Научная статья на тему 'Психологический стресс у сотрудников МВД: роль опосредующих переменных и практические следствия'

Психологический стресс у сотрудников МВД: роль опосредующих переменных и практические следствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / КОГНИТИВНЫЕ ОЦЕНКИ / КОГНИТИВНО-ТРАНЗАКТНЫЕ МОДЕЛИ СТРЕССА / ОПОСРЕДУЮЩАЯ ПЕРЕМЕННАЯ / PSYCHOLOGICAL STRESS / COGNITIVE EVALUATIONS / COGNITIVE TRANSACTION MODELS OF STRESS / MEDIATING VARIABLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величковский Б. Б., Барабанщикова В. В.

статья посвящена проблеме психологического стресса у сотрудников МВД с позиции когнитивно-транзактной теории стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of psychological stress in the Ministry of Internal Affairs staff from the point of view of cognitive transaction stress theory

Текст научной работы на тему «Психологический стресс у сотрудников МВД: роль опосредующих переменных и практические следствия»

шевнобольных от 30 июня 1838 г.» с отдельным параграфом о «принудительном помещении». В других европейских странах подобные законы были приняты с некоторыми хронологическими сдвигами и отличиями на законодательном уровне.

3 М. Фуко приводит в своих лекциях пример дела женщины, которая убила свою дочь, разрезала на куски и зажарила в капустных листьях. Отсутствие внутренней логики деяния, безосновательность преступления озадачивала судей и ставила под сомнение возможность применения карательной власти.

4 Штехер Г. Г. Вырождение и евгеника. М.-Л., 1927. С. 10.

5 См. подробнее: Русский евгенический журнал. 1925. Т. 3. Вып. 2. С. 139.

6 Rafter N. H. Partial Justice: Women in State Prisons 1800-1935. Boston: New England University Press, 1985. Р. 93-94.

7 Люблинский П.П. Евгенические тенденции и новейшее законодательство о детях // Русский евгенический журнал. 1925. Т. 3. Вып. 1. С. 19.

8 Rafter N. H. Op. cit. Р. 146.

9 Так, Дженни Б. была помещена в реформаторий по жалобе родственника, на то, что «незамужняя девушка часто оставалась на ночь в гостиницах с молодыми людьми». Лилиан Р., бросив школу, убежала с военным, заразившись от него венерическим заболеванием, и после лечения была на неопределенных срок отправлена в реформаторий. Энн Б. стала жертвой насилия своего отца, который был заключен под стражу, девушку же отправили в исправительное учреждение. See Rafter N. H. Op. cit. Р. 161.

10 См. подробнее Хен Ю. В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек. 2006, № 3.

Психологический стресс у сотрудников МВД:

роль опосредующих переменных и практические следствия

Введение. Исследования психологического стресса представляют собой одну из наиболее проблемных областей современной психологии. Существенной причиной такого положения дел является сама природа стресса как психологического явления, характеризующегося наличием сложных, реци-прокных взаимосвязей между его отдельными компонентами. В комплексном стрессовом переживании трудно отделить зависимые переменные от независимых, само выделение переменных для рассмотрения наталкивается на значительные трудности выбора. Ситуация усугубляется наличием значительного количества опосредующих факторов, которые могут усилить или ослабить системную стрессовую реакцию, и даже обратить её знак на противоположный. Лишь в последнее время

Б. Б. Величковский, В. В. Барабанщикова

наметилась тенденция к объединению теоретических подходов к психологическому стрессу на базе представлений о стрессе как о динамической транзакции между личностью и средой, в основе которых лежит когнитивно-транзакт-ная теория стресса Р. Лазаруса.

Центральным для когнитивной теории стресса, как и для когнитивно-транс-актного подхода в целом, являются понятия транзакции, процесса, оценки и совладания. Под транзакцией Р. Лаза-рус и С. Фолкман (Lazarus & Folkman, 1987) понимают эпизод целостного взаимодействия индивида со средой, в котором эти сущности динамически объединяются, приобретая новые, неаддитивными качествами. Транзакция характеризуется как стрессогенная, если требования ситуации превышают возможности индивида. Использова-

ние понятия транзакции препятствует локализации стресса только «внутри» ситуации или «внутри» человека. Понимание стресса требует целостного рассмотрения человека (его мотивов, знаний, установок, особенностей) в контексте конкретной ситуации.

