Научная статья на тему 'Психологический и дидактический принцип перехода обучения в самообразование'

Психологический и дидактический принцип перехода обучения в самообразование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
самообразование / психическая деятельность / развития человека / единство методов / методы обучения / план обучения / программа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтиёр Бахриддинович Зайниддинов

В статье фокусируется самообразование, при которым процесс обучения, происходит самостоятельно, без участия преподавателя или других формальных методов обучения. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам. Преимущества самообразования очевидны. Во-вторых, самообразование позволяет расширить кругозор и узнать что-то новое об окружающей нас реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический и дидактический принцип перехода обучения в самообразование»

Психологический и дидактический принцип перехода обучения в самообразование

Бахтиёр Бахриддинович Зайниддинов Бухарский институт психологии и иностранных языков

Аннотация: В статье фокусируется самообразование, при которым процесс обучения, происходит самостоятельно, без участия преподавателя или других формальных методов обучения. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам. Преимущества самообразования очевидны. Во-вторых, самообразование позволяет расширить кругозор и узнать что-то новое об окружающей нас реальности.

Ключевые слова: самообразование, психическая деятельность, развития человека, единство методов, методы обучения, план обучения, программа

Psychological and didactic principle transition of training to

self-education

Bakhtiyor Bakhriddinovich Zainiddinov Bukhara Institute of Psychology and Foreign Languages

Abstract: The article focuses on self-education, in which the learning process occurs independently, without the participation of a teacher or other formal teaching methods. Self-education can also be considered an informal, individual form of educational activity obtained outside the walls of the school. Thus, a student who has decided to switch to this form of education will independently determine the training program, training plan, and allocate time for mastering a particular subject himself. The benefits of self-education are obvious. Firstly, it helps develop critical thinking, which is necessary in any profession and in life in general. Secondly, self-education allows you to broaden your horizons and learn something new about the reality around us.

Keywords: self-education, mental activity, human development, unity of methods, teaching methods, training plan, program

В психологии методологическими основами являются: деятельностный подход, единство внешней и внутренней психической деятельности и социальной природы законов развития человека, которые тождественны принципам диалектико-материалистического понимания психики: детерминизма (причинной обусловленности), развития.

Категория в психологии это - общее и фундаментальное понятие, образуется в процессе соотношения единичного объекта, события, переживания и так далее к некоторому классу. Так, общепсихологическими категориями являются: психика, сознание, самосознание; высшие психические функции (отражательная, регулятивно - оценочная, рефлексивная, творчески -креативная); психический процесс (ощущение, восприятие, память, представления, мышление, воображение, речь, чувства, воля); психическое состояние (настроение, апатия, активность, депрессия и т.д.); психологическое свойство (направленность, темперамент, способности, характер). В изучении общепсихологических категорий осуществляется деятельностный подход, разработанный в 30-40-х годах С.Л.Рубинштейном. Он пришел к этому выводу через анализ ранних рукописей Карла Маркса по философским проблемам психологии. В них Рубинштейн находит ядро концепции деятельностного подхода - диалектико-материалистическое учение о человеческой деятельности. Деятельность это - целенаправленная общественная активность субъекта, направленная на производство материальных ценностей и, включающая в себя такие "психологические компоненты", как мотивы, цели деятельности, условия ее осуществления и т. д. Деятельностный подход в психологии у Рубинштейна получает новую формулировку, как единство сознания и деятельности. Как отмечал Рубинштейн, сознание и деятельность представляют собой одни и те же отношения человека к окружающему миру, с той же разницей, что если сознание является их идеальным выражением, то деятельность - реальным. Психика и сознание формируются, и проявляются в деятельности, и в поведении, что деятельность осознается и регулируется субъектом деятельности не только физиологическими, но и психологическими закономерностями; сознание, будучи предпосылкой и результатом деятельности, не является внешней силой, которая управляется извне человеком, а составляет органическое целое, т.е. единство с деятельностью. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство. Возникновение сознания связывается с трудовым процессом, а именно с изготовлением орудия труда в совместной трудовой деятельности. Совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей. Человек в деятельности реализует общественные отношения, то есть он осуществляет свои связи с природой, обществом, другими людьми. Следовательно, взаимодействие

чeлoвeкa c oкpyжaющим m^om, mropbie пopoждaютcя этими cвязями, pacKpbreaeT пpoцecc пpиcвoeния и coзидaния cyбъeктoм npoflyKToB oбш,ecтвeннo-^TopmecKoro пpoизвoдcтвa, to ecTb чeлoвeк paзвивaeтcя no пpинципy eдинcтвa coзнaния и дeятeльнocти.

