2013 - №1_____________________________________167
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности
В. П. Позняков
(Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН)
В статье представлены результаты теоретического анализа феномена психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности. Излагаются авторские представления о содержании понятия психологических отношений, его связи с системой других базовых категорий психологической науки, о структуре, функциях и видах психологических отношений.
Ключевые слова: психологическое отношение, совместная жизнедеятельность, субъекты психологических отношений, индивидуальный субъект, групповой субъект.
Понятие психологических отношений человека, первоначально введенное в систему теоретических представлений как общепсихологическое понятие, в течение последних десятилетий приобрело статус одной из основных категорий социальной психологии. Категорию психологических отношений активно использовали и развивали в своих работах ведущие ученые Института психологии РАН: Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Е. В. Шоро-хова. В последние годы в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН выполнен ряд научных исследований, предметом которых выступали психологические отношения личности, межличностные и меж-групповые отношения. Вместе с тем в современной психологической науке практически отсутствуют работы обобщающего теоретического характера, раскрывающие современный уровень разработки категории «психологические отношения». В этой связи актуальной теоретической задачей представляется изложение авторских представлений о содержании понятия психологических отношений, его свя-
зи с системой других базовых категорий психологической науки, о структуре, функциях и видах психологических отношений.
Истоки понятия «отношение» в психологической науке прослеживаются в трех направлениях научного анализа: логико-философском (Аристотель, Дж. Ст. Милль, М. М. Троицкий), биологическом (Г. Спенсер, Н. Я. Грот), интроспективно-психологическом (И. Ф. Гербарт, Г. Гефдинг, В. Вундт, К. Штумпф, С. Л. Франк). Историко-психологический анализ показывает, что идея отношения довольно быстро приобрела в психологии характер фундаментальной идеи. Она использовалась для описания предмета психологии, сущности психического, применялась в концепциях, авторы которых притязали на создание новой системы психологических взглядов, охватывающей психику вообще, психическое в целом, — в концепциях уровня новой психологии (Левченко, 2003). Такой представляется идея отношения как субъектно-объектной связи личности со средой (экзопсихики)
А. Ф. Лазурского, идея отношения организма
к среде в объективной психологии В. М. Бехтерева, идея о взаимоотношении субъекта со средой М. Я. Басова. Однако целостную развернутую систему взглядов на психологию отношений человека впервые разработал и представил В. Н. Мясищев (Мясищев, 1957; 1960; и др.). Ему принадлежит и одно из первых развернутых определений этого понятия: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (Мясищев, 1957: 143).
Теоретические представления В. Н. Мяси-щева о психологических отношениях складывались и развивались на протяжении нескольких десятилетий и имеют различные смыслы. В разных своих работах В. Н. Мясищев характеризует отношения как связь субъекта и объекта, как позицию субъекта во взаимодействии со средой, как предмет психологии в соответствии с определением психического как системы отношений, как одну из фундаментальных категорий психологии, определяющую отношения как особый класс психических явлений (отношение как психическое образование), наряду с психическими процессами, состояниями и свойствами личности, и наконец, как специальный раздел психологии, связанный с изучением целей, потребностей, интересов, идеалов, оценок и т. п. личности. Развивая взгляды своих предшественников на отношение как субъектно-объектную связь, В. Н. Мясищев специально подчеркивает активный, избирательный, сознательный характер этой связи и целостность личности как субъекта этой связи.
Первым в отечественной психологии
В. Н. Мясищев поставил вопрос о связи психологических отношений с основными группами психологических явлений: процессов, состояний и свойств личности. Этот вопрос имеет принципиальное значение для нашего исследования, поскольку именно психологические отношения представляются нам теми психо-
логическими образованиями, которые играют наиболее важную роль в регуляции социального поведения и динамика которых выступает следствием, результатом изменения социальных связей и отношений в обществе. Для психологических отношений характерно сочетание стабильности, устойчивости (по сравнению с психическими процессами и состояниями) и одновременно пластичности, изменчивости (по сравнению с психологическими свойствами). Мы считаем правомерной постановку вопроса о том, что психологические отношения выступают специальным, самостоятельным классом психических явлений.
