Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕТЕКЦИИ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕТЕКЦИИ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕТЕКЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина В.В., Минуллина А.Ф., Ахметзянова А.И., Коробьина Ю.О.

Актуальность научной проблемы исследования определяется необходимостью изучения психологических характеристик, способствующих позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте и построения модели детекции прогностической способности для дошкольников с РАС как адаптационного ресурса, способствующего их позитивной социализации. Выяснено, что прогнозирование активно влияет на успешную социализацию в обществе и адаптацию к новым условиям, что так необходимо детям дошкольного возраста с РАС.В реализации проекта выявления, коррекции, развития прогностических способностей задействованы 50 дошкольников с РАС из 8 детских садов г. Казани. В ходе первичного наблюдения фиксировали триаду симптомов: нарушение коммуникации, социализации, наличие стереотипии. Взаимодействие характеризуется нарушением мотивации (70%), отсутствием сотрудничества и трудностями социально-ответной реакции (90%). В формировании социализации личности заметно нарушение механизмов адаптации (90%), эгоцентризм (80%), нарушения эмоциональной и волевой сфер (90%). Наличие стереотипных движений обнаружено у 100% дошкольников с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васина В.В., Минуллина А.Ф., Ахметзянова А.И., Коробьина Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE DETECTION OF PREDICTIVE ABILITIES OF PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The relevance of the research problem is determined by the necessity to study the psychological characteristics that contribute to the positive socialization of children with autism spectrum disorders (ASD) in preschool age and to build a model of prediction ability detection for preschool children with ASD as an adaptive resource that contributes to their positive socialization. It was established that prediction actively influences successful socialization in society and adaptation to new conditions, which is so vital for preschool children with ASD.50 preschoolers with ASD from 8 kindergartens in Kazan were involved in the project of identification, correction, development of predictive abilities. During primary observation a triad of symptoms was registered: impaired communication, socialization, the presence of stereotypes. Interaction is characterized by impaired motivation (70%), lack of cooperation and difficulties in socially appropriate response (90%). In the formation of socialization of the personality, impairment of adaptation mechanisms (90%), egocentrism (80%), disorders of the emotional and volitional spheres (90%) are noticeable. The presence of stereotypical movements was found in 100% of preschool children with ASD.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕТЕКЦИИ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ / CORRECTIONAL PSYCHOLOGY AND _DEFECTOLOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.128.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕТЕКЦИИ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Научная статья

Васина В.В.1 *, Минуллина А.Ф.2, Ахметзянова А.И.3, Коробьина Ю.О.4

1 ORCID : 0000-0003-4553-6442;

2 ORCID : 0000-0002-3129-6727;

3 ORCID : 0000-0002-4962-0011;

1 2' 3' 4 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (virash1[at]mail.ru)

Аннотация

Актуальность научной проблемы исследования определяется необходимостью изучения психологических характеристик, способствующих позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте и построения модели детекции прогностической способности для дошкольников с РАС как адаптационного ресурса, способствующего их позитивной социализации. Выяснено, что прогнозирование активно влияет на успешную социализацию в обществе и адаптацию к новым условиям, что так необходимо детям дошкольного возраста с РАС.

В реализации проекта выявления, коррекции, развития прогностических способностей задействованы 50 дошкольников с РАС из 8 детских садов г. Казани. В ходе первичного наблюдения фиксировали триаду симптомов: нарушение коммуникации, социализации, наличие стереотипии. Взаимодействие характеризуется нарушением мотивации (70%), отсутствием сотрудничества и трудностями социально-ответной реакции (90%). В формировании социализации личности заметно нарушение механизмов адаптации (90%), эгоцентризм (80%), нарушения эмоциональной и волевой сфер (90%). Наличие стереотипных движений обнаружено у 100% дошкольников с РАС.

Ключевые слова: психологический подход, детекция, диагностика, прогностические способности, дошкольники, расстройство аутистического спектра.

A PSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE DETECTION OF PREDICTIVE ABILITIES OF PRESCHOOLERS

WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Research article

Vasina V.V.1' *, Minullina A.F.2, Akhmetzyanova A.I.3, Korobina Y.O.4

1 ORCID : 0000-0003-4553-6442;

2 ORCID : 0000-0002-3129-6727;

3 ORCID : 0000-0002-4962-0011;

i, 2, 3, 4 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation

* Corresponding author (virash1[at]mail.ru)

Abstract

The relevance of the research problem is determined by the necessity to study the psychological characteristics that contribute to the positive socialization of children with autism spectrum disorders (ASD) in preschool age and to build a model of prediction ability detection for preschool children with ASD as an adaptive resource that contributes to their positive socialization. It was established that prediction actively influences successful socialization in society and adaptation to new conditions, which is so vital for preschool children with ASD.

