РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.6
DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-55-62
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
Бажданова Ю. В.1, Овсяник О. А2
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, Российская Федерация
2 Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Аннотация
Цель. Выявить особенности восприятия лидерства.
Процедура и методы. В статье рассмотрен конкретный пример выявления имплицитной информации в восприятии лидера. При проведении исследования применены методы наблюдения, тестирования, обобщения, статистический анализ и интерпретация результатов. Результаты. В ходе работы было выявлено наличие взаимосвязи между качествами личности испытуемого и в структуре образа лидера.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику при работе с лидерским потенциалом.
Ключевые слова: лидер, лидерство, феномен, образ, черты, качества, ценности, студенты, исследования, организация
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF LEADERSHIP PERCEPTION
Yu. Bazhdanova1, О. Ovsyanik2
1 Plekhanov Russian University of Economics
36, Stremyanny per., Moscow, 117997, Russian Federation
2 Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 141014, Russian Federation
Abstract
Aim. To identify the features of leadership perception.
Methodology. The article considers a specific example of identifying implicit information in perceiving a leader. The research uses methods of observation, testing, generalization, statistical analysis and interpretation of results.
Results. In the course of the work, it was revealed that there is a relationship between the qualities of the subject's personality and the structure of the leader's image.
© CC BY Бажданова Ю. В., Овсяник О. А., 2021.
Research implications. The research results contribute to the theory and practice of working with leadership potential.
Keywords: leader, leadership, phenomenon, image, traits, qualities, values, students, research, organization.
Введение
Понятие лидера и того, каким должен быть человек, чтобы стать лидером, для многих является одним из актуальных вопросов последних нескольких десятилетий. Человека с точки зрения лидерского потенциала изучают в разрезе разных наук: социологии, психологии, философии, политологии и т. д. Очень часто по итогам исследований получаются противоречащие и разнонаправленные результаты. Всё это показывает значимость дальнейших исследований в данном направлении.
Исследование лидерства - это достаточно обширная тема. Здесь учитывается очень много переменных: сфера, возраст, развитие, становление и т. д. Обозначим специфику и проблематику нашего исследования.
Статья является продолжением научных изысканий в изучении восприятия образа лидера студенческой молодёжью. Исследования в данном направлении уже освещались в научных работах отечественных учёных [2; 3; 4; 10; 11]. В них рассматривались качества и особенности поведения в образе лидера с точки зрения студентов. По итогам исследования студенты выделили качества и ценности лидера, которые получили максимальное количество высших баллов, а также и те, которые получили максимальное количество минимальных баллов [2]. Причины и особенности присвоения студентами определённых баллов качествам и чертам лидера могут быть обоснованы определёнными факторами. Изложенные ниже результаты являются продолжением исследований в данном направлении.
Постановка проблемы
Исследование лидерства с точки зрения изучения качеств личности человека
интересует и учёных, и бизнесменов уже достаточно давно. В первой половине прошлого столетия к исследованию черт лидера было повышенное внимание. В дальнейшем был интерес и к другим направлениям изучения феномена лидерства, но и сейчас изучение качеств и черт личности лидера остаётся актуальным. Ниже приведём краткий обзор результатов исследований в данном направлении.
Личность, занимающая лидирующую позицию, должна сочетать в себе неординарный набор профессиональных и личностных особенностей. А. Н. Занковский по результатам исследований выявил следующие качества и принципы лидера в организации: эффективность, знания, инициативность, справедливость, честность, активную позицию, лояльность, ответственность, креативность, законность, профессионализм и т. д. [9]. Данный список достаточно подробный, разносторонний и аргументированный. Качества и принципы из данного перечня составили вторую часть опросника, в которой студенты оценивали наличие и значимость в разных образах лидеров.
Нет универсального списка, нет универсального качества. Не все могут успешно пользоваться своими способностями и достоинствами в полной мере. Например, Д. Гоулман, Р. Бояцис и Э. Макки пишут следующее: «.. .Эти отличительные признаки служат внутренним источником, из которого лидер может черпать свои возможности. Например, Херб Келлехер, много лет проработавший генеральным директором, обладал прекрасным чувством юмора. Он сам любил посмеяться и других умел развеселить. Это своё умение он использовал в более широком масштабе, добившись новых результатов: чувство юмора стало достоинством всей организации, которое
позволило ей выделиться на фоне конкурентов» [7, с. 150-151]. Чувство юмора встречается достаточно часто в исследованиях разных авторов.
