Научная статья на тему 'Психологические предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе'

Психологические предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательные функции / двигательная система / двигательный анализатор / центральная нервная система / рефлекс / двигательная моторика / психомоторная деятельность / мозговая деятельность / двигательные действия / двигательные задачи / двигательные способности / двигательные умения и навыки / двигательная активность / развитие и становление личности / психофизическое развитие / психология / физиология / педагогика / motor functions / motor system / motor analyzer / central nervous system / reflex / motor skills / psychomotor activity / brain activity / motor actions / motor tasks / motor abilities / motor skills and skills / motor activity / personal development and formation / psychophysical development / psychology / physiology / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Витальевич Петухов, Надежда Георгиевна Вольдимарова

Рассмотрены психологические закономерности и предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Проанализированы теоретические и практические вопросы психологической обусловленности развития и становления двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Сделан вывод, что развитие двигательной системы оказывает неоценимое влияние на организм человека в детском возрасте как в психологическом, так и в физиологическом аспектах, однако преимущественно значимо это воздействие на развитие функций головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological prerequisites of the development of motor functions in children in the educational process

The psychological regularities and preconditions for the development of motor functions in students in the educational process are considered. The theoretical and practical issues of the psychological conditionality of the development and formation of motor functions in students in the educational process are analyzed. It is concluded that the development of the motor system has an invaluable effect on the human body in childhood, both in psychological and physiological aspects, but this effect on the development of brain functions is predominantly significant.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 279 — 283. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):279 — 283.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 378 NIION: 2007-0062-4/21-068

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-279-283 MOSURED: 77/27-004-2021-04-268

Психологические предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе

Дмитрий Витальевич Петухов1, 2, Надежда Георгиевна Вольдимарова3

1 Специальная (коррекционная) школа № 1708, Москва, Россия, PetukhovDV1998@yandex.ru

2 Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), Москва, Россия

3 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия, woldimarova@list.ru

Аннотация. Рассмотрены психологические закономерности и предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Проанализированы теоретические и практические вопросы психологической обусловленности развития и становления двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Сделан вывод, что развитие двигательной системы оказывает неоценимое влияние на организм человека в детском возрасте как в психологическом, так и в физиологическом аспектах, однако преимущественно значимо это воздействие на развитие функций головного мозга.

Ключевые слова: двигательные функции, двигательная система, двигательный анализатор, центральная нервная система, рефлекс, двигательная моторика, психомоторная деятельность, мозговая деятельность, двигательные действия, двигательные задачи, двигательные способности, двигательные умения и навыки, двигательная активность, развитие и становление личности, психофизическое развитие, психология, физиология, педагогика

Для цитирования: Петухов Д. В., Вольдимарова Н.Г. Психологические предпосылки развития двигательных функций у обучающихся в учебно-воспитательном процессе // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 279 — 283. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-279-283.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Psychological prerequisites of the development of motor functions in children in the educational process

Dmitry V. Petukhov1,2, Nadezda G. Voldimarova3

1 Special (correctional) school No. 1708, Moscow, Russia, PetukhovDV1998@yandex.ru

2 Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Moscow, Russia

3 All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russia, woldimarova@list.ru

Abstract. The psychological regularities and preconditions for the development of motor functions in students in the educational process are considered. The theoretical and practical issues of the psychological conditionality of the development and formation of motor functions in students in the educational process are analyzed.

It is concluded that the development of the motor system has an invaluable effect on the human body in childhood, both in psychological and physiological aspects, but this effect on the development of brain functions is predominantly significant.

Keywords: motor functions, motor system, motor analyzer, central nervous system, reflex, motor skills, psychomotor activity, brain activity, motor actions, motor tasks, motor abilities, motor skills and skills, motor activity, personal development and formation, psychophysical development, psychology, physiology, pedagogy

For citation: Petukhov D.V., Voldimarova N.G. Psychological prerequisites of the development of motor functions in children in the educational process // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):279 — 283. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-279-283.

© Петухов Д.В., Вольдимарова Н.Г., 2021.

