Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / направленность личности / синдром «профессионального выгорания» / психологические факторы / экстремальные условия жизнедеятельности / adaptation / personality orientation / professional burnout syndrome / psychological factors / extreme conditions of life

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коркмазов Джамал Умбарович

В статье рассматриваются психологические ресурсы адаптации личности. Адаптация является примером социального поведения человека. Адаптивное поведение представляет собой закрытую систему отношений к действительности, ограниченную социальной или природной средой и принятым в этой среде обычаям, нормам, стереотипам и программам. В психологической науке предметом изучения является психологическая адаптация (психическая адаптация, адаптация личности), которая трактуется как изменение, перестройка психики индивида (психологии личности) под влиянием объективных факторов среды. Под психологической адаптацией понимают изменение формы или содержания психических реакций со сменой энергетических, динамических и информационных характеристик внешних или внутренних раздражителей психики. Адаптация является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Личность, оказываясь в новых условиях или сталкиваясь с изменениями в окружающей среде, активно использует свои психологические ресурсы для успешной адаптации. В данной статье мы также рассмотрим психологические ресурсы, которые помогают личности эффективно приспосабливаться к новым обстоятельствам. Адаптированность необходимо рассматривать лишь как следствие адаптации отдельной личности до требований, норм поведения, ролевых намерений социальной группы, в которую она попала по тем или иным причинам. Связи между средами, в которых действует человек, но все связаны через его сознание, интересы и потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the psychological resources of personality adaptation. Adaptation is an example of human social behavior. Adaptive behavior is a closed system of relations to reality, limited by the social or natural environment and the customs, norms, stereotypes and programs accepted in this environment. In psychological science, the subject of study is psychological adaptation (mental adaptation, personality adaptation), which is interpreted as a change, restructuring of the individual's psyche (personality psychology) under the influence of objective environmental factors. Psychological adaptation is understood as a change in the form or content of mental reactions with a change in the energy, dynamic and informational characteristics of external or internal stimuli of the psyche. Adaptation is an integral part of every person's life. A person, finding himself in new conditions or facing changes in the environment, actively uses his psychological resources for successful adaptation. In this article, we will also look at the psychological resources that help the individual to adapt effectively to new circumstances. Adaptation should be considered only as a consequence of the adaptation of an individual to the requirements, norms of behavior, role intentions of the social group in which he fell for one reason or another. The connections between the environments in which a person acts, but all are connected through his consciousness, interests and needs.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

2. Воюшина, Е.А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е.А. Воюшина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы 1УМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017.-С. 11-14

3. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - Москва: Рос. пед. агентство, 1995. -44 с.

4. Датий, A.B. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями / A.B. Датий, О.В. Ковачев, A.A. Федосеев // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. -2014,- № 3. - С. 21-32

5. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп / В.В. Козлов, В.А. Мазилов, Н.П. Фетискин. - Москва: МАПН, Изд-во Института Психотерапии, 2018. - 660 с.

6. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: Смысл, 2006. - 63 с.

7. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2014.-240 с.

Психология

УДК 159.9

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Коркмазов Джамал Умбарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические ресурсы адаптации личности. Адаптация является примером социального поведения человека. Адаптивное поведение представляет собой закрытую систему отношений к действительности, ограниченную социальной или природной средой и принятым в этой среде обычаям, нормам, стереотипам и программам. В психологической науке предметом изучения является психологическая адаптация (психическая адаптация, адаптация личности), которая трактуется как изменение, перестройка психики индивида (психологии личности) под влиянием объективных факторов среды. Под психологической адаптацией понимают изменение формы или содержания психических реакций со сменой энергетических, динамических и информационных характеристик внешних или внутренних раздражителей психики. Адаптация является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Личность, оказываясь в новых условиях или сталкиваясь с изменениями в окружающей среде, активно использует свои психологические ресурсы для успешной адаптации. В данной статье мы также рассмотрим психологические ресурсы, которые помогают личности эффективно приспосабливаться к новым обстоятельствам. Адаптированность необходимо рассматривать лишь как следствие адаптации отдельной личности до требований, норм поведения, ролевых намерений социальной группы, в которую она попала по тем или иным причинам. Связи между средами, в которых действует человек, но все связаны через его сознание, интересы и потребности.

Ключевые слова: адаптация, направленность личности, синдром «профессионального выгорания», психологические факторы, экстремальные условия жизнедеятельности.