Д. Гоулман и коллеги выделили следующий перечень лидерских качеств и способностей: точная самооценка, уверенность в себе, открытость, адаптивность, инициативность, оптимизм, сопереживание, содействие изменениям, командная работа и т. д. [7]. Каждую способность они раскрывают и описывают. Описывают, какими преимуществами будет обладать лидер, если у него эти способности и качества развиты в достаточном объёме.
Марвин Бауэр представляет своё видение лидерства в современном мире. Изучая феномен лидерства, он выбрал наиболее важные, с его точки зрения, качества и черты лидера. Среди них он приводит следующие: способность вызывать доверие (честность в действии), справедливость, скромность, умение слушать, восприимчивость к новому, способность чувствовать людей, умение чувствовать ситуации, инициативность, здравый смысл, широту взглядов, гибкость, адаптивность, способность принимать качественные и своевременные решения, способность мотивировать, оперативность [5]. Автор считает, что, только обладая этими чертами и качествами, человек может стать эффективным лидером.
Интересную точку зрения о качествах хорошего лидера представляет нам И. К. Адизес. Среди значимых качеств он называет следующие: способен действовать осознанно, знает свои сильные и слабые стороны и свою уникальность, способен оценить сильные и слабые стороны других людей, признаёт и ценит отличительные особенности других людей, умеет сбавить темп и расслабиться в сложной ситуации и т. д. [1].
На современном этапе говорят о кризисе в восприятии лидерства в традиционном поведенческом контексте и ставят во главу личностные характеристики лидера, прежде всего, его нравственно-
ценностные характеристики, культурно-ценностное измерение, определяющее этическую направленность его поведения и мотивационно-ценностные параметры [8].
Для построения личностной и поведенческой модели лидерства учитывается большое количество факторов: гендерный аспект [6], социальный и культурный аспект [12; 13], лидерские роли, стереотипы [15], формален или неформален лидер, конкретная среда [14] и т. д.
Для определения особенностей восприятия лидерства современной студенческой молодёжью нами было проведено эмпирическое исследование.
Программа исследования
Цель исследования: выявить психологические особенности восприятия образа лидера. Эти особенности можно изучить, определив наличие взаимосвязи между качествами, которые максимально выражены в образах лидера, и теми качествами, которыми обладают сами студенты.
Гипотезой нашего исследования стало предположение, что существует взаимосвязь между качествами в образах лидеров и у студентов.
Методы исследования составили: заочный опрос респондентов, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ данных, статистическая обработка данных (корреляционный и дисперсионный анализ), анализ результатов исследования.
Для исследования были взяты следующие методики: методика на диагностику «Типа личности Дж. Холланда», «Социальная смелость» (фрагмент методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н)), результаты исследования по авторскому опроснику [2; 3; 4].
Выборка составила 362 респондента. Из них 202 девушки и 160 мужчин. В выборку вошли студенты нескольких столичных вузов разных направлений с первого по четвёртый курс.
Гипотеза исследования возникла на основе того, что люди склонны видеть в других людях то, что есть у них или значимо и интересно для них. Студенты работали с двумя образами лидера: реальным, который является лидером в данный момент, и идеальным, который они себе представляют. Результаты исследования показали, что есть среди лидерских принципов и качеств те, которые набрали максимальное количество высоких баллов. В реальном образе это те качества, которые, с точки зрения студентов, точно есть у лидера. В идеальном образе это те качества, которые обязательно должны быть у лидера. Далее постараемся выяснить, есть ли взаимосвязь между личностными особенностями испытуемых, которые ставят этим качествам высокие оценки. Данное исследование важно тем, что нас интересуют больше те качества, которые либо у нас есть, либо они нам важны по каким-либо причинам, либо, наоборот, мы отрицаем их значимость или наличие у нас, либо значимость качества может быть требованием современного общества. Выбор качеств может проходить с разной степенью осознанности, но может быть связан с непосредственными личностными особенностями испытуемого
и его восприятием конкретного социального образа или явления.
Для исследования мы взяли 5 лидерских ценностей и качеств с высокими баллами в образах лидера [2]. Тест на диагностику типа личности был выбран по причине получения описательной характеристики каждого типа. Тест на социальную смелость показывает то, что личность с развитой данной характеристикой обладает активностью в социальных контактах и адекватно воспринимает социальные ситуации.