50 preschoolers with ASD from 8 kindergartens in Kazan were involved in the project of identification, correction, development of predictive abilities. During primary observation a triad of symptoms was registered: impaired communication, socialization, the presence of stereotypes. Interaction is characterized by impaired motivation (70%), lack of cooperation and difficulties in socially appropriate response (90%). In the formation of socialization of the personality, impairment of adaptation mechanisms (90%), egocentrism (80%), disorders of the emotional and volitional spheres (90%) are noticeable. The presence of stereotypical movements was found in 100% of preschool children with ASD.

Keywords: psychological approach, detection, diagnosis, predictive abilities, preschoolers, autism spectrum disorder.

Введение

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях показано, что у детей с аутистическими нарушениями развития присутствует риск нарушения социализации [1], [5], [6], [7]. В число типичных особенностей трудностей социальных контактов входят патологические изменения детско-родительских отношений, непонимание других взрослых, сложности в построении контактов со сверстниками, несоблюдение норм социального «общежития» и др. В научной литературе накоплены данные о роли прогнозирования в успешности социализации как взрослых, так и детей [9], [10].

Психологи уделяют большое внимание важности вербального поведения в формировании поведения в целом, в особенности у детей на ранней стадии развития речи и общения [3]. Они включают в него все словесные действия -

речь, чтение, письмо. Ребенок с РАС учится говорить благодаря влиянию на него различных вербальных стимулов и подкреплений, особенно при нарушенных пространственно-временных элементах антиципационной согласованности этих детей с общей задержкой речи [2].

Выяснено, что прогнозирование входит в структуру модели психических явлений, для его развития необходимо специальное обучение детей с РАС. Оно связано с пережитым опытом и тяжестью нарушений в каждом конкретном случае. Прогностическая компетентность дошкольников пока не изучена, хотя есть материалы про младших школьников в случае дефицитарного развития, описание расстройства аутистического спектра, новейшие подходы к психолого-педагогическому сопровождению, диагностика характеристик структурно-функционального плана прогнозирования у детей, которые представлены в трудах А.И. Ахметзяновой, И.В. Кротовой, И.А. Нигматуллиной, А.А. Твардовской, В.Ю. Дадакиной, Т.В. Артемьевой, А.Р. Шакировой, А.Т. Курбановой [3], [4], [8].

В научной литературе накоплены данные о роли прогнозирования в успешности социализации как взрослых, так и детей. В интегральном характере прогнозирования (при включении познавательных и эмоционально-личностных компонентов) просматривается уровень ориентировки дошкольников в социальной действительности. При интенсивном развитии прогностических способностей в старшем дошкольном возрасте происходит формирование дополнительных ресурсов для позитивной социализации и адаптации детей.

Наиболее наглядно это проявляется у детей с РАС, у которых при дефиците способности к прогнозированию существуют трудности в организации собственной деятельности, трудности определения адекватных вариантов и способов поведения в конкретных жизненных ситуациях, неумение оценивать последствия в ситуациях и поведении тех, кто рядом. Поэтому возникла необходимость применить психологический подход к детекции прогностических способностей дошкольников с РАС, попытаться на первом подготовительном этапе (в рамках большого инновационного образовательного проекта) описать то, что заметно при наблюдении за поведением и антиципационными возможностями при расстройствах аутистического спектра. Цель: осветить психологический подход к детекции прогностических способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Методы и принципы исследования

Основной метод на первом этапе - наблюдение. В ходе наблюдения фиксировали триаду симптомов: нарушение коммуникации, социализации, наличие стереотипии. Блок коммуникации состоит из мотивации взаимодействия, сотрудничества и социально-ответной реакции; блок социализации содержит информацию об адаптации, эгоцентризме, нарушениях в эмоциональной и волевой сфере; в блоке стереотипии отслеживалось наличие различных стереотипных движений дошкольников с РАС.

Основные результаты

Основная идея инновационного образовательного проекта и результаты первого подготовительного этапа.