Annotation. The article deals with the psychological resources of personality adaptation. Adaptation is an example of human social behavior. Adaptive behavior is a closed system of relations to reality, limited by the social or natural environment and the customs, norms, stereotypes and programs accepted in this environment. In psychological science, the subject of study is psychological adaptation (mental adaptation, personality adaptation), which is interpreted as a change, restructuring of the individual's psyche (personality psychology) under the influence of objective environmental factors. Psychological adaptation is understood as a change in the form or content of mental reactions with a change in the energy, dynamic and informational characteristics of external or internal stimuli of the psyche. Adaptation is an integral part of every person's life. A person, finding himself in new conditions or facing changes in the environment, actively uses his psychological resources for successful adaptation. In this article, we will also look at the psychological resources that help the individual to adapt effectively to new circumstances. Adaptation should be considered only as a consequence of the adaptation of an individual to the requirements, norms of behavior, role intentions of the social group in which he fell for one reason or another. The connections between the environments in which a person acts, but all are connected through his consciousness, interests and needs.

Key words: adaptation, personality orientation, professional burnout syndrome, psychological factors, extreme conditions of life.

Введение. Проблема адаптации является междисциплинарной и рассматривается на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом, социально-психологическом уровнях. В широком смысле адаптация - это способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Несмотря на огромное количество исследований, посвященных изучению вопроса адаптации, этот феномен остается недостаточно изученным, есть пробелы в понимании сущности, структуры, видов и факторов, которые ее обуславливают.

Изложение основного материала статьи. Термин «адаптация» в научный оборот введен немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 году.

Со временем термин «адаптация» начали использовать не только в рамках биологии и физиологии, а также в психологии, социологии, педагогики и других областях науки.

Понятие адаптации универсальное, оно охватывает явления от приспособления организма к условиям окружающей среды до сложнейшей социально-психологической адаптации человека, которая представляет собой процесс ее взаимодействия с окружающей средой.

Основой для теоретической разработки понятия адаптация стали фундаментальные исследования таких ученых: Г. Селье [11], Л. Выготский [2], С. Рубинштейн [10], А. Леонтьев [6] и др.

Вопрос о динамических тенденциях как необходимых компонентах подлинного объяснения психических процессов задал в современной психологии Л.С. Выготский. Он выделил динамический аспект направленности от смыслового, пытаясь превратить его в универсальный механизм объяснения человеческой психики. Л.С. Выготский адаптацию трактовал как способ связи лица и макросоциума, изменение общественного положения (статуса) личности, приобретение новой социальной роли, то есть адаптация соотносится с социализацией [2, С. 112].

Существует огромное количество определений адаптации как научного феноменая». А.Н. Леонтьев рассматривал адаптацию как приспособление организма к новым условиям существования, к окружению [6, С. 76]. Рубинштейн С.Л. изучал адаптацию в широком смысле и трактовал как процесс удовлетворения потребностей индивида относительно требований среды, вызывая изменения в поведении и деятельности, актуализируя процессный (адаптация как процесс) и

исходный (адаптация как состояние) аспекты рассматриваемой категории [10, С. 56]. Ж. Пиаже обращал внимание, что, адаптация - это способность личности справиться со сложностями определенной ситуации. Она происходит с помощью видов деятельности, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга: ассимиляции и аккомодации. Они способствуют когнитивному развитию. И конечным результатом этого процесса является состояние равновесия между окружением и когнитивными структурами личности [8, С. 56].

Почебут Л.Г. и Чикер В.А. считают, что адаптация - это тенденция к установлению равновесия между индивидом и средой при условии, что индивид (как активная подсистема) не разрушается и, более того, поддерживаются определенные параметры его функционирования [9, С. 122].

Психологи чаще всего используют классификацию адаптации по разным уровням функционирования индивида, которые имеют специфические признаки, но для них базовые адаптационные механизмы являются общими. Выделяют следующие уровни: психологический, социальный, физиологический. Различные исследования данного феномена наполняли и обогащали его содержание, что дало возможность рассмотреть процесс приспособления человека к новым условиям как категорию, которая сочетает в себе все имеющиеся контексты адаптации. Соответственно были выявлены типы адаптации: социальная, экологическая, психическая, медицинская, социокультурная и психологическая.

И.А. Александрова писала, что в адаптации организма человека большую роль играет направленность личности, что является социально обусловленной подструктурой в структуре личности. Эта подструктура формируется воспитанием и включает установки, ставшие ее свойствами [1, С. 283].

Особенности влияния успешности процесса адаптации в новой среде на психологическое здоровье исследовала Л.С. Дениско. Автор утверждает, что без сохранения психологической устойчивости невозможно удовлетворение от процесса самореализации, ощущения умственного и социального благополучия. Основными показателями психологического благополучия, по ее мнению, является способность преодолевать стрессовые ситуации, отсутствие депрессии и наличие перспектив [4, С. 614].

