Научная статья на тему 'Психологический механизм и искусство'

Психологический механизм и искусство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна

В статье показан как с помощью искусства формируется нравственное понятие, отношение к другим людям. Раскрывается как психологический механизм формирует у школьника морально-волевые качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический механизм и искусство»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

от специфики будущей профессиональной деятельности студента. Среди средств обучения важно задействовать не только традиционные учебные пособия, но и виртуальную среду, которую можно успешно использовать в целях обучения [см. напр., 4].

Понятно, что по мере изменения содержания курса обучения в результате появления новых профессиональных и социальных контекстов будет постепенно трансформироваться и система упражнений и заданий. Связано это, прежде всего, с тем, что любой новый текстовый фрагмент будет обладать своими "внутренними" возможностями как в области языковой организации, так и по части реализации контроля усвоения его информации.

Таким образом, планирование и создание курса обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке представляет собой непрерывный процесс, вектором развития которого становится постоянное обновление учебных материалов в соответствии с меняющимися реалиями профессиональной деятельности специалиста.

Список использованной литературы:

1. Хомякова Н. П. Контекстная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза (фр. яз.): дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1011. - 480 с.

2. Вербицкий А. А., Хомякова Н. П. Формирование межкультурной компетенции в сфере профессиональной коммуникации как новое направление лингводидактики// Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 1014. - С. 30-43. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 11 (698). Серия Педагогические науки).

3. Кудряшов Ю. А., Гурвич П. Б. Методическая типология тем устной речи// Проблемы развития умений иноязычной устной речи. - Владимир: Изд-во ВГПИ, 1981. - С. 3 - 18.

4. Кожевникова Т. В. Развитие умений профессионально ориентированного онлайн -чтения в неязыковом вузе// Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 1014. - С. 141-148. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 11 (698). Серия Педагогические науки).

© Л.В. Макар, 2015

УДК 37

Мальцева Людмила Валентиновна

Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: Ludmilamalceva@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ И ИСКУССТВО

Аннотация

В статье показан как с помощью искусства формируется нравственное понятие, отношение к другим людям. Раскрывается как психологический механизм формирует у школьника морально-волевые качества.

Ключевые слова

Воспитание, искусство, образование, психология, воспитательный процесс, художественное творчество.

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования ребенка как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания.

Психологическая наука на основе глубокого изучения механизма воздействия искусства на ребят, где особенностей формирования нравственной сферы личности показала, что ни состав, ни специфическое качество фактов поведения не определяются «прирожденными механизмами». Психологический смысл

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

приемов воспитательных воздействий состоит, прежде всего, в том, что учитель, стремясь к решению поставленных задач, должен исходить из понимания, что ученик не только объект, но и субъект воздействия, активный участник многоплановых отношений.

Раскрывая психологические механизмы формирования морально-волевой сферы личности школьника: нравственного сознания, нравственных представлений, понятий, принципов, убеждений, нравственной основы поступков, нравственных чувств, привычек и способов поведения, выражающих отношение к другим людям, обществу. Психология воспитания выявляет общие законы активного «проектирования» личности растущего человека, принципы, условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах развития ребенка.

Искусство представляет собой такого рода сознательную деятельность, в которой ясно выявляются основные особенности отражения и творчества, так и ряд новых, возникших на их основе специфических особенностей. Искусство как одна из форм общественного сознания, отражает общественное бытие людей. В этом смысле оно зависимо от действительности, преимущественно от общественной действительности, определяется ею. Конечно, художественное творчество существует и развивается только через деятельность людей.

Искусство, призвано не только, отражать, великий процесс рождения нового мира, но и участвовать в нем непосредственно, силой воздействия своих образов на чувства и мысли человека.

Творчество есть такая человеческая теоретическая и практическая деятельность, которая связана с «выдумыванием», испытанием, созданием, проверкой, сопоставлением многих не существующих, не известных людям связей. Взаимозависимостей, комбинаций и ассоциаций, с установлением качественно новых взаимодействий и взаимозависимостей как в границах создаваемой материальной или духовной системы, так и при взаимоотношении этой системы с природной и общественной средой.

