ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.99:37.015.32
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Э.А. СОКОЛОВА*
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины,
Республика Беларусь
В статье показаны психологические проблемы воспитателей с разным стажем работы, установлены различия в частоте встречаемости психологических проблем, выраженности переживаний при них и способов решения проблем и выхода из переживаний у групп с разным стажем работы. С опорой на понимание своих психологических проблем воспитателями были выделены ведущие характеристики группы воспитателей с разным стажем работы и было выявлено, что все они нуждаются в оказании психологической помощи, но цель этой помощи для каждой из рассмотренных групп должна быть различной.
Ключевые слова: психологические проблемы, воспитатели, стаж работы, переживания, способы решения проблемы, способы выхода из переживаний.
Введение
Главной фигурой в детском саду, оказывающей влияние на воспитание ребенка, является воспитатель. Воспитатель, как и любой другой человек, может иметь ряд психологических проблем. Как пишет Х. Хартманн, «нормальное человеческое бытие не свободно ни от проблем, ни от конфликтов» [4, с. 25]. Воспитатель может по-разному относиться к своей проблеме, иногда он очень сильно ее переживает. В некоторых случаях, даже при высоком уровне профессионализма воспитателя и высоком уровне его мотивации профессиональной деятельности иногда он не может в полной мере выполнить свои профессиональные обязанности, так как направлен на переживания своих проблем.
В настоящее время установлено, что в процессе профессиональной деятельности
© Соколова Э.А., 2017
* Для корреспонденции:
Соколова Эмилия Александровна канд. мед. наук, доцент,
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, кафедра психологии E-mail [email protected]
происходит профессиональная деформация личности [1]. Личность человека будет изменяться, и, исходя из этого, можно предполагать, что у представителей профессиональной социальной группы с разным стажем работы будут различаться и психологические проблемы. Изменятся понимание и переживание человеком своих проблем, изменятся и применяемые человеком способы выхода из переживаний или способы решения проблем. Своевременная помощь или профилактика этих проблем будет способствовать повышению качества работы воспитателя, что окажет позитивную роль в развитии воспитанников детского сада. Поэтому знание психологических проблем воспитателей детского сада приобретает значение не только для этой профессиональной группы, но и для общества в целом. Знание особенностей психологических проблем воспитателей с разным стажем работы поможет наметить меры по целевой профилактике психологических проблем воспитателей с разным стажем работы по специальности.
Цель исследования - установление специфики психологических проблем воспитателей с разным стажем работы.
Методика
Метод настоящего исследования - эмпирическое исследование и анализ его результатов. Методологической основой работы явился философский принцип конструктивного альтернативизма G.A. Kelly [6]. Исследование опиралось на понимание того, что человек сам решает, какие проблемы для него являются значимыми, а какие нет, осознает свои проблемы и (или) переживания при них, может осознавать способы решения проблем или способы выхода из переживаний. Человек сам решает, как ему действовать при появлении той или иной проблемы; поэтому при изучении психологических проблем воспитателей они сами должны рассказать про свои проблемы. Так как общепризнанной методики выявления психологических проблем в понимании респондентов в настоящее время нет, то для исследования применялась анкета. Воспитателям предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты: какие у них имеются проблемы, как протекают их переживания по поводу психологических проблем, какие они используют способы решения проблем или выхода из переживаний.
Понимание психологических проблем
Выборка воспитателей включала в себя 90 человек, из которых: у 41 человека был стаж работы от 0,5 до 5 лет, у 19 человек -от 6 до 15 лет, у 19 человек - от 16 до 24 лет, у 9 человек было более 24 лет. Два человека не указали свой стаж работы, но результаты исследования их психологических проблем вошли в общую группу результатов. Один из респондентов был мужского пола, все остальные - женского.
Результаты и обсуждение
Исследование имело ряд этапов. На первом этапе проводилось обследование воспитателей на условиях добровольности и анонимности. На втором - проводился анализ результатов методом контент-анализа и выделялись конструкты понимания воспитателями своих психологических проблем. Затем были сформированы подгруппы с разным стажем работы и осуществлялось сравнение результатов исследования психологических проблем воспитателей с разным стажем работы. Для математической обработки использовался метод углового преобразования Фишера [3]. Результаты исследования представлены в таблицах.
