Научная статья на тему 'Психологические предпосылки инфляции «Имени отца» в современном обществе'

Психологические предпосылки инфляции «Имени отца» в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FATHER / FATHERHOOD / PARENTHOOD / THE HEAD OF THE FAMILY / IDENTITY / SOCIETY / SOCIAL AFFILIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яблонская Наталья Владимировна

В работе проводится анализ отцовства как социального и исторического феномена. Выявление возможных причин трансформации «образа Отца» в современном обществе, последствий этого явления, поиск путей восстановления позиции отцовства, как в семье, так и в обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The book (the work) contains the analyze of fatherhood as a social and historical phenomenon. Identification of possible causes of transformation the "image of Father" in modern society, the consequences of this phenomenon, ways to restore the position of fatherhood in the family and in society in general.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки инфляции «Имени отца» в современном обществе»

фразами, а бывают и настолько крупные, которые заканчиваются судебным разбирательством.

Самое главное, при попытках урегулировать любую спорную ситуацию, иметь способность адекватно и ясно мыслить, анализировать ситуацию и в первую очередь выступать не только в своих интересах, но и помнить и стараться поддерживать заинтересованность своего клиента.

Таким образом, учитывая практику и опыт работы в турагентстве, можно предложить следующие технологии для успешного разрешения конфликтных ситуаций в туристской деятельности:

1. Оцениваем возможные прямые и косвенные последствия назревающего конфликта. Осознаем, что с помощью усугубления спора не удастся успешно защитить свои интересы и интересы потребителя.

2. Минимизируем свои негативные эмоции по отношению к туристу, который начал конфликт и в свою очередь стараемся уверенно успокоить клиента, объяснив ему положение спора на данный момент и его возможный положительный и отрицательный результат.

3. Настраиваемся сами и настраиваем потре-би-теля на то, что необходимы совместные усилия на решения противоречия путем компромиссного сотрудничества.

4. Обязательно понимаем, что турист преследует свои определенные интересы в вопросах сложившегося конфликта. Стараемся увидеть за внешним образом конфликта его скрытую суть и мотив.

5. Рассматриваем риски потребителя и свои риски. Выясняем, что турист боится потерять и какой возможный материальный или моральный ущерб предотвратить.

6. Разрабатываем тактику для оптимального решения проблемы, которая будет учитывать как наши интересы, так и интересы нашего клиента. В основном конфликтные ситуации в туризме повторяются одни и те же, поэтому стараемся заранее разработать 2-3 варианта решения типичных споров и смягчения конфликта в турагентстве между менеджером и туристом.

7. Проводим открытый и максимально честный разговор с потребителем, преследуя положительное для обоих разрешение конфликта.

Признаем ошибки, которые привели к конфликту, уступаем клиенту в том, что для нас в этой ситуации не самое главное. В мягкой форме даем понять, что турист, в свою очередь, тоже может убрать агрес-

сивность и злость, успокоиться. Объясняем максимально выгодный для обоих итог конфликта. Свое предложение аргументируем. Обсуждаем взаимные уступки. Частично или полностью разрешаем конфликт. Если решить конфликт не получилось, то ситуацию не обостряем, а предлагаем решить проблему альтернативными уступками.

8. Разрешаем конфликт постоянно корректируя и тактику, и стратегию своего поведения в зависимости от конкретной ситуации.

При разрешении конфликта еще раз оцениваем свои действия на этапах образования, развития и окончания конфликта. Определяем, что было правильно сделано, а где встречались ошибки. Конфликтные ситуации являются тестами для людей и выявляют особенности, которые были в них скрыты, а также передают большой опыт в устранении подобного спора еще в момент его будущего потенциально-возможного зарождения.

Таким образом, исследование показало, что конфликтные ситуации не являются редким явлением в деятельности туристических компаний. В опросе приняли участие 50 организацией со стажем работы больше трех лет. Практически в каждой турфирме случались противоречивые ситуации, которые приводили к конфликтам разной величины. Наиболее часто конфликты происходят с участием постоянных клиентов, которые имеют большой опыт в путешествиях и понимают, как налажена схема работы «турист-турагент-туроператор». Главным образом спорные вопросы возникают по причине неисполнения туроператором полностью заявленных в договоре услуг, которые были оплачены клиентом, а также из-за неверного или неполного информирования потребителя работником турфирмы о предстоящей поездке. В основном, представители турфирм сошлись на мнении, что следует проработать четкую схему поведения, при сложившемся конфликте, быть спокойным, с уверенностью истолковать клиенту проблему и наилучшие пути выхода из нее.

