Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телемедицина / цифровизация в медицине / искусственный интеллект / качество медицинских услуг. / telemedicine / digitalization in medicine / artificial intelligence / quality of medical services

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Авилов Олег Валентинович

Возможности, которые дают искусственный интеллект, телемедицина, мобильные устройства, помогающие пациентам, могут быть использованы в полной мере, только если врач не забывает о своем долге и обязанностях. Как же можно повысить ответственность врача и уменьшить вероятность врачебных ошибок? Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы дисбаланс, и, соответственно уровень эмоционального стресса при неправильно поставленном диагнозе были выше, чем тот дисбаланс, который возникает при необходимости поставить диагноз больному, но устраняется быстро, пусть даже ценой врачебной ошибки. Иначе говоря, необходим постоянный, строгий контроль качества медицинской помощи. Тогда, избегая возможных последствий ошибочно поставленного диагноза, любой врач будет вынужден четко придерживаться алгоритма диагностики, включая такую его часть как дифференциальная диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Авилов Олег Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF HEALTHCARE

The possibilities that artificial intelligence, telemedicine, mobile devices that help patients can be fully used only if the doctor does not forget about his duty and responsibilities. How can you increase the responsibility of a doctor and reduce the likelihood of medical errors? For this, first of all, it is necessary that the imbalance, and, accordingly, the level of emotional stress with an incorrectly diagnosed diagnosis is higher than the imbalance that occurs when it is necessary to diagnose a patient, but is eliminated quickly, even at the cost of a medical error. In other words, constant, strict quality control of medical care is needed. Then, avoiding the possible consequences of a misdiagnosis, any doctor will be forced to clearly adhere to the diagnostic algorithm, including such part as differential diagnosis.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК: 334:614.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

АВИЛОВ ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Доктор медицинских наук, Профессор кафедры Общественного здоровья и Здравоохранения Южно-Уральского Государственного Медицинского Университета, г. Челябинск, Российская Федерация ORCID ID 0000-0002-9484-6175 АННОТАЦИЯ

Возможности, которые дают искусственный интеллект, телемедицина, мобильные устройства, помогающие пациентам, могут быть использованы в полной мере, только если врач не забывает о своем долге и обязанностях. Как же можно повысить ответственность врача и уменьшить вероятность врачебных ошибок? Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы дисбаланс, и, соответственно уровень эмоционального стресса при неправильно поставленном диагнозе были выше, чем тот дисбаланс, который возникает при необходимости поставить диагноз больному, но устраняется быстро, пусть даже ценой врачебной ошибки. Иначе говоря, необходим постоянный, строгий контроль качества медицинской помощи. Тогда, избегая возможных последствий ошибочно поставленного диагноза, любой врач будет вынужден четко придерживаться алгоритма диагностики, включая такую его часть как дифференциальная диагностика.

Ключевые слова: телемедицина, цифровизация в медицине, искусственный интеллект, качество медицинских услуг.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF

HEALTHCARE

AVILOVOLEG VALENTINOVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Public Health and Health of the South Ural State Medical University,

Chelyabinsk, Russian Federation ORCID ID 0000-0002-9484-6175

ABSTRACT

The possibilities that artificial intelligence, telemedicine, mobile devices that help patients can be fully used only if the doctor does not forget about his duty and responsibilities. How can you increase the responsibility of a doctor and reduce the likelihood of medical errors? For this, first of all, it is necessary that the imbalance, and, accordingly, the level of emotional stress with an incorrectly diagnosed diagnosis is higher than the imbalance that occurs when it is necessary to diagnose a patient, but is eliminated quickly, even at the cost of a medical error. In other words, constant, strict quality control of medical care is needed. Then, avoiding the possible consequences of a misdiagnosis, any doctor will be forced to clearly adhere to the diagnostic algorithm, including such part as differential diagnosis.

Key words: telemedicine, digitalization in medicine, artificial intelligence, quality of medical services.

