между итогами в экспериментальной группе после первичнои и вторичной диагностики также достоверны, сдвиг значений в контрольной группе в начале и в конце исследования - незначителен.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе проведения экспериментально-психологической методики изучения фру-страционных реакций С.Розенцвейга. В процессе проведения диагностики в обеих группах был вычислен ОСЯ - коэффициент групповой конформности, или мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Количественная средняя величина ОСЯ в начале исследования в экспериментальной группе составила 3,3, в контрольной - 2,9. Различий между экспериментальной и контрольной группами после первичной диагностики не выявлено. Данный уровень является относительно низким. Подобный уровень групповой конформности служит показателем низкой адаптированности к социальному окружению и повышенной конфликтности (рис. 3).
ш
□Контрольная группа ОЭкспериментальная группа
Первичная
(иагностика
Вторичная
дигностика
Рис. 3. Количественная средняя величина коэффициента групповой конформности в группах после первичной и вторичной диагностики (экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга).
В ответах испытуемых превалировало экстрапунитивное направление реакции (реакция обращена вовне) с фиксацией на препятствии. Несколько меньшую процентную долю составляли интропунитивные реакции и тип реакции «самозащита». Для детей обеих групп при ответах большую роль играет защита своего "Я" и перекладывание обязанности разрешения ситуации на друге лицо.
Итоговый показатель ОСЯ в экспериментальной группе составил 4,5, в контрольной - 3. Различия между результатами в экспериментальной и контрольной группах после вторичной диагностики можно считать достоверными, различия между итогами в экспериментальной группе после первичной и вторичной диагностики также достоверны, сдвиг значений в контрольной группе в начале и в конце исследования - незначителен. Если после первичной диагностики превалирующим типом реакции «препятственно- доминантный» и «с фиксацией на самозащите», то после вторичной значимая часть ответов по типу реакции были «необходимо-упорствующие», что является важным моментом в исследовании, поскольку фрустрирующая ситуация нивелируется при подобном реагировании.
Как в контрольной, так и в экспериментальной группах наблюдается динамика роста личностных параметров. Разли-
чия в увеличении средних показателей объясняется условиями взаимодействия учащихся в группах: отсутствием специальных педагогических воздействий на личностные параметры в контрольной группе и специальной воспитательной средой, включающей комплекс имаготерапевтических технологий, в экспериментальной.
На основании полученных данных, характеризующих процесс развития адаптивности младших школьников с нарушениями слуха, можно утверждать, что это развитие напрямую зависит от уровня сформированности личностных качеств. Следовательно, развитие личности и изменения в её адаптивности происходят в системе трёх групп переменных: требования окружающей среды, свойства и качества личности, разноаспектная деятельность.
Мы считаем, что оптимальным видом деятельности для детей с нарушениями слуха, позволяющим создать необходимые условия для повышения уровня адаптивных способностей, является деятельность, основанная на методах и приёмах имаготерапии. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, о единстве личности и образа. Достижение психокоррекционного эффекта, на наш взгляд, обеспечивается за счёт воспитания способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций и выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я». А также благодаря развитию способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности. В целом, воспитание волевых качеств и способности к саморегуляции является важным моментом в развитии адаптивных способностей младших школьников с нарушениями слуха.
Выводы
1. В результате психодиагностического исследования младших школьников с нарушениями слуха, выявлены следующие характерные особенности в сфере социальной адаптации: повышенный уровень тревожности, низкие адаптивные способности, частотность фрустрационного реагирования.
2. В ходе имаготерапии отмечена позитивная динамика выделенных в ходе исследования психологических мишеней воздействия. Эффективность разработанной программы подтверждена анализом результатов исследования. Сопоставление итоговых данных в контрольной и экспериментальной группах показало статистически достоверное повышение уровня социальной адаптации испытуемых.
3. Использование метода имаготерапии целесообразно в коррекции адаптационной сферы младших школьников с нарушениями слуха. Обучение новым моделям реагирования в различных ситуациях способствует формированию новых стереотипов поведения, что, в свою очередь, повышает уровень адаптивности личности к социальной среде.