Начиная с работ В. Н. Мясищева понятие психологических отношений «как системы временных связей человека как личности — субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960) прочно входит в лексикон отечественной психологической науки. К. К. Платонов рассматривает отношение как неотъемлемое свойство, атрибут сознания. Автор справедливо указывает, что имеющиеся определения отношений как психических явлений не дают возможности четко ограничить их от сознания в целом. Однако, утверждая, что «отношение это только один из трех основных компонентов сознания, но не все сознание в целом», К. К. Платонов вместе с тем допускает, что отношение может выступать в единстве с переживанием («отношение как переживание») или в единстве с познанием («отношение как знание») (Платонов, 1972: 95).
Именно обращение к более общей категории «сознание» позволяет более точно раскрыть смысл категории «психологические отношения личности». Понятие психологических отношений раскрывает в наибольшей степени такую существенную сторону сознания, как эмоционально окрашенная оценка социальных явлений, выступающих объектами сознания. Если когнитивная, познавательная сторона сознания фиксируется такими понятиями, как «знания», «представления», «образы», «значения» и т. д., то понятие психологических отношений фиксирует другую, не менее важную сторону индивидуального и группового сознания, связанную с оцен-
кой объектов и явлений окружающего мира. И личность, выступающая индивидуальным субъектом онтологически единого и целостного сознания, усваивает, воспроизводит и создает новые не только знания, но и отношения, оценки. Общность, разделенность этих индивидуальных знаний и оценок, возможность обмена ими, передачи от одного человека другому являются необходимыми условиями существования человеческого общества, совместной социальной жизни людей и человеческих общностей. В основе психологических отношений личности, носителем и субъектом которых выступает отдельный индивид, всегда лежат общественные, социальные отношения, субъектами которых являются социальные общности, группы.
К категории психологического отношения обращались в своих трудах ведущие российские психологи, развивая идеи В. Н. Мя-сищева и раскрывая новые ее стороны. Так,
С. Л. Рубинштейн считал, что именно в деятельности человек реализует и утверждает себя: как субъект — в своем отношении к объектам, им порожденным, и как личность — в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует, с которыми он через нее вступает в контакт. «Реально мы всегда имеем два взаимосвязанных отношения — человек и бытие, человек и другой человек (другие люди). Эти два отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены» (Рубинштейн, 1973: 256). Обращаясь к проблеме психологических отношений человека, Б. Ф. Ломов использует термин «субъективноличностные отношения», которые он определяет как многомерную многоуровневую динамическую систему, как интегральное свойство личности, определяющее всю психическую жизнь человека. Рассматривая многомерность отношений, автор вводит понятие «субъективного пространства» отношений, которое включает в себя отношение к труду, собственности, другим людям и т. д. При этом субъективное пространство отношений субъекта может не совпадать с пространством общественных отношений, в которое личность включена объективно. По мнению Б. Ф. Ломова, с психологической точки зрения «термин «отноше-
ние» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «Отношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности» (Ломов, 1984: 326).
Проведенный краткий теоретический и исторический анализ позволяет выделить общие моменты, которые присутствуют у большинства авторов, оперирующих термином «психологические отношения», и сформулировать некоторые положения, развивающие эти традиционные представления. Психологические отношения — это феномены или характеристики сознания личности или, если говорить более точно, осознаваемые психические явления. Вместе с тем наряду с осознаваемым, от-рефлексированным в сознании субъекта содержанием связей с объектами окружающего мира психологические отношения включают в себя в большей или меньшей степени слабо или неадекватно осознаваемые проявления. Психологические отношения — это особые состояния сознания, которые предшествуют реальному поведению личности и выражают готовность к этому поведению (в чем выражается поведенческая сторона отношений). Они включают в себя наряду с готовностью к определенному поведению когнитивный аспект, выражающийся в знании об объектах отношения, и эмоциональный аспект, выражающийся в эмоциональных переживаниях и в эмоционально окрашенной оценке объектов отношений. Наряду с этими традиционно выделяемыми аспектами или сторонами отношения, мы считаем целесообразным выделять в структуре психологических отношений оценочный аспект, являющийся центральным атрибутивным признаком феномена отношения, который, в свою очередь, в зависимости от критериев или оснований психологической оценки, даваемой субъектом объекту отношения, может иметь вид не только эмоциональной оценки, прямо связанной с потребностной сферой субъекта, но и рациональной прагматической оценки, и ценностной, т. е. основанной на соотнесении объекта оценивания и связи, в которой он находится с субъектом, с субъективной системой ценностей субъекта. Поэтому
сходство или различия психологических отношений субъектов к одним и тем же объектам имеют в своей основе сходство или различия социальных критериев (ценностей, норм, представлений о должном), выступающих основаниями этих оценок.
