Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ УЧАЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ № 4 «СТУПЕНИ» (2003-2020 ГГ.)'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ УЧАЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ № 4 «СТУПЕНИ» (2003-2020 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Т. С.

В статье представлены психологические портреты учащихся 5-11 классов многопрофильной гимназии. Они составлены с помощью метода экспертной оценки. Сделано два среза с разницей в 17 лет. В обоих срезах выявлены личностные качества, присущие большинству учащихся гимназии: воспитанность, ответственность, отзывчивость. Прослежена их возрастная динамика в средней и старшей школе. Показана динамика личностного развития гимназистов в течение 17 лет, которая выразилась в повышении показателей изучаемых личностных качеств и их стабилизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDISCIPLINARY GYMNASIUM NO 4 “STEPS”: PSYCHOLOGICAL PROFILES OF STUDENTS (2003-2020)

This article discusses psychological profiles of students in grades 5-11 from a multidisciplinary gymnasium. The profiles are compiled using the method of expert evaluation. The study included two time samples with a gap of 17 years. Both samples revealed personal qualities inherent to the majority of gymnasium students: politeness, responsibility, and responsiveness. The study monitored age dynamics in secondary and senior school. It focused on the dynamics of personal development of gymnasium students for 17 years. The study found an increase in the indicators of personal qualities under study and their stabilization

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ УЧАЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ № 4 «СТУПЕНИ» (2003-2020 ГГ.)»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-162-174

Т. С. Семенова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ УЧАЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ № 4 «СТУПЕНИ» (2003-2020 ГГ.)

В статье представлены психологические портреты учащихся 5-11 классов многопрофильной гимназии. Они составлены с помощью метода экспертной оценки. Сделано два среза с разницей в 17 лет. В обоих срезах выявлены личностные качества, присущие большинству учащихся гимназии: воспитанность, ответственность, отзывчивость. Прослежена их возрастная динамика в средней и старшей школе. Показана динамика личностного развития гимназистов в течение 17 лет, которая выразилась в повышении показателей изучаемых личностных качеств и их стабилизации.

Ключевые слова: психологические портреты, личностные качества, метод экспертной оценки.

T. Semenova

MULTIDISCIPLINARY GYMNASIUM NO 4 "STEPS": PSYCHOLOGICAL PROFILES OF STUDENTS (2003-2020)

This article discusses psychological profiles of students in grades 5-11 from a multidisciplinary gymnasium. The profiles are compiled using the method of expert evaluation. The study included two time samples with a gap of 17 years. Both samples revealed personal qualities inherent to the majority of gymnasium students: politeness, responsibility, and responsiveness. The study monitored age dynamics in secondary and senior school. It focused on the dynamics ofpersonal development of gymnasium students for 17 years. The study found an increase in the indicators ofpersonal qualities under study and their stabilisation.

Keywords: psychological profiles, personality traits, expert evaluation method.

Не секрет, что каждое образовательное учреждение имеет свое лицо, которое выражается в уровне подготовки выпускников, в их обученности, воспитанности, особенностях личности.

На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе невелика представленность психологических портретов учащихся и выпускников. Нас интересуют в первую очередь портреты, полученные на основе эмпирических исследований. Среди них нужно отметить многолетние исследования В. С. Собкина, Т. А. Лыковой, проводимые на базе Московского театрального колледжа, основанного О. П. Табаковым. Авторы составили психологические профили студентов-актеров, сопоставили

с профилями их сверстников из общеобразовательных школ и по результатам сравнения выделили присущие им личностные акцентуации: эмоциональность, общительность, смелость, чувствительность и др. [4]. Выделенные личностные особенности студентов-актеров были исследованы отдельно, в частности, эмоциональность и способность к взаимодействию [5], обнаружены существенные личностные особенности, которые позволили авторам выделить личностные типы актеров, соотносимые с театральными амплуа [6]. На основании полученных результатов авторами исследования уточняются критерии отбора абитуриентов и вырабатываются стратегии педагогического воздействия в образовательном процессе,

способствующие индивидуализации обучения студентов [7].

Все последующие исследования единичны, выполнены по разным методикам, отражают разные стороны познавательного и личностного развития учащихся, и, тем не менее, представляют для нас интерес с точки зрения их портретных характеристик.