Библиографический список
1. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
2. Тест Розенцвейга: Учебно-методическое пособие/ сост. И.Б.Дерманова.- СПб, 2002.
3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара, 2008.
Статья поступила в редакцию 30.12.09
УДК 159.9
Н.А. Александрова, соискатель СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail:[email protected] ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕОКРАТИИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Смыслополагающей чертой русской психологии является иррациональная вера в возвышенный идеал, «русскую идею». Показано, что национальные политико-правовые особенности оказывают влияние на общий характер проявления государственно-правовой деятельности и придают этому процессу необходимую структуру и содержание.
Ключевые слова: национально-психологические особенности правосознания, идеократия, правовая государственность.
Актуальнейшая проблема для отечественной теоретикоправовой науки исследующей формы государственности, как правило, не исходит из логики идеократии, хотя общепризнано считать нашу государственность идеократической. Все многообразие форм политических режимов рассматривается в рамках дилеммы демократических и антидемократических режимов. Современная теория государства и права оставляет в стороне те формы становления правовой государственности, которые не могут быть измерены и охвачены понятийным базисом, сформированным под непосредственным воздействием традиций развития права и правосознания, определенных еще философией Гегеля. Перед современной социологией актуализировалась проблема разработки концепции становления правового государства. При этом превалирует неолиберальная концепция трактовки свободы как нормы права. Свобода, не базирующаяся на основаниях ответственности, объективированной требованиями необходимости в становлении правового государства. В последнее время в социологии актуализировалась необходимость разработки государственной идеологии, органично востребующей духовные моральные ценности российского народа.
Российское государство многонационально, но системообразующим звеном в идеократической является православная и советская цивилизации. Русский этнос существует более тысячи лет. Все это время они были государствообразующим ядром, сплачивающим все народы, и, стараясь разрешить противоречия между собственниками и интересами субъектов власти. Русские по своей численности и социокультурному влиянию создают ту критическую массу, которая обуславливает специфические особенности развития государственноправовой идеологии России. По определению Канта: «право исходит из совокупности условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого, по общему для них правилу свободы».
Рассматривая идею в логико-познавательной сущности и социальной действительности применительно к решению регулятивных проблем. Философ Копнин А.В. акцентирует внимание на то что она является внешней формой совпадения мысли с развивающимся объектом, что идея отражает не вещь и свойства как они существуют, а развитие вещей во всех их связях и опосредованиях, т.е. действительности и возможности. Идея схватывает тенденцию развития действительности, поэтому в ней отражено не только существующее, но и долженствующее [1].
Для практической деятельности необходимо постичь содержащиеся в ней возможности, чем идея может быть в силу закономерного развития, включая органично в себя долженствование. Основным содержанием идеи является решение проблем ответственности и справедливости, которые задают должную направленность развития в правовой регуляции российской государственности, воздействуя на формирование правовых институтов.
Традиционно идеал развития государственности в России не содержал противопоставления общества и государства, соотнося цели совершенствования условий общественной жизни с ценностным регулированием правового характера. Глубинные константные слои массового сознания (иррационально-бессознательные, психологические) посредством защитного барьера, оформленного в императивах моральности и правосознания, выстраивали особую легитимационно-мо-ральную установку в построении идеократической модели российской государственности.
Основные признаки конструктивной государственности, ограничивающей ее от теоретически спекулятивной неолиберальной модели развития демократии, структурно-ценностная, а не атомарно-релятивная или волевая детерминация верховной власти, что предполагает позитивное решение с позиций долженствования властных полномочий, развитие ценностей общенационального характера соборность и референдум, адекватно соответствующих интересам представителей власти и интересов народа. Властная элита формируется с позиций научно обоснованной идеократии, на основе прогрес-
сивной и моральной зрелости реализующей в своей деятельности позитивную функцию ответственности - в неукоснительном исполнении гражданского долга как в компетентном воплощении в жизнь своих прав и обязанностей.