В одной из поздних работ Р. Лаза-рус определяет стресс как «многомерный процесс (курсив наш - Б. В. и В. Б.), включающий стимулы, реакции и опосредующие процессы» (Lazarus, 1990, с. 4). При реализации стрессового процесса имеющиеся источники стресса (стимулы) приводят к развитию кратковременных и долговременных реакций, но характер и направленность этого влияния определяется действием целого ряда промежуточных, опосредующих переменных. Центральными опосредующими переменными в рамках ког-нитивно-транзактных теорий стресса считаются первичные когнитивные оценки (анализ трудностей), вторичные когнитивные оценки (анализ ресурсов преодоления) и процессы совладания (копинг-процессы, играющие по отношению к когнитивным оценкам второстепенную роль в детерминации уровня адаптации человека к стрессу).

Помимо когнитивных оценок, зависимость между интенсивностью стрессоров и интенсивностью неблагоприятных последствий стресса (связь «стрессор-стресс») может опосредо-вываться множеством других переменных, среди которых следует особенно выделить личностные предпосылки и базовые демографические переменные, такие как пол и возраст. Однако, согласно основным положениям ког-нитивно-транзактного подхода к психологическому стрессу, переменные ког-

нитивных оценок оказывают на связь «стрессор-стресс» значительно более выраженное воздействие, чем любые другие опосредующие факторы. Целью настоящего исследования является эмпирическое сравнение опосредующего влияния когнитивных оценок и основных демографических переменных на материале выборки сотрудников МВД РФ. Анализ основных компонентов стрессового процесса у данного профессионального контингента позволит сформулировать рекомендации по организации профилактики и коррекции стрессовых расстройств.

При изучении стресса особенный интерес представляет анализ лиц, для которых характерно интенсивное переживание стресса в течение длительного времени. В этом случае можно ожидать, что интересующие исследователя связи между источниками стресса и его разноуровневыми проявлениями выступят наиболее рельефно, позволяя четко выделить их на фоне случайных помех. В этих условиях вероятность обнаружения долговременных объективных свидетельств неэффективной адаптации значительно возрастает. Естественный способ получения такой выборки лиц состоит в обращении к профессиям, характеризующимся повышенной уровнем ответственности, сложными условиями труда, возможным риском для жизни и пр. Использованная в настоящем исследовании выборка - сотрудники МВД РФ - представляет собой достаточно гомогенную профессиональную группу, которая в то же время достаточно разнородна относительно базовых демографических показателей. Мы рассмотрели только одну группу профессий, отвечаю-

щих указанному требованию, с целью уменьшения возможности смещения обнаруженных эффектов с (реальной или воспринимаемой) стрессогеннос-тью различных видов профессиональной деятельности.

Когнитивные оценки. По Р. Ла-зарусу (Lazarus & Folkman, 1987) первичные оценки стрессового типа могут быть подразделены на оценки типа угрозы и вреда/потери. Их наличие может быть диагностировано на основе регистрации выраженности трех сложных эмоциональных комплексов - тревоги, гнева и депрессии (Lazarus, 1991; Scherer, 1984). Легко прослеживается, например, связь тревоги с оценками типа угрозы. Вообще, присутствие переживания тревоги в синдроме стресса настолько типично, что концептуальное разведение этих конструктов представляет определенные трудности (Китаев-Смык, 1983). Реакция гнева возникает в ситуации, оцениваемой по типу вреда/потери, причем ответственность за причиненный вред приписывается внешнему агенту (Изард, 1999). Комплекс депрессивных переживаний также порождается в результате воспринимаемого вреда/потери, но в этом случае они приписываются собственной адаптационной неадекватности, а вероятность их спонтанной нейтрализации расценивается как крайне низкая (Изард, 1999).

Значительно труднее найти показатели, адекватно отражающих результат оценки возможностей по совладанию со стрессором. Причина этой трудности заключается в крайне широком выборе потенциально важных ресурсов совладания (Hobfoll, 2001). Вместе с тем, принципиально важным в контек-

сте оценки уровня индивидуальной устойчивости к стрессу представляется обращение к понятию функциональных ресурсов как резервных возможностей организма справиться с затруднениями (Бодров, 2006). Под функциональными ресурсами понимается доступный для актуализации потенциал внутренних средств деятельности, обеспечивающий решение стоящих перед субъектом поведенческих задач (Медведев, 1982). Фундаментальную роль играет уровень «энергетического обеспечения деятельности», понимаемой как ресурс доступной психофизиологической мобилизации - в классической трактовке связываемой с понятием уровней активации и бодрствования, а также функциональных состояний человека.

