ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.9.072.43
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-32-39
Психологическое благополучие как фактор развития личности в предпринимательской среде
Евгения В. Астапенко
Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Н [email protected] Аннотация
Введение. Специфика современных трансформаций общества предъявляет новые требования к личности предпринимателя и обуславливает необходимость умения поддерживать собственное психологическое благополучие. Личность предпринимателя является ключевой фигурой развития экономической сферы, поэтому особый интерес вызывают исследования психологических составляющих ее успешности.
Цель. Проведение сопоставительного анализа и описание выраженности психологического благополучия респондентов с различным статусом предпринимательской деятельности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 58 респондентов-предпринимателей, задействованных в сфере от трех до семи лет, и 58 респондентов, никогда не занимавшихся предпринимательской деятельностью. В выборке представлен возрастной диапазон 30-50 лет. Для сбора данных использовалась методика «Шкала психологического благополучия Рифф» (RPWB), адаптированная Лепешинским. Применены и-критерий Манна-Уитни и коэффициент Пирсона.
Результаты исследования. Респонденты-предприниматели продемонстрировали высокий уровень по шкалам «личностный рост», «цель в жизни» и «управление окружающими». В группе респондентов, не занимающихся предпринимательской деятельностью, показатели этих же шкал находятся на среднем уровне. Выявлена отрицательная корреляционная связь, характерная для обеих групп респондентов, между показателем положительного отношения к окружающим и количеством подчиненных.
Обсуждение и заключение. Подчеркивается роль субъективных факторов в формировании психологического благополучия в предпринимательской среде. Человек, связанный с предпринимательской деятельностью, ощущает себя способным реализовать собственный потенциал. Он вовлекается в поиск новой информации, технологий, способов повышения собственной эффективности и качества собственной жизни. Отмечается высокая степень ориентированности на полноту самореализации в реальных жизненных условиях, стремление найти оптимальную модель поведения, которая позволит человеку соответствовать социально-ролевым ожиданиям и успешно реализовывать собственные идеи, личностный и профессиональный потенциал, при этом сохраняя свою индивидуальность.
Ключевые слова: психологическое благополучие, личностный рост, самореализация, предпринимательская деятельность, отношение к окружающим
Для цитирования. Астапенко, Е. В. (2023). Психологическое благополучие как фактор развития личности в предпринимательской среде. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(3), 32-39. 1Ш|ж// doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-32-39
© Астапенко Е. В., 2023
'Щ) Check for updates
Научная статья
Original article
Psychological Well-Being as a Personal Development Factor in the Business Environment
Evgenia V. Astapenko
Don State Federal University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Introduction. The specificity of modern transformations of society makes new demands on the personality of an entrepreneur. It necessitates the ability to maintain one's own psychological well-being. The personality of an entrepreneur is a key figure in the development of the economic sphere. Therefore, studies of the psychological components of its success are of particular interest.
Purpose. Conducting a comparative analysis and describing the expression of psychological well-being of respondents with different status of business activity.
Materials and Methods. 58 respondents-entrepreneurs involved in the field from three to seven years, and 58 respondents who have never been engaged in business activity participated in the study. The sample includes an age range of 30-50 years. For data collection, the "Riff Psychological Well-Being Scale" methodology, adapted by Lepeshinsky, was used. Mann-Whitney U test and Pearson coefficient applied for data processing.
Results. Respondents-entrepreneurs demonstrated a high level on the scales "personal growth", "goal in life", and "management of others". In the group of respondents who have never been engaged in business activity, the indicators of the same scales are at an average level. A negative correlation was found, characteristic for both groups of respondents, between the indicator of a positive attitude towards others and the number of subordinates.
Discussion and Conclusion. The role of subjective factors in the formation of psychological well-being in the business environment is emphasized. A person associated with business activity feels capable of realizing their own potential. They are involved in the search for new information, technologies, and ways to improve their own efficiency and quality of the own life. There is a high degree of focus on the completeness of self-realization in real life conditions, the desire to find the optimal model of behaviour that will allow a person to meet social and role expectations and successfully implement their own ideas, personal and professional potential, while maintaining their individuality.
