Научная статья на тему 'Психологический смысл длительности'

Психологический смысл длительности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический смысл длительности»

терапевтическая и исследовательская практика. И то, и другое существенно уже заявленного названия. Приблизительно так же обстоит дело и с нашим подходом.

Мы исходим из того, что понимание истоков и каналов аттрактивности является очень важным делом для ориентации в мире научного дискурса. Именно образ книги, теории, концепта вызывает интерес к нему в профессиональном сообществе и за его пределами. Соображения привлекательности играют очень серьезную роль в том, какие дискурсы захватывают пространство семиосферы, а какие - нет. Аттрактивность влияет на ориентацию в текстовом разнообразии, предопределяет выбор. Эти аспекты аттрактив-анализа станут предметом отдельны исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сосланд А.И. Способы обеспечения привлекательности философского и психологического дискурса // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского. М.: РГГУ, 2003, с.309-317.

2. Сосланд А.И. Ключ к Хайдеггеру // Московский психотерапевтический журнал, №2 (37), 2003б, с.64-88.

3. Сосланд А.И. Бытие и пространство // 2-я Всероссийская научно-практи-ческая конференция по экзистенциальной психологии (Звенигород, 2-5 мая 2004 г.), М.: 2004, с.120-125.

4. Сосланд А.И. Глубокое и высокое // Экзистенциальная традиция, № 1 (4), 2004б, с.128-143.

5. Барт Р. Избранные работы: Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1994.

6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - К.: «ИСА», 1995.

7. Фуко М. Воля к истине. Пер. с франц. - М.: Касталь, 1996.

Стрелков Ю.К. (Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Понятие длительности - центральное среди терминов, характеризующих временную форму. Время становится мощной опорой психологических разработок в теории и практике. Быть может оно позволит иначе взглянуть на психологию? По крайней мере, акценты изменились, «феноменологическая психология» открывает новые горизонты видения каждого из этих ключевых психологических понятий (сознание, деятельность, личность, действие, ситуация, образ мира, отношение к другому человеку), формирует линии прикладных работ.

Длительность - это не просто число - мера движения. Качественное рассмотрение длительности показывает, что она объединяет в себе целый ряд процессов - переживание, действие субъекта, совершаемое посредством движений, процессы в окружающем мире и в организме человека.

Длительность и временной синтез. Определение чистой длительности по А. Бергсону указывает на взаимопроникновение наличного и предшествующих со -стояний сознаний, на их общность, без различения.

«Чистая длительность есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между наличными состояниями сознания и теми, что им предшествовали. Для этого оно не должно всецело погружаться в испытываемое ощущение или идею, ибо тогда оно перестало бы длиться. Но оно также не должно забывать предшествовавших состояний: достаточно, чтобы, вспоминая эти состояния, оно не по-

мещало их рядом с наличным состоянием, наподобие точек в пространстве, но организовывало бы их, как бывает тогда, когда мы вспоминаем ноты какой-либо мелодии, как бы слившиеся вместе. Разве нельзя сказать, что хотя эти ноты следуют друг за другом, мы все же воспринимаем их одни в других и вместе они напоминают живое существо, различные части которого взаимопроникают в силу самой их общности? Итак, можно постичь последовательность без различения; ее можно понять как взаимопроникновение, общность, как внутреннюю организацию элементов, каждый из которых представляет отдельное целое и отделяется из него только актом мышления, способного абстрагировать» [1].

Это и есть временной синтез [2]. Но сама длительность обозначена Бергсоном особо - как последовательность и задана предикатами «нашего Я» - «просто живет», «не погружается», «не помещает рядом». Сознание с давних пор характеризуется длительностью (свойства потока сознания - Джемс, длительность как объективная характеристика ощущения, внимания - Вундт). Временной синтез (настоящее, прошлое будущее) - важнейшая из образующих в структуре сознания, его представляют пространственной моделью и обозначают «горизонт настоящего». Длительность не сводится к временному синтезу, она выражает его динамику: словно трехъярусный плот переменной толщины и площади несется по порожистой реке. Динамика изменений характеристик плота связана со сложностью участка, но не определяется ею полностью. Продуктом синтезирующей работы сознания является временной объект, который построен на длительности, поддерживаемой памятью: ретенция и протенция [3]. Не менее важны ожидание, внимание и восприятие.

М. Хайдеггер приводит определение: «время есть нечто, исчисляемое в движении, поскольку я вижу движущееся в горизонте от чего-то к чему-то», и « .. .в движении, с которым встречаемся, когда принимаем во внимание «до» и «после» в горизонте более раннего и более позднего», которое дополняет положениями: 1) об экстатично-горизонтном устройстве времени; 2) о единстве трех составляющих временности - одержание, настояние, ожидание, которые относятся соответственно к прошлому, настоящему, будущему; 3) о ключевом значении будущего; 4) о четы-рехмерности времени; 5) о структурных составляющих темпоральности: значимость, приуроченность, продолжительность, публичность.