Специфика культурно-исторического цивилизационного развития России состоит в том, что приоритетной формой интеграции идеала выступает сократическая государственность, задающая единый парадигмальный нормативно-ценн-ностный порядок, поддерживающий духовные основы субъектов Российской Федерации, утверждающей их общенациональное единство.
Диалектическое единство сократической государственности, обеспечиваемое феноменом экзистенции правосознания, выражается лигитимизацией верховной власти. Государство призвано осуществлять в своей управленческой деятельности универсальные идеи свободы, обусловленные необходимостью, когда личные, групповые и национальные интересы формируются на ценностных основаниях.
Идеократия государственности базируется на единстве интересов власти и интересов народа. В развитии Российской государственности отмечается разрыв интересов субъектов власти и интересов народа, что не обеспечивает лигитимность правовых установлений, когда в них закрепляются права и интересы народа - основной признак правового государства. Легитимное законодательство способствует такому правосознанию, при котором формируются интересы субъекта деятельности на ценностной основе и задаются определенные стереотипы социального бытия.
Законность, определенная правовым государством, центральное связующее звено которое объединяет и интегрирует всех индивидов этноса на основе моральных ценностей независимо от их социального положения.
Общенациональные интересы и легитимационные ориентации субъектов власти исключают такую субъективацию интересов которая исходит из успешности деятельности представителей властных структур. Представителям власти необходимо запретить заниматься предпринимательством. Без этого условия они не построят правового государства.
Пятый философский конгресс философов России, проведенный в Новосибирске в конце августа 2009 г., по существу не востребовал философию ответственности, обоснованную в исследованиях А. И. Ореховского, доктора философских наук, члена-корра Петровской академии наук и искусств, в решении актуальнейших проблем выхода из системного финансового кризиса России.
Его концепция ответственности представлена в материалах международной научно-практической конференции «Ответственность как процесс комплексного освоения действительности» [2].
На международном форуме «Современное государство и глобальная безопасность», проведенном в Ярославле, развернулась дискуссия, в которой принимали участие высшие представители властных структур зарубежных стран. Нередко они определяли свою позицию в выводах, в русле теоретической парадигмы ответственности А.И. Ореховского. «Государство не может передать экономическое восстановление только в руки предпринимателей. Это одна из ответственностей государства и международного сообщества»; - заявил на форуме премьер-министр Испании [3].
Проблема экономической и финансовой ответственности не может успешно решаться без должного конституционного установления компетенции законодательной, исполнительной и правоохранительных ветвей власти.
Исходя из требований идеократического правового государства президент России Д.А. Медведев внес на рассмотрение Думы законопроект об обязательном отчете правительства перед Госдумой. Президент актуально уточнил компетенцию Госдумы: в кризисный период заслушивать ежеквартально отчет правительства по исполнению принятых Думой законов по восстановлению экономики в России. Основополагающая статья законопроекта: «При рассмотрении отчетов правительства РФ, информации центрального банка РФ за-
слушивает доклад правительства РФ, доклад председателя Счетной палаты РФ. Для выступления по информации Центрального банка РФ может быть приглашен представитель ЦБ РФ».
Во время голосования 18 мая законопроект, содержащий это положение, вмененное ей в компетенцию, был одобрен всеми думскими фракциями. Но к утру 19 мая, теперь уже в законе, этой статьи не оказалось.
Представитель Правительства РФ беспартийный лидер «Единой России» В.В. Путин своими волюнтаристским указанием обрезал текст закона на величину указанной статьи.... Он, бесспорно, вышел за пределы своей компетенции!
Поскольку ельцинской Конституции РФ не определена четко концепция законодательной, исполнительной и правоохранительных ветвей власти в системе государственной ответственности власти перед народом, свобода решения премьер-министра произвольна, безответственна и не базируется на экономической необходимости. Волюнтаристская субъек-тивация ответственности В. В. Путина основывается на его личных меркантильных интересах, не имеющих ценностной основы и противоречащих интересам народа. С позиций идео-кратической правовой государственности, он должен быть призван к юридической ответственности, исходя из уровня его ролевой, должностной ответственности в правовой системе государства.