В сложных социально-экономических условиях развития общества процесс адаптации становиться важным условием сохранения здоровья человека [5, С. 6]. Для успешности процесса адаптации человек вынужден мобилизовать психологические ресурсы. К основным психологическим ресурсам адаптации личности относятся: рефлексия и самосознание, эмоциональный интеллект, гибкость мышления.

Рефлексия выступая психологическим ресурсом адаптации позволяет личности осознавать свои мысли, эмоции и действия, что помогает лучше понять себя и свои потребности; самосознание позволяет оценивать свои сильные и слабые стороны, что способствует развитию личностной гибкости и адаптации [11, С. 53].

Эмоциональный интеллект как психологический ресурс включает в себя умение распознавать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями; личности с развитым эмоциональным интеллектом легче справляются с эмоциональными вызовами, что способствует успешной адаптации [7, С. 91].

Гибкость мышления предполагает способность видеть альтернативные решения и приспосабливаться к новым обстоятельствам; человек, обладающий гибким мышлением, лучше справляется с неожиданными ситуациями и может быстро перестраивать свои стратегии [13, С. 221].

Изучая адаптацию с психологической точки зрения, необходимо определить характер взаимодействия личности в группе.

Рассматривая дефиницию понятия «адаптация», считаем целесообразным проанализировать понятие «социальная адаптация», что даст возможность целостно исследовать рассматриваемою проблему [4, С. 172].

Большинство авторов, рассматривая проблемы приспособления человека все чаще разграничивают понятия «адаптация», «адаптивность» и «адаптированность». Так, Дереча В. А. трактует понятие «адаптация» как процесс и результат [3, С. 67]. В то же время адаптацию как процесс определяют термином «адаптивность», а «оформленность психических процессов» в виде состояний и комплексов - как «адаптированность».

Философской основой для понимания процесса социальной адаптации является гуманистическая философия, которая раскрыта в трудах Селье Г., которая объясняет феномен социальной адаптации личности, является идея установления единства между личностью и социальной средой, что приводит к росту сознания, когда внешнее единство превращается во внутреннюю [12, С. 23].

Исходя из этого, А.Н. Леонтьев социальную адаптацию рассматривал как процесс приспособленности личности к требованиям социальной группы, что определяется преимущественно через познавательные (гносеологические) аспекты и считал, что социальную адаптацию, социальную адаптированность нужно различать как на феноменологическом, так и гносеологическом уровнях [6, С. 65].

«Взаимодействие» предполагает взаимосвязь, взаимное влияние, взаимное действие субъектов. Описание процесса адаптации как взаимодействия тесно связан с признанием активной роли личности и с повышением статуса осознанного поведения [15, С.105].

Необихевиористы исследуя социальную адаптацию основной задачей ставили достижение равновесия между личностью и социальной группой, тем самым процесс адаптации они сводили к приспособлению определенной группы к новым условиям, не принимая во внимание приспособления отдельной личности. Бихевиаристы связывали процесс адаптации с определенной группой, в которую входит индивид; интеракционалисты - с социальной активностью личности; психоаналитики - по разрешению конфликтных ситуаций [1, С. 283].

Психологическая наука выделяет внешнюю и внутреннюю адаптацию, синтез которых и определяет понятие «общей адаптации» [9, С. 65].

Ресурсность социальной среды в процессе социальной адаптации может выражаться в создании благоприятного или неблагоприятного окружения, включая условия формирования механизма взаимодействия, общения в социальной группе (например, семье, местном сообществе или рабочем коллективе). Отсутствие положительной мотивации на установление коммуникативных связей является одной из важнейших проблем, крайне затрудняющих позитивное, толерантное социальное развитие. Таким образом, особенности жизненной среды и жизненная ситуация индивидов обусловливают специфику их поведения.

Отсюда ясно, что особенности жизненной среды, жизненная ситуация людей выступая психологическими ресурсами обуславливают специфику процесса адаптации личности к сложным социальным условиям. Таким образом, с позиций указанных теоретических представлений психологическими ресурсами социальной адаптации личности выступают как личностные качества: рефлексия, самосознание, гибкость мышления, эмоциональный интеллект, так и социальная среда.

Для успешности процесса адаптации важна работа социально-психологических служб, осуществляющих сопровождение данного сложного процесса [14, С. 278]. Ведущими направлениями работы по психологическому сопровождению адаптации выступают: индивидуальная работа, тренинговые занятия и психотерапия. Программы по сопровождению процесса адаптации направлены на решение следующих проблем: повышение уровня адаптации; работа с

тревогами и страхами; с беспокойством и навязчивыми мыслями; с нарушениями сна и ночными кошмарами. Также программы направлены на повышение ресурсности и улучшение эмоциональной регуляции; на стрессоустойчивость и преодоление депрессивных состояний.