Оценки, порождаемые в ходе развертывания процесса адаптации к стрессу, могут быть отождествлены с определенными состояниями. В их возникновении существенную роль играют ситуативные факторы. Другой значимой детерминантой состояний являются, однако, устойчивые диспозиции, предрасполагающие к формированию состояний определенного типа. Для когнтивно-аффективных комплексов тревоги, гнева и депрессии тесное переплетение ситуативного и диспози-ционного аспекта в настоящее время не вызывает сомнений (Endleг, 1997). Конкретно для ресурса психофизиологической мобилизации аналогичное различение аспектов состояния и стабильной черты может заключаться в обращении к конструктам «субъективного комфорта» и «хронического утомления» (Леонова, 1984).

Таким образом, в основу метода оценки индивидуального уровня устой-

чивости к стрессу может быть положена схема, включающая в себя измерения двух типов: с одной стороны, измерения когнитивной оценки жизненных ситуаций, с другой - измерение ресурсов совладания, понятых в широком смысле, в частности, как уровень доступных психофизиологических ресурсов. Данные измерения входят в модель в двух взаимосвязанных формах - диспози-ционной и ситуативной, из которых первая описывает тенденцию реагировать на жизненные стрессы определенным образом, а вторая указывает на интенсивность таких реакций.

Методика исследования. Для установления особенностей когнитивных оценок использовался психодиагностический комплекс, состав которого приведен в таблице 1. 3 методики требуются для измерения уровня типичных адаптационных оценок (тревоги, агрессии и депрессии), схваченных в диспозиционном и ситуативном аспектах. Еще 2 методики используются для оценки энергетических ресурсов индивида, также концептуализированных как стабильное свойство и как состоя-

ние. Оценки по отдельным методикам комбинировались в сводный показатель с помощью процедуры факторного анализа. На основании полученных значений сводного показателя были выделены группы обследованных с отрицательными (до 20-го процентиль), нейтральными (20-80-ый процентиль) и положительными (с 80-го проценти-ля) когнитивными оценками.

Кроме того, у обследованных собирались сведения о количестве и виде стрессоров в личной и профессиональной жизни, а также сведения о выраженности разнообразных последствий стресса. Эти сведения касались соматических последствий стресса (в частности, наличия острых и хронических заболеваний), поведенческих последствий (использования неадаптивных стратегий совладания) и психологических последствий (наличия вызванных стрессом личностных деформаций).

Обследование проводилось в тесном взаимодействии с Кадровым департаментом МВД РФ. Сброшюрованные опросные листы рассылались по региональным управлениям МВД РФ,

Таблица 1

Состав психодиагностического комплекса для выявления характера когнитивных оценок

Черта Состояние

Оценка ситуации 1. Тревога Опросник State-Trait Anxiety Inventory, STAXI (Spielbereger, 1972)

2. Депрессия Опросник State-Trait Depression Inventory, STDI (Spielberger, 1988)

3.Гнев Опросник State-Trait Anger Inventory, STAI (Spielberger, 1988)

Оценка ресурсов Функциональные ресурсы Опросник «Хроническое утомление» (Леонова, 1984) Опросник «Шкала состоний» (Леонова, 1984)

где опрос проводился под наблюдением представителей локальных кадровых служб. Перед проведением опроса участники информировались о том, что собранные сведения не будут иметь каких-либо последствий для их профессиональной деятельности. Заполненные опросные брошюры централизованно пересылались в Кадровый департамент МВД, откуда поступали к авторам для дальнейшей обработки.

Результаты. Всего было обследовано 533 человека, 431 мужчин и 86 женщин, сотрудники МВД различных профессий и должностей из 6 регионов России. Средний возраст обследованных составил 31 год (SD = 6,7). Средний стаж трудовой деятельности составил 10,9 лет ^ = 6,8). 16,1% обследованных имеют среднее образование, 34,1% - среднее специальное, 9,2% - незаконченное высшее, 40,6% - высшее образование. В целом выборку можно считать достаточно гетерогенной по основным социально-демографическим параметрам, за исключением характерного для данного профессионального контингента преобладания доли мужчин.

