УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2011 В.А.Дудко Самарский государственный архитектурно-строительный университет Статья поступила в редакцию 31.01.2011
В данной статье автор раскрывает сущность, смысл, средства, условия и механизмы индивидуального развития личности. С этой целью интегрирует законы причинности, целостности, изменения заданного генотипа и перерождения субъекта.
Ключевые слова: генетическая программа, социализация, индивидуализация, инициация.
Нам известно, что жизнь индивида динамична и пластична, поскольку фундаментальным основанием его психики является непрерывный, постоянно развивающийся процесс отражения, обобщения, созерцания, прогнозирования, предвосхищения и предотвращения условий. Это обусловлено тем, что человек является заложником высокой изменчивости обстоятельств, в которых по-новому приходится интерпретировать свой жизненный опыт, создавать индивидуальную схему апперцепции, формировать различные паттерны по отношению к миру.
Постоянно действующая реорганизация психически опосредованных взаимоотношений с миром подводит к тому, что все психические явления (процессы, отношения, состояния) принято рассматривать в развитии. С этой точки зрения мы раскроем понятие «развитие личности». Для начала обратим внимание на тот факт, что «развитие» как рост, созревание, совершенствование, количественно-качественное изменение является условием порождения новых эталонов развития. На этот факт впервые обратил внимание А.В.Брушлинский. Его исследования вскрыли, что постоянно действующая способность переходить в новые качественные состояния всегда несет в себе зародыши будущих психических свойств индивида. Такой феномен «немгновенного инсайта» - постепенного перехода микро - в макроразвитие был описан в китайской «Книге перемен». Согласно идеям автора этой книги все процессы во Вселенной подвержены ритму, благодаря чему ставшее и еще не наступившее объединяются в одну систему, в которой будущее уже сущест-
вует в настоящем как ростки наступающих со-бытий1.
Получается, что средством объективного понимания развития является закон причинности, который является прагматическим результатом деятельности. По мнению А.И.Извекова, господство причинности, с одной стороны порождает ограниченный опыт, рамки эмпирической реальности, табу на свободу, а с другой - логическую последовательность, предсказуемость и знание правил2. В этой связи можно сказать, что идея А.Адлера об овладении средой более совершенным способом может быть реализована «если где-то и когда-то в объективном, реальном, материальном мире что-нибудь сильно или слабо, много или мало изменится». Даже в родившемся ребенке «говорит чье-то отдаленное «Я», спавшее в веренице предков, которое триста лет тому назад, в военное или мирное время, с согласия или насилия, в минуту ужаса или любовной истомы было записано в книгу его судьбы»3.
Используя афоризм В.Нурковой «Совершенное продолжается» отметим, что прагматические законы привязывают развитие к внешним условиям, делая его зависимым от того, что было совершено. И поскольку время не регламентирует ход развития, а фиксирует все события в строго заданной последовательности, развитие выступает закономерным изменением во времени. Движущей силой развития является противоречие, которое раскрывает идею «внутреннего колебания». Своего рода «психологический маятник», который является метафорическим выражением «взаимопереходов» внешних процессов во внутренние и наоборот,
1 Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: 2008. -С. 22.
2 Извеков А.И. Проблемы личности постмодерна:
Кризис культурной идентификации. - СПб.: 2008. -
Дудко Валентина Анатольевна, кандидат психоло- С. 168.
гических наук, доцент кафедры политологии, социо- 3 Корчак Я. Как любить ребенка. - Екатеринбург: логии и права. Е - mail: [email protected] 2008. - С. 36.
связывает воедино фазы внутрипланновых и внешнепланновых процессов.
Согласно убеждениям Л.М.Попова, О.Ю.Го-лубевой, П.Н.Устин, первая фаза развития включает такой диапазон колебания, при котором начальные проявления активности осуществляются от воздействия извне. Вторая охватывает новый слой интеллектуальной активности - постановку проблемы и первоначальный поиск ее решения. Третья, вбирая предыдущие достижения, характеризуется расширением действий. Четвертая, зона максимального развития, предполагает полное осознание своих действий (вербализацию и формализацию). Движение из первой фазы в последующие осуществляется с учетом закона периодичности и ритма.