SOG'LIQNI SAQLASHNI RAQAMLASHTIRISHNING PSIXOLOGIK

MUAMMOLARI

AVILOVOLEG VALENTINOVICH

tibbiyot fanlari doktori, Janubiy Ural davlat tibbiyot universiteti jamoat salomatligi va sog'liqni saqlash kafedrasi professori, Chelyabinsk, Rossiya Federatsiyasi ORCID ID: 0000-0002-9484-6175 ANNOTATSIYA

Bemorlarga yordam beradigan sun'iy intellekt, teletibbiyot, mobil qurilmalar taqdim etayotgan imkoniyatlardan shifokor o'z burchi va mas'uliyatini unutmagan taqdirdagina to'liq foydalanish mumkin. Qanday qilib shifokorning mas'uliyatini oshirish va tibbiy xatolar ehtimolini

kamaytirish mumkin? Buning uchun, birinchi navbatda, nomutanosiblik va shunga mos ravishda noto'g'ri tashxis qo'yilganda hissiy stress darajasi bemorga tashxis qo'yish zarur bo'lganda yuzaga keladigan muvozanatdan yuqori bo'lishi kerak, ammo hatto tibbiy xatolik hisobiga ham tezda yo'q qilinadi. Boshqacha aytganda, tibbiy yordam sifatini doimiy, qattiq nazorat qilish zarur. Keyin, noto'g'ri tashxisning mumkin bo'lgan oqibatlaridan qochib, har qanday shifokor diagnostika algoritmiga, shu jumladan differensial tashxis qismga qat'iy rioya qilishga majbur bo'ladi.

Kalit so'zlar: teletibbiyot, tibbiyotda raqamlashtirish, sun'iy intellekt, tibbiy xizmatlar sifati.

1. Актуальность проблемы цифровизации здравоохранения

Здоровье населения во многом определяет темпы экономического развития страны, ее обороноспособность и перспективы социального благополучия. В то же время в России в последнее время возникли определенные проблемы в сфере сохранения и укрепления здоровья. Еще до начала пандемии COVID-19 произошло сокращение числа медицинских учреждений, больничных коек, численности врачей и среднего медицинского персонала (Кашепов А.В., 2020). При этом проблемы, имеющейся в системе здравоохранения стали более актуальными в период пандемии. Высокая смертность населения, отсутствие должного количества медицинских работников, зачастую низкое качество медицинской помощи указывают на то, что для преодоления последствий пандемии, для укрепления здоровья населения необходима модернизация системы здравоохранения (Герсонская И.В., 2023). Еще до пандемии стало ясно, что на фоне роста затрат в системе здравоохранения, постарения населения и значительного количества хронических заболеваний естественным путем эволюции здравоохранения будет его цифровизация (Стефанов Н.А., Андронов

И.В., 2018). Говоря о цифровизации прежде всего стоит упомянуть о перспективах развития искусственного интеллекта и его применения в медицине (Luxton D.D., 2014, Cresswell K et al., 2018). Искусственный интеллект, прежде всего, необходим для повышения эффективности диагностики и уменьшения числа врачебных ошибок (Комков А.А. и соавт., 2020; Мелдо А.А. и соавт., 2020). При этом, к результатам, полученным с помощью искусственного интеллекта стоит относиться с большой осторожностью. Так как медицинские данные могут быть собраны некачественно, выборка данных, используемых для создания алгоритма, может быть нерепрезентативной, разработчики программы могут не иметь достаточно знаний для применения своего продукта в той или иной отрасли медицины (Шадеркин И.А., 2021). Искусственный интеллект, как предполагается, должен привести к увеличению скорости диагностики. Но и количество врачебных ошибок также может возрасти. Это, прежде всего, определяется субъективными факторами, которые во многом связаны с необходимостью удовлетворять постоянно возникающие потребности. Для врача же характерны такие, связанные с профессией потребности как потребность правильно поставить диагноз и потребность правильно назначить лечение. Но что такое потребность?

2. Удовлетворение потребности в качественной медицинской помощи - главная задача цифровизации здравоохранения.

