УДК 159.9.072.422 ББК 88.37
Д.К. ОРЛОВ, Е.Л. НИКОЛАЕВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ У СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ
Ключевые слова: личность, временная перспектива личности, Свидетели Иеговы. Представлены результаты психологического исследования особенностей взаимосвязи временной перспективы личности, самооценки, перфекционизма и враждебности у 55 членов религиозной организации «Свидетели Иеговы». Установлено, что временная перспектива личности определяется у них нацеленностью на будущее и опорой на позитивное прошлое. Варианты временной ориентации соотносятся с различными проявлениями перфекционизма, враждебность - с направленностью на будущее и фаталистическими установками в настоящем.
D.K. ORLOV, E.L. NIKOLAEV PSYCHOLOGICAL INTERRELATIONS OF PERSONALITY TIME PERSPECTIVE IN JEHOVAH’S WITNESSES
Key words: personality, personality time perspective, Jehovah's Witnesses.
The paper presents results of psychological study for personality time perspective, selfesteem, perfectionism and hostility interrelations in 55 members of Jehovah's Witnesses religious organization. It is revealed that their personality time perspective is determined by trend to the future and the positive past. Time orientation alternatives relate to the various indicators of perfectionism, hostility relates to focus on the future and fatalistic present.
Приверженцы вероучения «Свидетели Иеговы» относятся к членам религиозной группы, содержание деятельности которой в нашей стране оценивается по-разному. По одним данным, она является одной из самых распространенных нетрадиционных религий [2], относимой к протестантскому направлению христианства [4, 17]. По другим - организация «Свидетели Иеговы» причисляется к сектам [8, 14]. Число отечественных исследований этой организации сравнительно невелико. Большинство из них посвящено социальным, философским и социально-психологическим аспектам самого вероучения [7, 9, 18, 19], в то время как доступная информация о результатах изучения личностных особенностей последователей этой религиозной организации отсутствует.
С учетом того, что религиозная направленность сознания играет важную роль в жизни человека [11, 12] и предполагает особое отношение не только к будущему, но и к настоящему, исследование специфики организации в такой ситуации временной перспективы личности представляет закономерный научный интерес. Ведь смысловая организация времени [3], соотношение времени с личностной спецификой и самой жизнью [1] не только в норме, но и при патологии [13] имеет большое значение. Именно поэтому в данной работе предпринята попытка выявить особенности временной ориентации личности членов организации «Свидетели Иеговы» в связи с их некоторыми психологическими характеристиками. За теоретическую основу исследования взят подход Ф. Зимбардо и Дж. Бойда, согласно которому категория индивидуальной временной ориентации является оценочным компонентом личности в отношении ее представлений о настоящем, прошлом и будущем.
Временная ориентация личности может испытывать воздействие факторов внешней среды. В то же время она является относительно устойчивой личностной характеристикой и отражает доминирующие приоритеты в отношении определенных временных периодов [10, 20]. В связи с чем изучение временной ориентации личности, ее временной перспективы может рассмат-
риваться в единстве ее мотивационной, эмоциональной, когнитивной и социальной составляющих [15, 20].
Целью данной работы стало изучение в структуре личности членов организации «Свидетели Иеговы» особенностей взаимосвязей между спецификой временной перспективы личности и такими ее психологическими характеристиками, как самооценка, перфекционизм, враждебность.
Выборку испытуемых составили 55 членов религиозной организации «Свидетели Иеговы» (47% мужчин, 53% женщин) в возрасте от 17 до 64 лет.
В психологическом исследовании использовались: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (2ТР!) в модификации А. Сырцовой [16], методика изучения самооценки Дембо - Рубинштейн, опросник перфекционизма Н.Г. Га-ранян и А.Б. Холмогоровой [6], опросник враждебности А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян [5]. Полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке, в том числе корреляционному анализу, и сопоставлялись с нормативными показателями.
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, у членов организации «Свидетели Иеговы» преобладает временная ориентация на будущее и позитивное прошлое. Ориентация на негативное прошлое - минимальная. В то время как в нормативных группах, сопоставимых по возрасту, ориентация на будущее может быть меньше, а на негативное прошлое - больше. Стоит отметить, что большая ориентация на будущее была характерна для молодых испытуемых и мужчин, на позитивное прошлое - для испытуемых старшего возраста и женщин.
Анализ корреляционных взаимосвязей между полученными психологическими характеристиками показал, что опыт негативного прошлого у членов этой организации тесно связан с самооценкой в сфере характера (г = -0,343; р = 0,01). Так, испытуемые с более позитивным прошлым опытом менее склонны разграничивать свой реальный характер и идеальный (г = -0,27; р = 0,046). Испытуемые, более убежденные в невозможности сколь-либо влиять на свою жизнь, демонстрируют более низкую уверенность в себе и своих возможностях (г = -0,305; р = 0,046).
Также установлено, что ориентация испытуемых на будущее предрасполагает их к большему восприятию окружающих как склонных демонстрировать собственное превосходство и унижать (г = 0,336; р = 0,012), воспринимать их холодными, равнодушными и несклонными к оказанию помощи (г = 0,399; р = 0,003). Напротив, испытуемые, ориентированные на гедонистическое настоящее, менее склонны видеть окружающих холодными и равнодушными (г = -0,425; р = 0,001). Испытуемые, ориентированные на фаталистическое настоящее, больше оценивают других как склонных демонстрировать собственное превосходство и унижать (г = -0,356; р = 0,008), презирать слабость (г = -0,512; р = 0,0001), как людей холодных, равнодушных и неготовых при необходимости к оказанию помощи (г = -0,266; р = 0,049).
