Научная статья на тему 'Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования'

Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1475
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / РАБОЧИЕ МЕСТА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ингуран Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы психологического благополучия специалистов в помогающих профессиях. Анализируются условия, которые могут обеспечить контекст психологического благополучия специалистов помогающих профессий и описать, каким человеком должен быть помогающий специалист. Специалист помогающей профессии должен уметь выполнять большое количество супер-регуляторных действий. Помогающий специалист находится в необычном положении в том смысле, что оказывает сильное влияние на эффективность помощи. Помогающие профессии требуют общих моральных рамок, рекомендации о способах существования, которые помогают людям справляться с проблемами. Быть хорошим помогающим профессионалом означает знать и регулировать свое психологическое благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Ингуран О.В.

Ингуран Ольга Викторовна - клинический психолог, аспирант, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы психологического благополучия специалистов в помогающих профессиях. Анализируются условия, которые могут обеспечить контекст психологического благополучия специалистов помогающих профессий и описать, каким человеком должен быть помогающий специалист. Специалист помогающей профессии должен уметь выполнять большое количество супер-регуляторных действий. Помогающий специалист находится в необычном положении в том смысле, что оказывает сильное влияние на эффективность помощи. Помогающие профессии требуют общих моральных рамок, рекомендации о способах существования, которые помогают людям справляться с проблемами. Быть хорошим помогающим профессионалом означает знать и регулировать свое психологическое благополучие.

Ключевые слова: психологическое благополучие, специалисты помогающих профессий, моральные качества помогающих специалистов, рабочие места специалистов.

Умение оказывать помощь - это искусство. Как и любое другое искусство, он требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Человек помогающий должен чувствовать того, кому он оказывает помощь, и понимать, что с ним происходит. Кроме того, он должен понимать, уместна ли и возможна ли помощь данному человеку, и осознавать границы своих возможностей и последствия своих действий

Б. Хеллингер

УДК 150.0.07

ББК 88

Предпосылкой анализа психологического благополучия специалистов помогающих профессий (клинических психологов и логопедов) прежде всего является ответ на вопрос: насколько глубоко осознают специалисты этого профессионального профиля важность для самих себя собственного психического благополучия. Актуальность ответа на этот вопрос связана с целым рядом факторов, обращающих на себя внимание, в том числе научных исследователей специфики профессиональной деятельности этой категории работников психологического и психотерапевтического профиля [5].

До настоящего времени не проводилось систематических измерений благосостояния работников помогающих профессий. И это при том, что существуют предупреждающие признаки плохого благополучия работников этого профиля и их негативного воздействия на пациентов, а также на персонал. Поэтому одной из отправных точек является необходимость серьезно отнестись к вопросу о психологическом благополучии специалистов в психологических службах, включая рутинное измерение психологического благополучия персонала и раннее эффективное вмешательство для снятия стресса на работе.

Психологическое благополучие имеет дело с чувствами людей о повседневном опыте в жизнедеятельности. Такое ощущение может варьироваться от негативных психических

96

состояний и психологические нагрузки, такие как тревога, депрессия, фрустрация, эмоциональное истощение, неудовлетворенность, недовольство) в состояние, которое было определено в качестве позитивного психического здоровья (Jahoda, 1958, Уорр, 1978). Селл и Nagpal (1992) отмечают, что все показатели психологического благополучия имеют объективный и субъективный компоненты. Объективные компоненты касаются проблем, которые обычно известны под термином «уровень жизни». Однако индивидуальное удовлетворение или счастье от объективной реальности зависит не только от доступа к товарам и услугам, которые доступны обществу, но и от его ожиданий и воспринимаемой реальности. Это субъективный компонент, который связывает понятие жизни с психологическим благополучием [4].

Обратим внимание, что в западной практике позитивный сдвиг в этом направлении произошел благодаря объединению профессиональных органов и благотворительных организаций в области психического здоровья для согласования так называемой Новой Савойской декларации. В декларации утверждается право на всеобщий доступ к психологической терапии, лежащей в основе психического здоровья.

Как только будет признано, что психологическое благополучие является важным «общим благом», станет очевидно, что ценность сострадания важна на всех уровнях здравоохранения: структурном, межличностном и внутриличностном. Тем не менее, чтобы обеспечить это, необходимо систематически снижать барьеры для обращения за помощью при депрессии и стрессе среди специалистов помогающих профессии с тем же приоритетом, который наблюдается в отношении стигматизирующего отношения к пациентам.