По моему мнению, потребность - это развитие дисбаланса разной степени выраженности, вызванное образующимся в процессе жизнедеятельности избытком, информационных, физических и химических факторов, которые не могут быть удалены организмом самостоятельно без риска нарушения структуры. А удовлетворение потребностей - это поиск «каналов» установления эквивалентности, то есть увеличенного или уменьшенного количества информацион-

ных, физических и химических стимулов для устранения этого избытка. Конечный результат удовлетворения потребностей - это установление эквивалентности за счет преобразования избытков информационных, физических и химических компонентов жизнедеятельности в функциональные и структурные изменения в организме. Такие, например, как выведение или синтез тех или веществ, обновление клеточного состава, изменение массы и объемов органов и тканей, изменение двигательной и поведенческой активности. Процесс установления эквивалентности может идти ступенчато. При этом, сумма физических, химических и информационных изменений в организме после удовлетворения потребностей эквивалентна таковым до удовлетворения. Меняется лишь соотношение физическими, химическими и информационными компонентами процесса жизнедеятельности (Авилов О.В., 2020). Появление новых дисбалансов, обусловленных как недостаточным, так и избыточным поступлением стимулов всегда сопровождается такой реакцией как эмоциональный стресс. Смыслом эмоционального стресса является ответ на ситуацию, когда темп развития дисбаланса из-за воздействия или внезапного отсутствия воздействия информационных, физических или химических факторов превышает темп установления эквивалентности. Стресс - это попытка экстренного формирования эквивалентного ответа по разным «каналам». При этом наблюдается дезинтеграция многих систем организма, что сопровождается выраженными отрицательными эмоциями (Судаков К.В., 1999). Необходимость установления правильного диагноза является дисбалансом для врача. В то же время при обсуждении механизма удовлетворения потребностей (устранения дисбалансов) необходимо обратить внимание на сходство и различие между стрессом и мотивационным возбуждением. Говоря о сходстве, прежде всего, стоит отметить, что и стресс,

и эмоциональное возбуждение, характерное для процесса мотивации сопровождаются отрицательными эмоциями. Оба состояния обеспечиваются активацией центральных механизмов регуляцией функций. Завершающим этапом, свидетельствующим о достижении желаемого результата, и в том и в другом случае является развитие положительных эмоций (Судаков К.В.,1999) Говоря о различиях, прежде всего, следует обратить внимание на то, что для стресса результатом является нахождение «канала» установления эквивалентности. Или, иными словами, обретение понимания того, что надо делать, чтобы выйти из состояния внезапно возникшей, или хронически существующей неопределенности, обрамленной тягостными эмоциями. Реакция, организма при развитии эмоционального стресса чаще всего бывает достаточно типичной. Мотива-ционное же возбуждение, на мой взгляд, выполняет функции обеспечения поэтапного движения по найденному «каналу» установления эквивалентности к бессознательно или сознательно поставленной цели. Для этого происходит формирование соответствующей функциональной системы. Результатом ее работы, на мой взгляд, является полное установление эквивалентности. Именно тогда и возникают положительные эмоции. С учетом того, что разные функциональные системы создаются для достижения различных целей, становится понятным, что набор регуляторных механизмов обеспечивающих формирование мотивационного возбуждения будет более разнообразным, чем при эмоциональном стрессе. Но весьма часто, и при стрессе и при мотивационном возбуждении наблюдаются сходные функциональные изменения. В этой связи я полагаю, что эмоциональный стресс является первым этапом и необходим компонентом любого мотивационного возбуждения в ситуациях, когда «канал» установления эквивалентности или не был найден предварительно, или был забыт. Наряду с этим для реализации

доминирующей мотивации, для достижения желаемого результата в частности для постановки диагноза важна скорость работы механизмов, обеспечивающих мотивационное возбуждение. Можно выделить ряд факторов, влияющих на скорость устранения дисбаланса. Во-первых, это - легкость получения результата. Видимо, если врач встречался ранее с заболеванием, которое он предполагает у вновь поступившего больного, то стресс, призванный найти «канал» установления эквивалентности, будет выражен минимально. Так как, врач уже предполагает, что надо делать для уточнения диагноза. И этот процесс будет обеспечиваться уже мотивационным возбуждением. Во-вторых, это - умение человека действовать в типовых ситуациях, используя предыдущий успешный опыт. Понятно, что врач, проработавший долгие годы в определенной отрасли здравоохранения будет иметь меньший, по сравнению с молодым врачом, уровень эмоционального стресса и меньшую длительность мотивационного возбуждения для достижения результата - окончательного диагноза больного. В - третьих, это величина потенциала человека вообще, и его части реализованной в способностях, в частности. От потенциала, на мой взгляд, будет зависеть успешность поведения живой системы во внезапно открывшихся новых обстоятельствах, в ситуации неопределенности. (Авилов О.В., 2020). Необходимо отметить разницу между возможностями и способностями. Я считаю, что возможности - это нереализованная часть потенциала. А способность - это реализованная в структурах, функциях, умениях и навыках часть потенциала, помогающая организму не только выживать во внешней среде, но и заниматься определенной деятельностью, например, врачебной. В любом случае, с точки зрения теории функциональной эквивалентности, в рамках конкретного индивидуального потенциала сумма возможностей и способностей является постоянной.