Список литературы:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов, 4-е здание: Эксмо, 2009. -512с.

2. Киптенко В.К. Менеджмент туризма: учебник. К.: Знания, 2010. [Электронный ресурс] - URL: http://vokrug-sveta.com.ua/upravlenie-konfliktami-v-turisme.html

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНФЛЯЦИИ «ИМЕНИ ОТЦА» В

СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Яблонская Наталья Владимировна

Кан. психол. наук, доцент Севастопольского Государственного Университета

В работе проводится анализ отцовства как социального и исторического феномена. Выявление возможных причин трансформации «образа Отца» в современном обществе, последствий этого явления, поиск путей восстановления позиции отцовства, как в семье, так и в обществе в целом.

Ключевые слова: отец, отцовство, глава семьи, идентичность, социум, социальная принадлежность.

The book (the work) contains the analyze of fatherhood as a social and historical phenomenon. Identification of possible causes of transformation the "image of Father" in modern society, the consequences of this phenomenon, ways to restore the position of fatherhood in the family and in society in general.

Keywords: father, fatherhood, parenthood, fatherhood, the head of the family, identity, society, social affiliation.

Сегодня, проблема кризиса института отцовства тревожит многих ученых из разных областей научного знания. Психологи, философы, историки и культурологи всерьез встревожены этой проблемой. Анализом отцовства и его эволюцией в современном западном обществе занимаются сегодня такие ученые как Зойя Л., Питцеле П., Нарахно К. и др. В качестве основных характеристик проблем отмечаются: невозможность одновременного соблюдения отцом морального закона в семье, и уважение им закона силы в обществе («парадокс отца»); падение значимости роли отца в современном обществе; трансформация образа современного отца (уход в симбиотические отношения с ребенком), утрата связи «отец-ребенок-общество».

Для современного российского общества проблема представляется не менее актуальной. Роль отцовства, как социального феномена, должна быть переосмыслена и восстановлена. Необходимо не просто осознать функции отца в семье, но и восстановить роль и функции мужчины - как главы, как закона (инстанции заботы), того, кто способен осуществлять выбор и нести ответственность, того, кто в состоянии выдерживать позицию "господина", и идти до конца, но не из принуждения, а из любви (к семье, к Родине, к женщине).

Невозможно рассматривать семью, а тем более личность, вне связи с обществом. Естественно, что образ отца, транслируемый в социуме, неразрывно связан с тем, что будет происходить в конкретной семье. Есть множество проблем современной семьи социально -психологического порядка, с которыми наше общество борется и пытается решить. Среди них: повышение уровня рождаемости, семьи с детьми- инвалидами, неполные семьи, дети-сироты и другие. И все эти проблемы, так или иначе, связаны с возрождением института отцовства.

Итак, не смотря на значимость и необходимость наличия «места Отца» (закона, совести, Бога, Другого), в структуре психики человека, в семье и в обществе в целом, в последнее время происходит его утрата и инфляция.

Наше исследование ориентировано на: определение зон наибольшей выраженности упадка роли и места Отца в современном обществе; изучение образа современного Отца; вскрытие возможных причин трансформации и упадка имени Отца; поиск механизмов профилактики и восстановления роли и функции Отца как психосоциального феномена

Во многих психологических исследованиях мы неизбежно обнаруживаем, что образ отца неразрывно связан с группой (как минимум триадой), социумом. Если пара «ребенок-мать», в особенности в истоке, обладает столь исключительными качествами, что почти выходит за границы мирского, то пара «ребенок-отец», напротив, является изначально частью общества. Ожидается, что именно отец научит ребенка быть в обществе, как мать научила его ощущать свое тело[1]. Маргарет Мид, благодаря обширным исследованиям в области антропологии выдвигает тезис о том, что отец не дается нам природой, и если общество хочет присутствия отца, надо настаивать на этом много больше, чем на том, чтобы получить мать [5].