Каждый человек на рабочем месте, вероятно, испытает сложный период. Давление на психологическое благополучие может возникать из-за отсутствия гарантий занятости, неопределенности в отношении бюджетов и финансовых условий, необходимости работать в условиях ограниченных ресурсов, нехватки персонала из-за финансовых ограничений и многих других причин. На этом фоне очевидна необходимость устойчивости и важность позитивного психологического благополучия, особенно с учетом установленной важности психологического благополучия для индивидуального здоровья и организационного успеха [12].

Профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-личностных и энергетических ресурсов работающего человека, характерен для людей, работающих в коммуникативной, социальной и медицинской сферах («человек - человек»). Термин «выгорание» введен американским психиатром Гербертом Фреденбергером в 1974 г. [8]. Американская психолог Кристина Маслач [9] определяет выгорание как эмоциональную опустошенность и отмечает: «... выгорание человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично». Факторы организационного стресса (несовершенства организации труда) включают в себя: переход к новым технологиям и освоение их; реорганизацию и нововведения в организации; переподготовку персонала; изменения требований к персоналу; повышение требований к оперативности и интенсивности работы; новые маркетинговые технологии; изменения организационной структуры.

В связи с этим, требуются конкретные инструменты помощи специалистам помогающих профессий для поддержания их высокой трудоспособности и здоровья.

В рабочем документе «Европейской социальной Хартии психологического благополучия и устойчивости» (Великобритания, [3]) рассматривается вопрос благополучия специалистов психологических служб. Благополучие персонала признается в качестве ключевого фактора того, может ли специалист помогающей профессии оказывать пациентам качественную помощь. «Врач, исцели себя» (Лука, гл. 4, V. 23).

В исследовании факультета лидерства и менеджмента отделения клинической психологии Великобритании и конференции New Savoy по проведению обзора психологического благополучия специалистов помогающих профессий в

97

психологических службах приводятся результаты обследования благосостояния персонала в области психологической терапии в 2014 году и сравниваются с аналогичным обследованием, проведенным в начале осуществления национальной программы улучшения доступа к психологической терапии (IAPT) в 2009 году.

Важность психологического благополучия все больше признается в профессиональных кругах. В докладе Фрэнсиса (2013) были отмечены неудачи в том, как некоторые организации не подумали о предоставлении сострадательной помощи. Он отмечает серьезное преследование тех, кто вызывает сомнения в ужасных нарушениях безопасности пациентов и причинение страданий, что приводит к снижению ощущения психологического благополучия персонала и пациентов.

В обзоре Бурмана (2009) было показано, что организации, в которых здоровье и благополучие сотрудников приоритетно, работают лучше, с большей удовлетворенностью, с лучшими показателями качества, с лучшими результатами, со стабильным уровнем удержания персонала и низким уровнем невыходов на работу по болезни. Кроме того, очевидно, что здоровье и психологическое благополучие сотрудников является одним из ключевых показателей организационной эффективности и результатов лечения пациентов. «Когда мы заботимся о персонале, он может обеспечить выдающийся профессиональный уход за пациентами» (NHS Health & Well-being Improvement Framework, 2011/12).

Итак, если психологическое благополучие на рабочем месте является «обязательным», какую роль должны играть психологические инструменты помощи в этом возобновленном стремлении к улучшению благосостояния персонала?

Ключевым направлением психологической терапии является повышение психологического благополучия наряду с улучшением показателей здоровья. В последние годы психологические службы пережили серьезный структурный и культурный сдвиг. Доступ к доказательной терапии играет ключевую роль в улучшении психического благополучия специалистов помогающих профессий. Стресс и депрессия являются ключевыми факторами плохого самочувствия персонала, при этом более трети сотрудников сообщают о стрессе, связанном с работой (NHS Staff Survey, 2013).

Идея состоит в том, чтобы призвать психологов и других специалистов в области прикладной психологии принять активную позицию на местах и предложить собственным организациям начать серьезно относиться к психологическому благополучию своих сотрудников.