Развитие и становление личности детей во многом обусловлено формированием навыка и способности к действию, соответствием процессу приспособления к изменяющимся условиям жизни. Условия и факторы окружающей действительности, воздействующие на ребенка, вызывают усложнение двигательных задач и активизируют координационные резервы, обогащается вариативность реакций, которые требуются от организма. В свою очередь, реакции по мере развития становятся все более дифференцированными и точными, формируется осознанность совершаемых действий и предпринимаемых поступков.

Процесс усложнения двигательных задач протекает стремительно. По мере взросления ребенка возникают принципиально новые координационные запросы и двигательные задачи, формируются потребности сенсорного контроля. Двигательный анализатор с возрастом постепенно совершенствуется, появляется способность к совершению все более сложных двигательных действий, в основе которых лежат дифференцированные, вариативные реакции различных групп мышц.

Двигательный анализатор тесно взаимосвязан с проекционными, ассоциативными и другими структурами центральной нервной системы и активно участвует в их функционировании, что свидетельствует о важной роли двигательного анализатора в развитии деятельности мозга [8, с. 188]. Двигательный анализатор имеет сложную морфологическую структуру. Мышцы связаны с центральной нервной системой посредством проприоцептивных моторных безусловно-рефлекторных дуг. Возбуждение, возникающее при растяжении и сокращении мышц, передается по афферентным волокнам в спинной мозг, в нем по задним столбцам достигает больших полушарий и передается в заднюю центральную и теменную области.

Передняя центральная извилина мозга ребенка является областью двигательных проекций. Раздражение коры мозга в том или другом пункте передней центральной извилины вызывает сокращение соответствующих мышечных групп, а соответственно — движение [4, с. 237]. Двигательная система человека состоит из двух частей: пассивной (жесткого сочленного скелета) и активной (поперечнополосатой мускулатуры).

Пассивная часть двигательного аппарата образована из костных сочленных звеньев, находящихся вдоль оси органов (аксиально) и составляющих кинематические цепи со многими степенями свободы суставов. Пассивная двига-

тельная часть делает возможной устойчивость системы лишь благодаря стабильной работе мускулатуры. Активный двигательный аппарат — сложная система неразрывно взаимосвязанных между собой нервно-мышечных образований, составляющих гетерогенную морфологическую структуру.

Развитие и становление двигательных функций у детей происходит в течении многих лет.

Среди ученых в отечественной и зарубежной психологии вопрос о том, выступает ли развитие моторики у детей результатом естественного созревания или это следствие процесса обучения, является дискуссионным. Исследование природы двигательных актов основано на выявлении того, какие движения являются врожденными от природы, а какие являются результатом обучения.

Относительно двигательных актов, врожденных от природы, основополагающим является показатель созревания, что же касается двигательных актов, относящихся к условно-рефлекторным, то здесь закономерно решающим фактором будет выступать процесс обучения.

Объективно, все двигательные акты у ребенка зарождаются изначально, в процессе роста и развития они принимают условно-рефлекторную природу, т.е. приобретают зависимость от внешних раздражителей, далее продуцируются новые сочетания двигательных актов, происходит их комбинирование между собой.

Например, с первых дней жизни у ребенка имеется врожденный хватательный рефлекс, который к концу первого месяца слабеет и постепенно угасает; в возрасте четырех месяцев ребенок начинает тянуться к яркому предмету и схватывает его — теперь то же самое хватательное движение является результатом обучения, т.е. приобретает условно-рефлекторный характер. Интересно, что врожденными оказываются как простые движения, так и некоторые слож-нокоординированные двигательные акты [9, с. 43]. В младшем школьном возрасте развитие моторики протекает путем освоения координационных способностей, которые вырабатываются в процессе анатомического формирования сферы двигательной деятельности.

По мере взросления у детей постепенно формируются точностные и силовые двигательные действия, формируется точность в метании, лазании, легкоатлетических движениях и т.п.