Таким образом, процесс диагностирования состояния больного сопровождается отрицательными эмоциями, как у малоопытных, так и у опытных врачей. Естественным будет желание каждого врача быстрее поставить диагноз и получить тем самым положительные эмоции. В чем же здесь роль искусственного интеллекта? Искусственный интеллект (ИИ) может ускорить диагностический процесс. И, конечно, молодые врачи будут охотно использовать ИИ для того, чтобы избавиться от негативных эмоций как можно более быстро. Но необходимо учитывать, обозначенные выше, проблемы связанные с использованием ИИ в медицине. В этой связи быстро поставленный диагноз, путь и уменьшающий уровень эмоционального стресса врача, далеко не всегда может быть правильным. Опытные врачи, умеющие ставить диагноз и без использования ИИ, обычно склонны к сомнению при анализе полученных результатов обследования больного. Они, прежде всего, нацелены не столько на быструю диагностику, сколько на определение правильного диагноза. Опыт помогает им реже испытывать отрицательные эмоции, связанные с диагностикой заболеваний, и быстрее справляться с ними. Таким образом, применение ИИ малоопытными врачами, облегчая процесс нахождения нужного, как им кажется, «канала» установления эквивалентности, способно привезти, на мой взгляд, не к уменьшению, а к значительному увеличению количества врачебных ошибок. Этому же может способствовать дефицит врачебных кадров, который, приводя к увеличению нагрузки на каждого специалиста, усиливает желания избавиться от негативных эмоций путем быстрейшего завершения диагностического процесса. Назначение лечения в этом плане сопровождается сниженной, по сравнению с диагностикой, возможностью развития эмоционального стресса. Так как, схема лечения обычно определяется порядками, стандартами и клиническими рекомендациями.

Еще одним направлением цифровизации здравоохранения можно назвать телемедицину, которая является технологической подсистемой в системе здравоохранения, и использует информационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики и профилактики заболеваний (Федоров В.Ф., Столяр В.Л., 2018). Кроме того, по мнению тех же авторов, можно выделить «персональную» телемедицину. Она позволяет дистанционно оказывать медицинскую помощь пациенту, лишенному возможности контактировать с медицинскими работниками напрямую. Среди плюсов телемедицины отмечают удаленный мониторинг здоровья, контроль состояния здоровья населения на основе всеобщей диспансеризации, а также экономию времени и денег (Медведева Е.И. и соавт., 2022). А среди минусов - ограничения в проведении физического осмотра пациента, зависимость от стабильности интернета, негативное отношение некоторых пациентов к самой идеи дистанционного наблюдения за их здоровьем (Кудратиллаева М.Б., Яхшибоев Р.Э., 2023).

Можно предположить, что если речь идет об использовании телемедицины (ТМ) только для постановки диагноза и последующего назначения лечения пациенту, то проблемы будут аналогичны тем, которые были описаны в отношении ИИ. Необходимость диагностировать состояние больного является дисбалансом, для устранения которого с помощью эмоционального стресса происходит поиска «каналов» установления эквивалентности. После нахождения «канала», мотивационное возбуждение помогает врачу завершать процесс диагностирования и получить тем самым желаемые положительные эмоции. Естественным является желание получить их как можно более быстрым путем. Но если малоопытные врачи, особенно при слабой подготовке и низком уровне ответственности за больного, добиваются высокой скорости принятия решения, не