Актуальный материал о психологическом благополучии специалистов помогающих профессий собран и опубликован в «Белой книге» рабочей группой по вопросам благополучия на рабочем месте (Working Group on Health and Well-being in the Workplace; White Paper - Psychological well-being at work Рабочая группа по вопросам здоровья и благополучия на рабочем месте) [13]. Эта «Белая книга» дает краткий и актуальный обзор роли психологического благополучия на рабочем месте, включая информацию о затратах/выгодах психологического благополучия и рекомендации по улучшению психологического благополучия на рабочем месте. Улучшение психологического благополучия специалистов приносит пользу, как отдельным сотрудникам, так и пациентам, так и организации в целом. Психологическое благополучие является ключевым аспектом общего благополучия и связано с физическим здоровьем, более долгой жизнью и большим счастьем для отдельных сотрудников.

Снижение уровня психосоциального риска на рабочих местах и контроль стресса, связанного с работой, имеет важное значение, но применение подхода к снижению риска для психологического благополучия не максимизирует выгоды для организации или ее сотрудников. Позитивный подход к психологическому благополучию предполагает инициативное развитие позитивного благополучия, а не только контроль риска. Основной посыл этой «Белой книги» заключается в том, что

98

психологическое благополучие имеет значение - для работы, трудовой жизни и успеха организаций [13].

Вопрос морали в помогающих профессиях очень обсуждается в настоящее время. Помогающие профессии требуют общих моральных рамок, рекомендации о способах существования, которые помогают людям справляться с проблемами [10].

Если задаться вопросом о моральных вопросах в помогающих профессиях, возникает соблазн предположить, что люди, которые занимаются помогающими профессиями, должны быть как можно более «нормальными». Должно быть немного личных трудностей, минимальная внутриличностная моральная борьба, чтобы запутать взгляд помогающего специалиста, который мог бы тогда более ясно видеть представленные проблемы. Однако, когда кто-то рассматривает качества, необходимые для любого помогающего специалиста, от врачей до консультантов и священнослужителей, он может придерживаться иной точки зрения.

Специалист помогающей профессии работает почти исключительно с находящимися в бедственном положении и слабозащищенными. Помогающий профессионал постоянно сталкивается с ситуацией, в которой он обладает большей эмоциональной силой и действительно получает больше эмоциональной силы посредством переноса, чем клиент. Искушения велики, и, как мы знаем, к нашему сожалению, многие не сопротивляются [10]. За последние несколько лет приходится сталкиваться с тем фактом, что в профессиях больше злоупотреблений, чем это могло бы допускаться. Поскольку они являются видами профессий, которые связаны с большим соблазном, человеку, который вступает в них, нужны особые качества.

Помогающий профессионал должен быть тем, у кого есть сильное уважение к людям, постоянное уважение к независимости и реальности других. Кроме того, специалисты помогающих профессий должны быть способны к прозорливости, пониманию и состраданию, не теряя границ, быть исключительно надежным, заслуживающим доверия и осторожным, способным отложить в сторону свои интересы и проблемы в присутствии клиентов (пациентов) и в глубине души испытывать привязанность к своим собратьям. Определенное количество реалистичной уверенности в себе и чувство юмора имеют важное значение. Наконец, помогающий профессионал должен обладать способностью к объективности, к решению сложных вопросов, к тому, чтобы говорить правду, даже когда люди не хотят ее слышать [5, 10].

Глядя на этот перечень, становится очевидно, что для оказания помощи профессионалам требуются действия и мотивы, а не просто обычное достойное поведение. Чтобы быть профессиональным помощником, нужно обладать достаточным самопознанием, самодисциплиной и тем, что обычно можно назвать характером, чтобы проявить вышеупомянутые качества в стрессе и когда он сталкивается с почти подавляющим искушением вести себя иначе [5]. Другими словами, помогающий профессионал должен выполнять необычайно большое количество дополнительных действий. С этой точки зрения, качества больше похожи на требования к святости, чем на обычного порядочного человека. Кроме того, они являются качествами, которые обычно достижимы только через личную рефлексию и личностный рост. Все это особенно важно, потому что в ситуации оказания помощи профессионалам есть нечто особенное, чего нельзя сказать о других специалистах.

Важность психологического благополучия на работе возросла за последние два -три десятилетия. Результаты исследований, посвященных роли труда и психологического благополучия специалистов помогающих профессий, позволили сделать ряд важных выводов:

• Существуют взаимосвязи между уровнем психологического благополучия специалистов помогающих профессий и результатами деятельности организации, такими как производительность и отсутствие по болезни (Harteretal, 2003, Wright, 2009).