Е. Б. Лактионова, А. В. Орлова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова в исследовании, проведенном на школьниках г. Санкт-Петербурга, на большом эмпирическом материале (К > 600) показали, что учащиеся специализированной школы (физико-математического и естественнонаучного направления) значительно превосходят своих сверстников общеобразовательной школы по показателям психологического благополучия. Это выражается в стремлении к развитию, открытости новому опыту, рефлексии собственных достижений, реализации своего потенциала, независимости от мнения окружающих, способности противостоять внешнему давлению, более позитивном отношении к школе. Авторы объясняют это превосходство личностными и когнитивными особенностями одаренных детей и спецификой образовательной среды [2].

М. В. Сафронова, Е. В. Сахарова сравнили личностные особенности школьников с углубленным изучением предметов физико-математического цикла со школьниками с традиционным обучением г. Новосибирска (К = 328). Авторы пришли к выводу о взаимосвязи личностных особенностей учащихся со своеобразием школы и программы обучения. Школьники из специализированных классов отличаются высокими показателями интеллекта, лучшей успеваемостью и обучаемостью. У них также более высокие показатели нейротизма, выражающиеся в повышенной тревоге, боязливости, застенчивости. Авторы объяснили это перфекцио-низмом детей, конкуренцией в классе, завышенными родительскими ожиданиями [3].

О. Л. Юрчук сопоставила психологические особенности учащихся многопрофильной

гимназии г. Новый Уренгой и пришла к таким выводам. Между профилями существует размытость границ, так как выбор профиля обучения осуществляется не столько склонностями детей, сколько родительскими предпочтениями. Сходство лингвистического и экономико-правового, а также физико-математического и экономико-математического профилей соответствует градации наук на гуманитарные и естественные. Для учащихся классов гуманитарного направления приоритетным является индивидуально-личностное развитие, а для учащихся математической направленности важно создание стабильных и поддерживающих межличностных отношений [9].

Ряд исследований направлен на изучение личности учащихся среднего профессионального образования. Так, Е. И. Кустова, В. Г. Казанская сравнили особенности учащихся Ижорского политехнического лицея г. Санкт-Петербурга с особенностями их сверстников из общеобразовательной школы (К = 60). Авторы показали, что у лицеистов значительно ниже показатели эмоционального комфорта. Тревога значительно выше в ситуации проверки знаний и взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, что приводит к пропуску уроков по неуважительным причинам. Кроме того, лицеисты чаще болеют, чем школьники. Все эти различия авторы склонны объяснять, помимо прочего, условиями организации образовательного процесса в профессиональном лицее [1].

Коллектив авторов (Н. А. Тавинова, Н. А. Баранова и др.) изучали личностные особенности студентов медицинского колледжа г. Чебоксары (К = 419), обучающихся по направлениям «Сестринское дело» и «Фельдшерское дело». Они показали, что большинство студентов при средних показателях интеллекта обладают такими чертами, как желание избегать конфликтов, отсутствие стремления к лидерству, терпимость к строгой дисциплине, аккуратность в мелочах, скрупулезность, что, по мнению авторов,

помогает лучше адаптироваться в профессии [8].

Весь этот ряд исследований представлен в Интернете. Из данного обзора литературы видно, что психологические особенности учащихся определяются не только их индивидуальными особенностями, но и спецификой образовательного учреждения и организацией процесса обучения и воспитания в нем. Несмотря на малочисленность исследований, составление психологических портретов учащихся видится нам перспективной задачей.

Мы представляем результаты исследования учащихся многопрофильной гимназии № 4 «Ступени» г. Пензы на предмет личностных особенностей. В них приведены два среза: первый был выполнен в январе 2003 г., последний — в октябре 2020 г. Гимназия исходно создавалась для детей преподавателей и сотрудников педагогического института. В 2003 г. в ней был один класс в параллели. Срез 2003 г. представляет нам показатели всех учащихся среднего и старшего звена гимназии общей численностью 205 человек.

К 2020 г. гимназия значительно расширилась. В среднем звене гимназии (5-9 классы) стало по три класса в параллели, в старшем

1.

(10-11 классы) — по два класса в параллели. В замере 2020 г. приняли участие гимназисты 5-11 классов, по одному классу из параллели, выбранному случайно. Всего было обследовано 193 человека.

