Научная статья на тему 'Психологические особенности возникновения трудностей в процессе изучения естественнобиологических дисциплин студентами-психологами'

Психологические особенности возникновения трудностей в процессе изучения естественнобиологических дисциплин студентами-психологами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Останкина Е. Н.

В статье поднимаются актуальные вопросы изучения и преодоления трудностей в обучении студентов будущих психологов при усвоении естественнобиологических знаний. На основе эмпирических данных, полученных автором, раскрыта классификация трудностей, выделены причины их возникновения. Особое внимание уделено интеллектуальным способностям, личностным особенностям, учебной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности возникновения трудностей в процессе изучения естественнобиологических дисциплин студентами-психологами»

УДК 159.9

Е.Н.Останкина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОБИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ-ПСИХОЛОГАМИ

Череповецкий государственный университет

The article presents actual questions of studying and overcoming of difficulties in training of students — future psychologists in the process of learning of natural-biological knowledge. On the basis of empirical facts, got by the author, the classification of difficulties is discovered; moreover the reasons of its appearing are pointed out. The special attention is paid to intellectual abilities, personal peculiarities and educational motivation of students.

В настоящее время проблема трудностей в обучении волнует и педагогов и психологов. Прежде всего это связано с возросшими требованиями общества к качеству образования в целом и особенно профессионального образования, что обусловлено общественным, социальным и научно-техническим прогрессом. Трудности, возникающие в процессе обучения, чаще играют негативную роль, ведут к неуспеш-ности в обучении, к снижению качества знаний учащихся и как следствие могут являться одной из причин профессиональной некомпетентности специали-ста-выпускника.

Решение этой проблемы требует комплексного подхода. С одной стороны, необходимо выявлять причины возникновения трудностей в обучении, создавать условия для их преодоления. С другой стороны, решить эту проблему на практике могут лишь квалифицированные психолого-педагогические кадры. Поэтому исследование психологических особенностей преодоления трудностей в обучении студентов — будущих психологов, на наш взгляд, позволяет, во-первых, выявить причины возникновения

трудностей в обучении студентов в целом, наметить пути преодоления трудностей, а во-вторых, способствовать подготовке профессиональных психологов, призванных решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Профессиональная компетентность психологических кадров включает в себя знание естественнонаучных основ психологии. Поэтому в программу первых курсов обучения студентов по специальности «Психология» входят такие естественнобиологические курсы, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем», которые дают базовые знания об особенностях строения, закономерностях и принципах функционирования мозга человека, о физиологических особенностях высших психических функций человека.

Трудности в изучении естественнобиологических дисциплин являются тормозом не только профессионально-личностного развития студента — будущего психолога, но негативно отражаются на общем профессиональном уровне выпускаемых специа-листов-психологов. Поэтому проблема возникнове-

ния и преодоления трудностей в усвоении биологических знаний студентами-психологами требует разносторонних психолого-педагогических исследований. Тем более что, таких работ явно недостаточно — чаще всего трудности в обучении широко исследуются в связи с учебной неуспеваемостью школьников, а работы, направленные на выявление психологических особенностей преодоления трудностей в обучении студентов, в основном носят общий характер (см., напр., [1-3]). Что же касается исследований трудностей в изучении отдельных дисциплин, то таких работ совсем мало [4-6].

Целью нашего исследования явилось изучение трудностей в обучении, возникающих у студентов — будущих психологов при освоении естественнобиологических дисциплин, и определение путей их преодоления. Одной из задач исследования мы определили выявление и классифицирование трудностей в обучении студентов-психологов при изучении естественнобиологических курсов, описание объективных и субъективных причин их возникновения.

Эмпирические данные собирались с использованием методов наблюдения, опроса, тестирования студентов и преподавателей. В исследовании приняли участие 244 человека: студенты, обучающиеся по специальности «Психология» в ЧГУ (1 курс — 58 человек, 2 курс — 121 человек, 3 курс — 57 человек); преподаватели кафедры анатомии и физиологии ЧГУ (8 человек).

На основе анализа полученных данных мы выделили основную группу трудностей в процессе изучения дисциплин естественнобиологического цикла — трудности усвоения знаний (трудности восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, применения), мотивационные трудности (отсутствие желания изучать дисциплину), а также основные факторы, оказывающие влияние на возникновение трудностей в процессе изучения отдельных дисциплин: объективные внешние факторы (содержание дисциплины; обучающая среда; организация учебной деятельности и методика преподавания) и субъективные внутренние факторы (учебная мотивация — интерес и отношение к содержанию дисциплины, осознание значимости дисциплины для будущей профессиональной деятельности; психологические особенности личности студента — особенности интеллектуальной сферы, индивидуально-типологические особенности личности).