Результаты исследования и их интерпретация
Анализ результатов образов лидера позволил выявить следующее. В таблице 1 представим результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) качеств и ценностей реального лидера и характеристик студентов. По результатам выявлено, что определённые корреляционные взаимосвязи значимы при р < 0,01.
По результатам анализа полученных данных мы видим, что три типа личности и социальная смелость не коррелируют ни с одним из качеств. Это такие типы, как интеллектуальный, конвенциальный и ар-
Табпица 1 / Table 1
Взаимосвязь личностных характеристик студентов с качествами лидера в реальном образе / Correlation of students' personal characteristics with the qualities of a leader in a real image
Качества Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвен-циаль-ный тип Предприниматель-ский тип Артистический тип Социальная смелость
успех -0,00245 0,05978 0,31400* -0,00327 -0,27473* 0,02584 0,09351
ответсвен-ность 0,00864 -0,04068 0,04682 0,02735 -0,27774* 0,01060 0,03059
лидерство -0,35753* 0,08403 -0,01527 0,03513 0,03513 -0,05272 0,02994
репутация -0,04769 0,04768 0,33616* 0,02179 -0,03573 -0,01395 -0,02829
профессионализм -0,00803 0,03536 0,02221 -0,02643 -0,30683* 0,00980 0,09094
vssy
тистический. Можем предположить следующие причины отсутствия взаимосвязи. Например, у артистического типа наиболее ярко проявляются эмоциональная сторона, независимость суждений и сложный взгляд на жизнь - это, как правило, творческие люди, которые могут отрицать устоявшиеся стандарты общества, поэтому с приведёнными качествами отсутствует взаимосвязь. Интеллектуальный тип обладает такими характеристиками, как аналитичность, рациональность, независимость и оригинальность, что может служить объяснением восприятия данных качеств под другим углом, нежели общественное мнение.
При анализе полученных данных по реальному образу лидера у трёх типов выявлена взаимосвязь с качествами: реалистический тип - с лидерством (г = -0,35753, при р < 0,01), социальный тип - с успехом (г = 0,314, при р < 0,01) и репутацией (г = 0,33616, при р < 0,01), пред-
принимательский тип - с успехом (г = -0,27473, при р < 0,01), ответственностью (г = -0,27774, при р < 0,01), профессионализмом (г = -0,30683, при р < 0,01). Люди данных типов более ориентированы на общество, эмоционально стабильны, ориентированы на настоящее, поэтому наблюдается взаимосвязь с ценными качествами для общества. У реалистического и предпринимательского типов взаимосвязь носит обратный характер, что говорит о том, что, чем более ярко представлены черты данных типов личностей, тем ниже балл присваивался данным качествам, т. е. люди данных типов считают, что такие качества, как лидерство, успех, ответственность и профессионализм, в незначительной степени проявляются у реальных лидеров.
В таблице 2 представим результаты корреляционного анализа качеств и ценностей идеального лидера и характеристик студентов.
Таблица 2 / Table 2
Взаимосвязь личностных характеристик студентов с качествами лидера в идеальном образе / Correlation of students' personal characteristics with the qualities of a leader in an ideal image
Качества Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвен-циальный тип Предприниматель-ский тип Артистический тип Социальная смелость
эффективность 0,01062 0,25657* 0,03099 -0,03101 -0,07362 -0,00667 0,02762
качество 0,03505 0,02745 0,01519 0,00944 -0,07651 -0,03008 0,03217
надёжность 0,01726 0,08503 0,02627 0,04533 -0,37088* -0,01935 0,02314
ответсвтен-ность 0,36013* 0,05762 0,33216* 0,03179 -0,28371* -0,00919 0,06454
профессионализм 0,38914* 0,03626 0,01223 -0,01646 -0,41043* -0,29025* 0,01945
По данным таблицы 2 мы видим, что конвенциальный тип и социальная смелость не коррелируют ни с одним из качеств. У трёх типов наблюдается прямая взаимосвязь, у двух - обратная. Разберём каждый тип. Реалистический тип считает, что для идеального лидера
важны такие качества, как ответственность (г = 0,36013, при р < 0,01) и профессионализм (г = 0,38914, при р < 0,01). Интеллектуальный тип считает важным качеством эффективность (г = 0,25657, при р < 0,01). Социальный тип - ответственность (г = 0,33216, при р < 0,01). У
предпринимательского типа наблюдается обратная взаимосвязь с такими качествами, как надёжность (г = -0,37088, при р < 0,01), ответственность (г = -0,28371, при р < 0,01) и профессионализм (г = -0,41043, при р < 0,01), что говорит о незначимости, с их точки зрения, этих качеств для идеального лидера. Это может быть обосновано приключенческой направленностью личности данного типа. У артистического типа наблюдается обратная взаимосвязь с таким качеством, как профессионализм (г = -0,29025, при р < 0,01), что может объясняться их некоторой несоциальностью или отрицанием общественных требований к данному понятию.