Исследование проводилось методом экспертной оценки. В качестве экспертов выступили учителя — классные наставники. Они профессионалы, имеют дело с оценкой учащихся каждый день. Наш многолетний опыт работы психологом в этой гимназии показал, что оценки детей, полученные с помощью психологических методик, и оценки учителей, сделанные на основе наблюдений за ними, во многом совпадали и дополняли друг друга. Перед замерами мы подготовили группу учителей к оценке учащихся. Для этого группе экспертов было предложено оценить одних и тех же детей, сравнить и обсудить выставленные оценки. Таким способом мы научили их пользоваться шкалой и снизили субъективные погрешности в оценках.

Итак, классные наставники оценили своих учащихся по определенным личностным качествам в баллах от одного до пяти. Приводим оценочную шкалу личностных качеств.

Ответственность.

Никогда не доводит порученное дело до конца. 1 б.

Очень редко выполняет порученное дело. 2 б.

Часто плохо или не в срок выполняет порученное дело. 3 б.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное дело. 4 б.

Всегда хорошо и в срок выполняет все порученные дела. 5 б. 2. Инициативность.

Никогда не выступает зачинателем какого-нибудь дела. 1 б.

Шкала. Продолжение

Почти никогда не начинает сам новое дело. 2 б.

Редко сам начинает новое дело. 3 б.

Довольно часто выступает зачинателем нового дела. 4 б.

Выступает инициатором новых дел, не стремясь получить за это признание. 5 б.

3. Общительность.

Замкнут, необщителен. 1 б.

Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. 2 б.

Стремится общаться с ограниченным кругом людей. 3 б.

Как правило, с удовольствием общается с другими людьми. 4 б.

Всегда охотно вступает в контакт с другими людьми, любит работать и отдыхать 5 б. с другими.

4. Отзывчивость.

Совершенно не умеет сочувствовать другим. 1 б.

Почти не умеет сочувствовать другим. 2 б.

Поглощен собственными чувствами, что мешает ему разделить чувства других 3 б. людей.

Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами. 4 б.

Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими проблемами. 5 б.

5. Вежливость.

Резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. 1 б В ссоре оскорбляет, грубит.

Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры. 2 б.

Часто бывает невежлив и нетактичен. 3 б.

Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. 4 б.

Шкала. Продолжение

Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

5 б.

6. Уверенность в себе.

Постоянно, даже в простых делах нуждается в одобрении и поддержке других людей.

Часто при выполнении поручений просит помощи, поддержки, даже если может справиться сам.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

Все задания выполняет сам. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

7. Самокритичность.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

К критическим замечаниям относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

8. Стремление к первенству.

Никогда не стремится в чем-то быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. д.), настойчиво этого добивается.

9. Решительность.

1 б. 2 б.

3 б.

4 б.

5 б.

1 б. 2 б.

3 б.

4 б.

5 б.

1б. 2 б.

3 б.

4 б.

5 б.

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

1 б.

Шкала. Продолжение

Редко решается принять какое-либо ответственное решение. 2 б.

Иногда колеблется перед ответственным решением. 3 б.

В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. 4 б. 10. Положение в классе (симпатия одноклассников).

В классе его не любят. 1 б.

Пользуется симпатией у отдельных ребят. 2 б.

Пользуется симпатией только у части ребят. 3 б.

В классе большинство ребят относятся к нему с симпатией. 4 б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. 5 б.

Полученные результаты представлены индивидуальных значений по классу, от ми-

в таблице 1. Жирным шрифтом выделены нимального до максимального. Знак б пока-

средние показатели по классам. Цветом зывает стандартное отклонение показателя

выделены показатели в 4 балла и выше. от среднего значения по классу. Подсчеты

В квадратных скобках представлен разброс выполнены в программе Excel.

Таблица 1

Личностные качества гимназистов (2003 г.)

