Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРСТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ФЕНОМЕН / ОБРАЗ / ЧЕРТЫ / КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажданова Юлия Викторовна, Овсяник Ольга Александровна

Цель. Выявить особенности восприятия лидерства. Процедура и методы. В статье рассмотрен конкретный пример выявления имплицитной информации в восприятии лидера. При проведении исследования применены методы наблюдения, тестирования, обобщения, статистический анализ и интерпретация результатов. Результаты. В ходе работы было выявлено наличие взаимосвязи между качествами личности испытуемого и в структуре образа лидера. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику при работе с лидерским потенциалом.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF LEADERSHIP PERCEPTION

Aim. To identify the features of leadership perception. Methodology. The article considers a specific example of identifying implicit information in perceiving a leader. The research uses methods of observation, testing, generalization, statistical analysis and interpretation of results. Results. In the course of the work, it was revealed that there is a relationship between the qualities of the subject’s personality and the structure of the leader’s image. Research implications. The research results contribute to the theory and practice of working with leadership potential.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРСТВА»

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.6

DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-55-62

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРСТВА

Бажданова Ю. В.1, Овсяник О. А2

1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, Российская Федерация

2 Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Аннотация

Цель. Выявить особенности восприятия лидерства.

Процедура и методы. В статье рассмотрен конкретный пример выявления имплицитной информации в восприятии лидера. При проведении исследования применены методы наблюдения, тестирования, обобщения, статистический анализ и интерпретация результатов. Результаты. В ходе работы было выявлено наличие взаимосвязи между качествами личности испытуемого и в структуре образа лидера.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику при работе с лидерским потенциалом.

Ключевые слова: лидер, лидерство, феномен, образ, черты, качества, ценности, студенты, исследования, организация

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF LEADERSHIP PERCEPTION

Yu. Bazhdanova1, О. Ovsyanik2

1 Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanny per., Moscow, 117997, Russian Federation

2 Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 141014, Russian Federation

Abstract

Aim. To identify the features of leadership perception.

Methodology. The article considers a specific example of identifying implicit information in perceiving a leader. The research uses methods of observation, testing, generalization, statistical analysis and interpretation of results.

Results. In the course of the work, it was revealed that there is a relationship between the qualities of the subject's personality and the structure of the leader's image.

© CC BY Бажданова Ю. В., Овсяник О. А., 2021.

Research implications. The research results contribute to the theory and practice of working with leadership potential.

Keywords: leader, leadership, phenomenon, image, traits, qualities, values, students, research, organization.

Введение

Понятие лидера и того, каким должен быть человек, чтобы стать лидером, для многих является одним из актуальных вопросов последних нескольких десятилетий. Человека с точки зрения лидерского потенциала изучают в разрезе разных наук: социологии, психологии, философии, политологии и т. д. Очень часто по итогам исследований получаются противоречащие и разнонаправленные результаты. Всё это показывает значимость дальнейших исследований в данном направлении.

Исследование лидерства - это достаточно обширная тема. Здесь учитывается очень много переменных: сфера, возраст, развитие, становление и т. д. Обозначим специфику и проблематику нашего исследования.

Статья является продолжением научных изысканий в изучении восприятия образа лидера студенческой молодёжью. Исследования в данном направлении уже освещались в научных работах отечественных учёных [2; 3; 4; 10; 11]. В них рассматривались качества и особенности поведения в образе лидера с точки зрения студентов. По итогам исследования студенты выделили качества и ценности лидера, которые получили максимальное количество высших баллов, а также и те, которые получили максимальное количество минимальных баллов [2]. Причины и особенности присвоения студентами определённых баллов качествам и чертам лидера могут быть обоснованы определёнными факторами. Изложенные ниже результаты являются продолжением исследований в данном направлении.

Постановка проблемы

Исследование лидерства с точки зрения изучения качеств личности человека

интересует и учёных, и бизнесменов уже достаточно давно. В первой половине прошлого столетия к исследованию черт лидера было повышенное внимание. В дальнейшем был интерес и к другим направлениям изучения феномена лидерства, но и сейчас изучение качеств и черт личности лидера остаётся актуальным. Ниже приведём краткий обзор результатов исследований в данном направлении.

Личность, занимающая лидирующую позицию, должна сочетать в себе неординарный набор профессиональных и личностных особенностей. А. Н. Занковский по результатам исследований выявил следующие качества и принципы лидера в организации: эффективность, знания, инициативность, справедливость, честность, активную позицию, лояльность, ответственность, креативность, законность, профессионализм и т. д. [9]. Данный список достаточно подробный, разносторонний и аргументированный. Качества и принципы из данного перечня составили вторую часть опросника, в которой студенты оценивали наличие и значимость в разных образах лидеров.

Нет универсального списка, нет универсального качества. Не все могут успешно пользоваться своими способностями и достоинствами в полной мере. Например, Д. Гоулман, Р. Бояцис и Э. Макки пишут следующее: «.. .Эти отличительные признаки служат внутренним источником, из которого лидер может черпать свои возможности. Например, Херб Келлехер, много лет проработавший генеральным директором, обладал прекрасным чувством юмора. Он сам любил посмеяться и других умел развеселить. Это своё умение он использовал в более широком масштабе, добившись новых результатов: чувство юмора стало достоинством всей организации, которое

позволило ей выделиться на фоне конкурентов» [7, с. 150-151]. Чувство юмора встречается достаточно часто в исследованиях разных авторов.