Таблица 1
спитателями с разным стажем работы
№ п/п Выделенные воспитателями виды психологическим проблемам Частота вст эечаемости в группах с разным стажем работы (в %)
Общая группа Стаж до 5 лет Стаж от 6 до 15 лет Стаж от 16 до 24 лет Стаж более 24 лет
1 Материальные проблемы 22,2 21,9 15,8 26,3 33,3
2 Проблемы со здоровьем 7,8 4,9 10,5 10,5 11,1
3 Есть проблемы 78,9 68,3 84,2 84,2 100
4 Проблемы на работе 32,2 14,6 47,4 47,4 44,4
5 Социальные проблемы 12,2 12,2 15,8 10,5 0
6 Экзистенциальные проблемы 8,9 14,6 0 5,3 0
7 Проблемы взаимоотношений 35,5 39,0 31,6 36,8 22,2
8 Проблемы взаимопонимания 34,4 43,9 26,3 15,8 44,4
9 Много проблем 8,9 7,32 0 15,8 22,2
10 Личные и личностные проблемы 30 41,5 15,8 31,6 11,1
11 Эмоциональные проблемы 17,8 21,9 10,5 5,3 44,4
12 Семейные проблемы 63,3 65,8 73,7 52,6 55,6
Примечание: в этой и других таблицах наиболее часто встречающиеся проблемы выделены жирным шрифтом
Из таблицы 1 видно, что во всех группах обнаруживается значительное количество психологических проблем. Наличие психологических проблем, указываемое респондентами, может быть различным, и не всегда оно соотносится с наличием тех проблем, которые имеются у респондентов в реальности. Здесь действует ряд факторов, среди которых и отрицание наличия проблем, и нежелание их раскрывать и даже упоминать про них; поэтому данный конструкт сам по себе не всегда является информативным. Однако он играет роль, во-первых, при сравнении его с аналогичным в других подгруппах группы, во-вторых, как показатель возможной психологической защиты от попытки узнать некоторые подробности личной жизни респондентов.
Некоторые конструкты были сборными. Конструкт «проблемы со здоровьем» включал в себя также некоторое количество мнений респондентов о том, что они часто устают, работают «через силу». Конструкт «социальные проблемы» содержал ряд мнений: «бытовые проблемы», «проблемы с жильем», «получение скидки», и т.д. Конструкт «экзистенциальные проблемы»
включал в себя проблемы страха будущего, недовольства своей жизнью и недовольства собой. Проблемы на работе некоторыми респондентами раскрывались, а некоторыми - только указывалось их наличие. Среди отмеченных проблем - такие, как: «перегруженность групп», «частые проверки», «много ненужных бумаг», «вынуждена заниматься ремонтом групп», «много работы», «недостаточная помощь специалистов», «руководство отстраняется от решения проблем», «нехватка раздаточного материала по труду», «работа с родителями», «работа с родителями по оказанию помощи в ремонте сада», «проблемы взаимоотношений в коллективе», и т.д. Проблемы производственной деятельности воспитателей требуют отдельного рассмотрения. Конструкт «личные и личностные проблемы» включал в себя проблемы саморазвития, сниженной самооценки, неудовлетворенности работой, не раскрытые респондентами личные и личностные проблемы, незначительное количество проблем нехватки времени. Конструкт «эмоциональные проблемы» содержал также и проблемы недостаточного контроля эмоций.
Таблица 2
Понимание протекания переживаний психологических проблем воспитателями
с разным стажем работы
№ п/п Конструкты по протеканию переживаний Частота встречаемости в группах с разным стажем работы (в %)
Общая группа Стаж до 5 лет Стаж от 6 до 15 лет Стаж от 16 до 24 лет Стаж более 24 лет
1 Думаю 16,7 19,5 10,5 21,0 11,1
2 Очень остро воспринимаю, тяжело 16,7 21,9 15,8 10,5 11,1
3 Переживаю, все «принимаю близко к сердцу» 28,9 29,26 42,1 21,0 22,2
4 Беспокойство, волнение 13,3 14,6 15,8 5,3 22,2
5 Тревога 8,9 2,4 26,3 10,5 0
6 Депрессия 8,9 12,2 5,3 5,3 11,1
7 Спокойно воспринимаю 15,6 12,2 15,8 21,0 11,1
8 Не показываю своих проблем 13,3 17,1 15,8 5,3 0
9 Хочу побыть одной 8,9 4,9 10,5 5,3 33,3
10 Изменяется настроение 10 2,4 26,3 5,3 22,2
11 Изменяется самочувствие 10 7,3 10,5 21,0 0
Значительное количество семейных проблем, которые отмечают респонденты, соотносится с результатами исследований других авторов, и кроме этого, в современной литературе констатируется высокая значимость семейных проблем для человека [5].