Класс ответственность инициативность общительность отзывчивость вежливость уверенность в себе самокритичность стремление к первенству решительность положение в классе

4,3 3,5 3,8 3,7 4,1 3,8 3,9 3,9 3,6 3,7

5 [2-5] б = 0,8 [1-5] б = 1,2 [2-5] б = 0,9 [2-5] б = 0,9 [4-5] б = 0,6 [1-5] б = 1,3 [1-5] б = 1,3 [1-5] б = 1,4 [1-5] б = 1,3 [1-5] б = 1,2

3,7 3,1 4,1 4,1 3,9 3,2 3,4 3,5 3,1 3,2

6 [2-5] б = 1,1 [1-5] б = 1,3 [2-5] б = 0,9 [1-5] б = 1,0 [2-5] б = 1,1 [2-5] б = 1,0 [1-5] б = 1,3 [2-5] б = 1,1 [1-5] б = 1,3 [2-5] б = 1,1

3,8 3,6 4,2 4,2 4,1 3,3 3,7 4,0 3,3 3,5

7 [3-5] б = 0,9 [2-5] б = 1,1 [2-5] б = 0,9 [2-5] б = 1,0 [3-5] б = 0,8 [2-5] б = 1,0 [2-5] б = 0,9 [3-5] б = 0,8 [2-5] б = 1,0 [2-5] б = 1,1

Таблица 1. Продолжение

8 3,7 [2-5] б = 1,1 2,6 [1-5] б = 1,2 3,6 [2-5] б = 1,1 3,8 [3-5] б = 0,9 4,4 [4-5] б = 0,6 3,0 [1-5] б = 1,3 3,3 [2-5] б = 1,2 3,2 [2-5] б = 0,9 2,6 [1-5] б = 1,1 3,6 [2-5] б = 0,9

9 4,0 [3-5] б = 0,8 2,2 [1-5] б = 1,0 3,6 [2-5] б = 1,1 4,1 [2-5] б = 0,9 4,1 [2-5] б = 0,9 3,4 [1-5] б = 1,3 3,6 [1-5] б = 1,2 3,3 [1-5] б = 1,2 3,3 [2-5] б = 1,1 3,0 [1-5] б = 1,2

10 1,8 [1-5] б = 1,0 2,6 [1-5] б = 1,2 1,8 [1-5] б = 1,1 1,8 [1-4] б = 0,9 1,8 [1-5] б = 1,0 2,8 [1-4] б = 0,9 2,3 [1-4] б = 0,9 1,4 [1-4] б = 0,8 2,4 [1-5] б = 0,9 2,9 [1-5] б = 1,1

11 3,9 [3-5] б = 0,8 3,3 [2-5] б = 1,0 3,8 [2-5] б = 0,9 4,1 [3-5] б = 0,7 4,0 [3-5] б = 0,7 3,6 [2-5] б = 0,9 3,3 [2-5] б = 1,0 3,3 [1-5] б = 1,1 3,2 [2-5] б = 0,9 3,6 [2-5] б = 0,9

Как видно из таблицы 1, можно отметить большой разброс показателей как между классами, так и по индивидуальным различиям между детьми внутри класса.

Для большей наглядности данные, представленные в таблице, отражены графически на рисунках 1 и 2.

Как видно из рисунка 1, наиболее высокие показатели по всем оцениваемым качествам отмечаются в 5-7 классах. Разброс средних

оценок составляет интервал 3,1-4,2 баллов. Относительное снижение большинства показателей наблюдается в 8 классе. Возможно, одной из причин такого снижения являются издержки переходного возраста.

Самые высокие показатели на рисунке у всех детей наблюдаются по таким качествам, как: вежливость, отзывчивость, общительность и ответственность.

Рис. 1. Личностные качества учащихся 5-8 классов (2003 г.)

Дети внутри классов довольно сильно отличаются друг от друга по оцениваемым показателям. Об этом говорят показатели среднего стандартного отклонения (б). Они приближаются к единице и даже превышают ее.

Как видно из рисунка 2, относительно высокие оценки получили только ученики 9 класса. Они ответственные, отзывчивые, вежливые. Показатели инициативности, уверенности в себе и решительности относительно снижены. Возможно, это связано с предстоящими выпускными экзаменами.

Оценки 10 класса заметно снижены. Возможно, дети расслабились после успешных экзаменов в 9 классе и берегут силы перед предстоящими экзаменами в 11 классе.

Ученики 11 класса демонстрируют высокие результаты по показателям ответственности, отзывчивости и вежливости. Видимо, собрались перед предстоящими через полгода выпускными экзаменами.