Keywords: psychological well-being, personal growth, self-realization, business activity, attitude towards others
For citation. Astapenko, E. V (2023). Psychological Well-Being as a Personal Development Factor in the Business Environment. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(3), 32-39. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-32-39
Введение
Актуальность исследования детерминант, содержания и индикаторов психологического благополучия субъекта сегодня определяется особенностями трансформаций социально-экономической жизни в России, возрастающими потребностями и запросами различных субъектов на повышение качества жизни и достижение внутренней гармонии и комфорта. В современной психологии идет активный поиск и апробация методов и методик измерения психологического благополучия, изучение условий и факторов, оказывающих влияние на формирование психологического благополучия, происходит уточнение содержания смежных понятий «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие».
Большое значение придается разноуровневой поддержке деятельности молодых предпринимателей, развитию малого и среднего бизнеса в России. Личность предпринимателя является ключевой фигурой развития бизнеса, поэтому интерес вызывают исследования психологических составляющих его успешности. Возможность самореализации, творчества и продуктивного использования внешних и внутренних ресурсов делает выбор сферы предпринимательской деятельности привлекательным. Вместе с тем, предпринимательская деятельность характеризуется высоким статусом сложности, разноплановостью реализуемых задач, высокой интенсивностью деятельности, что предъявляет соответствующие требования к личности предпринимателя. Здесь в число значимых характеристик субъекта попадает его способность поддерживать и укреплять свое психологическое благополучие.
Психологическое благополучие представляет собой интегральное образование личности, включающее оценку и отношение к своей жизни, себе и окружающим, аффективную гармоничность, восприятие себя как способного
к личностному росту и удовлетворенного активного субъекта жизнедеятельности (ЛхйМ et а1., 2014). Исследователи также определяют психологическое благополучие как слаженность психических процессов, личностную гармонию, ощущение самоидентичности и целостности. Водяха (2013) связывает психологическое благополучие с жизнерадостностью, развитым социальным интеллектом и умением быть непредвзятым.
Изучение феномена «психологическое благополучие» в западной психологии началось во второй половине XX века в контексте исследования психологического здоровья, и на современном этапе существует многообразие подходов к определению его содержания и коррелятов. Сегодня выделяется ряд теорий психологического благополучия: баланс между накапливаемым в течение жизни позитивным и негативным аффектом (Н. Бредберн); субъективное благополучие как компонент психологического благополучия (Э. Динер) (Ваккег & Оег1етага, 2011). Ryff (1989) разработала структуру данного феномена, выделив такие компоненты как: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост.
В современной психологии можно выделить гедонистическое и эвдемонистическое направление в изучении психологического благополучия. Представители гедонистического направления описывают благополучие в рамках удовлетворенности-неудовлетворенности (Рикель и др., 2017). В контексте эвдемонистического понимания в качестве главного аспекта благополучия выделяется личностный рост (Батурин и др., 2013). В структуру психологического благополучия включают также «удовлетворенность жизнью» как более общий когнитивный компонент, а также благополучие субъективное (Фомина, 2016).
Содержательное своеобразие данного психологического образования отражает разработанная в зарубежной психологии модель психологического благополучия. В качестве компонентов этой модели выступают: автономность, способность к независимости от социальной группы, к противостоянию давлению, к активному преобразованию окружающей среды и продуктивному использованию собственных ресурсов и исполнительское мастерство. В содержании модели выделяются умения строить доверительные отношения и проявлять эмпатию к другим, моделировать позитивные отношения, вызывающие чувство удовлетворения, с другими. Следующий блок модели образуют стремление к самораскрытию и оптимальному использованию субъективного потенциала, личностному росту, осмысленность собственной жизни, целенаправленность и самопринятие ^у!^ 1989).