Достоверных различий по частоте встречаемости семейных проблем в группах с разным стажем работы и с общей группой не выявлено. Семейные проблемы воспитателей требуют отдельного рассмотрения. Частота встречаемости материальных проблем в разных группах по стажу варьирует, но не имеет достоверных различий, как между собой, так и с общей группой. Значимыми для большинства подгрупп являются проблемы взаимоотношений. Достоверных различий по частоте встречаемости этих проблем между подгруппами и с общей группой нет.
Понимание протекания переживаний при психологических проблемах у группы воспитателей с разным стажем работы представлено в таблице 2.
Из приведенной таблицы видно, что респонденты по-разному переживают свои проблемы. Некоторые конструкты были сборными, например, конструкт «тревога» включает в себя еще и «раздражительность», и единичное высказывание «повышается агрессивность». Конструкт «депрессия» содержит также и высказывания, указывающие на отдельные симптомы депрессии: «апатию», «угнетение», «беспомощность», «снижение самооценки».
Некоторые респонденты спокойно воспринимают свои проблемы, думают о проблемах и своих переживаниях. Некоторые переживают сильно и высказывают разные мнения об этом. На сильную выраженность переживаний указывали следующие конструкты: «очень остро воспринимаю, тяжело», «переживаю, все принимаю близко к сердцу», «депрессия». Сильная выраженность переживаний в каждой из подгрупп и в общей группе составляет (сумма определялась для значений без округления):
- для общей группы - 54,4%;
- для подгруппы со стажем до 5 лет -63,4%;
- для подгруппы со стажем от 6 до 15 лет
- 63,2%;
- для подгруппы со стажем от 16 до 24 лет - 36,8%;
- для подгруппы со стажем более 24 лет
- 44,4%.
У респондентов подгрупп с разным стажем работы отмечается значительное количество сильных переживаний при психологических проблемах.
Результаты исследования способов решения проблем и выхода из переживаний у воспитателей с разным стажем работы показаны в таблице 3.
Из данных этой таблицы следует, что воспитатели используют разнообразные способы выхода из переживаний, значительное количество пытается решить проблемы, думает об этом, обращается за помощью к специалистам. Некоторые воспитатели используют несколько способов. Способы решения проблем или выхода из переживаний соотносятся с теми, которые описаны в современной литературе [2]. Часто респонденты оценивают результаты решения проблем.
Более 40% воспитателей высказывают мнение, что для решения проблем или выхода из переживаний необходима беседа с близкими людьми. В беседе с близкими человек получает психологическую поддержку, возможно, подсказку, как решить проблему, он не хочет чувствовать себя одиноким. Противоположным этому является конструкт «книги, музыка, религия, кино, одиночество». При этом способе человек ищет в музыке, книгах, кинофильмах, религии похожие на свою проблемы, созвучность собственным переживаниям, способы справляться с ними, опирается на Бога. Хотя к этому он идет в одиночестве, но это одиночество позитивно, предоставляются ресурсы, чтобы справиться с жизненными трудностями.
Эффективность некоторых способов, применяемых воспитателями, зависит от ситуации. К ним можно, например, отнести способы: «ухожу от конфликта», «усту-
паю», «сам (сама) себя успокаиваю». Воспитатели не раскрывают ситуаций, в которых они используют эти способы, да и такая задача при исследовании не ставилась.