Таким образом, неразрывна взаимосвязь между обществом и образом отца. В современном европейском обществе, налицо, так называемый, «парадокс отца» [1]. Это общество основано на христианском учении и в то же время оно распространяется «по-дар-винистски», то есть, наслаждается силой. Грабеж, порабощение других народов (зачастую, просто более миролюбивых), захват чужих территорий кординаль-ным образот противоречат заповедям «Не убий», «Не укради», «Не желай того, что принадлежит ближнему твоему». В этом смысле европейская цивилизация, проповедующая принципы рационального, отталкивается от глубоко иррационального центра. Как и отец, зачастую колеблющийся между законом любви и законом силы

Проекции и ожидания ребенка в отношении отца очень часто противоречивы, с одной стороны- он должен соблюдать моральный закон, с другой — обеспечивать выживание для себя и своего потомства любой ценой. И если отец сам не является самоопределившейся личностью с непротиворечивой идентичностью, выполнение им поистине отцовской роли в семье станет весьма и весьма затруднительным.

Современное общество - это, прежде всего, общество потребителей. Люди давно не платят за необходимое, сегодня платят за престиж, за «гаджеты».

Общество выглядит все более психотично. Деньги, атрибуты престижа и власти подменяют ценности, чувства, постепенно уводят человека от истинной встречи с Другим, а стало быть, и с самим собой.

Современные отцы все больше заняты вопросом заработка, карьеры, обеспечивают семью не просто необходимым, но зачастую избыточным. В этой гонке за материальным, как атрибутом силы, власти, отцы буквально оторваны от своих детей.

Вот некоторые данные исследований [1], касающиеся США и европейских государств, в которых сделана попытка определить причины отдаления отцов от семьи.

Вне зависимости от эпохи, отцы занимаются с детьми намного меньше, чем матери. Было подсчитано, что американские отцы проводят с детьми семь минут в день. У многих детей нет и этого. В 70-е годы статистика говорила, что в США количество разводов возросло в 7 раз. Четверо детей из десяти, рожденных в то десятилетие провели детство с одним родителем-матерью.

Говоря о проблеме Отца, невозможно обойти вопросы влияния Церкви. Многие исследователи полагают, что католическая церковь никогда не придавала фигуре отца такого значения, как например, пуританская или еврейская традиция. С психологической точки зрения в Латинской Америке попытка создать семью с женщиной во главе поощрялась влиянием католической церкви на светскую жизнь [1]. В православной же традиции место Отца - это особое место, соотносимое с основным Законом человеческого бытия, основной функцией которого является ничто иное, как забота. Бог Отец заботится о человеке, даруя ему Закон. Метафора Имени Отца в православной традиции требует отдельного исследования, более детального и тщательного. С нашей точки зрения, утрата

«имени Отца» в Западном мире и его падение в России имеют как некие общие основания, так и ряд отличий.

Говоря о падении «имени Отца» в нашем обществе нельзя обойти вниманием, так называемую «Русскую сексуальную революцию», итоги которой были неутешительны: в 1923г. минимум половина младенцев рождалась вне брака, не редкостью стало рождение ребенка в 14 лет, если распадалась «пара», то алименты платились только 6 месяцев, только в случае, если один из родителей был нетрудоспособен.

Исследуя проблему утраты Отца в историческом и психологическом ключе, нельзя обойти период Великой Отечественной войны. У миллионов детей были отняты отцы, но и у выживших были отняты дети. Они больше не смогли вновь стать отцами. Отцовство умерло: не на войне, а по возвращению домой [1].

Вернемся к исследованию проблемы отцовства в современном обществе. Какой трансформации подвергся образ Отца в наши дни? Наше общество (Россия) в контексте проблемы инфляции имени Отца в значительной мере отличается от Запада. Во-перых, православие с ориентацией на конституциональный Закон (о чем говорилось выше), в отличии от верховенства Закона права (католицизм) обращает нас к закону внутреннему, к голосу совести, к Богу (Отцу) внутри нас. Во-вторых, не смотря на то, что с каждым днем общество становится все «психотичнее», то есть нас приучают к тому, чтобы мы шли за своими потребностями (общество потребителей, объектных отношений), а не управляли ими, опора на конституциональный (внутренний) Закон дает возможность русским людям оставаться внутренне свободными. В-третьих, институт Церкви, как и Институт семьи (с отцом во главе) остаются в России важнейшими опорами государства. Сегодня, многие политики и ученые Европы говорят о том, что «общество без Бога- это общество без Отца...» [6]. К сожалению, во многих государствах Европы, голос церкви слабеет день ото дня. Традиции семьи и ценности уже ничего не значат.