В Брежневскую конституцию было внесено положение об ответственности руководителя. Но оно не базировалось на общеобязательном законодательном установлении компетенции госслужбы, права и обязанности (ответственность) которые небыли еще определены законом о госслужбе. 19 Всероссийская конференция КПСС определила цель совершенствования ответственной государственности - построение правового государства. Сложившаяся к тому времени государственность, так и неопределила компетенцию исполнительной ветви власти, в системе социалистической государственности. И в этой связи бюрократия набирала свою силу в коррупции.
В. И. Ленин утверждал, что бюрократизм нельзя удалить хирургическим путем, ибо он - следствие ограниченности, недостатка общей культуры, невоспитанности. «Наивно махать рукой на лечение, -пишет В. И. Ленин секретарю одного из управлений М.Ф. Соколову, ссылаясь на то , что он два раза пробовал бороться с бюрократами и потерпел поражение ,-...где доказано, что Вы правильно боролись, искусно? Бюрократы - ловкачи, многие из них мерзавцы, архипройдохи. Их голыми руками не возьмешь. Правильно ли Вы боролись? По всем правилам военного искусства окружали «врага»?». Но правильность борьбы определяется конституционными установлениями и законом госслужбы, который принят только в последние годы. Принят без точного правового установления конституцией исполнительной ветви власти [4].
Только правовое государство может обеспечить легитимизирующие структуры массового правосознания. В его государственном регулировании осуществляется охрана всего того что соответствует естественным правам граждан, и соответствует требованиям должного и справедливого.
Разрушение связывающего звена правосознания осуществляется попиранием общенациональных интересов, с одной стороны, и принятием нелегитимных законов, с другой. Наблюдается диссонанс между элементами сократической государственности. Это неотвратимо ведет к системному кризису государства и общества.
Национальное правосознание - это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего реального положения в системе общественных отношений, ориентация на национальные интересы, на равноправное отношение своей нации с другими общностями. При этом национальные политико-правовые особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления государственно-правовой деятельности (регулирующая функция), но и придают этому процессу необходимую структуру и содержание (конструирующую функцию).
Конструирующая функция реализуется в форме национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции. Эффективность проявления национальной психологии обеспечивается устойчивыми этническими установками и стереотипами, закрепленными в ходе исторического развития. Западному рационализму противопоставлялась российская духовность, индивидуализму - соборность, общин-ность; западному мещанству - коллективизм, гражданственность, российское стремление к созданию идеократического государства.
Геополитические и исторические факторы сформировали у русского народа неотъемлемые качества доблестного защитника своего Отечества, героизм и самопожертвование в трудовых и ратных подвигах, смирения личной гордыни перед потребностью выживания Матери Родины.
Православие как идеология, способствовала развитию вольнолюбия, ненависти к насилию, справедливости, державной государственности. Отсюда ярко выраженные свойства российского правосознания, выраженные в его открытости, общительности, соборности, высокой нравственности
Национально-психологические особенности правосознания обладают ценностной устойчивостью. Оно не подвержено воздействию превратной действительности. Этническая консервативность, и слабая изменчивость национально-пси-хологиических установок - важнейшие предпосылки их должного формирования для представителей различных общностей.
Позиция долженствования наиболее полно проявилась в христианско-демократической идеологии, которая критикует не только патернализм, но и либерализм за его излишний индивидуализм и преувеличение прав личности по сравнению с интересами народа . Православная идеология исходит из того, что жизнь человека как творение Божие духовна и уникальна, но ее духовность и творческая уникальность во многом зависит от такого политического института, как государство. В этой связи государство - не столько источник принуждения сколько орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержания слабых. Идеократическое государство - средство совершенствования совместной жизни, согласования интересов и упрочения справедливости.
Правда, религиозная нравственная власть, как правило, -жертвенная. Выход из кризисных ситуаций обусловленных не лигитимностью законов, отвечающих меркантильным интересам самих властных структур, требует высокой гражданственности - ограничение разросшихся государственных интересов и потребностей ради реализации интересов общества, героизма и самопожертвования ради спасения Отечества и сохранения материальных и духовных ценностей. Властная элита и народ в правовом государстве ограничивает свои потребности и интересы ради укрепления, развития и сохранения суверенной федерации России. В критических ситуациях, таким образом, построение правового государства опирается на моральные ценности православия, - направленное на условие выхода из системного кризиса.