Источники стресса и его последствия. Для представителей рассмотренной выборки сотрудников МВД характерно наличие широкого спектра как профессиональных, так и личных стрессоров. Из профессиональных стрессоров наиболее часто встречается стрессор наличия инноваций в организации (11,6% всех наблюдений), относительно часто встречаются также повышение по службе (10,7%), финансовые трудности в организации (10,5%) и смена работы (9%). Значительно реже фиксируются следующие стрессоры:

тяжелый конфликт на рабочем месте (3,2%) и серьезная профессиональная неудача (1,3%). Потеря работы не была зафиксирована ни у одного из опрошенных. Из личных стрессоров наиболее часто встречается стрессор переезд (10,7%), реже - рождение ребенка (6,2%) и свадьба (5,3%), а совсем редко - тяжелый конфликт в семье (3,2%), развод (3,2%), тяжелая болезнь или несчастный случай (1,7%) и смерть близкого человека (4,5%).

Невысокая в целом доля встречаемости отдельных видов стрессоров делает их дифференцированный анализ неоправданным. В этой связи в дальнейшем будут анализироваться общее число стрессоров разных типов. Примерно у половины обследованных (46%) не наблюдалось ни одного стрессора, 35,2% обследованных сообщили о наличии одного стрессора, 15,4% обследованных сообщили о наличии двух стрессоров, 2,4% обследованных сообщили о наличии трех, а 0,8% испытуемых - о наличии четырех стрессоров. Далее данные обследованных с двумя, тремя и четырьмя стрессорами будут рассматриваться совместно.

Косвенные свидетельства соматических последствий стресса встречаются в обследованной выборке не очень часто - не более чем в четверти всех наблюдений. 18,8% обследованных сообщают о наличии у них хронических заболеваний. Для общего количества хронических заболеваний характерно следующее распределение частот: 1 заболевание - 17,7%, 2 заболевания - 4%, 3 заболевания - 0,4%, 4 заболевания - 0,2%. 6,2% обследованных перенесли острое заболевание в течение 6 месяцев, предшествовавших обсле-

дованию. 25% обследованных обращались в течение этого периода времени за врачебной помощью.

Данные об использовании неадекватных поведенческих стратегий (употребление алкоголя и курение) представляются наиболее сложными для анализа, в силу большой значимости этих вопросов для испытуемых. 55,5% обследованных курят, 84,8% сообщили об употреблении алкоголя. Более информативными представляются данные об интенсивности использования данных стратегий. 7,9% обследованных выкуривают до двух сигарет в день, 24,8% - до 10 сигарет, 19,6% - до 20 сигарет, 3,2% - более 20 сигарет в день. 59,2% испытуемых употребляют алкоголь изредка, 21,1% - не чаще 1 раза в неделю, 5,1% - 2-3 раза в неделю.

Как уже отмечалось, данные по вызванным стрессом личностным деформациям собирались только для части обследованных (N=347). Выборочные средние показателей вызванных стрессом личностных деформаций (типа А поведения и компонентов психологического выгорания - эмоционального истощения, деперсонализации и редукции достижений) ниже нормативных, за исключением среднего показателя редукции достижений (М=56,7), которое, однако, лежит в пределах одного стандартного отклонения от нормативного. Частота встречаемости повышенного по сравнению с нормой уровня типа А поведения составляет 12,6%, эмоционального истощения - 15,2%, деперсонализации - 18,9%, а редукции достижений - 37,8%.

Опосредующие переменные. Центральное место в когнитивно-тран-

зактных моделях стресса отводится переменным, опосредующим гипотетические связи между наличием стрессоров и негативными проявлениями дистресса. Именно эти переменные определяют, как именно возникающее жизненное затруднение повлияет на соматическое и психологическое благополучие человека. Теоретический анализ позволяет предположить, что наиболее действенными опосредующими переменными являются показатели процессов когнитивных оценок, порождаемых в ходе анализа человеком самой затруднительной ситуации и своих возможностей по её преодолению. Основной задачей настоящего исследования является сопоставление действенности когнитивных оценок и двух демографических переменных - пола и возраста. Как пол, так и возраст является переменной, которая обладает значительным потенциалом по изменению зависимости между интенсивностью стрессоров и выраженностью неблагоприятных последствий стресса. Несомненно, что выявление наиболее значимых опосредующих переменных в стрессовой транзакции имеет большое значение для последующей профилактической и коррекционной работы. Для анализа использовались данные по всем трем типам негативных проявлений стресса - соматическим, поведенческим и психологическим.