С точки зрения современных психологов, «психологическое благополучие» формируется в ходе жизнедеятельности человека в виде ресурсных установок жизнеспособности, саморазвития и самопрезентации, самореализации. Статус психологического благополучия субъекта проявляется на разных уровнях: психосоматическом, социальном психическом, определяя успешность адаптации и психологическое здоровье (Березовская, 2016, Бородкина, 2012).
Важное значение для формирования психологического благополучия имеют как внешние, так и внутренние факторы: характер отношений с микросоциумом; удовлетворенность профессиональных интересов, насыщенность профессионального общения, материальный доход; удовлетворенность потребности в безопасности, состояние здоровья; реализованность интересов; соотносимость личностных и социальных ценностей, самоотношение, самооценка, реалистичность притязаний; комплекс стратегий совладающего поведения (Бояркин и др., 2007, Карапетян, 2019). Именно субъективное восприятие и оценка этих позиций и отношений, формирующиеся к различным сторонам индивидуального бытия, продуцирует общее представление о своем собственном благополучии.
В структуре психологического благополучия в качестве компонентов и видов удовлетворенности можно выделить удовлетворенность собой как действующим субъектом, жизнью, профессиональной деятельностью, социальными отношениями с микро- и макросоциумом. В современной психологии удовлетворенность жизнью рассматривается как сложное переживание, связанное с самооценкой самоэффективности, успешности, здоровья, получением желаемого образования, собственным тендером, социальным статусом, с удовлетворением социогенных потребностей, общей оценкой содержательной насыщенности индивидуального бытия.
Психологи выделяют функции психологического благополучия: регуляции, адаптации, управления, интеграции, развития. Переживание того или иного уровня благополучия реально проявляется в доминирующей тональности настроения человека. Именно посредством динамики настроения, психологическое благополучие, как интегративное, личностно значимое переживание, оказывает постоянное влияние на параметры различных психических состояний человека и в целом на успешность реализуемых моделей поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностных контактов, целесообразность внешней и внутренней активности (Шамионов, 2002). В результате социализации формируются критерии самооценки, оценки характера системы контекстных отношений развития личности, качества жизнедеятельности.
В качестве составляющих системы детерминант психологического благополучия выступают: социальная подтвержденность притязаний, прогностичность жизни, уверенность в самоэффективности, позитивный эмоциональный настрой, удовлетворенность реализованностью в профессиональной деятельности, в социальной и личной жизни, ценностное отношение к будущему, удовлетворенность материальной стороной индивидуального бытия, стабильностью достатка, качеством жизни, возможность качественно удовлетворять духовные потребности, переживание осмысленности жизни, возможность свободного выбора (^юМе et а1., 2012). В уровне психологического благополучия человека находит отражение и самоценка физического самочувствия, ощущение телесного комфорта, общего тонуса. Психологическое благополучие личности обеспечивает ощущение внутреннего равновесия, интегрированности. В уровне психологического благополучия субъекта находит отражение адекватность соотнесения личностных ресурсов и рисков, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в разных средовых контекстах.
Интерес представляет определение критериев психологического благополучия субъекта. С точки зрения психологов, в качестве таковых выступают, с одной стороны, объективная успешность личности, реальный статус социального, физического, психологического и психического здоровья, а с другой — субъективное переживание ощущения счастья, удовлетворенности процессом и результатами собственной жизни. Содержательные составляющие благополучия взаимосвязаны в единой системе и находятся в состоянии взаимовлияния. Психологическое благополучие коррелирует с четкостью целей, успешностью реализации жизненных планов, личностными ресурсами и способностью оптимально использовать резервы собственной психики. Блокаторами развития психологического благополучия субъекта выступают социальная депривация, напряженность в референтных межличностных взаимоотношениях, неотработанные психические травмы, нереалистичность целей, неадекватность оценки внутренних и внешних ресурсов и рисков.