Идеократическое правовое государство формируется на основе конституционных установлений отвечающих интересам народа, проведенных в жизнь исполнительной властью на основании подотчетности ее деятельности перед народом. Так, в Конституции РФ в ст.3 определено, что «единственный источник власти Российской Федерации является ее многонациональный народ». В этом отношении Свобода, с которой исполнительная власть установила порядок выбора депутатов в законодательную структуру государственности, является по существу произволом. Она не базируется на основаниях ответственности, когда бы «народ осуществлял свою власть непосредственно» (ст.32 Конституции РФ).
Начиная с Ельцина до сегодняшнего времени не выполняются прямые нормы ст.3 и ст.32 Конституции РФ. Решения о порядке выборов, как правило, строятся на игнорировании долженствования, неотъемлемого принципа конструктивной идеи. Таким образом, исключается моральная, гражданская
ответственность власти перед народом. Выборы власти должны осуществляться вместе всем народом, а не партиями. Уже после выборов могут обосновываться партийные функции депутатов. При этом выборы должны быть всеобщими, чтобы участие в них принимало все население имеющее право голоса. По существу народ лишен возможности реализовать свою свободную волю, его отстранили от контроля и оценки деятельности исполнительной власти, которые досихпор не учитывает результатов референдумов, а последние годы даже запрещает их проведение.
Смыслополагающей чертой русской психологии является иррациональная вера в возвышенный идеал, «русскую идею». Именно вера в идеальное мироустройство позволяла русскому архетипу, русскому этническому сознанию вырваться за пределы обыденности, вынести всю тяжесть реальности, воплотиться в социально-этическую, социальную картину мира. Эту веру нельзя было назвать излишне оптимистической. Она - основная черта исторического русского характера и общественного служения. Эта черта в совокупности с верой в идеал основной морально-психологический базис -парадигма российской теократической государственности
В России доминирующее значение приобрел моральный способ оправдания государства, потому что в силу этнического и религиозного многообразия ни легальное, харизматическое, ни традиционное господство здесь не были системообразующим.
Высшим основанием власти становится идейно-моральная конструкция, императивы которой обязательны для всех. Но обязанность контроля над их исполнением, как правило, возложена на лидера государства. Его сакральная фигура обладает даром сверхъестественного видения, позволяющего ему принимать ответственные решения в любой ситуации.
Российская политическая элита в этом варианте приобретает статус и компетенцию державной государственности, идейной монолитности, солидарности, т. е. законно организованной и упорядоченной общности с жестким идеократиче-ским механизмом отбора представителей высших эшелонов власти. Массы населения включены ими в политико-правовой процесс посредством приобщения их к делу Служения, делу выполнения идеальной единой цели суверенной России под патерналистским и зачастую внеинституциональным, моральным руководством и управлением социальным процессом.
Н.Ф. Федоров, говорил, что человеку «нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
В силу этого государство и индивид должны действовать в соответствии с принципами солидарности и субсидарности. Первый принцип предполагает; что благо (и горе) каждого неразрывно связано с процветанием (или ослаблением) целого, с заботой каждого друг о друге и о государстве как воплощении гражданских прав, что воплощается в принципе -ответственности личности и государства перед личностью. Второй принцип означает, что государство обязано оказывать помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно организовать достойную жизнь, у кого нет для этого необходимых средств и духовных сил. Такая помощь должна иметь избирательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку иждивенчества.
Иными словами, не отвергая ответственности индивида и его прав, сторонники такого подхода настаивают на неукоснительном исполнении государством его необходимых социальных функций по отношению к народу. Причем социальный облик государства ставится ими в большой зависимости от уровня политической культуры граждан [5].
Добрая воля человека исходит при выборе поступка из принципов справедливости и совести, объективированных в долженствовании.