Объективные факторы играют важную, но не решающую роль в возникновении трудностей в обучении. Казалось бы, сложность естественнобиологических курсов для изучения должна приводить к снижению академической успеваемости по данным дисциплинам у подавляющего большинства студентов. Однако, как показывает практика, лишь часть студентов не может справиться с возникшими трудностями и имеет низкий удовлетворительный или неудовлетворительный уровень знаний. Т.е. немаловажную роль играют также субъективные внутренние факторы появления трудностей.

Для выявления психологических причин возникновения трудностей у студентов — будущих психологов при изучении естественнобиологических курсов мы разделили студентов на три группы по уровню проявления имеющихся у них трудностей. В качестве критериев мы использовали внешние, объективные проявления трудностей у студентов на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровне, а именно: уровень поведенческих проявлений трудностей во время аудиторных занятий по биологическим дисциплинам (пропуски занятий, отказ отвечать, неготовность к занятию и т. д.), выявленный путем экспертных оценок и наблюдений; уровень текущей и итоговой успеваемости студентов по биологическим дисциплинам, выявленный путем анализа рейтинговых баллов и экзаменационных оценок по курсам «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем»; эмоциональные реакции, отношения, проявляющиеся во время аудиторных занятий, выявленные с помощью методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности», экспертных оценок и собственных наблюдений.

Сопоставление результатов по перечисленным объективным методикам отбора показало, что выявленные группы студентов с высокой и низкой степенью проявления трудностей на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровне в основном совпадают. Качественный индивидуальный анализ результатов позволил выявить итоговый уровень проявления трудностей у студентов и разделить их на три группы по уровню внешних проявлений трудностей в изучении естественнобиологических курсов: группа 1 (студенты, не имеющие особых трудностей) — 35 человек (29% от общего числа обследуемых студентов); группа 2 (студенты, имеющие средние трудности) — 40 человек (33%); группа 3 (студенты, имеющие значительные трудности) — 45 человек (38%).

Далее нами был проведен сравнительный анализ корреляции уровня имеющихся у студентов трудностей с различными психологическими характеристиками: во-первых, с индивидуально-характерологическими особенностями студентов; во-вторых, с особенностями интеллектуальной сферы; в-третьих, с особенностями мотивационной сферы.

С помощью методики «16 РБ тест Кеттелла» мы выявили, какие личностные особенности студен-тов-психологов способствуют появлению трудностей в изучении естественнобиологических курсов. Статистический анализ данных и сравнение результатов по методике Кеттелла между группами 1 и 3, 1 и 2, 2 и 3 с использованием /-критерия Стьюдента показал присутствие значимых различий между наличием трудностей в изучении естественнобиологических курсов и личностными качествами студентов. Наиболее показательным является сравнение результатов групп 1 и 3 (рис.1).

Факторы личности по Кеттелу

Рис.1. Личностные особенности студентов групп 1, 3. А — уровень шизотимии и аффектотемии, В — уровень интеллекта, С — уровень эмоциональной устойчивости, Е — уровень покорности, Р — уровень озабоченности, О — уровень суперэгоистичности, Н — уровень решительности, I — уровень сентиментальности, I — уровень доверчивости, М — уровень практичности, N — уровень проницательности, О — уровень уверенности, 01 — уровень консерватизма, 02 — уровень групповой зависимости, 03 — уровень самомнения, 04 — уровень эрго-напряженности

Так, например, статистически значимые различия между группами студентов, не имеющих трудностей в изучении естественнобиологических курсов (группа 1) и имеющих значительные трудности (группа 3), обнаружены по трем факторам: В (/ = 4,52 при р < 0,01), в (/ = 2,645 при р < 0,05), I (/ = 2,851 прир < 0,01).

Таким образом, мы убеждаемся, что высокий интеллектуальный уровень, настойчивость в достижении цели, организованность, сознательность, принятие общепринятых правил и норм, способность задумываться над своими ошибками и путями их исключения, чувствительность способствуют преодолению трудностей и достижению успеха в процессе овладения биологическими знаниями и, напротив, низкий интеллектуальный уровень, недисциплинированность, склонность к непостоянству целей, неорганизованность, безответственность, излишняя самоуверенность, нечувствительность к критике не способствуют успеху в обучении.