На соматическом уровне особенный интерес предоставляют данные по наличию/отсутствию хронических заболеваний. Действительно, классические исследования связи «стресс-болезнь» (Holmes & Rahe, 1967) ориентировались на анализ острых заболеваний, так как возникновение хронических за-

болеваний подчинено, помимо стресс-факторов, действию множества других причин, прежде всего факторов образа жизни и генетических факторов. Так как даже для острых заболеваний связь «стресс-болезнь» не является очень выраженной (типичное г = 0,2..0,4), то для хронических заболеваний эта связь будет еще менее выраженной. Представляется, что обнаружение опосредующего эффекта рассматриваемых в данной работе переменных на примере такой слабой зависимости будет иметь большее теоретическое значение, чем обнаружение того же эффекта на примере более сильных зависимостей.

Использовался метод дисперсионного анализа с двумя факторами. Первым, постоянным фактором было общее число стрессоров, а вторым фактором была та опосредующая переменная, влияние которой изучалось. Зависимой переменной было общее количество хронических заболеваний, о которых сообщил обследуемый. В случае опосредующей переменной «пол», она одна оказала значимое влияние на зависимую переменную (F(1,508) = 19,2; р<0,001). Мужчины в среднем сообщали о меньшем количестве хронических заболеваний, чем женщины на различных уровнях интенсивности стресса. Все остальные эффекты оказались незначимыми (р>0,12). В частности, не была обнаружена зависимость между количеством стрессоров и общим числом хронических заболеваний, хотя значимость фактора «количество стрессоров» почти достигала пороговой (р = 0,125). Для опосредующей переменной «возраст» наблюдался такой же характер результатов. Фактор возраста оказал значимое влияние

на зависимую переменную (F(2,487) = 12,0; р<0,001), все остальные эффекты оказались незначимыми. Более молодые обследованные устойчиво сообщают о меньшем количестве хронических заболеваний, их количество монотонно растет с возрастом. В случае опосредующей переменной «когнитивные оценки» зависимость «стресс-болезнь» проявилась на высоком уровне значимости (^2,474) = 4,3; р<0,02), также значимым оказался эффект самой опосредующей переменной ^(2,474) = 18,0; р<0,001). Взаимодействие факторов оказалось незначимым (р>0,3). Таким образом, хотя с ростом интенсивности стресса количество хронических заболеваний увеличивается, у лиц с положительными оценками затруднительной ситуации и собственных ресурсов сов-ладания на каждом уровне интенсивности стресса их наблюдается меньше, чем у лиц с отрицательными оценками.

На поведенческом уровне интерес представляют данные об интенсивности использования неадекватных стратегий курения и употребления алкоголя. Как показали предыдущие исследования (Величковский, 2007), сам факт курения является плохим показателем интенсивности стресса - курение используется как лицами с высокой, так и лицами с низкой устойчивостью к стрессу. В настоящем исследовании эти данные в целом подтвердились. Было обнаружено значимое влияние опосредующей переменной «пол» ^(1,507) = 40,1; р<0,001), причем мужчины курят более интенсивно, чем женщины. Для опосредующей переменной «возраст» не было обнаружено значимых эффектов (все р>0,4). Для опосредующей переменной «когнитивные оценки» вся

модель оказалась незначимой (р>0,27). Таким образом, для этих опосредующих переменных наблюдается отсутствие сколь-нибудь выраженных различий в интенсивности курения на различных уровнях выраженности стресса.

Для интенсивности употребления алкоголя наблюдается более противоречивая картина. В случае опосредующей переменной «пол» обнаруживается её значимое влияние (F(1,505) = 11,2; р<0,001) - для мужчин характерно более интенсивное употребление алкоголя независимо от уровня переживаемого стресса; все остальные эффекты оказались незначимыми (все р>0,24). В случае опосредующей переменной «возраст» проявился эффект общего числа стрессоров ^(2,485) = 5,1; р<0,01), однако влияние собственно возраста и его взаимодействия с числом стрессоров оказались незначимыми (все р>0,33). В случае опосредующей переменной «когнитивные оценки» все эффекты оказались значимыми. Помимо проявления общей возрастающей зависимости между интенсивностью стресса и интенсивностью употребления алкоголя ^(2,472) = 6,0; р<0,005), особенный интерес представляет анализ взаимодействия факторов (44,472) = 2,0; р<0,095, значимо на уровне тенденции). У лиц с отрицательными когнитивными оценками интенсивность употребления алкоголя растет с ростом числа стрессоров, а у лиц с нейтральными когнитивными оценками она снижается. Однако у лиц с выражено положительными оценками ситуации и ресурсов интенсивность употребления алкоголя меняет первоначально снижающийся тренд и резко увеличивается при достижение макси-

мального числа испытываемых стрессоров.