Выводы. Таким образом, нами рассмотрены психологические ресурсы процесса адаптации. Понятие «адаптация» рассматривается как совокупность изменений, которые произошли в жизнедеятельности человека, и, которые обуславливают необходимость ее приспособления к новой социальной среде, к новым условиям жизнедеятельности. По результатам анализа исследований выявлено, что от уровня осознанности психологических ресурсов зависит процесс адаптации личности к сложным социальным условиям. Выделены два подхода адаптации и интеграции: социокультурный -адаптация рассматривается как преодоление культурного шока; ресурсный - получение и осознание ресурсов для успешности процесса адаптации.

Итак, понятие адаптации в психологии рассматривается как процесс и состояние приспособления к изменениям во внешних социальных условиях и обстоятельствах, внутренних качествах и чертах адаптанта (биологических, социально-психологических, статусно-ролевых), которые происходят благодаря изменениям как социальных стереотипов поведения, ценностей, так и способов информационно-интерпритационного отображения (конструирование, реконструирование) реальности сознанием личности.

Литература:

1. Александров, И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И.А. Александров // Молодой ученый. - 2018. -№ 22 (208). - С. 283-285

2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 144 с.

3. Дереча, В.А. Социальная психология / В.А. Дереча. - М.: Юрайт. - 2020. - 182 с.

4. Дениско, Л.С. Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии / Л.С. Дениско // Молодой ученый. - 2021. - № 9 (351). -С. 171-173

5. Китова, Д.А. Динамика интереса к коронавирусной инфекции в международном информационном пространстве / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 2. -С. 4-12

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В2т.Т. 1/ А.Н. Леонтьев; под ред. В.В. Давыдова [и др.]; сост.: А.Г. Асмолов, М.П. Леонтьева. - Москва: Педагогика, 1983. - 392 с.

7. Лепшокова, A.A. Психологические особенности эмоционального интеллекта и его роль в различных сферах жизнедеятельности человека / A.A. Лепшокова, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: Сборник научных трудов / отв.ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2019. - С. 89-93

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. - М., 1969. - 612 с.

9. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Юрайт, 2019. - 246 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.

11. Салпагарова, Ф.И. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте / Ф.И. Салпагарова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. -2018. -№ 5.-С. 51-58

12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва, 2012. - 420 с.

13. Семенова, Ф.О. Социально-психологические особенности взаимосвязи социокультурного пространства и процесса профессионализации личности / Ф.О. Семенова, Ж.Б. Дотдуева // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 5. -С. 221-228

14. Семенова, Ф.О. Социально-психологическая служба, социально-психологическая поддержка учащихся и психологическое сопровождение в школе / Ф.О. Семенова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2020 года. - Москва: ООО "Парнас", 2020. - С. 277-282

15. Чернова, Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. - М.: Юрайт. - 2019. - 188 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены содержание феномена тендерной идентичности. Тендерная идентичность - это термин, используемый для обозначения внутренней идентификации человека с тем, чтобы быть мужчиной или женщиной. Представляется возможным выделить несколько аспектов в конструировании тендерной идентичности, тендерная идентичность и самовосприятие специфических гендернотипических атрибутов являются отдельными конструктами и поэтому требуют изучения. В статье осуществлен анализ различных аспектов тендерной идентичности. Учитывая разнообразие детей по темпераментам, интересам, способностям, возможностям, подход, где тендерная идентичность одинакова для всех, скорее всего, не будет реалистичным. Возможность реализовывать собственные потребности в случае их сильной тендерной типизированности более оправдано, если дети учатся уважать каждый тендерный коллектив, а также тендерную индивидуальность каждого коллектива.

Ключевые слова тендерная идентичность, тендерная схема, внутригендерная и межгендерная типизация. Annotation. The article considers the dynamics and content of the phenomenon of gender identity. Gender identity is a term used to refer to a person's internal identification with being male or female. Unlike gender or gender identity, gender identity focuses on self-image. It seems possible to single out several aspects in the construction of gender identity; gender identity and self-perception of specific gender-typical attributes are separate constructs and therefore require study. The article analyzes various aspects of gender identity. Given the diversity of children in terms of temperaments, interests, abilities, opportunities, an approach where gender identity is the same for all is likely not to be realistic and desirable. Allowing children to pursue their own interests -even if they are heavily gender-typed - Is probably more justified if children learn to respect each gender collective, as well as the diversity within each collective in the gender-typed characteristics of its members.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.