Необходимость детекции (выявления) прогностических способностей и адаптационных ресурсов детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами обусловлена сложившимися обстоятельствами:

1) увеличение числа детей с РАС, инклюзивно обучающихся;

2) возможность расширения пространства их социального взаимодействия;

3) современные изменения в политике РФ в отношении детей с РАС;

4) наращенный потенциал использования дополнительных ресурсов для организации их воспитания и образования.

В реализации проекта, апробации и внедрении модели выявления, коррекции, развития прогностических способностей детей-аутистов дошкольного возраста как адаптационного ресурса, способствующего их социализации задействованы 8 детских садов г. Казани и специальный (коррекционный) детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра «Мы Вместе» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Психолого-педагогическая характеристика 50 дошкольников с РАС позволяет определить большой симптоматический диапазон самого расстройства, полиморфность нарушения и триаду симптомов: нарушение коммуникации, социализации, наличие стереотипии. Взаимодействие характеризуется нарушением мотивации (70%), отсутствием сотрудничества и трудностями социально-ответной реакции (90%). В формировании социализации личности заметно нарушение механизмов адаптации (90%), эгоцентризм (80%), нарушения эмоциональной и волевой сфер (90%). Наличие стереотипных движений обнаружено у 100% дошкольников с РАС.

Но на сегодняшний день системные (целостные, комплексные) психологические представления в науке о прогнозировании с охватом всей полноты значимых отношений дошкольника с РАС отсутствуют. При этом применительно к младшему школьному возрасту была обоснована модель прогностической компетентности, отражающая структурные и функциональные характеристики прогнозирования как ресурса социализации в условиях нормогенеза и дефицитарного дизонтогенеза, были выделены важные в социальном плане сферы отношений. Заложенные в данную модель теоретические основания могут служить отправной точкой в построении системных представлений о пространстве социализации, о структуре и функциях прогностической способности в дошкольном возрасте. На следующем этапе исследования (в ближайшей перспективе) нам предстоит выяснить, какие психологические характеристики относятся к составляющим прогностических способностей детей дошкольного возраста с РАС, какие конкретно компоненты прогностических способностей можно оценить у безречевых детей, какую методику детекции прогностических способностей целесообразнее использовать. На сегодняшний день находится в стадии разработки модель выявления прогностических способностей дошкольников с РАС, т.к. это очередной этап инновационной деятельности.

Направление инновационной деятельности - разработка, апробация и внедрение модели детекции прогностических способностей дошкольников с РАС как ресурса социализации. Перспективная цель инновационного

образовательного проекта - предложение модели и инструментально-методическая поддержка выявления прогностических способностей дошкольников с РАС как адаптационного ресурса для возможности позитивной социализации.

Перспективные задачи инновационного образовательного проекта.

1. Разработка модели выявления прогностических способностей дошкольников с РАС как адаптационного ресурса для возможности позитивной социализации.

2. Адаптация в рамках предложенной модели методики диагностики способности к прогнозированию как ресурса позитивной социализации дошкольников с РАС.

3. Создание мультимедийного контента диагностического продукта для дошкольников с РАС «Прогностические истории».

4. Мониторинг прогностических способностей дошкольников с РАС как адаптационного ресурса для возможности позитивной социализации.

На кафедре психологии и педагогики специального образования ИПиО К(П)ФУ разрабатываются информационно-коммуникативные технологии работы с детьми с РАС по диагностике и развитию прогностических способностей. Диагностическое направление - развитие компьютерной диагностики, компенсаторное направление - компьютерные технологии как вспомогательные устройства, коррекционное направление - применение специальных устройств, приложений в коррекционной работе, дидактическое направление - использование компьютерных технологий в качестве обучающего инструмента, коммуникативное направление - альтернативные средства коммуникации.

Психологический подход к детекции прогностических способностей дошкольников с аутоспектром имеет большое практическое значение. Применяется в специальной психологии, коррекционной педагогике, логопедии. Интенсивно идет разработка диагностического инструментария и образовательных программ по формированию навыков сотрудничества и продуктивного взаимодействия, формирования адекватного восприятия окружающего мира и развития способности планирования будущих событий.

Обсуждение

Высказываются гипотезы, что социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы связаны с недоразвитием модели психического, планирование будущего связано со способностью к повествованию, но эпизодическая память и прогнозирование у дошкольников с РАС развиты недостаточно, поэтому существуют трудности определения сензитивного периода развития способности планировать будущие события.