Таблица 3
Понимание способов решения проблем или выхода из переживаний воспитателями
с разным стажем работы
№ п/п Конструкты по способам решения психологических проблем или выхода из переживаний Частота встречаемости в группах с разным стажем работы (в %)
Общая группа Стаж до 5 лет Стаж от 6 до 15 лет Стаж от 16 до 24 лет Стаж более 24 лет
1 Увлечения: бисероплетение, цветоводство, кружок 6,7 4,9 10,5 5,3 11,1
2 Переключаюсь на другую деятельность, погружаюсь в работу 21,1 24,4 21,0 5,3 33,3
3 Спорт, велосипед, работа на даче, прогулка, общение с природой 7,8 9,8 10,5 0 11,1
4 Отдых 7,8 7,3 15,8 0 11,1
5 Думаю, как решить проблему 15,6 17,0 10,5 26,3 0
6 Книги, музыка, религия, кино, одиночество 13,3 12,2 21,0 10,5 11,1
7 Релаксация, лекарства, алкоголь, кофе 8,9 12,2 5,3 5,3 11,1
8 Игнорирую проблемы, они сами решаются 6,7 12,2 5,3 0 0
9 Беседа с близкими, друзьями 42,2 34,1 57,9 47,4 33,3
10 Сам (сама) себя успокаиваю 23,3 29,3 15,8 21,0 11,1
11 Ухожу от конфликта 13,3 14,6 15,8 10,5 11,1
12 Пытаюсь решить проблему 46,7 53,7 31,6 52,6 33,3
13 Стараюсь решить проблему быстро, по мере поступления 6,7 9,8 0 10,5 0
14 Ищу поддержки, со стороны друзей, не хочу быть одной 10 7,3 5,3 15,8 22,2
15 Обращаюсь к специалисту, читаю книги по специальности, прошу советы коллег 12,2 9,8 5,3 26,3 11,1
16 Компромисс 7,7 4,9 15,8 5,3 11,1
17 Уступаю 11,1 14,6 5,3 15,8 0
18 Высказываю свою точку зрения и отстаиваю ее, даю отпор 21,1 21,9 15,8 26,3 22,2
19 Решаются 40 36,6 63,1 31,6 22,2
20 Постепенно решаю 12,2 7,3 15,8 15,8 11,1
21 Не решаются 8,9 12,2 5,3 5,3 11,1
22 Не всегда решаются, медленно решаются 38,9 39,0 21,0 52,6 55,5
Однако, учитывая значительное количество высказываний о том, что проблемы не решаются или не всегда решаются, воспитатель не всегда применяет необходимый в конкретной ситуации способ, чтобы решить проблему или избавиться от переживаний.
Характеристика психологических проблем подгрупп с разным стажем работы
Подгруппа со стажем до 5 лет отмечает значительное количество проблем, но их меньше, чем у подгруппы со стажем более 24 лет. У этой подгруппы много семейных проблем, проблем на работе, личностных проблем, проблем взаимопонимания и взаимоотношений.
Проблемы на работе встречаются реже, чем в общей группе (р<0,012), группе со стажем от 6 до 15 лет (р<0,003), группе со стажем от 16 до 24 лет (р<0,003), группе со стажем более 24 лет (р<0,033). Респондент с таким стажем в меньшей степени направлен на работу и ее проблемы. Работа для этой подгруппы не имеет такой значимости, как для всех остальных подгрупп, но при этом каждый пятый член этой подгруппы отмечает материальные проблемы.
Проблемы взаимопонимания чаще отмечают респонденты группы со стажем до 5 лет по сравнению с группой со стажем от 16 до 24 лет (р<0,011). Проблемы взаимопонимания, скорее всего, связаны или с небольшим сроком собственной семейной жизни или с небольшим стажем работы. У респондентов со стажем работы до 5 лет по сравнению с респондентами со стажем работы от 6 до 15 лет чаще встречаются личностные и личные проблемы (р<0,018). Здесь играет роль, скорее, не стаж работы, а возраст респондентов. Члены подгруппы до 5 лет стажа отмечают сильные переживания чаще по сравнению с подгруппой от 16 до 24 лет (р<0,026). Учитывая направленность этой подгруппы на проблемы в семье, личностные проблемы и проблемы взаимопонимания, сильные пережива-
ния связаны именно с семейной темой. Подгруппа со стажем до 5 лет нередко использует попытки решить проблемы, а для решения проблемы или выхода из переживаний - беседу, самоуспокоение или переключение на другую деятельность. Решение проблем для этой подгруппы имеет высокую значимость, так как почти все ее члены отслеживают эффективность решения проблем. Эффективность решения проблем этой подгруппой недостаточно высока, так как более половины ее членов указывают на то, что проблемы не решаются, не всегда или медленно решаются. Эта группа, в нашем понимании, нуждается в тренинге общения для улучшения понимания партнеров по общению, нуждается в обучении более эффективным способам решения проблем или выхода из переживаний, помощи в решении семейных проблем, а, учитывая значительную частоту сильных переживаний, в работе с переживаниями.