Однако, как отмечается в научной литературе, двигательное богатство детей дошкольного и младшего школьного возраста возможно лишь при свободных движениях. Стоит заставить ре-

бенка производить точные движения, он сразу начинает утомляться и стремится убежать к играм, где движения свободны. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов мозга и от недостатка выработки формул движения [3, с. 56]. Следует констатировать, что к достижению младшего школьного возраста у детей сформирована выразительная, изобразительная и обиходная моторика.

Внешне выраженная двигательная выносливость и неутомимость детей вызваны тем, что они не совершают трудозатратных двигательных действий, связанны с точностью и преодолением сопротивления и требующих больших энергозатрат.

В процессе выполнения обыденных двигательных актов, не требующих сопротивления, двигательные действия протекают согласно физиологической и механической природе двигательного аппарата в нормальном темпе и ритме, с органичным переходом от сокращения отдельных мускульных групп к их расслаблению. И потому детским движениям свойственна органичность. В младшем школьном возрасте темп и ритм движений уже относительно развиты, однако их сила является незначительной.

Развитие и становление моторики у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте подчинены поэтапному освоению координационных возможностей, потенциально заложенных у ребенка в плане целостного, окончательного формирования анатомического моториума.

Психологической наукой доказано, что наряду с развитием двигательного аппарата сокращаются гармоничность и колорит движений, но вместе с тем формируются мелкие точностные двигательные способности ввиду развития и становления корковых функций мозга [4, с. 228]. В группах младших школьников можно наблюдать различающиеся относительные степени развития отдельных координационных уровней. Телодвижения некоторых детей изящны и органичны, но при этом эти же самые дети бессильны и беспомощны в плане развития мелкой моторики и не в состоянии выполнить даже самые примитивные задания учителя. У других детей, наоборот, в совершенстве развита мелкая моторика, но при этом они неловки и сложно координируют свои движения. Наличие таковых индивидуальных отличий не вызывает противоречия.

В непосредственной корреляции с наличной пропорцией развития различных сторон моторики находится и способность освоения новых моторных умений и навыков того или иного качества.

Некоторые дети быстро и без особых усилий осваивают мелкие и точностные двигательные действия, вместе с тем тяжело выучивают, к примеру, танцевальные движения. Другие дети непринужденно осваивают гимнастические упражнения, но в то же время сложно выучивают движения, основанные на мелкой моторике.

Безусловно, названные моторные и конституциональные профили находятся во взаимной корреляции. Соответственно, следует использовать методы и способы их корректировки, позволяющие впоследствии их развить и усовершенствовать.

Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков — это не инертное контактирование с внешними факторами, а динамичная психомоторная деятельность, основанная на двигательных упражнениях. Развитие двигательного навыка основано на сложной взаимосвязи системно чередующихся фаз различного качества и разнородных механизмов.

В совокупности двигательных функций, становление которых происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте, важнейшее значение имеют функции, связанные с движением пальцев рук. Функции движения пальцев рук оказывают всеобъемлющее воздействие на развитие и становление высшей нервной деятельности человека, и развитие этих функций крайне актуально в детском возрасте.

Существенное воздействие на развитие функций мозга в детском возрасте также оказывают различные действия с предметами.

И.М. Сеченов утверждал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению» [7, с. 312]. Усиление двигательного компонента эф-фекторного звена игровых, пищевых и других реакций усиливает основной рефлекс. Построение каждого движения определяется характером тех сигналов, которые его вызвали, и осуществляется как процесс координации элементов данного движения [5, с. 198].

По обоснованному утверждению ученых, координация любого двигательного акта — от самого элементарного до сложного (письмо и артикуляция) — определяется образом или представлением ожидаемого результата действия. Представление о действии является «ведущей ин-вариантой», определяющей перестройку программы двигательного акта [2, с. 112].

В таких областях научного знания, как физиология, психология и педагогика, выделяются основополагающие виды движений — произ-

вольное и непроизвольное. И произвольное и непроизвольное виды движений присущи для детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Непроизвольные движения примитивны по своему характеру и в полной мере воссоздают врожденные двигательные реакции. Произвольные же движения — сложные по своему характеру, они изначально вырабатываются как заученные и состоят из всей совокупности приобретенных в течение жизни опытным путем умений и навыков.