Выводы
На основе теоретического анализа научной проблемы по исследованию качеств и черт лидера можно сделать следующие выводы: данный вопрос остаётся актуальным уже не одно десятилетие, качества и черты лидера в разных исследованиях совпадают частично, количество значимых качеств для лидера у разных учёных неодинаково, значимость качеств зависит от задач, сферы деятельности и социального слоя лидера.
По результатам эмпирического исследования можем сделать следующее заключение: при обработке данных по качествам и ценностям реального и идеального лидера и личностным особен-
ностям студентов выявлено наличие взаимосвязи. В образе реального лидера выявлена взаимосвязь реалистического типа с лидерством, социальный тип с успехом и репутацией, предпринимательский тип с успехом, ответственностью и профессионализмом. В образе идеального лидера выявлена взаимосвязь реалистического типа с ответственностью и профессионализмом, интеллектуальный тип с эффективностью, социального типа с ответственностью, предпринимательского типа с надёжностью, ответственностью и профессионализмом, артистического типа с профессионализмом.
По данным исследования мы можем наблюдать, что в идеальном образе лидера наблюдается большее количество корреляционных взаимосвязей с личностными характеристиками студентов, чем в реальном образе.
Проведённый анализ взаимосвязи качеств в образах лидера и личностных особенностей студентов позволяет сделать вывод, что поставленная цель достигнута. Полученные данные могут быть использованы в организациях при работе с развитием лидерского потенциала персонала. Результаты работы могут применяться в учебном процессе, так как позволяют лучше понять восприятие студентами содержательной стороны такого феномена, как лидерство.
Статья поступила в редакцию 19.10.2020
ЛИТЕРАТУРА
1. Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует / пер. с англ. Т. Гутман. 11-е изд. М., 2018. 264 с.
2. Бажданова Ю. В. Исследование особенностей восприятия лидера в студенческой среде // Научное мнение. 2018. № 11. С. 117-124.
3. Бажданова Ю. В. Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов // Молодой учёный. 2017. № 13 (147). С. 193-200.
4. Бажданова Ю. В. Социально-психологические особенности восприятия образа лидера учащейся молодежью // Психолог. 2018. № 4. С. 8-18.
5. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / пер. с англ. 5-е изд. М., 2018. 198 с.
6. Бендас Т. В. Гендерный аспект психологии лидерства в конкретных эмпирических исследованиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 12-2 (74-75). С. 27-31.
7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. А. Лисицына. 10-е изд. М., 2017. 301 с.
V6V
8. Занковский А. Н. Организационное лидерство // Разработка понятий в современной психологии: сборник статей / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М., 2019.
9. Занковский А. Н. Психология организационного лидерства: в поисках корпоративной синергии. М., 2015. 360 с.
10. Исследование профессиональных иллюзий в отношении образа реального и идеального лидера у студентов / Л. В. Шукшина, И. А. Корецкая, Ю. В. Бажданова, В. А. Ермаков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11-2. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27517973 (дата обращения: 01.02.2021).
11. Проявление агрессивного поведения в процессе социально-психологической адаптации личности / О. А. Овсяник, Л. Э. Зотова, Т. И. Шульга, Н. В. Сидячева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23094557 (дата обращения: 01.02.2021).
12. Aksenovskaya L., Zankovsky A. Corporate culture as the vector of the organizational development // XVI European congress of psychology. 2019. Р. 1911a.
13. Lupano P. M. L., Castro S. A. Intergroup anxiety, cultural sensitivity and socio-cultural diverse leaders' effectiveness // International Journal of Psychological Research. 2015. Vol. 8. № 1. Р. 36-45.
14. Rettikh A. A., Lyutaeva P. S. Characteristics of formal and informal leadership in the student group // Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции молодых учёных / под ред. И. А. Казачихиной. Новосибирск, 2020. С. 302-308.