Отношения личности носят избирательный характер, который проявляется в их избирательной направленности (интенции) на объекты отношений и поведении личности по отношению к ним. Отношения личности к окружающей действительности организуются в сложную устойчивую структуру, содержательные особенности которой выступают важнейшими характеристиками психологического склада личности — ее направленности. Важной особенностью психологических отношений является их обусловленность предшествующим жизненным опытом личности и теми объективными связями, которые складываются у нее с объектами отношений и субъективным отражением которых являются психологические отношения.
Важное преимущество в использовании термина «психологические отношения» по сравнению с терминами «социальные установки», «аттитюды» состоит в том, что первое наиболее адекватно представлениям о психике человека, развиваемым в русле субъектного подхода (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульхано-ва-Славская, А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев и др.). С точки зрения субъектного подхода основными признаками субъектности и субъекта являются сознательность, избирательность, целостность и активность. Все эти признаки присущи феномену психологических отношений, которые выступают не просто результатом субъективного отражения объективного мира вещей и связей между ними, но сущностными характеристиками самореализующегося в изменяющихся условиях субъекта. Наиболее характерными проявлениями психологических отношений субъекта выступают его суждения и поступки, выражающие субъективную оценку объектов отношений и позицию субъекта в системе связей с окружающими людьми.
Специфическими социальными объектами психологических отношений личности высту-
пают другие люди. При этом в процессах общения, взаимодействия и совместной жизнедеятельности люди одновременно выступают и в качестве субъектов, и в качестве объектов психологических отношений. В этом случае можно говорить об отношении человека к другому человеку (или к другим людям), т. е.
о субъект-субъектных отношениях. Последние могут носить взаимный характер, т. е. характер субъект-субъектных взаимоотношений. Объектами переживаний человека могут быть не только его отношения к другим людям, но и воспринимаемые отношения к себе. Наконец, следует разделять взаимоотношения как связи, складывающиеся между людьми и реализующиеся в процессе межличностного взаимодействия, и оценку этих связей субъектами взаимодействия, т. е. отношение к отношениям — по образному выражению П. Н. Шихирева.
Одним из первых на специфический вид психологических отношений как отношений, складывающихся между личностями, обратил внимание основатель концепции психологических отношений В. Н. Мясищев. В своих поздних работах он прямо говорит о психологических отношениях между людьми, рассматривая их как психологические явления, порождаемые общением. На тесную связь категорий психологических отношений и общения указывает и ученик В. Н. Мясищева А. А. Бодалев (Бодалев, 1995). Для нас существенным является то, что отношения между личностями при этом не сводятся только к феноменам, порождаемым совместной деятельностью, но прямо связываются с общением как специфической и самостоятельной формой активности субъектов, выполняющей свои специфические функции в жизни как отдельных личностей, так и социальных групп. Такое рассмотрение психологических отношений личности делает необходимым их исследование в рамках более широкой категории, какой, по нашему мнению, выступает категория совместной жизнедеятельности.
Раскрывая значение определения «совместный», обратимся к прямому этимологическому значению этого слова в русском языке. «Совместный» означает «вместе» и относит
нас к категории пространства (и тесно связанной с ней категории времени). «Совместный» означает реализующийся, проявляющийся в одном месте, в едином пространстве. Это первый и изначальный смысл данного определения. Совместная жизнедеятельность — означает жизнедеятельность или бытие, осуществляемое в общем пространстве: физическом, территориальном, природном, социальном. Присутствие других людей в одном и том же месте (и в одно и то же время) — вот изначальный признак совместности.