обращая внимания на возможные ошибки, то опытные врачи поступают иначе. Имея в запасе целый арсенал «каналов» установления эквивалентности, то есть путей решения диагностических задач, они способны быстро добиваться желаемого результата без особых эмоциональных потрясений. Более сложная ситуация может наблюдаться тогда, когда ТМ используется для профилактики заболеваний или для наблюдения за больным в динамике. Обнаруженные врачом факторы риска у пациента, которые могут способствовать как развитию заболевания, так и его обострению, если оно уже имеется, должны быть устранены на основании выданных больному врачебных рекомендаций. Следование рекомендациям предполагает изменение поведения пациента, ломку его динамического стереотипа. С точки зрения теории функциональной эквивалентности любой динамический стереотип является примером того, что человек, в тех или иных типовых ситуациях нашел пути устранения постоянно возникающих дисбалансов, или, иначе говоря, «каналы» установления эквивалентности. Изменение поведения, изменение динамического стереотипа всегда будет связано с появлением эмоционального стресса, и, соответственно, отрицательных эмоций. Есть ли смысл отказываться от старого динамического стереотипа, пусть даже приводящего к ухудшению здоровья, если новый, в фазе его формирования, приведет к дискомфорту и неприятным ощущениям? Смысл есть, если ломка стереотипа приведет к понятному для индивида и желаемому улучшению состояния здоровья. Или, если новый стереотип приведет к повышению качества жизни у индивида или (и) у тех, кто ему крайне дорог. Необходимым условием успешности построения нового динамического стереотипа является фон из положительных эмоций при завершении каждого этапа. На мой взгляд, осуществить изменение поведения можно только в двух

случаях. Во-первых, когда потенциал человека расходуется недостаточно из-за дефицита поступающих стимулов. В этом случае эмоциональный стресс у человека уже есть, так как он не знает «куда себя деть». И если формирование нового динамического стереотипа позволит найти «канал» установления эквивалентности, избавиться от отрицательных эмоций, тогда задача коррекции поведения человека может быть успешно решена. Во-вторых, если в рамках существующего потенциала человек самостоятельно, или с посторонней помощью меняет иерархию существующих у него дисбалансов. Тогда, чтобы отыскать новые «каналы» для устранения наиболее значимых дисбалансов, человек будет вынужден действовать на отрицательном эмоциональном уровне. В конце концов, подходящий динамический стереотип будет найден, а поведение изменено. Одним из приемов, позволяющих изменить динамический стереотип, является нахождения врачом тех моделей поведения, которые стоит выбрать пациенту. При этом, выбор пациентом модели своего поведения во многом связан с удовлетворением потребности в безопасности ^^ O. V.,2021). Устранить дисбаланс, связанный с дефицитом чувства безопасности можно с использованием такого «канала» установления эквивалентности как реализация желания принадлежать к определенной группе людей, в частности, единомышленников. И если для человека значим какой-либо творческий коллектив, или, группа любителей определенного спорта, то для того, чтобы принадлежать к этой группе, индивид способен изменить свое поведение, например, отказаться от курения. Вторым «каналом» установления эквивалентности для того, чтобы, чувствовать себя в большей безопасности может быть попытка человека подражать тем, кого он считает более сильным, более успешным, чем он сам. Если те, кому подражают, показывают тот динамический стереотип, которого нет у