Разница между детьми в классах по индивидуальным оценкам также довольно показательна. Стандартные отклонения от

средних значений близки к единице и довольно часто превышают ее.

Результаты среза 2020 представлены в таблице 2 и на рисунках 3 и 4.

Как видно из таблицы 2, средние показатели по всем качествам не опускаются ниже оценки 3,1. Исключение составляет стремление к первенству у учеников 11 класса, что может объясняться индивидуальными особенностями детей.

Стандартные отклонения от средних значений в большинстве случаев меньше единицы, что говорит о том, что внутри классов дети мало отличаются друг от друга по указанным показателям.

Обращают на себя внимание высокие показатели вежливости и ответственности у большинства детей. Это проявления воспитанности учащихся, которая, как известно, закладывается в семье и укрепляется в образовательном пространстве гимназии.

Учащиеся среднего звена гимназии имеют более высокие показатели личностных качеств по сравнению с учащимися старшего звена. Видимо, они больше стараются быть

Таблица 2

Личностные качества учащихся гимназии (2020 г.)

Класс ответственность инициативность общительность отзывчивость вежливость уверенность в себе самокритичность стремление к первенству решительность положение в классе

5 4,8 [4-5] б = 0,4 4,0 [1-5] б = 0,9 4,8 [2-5] б = 0,6 4,1 [2-5] б = 0,6 4,9 [4-5] б = 0,3 3,9 [2-5] б = 0,6 3,8 [1-5] б = 0,7 3,7 [1-5] б = 1,0 3,8 [2-5] б = 0,8 3,8 [1-4] б = 0,6

6 3,8 [1-5] б = 1,1 3,7 [1-5] б = 1,1 3,9 [2-5] б = 0,9 4,1 [1-5] б = 1,0 4,0 [1-5] б = 0,9 3,5 [3-5] б = 0,6 3,6 [1-5] б = 1,2 4,1 [2-5] б = 0,9 3,7 [1-5] б = 1,0 4,2 [2-5] б = 1,0

7 4,2 [3-5] б = 0,7 4,1 [3-5] б = 0,8 4,7 [3-5] б = 0,6 4,6 [3-5] б = 0,6 4,5 [3-5] б = 0,8 4,6 [3-5] б = 0,8 4,4 [3-5] б = 0,8 4,5 [3-5] б = 0,8 4,4 [3-5] б = 0,8 4,5 [3-5] б = 0,8

8 4,7 [4-5] б = 0,4 4,3 [4-5] б = 0,5 4,3 [3-5] б = 0,8 4,6 [4-5] б = 0,5 4,7 [4-5] б = 0,4 4,4 [3-5] б = 0,6 4,0 [2-5] б = 0,6 3,7 [2-5] б = 0,7 3,9 [3-5] б = 0,8 3,8 [3-5] б = 0,5

9 4,1 [3-5] б=0,6 3,3 [2-5] б = 0,7 3,3 [2-4] б = 0,6 3,4 [2-4] б = 0,6 3,9 [2-5] б = 0,8 3,4 [2-4] б = 0,6 3,4 [2-5] б = 0,7 3,1 [1-5] б = 0,9 3,6 [3-5] б = 0,8 3,7 [1-5] б = 0,9

10 3,7 [2-5] б = 0,7 3,4 [3-5] б = 0,6 3,7 [2-5] б = 0,9 3,3 [2-4] б = 0,6 4,0 [3-5] б = 0,4 3,8 [3-4] б = 0,4 3,8 [3-4] б = 0,4 3,1 [2-4] б = 0,7 3,9 [3-5] б = 0,5 3,7 [2-5] б = 0,8

11 4,9 [4-5] б = 0,4 3,4 [2-5] б = 1,1 3,6 [3-5] б = 0,7 4,0 [4-4] б = 0 5,0 [5-5] б = 0 3,9 [3-4] б = 0,3 3,4 [3-4] б = 0,5 1,9 [1-4] б = 1,0 3,4 [3-4] б = 0,5 4,0 [4-4] б = 0

прилежными. Относительное снижение показателей мы видим в 9-11 классах. Это можно объяснить трудностями подросткового возраста. Однако ответственность учеников 9 и 11 классов остается высокой. Видимо, это связано с предстоящим ЕГЭ.