Подгруппа со стажем работы от 6 до 15 лет часто указывает на семейные проблемы, проблемы взаимоотношений и проблемы на работе. Проблемы на работе у этой подгруппы отмечаются чаще, чем у подгруппы со стажем до 5 лет (р<0,003), что означает, что для этой подгруппы работа имеет большую значимость, чем для предыдущей подгруппы по стажу. Данная подгруппа указывает на значительное количество переживаний. У этой подгруппы чаще, чем у общей группы констатируется изменение настроения (р<0,044), тревога (р<0,031). Подгруппа возраста от 6 до 15 лет часто обращает внимание на сильные переживания, чаще отмечает их по сравнению с подгруппой от 16 до 24 лет (р< 0,05).
Чаще по сравнению с подгруппой со стажем до 5 лет беседу используют члены подгруппы со стажем от 6 до 15 лет (р<0,042). Члены подгруппы со стажем от 6 до 15 лет чаще решают свои проблемы по сравнению с общей группой (р<0,032), группой со стажем до 5 лет (р<0,027), груп-
пой со стажем от 16 до 24 лет (р<0,024). Они реже свидетельствуют, что проблемы не всегда решаются по сравнению с группой со стажем от 16 до 24 лет (р<0,02) и группой со стажем более 24 лет (р<0,036). Рассматриваемая подгруппа является довольно успешной в решении своих проблем по сравнению с другими. Проблемой этой подгруппы представляется повышенное эмоциональное реагирование на проблемы. Помощь психолога для этой подгруппы должна быть направлена на снижение эмоционального реагирования на проблемы и обучение более эффективным способам выхода из переживаний.
Для подгруппы со стажем от 16 до 24 лет наиболее значимыми проблемами являются семейные проблемы, личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и проблемы на работе. У этой подгруппы реже возникают проблемы взаимопонимания по сравнению с общей группой (р<0,042). Эта подгруппа более спокойно воспринимает свои проблемы. Так, более 40% респондентов утверждают, что спокойно воспринимают проблемы и думают о проблеме; однако у этой подгруппы каждый пятый отмечает изменение самочувствия при переживании. По-видимому, в этой подгруппе происходит переход при переживаниях с психологического уровня реагирования на соматический. Про такой переход пишет А. Митчерлих, связывая его с исчерпыванием возможностей психологических способов решения психологических проблем [7]. Эта группа нуждается в мультидисциплинар-ном подходе, включая как работу психолога, так и специалиста по медицине. Цель помощи - лечение и профилактика психосоматических заболеваний, а также расширение репертуара психологических способов решения проблем. Профилактику психосоматических заболеваний у этой подгруппы необходимо проводить на более раннем этапе трудовой деятельности - с группой со стажем от 6 до 15 лет. Она должна включать в себя обуче-
ние эффективным способам выхода из переживаний.
Для подгруппы со стажем более 24 лет наиболее значимыми являются семейные проблемы, материальные проблемы, проблемы на работе, проблемы взаимопонимания и эмоциональные проблемы. Эта подгруппа указывает на значительное количество проблем. Количество проблем у данной группы респондентами отмечается чаще по сравнению с проблемами общей группы (р<0,002), подгруппы со стажем до 5 лет (р<0,001), подгруппы со стажем от 6 до 15 лет (р<0,022), подгруппы со стажем от 16 до 24 лет (р<0,022).