• Труд важен и полезен для людей: доступ к труду и его сохранение улучшают общее состояние здоровья населения. Хорошая работа открывает возможности для укрепления индивидуального здоровья и психологического благополучия (Waddell & Burton, 2006). Работа может оказать положительное влияние на здоровье и психологическое благосостояние (Coats & Lehki 2008).

• При некоторых обстоятельствах, например, когда работа плохо спроектирована или плохо управляется, она может оказывать неблагоприятное воздействие на психологическое благополучие.

• Знание факторов рабочего места (прежде всего, связанных с требованиями к работе, поддержкой, контролем/автономией и изменениями), которые влияют на психологическое благополучие (HSE, 2005, Foresight, 2009), и во многих отношениях обеспечение того, чтобы они были положительными, является ключом к высокому уровню психологического благополучия специалистов.

Реабилитация больных - одна из самых актуальных и сложных проблем медицины, здравоохранения и социальной помощи, где работают клинические психологи логопеды [2, 5]. Объясняется это, прежде всего, большим количеством заболеваний с крайне тяжелыми последствиями, приводящих к инвалидности. В России в последние десятилетия уделяется реабилитации большое значение. Открываются новые клиники, где специалисты помогающих профессий особо востребованы.

В широком смысле помогающие профессии - это все те профессии, исследования и практика которых сосредотачиваются на помощи другим людям, выявлении и решении их проблем, и расширении знания относительно дальнейших человеческих возможностей в этом отношении. К одной их сфер этих профессий относятся медицина (в широком смысле), психиатрия, клиническая психология и различные специализированные области, такие как образовательная и школьная психология, социальная работа, исследование речи и слухи и т.д. В контексте нашей статьи термин «специалисты помогающих профессий» использован в более узком смысле, применительно к медицинской, а именно реабилитационной сфере профессиональной деятельности, связанной с процессом реабилитации больных с сердечно-сосудистыми и цереброваскулярными заболеваниями [5].

До сих пор в России нет ни одного высшего учебного заведения, где готовили бы такие кадры на должном уровне. Первые шаги сделаны кафедрой неврологии и нейрохирургии (зав. - акад. РАМН Е.И. Гусев) и кафедрой фундаментальной и клинической неврологии (зав. - член-корр. РАМН В.И. Скворцова) Российского государственного медицинского университета. Единственное учреждение, где осуществляется повышение квалификации и переподготовки кадров - врачей, психологов, дефектологов, социальных работников для работы в области нейрореабилитации -Институт дефектологии и медицинской психологии (ректор - акад. РАО В.М. Шкловский). Дальнейшая судьба этой крайне важной и трудной работы зависит от программ и планов обучения будущих специалистов, к обсуждению которых должны быть привлечены профессионалы из разных областей медицины, психологии и логопедии (дефектологии), уже имеющие опыт нейрореабилитационной работы и подготовки кадров по этому профилю. Актуальность анализа деятельности специалистов этого профиля связана с тем, что последние десятилетия ознаменованы повышенным интересом к проблемам реабилитации.

В более широком контексте общего состояния здоровья и благополучия нации важнейшее значение имеет психологическое благополучие специалистов на работе. Развитие позитивного психологического благополучия на работе - это вопрос для всех работников и для всех работодателей. Улучшение психологического благополучия людей на работе принесет дивиденды как отдельным людям с точки зрения более счастливой жизни, так и работодателям с точки зрения выгодных результатов бизнеса. Развитие и поддержание позитивного психологического благополучия - это ответственность многих людей, в том числе специалистов в области охраны труда,

100

человеческих ресурсов, здоровья и безопасности лидеров и руководителей организаций и самих сотрудников.

Профессиональные психологи обладают уникальным опытом и способностью внести свой вклад [7]. Не существует единого подхода, который должен быть принят для улучшения психологического благополучия в организации, но нижеследующее дает представление о ключевых аспектах.

1. Из исследований и отчетов следует, что управление и лидерство оказывают большое влияние на психологическое благополучие людей в организации. Принимая это во внимание, ясно, что руководство высшего уровня организации может понимать экономическое обоснование для улучшения психологического благополучия и обеспечить их поддержку и приверженность.