По результатам исследования, более негативный опыт прошлой жизни испытуемых соотносится с восприятием ими других как предъявляющих более высокие требования (г = 0,425; р = 0,001), с внутренними ориентирами на более высокие стандарты деятельности (г = 0,574; р = 0,0001), большим се-лектированием информации о собственных неудачах и ошибках (г = 0,540; р = 0,0001), высоким уровнем поляризации мышления по типу «все или ничего» (г = 0,328; р = 0,014). Гедонистическое настоящее связано с преимущественным селектированием информации о совершенных ошибках и неудачах (г = 0,267; р = 0,049). Ориентация на будущее имеет отрицательную связь с
высокими стандартами деятельности (г = -0,436; р = 0,001), селектированием информации о неудачах и ошибках (г = -0,307; р = 0,022), контролем над чувствами (г = -0,283; р = 0,036). Ориентация на положительное прошлое имеет положительную взаимосвязь с высокими притязаниями и требованиями к себе (г = 0,341; р = 0,011). Фаталистическое настоящее коррелирует с высокими стандартами деятельности (г = 0,352; р = 0,008), селектированием информации о собственных неудачах и ошибках (г = 0,349; р = 0,009), поляризованным мышлением (г = 0,128; р = 0,348) и чрезмерными требованиями к другим (г = 0,416; р = 0,002).
Таким образом, проведенный анализ показывает, что обобщенная временная перспектива членов организации «Свидетели Иеговы» определяется нацеленностью на будущее с опорой на позитивное прошлое, что вполне укладывается в религиозную модель деятельности, сконцентрированной на подготовке в сегодняшней «мирской жизни» к жизни «вечной» завтрашней. Конкретные особенности временной перспективы испытуемых соотносятся с дополнительными психологическими характеристиками. При наличии негативного прошлого опыта испытуемые склонны иметь низкую самооценку личностных свойств, с тревогой и настороженностью относятся к окружающим, ожидая от них трудновыполнимых требований. Любую информацию воспринимают избирательно. Преувеличивая роль своих прошлых ошибок и неудач, оценивают свою сегодняшнюю деятельность критически и излишне категорично. Испытуемые с положительным опытом прошлого, будучи уверенными в себе и высоко оценивая свои личностные качества, предъявляют к себе более высокие требования. Фаталистическая ориентация испытуемых характеризует их как людей неуверенных, видящих в других обидчиков, не склонных к оказанию помощи, что соответствует доминированию в сознании враждебного образа мира. Они излишне направлены только на самые высокие стандарты деятельности, избыточно фиксированы на негативном опыте, связанном с неудачами и ошибками, категоричны и склонны много требовать от окружающих. Испытуемые, ориентированные преимущественно на будущее, демонстрируют определенный уровень враждебности к миру за счет того, что больше видят в окружающих равнодушия и стремления к унижению. Гедонистически ориентированные испытуемые менее враждебны и способны получать радости жизни в каждый текущий момент. Они, напротив, не склонны видеть в окружающем мире равнодушия, но также нацелены на избирательное сохранение в памяти негативной информации, связанной с жизненным опытом неуспеха.
Литература
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Богдановский И.В. Свидетели Иеговы как одна из самых распространённых современных нетрадиционных религий // Гуманітарні студії. 2013. № 17. С. 11-18.
3. Василенко Т.Д. Смысловая организация времени человеческого бытия как основание построения жизненного пути личности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 5(22). йР1_: http://mprj.ru (дата обращения: 24.10.2013).
4. Гараджа В.И. Религиоведение: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1994. С. 269.
5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги // Психология: направления междисциплинарных исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти А.В. Брушлинского (8 октября 2002 г.). М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003. С. 100-114.
6. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 3. С. 18-49.
7. Горюнов Д.В. Социальная концепция религиозного объединения «Свидетели Иеговы»: дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2006. 269 с.
8. Дворкин А.Л. Псевдохристианская секта «Свидетели Иеговы». О людях, никогда не расстающихся со «Сторожевой Башней». СПб.: Формика, 2002. 160 с.
9. Жуков А.В. Социальная идеология религиозной организации «Свидетели Иеговы» (по материалам Забайкальского края) // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12, № 2. С. 338-344.
10. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
11. Николаев Е.Л. Проблемы духовного совершенствования в лечении психических рас-
стройств // Вестник психотерапии. 2005. № 14. С. 9-20.
12. Николаев Е.Л. Система семейных и духовных ценностей при психической дезадапта-
ции // Вестник Чувашского университета. 2005. № 2. С. 90-99.
13. Николаев Е.Л., Чупрова О.В. Психологические особенности темпоральной перспективы личности в системе «зависимый-созависимый» // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 102-105.
14. Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса: дис. ... докт. полит. наук. Пятигорск, 2012. 417 с.
15. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) / А. Сырцова, О.В. Митина, Дж Бойд и др. // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 19-31.
16. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85-106.
17. Христианство: словарь / под ред. Л.Н. Митрохина. М.: Республика, 1994. С. 411-412.
18. Шилишпанов Р.В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ): дис. . канд. филос. наук. Белгород, 2006.
19. Щеткин Ю.Ю. Социально-психологическая характеристка конфессии свидетелей Иеговы // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. № 2. С. 417-426.
20. Boyd J.N., Zimbardo P.G. Time perspective, heath, and risk taking // Understanding Behavior in the Context of Time / Ed. by A. Strathman, J. Joireman. Mahwah, 2005. P. 85-108.
ОРЛОВ ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - аспирант кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары, ([email protected]).
ORLOV DMITRIY KONSTANTINOVICH - post-graduate student of Social and Clinical Psychology, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ. См. с. 196.