Мы не можем упустить из вида, что закон развития - непрерывного движения и изменчивости, позволяет по-новому рассмотреть понятие «личность». Нетрадиционное определение характеризует личность как повторяющуюся и постоянно колеблющуюся величину, так как наступивший день дает ей новый опыт и тем самым пополняет ее навыки и знания. В тоже время, постоянные метаморфозы психического развития превращают психофизиологические функции и потребности в психические процессы и состояния, а затем в психические свойства человека. И поскольку личность — это всегда проект преобразования себя (Ж.П.Сартр), развитие личности рассматривается как системно-структурное образование, которое строится на базе иерархического соподчинения статичного, динамичного, времени, прогресса, регресса и постоянной дифференциации ранее найденного.
Действующее право выбирать определенные постулаты может привести к перестройке не только отдельных частей структуры личности, но и всей ее системы - поведения, общения, деятельности. Поэтому развитие личности как закономерное необратимое количественное и качественное изменение психики принято рассматривать в контексте «конфликта» (З.Фрейд), «борьбы за выживание» (Ч.Дарвин), «жизненного прорыва» (А.Бергсон), «появления критических точек зрения и способности к рефлексии» (К.Юнг), «движения к определенной осознанной цели» (В.Соловьев), «перехода от рассеянного к концентрированному, от однородного к разнородному, от неопределенного к определенному» (Г.Спенсер), «изменения образа самого себя» (В.Франкл), «социализации и индивидуализации» (К.Роджерс, А.Маслоу), «перехода индивида к личности, от личности к индивидуальности» (Б.Г.Ананьев). Пытаясь внести ясность, в столь сложное определение развитие личности, мы обратили вни-
мание на следующие взаимосвязи перевоплощения человека:
Первый уровень - индивид. Развитие индивида осуществляется по генетической программе; смысл и цель существования - самосохранение и сохранение энергии; условия существования - потребление; основные психологические свойства - адаптация, приспособление; эффективные методы управления - «кнут и пряник», «поощрение и наказание».
Второй уровень - личность. Развитие навязывается обществом, превращает индивида в социальный объект (инструмент, вещь); сводится к сумме общественных отношений; представляется как «узел социальных связей»; обязательное условие существования - контроль со стороны общества; основы психологических свойств - прагматизм, конформизм; сам человек усредняется как воспроизводящий и потребляющий.
Третий уровень - индивидуальность. Представляет свою собственную программу развития, в которой способ самоосуществления выражается в творчестве через свободу выбора и ответственность. Учитывая вышеотмеченные характеристики развития, отметим, что первый уровень конструирует соотношение поведения человека с общепринятыми нормами и эталонами, которые существуют в обществе. Второй уровень вскрывает такие внутренние характеристики, как самооценка, самоопределение, самореализация и идентификация. Третий уровень подводит к осознанию своей уникальности, к определению смысла жизни, к реализации индивидуальности. При этом Е.Б.Весна отметила, что первый уровень представляет личность с точки зрения общего, второй - с точки зрения единичного, третий - с точки зрения особенного4.
Таким образом, развитие личности предполагает переход от функционирования в качестве индивида до субъекта деятельности. В этой связи раскрывается способность отходить от генетических программ самосохранения, потребления, адаптации, приспособления для того, чтобы сформировать свою собственную жизненную позицию. Адекватное развитие личности выражается в самоопределении, принятии своей уникальности, влиянии на других и преобразовании. Также можно сказать, что такой человек является субъектом изменения условий своего бытия, а не просто пассивным слепком обстоятельств.
При такой интерпретации «развитие личности» можно сопоставить с развитием цивилизации и тем самым отождествить с феноменами
4 Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии. - 1999. - № 4. - С. 285.
искусственного происхождения как признака разумной активности. Таким образом, можно сказать, что развитие личности надо рассматривать как приобретение «надприродных явлений» или как их еще называют «вторичных наслоений», которые изначально не были свойственны человеку.
Отражение вышесказанного мы находим в концепции эпигенеза (Дж. Браун) и в законе перерождения субъекта (М.Хайдеггер). По мнению Дж.Браун, если рассматривать развитие личности с зиготы, то совокупность ее внешних признаков на следующей стадии развития будет определяться как: P1 + Gl + El ^ P2,
где P1 — зигота; G1 — генные продукты, которые детерминируют рост и развитие на данной стадии онтогенеза; Е1 - условия среды, в которой происходит данная стадия развития.