2. Оценка текущего уровня психологического благополучия во всей организации является предварительным условием, прежде чем принимать решение о конкретных вмешательствах. Существует много способов получения четкой картины уровней психологического благополучия в рамках организации, включая использование общеорганизационного обследования и группы для тематического опроса.

3. Прежде чем вкладывать средства в какую-либо программу позитивного психологического благополучия, полезно иметь четкое представление об ожидаемых преимуществах (например, снижение отсутствия на работе по болезни, повышение эффективности). Это позволяет оценивать воздействие любых мероприятий. Для надлежащей оценки вмешательства важно также определить практические и обоснованные показатели измерения ожидаемых выгод, с тем, чтобы можно было провести базовую и последующую оценки.

4. Можно будет разработать план действий. В широком смысле меры, которые могут быть приняты для повышения психологического благополучия, могут быть сгруппированы в три общие категории: начальные; вторичные и третичные. Мероприятия на первичном уровне направлены на устранение основных факторов психологического неблагополучия, например, плохо спланированной работы, неэффективных оценок и процессов развития, неадекватного внутреннего рабочего потока или неподходящих графиков работы. Вторичные и третичные вмешательства постепенно направляются либо на снижение воздействия негативных факторов на рабочем месте, либо на оказание поддержки, позволяющей людям более эффективно справляться с ними или помогающей людям, уже пострадавшим, восстановиться. Такие решения, как консультационные услуги, обучение управлению стрессом, обучение устойчивости и инициативы в области физического здоровья являются примерами вмешательств на вторичном/третичном уровне. Вторичные и третичные вмешательства могут быть чрезвычайно эффективными и рассматриваться как более практичные и реалистичные, хотя, конечно, они не обязательно поменяют основные факторы психологического благополучия к лучшему.

5. На протяжении каждой программы важно обеспечить эффективное и тщательное общение, консультации и участие в организации. Важно также обеспечить, чтобы уже на ранних этапах имелись соответствующие специалисты для оценки и понимания нынешнего уровня психологического благополучия, а также для разработки и осуществления соответствующих мероприятий. Часто осуществление планов действий по повышению благосостояния предполагает сотрудничество в различных функциональных областях организации, например, в области гигиены труда, людских ресурсов и охраны здоровья и безопасности [12].

Роль профессиональных психологов в повышении психологического благополучия на рабочем месте имеет важное значение. Профессиональные психологи имеют особые преимущества в области психологического благополучия, и их научная подготовка в сочетании с практической направленностью делает их хорошо подходящими для поддержания организации желанием реализовать преимущества, которые может принести высокий уровень психологического благополучия. Опыт в

101

профессиональной психологии может быть в наличии в самой организации или имеет смысл привлечь внешнюю поддержку и опыт в этой области.

Таким образом, профессиональные психологи обладают уникальными возможностями для участия в программах, направленных на повышение психологического благополучия на работе.

Ниже приводятся некоторые указания на то, каким образом профессиональные психологи могут помочь улучшить психологическое благополучие на рабочем месте [5].

Разработка и осуществление мероприятий:

• Проектирование психологически здоровой, продуктивной и полезной рабочей среды.

• Измерение уровня психологического благополучия и оценка факторов, влияющих на работу.

• Консультирование по вопросам, связанным с психологией управления изменениями на рабочем месте, чтобы изменения могли происходить эффективно.

• Разработка и проведение обучения, которое помогает повысить устойчивость людей и их способность справляться с трудной работой.

• Помощь организациям в достижении хорошего соответствия между человеком и работой посредством эффективной оценки и отбора.

Поддержка руководства:

• Разъяснение экономического обоснования и содействие развитию организационной культуры, в которой руководство и менеджмент признают вклад бизнеса в здоровье и благополучие.

• Оказание помощи менеджерам в разработке стилей управления, которые балансируют акцент на эффективное выполнение работы и психологическое благополучие для обеспечения устойчивого уровня высокой производительности.

• Предоставление поддержки и консультаций руководителям и коллегам, когда человек был вне работы из-за плохого здоровья или с диагнозом инвалидности или состояния здоровья и возвращается на работу.

• Оказание помощи менеджерам эффективно и чутко решать такие вопросы, как прогулы и присутствие на рабочем месте в период болезни и связанные со стрессом болезни.