Мы провели «пилотажное» исследование образа отца сегодня, и его трансформации. Для этого мы использовали интернет -источники. Исследуя изображения отца (фотографии и картины) прошлого века, мы выяснили следующее: отец изображен с семьей, а не с одним ребенком (70-90%), отец занимает центральное положение относительно других членов семьи или комнаты (85-90%), отец одет в определенный костюм, по которому можно составить представление о его положении в обществе, статусе, профессии (65-75%).

Фигура отца всегда знаменовала собой некий переход от семьи к социуму. В этом и состояла одна из главных функций отца- введение ребенка в социум.

Что же собой представляет образ современного отца, как его изображают на фотографиях в модных журналах, каким его видит новое поколение?

Исследуя эту проблему, нами были разработаны и проведены психодиагностические занятия с группой студентов (30 человек), которые включали арт-тера-певтические техники (коллаж, работа с фотографиями, драматерапию), интервью, эссе на тему «Отец» и выяснили следующее.

- современный «отец» все больше становится похожим на «мать». Все реже встречаются изображения, на которых отец находится вместе со своей семьей. Чаще мы можем встретить отца с младенцем на руках, с оголенным торсом, или рекламирующим новые бренды (75% из просмотренных фотографий в современных журналах и интернет-источника, выбранных в случайном порядке). Ничто в этих фотографиях не указывает на социальную принадлежность, профессию, патриархальность «нового отца». Отец становится менее заметен, именно потому, что все более погружается в симбиотические отношения с ребенком, все сильнее отдаляется от социума, в его функции уже не входит введение ребенка в общество, так как это противоречит тому, что происходит в самом обществе. А именно, поддержание первичных потребностей - вот на что ориентируется современное общество, взращивая общество потребителей.

-образ отца представляется «размытым», спутаны функции отца, мужчины и мужа. При выполнении группового коллажа на тему «Отец», сама тема вызвала у студентов затруднение, продолжительный период у участников не возникало никаких ассоциаций, сложно было обозначить каким-либо символом образ отца. В большинстве своем, этот образ ассоциировался с защитником, «добрым военным офицером, папой-мамой» (цитата), рыцарем («охраняющим свою женщину»), но при этом он находится вне семьи , «вселенской мудростью», одетой в пиджак и галстук.

-совершенно очевидна «оторванность» отца от семьи. Из рисунков и пост-рисуночного интервью видно, что отец больше не является частью семьи, своей профессиональной корпорации, сословия. Отец все менее является частью коллективного мира.

Список литературы:

1. Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анализ/ Пер. с англ. Н. Ретеюм. - М.: Независимая фирма «Класс», 2014.-352с.

2.Колодези отцов наших: личная встреча с мифами Книги Бытия/ пер. с англ. Е.А. Шестаковой.-Независимая фирма «Класс»,2013.-320с.

3.Наранхо К. Изменим образование, чтобы изменить мир /пер. с исп. А. Школьник.-М.: Независимая фирма «Класс», 2014.-400с.

4.Lamb M. E. (a cura di), The Role of the Father in Child Development, 3 vol Wiley, New York 1976, 1981, 1997.

5.Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире- М: Изд. РОССПЭН, 2014- 416с.

6. Свидание с принцессой. Специальный репортаж Дениса Арапова [Электронный ресурс]. URL: http ://www. zoomby.ru/mobile/watch/svidanie -s-princessoi-specialnyi-reportazh-denisa-arapova

7. Православие и католичество. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) [Электронный ресурс].- Православие и мир. Ежедневное интернет - издание для православных. URL: http://www.pravmir.ru/pravoslavie-i-katolichestvo/#ixzz3Md5YhEyi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.