Эмоциональные проблемы встречаются чаще у группы со стажем более 24 лет по сравнению с общей группой (р<0,046). Если сравнить подгруппы со стажем от 6 до 15 лет, от 16 до 24 лет и со стажем более 24 лет, то выявляются следующие изменения. У подгруппы от 6 до 15 лет отмечается повышенное эмоциональное реагирование на проблемы, затем у подгруппы со стажем от 16 до 24 лет - эмоциональное реагирование снижается, но происходит переход на соматический уровень реагирования на проблемы. А затем подгруппа со стажем более 24 лет констатирует значительное количество эмоциональных проблем, демонстрируя тем самым, что эта подгруппа продолжает находиться в психотравмиру-ющей среде, ее проблемы недостаточно решаются, и она уже не может подавлять свои переживания и никому их не показывать. В данной подгруппе ни один человек не отметил это мнение. Конструкт «хочу побыть одна» чаще встречается в группе со стажем более 24 лет, чем в общей группе (р<0,037). При этом у каждого пятого члена указанной подгруппы изменяется настроение.
Ведущей характеристикой группы со стажем более 24 лет представляется значительное количество проблем, главным образом, эмоциональных проблем, меньшая возможность их решения, в связи с чем - более частое обращение к одиночеству. Скорее всего, человек потерял веру в
возможность решения своих проблем. Для этой подгруппы можно рекомендовать помощь психолога в создании мотивации к решению проблем.
У общей группы воспитателей имеются разнообразные психологические проблемы, которые они не всегда эффективно решают.
Заключение
На основании выполненного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Проведенное исследование показывает существенное различие в понимании своих проблем, переживаний, способов решения проблем и выхода из переживаний между подгруппами воспитателей разного стажа работы, а также несходство каждой подгруппы с пониманием своих проблем общей группой воспитателей.
2. Посредством понимания психологических проблем у групп воспитателей с разным стажем работы и сравнения психологических проблем между подгруппами и с общей группой воспитателей можно сделать некоторые выводы относительно психологической помощи каждой из указанных подгрупп и общей группе воспитателей.
Исследование в целом свидетельствует о том, что выборки с разным стажем работы нуждаются в оказании психологической помощи, но цель этой помощи для каждой из рассмотренных выборок должна быть различной.
Результаты могут быть использованы психологами, работающими с группами воспитателей с разным стажем работы.
Литература
1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
2. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями // Журнал социоло-
гии и социальной антропологии. - 1998. -Т. 1. - № 2. - С. 102-113.
3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
4. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. Пер. с англ. В.В. Старовойтова / Под общ. ред. М.В. Ромашкевича. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.
6. Kelly G.A. A Theory of Personality: The Psychology of Personal Constructs. - New York - London: W.W. Norton & Company, 1963. - 208 p.
7. Mitscherlich A. Krankheit als Konflikt Studien zur psychosomatischen Medizin I. -Suhrkamp Verlag, 1966.
References:
1. Beznosov SP. Professional'naya deformatsiya lichnosti. St-Petersburg: Rech', 2004: 272 (In Russian).
2. Muzdybayev K. Strategii sovladaniya s zhiznennymi trudnostyami. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii 1998; 1(2):102-113 (In Russian).
3. Sidorenko YeV. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. St-Petersburg: Rech', 2004: 350 (In Russian).
4. Khartmann Kh. Ego-psikhologiya i problema adaptatsii. Per s angl VV Starovoytova. Pod obshch red MV Romashkevicha. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy, 2002: 160. (In Russian).
5. Eydemiller EG, Dobryakov IV, Nikol'skaya IM. Semeynyy diagnoz i semeynaya psikhoterapiya. St-Petersburg: Rech', 2005: 336 (In Russian).
6. Kelly GA. A Theory of Personality: The Psychology of Personal Constructs. New York - London: WW Norton & Company, 1963: 208.
7. Mitscherlich A. Krankheit als Konflikt Studien zur psychosomatischen Medizin I. Suhrkamp Verlag, 1966.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE
E.A. SOKOLOVA
Department of Psychology of the Francis Skorina Gomel State University, Republic of Belarus
The psychological problems of educators with different work experience are shown in the article defining differences in the frequency of occurrence of psychological problems, the severity of the experiences and the ways of solving problems and coping with emotions for groups with different work experience. Based on the understanding of their psychological problems, educators identified the leading characteristics of a group of educators with different work experience and it was revealed that they all needed psychological assistance but the purpose of this assistance for each of the groups examined should be different.
Keywords: psychological problems, educators, work experience, problem solving, coping.
Address:
Sokolova E.A.,
Ph.D., Associate Professor
Department of Psychology of the Francis Skorina Gomel State University
E-mail: [email protected]