Как видно из рисунка 3, показатели всех измеряемых качеств группируются вокруг отметки «4» и выше. Учеников среднего звена гимназии отличают: вежливость, ответственность, отзывчивость, общительность. Показатели остальных измеряемых качеств немного ниже, но тоже довольно высоки. Уверенность в себе сочетается с самокри-

тичностью. Высокие оценки стремления к первенству не приводят к конфронтации с одноклассниками, согласно показателям положения ребенка в классе. Мирное сосуществование младших подростков со здоровыми амбициями в одном классе — это, безусловно, заслуга педагогов. Дети стараются быть прилежными, и им это удается.

Показатели учащихся старшего звена, как видно из рисунка 4, снижаются по сравнению с показателями учеников среднего звена. Они в большинстве случаев располагаются в интервале между отметками «три» и «четыре». Также обращают на себя внимание высокие

Рис. 3. Личностные качества учащихся 5-8 классов (2020 г.)

Рис. 4. Личностные качества учащихся 9-11 классов (2020 г.)

показатели вежливости и ответственности детей. Остальные показатели ниже, хотя и ненамного. Относительно низкие показатели инициативности, уверенности в себе, решительности (9 и 11 классы) могут говорить об издержках подросткового возраста. Однако обследованные дети, безусловно,

нуждаются в психологическои поддержке педагогов гимназии. Общительность и связанная с ней отзывчивость, а также стремление к первенству, уходят на второй план. Возможно, это объясняется завершающей стадией подросткового возраста, когда ценность общения со сверстниками снижается

по сравнению с размышлениями о будущем: ЕГЭ, профессия, жизненный путь. Все это требует наличия таких качеств, как инициативность, решительность, уверенность в себе, которые, как мы отметили выше, у обследованных детей невелики.

Отношения между детьми в классах, согласно показателям, не предполагают оснований для конфликта интересов.

Сравним динамику показателей личностных качеств гимназистов с 2003 по 2020 гг. Для этого подсчитаем средние значения всех измеряемых качеств в целом по гимназии (табл. 3).

Из таблицы видна положительная динамика по всем измеряемым показателям. Гимназистов в 2003 г. отличали вежливость, ответственность и общительность. В 2020 г. к этим качествам добавились отзывчивость и положение в классе. Отрадно отметить положительную динамику в таких качествах как инициативность, решительность и уверенность в себе.

Если сравнить стандартные отклонения (табл. 1 и 2), то к 2020 г. дети внутри классов стали более однородны по вышеназванным качествам, т. е. их индивидуальные показатели теснее группируются вокруг средних значений.

За счет чего произошли такие изменения? За исследованный период времени в гимназии стабилизировался образовательный процесс, проводимый педагогами, появились школьные традиции. У гимназии есть свой гимн, своя эмблема. Каждый год в гимназии проводится научно-практическая конференция, на которой учащиеся выступают с докладами, подготовленными под руководством учителей, и по итогам конференции выпускается сборник статей. Довольно часто на сцене актового зала педагогического института гимназия устраивает свои представления. Это либо сборные концерты, либо спектакли, сценарии которых пишут учителя совместно с детьми. К подготовке представлений привлекается как можно большее

Таблица 3

Динамика личностных показателей гимназистов с 2003 по 2020 г.

стремление к первенству

Год ответственность инициативность общительность отзывчивость вежливость е б е с в ь т и о н н е & е в самокритичность решительность оложение в классе

п

2003 3,6 3,0 3,6 3,5 3,8 3,3 3,4 3,2 3,1 3,4

2020 4,3 3,7 4,0 4,0 4,4 3,9 3,8 3,4 3,8 4,0

Прирост 0,7 0,7 0,4 0,5 0,6 0,6 0,4 0,2 0,7 0,6

число детей в качестве артистов массовки, помощников в изготовлении костюмов и декораций, рабочих сцены. Целью этих мероприятий является предоставление детям возможности попробовать свои силы в науке и искусстве, приобретение навыков публичных выступлений, умений сотрудничества и работы в команде. Практикуется также проведение внутриклассных тематических мероприятий, приуроченных к определенным событиям. Например, празднование дня именинника в 7-м классе, которое было проведено в стиле XVII века. Дети при помощи родителей изготовили исторические костюмы, разучили танец менуэт, соревновались в умении делать комплименты. Целью таких мероприятий является сплочение детей внутри класса. Эти и подобные мероприятия способствуют личностному развитию гимназистов.

