikova O.V. Semejnoe neblagopoluchie i ego vliyanie na formirovanie protivopravnogo povedeniya chlenov kriminogennyh i kriminal'nyh, organizovannyh podrostkovo-molodezhnyh formirovanij // Biznes v zakone. 2008. № 4 . S. 193-197.

9. Shlyapnikova O.V., Krajneva O.L. Molodezhnaya nasil'stvennaya prestupnost' kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii // Informacionnaya bezopasnost' regionov. 2011. № 2 (9). S. 123-128.

10. Elektronnyj resurs. - Rezhim dostupa: https://academic.ru/searchall.php?SWord=Psihologicheskoe+nasilie&from=ru&to=x x&did=&stype (data obrashcheniya 01.10.2021).

(статья сдана в редакцию 07.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.