Государственность в России - идеократическая. Во многом степень ее социальности зависит от востребованности. Русской идеи стержень которой -заповеди Христовы как основание необходимого долженствования.
В традициях православия сердечное «окормление» в донесении Русской идеи, моральных ценностей, до сознания и
чувства личности, как правило, становится достоянием ее ответственности, обязательного долженствования, когда Заповеди Христовы неукоснительно исполняются гражданином.
В сфере субъективной идеальности - разума - долженствование основывается на моральных и правовых ценностях, востребованных в социальных взаимодействиях. Ибо в этих ценностях содержатся «зерна» абсолютной истины. В развивающейся социальной действительности и интересы различных групп общества, объединяющихся в партии, базироваться на моральных установлениях. Нравственные ценности, сложившиеся в определенных социальных обществах как правило, регулятивны, относительны по отношению к моральной заповедям - абсолютам долженствования.
В любой сфере социальной деятельности принцип православного долженствования - главенствующий в характеристике идеального объекта. Вот почему в дискуссиях, определяющих пути выхода России из кризисного состояния, в настоящее время так остро востребована Русская идея, исходящая из абсолюта моральных ценностей, воплотившихся в заповедях Христа.
В компетенции - законодательно установленном круге полномочий и обязанностей госслужбы - морально ответственную регулятивную функцию призваны, прежде всего, осуществлять уставы. Устав - реализатор положенности к ответу за воплощение в жизнь материальных и социальных проектов. Но в практической деятельности свобода ответственного морального выбора объекта управления формализована, субъективирована только решениями руководителей партий и государственных ведомств, если в уставе четко не закреплены моральные ценности в качестве определяющих.
Чтобы законодатели не исходили в своем правотворчестве из меркантильных интересов, определяющих успешность реализации их всемерно разрастающихся потребностей, требуется в уставы партий, участвующих в выборах, внести требование моральности. В этом отношении профессиональная компетенция субъекта властных органов еще явно недостаточна. Моральная зрелость госуправленцев - обязательное качество, наряду с высокой деловой и профессиональной, гражданской активностью.
В России в течение веков внеинституциональное начало социального взаимодействия проявляюсь в нравственном вмешательстве церкви в политико-правовую жизнь общества, в стремлении симфонического исполнения требований государственной идеологии. Суть этой симфонии - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственная деятельность, без насильственного вторжения какой-либо стороны в сферу исключительной компетенции другой стороны. Церковь и Государство, священство и царство земное различны по своей природе и по своим функциям: церковь служит торжеству Божественного; а государство - воплощению общенациональных ценностей.
В России нарушение таких особых компетенций часто инициировались в ходе волюнтаристских политико-правовых реформ, когда происходит разрыв естественной связи между структурными звеньями державной государственности, закрепляющими в народе правосознание. Российский политикоправовой статус и компетенция переходили в стихийный процесс реструктуризации и разложения, вследствие нехватки ресурсов идеократической моральной элиты в государственных органах верховной власти.
Однако своеобразие российской цивилизации проявляется в постоянном историческом возврате к "нулевой фазе" структурно - идеократической модели государственности. Поэтому эффективность функционирования современного и будущего российского государства, всецело зависит от уровня соответствия параметров деятельности моральной властной элиты государства и деятельности народа, базирующегося, прежде всего на идеологии православия и правосознании граждан России.
Главной функцией идеократического сознания является творческое, инновационное, адаптивное и функция развития социальной системы. Поэтому для идеократической государ-
ственности так важна эффективность и «идейность» служи- ную и безусловную ответственность за нормальное функцио-вого слоя государственного аппарата - именно он несет пол- нирование государства.
Библиографический список
1. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологических исследований. - М.: Наука, 1973.
2. Ореховский, А.И. Ответственность - как процесс комплексного освоения действительности // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: Межведомственный научный сборник. - М., Т.1 (39).
3. Российская газета 17 сентября 2009 г. / Ярославский плацдарм президента.
4. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. - Т.52.
5. Федоров, Н.Ф. Сочинения. - М, 1982.