На уровне психологических нарушений две типичные личностные деформации, вызываемые стрессом - тип А поведения и синдром психологического выгорания были рассмотрены в качестве зависимых переменных. При рассмотрении типа А поведения для двух опосредующих переменных - пола и возраста - не было обнаружено никаких значимых эффектов (все р>0,2), помимо значимого на уровне тенденции влияния общего числа стрессоров (42,322) = 2,6; р=0,075) в случае опосредующей переменной пола. Для опосредующей переменной «когнитивные оценки» был обнаружен её значимый эффект (42,298) = 16,2; р<0,001). Лица с положительными когнитивными оценками ситуаций и ресурсов совла-дания в меньшей степени подвержены личностной деформации «тип А поведения», что проявляется на всех уровнях переживаемого стресса.

Для зависимой переменной «эмоциональное истощение» и опосредующей переменной «пол» были обнаружены значимые эффекты самой опосредующей переменной ^(1,316) = 9,2; р<0,005) и общего числа стрессоров (42,316) = 3,6; р<0,05). Эмоциональное истощение увеличивается с ростом переживаемого стресса, при этом женщины подвержены эмоциональному истощению в большей степени, нежели мужчины. Взаимодействие факторов оказалось незначимым (р>0,85). Для опосредующей переменной «возраст» не было обнаружено значимых эффектов (все р>0,18; только сама опосредующая переменная оказала влияние, значимое на уровне

тенденции - р = 0,096). Для опосредующей переменной «когнитивные оценки» был обнаружен её эффект ^(2,293) = 143,5; р<0,001), а также эффект взаимодействия ^(4,293) = 2,9; р<0,05). Лица с положительными когнитивными оценками в среднем в меньшей степени подвержены эмоциональному истощению, кроме того, у лиц с отрицательными когнитивными оценками зависимость эмоционального истощения от количества переживаемых стрессоров выражено гораздо сильнее, чем у лиц с положительными когнитивными оценками. Собственно эффект общего числа стрессоров оказался незначимым (р>0,11). Графически результаты анализа для зависимой переменной эмоционального истощения и опосре-

дующей переменной когнитивных оценок представлены на рисунке 1.

Для зависимой переменной «деперсонализация» и опосредующей переменной «пол» единственным обнаруженным эффектом оказалось влияние общего числа стрессоров ^(2,320) = 3,8; р<0,05; все остальные р>0,48). Для опосредующей переменной «возраст» не было обнаружено ни одного значимого эффекта (все р>0,34). Для опосредующей переменной «когнитивные оценки» был обнаружен значимый на уровне тенденции эффект общего числа стрессоров ^2,298) = 2,5; р=0,85), а также значимый эффект самой опосредующей переменной ^(2,298) = 24,5; р<0,001). Лица с положительными когнитивными оценками в значимо мень-

Рис. 1. Зависимость уровня эмоционального истощения от общего количества стрессоров и типа когнитивных оценок.

шей степени подвержены деперсонализации, чем лица с отрицательными когнитивными оценками. Влияние взаимодействия факторов оказалось незначимым (р>0,7).

Для зависимой переменной «редукция достижений» и опосредующей переменной «пол», равно как и для опосредующей переменной «возраст» не было обнаружено ни одного значимого эффекта (все р>0,15). Для опосредующей переменной «когнитивные оценки» был обнаружен значимый эффект самой опосредующей переменной ^(2,297) = 40,9; р<0,001). Лица с положительными когнитивными оценками в значимо меньшей степени подвержены редукции собственных достижений, чем лица с отрицательными когнитивными оценками. Все остальные эффекты оказались незначимыми (все р>0,2).

Обсуждение. В сжатом виде результаты проведенного выше анализа эффектов демографических и когнитивных опосредующих переменных приведены в таблице 2. Из таблицы видно, что влияние переменной «пол» обнаруживается чуть более чем в половине случаев. При этом эффекты этой переменной являются значимыми для соматических и поведенческих последствий стресса, и практически не встречаются при анализе негативных последствий стресса на психологическом уровне. Как представляется, такая зависимость значимости эффекта пола от уровня анализа негативных проявлений стресса не является случайной. Пол является одной из наиболее типичных организмических переменных, и в рамках функционирования сложной системы регуляции деятельности человека в сложных условиях влияние этой пере-

менной ограничено именно уровнем ор-ганизменных реакций (таких, как долговременные соматические нарушения). Проявление влияния пола на уровне поведенческих стратегий может быть связано с тем, что именно употребление психоактивных веществ (табака и алкоголя) напрямую воздействует на соматический уровень регуляции. Из всех рассмотренных психологических показателей влияние пола обнаруживается только для показателя эмоционального истощения - наиболее «физиологически нагруженного» компонента синдрома психического выгорания.