подражателя, тогда задача изменения его поведения может быть успешно решена. В этом случае дисбаланс, устраненный за счет максимально полного подражания авторитетным людям, должен быть больше того дисбаланса, который возникает из-за отказа от прежней модели поведения пациента. Большую пользу для изменения динамического стереотипа может оказать когнитивная психотерапия. Её основной постулат: меняя свой образ мыслей относительно проблемы, мы меняем свое отношение к ней. В то же время, сама мысль является одной из форм установления эквивалентности. Так, при наличии дисбаланса на сознательном или бессознательном уровне обязательно развивается эмоциональный стресс, сопровождаемый отрицательными эмоциями. Но, если в результате поиска, обусловленного стрессом, появляется мысль, которая сопровождается принятием решения, тогда могут появиться положительные эмоции. Они свидетельствуют о том, что мысль была удачной и, что эквивалентность установлена. С этой точки зрения нет мыслей рациональных или иррациональных. Если мысль при своем появлении приводит к появлению положительных эмоций, она уже рациональна для того индивида, у которого она появилась. Суждение об иррациональности мыслей обычно выносится посторонним наблюдателем, особенно в том случае, когда обусловленное мыслью поведение выходит за социально приемлемые рамки, или, например, приводит к ухудшению здоровья. Смыслом когнитивной терапии является создание нового дисбаланса, более выраженного, чем тот, который приводил к мыслям и последующему нежелательному поведению. Терапия должна сопровождаться нахождением для индивида «канала» установления эквивалентности, с помощью которого дисбаланс устраняется, и появляются новые мысли, приводящие к желаемому поведению. Если при этом появляются положительные эмоции, которые возникают каждый раз, когда

индивид устраняет искусственно созданный дисбаланс с помощью рекомендованного поведения, тогда цель практически достигнута. Происходит формирование нового динамического стереотипа, особенно если внушенная мысль стала убеждением. При этом требуется постоянный контроль со стороны врача за устойчивость убеждений у тех лиц, поведение которых требует изменение в желательную сторону.

3. Цифровизация здравоохранения и формирование здорового образа жизни

Таким образом, формирование здорового образа жизни пациентов, проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний требует постоянного контроля. Это является весьма сложной задачей как при посещении врача пациентом, так и при проведении персональных телемедицинских консультаций. Данная ситуация осложняется, как было уже сказано выше, дефицитом врачебных кадров, ограниченным временем возможного общения пациента с врачом, постоянной перегрузкой медицинских работников. В результате, малоопытные врачи, скорее всего, будут ограничиваться чисто формальными рекомендациями для пациента, не задумываясь о необходимости изменения их динамического стереотипа. Более обстоятельные рекомендации в отношении профилактики заболеваний можно ожидать от опытных врачей. Что связано с наработанными ими «каналами» установления эквивалентности для устранения дисбалансов, связанных с общением с пациентом и с необходимостью принятия ответственных решений. Но даже в этом случае проблема профилактики заболеваний у пациентов вряд ли будет полностью решена. Есть ли выход из этой ситуации? Или помочь могут только частнопрактикующие врачи? Описанную ситуацию может изменить применение мобильных технологий. Известно, что мобильное здравоохранение (m-Health)

является одним из направлений электронного здравоохранения (е-НеаИИ), целью которого является предоставление мобильных и беспроводных технологий для информационной поддержки как процесса оказания медицинской помощи, так и процесса формирования здорового образа жизни (Никитин П.В. и соавт., 2015). Эти же авторы отмечают, что основными направлениями применения мобильных медицинских приложений являются: 1) помощь в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни; 2) расчет отдельных диагностических показателей и физиологических параметров; 3) осуществление дистанционного мониторинга состояния больного, контроль эффективности лечения и профилактики; 4) консультативная поддержка врачей и пациентов. Очевидно, что грамотное применение т-ИеаИИ способно, с одной стороны существенно разгрузить врача, а с другой стороны, помочь пациенту выполнять то, что ему было назначено для достижения поставленных в лечении или профилактике целей. Безусловно, эффективность применения т-ИеаНИ может высокой только при грамотном сопровождении пациента, использующего мобильные устройства, соответствующими специалистами. В том числе при использовании возможностей телемедицинских консультаций. И здесь, в очередной раз, стоит упомянуть значение ответственности и опыта врача.