Статья поступила в редакцию 30.12.09
УДК 378.6: 159.924.24
Н.О. Герьянская, доц. НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты исследования учителей Новосибирской области показывают высокие показатели синдрома эмоционального выгорания. Профилактика эмоционального выгорания учителя и укрепление факторов преодоления профессиональных кризисов связывается с организацией здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения педагогов в образовательном учреждении и здоровьеформирующего содержания образования.
Ключевые слова: здоровье учителя, факторы риска и факторы ская поддержка.
Профессионально-личностное здоровье учителя является одним из факторов успешности образовательной системы и предопределяет эффективность процесса обучения и воспитания школьников особенно в период реформирования образования. Профессионально-личностное здоровье учителя - это комплексная характеристика личности, определяемая направленностью на духовно-нравственное развитие; способностью к саморегуляции, самоконтролю; осознанностью смысла жизни и профессиональной деятельности; способностью эффективного взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи [1].
Исследование условий сохранения и укрепления здоровья педагогов, выявление здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, которые будут способствовать развитию психоэмоционального здоровья учителя и, в конечном итоге, успешному профессионально-личностному развитию является важным и актуальным.
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Исследования здоровья учителя, проведенные в Барнауле, Новосибирске, Кемерово, Санкт Петербурге и других городах говорят о том, что до 60% педагогов имеют нервно-психические нарушения, 42% имеют избыточный вес, 25% страдают теми или иными хроническими заболеваниями [2].
По мнению Н.П. Абаскаловой, исследующей состояние здоровья учителей Новосибирской области, 92% учителей говорят об утомлении в конце рабочего дня и особенно рабочей недели, 88% испытывают чувство усталости, 57% - раздражительность и более 42% отмечают наличие головной боли [3].
Вопросам исследования здоровья учителя посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Н.П. Абаскаловой, Р.А. Захаровой, Н.Н. Малярчук, Л.М. Митиной, В. П. Казначеева, Т. С. Паниной, Н.К. Смирнова, А.А. Чиркова, О.М. Чоросовой и др. Здоровье в их работах представляет собой категорию многоаспектную, включающую физический, психический, личностный, социальный и духовный аспекты. По определению всемирной организации здравоохранения здоровье человека - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков. В.П. Казначеев определил здоровье как процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальная трудоспособность, социальная активность при максимальной продолжительности жизни [4]. По Н.К. Смирнову здоровье - это динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими
защиты, психосоматическая саморегуляция, психолого-педагогиче-
адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом [5].
По результатам исследования Н.Ю. Синягиной, И.В. Кузнецовой педагоги осознают фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: до 2% респондентов проявляют себя агрессивно, 21,7% испытывают апатию, желание уйти от действительности, такое же количество учителей подвержены эмоциональным взрывам, для 41,3% педагогов характерна раздражительность[6].
Исследуя здоровье учителя, мы обращались к медицинским и психологическим показателям. По результатам весенней диспансеризации здоровье учителей Новосибирской области (по данным Медицинского информационно-аналитический центра) несколько хуже, чем здоровье остального населения того же возраста. Высокий уровень риска заболеваемости (свыше 51%) отмечен по следующим системам организма: сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, нервная система, эндокринная система и др.
Нами представляются актуальными исследования психологического здоровья учителя, так как уже доказано, что более 80% соматических заболеваний являются следствием нарушения психоэмоционального состояния [4].
Психологическое здоровье можно определить как основной аспект здоровья, являющийся первопричиной здоровье-творения, который включает в себя осознание собственных потребностей, умение ставить цели и находить пути и средства их решения, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром (людьми и природой) и субъективное ощущение психологического комфорта.
Высокие требования, предъявляемые к учителю, как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, в компетентности, накладывает на учителя высокую степень ответственности, создает постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом [5].
В Новосибирске существуют школы, в которых организуются специальные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья педагогов. Это, например, гимназии №11 и №14 г, в которых организованы группы здоровья для учителей, есть соляные пещеры, бассейн, физиопроцедуры, фитнесс и другие физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья учителей. Но о том, какие результаты подобной оздоровительной деятельности пока