Дeятeльнocтный пoдxoд к изyчeнию oбщeпcиxoлoгичecкиx кaтeгopий, c oднoй cTopoHbi, этo пoдтвepждeниe Toro, 4to ncrnrna и дeятeльнocть paccмaтpивaютcя в пcиxoлoгии в нepaзpывнoй cвязи и взaимooбycлoвлeннocти, c дpyгoй, Ha пepвый nnaH выдвигaeтcя иccлeдoвaниe paзличныx oблacтeй пcиxичecкoй peaльнocти: пoзнaвaтeльныe npo^ccbi; эмoции; noTpe6Hocra; MoTmbi; и aнaлиз иx дишмики. А тaкжe дeятeльнocтный пoдxoд He ^K^4aeT в иccлeдoвaнии пcиxики poль oбъeктивныx ycлoвий, в tom чиcлe пpиpoдныx зaдaткoв. Внeшняя cpeдa и пpиpoдныe зaдaтки высту^ют ycлoвиeм oпocpeдoвaннoгo пoзнaния внyтpeннeй пcиxичecкoй дeятeльнocти. Рaзвитиe пcиxики чeлoвeкa в пpoцecce пpиcвoeния coциaльныx HopM и кyльтypы имeeт cвoю пcиxoлoгичecкyю np^o,ay. Общий гeнeтичecкий 3aKoH кyльтypнoгo paзвития, пepвoнaчaльнo имeeт coциaльнyю функцию мeждy людьми, KaK интepпcиxичecкaя, noToM тoлькo - пcиxoлoгичecкyю внyтpи pe6eHKa, KaK кaтeгopия интpaпcиxичecкaя. Оcнoвнaя мыcль здecь - вcякaя выcшaя пcиxичecкaя фyнкция былa coциaльнoй paньшe, 4eM crana внyтpeннeй, coбcтвeннo пcиxичecкoй фyнкциeй.

Лoгикa - филocoфcкaя диcциплинa и нopмaтивнaя HayKa o 3aKoHax, фopмax и пpиёмax интeллeктyaльнoй дeятeльнocти. Лoгикa (дp. -rpe4. Хоугк^ - «HayKa o пpaвильнoм мышлении»; «cnoco6HocTb k paccyждeнию»; от Xöyo<; «y4eH^, HayKa») - филocoфcкaя д^цимит и нopмaтивнaя HayKa o 3aKoHax, фopмax и пpиёмax интeллeктyaльнoй дeятeльнocти. Знaчить лoгикa этo - HayKa, кoтopaя изyчaeт зaкoны мышления чeлoвeкa, фopмы, в кoтopыx cyщecтвyют и выpaжaютcя мыcли и paзличныe мыcлитeльныe oпepaции. Мышлeниe чeлoвeкa лoгичнo no cвoeй пpиpoдe. Инaчe мы He cMorra бы пpaвильнo выpaжaть cвoи мыcли, пoнимaть дpyг дpyгa, oбщaтьcя.

Лoгикa cиcтeмaтизиpyeт пpaвильныe cпocoбы paccyждeния, a тaкжe типичныe oшибки в paccyждeнияx. OHa пpeдocтaвляeт лoгичecкиe cpeдcтвa для To4Horo выpaжeния мыcлeй, 6e3 KoToporo oкaзывaeтcя мaлoэффeктивнoй любaя мыcлитeльнaя дeятeльнocть, нaчинaя c oбyчeния и зaкaнчивaя Hay4Ho-иccлeдoвaтeльcкoй paбoтoй.

Пpинципы oбyчeния или KaK гoвopитcя дидaктичecкиe пpинципы этo -oпpeдeлeнныe мeтoды и фopмы paбoты пeдaгoгoв c дeтьми, cпocoбcтвyющиe дocтижeнию пocтaвлeнныx цeлeй в вocпитaтeльнoм и y4e6HoM npo^cce. Пpинципы дидaктики являютcя ocнoвными пoлoжeниями, yпpaвляющими

педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме.

Сама слово дидактика (др. -греч. бгбактгко^ «поучающий») - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. В педагогике дидактикой называют раздел, занимающийся основами теории воспитания и обучения. Здесь раскрывается сущность образования, законы, принципы и способы контроля процесса обучения, методики преподавания, особенности различные дисциплин для разных возрастных категорий. Дидактика является основополагающим элементом в системной форме обучения, поскольку позволяет учителю выполнять все этапы для проведения занятия: учебный процесс или классные этапы; методика преподавания; процедуры обучения; учебные материалы; управление учебной ситуацией.