В сложных двигательных действиях компоненты произвольного и непроизвольного движения соединяются воедино и их сложно дифференцировать и разграничить между собой. При многократном дублировании указанные элементы преобразуются во «вторичные механизмы» и выполняются независимо от коры головного мозга.

В психологической науке выделяются следующие характерные особенности произвольных действий: они независимы от воздействия внешних факторов; преследуют достижение определенной цели; предваряют достижение результата в будущем. Поэтому психологической наукой признано, что произвольные движения не обусловлены внешними факторами и мотивирующим побуждением для их выполнения выступает волевой акт, волевое решение.

По утверждению И.П. Павлова, «непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы». И.П. Павлов и И.М. Сеченов на основе подлинных механизмов высшей нервной деятельности обосновали действительную сущность произвольных действий и их физиологические закономерности. Ими был раскрыт условно-рефлекторный характер произвольных действий и их обусловленность внешними факторами [7, с. 298].

Следует согласиться с тем, что высшие формы регуляции движения человека рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых [1, с. 76].

Оказавшись в социуме, человек с раннего детства обучается идентифицировать все разнообразие окружающих его предметов, событий и явлений, а также их пространственные, временные и причинные взаимосвязи и взаимозависимости.

Поток информации, исходящей от двигательной и иных анализаторских систем, подвержен дифференциации, анализу, синтезу и система-

тизации, после чего разномодальные ощущения преобразуются в отдельные, самостоятельные образы предметов. Данный процесс был определен И.М. Сеченовым как предметное мышление. Развитие двигательной моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста во многом содействует развитию и формированию предметного мышления.

Поскольку учеными-психологами и физиологами доказано, что определенный рефлекс подразумевает движение, соответственно, процесс формирования рефлексов в мозге и их последующее объединение и интегрирование в единый, системный образ предмета предполагают в этом активную роль двигательного анализатора [6, с. 33].

На основе изложенного следует резюмировать, что развитие двигательной системы имеет неоценимое влияние на организм человека в детском возрасте в целом, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах, но преимущественно велико это воздействие на развитие функций головного мозга. При этом алгоритмы и способы данного воздействия сложны и многовариативны.

Список источников

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

2. Запорожец A.B. Психология действия: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий B.H. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пос. для студентов УВПО. 8-е изд., стер. М.: Академия, 2013.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство «Юрайт», 2020.

6. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.

7. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Наука, 1980.

8. Урунтаева ГА. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001.

9. Фроликова O.A., Екжанова ЕА. Развитие моторики и координации. СПб.: КАРО, 2007.

References

1. Bogdanova T.G. Deaf psychology. M.: Academy, 2002.

2. Zaporozhets A.V. Psychology of action: selected psychological works. M.: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house NPO MODEK, 2000.

3. Kulagina I.Yu, Kolyutsky V.N. Developmental psychology: The complete life cycle of human development. Textbook for students of higher educational institutions. M., 2001.

4. Luria A.R. Fundamentals of Neuropsychology. Textbook. 8th ed., Erased. M.: Academy, 2013.

5. Obukhova L.F. Developmental psychology: Textbook. M.: Publishing house "Yurayt", 2020.

6. Rubinstein S.L. About thinking and ways of its research. M.: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1958.

7. Sechenov I.M. Reflexes of the brain. M.: Nauka, 1980.

8. Uruntaeva G.A. Preschool Psychology: Textbook. 5th ed., Stereotype. M.: Academy, 2001.

9. Frolikova O.A., Ekzhanova E.A. Development of motor skills and coordination. St. Petersburg, 2007.

Информация об авторах

Д.В. Петухов — магистрант;

Н.Г. Вольдимарова — кандидат юридических наук, доцент.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

D.V. Petukhov — master's student;

N.G. Voldimarova — candidate of law, associate professor.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 16.10.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 16.10.2021.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.