В современной отечественной и зарубежной психологии активно изучается связь психологического благополучия со смысложизненными ориентациями, четкостью границ личности, определенностью личностного пространства, стратегиями жизни и персонализацией в социуме. В психологических исследованиях показано, что представления об осмысленности жизни и психологическом благополучии являются субъективными критериями, которые человек использует для оценки индивидуального бытия (Леонтьев, 2011). При этом психологическое благополучие воспринимается как социально одобряемое состояние, наделенное ярко выраженным личностным смыслом. Осмысленность жизни, четкость и реалистичность ценностных ориентаций прямо коррелирует с психологическим благополучием. Информационная и психологическая безопасность является значимым фактором обеспечения благополучия современного человека.
Целью настоящего исследования выступает проведение сопоставительного анализа и описание выраженности психологического благополучия респондентов с различным статусом предпринимательской деятельности. Нами изучались индивидуальные психологические особенности, лежащие в основе модели психологического благополучия К. Риффа.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 58 предпринимателей г. Ростов-на-Дону и Ростовской области, мужчины и женщины в возрасте 30-50 лет, занимающиеся предпринимательской деятельностью от трех до семи лет. Для сравнения показателей была сформирована группа респондентов, которые никогда не занимались предпринимательской деятельностью, в данную группу вошли мужчины и женщины, 58 человек аналогичного возрастного диапазона.
Мы применяли метод тестирования. Использовалась методика «Шкала психологического благополучия Рифф» (RPWB), адаптированная Лепешинским (2007). Для выявления статистически-значимых различий между группами использовался и-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования
Использование методики «Шкала психологического благополучия Рифф» (RPWB) позволило выявить значимые различия по шкалам «личностный рост» (p = 0,00087, при p < 0,01), «цель в жизни» ф = 0,001, при p < 0,01) и «управление окружающими» ф = 0,00017, при p < 0,01). По данным шкалам получены высокие показатели в группе предпринимателей (рис. 1). В группе респондентов, не занимающихся предпринимательской деятельностью, показатели находятся на среднем уровне. Также предпринимателями продемонстрирован высокий уровень целенаправленности.
Рисунок 1
Субъективное благополучие в различных группах респондентов
10 9 8 7 6
предприниматели не предприниматели
0
Личностный рост** Цель в жизни** Управление окружающими**
Дальнейший анализ данных выявил отрицательную корреляцию между положительным отношением к окружающим и количеством подчиненных. Оказалось, что чем больше у респондентов подчиненных, тем менее положительное отношение к окружающим демонстрируется ими. Более высокий уровень по шкале положительного отношения к другим людям выделен у тех респондентов, в подчинении которых находится незначительное количество сотрудников, соответственно. При этом эта корреляционная взаимосвязь наблюдается в общей выборке не только у предпринимателей, но и у работников по найму (рис. 2).
Рисунок 2
Взаимосвязь положительного отношения к окружающим по методике «Шкала психологического благополучия Рифф» с количеством подчиненных
40
35
30
25
20
15
10
5
0
11 10 7 8 5 18 12 3 2 4 1 9 14 15 17 19 20 16 13
■ кол-во подчиненных
положительное отношение к окружающим
Обсуждение и заключение
Целью настоящего исследования являлось проведение сопоставительного анализа и описание выраженности психологического благополучия респондентов с различным статусом предпринимательской деятельности.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что навыки управления окружающими у предпринимателей более развиты, чем у других респондентов. Предприниматели отличаются более выраженной направленностью на удовлетворение собственных потребностей и интересов во взаимоотношениях с другими, стремятся подчинить их поведение заданной цели.
1
На наш взгляд, высокий уровень развития стремления к личностному росту, который показывают предприниматели, свидетельствует о нацеленности на постоянное саморазвитие, самосовершенствование и изменения в собственном Я. Предприниматели воспринимают себя как человека, ощущающего реализацию собственного потенциала, а также отождествляют себя с человеком, который не стоит на месте, а постоянно находится в поиске новой информации, технологий, способов повышения собственной эффективности и качества собственной жизни. Высокий уровень целенаправленности, продемонстрированный респондентами, подчеркивает наличие долгосрочных целей. Это указывает на то, что цели постоянно присутствуют в их жизни и не возникают спонтанно, они основываются на убеждениях.