Учебный процесс, система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой - органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Цель образования -формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Цель процесса обучения это - идеальный результат, выступающий в качестве ориентира. Иными словами, это комплекс представлений о конечных итогах взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса. От данных представлений зависит характер и формы учебной деятельности.

Методы обучения - способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Частная методика преподавания учебной дисциплины включает в себя четко сформулированные учебно-воспитательные цели и задачи обучения, содержание учебной дисциплины, методики проведения учебных занятий, методики проведения учебных мероприятий и работ, а также методические рекомендации по деятельности преподавателя.

Методика это - как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика применялась и применяется в обучении, педагогике и других областях (отраслях)

жизнeдeятeльнocти чeлoвeкa. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Методы обучения - классификация и виды: словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии); наглядные методы (видеоматериалы, явления, наглядные пособия); практические методы (практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы);

обучение через создание проблемных ситуаций.

Словесные методы обучения это - популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Наглядные методы обучения предусматривают широкий показ на занятиях предметов или явлений окружающего мира либо специальных образцов (наглядных пособий) с целью облегчения понимания, запоминания и использования содержания наглядных пособий в практической деятельности.

Практический метод обучения основывается на том, что учащийся применяет на практике полученные ранее знания, а не стремится получить новые. Таким образом, на первый план выдвигается не процесс поиска знаний, а процесс использования на практике теоретических знаний.

Проблемное обучение - организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Теперь о самообразование, при которым процесс обучения, происходит самостоятельно, без участия преподавателя или других формальных методов обучения. Самообразование это - непрерывный процесс личностного развития. Занимаясь самообразованием, человек получает знания и навыки вне какого-либо учебного заведения. В отличие от традиционного, образование такого рада не ограничивается теми или иными сроками, и получать его можно всю жизнь. «Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотеки и

умственного труда дома, наедине». Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам. Преимущества самообразования очевидны. Во-первых, это помогает развивать критическое мышление, которое необходимо в любой профессии и в жизни в целом. Во-вторых, самообразование позволяет расширить кругозор и узнать что-то новое об окружающей нас реальности.

Использованная литература

1. КБ Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561

2. КБ Холиков. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции. Scientific progress 2 (4), 459-464

3. КБ Холиков. Вокальная культура как психологический феномен. Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии 2 (11), 118-121

4. КБ Холиков. О принципе аддитивности для построения музыкальных произведения. Science and Education 4 (7), 384-389

5. КБ Холиков. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. Scientific progress 2 (4), 557-562 2 (4), 557-562

6. КБ Холиков. Уровень и качество усвоения предмета музыки, закрепление памяти и способности учащихся. Science and Ed^atwn 5 (2), 452-458

7. КБ Холиков. Обученность педагогике к освоению учащихся сложным способам деятельности. Science and Ed^atwn 5 (2), 445-451

8. КБ Холиков. Обязанности миелина, о левом и правом пороге миелина. Science and Education 5 (2), 33-44

9. КБ Холиков. Эффективное действия сквалан-углеводород тритерпенового ряда и амаранта к заболеваниям рака, опухоли. Science and Education 5 (2), 27-32

10. КБ Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

11. КБ Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

12. КБ Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

13. КБ Холиков. Новые мышление инновационной деятельности по музыкальной культуры в вузах Узбекистана. Science and Ed^atwn 4 (7), 121-129

14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Ed^atrnn 3 (5), 1562-1569.

15. КБ Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Ed^atwn 4 (7), 396-401

16. КБ Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

17. КБ Холиков. Манера педагогической работы с детьми одарёнными возможностями. Science and Ed^atwn 4 (7), 378-383

18. КБ Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовоксельного паттерна. Science and Ed^atwn 4 (7), 182-188

19. КБ Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Ed^atwn 4 (7), 232-239

20. КБ Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Ed^atwn 4 (7), 232-239

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Ed^at^n. 3 (3), 1026-1031.

22. КБ Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Ed^atrnn 4 (7), 214222

23. КБ Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Ed^atwn 4 (7), 252259

24. КБ Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Ed^atwn 4 (7), 289-295

25. КБ Холиков. Проект волевого контроля музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Ed^atrnn 4 (7), 189-197

26. КБ Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Ed^atrnn 4 (7), 260-268

27. КБ Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка возпроизводимости тренировок. Science and Ed^atwn 4 (7), 168-176

28. КБ Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

29. КБ Холиков. Аксоны и дендриты в развивающийся музыкально психологического мозга. Science а^ Education 4 (7), 159-167

30. КБ Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.