• Разрешение конфликтов и поддержка людей и организаций, находящихся под давлением, возможно, через формирование навыков коллективной работы или управленческую поддержку.

Поддержка физических лиц:

• Помогать людям показывать себя в лучшем виде.

• Консультирование людей при сложных обстоятельствах, будь то источник давления от работы или извне работы.

• Обеспечение реабилитации и возвращение к работе консультирование и поддержка, особенно когда люди возвращаются к работе на поэтапной основе (например, первоначально неполный рабочий день или выполнение ограниченных обязанностей).

В целом, биопсихосоциальная модель отражает убеждение в том, что биологические, психологические и социальные факторы взаимодействуют взаимозависимым или системным образом для поддержания здоровья или возникновения болезни. Этот подход (биопсихосоциальная парадигма) стал универсальным, и был одобрен и принят Всемирной Организацией Здравоохранения [12].

Интеграция биомедицинских и поведенческих наук стала реальностью в медицинском образовании и медицинской практике в 21 веке в США, Европе и некоторых развивающихся странах. Следовательно, принятие биопсихосоциального подхода необходимо для целостного реагирования на страдания людей и заботе о психологическом благополучии специалистов помогающих профессий не только в области здравоохранения.

Все это делает продвижение и мониторинг этики в помогающих профессиях возможным, но трудным делом. Хотя имеются конкретные практики, рекомендующие развитие духовных, психологических и моральных способностей, некоторые из наиболее важных детерминантов поведения не сразу доступны для воли. Чтобы стать высококлассным помогающим профессионалом требуется сильное желание сделать это и готовность сделать то, что необходимо, чтобы развиться в такого человека, который может проявлять любовь и сострадание. Человек не может стать бескорыстными, смиренными и внимательными просто решив следовать моральным правилам. Это требует от профессионала как взращивания в себе добродетели, так и трансформации самосознания [10].

Список литературы

1. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN616.pdf/ (дата обращения: 29.01.2019).

2. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/12/vzaimosvyaz-v-rabote-uchitelya-logopeda-i-pedagoga-psikhologa-pri/ (дата обращения: 23.01.2019).

3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996). [Электронный ресурс] / Сайт Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Режим доступа: http://legalacts. ru/doc/evropeiskaja-sotsialnaja-khartija-peresmotrennaja-prinjata-v-g/ (дата обращения: 18.01.2019).

4. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.rn/ailide/npsihologicheskoe-i-subektivnoe-blagopoluchie-opredelenie-struktura-issledovaniya-obzor-sovremennyh-istochnikov/ (дата обращения: 22.01.2019).

5. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialistov-pomogayuschih-professiy/ (дата обращения 19.01.2019).

6. Хеллингер Б. Порядки помощи. М.: Институт консультирования и системных решений, 2006. 242 с.

7. Эннс Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. 92-93 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2487/ (дата обращения: 19.01.2019).

8. Herbert J. Freudenberger. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues, 1974. Vol. 30. № 1. P. 159—165.

9. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30-53. Park Ridge. IL: London House, 1982.

10. Strickling B.L. A Moral Basis for the Helping Professions / B.L. Strickling. Boston University. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bu.edu/wcp/Papers/Bioe/ BioeStri.htm/ (дата обращения: 26.01.2019).

11. Sahoo Fakir M., Mohapatra Lisa. Psychological Well-Being in Professional Groups. [Электронный ресурс]. / F.M. Sahoo. - Chennai: Journal of the Indian Academy of Applied Psychology July 2009, Vol. 35, No. 2, 211-217 / Режим доступа: http://medind.nic.in/jak/t09/i2/jakt 09i2p 211.pdf/ (дата обращения: 18.01.2019) Журнал индийской Академии прикладной психологии. Июль, 2009. Том. 35. № 2. Стр. 211-217.

12. Saeed H. Wahass, PhD, The role of psychologists in health care delivery. [Электронный ресурс]. / Saeed H.Wahass / Journal of Family and Community Medicine / Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3410123/ (дата обращения: 31.01.2019).

13. White Paper - Psychological well-being at work. [Электронный ресурс]. / Health and Well-being Working Group - Leicester LE1 7DR, UK / Режим доступа: https://www1.bps.org.uk/system/files/user-files/Division%20of%20 Occupational %20Psychology/public/rep94_dpx.pdf/ (дата обращения: 19.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.