Проведенное нами исследование может составить основу для составления психологических портретов учащихся гимназии. Портретные характеристики гимназистов, уточненные и дополненные с помощью других методов и методик, применяемых в ходе психологического сопровождения образовательного процесса, помогут составить довольно представительную картину личности гимназистов. На основе полученных портретов можно моделировать идеальный образ выпускника гимназии, к которому хотелось бы стремиться. Это направление исследований представляется нам перспективным не только в научном, но и в практическом отношении, так как оно позволит педагогам гимназии на основе мониторинга личностного развития учащихся создавать гибкие сценарии их обучения и воспитания, что будет способствовать совершенствованию образовательного процесса гимназии в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кустова Е. И., Казанская В. Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4—1. С.150-157.

2. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Педагогический имидж. 2020. № 3 (48). С. 500-515.

3. СафроноваМ. В., Сахарова Е. В. Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1. № 4 (56). С. 118-121.

4. Собкин В. С., Лыкова Т. А. Психотехники развития одаренности в театральной педагогике // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. Статья 7.

5. Собкин В. С., Лыкова Т. А. Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 1. С. 7-28. https://www.doi.org/10.17759/cpp.2018260102

6. Собкин В. С., Лыкова Т. А., Собкина А. В. Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 83-100. https://www.doi.org/10.17759/cpp.2018260406

7. Собкин В. С., Лыкова Т. А. К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 129-146. https://www.doi.org/10.17759/cpp.2019270209

8. Тавинова Н. А., Баранова Н. А., Сапожников С. П., Малахова Е. П., Толстова Л. П. Личностные особенности студентов медицинского колледжа // Медицинская сестра. 2012. № 6. С. 9-11.

9. Юрчук О. Л. Психологические особенности учащихся различных профильных классов гимназии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.

REFERENCES

1. Kustova E. I., Kazanskaya V. G. Osobennosti lichnosti uchashchikhsya srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 201б. № 4-1. S. 150-157.

2. Laktionova E. B., Orlova A. V., Kondakova I. V., Tuzova A. S. Otnoshenie k obrazovatel'noj srede i psikho-logicheskoe blagopoluchie uchashchikhsya spetsializirovannykh i obshcheobrazovatel'nykh shkol // Pedagogicheskij imidzh. 2020. № 3 (48). S. 500-515.

3. Safronova M. V., Sakharova E. V. Lichnostnye osobennosti shkol'nikov, obuchayushchikhsya v spetsializirovannykh klassakh s uglublennym izucheniem predmetov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. T. 1. № 4 (5б). S. 118-121.

4. Sobkin V. S., Lykova T. A. Psikhotekhniki razvitiya odarennosti v teatral'noj pedagogike // Psikhologicheskie issledovaniya. 2015. T. 8. № 40. Stat'ya 7.

5. Sobkin V S., Lykova T. A. Lichnostnye osobennosti i reaktsii na frustratsiyu (po rezul'tatam issledovaniya studentov-akterov) // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2018. T. 2б. № 1. S. 7-28. https://www.doi.org/10.17759/cpp.2018260102

6. Sobkin V. S., Lykova T. A., Sobkina A. V Diagnostika strukturnykh osobennostej lichnostnykh izmenenij u studentov teatral'nogo kolledzha na raznykh etapakh obucheniya // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2018. T. 2б. № 4. S. 83-100. https://www.doi.org/10.17759/cpp.20182б040б

7. Sobkin V. S., Lykova T. A. K voprosu o psikhologicheskikh osobennostyakh razvitiya lichnosti aktera: opyt tipologicheskogo analiza // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2019. T. 27. № 2. S. 129-14б. https://www.doi.org/10.17759/cpp.2019270209

8. Tavinova N. A., Baranova N. A., Sapozhnikov S. P., Malakhova E. P., Tolstova L. P. Lichnostnye osobennosti studentov meditsinskogo kolledzha // Meditsinskaya sestra. 2012. № б. S. 9-11.

9. Yurchuk O. L. Psikhologicheskie osobennosti uchashchikhsya razlichnykh profil'nykh klassov gimnazii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2007. 25 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.