4. Заключение

На основании вышесказанного, очевидно, что возможности, которые дают искусственный интеллект, телемедицина, мобильные устройства, помогающие пациентам, могут быть использованы в полной мере, только если врач не забывает о своем долге и обязанностях. Как же можно повысить ответственность врача и уменьшить вероятность врачебных ошибок? Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы дисбаланс, и, соответственно уровень эмоцио-

нального стресса при неправильно поставленном диагнозе были выше, чем тот дисбаланс, который возникает при необходимости поставить диагноз больному, но устраняется быстро, пусть даже ценой врачебной ошибки. Иначе говоря, необходим постоянный, строгий контроль качества медицинской помощи. Тогда, избегая возможных последствий ошибочно поставленного диагноза, любой врач будет вынужден четко придерживаться алгоритма диагностики, включая такую его часть как дифференциальная диагностика. Можно поступить и иначе. С помощью воспитания, обучения влияния авторитетных наставников, коллег у врача может быть изменен динамический стереотип. Тогда, по примеру Гиппократа, Ибн-Сины, большинства русских и советских врачей дисбаланс, устраненный с помощью правильно поставленного диагноза, и, соответственно, уровень положительных эмоций будут больше, чем дисбаланс, устраняемый хоть и с появлением положительных эмоций, но с обязательным внутренним опасением, что быстро поставленный диагноз, быстро назначенное лечение не обязательно будут правильными. Это же верно и в том случае, если врач работает на коммерческой основе. В этом случае для блага как пациента так, так и врача, дисбаланс, устраняемый с помощью правильно поставленного диагноза, правильно назначенного лечения или правильно подобранных профилактических рекомендаций, должен быть больше, чем дисбаланс, уничтожаемый с помощью получения денег. При этом, по поведению врача всегда можно понять, что для него более важно, и принять меры по формированию желательных дисбалансов. Я полагаю, что только при учете вышеизложенного цифровизация здравоохранения окажется реальным инструментом улучшения качества медицинской помощи.

Список литературы:

1. Кашепов А.В. Институциональные и экономические проблемы здравоохранения в России. //Вестник Алтайской Академии Экономики и Права. 2020. №11. С.244-253

2. Герсонская И.В. Система здравоохранения в России: основные проблемы и возможные пути их решения. //Вестник Челябинского Государственного Университета. 2023. №3(473). С.53-63

3. Стефанова Н.А., Андронова И.В. Проблемы цифровизации сферы здравоохранения: российский и зарубежный опыт. //Вестник Самарского Университета. Серия: Экономика и управление. 2018.Т.9. №3. С.31-35

4. Luxton D.D. Artificial intelligence in psychological practice: Current and future applications and implications. //Professional Psychology: Research and Practice. 2014. vol. 45(5). pp. 332-339.

5. Cresswell K., Cunningham - Burley S. Sheikin A. Health care robotics: qualitative exploration of key challenges and future directions. //Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol.20(7). p. el 0410 doi: 10.2196/lo410

6. Комков А.А., Мазаев В.П., Рязанова С.В., Самогатов Д.Т., Базаева Е.В. Основные направления развития искусственного интеллекта в медицине. //Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. №5. С.33-40

7. Мелдо А.А., Уткин Л.В., Трофимова Т.Н. Искусственный интеллект в медицине: современное состояние и основные направления развития интеллектуальной диагностики. //Лучевая диагностика и терапия. 2020; 11 (1): 9-17 https://doi.org/10.22328/2079-5343-2020-11-1-9-17

8. Шедеркин И.А. Слабые стороны искусственного интеллекта в медицине. //Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2021. 7(2). P. 50-52.

9. Авилов О.В. Потенциал человека и его здоровье с точки зрения теории функциональной эквивалентности. //Вестник психофизиологии. 2020. №3. С. 131-134.

10. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности. М.: РМАПО. 1999. 380с.

11. Федоров В.Ф., Столяр В.Л. Телемедицина: кого, чему и как учить. //Врач и информационные технологии. 2018. №4. С.34-45

12. Медведева Е.И., Александрова О.А., Крошилин С.В. Телемедицина в современных условиях: отношение социума и вектор развития. //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т.15. №3. С. 200-222.

13. Кундратиллаев М.Б., Яхшибоев Р.Э. Телемедицина - новое направление современной медицины //SJIF 2023: 5.305.vol.2. issue 9. Innovations in technology and science education. P. 222-238

14. Avilov O.V. Assessment of the need for safety from the point of view of the theory of functional equivalence. //Psychophysiology News. 2021. №2. pp. 96-98

15. Никитин П.В., Мурадянц А.А., Шостак Н.А. Мобильное здравоохранение: возможности, проблемы, перспективы. //Клиницист. 2015. Т.9. №4. P 13-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.