Выраженность общих показателей по шкале психологического благополучия в группе предпринимателей говорит о высокой степени ориентированности на полноту самореализации в реальных жизненных условиях, стремлении найти оптимальную модель поведения, которая позволит им соответствовать социально-ролевым ожиданиям и успешно реализовывать собственные идеи, личностный и профессиональный потенциал, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Тот факт, что большее количество подчиненных на работе оказалось отрицательно взаимосвязано с отношением к окружающим позволяет предположить, что существуют определенные трудности управления, которые могут быть связаны как с недостаточным уровнем развития компетентности, так и с наличием опыта взаимодействия, продуцирующего низкий уровень доверия к подчиненным. Возможно, данные показатели также связаны со склонностью предпринимателей к самоуверенности, высокой оценке своих возможностей и потенциала и недооценке компетентности, потенциала и способности адекватно оценивать и анализировать ситуацию у своих сотрудников. Этой категории респондентов сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других, идти на компромиссы с окружающими. Наоборот, высокий уровень по шкале положительного отношения к другим при незначительном количестве сотрудников указывает на наличие доверительных отношений, удовлетворяющих респондентов. Они считают, что способны эффективно контролировать активность своих подчиненных и одновременно заботиться об их благополучии. Данная часть выборки респондентов способна сопереживать, допускает эмоциональные привязанности и близкие отношения, считает, что продуктивное взаимодействие строится на взаимных уступках.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в среде предпринимателей уровень психологического благополучия достаточно высок. Это может быть связано с рядом факторов: изначально высоким уровнем доверия к себе, нацеленностью на успех, возможностью более самостоятельно планировать и управлять своей профессиональной активностью, с наличием расширенных возможностей для самопрезентации и воплощения собственных проектов.
В ходе дальнейшего исследования предполагается увеличение выборки, а также использование методик, которые позволят выделить ряд личностных качеств, оказывающих влияние на развитие ощущения субъективного благополучия. Перспективным направлением представляется изучение вопросов субъективного благополучия в различных областях профессиональной деятельности, различных социальных и возрастных групп, а также изучение взаимосвязи психологического благополучия и копинг-стратегий предпринимателей. Результаты исследований могут быть положены в основу разработки программ оказания психологической поддержки молодым предпринимателям.
Список литературы
Батурин, Н. А., Башкатов, С. А., и Гафарова, Н. В. (2013). Теоретическая модель личностного благополучия. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 6(4), 4-14.
Березовская, Р. А. (2016). Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований. Психологические исследования, 9(45), 2.
Бородкина, Е. В. (2012). К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 28, 31-34.
Бояркин, М. Ю. Долгополова, О. А., Зиновьева, Д. М., Крутова В. В., Романенко. Е. В., Субочев, Н. С., и Юнда, А. В. (2007). Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих (монография). Волгоградская академия государственной службы.
Водяха, С. А. (2013). Взаимосвязь достоинств характера студентов с показателями психологического благополучия. Педагогическое образование в России, 2, 96-99.
Карапетян, Л. В. (2019). Психологическая концепция эмоционально-личностного благополучия [автореферат дис. доктора психологических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина]. Екатеринбург.
Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал. Структура и диагностика. Смысл.
Лепешинский, Н. Н. (2007). Адаптация опросника «Шкалы психического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, 3, 24-37.
Рикель, А. М., Туниянц, А. А., и Батырова, Н. (2017). Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология, 2, 64-82.
Фомина, О. О. (2016). Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии. Мир науки. Педагогика и психология, 4(6), 1-13.
Шамионов, P. M. (2002). Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Мир психологии, 2, 143-148.
Axford, N., Jodrell, D., & Hobbs, T. (2014). Objective or subjective well-being? In A. Ben-Arieh, F. Casas, I. Frones, J. E. Korbin (eds), Handbook of Child Well-Being (pp. 2699-2738). Springer. https://doi.org/10.1007/978-90-481-9063-8_108
Bakker, A. B., & Oerlemans, W. G. M. (2011). Subjective well-being in organizations. In K. S. Cameron, G. M. Spreitzer, The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship (pp. 178-189). Oxford University Press. https:// doi.org/10.13140/2.1.1145.4723
Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality & Social Psychology, 57(6), 1069-1081.