Мы понимаем время как сложную характеристику процесса, которая дается с помощью таких терминов, как срок, длительность, ритм, временной синтез (единство настоящего прошлого и будущего), синхронизация, одновременность, упорядочение, последовательность, событие и множества других: темп, момент, начало, конец, процесс, изменение, движение, неподвижность, цикл, период, эпоха, повторение, различие и т.п.

В процессе исполнения длительность неотделима от ожидания конца, результата деятельности - переживания текущего процесса, устремленного в будущее. Два временных термина - конец и начало, которые объединяет длительность, сохраняются в памяти субъекта, пока он выполняет действие.

Субъект может понимать процесс, его идею, смысл, гармонию и на этой основе предвидеть его завершение. Эмоциональное переживание, связанное с исполнением, может ослабить или даже свести на нет ожидание конца. Но общая временная структура процесса, характер и позиции отдельных моментов позволяют реконструировать процесс и вновь продлить его представление в будущее. Для этого субъект должен приложить усилия.

В совместной деятельности обсуждение, поиск оптимального пути к результату объединяет и изменяет переживания и ожидания людей. Единство и разногласие, конфликт и безразличие - групповые факторы, которые не могут не повлиять на переживания, мысли воспоминания, ожидания, выполнения - формы дли-

тельности. Важно схватить психологическое содержание временного объекта, пока он не закончился, не перестал длиться.

Время позволяет сопоставить различные процессы в жизни и деятельности человека с окружающим миром (людьми, событиями, предметами и процессами) и говорить об их множестве, позволяет понять, как возможна синхронизация, как схватываются и удерживаются длящиеся объекты.

Субъект может влиять на длительность - удерживать ее в заданных рамках, задержать, ускорить, прервать выполнение задачи. Временная задача, связанная с длительностью, формулируется в любой сознательной жизнедеятельности.

Срок, обозначенный финал, представлен в настоящем - становится фактором, определяющим переживание и исполнение длительности. Срок приближается,

и, если поддерживается действиями субъекта, сохраняет смысл - продолжает оставаться включенным в систему жизненных связей. Содержание будущего - не только событие, которое связано со сроком, но и промежуток (остаток длительности) до срока. Он может быть оценен делами, которые должны быть одно за другим выполнены до срока. Дела положены на календарь, соотнесены с часами суток.

Длительность - переживание процесса, его тягучести, течения. Это переживание первично, его следует искать в ожидании, воспоминании, восприятии, внимании. Это чувство вызывается, оживляется рассказом другого, который обогащает исходную структуру. Теперь уже в нее входят впечатления, воспоминания, мысли, организованные посредством языка.

Длительность выступает как переход - преодоление трудностей, сопротивления среды, материала, инерции инструмента и собственного двигательного аппарата, наконец, собственной лени. В понятие длительности, которое формируется у субъекта, входят знания трудностей и приемов их преодоления, воспоминания о преодолении, об ожидании завершения процесса. Знание процесса, процедуры дает знание длительности, дает возможность оценить длительность до исполнения или после, по памяти. Временная последовательность действий субъекта наполняет длительность, является ее тканью.

Процесс, наблюдаемый субъектом, предстает как последовательность изменений, которые не зависят от его действий. Чтобы понять смысл такого процесса и прогнозировать его, субъект должен определить качество, состав, пространство, изменений, понять, что означают промежутки между изменениями - каковы ритмы, насколько они устойчивы, каковы тенденции изменений.

Переживание длительности возникает из усилия, которое прикладывает субъект, чтобы преодолеть сопротивление материала, обстоятельств, тела, людей, вещей и т.д. Преодоление может быть разложено на качественно разные составляющие в зависимости от того, что именно мешает движению субъекта. Чувство сливается со знанием стратегий преодоления, путей и приемов, вербальных и телес -ных усилий, которые требуются для преодоления.

Длительность позволяет увидеть детали процесса и найти способ их связывания. Применяя такое мощное средство необходимо постараться не утратить психологической специфики. Если процессы развертываются очень быстро, не поддаются наблюдению со стороны и самонаблюдению, следует определить процедуры их формирования. Об элементах таких процессов судят по продукту. Мы стараемся найти место для переживаний, образов, сознания и когнитивных процессов, ищем указаний на участие речи, описываем характер образов (яркие, четкие стирающиеся, увядающие). Длительность выявляет особый тип связности между элементами процессами - временную. Ее необходимо сопоставлять со смыслом процесса, который становится ясным, только если дождаться финала действия. Здесь важно знать и об установке субъекта, его потребностях мотивах, ценностях, о той внутренней работе,

которую совершает субъект.

Не имея возможности развернуть утверждения, кратко подведем итоги.

Длительность фокусирует организующую, упорядочивающую функцию временной формы. Длительность раскрывается как синхронизация, срок и ритм.

Исполнение длительности получило воплощение в особой методике (воспроизведение длительности по образцу - Б.И. Цуканов [9]). Длительность действий, операций определяется технологическим процессом, в который включен человек. Выдерживание длительности основано на волевом процессе.