Важно помнить то, что на следующей стадии развития Р3 будет определяться особенностями уже сложившегося Р2, продуктами генов, активируемых на этой стадии развития (G2) и особенностями среды, в которой она протекает (Е2). По мере перехода с одной стадии онтогенеза на другую в индивидуальном фенотипе происходит накопление генетических и средо-вых эффектов, а также результатов их взаимо-действия5.
Между тем, само перерождение субъекта, по мнению М.Хайдеггера, основывается на двух составляющих, которые предопределяют самоопределение подлинности человека: hat zu sein Гто, что должно быть) и hat zu antworten (то, что должно отвечать). Пассивная часть субъекта (неизменная) соприкасаясь с активной формой перерождения, отталкивается от самой себя и перезапускается в новом проявлении. Постфактум субъекта (то, что родилось из другого) лежит в основе генерирования, сохранения и удержания культуры, а также ее этического значения. Точка пересечения такого развития, с одной стороны, является препятствием, сопротивлением на пути становления личности, с другой стороны - переходной формой к ее новым возможностям. «Преодоление» переходной формы является феноменом бесконечной трансформации «хаоса в порядок»6.
Отсюда как раз пошло утверждение, что мы не можем существовать, ничего не разрушая. Об этом свидетельствует некая закономерность: созидание всегда усиливает разрушительный процесс, поскольку перестройка всей системы должна преодолеть сопротивление устоявшихся смысловых структур. Более того, утверждение всегда порождает отрицание и тем самым уси-
ливаем протекание хаоса. При таком подходе, очевидно, то, что развитие личности протекает по принципу антиэнтропии - бесконечного движения, который противостоит давлению среды. Наглядно это можно продемонстрировать на примере горячего чайника, который постоянно нагревают, чтобы он не остыл в холодной комнате. В тоже время это можно сравнить с тем, как люди постоянно сохраняют печку горячей, холодильник холодным, температуру в комнате приемлемой при зимней стуже и летнем зное. Иначе говоря, с тем, как человек искусственно обеспечивает термодинамическое неравновновесное состояние своей микросреды по отношению к миру за счет целенаправленного расходования предварительно накопленной энергии7.
Таким образом, в качестве ведущей характеристики личности можно назвать «надситуа-тивную», «надролевую» активность, которая проявляется в способности выходить за рамки ситуативных требований и ролевых предписаний, а также в поступках и деяниях, которые могут изменить наличное бытие8. И поскольку самой подвижной подструктурой психики является категория, включающая мотивы, установки, характер, мы предполагаем, что развитие личности - это закономерное необратимое количественное и качественное изменение черт характера, выражающееся в преобразовании мотивационной сферы и стратегий реагирования.
В заключении отметим, что главным критерием такого изменения является переход от процессов адаптации и приспособления к процессу активного конструирования внешних условий, которые позволяют сохранять и развивать свою индивидуальность. И не смотря на то, что выбор сферы интересов во многом зависит от того, что удалось окружению привить человеку в процессе его воспитания и обучения, мы глубоко уверены в том, что личностные свойства не только прививаются, но и развиваются.
5 Марютина Т.М. Индивидуализация развития: психогенетический подход // Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 13.
6 Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В.Бибихина. - Харьков: 2003.
7 Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса).- М.: 1996. - С.22.
8 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. - Ростов на/Д: 1996. - Т. 2. - С. 344.
PSYCHOLOGICAL PRINCIPLES OF DEVELOPMENT AND REORGANIZATION OF A PERSON
© 2011 V.A.Dudko°
Samara State Academy of Architecture and Civil Engineering
In this article the author discovers the main point, sense, means, conditions and mechanisms of individual development of a person. For this purpose the author integrates laws of causality, integrity, change of a given genotype and regeneration of a subject.
Key words: genetic program, socialization, individualization, initiation.
Valentina Anatolyevna Dudko, Candidate of Philosophy, Associated Professor of Political Science, Sociology and Law Department. E-mail: elzo77@mail. ru