15. Thoroughgood C. N., Sawyer K. B., Hunter S. T. Real men don't make mistakes: investigating the effects of leader gender, error type, and the occupational context on leader error perceptions // Journal of Business and Psychology. 2013. Vol. 28. P. 31-48.
1. Adizes I. The ideal leader: why you can't become one and what results from it (Russ. ed.: Gutman T., trans. Ideal'nyi rukovoditel': pochemu im nel'zya stat' i chto iz etogo sleduet. Moscow, 2018. 264 p.).
2. Bazhdanova Yu. V. [Study of the characteristics of the leader]. In: Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 2018, no. 11, pp. 117-124.
3. Bazhdanova Yu. V. [Features of the formation of the image of a leader in professional activity as seen by students]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2017, no. 13 (147), pp. 193-200.
4. Bazhdanova Yu. V. [Socio-psychological characteristics of the perception of the image of a leader by student youth]. In: Psikholog [Psychologist], 2018, no. 4, pp. 8-18.
5. Bauer M. Kurs na liderstvo: Alternativa ierarkhicheskoi sisteme upravleniya kompaniei [Heading on to leadership: An alternative to the hierarchical company management system]. Moscow, 2018. 198 p.
6. Bendas T. V. [The gender aspect of leadership psychology in specific empirical research]. In: Sovremennaya nauka: actual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie [Modern science: topical problems of theory and practice. Series: Cognition], 2017, no. 12-2 (74-75), pp. 27-31.
7. Goulman D., Boyatsis R., McKee E. Emotional Leadership: The Art of Managing People Based on Emotional Intelligence (Russ. ed.: Lisitsyna A., transl. Emotsional'noe liderstvo: Iskusstvo upravlyat' lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta. Moscow, 2017. 301 p.).
8. Zankovsky A. N. [Organizational leadership]. In: Zhuravlev A. L., Sergienko E. A., Vilenskaya G. A., eds. Razrabotkaponyatii vsovremennoipsikhologii [Development of concepts in modern psychology]. Moscow, 2019, pp. 615-645.
9. Zankovsky A. N. Psikhologiya organizatsionnogo liderstva: v poiskakh korporativnoi sinergii [The Psychology of Organizational Leadership: In Search of Corporate Synergy]. Moscow, 2015. 360 p.
10. Shukshina L. V., Koretskaya I. A., Bazhhanova Yu. V., Ermakov V A. [Study of professional illusions in relation to the image of a real and ideal leader among students]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], 2016, no. 11-2, pp. 197-206. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27517973 (accessed: 01.02.2021).
11. Ovsyanik O. A., Zotova L. E., Shulga T. I., Sidyacheva N. V. [Manifestation of aggressive behavior in the process of social and psychological adaptation of the personality]. In: Sovremennye issledovaniya
С. 615-645.
REFERENCES
sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], 2015, no. 1, pp. 36-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23094557 (accessed: 01.02.2021).
12. Aksenovskaya L., Zankovsky A. Corporate culture as the vector of the organizational development. In: XVI European congress of psychology. 2019, p. 1911a.
13. Lupano P. M. L., Castro S. A. Intergroup anxiety, cultural sensitivity and socio-cultural diverse leaders' effectiveness. In: International Journal of Psychological Research, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 36-45.
14. Rettikh A. A., Lyutaeva P. S. [Characteristics of formal and informal leadership in the student group]. In: Kazachikhina I. A., ed. Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world: sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh [Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world: Collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists]. Novosibirsk, 2020, pp. 302-308.
15. Thoroughgood C. N., Sawyer K. B., Hunter S. T. Real men don't make mistakes: investigating the effects of leader gender, error type, and the occupational context on leader error perceptions. In: Journal of Business and Psychology, 2013, vol. 28, pp. 31-48.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бажданова Юлия Викторовна - старший преподаватель кафедры психологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; e-mail: asa2006@yandex.ru
Овсяник Ольга Александровна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: ovsianik@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Yuliya V. Bazhdanova - Senior lecturer, the Department of Psychology, Plekhanov Russian University of Economics,
e-mail: asa2006@yandex.ru
Olga A. Ovsyanik - Dr. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Professor of the Department of Social psychology. Moscow Region State University, e-mail: ovsianik@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Бажданова Ю. В., Овсяник О. А. Психологические особенности восприятия лидерства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 55-62.
DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-55-62
FOR CITATION
Bazhdanova Y. V., Ovsyanik О. А. Psychological peculiarities of leadership perception. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2021, no. 1, рр. 55-62. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-55-62