Более важными, существенными атрибутами совместной жизнедеятельности мы считаем включенность ее субъектов в социальное взаимодействие и порождаемые этим взаимодействием социальные связи и отношения. В этом случае классические категории пространства и времени приобретают новый смысл, порождаемый социальностью как атрибутом совместной жизнедеятельности людей как социальных субъектов. Здесь мы можем и должны говорить не только о едином (совместном) физическом и природном пространстве участников совместной жизнедеятельности, но и о едином социокультурном пространстве, обусловленном принадлежностью субъектов совместной жизнедеятельности к общим для них социокультурным условиям, проживанием в едином историческом времени, их принадлежностью к единым, общим для них общностям, владением средствами общения, позволяющими формировать эту общность и осознавать ее. Такие представления о совместной жизнедеятельности как онтологическом основании реализации психологических отношений как феноменов не только индивидуальной, но и групповой психики прямо соотносятся с положениями тезаурусной концепции гуманитарного знания, развиваемой Вал. А. и Вл. А. Луковыми (Луков Вал., Луков Вл., 2008).
Еще один важный смысл категории совместности связан с ее двойственностью, предполагающей наличие противоположного совместности свойства. Быть с кем-то вместе означает одновременно — быть с кем-то не вместе, т. е. врозь, отдельно. То есть категория совместности изначально включает в себя не только смысл объединения, общности, интеграции,
но и смысл разделения, различия, дифференциации. Этот аспект совместности прямо обращает нас к категориям «мы» и «они», как базовым категориям социальной психологии (см., например, работы Б. Ф. Поршнева).
Данная дихотомия («свои — чужие», «такие как мы — другие (иные)») является основополагающей в современной социальной психологии. Социально-психологические процессы дифференциации и интеграции, детально проанализированные нами при анализе проблемы межгрупповых отношений (Позняков, 2000), выступают психологическими механизмами, обеспечивающими и регулирующими процессы социального взаимодействия и совместной социальной жизнедеятельности. При этом реальными субъектами совместной социальной жизнедеятельности выступают прежде всего не индивиды, но именно социальные группы. Поэтому понять психологические отношения индивидуальных субъектов, которые онтологически всегда выступают реальными субъектами психологических отношений как феноменов психики и сознания, без понимания изначально социальной, т. е. групповой природы этих отношений, невозможно. Отдельный человек, личность выступает лишь носителем, и в этом смысле индивидуальным субъектом своих психологических отношений. Однако содержание этих отношений, переживаемое индивидуальным субъектом как его индивидуальные отношения, изначально социально, формируется в социальном взаимодействии, закрепляется в культурных знаках и символах и присваивается индивидом. Оно — содержание этих отношений — является общим, сходным с содержанием отношений каких-то других индивидов (реально или потенциально «своих») и различным, отличающимся от отношений индивидов, реально или потенциально «других», «чужих». Общность, сходство психологических отношений (и других содержательных феноменов психики и сознания, например представлений, верований и т. д.) индивидов, позволяющая рассматривать их как групповых субъектов психологических отношений, является одновременно и следствием, продуктом их совместной жизнедеятельности, и фактором, условием реали-
зации этой совместности, условием существования групп как психологических и социальных общностей.
В исследованиях малых групп и коллективов все большее признание получает тезис о том, что основным механизмом формирования психологической общности, целостности группы является совместная групповая деятельность. В результате исследований А. Л. Журавлев выделяет основные социально-психологические характеристики совместной деятельности и ее коллективного субъекта. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений (Журавлев, 2005). Анализируя понятие коллективного субъекта в социальной психологии, А. Л. Журавлев отмечает отсутствие общепринятого понимания и толкования этого термина. В самом широком смысле этим понятием обозначается «всякое собрание людей, готовое вести себя определенным образом и тем более характеризующееся поведением» (Журавлев, 2002). При этом коллективность понимается как совместность, и определения «коллективный» и «групповой» (субъект) не дифференцируются. В более узком смысле понятие «коллективный (групповой) субъект» связывается с определенным качеством (совокупностью качеств) группы, которое можно определить как субъектность. В этом смысле «быть коллективным субъектом означает быть активным, действующим, интегрированным, т. е. выступающим единым целым, ответственным и т. д.» (там же).