Аналогичный анализ может быть проведен для опосредующей переменной «возраст». Возраст также является типичной организменной переменной, его влияние на общее количество хронических заболеваний представляется очевидным. Нами было установлено отсутствие влияния возраста на уровне поведенческих реакций. Таким образом, одновременное влияние переменной пол на соматический и поведенческий уровень представляется скорее исключительным явлением. Как и в случае переменной «пол», на психологическом уровне переменная «возраст» проявляется (на уровне тенденции) только для показателя эмоционального истощения. При этом повышенный уровень эмоционального истощения именно характерен именно для лиц среднего и пожилого возраста, что свидетельствует о связи этого психологического показателя с общим уровнем физиологического истощения организма.

Опосредующая переменная когнитивных оценок обнаруживает действие практически для всех показателей негативных проявлений стресса.

Таблица 2

Значимость эффектов опосредующих переменных в зависимости от изучаемого уровня негативных проявлений стресса («+» - значимый эффект, «-» - эффект отсутствует)

Зависимая переменная Фактор

Пол Возраст Когнитивные оценки

Хронические болезни + + +

Интенсивность курения + - -

Интенсивность употребления алкоголя + - ±*

Тип А поведения - - +

Эмоциональное истощение + ±** +

Деперсонализация - - +

Редукция достижений - - +

*Направление эффекта неоднозначно. "Эффект значим на уровне тенденции.

Единственное исключение составляет показатель интенсивности курения, что может частично объясняться значительной подверженностью этого показателя действию лежащих «вне индивида» социо-культурных факторов. Например, курение рассматривается как менее опасная, чем употребление алкоголя, форма преодоления стресса и в значительно меньшей степени порицается социально. В силу этого данные по показателю интенсивности курения следует интерпретировать с большой осторожностью.

Для показателя употребления алкоголя нами были получены противоречивые результаты, не позволяющие сделать однозначных выводов. Для лиц с положительно-нейтральными уровнем когнитивных оценок интенсивность употребления алкоголя монотонно снижается с ростом числа переживаемых стрессоров, однако для лиц с выражено положительным уровнем когнитивных оценок интенсивность употребления

алкоголя сначала снижается, а затем возрастает. В целом однако, эти результаты частично свидетельствуют о влиянии переменной когнитивных оценок и на поведенческом уровне неблагоприятных последствий стресса.

Характерной особенностью опосре-дующейпеременнойкогнитивныхоценок является наличие значимых эффектов этой переменной для всех рассмотренных нами психологических показателей негативных проявлений стресса. Отметим еще раз, что организменные, демографические опосредующие переменные практически не проявляются на этом уровне. Психологический уровень негативных проявлений стресса может быть отождествлен с уровнем личности рамках системы целостной индивидуальности, и доминирование в этом случае эффектов когнитивных оценок также не является случайным.

Таким образом, из полученных данных следуют два вывода, имеющих теоретическое и прикладное значение.

Во-первых, они могут рассматриваться как подтверждение представлений о способности человека успешно преодолевать затруднительные ситуации (стрессоустойчивости) как о системном свойстве, охватывающем всю иерархию уровней индивидуальной организации (Величковский и Марьин, 2007; Фир-сов, 1996). Влияние с вышележащих уровней, таких как уровень личности, распространяясь по всей системе «сверху-вниз», обеспечивают возможность гибкой компенсации возникающих в ходе преодоление затруднения нарушений функционирования за счет активизации и перераспределения ресурсов. С другой стороны, неоптимальная организация системы регуляции деятельности в сложных условиях и, прежде всего, негативные личностные установки обладают значительным деструктивным потенциалом и могут осложнить преодоление даже несложных затруднений в относительно простых условиях.