Иррациональный аспект длительности - переживание. Здесь длительность выражает меру вовлеченности человека в процесс: от полной, когда он является подлинным творцом, хозяином, субъектом, когда он озабочен лишь тем, достаточно ли ему времени, чтобы выполнить намеченное, до минимальной, при его нейтральной, или пассивной позиции, когда ему нужно выждать, или даже страдательной, когда необходимо выдержать, вынести длительность как испытание. Переживание длительности связано с разнообразием обстоятельств, в которых пребывает субъект [4]. Крайнее разнообразие утомляет, однообразие вызывает скуку.

Длительность представлена во временном знании и структурах опыта субъекта. Сохранить и накопить знание о длительности можно через характеристику деятельности (ритм, темп и т.д.), через ориентиры в деятельности и сопутствующих процессах, опираясь на память об эмоциональных переживаниях и, особенно, об утомлении, которое связано с процессом. Ожидание, движения, изменения (ожидание длительности) и воспоминание о длительности не могут оставаться «чистыми» - к ним всегда примешиваются впечатления и переживание происходящего кругом. Принципиальное отличие и преимущество той позиции, которую мы здесь представляем - переживание длительности задает психологическое настоящее. Оно не сводится только к представленности процесса субъекту. Тема «Ожидание и длительность» плавно переходит в «Длительность ожидания», которая привычно ассо -циируется с тревогой, страхом.

Длительность характеризует динамику внимания. Изобретательность психологов в создании процедур ее измерения не знает предела [5].

Длительность представлена во временном знании и структурах опыта субъекта вербальным и числовым описанием процесса, указаниями темпа, ритма сроков и временной структуры. Длительность предполагает способность субъекта выполнить действия - владение пространственными и временными схемами.

Временная связность образа мира обозначается как длительность, как своеобразное не пространственное, а временное расширение образа ситуации. Длительность - это переход между локальным и глобальным во временной структуре образа мира.

Длительность - резерв личности. Жизненные задачи человека приурочены к определенным событиям. Сроки их наступления входят в мотивационную структуру личности. Важность, «означенность» события - свойство темпоральности [6; 7], а длительность выступает как мера отдаленности срока. Напряжение возникает, когда срок приближается, а подготовка к событию еще не завершена. Потенциал личности - способность выполнить большой объем работы за оставшийся промежуток. Длительность становится мерой личностного потенциала. Динамика напряжений должна быть представлена в мотивационной структуре и мотивационных линиях, определяемых сроками. Потребность определяется из будущего: длительностью до срока, момента, когда она будет удовлетворена. Задержка потребности превращается в испытание, а длительность - становится его мерой [8].

Длительность является важной характеристикой социальной ситуации. В отношениях между людьми она служит мерой понимания («Я и другой»), мерой

установления отношений - согласия или разлада. Без участия Другого субъект не сможет понять смысл важнейшего события жизни. Переживание длительности может стать невыносимым при внезапном разрыве с близким человеком. При потере -длительность и сила - две главные характеристики страдания, их динамика становится важным критерием в процессе реабилитации.

В разнообразии форм разработки психология оперирует широким спектром значений термина «длительность»: в психофизиологии, информационно-процессуальных подходах, на уровне «функциональных органов», длительность - мера процесса, аналогичная той, что применяется естественных науках, иное дело в психоанализе и психологии горя, вообще в тех областях, где фигурирует субъект деятельности, личность, социальная группа. Определяющим является то, насколько ход процесса зависит от сознательной работы субъекта. Возможно, рассмотрение понятия длительности прольет свет на проблему гуманитарного подхода в психологии, позволит увидеть границу применения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч. Т.1, 1992.

2. ДелезЖ. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998, с.95-125.

3. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: 1994.

4. Истомина О.А. Пространство и время в образе мира моряка в длительном рей-

се флота: Дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.

5. Серкин В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во СМУ, 2005.

6. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1998.

7. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб, 2001.

8. Енькова Л.П. Представление о времени жизни у судоводителей морского фло-

та: Дисс ... канд. психол. наук. М., 2002.

9. Цуканов Б.И. Время в психике человека. Одесса: Астропринт, 2000.

Тульчинский Г.Л. (Санкт-Петербург)

ГУМАНИТАРНОСТЬ ПРОТИВ ГУМАНИЗМА?

Что такое гуманитарность сегодня? Что определяет ее содержание, направленность? Основывается ли она на идее гуманизма? Или наоборот - дает ей новые импульсы?

Содержание гуманитарности

Насколько вообще совместимы понятия гуманитарности и знания? Неспроста ведь в английском языке отсутствует понятие «гуманитарные науки». Вместо него используется понятие humanities - широкая сфера проявлений человеческого духовного опыта. Результатам этой деятельности характерны уникальность, неповторимо личностный характер, оценочность, эмоциональная окрашенность. В этом случае можно говорить не столько о знании и познании, сколько о смыслопорожде-нии и осмыслении (понимании). Этой сфере, с ее смысловой неоднозначностью, противостоит наука, science, под которой понимается деятельность, связанная с получением знания в результате расчета и эксперимента, т.е. преимущественно - естествознание и математизированные науки.

В содержании гуманитарности можно проследить несколько слоев (уровней), с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.