Обусловленность жизнедеятельности личности и ее субъективных психологических отношений включенностью в те или иные группы подчеркивают ведущие отечественные психологи. При социально-психологическом исследовании личности, отмечает Е. В. Шорохова, группа и личность представляются едиными, неразрывными. Они, по существу, выступают как разные уровни социально-психологического исследования. «В конечном итоге нет
никакой социальной психологии, которая бы не была психологией личностей, находящихся в определенных отношениях: человек всегда выступает как член той или иной группы, участвует в ее жизни и работе, проявляется в обществе как член такой группы» (Шорохова, 1975: 67). Б. Ф. Ломов отмечает, что личность в своем развитии включается во многие как большие, так и малые общности людей. Участие в жизни этих общностей формирует у нее определенные субъективные отношения как к той общности, в которую она включена, так и к другим общностям (Ломов, 1984: 328).
При таком понимании психологические отношения личности как субъекта совместной социальной жизнедеятельности, сохраняя свой статус явлений индивидуального сознания, онтологически целостным субъектом которого выступает личность как социальный индивид, одновременно раскрываются как носители социальных явлений: ценностей, норм, оценок, социальных связей, которые формируются, воспроизводятся и изменяются не иначе как в процессе совместной жизнедеятельности личностей как социальных субъектов психологических отношений. Тем самым снимается традиционная дихотомия рассмотрения психологических и общественных отношений, при которой субъективные психологические отношения личности противопоставляются объективным социальным отношениям, которые носят объективный характер и субъектами которых выступают не личности, а социальные группы.
В рамках предлагаемой концепции психологические отношения рассматриваются как социально-психологические характеристики субъектов различных видов жизнедеятельности, представляющие собой эмоционально окрашенные представления и оценки, объектами которых выступают внешние условия жизнедеятельности и активности субъекта, характеристики самой активности и ее субъектов, представители различных социальных групп, с которыми они (субъекты отношений) связаны различными видами взаимодействия. Психологические отношения представляют собой динамические характеристики индивидуального и группового сознания субъ-
ектов, в которых представлен временной континуум изменения условий и характера активности и которые сами характеризуются сочетанием устойчивости и изменчивости во времени в связи с происходящими социальными изменениями. Пространство психологических отношений личности включает в себя психологические отношения к различным объектам и явлениям окружающего мира, к другим людям, с которыми личность связана теми или иными видами взаимодействия, отношения к самому себе. В структуре психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности представлены познавательный, эмоциональный, ценностный (оценочный) и поведенческий компоненты.
Основными функциями, которые выполняют отношения в жизнедеятельности индивидуальных и групповых субъектов, являются следующие.
Психологические отношения субъектов выступают субъективным психическим отражением внешних условий жизнедеятельности и тех объективных социальных связей, которые складываются у субъектов с различными сторонами окружающего мира.
Психологические отношения выступают не просто результатом, следствием изменения внешних условий жизнедеятельности субъекта, но выполняют функцию самоопределения субъекта в этих условиях, которая выражается в осознаваемой, избирательной, активной позиции субъекта в изменяющихся условиях его жизнедеятельности. Психологические отношения выполняют функцию внутренней регуляции социального поведения субъекта и других видов его активности, что находит свое выражение прежде всего в различных поступках, являющихся результатом сознательного выбора, который делает субъект.
Социально-интегративная функция психологических отношений проявляется в психологической общности социальных групп, формирующейся на основе сходства психологических отношений их представителей. Наличие такой психологической общности представителей тех или иных социальных групп и осознание ими своей принадлежности к этим
группам, внутригрупповой общности, сходства и одновременно их отличия от других групп позволяет рассматривать эти социальные группы в качестве групповых субъектов психологических отношений. Отношения внутри социальных групп при этом могут рассматриваться как межличностные внутригрупповые отношения, а отношения, складывающиеся между представителями разных групп, как межгрупповые социально-психологические отношения.
Концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности позволяет рассматривать и исследовать психологические отношения человека, который является онтологически единственным носителем (субъектом) этих отношений, на разных уровнях. На внутриличностном уровне они рассматриваются как психологические отношения конкретной личности, индивидуального субъекта отношений. На межличностном уровне они рассматриваются как отношения между личностями, характеризующимися сходством или различиями их психологических отношений. На межгрупповом уровне они рассматриваются как отношения между личностями как представителями различных социальных групп, различающимися, в том числе, их психологическими отношениями к значимым сторонам совместной жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодалев, А. А. (1995) Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия.
Журавлев, А. Л. (2002) Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН. С. 51-81.
Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН.
Левченко, Е. В. (2003) История и теория психологии отношений. СПб. : Алетейя.
Ломов, Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса.
Мясищев, В. Н. (1957) Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. № 5. С. 142-155.
Мясищев, В. Н. (1960) Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М. : Изд-во АПН РСФСР. Т. 2. С. 110-125.
Платонов, К. К. (1972) О системе психологии. М. : Мысль.
Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН.
Рубинштейн, С. Л. (1973) Проблемы общей психологии. М. : Педагогика.
Шорохова, Е. В. (1975) Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М. : Наука. С. 63-72.
THE PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF THE SUBJECTS OF JOINT ACTIVITY V. P. Pozniakov (Moscow University for the Humanities, the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)
The article presents the results ofa theoretical analysis of the phenomenon of psychological attitudes of the individual and group subjects of joint activity. The author develops his ideas about the content of the concept of psychological attitudes, and its connection with the system of other basic categories of psychological science as well as about the structure, functions and types of psychological relations.
Keywords: psychological attitude, joint vital activity, subjects of psychological relations, individual subject, group subject.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Bodalev, A. A. (1995) Lichnost’ i obshchenie. M. : Mezhdunarodnaia pedagogicheskaia akademiia.
Zhuravlev, A. L. (2002) Psikhologiia kollektivno-go sub’ekta // Psikhologiia individual’nogo i grup-povogo sub»ekta / pod red. A. V. Brushlinskogo, M. I. Volovikovoi. M. : Izd-vo In-ta psikhologii RAN. S. 51-81.
Zhuravlev, A. L. (2005) Psikhologiia sovmestnoi deiatel’nosti. M. : Izd-vo In-ta psikhologii RAN.
Levchenko, E. V. (2003) Istoriia i teoriia psikho-logii otnoshenii. SPb. : Aleteiia.
Lomov, B. F. (1984) Metodologicheskie i teo-reticheskie problemy psikhologii. M. : Nauka.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy. Sub»ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional’nogo in-ta biznesa.
Miasishchev, V. N. (1957) Problema otnoshenii cheloveka i ee mesto v psikhologii // Voprosy psikhologii. №5. S. 142-155.
Miasishchev, V. N. (1960) Osnovnye problemy
i sovremennoe sostoianie psikhologii otnoshenii cheloveka // Psikhologicheskaia nauka v SSSR. M. : Izd-vo APN RSFSR. T. 2. S. 110-125.
Platonov, K. K. (1972) O sisteme psikhologii. M. : Mysl’.
Pozniakov, V. P. (2000) Psikhologicheskie otno-sheniia sub’ektov ekonomicheskoi deiatel’nosti. M. : Izd-vo In-ta psikhologii RAN.
Rubinshtein, S. L. (1973) Problemy obshchei psi-khologii. M. : Pedagogika.
Shorokhova, E. V. (1975) Sotsial’no-psikholo-gicheskoe ponimanie lichnosti // Metodologicheskie problemy sotsial’noi psikhologii / otv. red. E. V. Sho-rokhova. M. : Nauka. S. 63-72.
Научная жизнь
25 декабря 2012 г. в Институте философии РАН прошел круглый стол на тему «Такие разные России», организованный сектором социальной философии РАН совместно с редакцией журнала «Полис». В работе круглого стола приняли участие сотрудники сектора социальной философии РАН во главе с заведующей — доктором философских наук, профессором В. Г Федотовой, члены редколлегии «Полиса», в том числе президент (основатель издания) доктор философских наук, профессор И. К. Пантин и главный редактор доктор социологических наук, профессор С. В. Чуг-ров. Московский гуманитарный университет на научном собрании представляла доктор философских наук, заместитель директора Института фундаментальных и прикладных исследований Ч. К. Ламажаа.