Психолого-педагогическое (дефектологическое) сопровождение необходимо в построении системных представлений о пространстве социализации, о структуре и функциях прогностической способности детей-дошкольников с РАС и в реализации методической, экспертной и информационной поддержки деятельности организаций по работе с детьми с РАС в республике Татарстан. Проведенное наблюдение за детьми с расстройствами аутистического спектра способствует созданию мультимедийного контента диагностического продукта для дошкольников с РАС «Прогностические истории», которое послужит инструментально-методическому обеспечению психологической диагностики способности к прогнозированию как ресурса их социализации.

Заключение

Исследования в области прогнозирования распространены как в России, так и за рубежом. Зарубежные исследования определяют влияние планирования будущего на модель психического, российские ученые определяют прогнозирование как ресурс социализации дошкольников с РАС, у которых наибольшие трудности вызывает речевая коммуникация и социализация. Неспособность прогнозировать дальнейшие события вызывает поведенческие и эмоциональные проблемы, что объясняет необходимость разработки специальной программы по развитию способности планировать будущее с целью успешной адаптации и позитивной социализации дошкольников с РАС. Отмечено недостаточное количество информационно-коммуникативных технологий и средств для развития прогностических функций у детей дошкольного возраста с аутистическим расстройством.

Благодарности

Эта работа была поддержана Программой стратегического академического лидерства Казанского федерального университета (ПРИОРИТЕТ-2030) и выполнена в рамках федеральной инновационной площадки "Прогностическая способность дошкольников с расстройством аутистического спектра как ресурс социализации: модель детекции".

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Acknowledgement

This work was supported by the Strategic Academic Leadership Program of Kazan Federal University (PRIORITY-2030) and was carried out as part of the federal innovation platform "The predictive ability of preschoolers with autism spectrum disorder as a resource for socialization: a detection model".

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Васина В.В. Аутизм: что делать?: Учебно-методическое пособие / В.В. Васина, А.Ф. Минуллина — Казань: Формула успеха, 2022. — 49 с.

2. Ахметзянова А.И. Диагностика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей / А.И. Ахметзянова. — 2020. — 1. — URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/160081/ Posobie_Akhmetzyanova_A.I._Artemeva.pdf. (дата обращения: 27.09.22)

3. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии / А.И. Ахметзянова. — Казань: Казанский университет, 2018. — 160 с.

4. Ахметзянова А.И. Расстройства аутистического спектра: современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению / А.И. Ахметзянова. — 2020. — 1. — URL: https://kpfu.rU/portal/docs/F1045124469/132_2._.Dadakina._.25.02.2020. (дата обращения: 27.09.22)

5. Комарова С.Н. Технологии альтернативной коммуникации при коррекции нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра / С.Н. Комарова, И.А. Нигматуллина // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2022. — Т. 164. — Кн. 1-2. — с. 41-54. — DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.41-54.

6. Мухамедшина Ю.О. Осведомленность медицинских работников о медицинском ведении детей с РАС: перекрестное исследование в России / Ю.О. Мухамедшина. — 2022. — 1. — URL: https://proautism.info/osvedomlennost-meditsinskih-rabotnikov-o-meditsinskom-vedenii-detej-s-ras-perekrestnoe-issledovanie-v-rossii/. (дата обращения: 27.09.22)

7. Нигматуллина И.А. Расстройства аутистического спектра: прикладной анализ поведения в работе с детьми и их родителями / И.А. Нигматуллина. — 2022. — 1. — URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_2029299456/Uchebno_metodicheskoe_posobie_27.04._2_1_.pdf. (дата обращения: 27.09.22)

8. Шакирова А.Р. Развитие эмоционального компонента прогнозирования у детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями / А.Р. Шакирова // Психология психических состояний: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 24-25 февраля 2022 г.); под ред. М.Г. Юсупова, А.В. Чернова. — Вып. 16. — Казань: Издательство Казанского университета, 2022. — c. 383-387.