Voorde, K., Paauwe, J., & Veldhoven, M. (2012). Employee well-being and the HRM-organizational performance relationship: А review of quantitative studies. International Journal of Management Reviews, 14(4), 391-407. https://doi. org/10.1111/j.1468-2370.2011.00322.x
References
Axford, N., Jodrell, D., & Hobbs, T. (2014). Objective or subjective well-being? In A. Ben-Arieh, F. Casas, I. Frones, J. E. Korbin (eds), Handbook of Child Well-Being (pp. 2699-2738). Springer. https://doi.org/10.1007/978-90-481-9063-8_108
Bakker, A. B., & Oerlemans, W. G. M. (2011). Subjective well-being in organizations. In K. S. Cameron, G. M. Spreitzer, The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship (pp. 178-189). Oxford University Press. https:// doi.org/10.13140/2.1.1145.4723
Baturin, N. A., Bashkatov, S. A., & Gafarova, N. V. (2013). The theoretical model of personal welfare. Bulletin of South Ural State University. Series: Psychology, 6(4), 4-14. (In Russ.).
Berezovskaya, R. A. (2016). Occupational well-being: Problems and prospects of psychological studies. Psychological Research, 9(45), 2. (In Russ.).
Borodkina, E. V. (2012). On the issue of studying subjective well-being in professional and pedagogical activity. Psychology & Educational Science: Methods & Problems of Practical Application, 28, 31-34. (In Russ.).
Boyarkin, M. Yu. Dolgopolova, O. A., Zinovieva, D. M., Krutova V. V., Romanenko. E. V., Subochev, N. S., & Junda, A. V. (2007). Psychological and professional well-being ofpublic servants (monograph). Volgograd Academy of Public Administration. (In Russ.).
Fomina, O. O. (2016). The well-being of the personality: Problems and approaches to research in the national psychology. World of Science. Pedagogy & Psychology, 4(6), 1-13. (In Russ.).
Karapetyan, L. V. (2019). Psychological concept of emotional and personal well-being [Doctoral dissertation abstract, Ural Federal University]. Ekaterinburg. (In Russ.).
Leontiev, D. A. (2011). Personal potential. Structure and diagnostics. Smysl. (In Russ.).
Lepeshinsky, N. N. (2007). Adaptation of Riff questionnaire "Psychological Well-Being Scale". Psychological Journal, 3, 24-37. (In Russ.).
Rikel, A. M., Tuniyants, A. A., & Batyrova, N. (2017). The concept of subjective well-being in hedonistic and eudemonistic approaches. Bulletin of Moscow University. Series 14 Psychology, 2, 64-82. (In Russ.).
Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality & Social Psychology, 57(6), 1069-1081.
Shamionov, R. M. (2002). Psychology of subjective well-being (on the development of an integrative concept). The World of Psychology, 2, 143-148. (In Russ.).
Vodyakha, S. A. (2013). Interrelation of the merits of the character of students with indicators of psychological well-being. Pedagogical Education in Russia, 2, 96-99. (In Russ.).
Voorde, K., Paauwe, J., & Veldhoven, M. (2012). Employee well-being and the HRM-organizational performance relationship: А review of quantitative studies. International Journal of Management Reviews, 14(4), 391-407. https://doi. org/10.1111/j.1468-2370.2011.00322.x
Об авторе:
Астапенко Евгения Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология образования и организационная психология», Донской государственный технический университет (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Поступила в редакцию 18.03.2023
Поступила после рецензирования 25.04.2023
Принята к публикации 26.04.2023
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
About the Author:
Astapenko Evgenia V., Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of Educational Psychology and Organizational Psychology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, [email protected]
Received 18.03.2023
Revised 25.04.2023
Accepted 26.04.2023
Conflict of interest statement
The author do not have any conflict of interest.
ne author have read and approved the final manuscript.