В художественном творчестве речь идет не о буквальном, а психическом перенесении предмета в человеческий мозг, и о его преобразовании в нем. То есть о таком перенесение и таком преобразование, которое осуществляется субъектом. При этом изменения, производимые творцом, имеют двусторонний характер. С одной стороны, путем физиологического отражения творец претерпевает непосредственные физические изменения, превращая энергию внешнего раздражения в факт сознания.

С другой стороны, путем психического отражения, происходящего в сознании, он сохраняет те «идущие» из действительности моменты, которые ему нужны. Затем учащиеся прибавляют к уже «воспринятым» признакам и особенностям новые, взятые от других объектов или придуманные им самим, комбинирует, идеализирует. Таким образом, определяющая роль действительности, существующей и независимо от них, «корригируется» и «регулируется» деятельностью субъекта.

Психика школьников сама осуществляет отбор и закрепление необходимых сведений и действий без принуждения со стороны учителя. С этим связана высокая готовность их к научению, большая учебная активность, высокие устойчивые учебные результаты. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Результатами многих психологических и педагогических исследований доказано, что наиболее эффективный метод передачи нового содержания материала такой, при котором данный материал специально выделяется для школьника и фиксируется посредством моделирования. Оно усваивается, таким образом, в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которое непосредственно «не видно» в конкретных предметах, то есть при условии теоретических, особенно научных знаний.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1996. 190 с.

2. Игнатьев Е.В. Психология изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1971. 160 с.

3. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 1015. 161 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: ACADEMA, 1005. 500 с.

© Л.В. Мальцева, 1015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 797.11

Понимасов Олег Евгеньевич

канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: o-pony@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация

В статье разработаны методические подходы к обучению прикладному плаванию, связанные с индивидуальными двигательными навыками занимающихся. Сформулировано условие индивидуально -ориентированного преобразования, подразумевающее согласованность методики обучения с имеющимися дидактическими возможностями.

Ключевые слова

Индивидуализированное обучение прикладному плаванию, преобразование движений.

Различные методики обучения плаванию, выделенные по способу формирования навыков обучаемых, по величине охвата их двигательного потенциала, по характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых, по характеру двигательной деятельности занимающихся в зависимости от ситуаций, обладают различным дидактическим потенциалом. Однако, методики, базирующиеся на индивидуальных двигательных представлениях обучаемых, являются наиболее доступными для их восприятия [1].

Наибольшие дидактические возможности, на наш взгляд, заключены в индивидуально-соотнесенной модели обучения, напрямую связанной с индивидуальным двигательным опытом человека [3 ].

Индивидуализированное обучение плаванию как гуманистически направленная технология современного прикладного образования обладает всеми характеристиками, способными обеспечить индивидуальное двигательное развитие и индивидуализацию образовательного процесса. Профессионально проводимые занятия, направленные на обучение в рамках имеющегося двигательного опыта, позволяют творческим путем отыскать «индивидуально-рациональный» способ плавания для каждого занимающегося [4].

Индивидуализированное обучение плаванию предполагает самоактуализацию двигательного опыта человека. В нем изначально заложена необходимость выбора решений, направленных на поиск нестандартных путей построения индивидуальных способов плавания, заданий на проявление саморефлексии. Кроме того, обучаемый сам должен понимать смысл собственных движений и направления, в которых следует строить свои дальнейшие действия. Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижений в воде.

Условие индивидуально-ориентированного преобразования, предполагает согласованность методики обучения с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования [5].

При выборе методики обучения плаванию предпочтение было отдано той из них, которая была бы реализуема в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктовалась насущной необходимостью педагогической ситуации и предполагала наибольшую эффективность и результативность обучения. Реализуемость методики рассматривалась в трех аспектах: дидактическом, временном и организационном.

Дидактический аспект предусматривал исследование возможностей обучения навыкам передвижений в воде:

а) на основе традиционных методов с возвратом к начальному обучению плаванию;

б) путем переучивания на иные способы плавания;

в) посредством замещения отдельных элементов сложившегося стереотипа движений без изменения его общей структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.