Во-вторых, проведенный анализ позволяет подтвердить предположение о ключевой роли процессов когнитивной оценки затруднительной ситуации и собственных ресурсов человека по её преодолению в опосредовании стрессовых взаимодействий человека и среды. Именно такое предположение делается в доминирующих в настоящее время когнитивно-транзактных моделях стресса. Сложные оценочные процессы во многом определяют, успешно или неуспешно будет развиваться стрессовая реакция. Оценочные процессы имеют не только кратковременный эффект, но и приводят к формированию устойчивых поведенческих стереотипов, что, в свою очередь, определяет характер накопления эффек-

тов дистресса в жизненной перспективе. Таким образом, наличие устойчивой тенденции оценивать затруднительную ситуацию как принципиально преодолимую, а собственные ресурсы преодоления затруднений - как достаточные, позволяет добиться высокого уровня надежности деятельности в сложных профессиональных условиях при сохранении высокой эффективности преодоления возникающих сложностей. Представленные на рис. 1 результаты являются наглядным примером того, что высокий уровень положительных когнитивных оценок обладает потенциалом полностью нейтрализовать негативный эффект, который стресс-факторы оказывают на психологическое и соматическое благополучие человека.

Как показало проведенное исследование, базовые демографические характеристики играют относительно подчиненную роль по сравнению с переменной когнитивных оценок. Демографические переменные находятся на периферии стрессового процесса и оказывают на исход адаптации к стрессу сложноопосредованное влияние. Их влияние, безусловно, должно учитываться при истинно комплексном анализе протекания стрессовых реакций у представителей напряженных видов труда, например, у сотрудников правоохранительных органов. Однако при решении вопросов профессионального отбора, а также профилактики и коррекции стрессовых расстройств основное внимание должно уделяться трем центральным для стрессовой транзакции группам переменных - собственно стрессорам, центральным опосредующим переменным (когнитивным оценкам) и последствиям стресса.

Литература

1. Бодров В. А. Психологический стресс: Развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

2. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу / Автореферат дис. ... канд. психол. н. М.: ИПРАН, 2007.

3. Величковский Б. Б., Марьин М. И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние - устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. №2. С. 34-46.

4. Изард К. Е. Психология эмоций / Пер с англ. СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 368 с.

6. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

7. Медведев В. И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 3. С. 362-347.

8. Фирсов К. В. Психическая надежность летного состава. / Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1996.

9. Endler N. S. Stress, anxiety, coping: The multidimensional interaction model // Canadian Psychology. 1997. V. 38. P. 136-153.

10. HobfollS. E. Theinfluence ofculture,community, and the nested-self in the stress process: Advancing Conservation of Resources Theory // Applied Psychology. 2001. V. 50. P. 337-421.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Holmes T. H., Rahe R. H. The Social Re-adjustmentRating Scale// Journal ofPsychosomatic Research. 1967. V. 11. P. 213-218.

12. Lazarus R. S. Theory-based stress measurement // Psychological Inquiry. 1990. V. 1. P. 3-13.

13. Lazarus R. S. Progress on a cognitive-motivational-relational theory of emotion // American Psychologist. 1991. V. 46. P. 819-834.

14. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European Journal of Personality. 1987. V. 1. P. 141-169.

15. Scherer K. R. On the nature and function of emotion: a component process approach // Approaches to emotion / Scherer K. R., Ekman P. (Eds.). - Hillsday, NJ: Erlbaum, 1984. P. 293-318.

16. Spielberger C. D. Anxiety as an emotional state. // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1 / Spielberger C. D. (Ed.). - N.-Y.: Academic Press, 1972. P. 23-49.

17. Spielberger C. D. State-trait anger expression inventory: professional manual. Revised research edition. Odessa, FL: PAR, 1988.

на которые проводится обучение в пограничных институтах России

Материалы и методы исследования

С целью определения профессионально важных качеств специалистов, подготовка которых производится в пограничных институтах России было проведено исследование, направленное на изучение качеств, влияющих на успешность профессиональной деятельности. Экспертам, из числа ведущих преподавателей, заместителей и начальников выпускающих кафедр, была предложена специально разработанная (С. Е. Поддубный, М. И. Серый,

С. Е. Поддубный

К. В. Сугоняев,) профессиографическая анкета, содержащая перечень из 64 профессиональных качеств. Степень значимости указанных качеств для успешного выполнения профессиональной деятельности оценивалась по следующей 5 балльной шкале:

1 балл - качество играет отрицательную роль в профессиональной деятельности, оно мешает в работе, препятствует достижению успеха (крайне нежелательное качество);

2 балла - качество незначимо для

0187000130310131013132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.