9. Vasina V.V. Facilitation of the Dynamics of Social Interaction Skills Development in Preschool Children with Autism Spectrum Disorder. / V.V. Vasina // International Journal of Social Sciences Perspectives. — 2022. — 11. — p. 23-27. — DOI: 10.33094/ijssp.v11i1.627

10. Mukhamedshina Y.O. Health care providers' awareness on medical management of children with autism spectrum disorder: cross-sectional study in Russia. / Y.O. Mukhamedshina // BMC Medical Education. — 2022. — 22. — DOI: 10.1186/s12909-021-03095-8

Список литературы на английском языке / References in English

1. Vasina V.V. Autizm: chto delat'?: Uchebno-metodicheskoe posobie [Autism: what to do?: Educational and methodical manual] / V.V. Vasina, A.F. Minullina — Kazan': Formula uspexa, 2022. — 49 p. [in Russian]

2. Akhmetzyanova A.I. Diagnostika strukturno-funktsionalnikh kharakteristik prognozirovaniya u detei [Diagnostics of structural and functional characteristics of forecasting in children] / A.I. Akhmetzyanova. — 2020. — 1. — URL:

http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/160081/ Posobie_Akhmetzyanova_A.I._Artemeva.pdf. (accessed: 27.09.22)

[in Russian]

3. Akhmetzyanova A.I. Prognosticheskaya kompetentnost mladshego shkolnika pri defitsitarnom razvitii [Prognostic competence of a junior schoolboy with deficit development] / A.I. Akhmetzyanova. — Kazan: Kazan University, 2018. — 160 p. [in Russian]

4. Akhmetzyanova A.I. Rasstroistva autisticheskogo spektra: sovremennie podkhodi k psikhologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu [Autistic spectrum disorders: modern approaches to psychological and pedagogical support] / A.I. Akhmetzyanova. — 2020. — 1. — URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F1045124469/132_2._.Dadakina._.25.02.2020. (accessed: 27.09.22) [in Russian]

5. Komarova S.N. Tekhnologii alternativnoi kommunikatsii pri korrektsii narushenii rechi u detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra [Technologies of alternative communication in the correction of speech disorders in children with autism spectrum disorders] / S.N. Komarova, I.A. Nigmatullina // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki [Scient. notes. kazan. Un. Ser. Humanities]. — 2022. — Vol. 164. — Book 1-2. — p. 41-54. — DOI: 10.26907/2541-7738.2022.12.41-54. [in Russian]

6. Mukhamedshina Yu.O. Osvedomlennost meditsinskikh rabotnikov o meditsinskom vedenii detei s RAS: perekrestnoe issledovanie v Rossii [Awareness of medical workers about the medical management of children with ASD: a cross-sectional study in Russia] / Yu.O. Mukhamedshina. — 2022. — 1. — URL: https://proautism.info/osvedomlennost-meditsinskih-rabotnikov-o-meditsinskom-vedenii-detej-s-ras-perekrestnoe-issledovanie-v-rossii/. (accessed: 27.09.22) [in Russian]

7. Nigmatullina I.A. Rasstroistva autisticheskogo spektra: prikladnoi analiz povedeniya v rabote s detmi i ikh roditelyami [Autistic spectrum disorders: applied analysis of behavior in working with children and their parents] / I.A. Nigmatullina. — 2022. — 1. — URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_2029299456/Uchebno_metodicheskoe_posobie_27.04._2__1_.pdf. (accessed: 27.09.22) [in Russian]

8. Shakirova A.R. Razvitie emotsionalnogo komponenta prognozirovaniya u detei doshkolnogo vozrasta s emotsionalnimi narusheniyami [Development of the emotional component of forecasting in preschool children with emotional disorders] / A.R. Shakirova // Psychology of mental states: collection of materials of the XVI International scientific and practical conference for students, undergraduates, postgraduates, young scientists and university teachers (Kazan, February 24-25, 2022); edited by M.G. Yusupov, A.V. Chernov. — Issue 16. — Kazan: Kazan University Press, 2022. — p. 383-387. [in Russian]

Mewdynapodnhrn uayuHO-uccAedoBameAbCKuU wypnm ■ № 2 (128) • QeBpaAb

9. Vasina V.V. Facilitation of the Dynamics of Social Interaction Skills Development in Preschool Children with Autism Spectrum Disorder. / V.V. Vasina // International Journal of Social Sciences Perspectives. — 2022. — 11. — p. 23-27. — DOI: 10.33094/ijssp.v11i1.627

10. Mukhamedshina Y.O. Health care providers' awareness on medical management of children with autism spectrum disorder: cross-sectional study in Russia. / Y.O. Mukhamedshina // BMC Medical Education. — 2022. — 22. — DOI: 10.1186/s12909-021-03095-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.