Статистически значимые различия по интеллекту между студентами групп 1 и 3, полученные по методике Кеттелла, позволили предположить, что студенты с высоким и низким уровнем проявлений трудностей могут также отличаться и по структуре интеллекта. С целью выявления таких различий мы провели тестирование студентов по методике «Структура интеллекта» Амтхауэра. Полученные результаты представлены на рис.2.

Визуальное сравнение профилей позволяет сделать вывод об отсутствии значительных отличий в структуре интеллекта студентов групп 1, 3 и о преобладании вербального интеллекта (субтесты 1-5) над практическим (субтесты 6-9) у студентов-психологов в целом. Однако наглядно видны различия в уровне развития отдельных интеллектуальных качеств у студентов имеющих и не имеющих трудности в обучении, что подтвердилось при обработке данных с использованием /-критерия Стьюдента. Так, статистически значимые различия между группами 1 и 3 обнаружены по субтес-

Рис.2. Структура интеллекта студентов групп 1, 3. Субтесты: 1 — «ДП» (дополнение предложений), 2 — «ИС» (исключение слова), 3 — «Ан» (аналогии), 4 — «Об» (обобщение), 5 — «Пм» (память, мнестические способности), 6 — «А3» (арифметические задачи), 7 — «ЧР» (числовые ряды), 8 — «ПВ» (пространственное воображение), 9 — «ПО» (пространственное обобщение)

там 1 (/ = 3,233 прир < 0,01), 2 (/ = 2,156 при р < 0,05), 3 (/ = 3,262 прир < 0,01), 7 (/ = 2,519 прир < 0,05) и коэффициенту интеллекта (/ = 3,974 при р < 0,01). Если студенты группы 1 отличаются более высокими показателями в развитии вербального интеллекта и индуктивного мышления, то студенты группы 3 имеют значительно более низкий уровень развития всех вербальных, практических и математических способностей.

Таким образом, несмотря на то, что профили структуры интеллекта у данных групп имеют сходство, и в общем отмечается низкий уровень развития пространственного мышления и конструктивных способностей, успешность в изучении естественнобиологических курсов студентами-психологами зависит от уровня развития вербального интеллекта и общих интеллектуальных способностей.

Анализ данных, полученных нами по методике «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И.Ильиной [7], показал, что по основным группам мотивов обучения в вузе (мотивы получения диплома, мотивы овладения профессией, мотивы приобретения знаний) значимых различий между студентами трех групп нет.

Сравнение результатов, полученных по опроснику, составленному нами с целью выявления интереса, отношения к содержанию дисциплины и уровня осознания значимости дисциплины для профессиональной деятельности, показало, что существуют статистически значимые различия между группами 1 и 3 по параметрам интереса и отношения к необходимости изучать биологические дисциплины (/ = -3,626 при р < 0,01.): у студентов группы 3 они ниже. По параметру уровня осознания значимости для будущей профессии существенных различий в результатах трех групп обнаружено не было.

Обобщая результаты, полученные по методикам исследования мотивации студентов, можно сделать вывод, что общие мотивы обучения в вузе, а также осознание значимости дисциплины для профессио-

нальной деятельности по нашим данным не могут отражаться на успешности изучения студентами-психологами дисциплин естественнобиологического цикла. Возможно, это связано с тем, что становление профессиональной направленности происходит на старших курсах обучения, когда студенты начинают более дифференцированно подходить к изучению отдельных дисциплин с учетом их значимости для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, наше исследование свидетельствует о важной роли внутренних факторов возникновения трудностей в изучении естественнобиологических дисциплин у студентов-психологов. Личностные особенности, интеллектуальные способности, уровень интереса к изучаемой области знаний оказывают существенное влияние на возникновение трудностей в обучении студентов. Поэтому одним из путей решения проблемы трудностей может быть оптимизация методики преподавания дисциплин на основе индивидуального, дифференцированного подхода с использованием современных методов активизации познавательного интереса учащихся.

1. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.

2. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие, 2-е изд. СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2000. 349 с.

3. Рабинович П.Д., Нуждина М.П. // Вопр. психологии. 1987. № 6. С. 112-115.

4. Пилипенко А.И. Дис. ... д-ра пед. наук: Курск, 1997. 242 с.

5. Садовская И.Л. // Управление образовательным процессом в педагогическом вузе в свете современных требований к подготовке специалистов. Мат. регион. науч.-метод. конф. Красноярск, 1999. С. 135-138.

6. Ошанина А.С. Анатомия для психологов. Основы функциональной анатомии центральной нервной системы и органов чувств: Учеб. пособие. М.: Ун-т Нестеровой, 2005. 318 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.