Д. Гоулман и коллеги выделили следующий перечень лидерских качеств и способностей: точная самооценка, уверенность в себе, открытость, адаптивность, инициативность, оптимизм, сопереживание, содействие изменениям, командная работа и т. д. [7]. Каждую способность они раскрывают и описывают. Описывают, какими преимуществами будет обладать лидер, если у него эти способности и качества развиты в достаточном объёме.

Марвин Бауэр представляет своё видение лидерства в современном мире. Изучая феномен лидерства, он выбрал наиболее важные, с его точки зрения, качества и черты лидера. Среди них он приводит следующие: способность вызывать доверие (честность в действии), справедливость, скромность, умение слушать, восприимчивость к новому, способность чувствовать людей, умение чувствовать ситуации, инициативность, здравый смысл, широту взглядов, гибкость, адаптивность, способность принимать качественные и своевременные решения, способность мотивировать, оперативность [5]. Автор считает, что, только обладая этими чертами и качествами, человек может стать эффективным лидером.

Интересную точку зрения о качествах хорошего лидера представляет нам И. К. Адизес. Среди значимых качеств он называет следующие: способен действовать осознанно, знает свои сильные и слабые стороны и свою уникальность, способен оценить сильные и слабые стороны других людей, признаёт и ценит отличительные особенности других людей, умеет сбавить темп и расслабиться в сложной ситуации и т. д. [1].

На современном этапе говорят о кризисе в восприятии лидерства в традиционном поведенческом контексте и ставят во главу личностные характеристики лидера, прежде всего, его нравственно-

ценностные характеристики, культурно-ценностное измерение, определяющее этическую направленность его поведения и мотивационно-ценностные параметры [8].

Для построения личностной и поведенческой модели лидерства учитывается большое количество факторов: гендерный аспект [6], социальный и культурный аспект [12; 13], лидерские роли, стереотипы [15], формален или неформален лидер, конкретная среда [14] и т. д.

Для определения особенностей восприятия лидерства современной студенческой молодёжью нами было проведено эмпирическое исследование.

Программа исследования

Цель исследования: выявить психологические особенности восприятия образа лидера. Эти особенности можно изучить, определив наличие взаимосвязи между качествами, которые максимально выражены в образах лидера, и теми качествами, которыми обладают сами студенты.

Гипотезой нашего исследования стало предположение, что существует взаимосвязь между качествами в образах лидеров и у студентов.

Методы исследования составили: заочный опрос респондентов, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ данных, статистическая обработка данных (корреляционный и дисперсионный анализ), анализ результатов исследования.

Для исследования были взяты следующие методики: методика на диагностику «Типа личности Дж. Холланда», «Социальная смелость» (фрагмент методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н)), результаты исследования по авторскому опроснику [2; 3; 4].

Выборка составила 362 респондента. Из них 202 девушки и 160 мужчин. В выборку вошли студенты нескольких столичных вузов разных направлений с первого по четвёртый курс.

Гипотеза исследования возникла на основе того, что люди склонны видеть в других людях то, что есть у них или значимо и интересно для них. Студенты работали с двумя образами лидера: реальным, который является лидером в данный момент, и идеальным, который они себе представляют. Результаты исследования показали, что есть среди лидерских принципов и качеств те, которые набрали максимальное количество высоких баллов. В реальном образе это те качества, которые, с точки зрения студентов, точно есть у лидера. В идеальном образе это те качества, которые обязательно должны быть у лидера. Далее постараемся выяснить, есть ли взаимосвязь между личностными особенностями испытуемых, которые ставят этим качествам высокие оценки. Данное исследование важно тем, что нас интересуют больше те качества, которые либо у нас есть, либо они нам важны по каким-либо причинам, либо, наоборот, мы отрицаем их значимость или наличие у нас, либо значимость качества может быть требованием современного общества. Выбор качеств может проходить с разной степенью осознанности, но может быть связан с непосредственными личностными особенностями испытуемого

и его восприятием конкретного социального образа или явления.

Для исследования мы взяли 5 лидерских ценностей и качеств с высокими баллами в образах лидера [2]. Тест на диагностику типа личности был выбран по причине получения описательной характеристики каждого типа. Тест на социальную смелость показывает то, что личность с развитой данной характеристикой обладает активностью в социальных контактах и адекватно воспринимает социальные ситуации.

Результаты исследования и их интерпретация

Анализ результатов образов лидера позволил выявить следующее. В таблице 1 представим результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) качеств и ценностей реального лидера и характеристик студентов. По результатам выявлено, что определённые корреляционные взаимосвязи значимы при р < 0,01.

По результатам анализа полученных данных мы видим, что три типа личности и социальная смелость не коррелируют ни с одним из качеств. Это такие типы, как интеллектуальный, конвенциальный и ар-

Табпица 1 / Table 1

Взаимосвязь личностных характеристик студентов с качествами лидера в реальном образе / Correlation of students' personal characteristics with the qualities of a leader in a real image

Качества Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвен-циаль-ный тип Предприниматель-ский тип Артистический тип Социальная смелость

успех -0,00245 0,05978 0,31400* -0,00327 -0,27473* 0,02584 0,09351

ответсвен-ность 0,00864 -0,04068 0,04682 0,02735 -0,27774* 0,01060 0,03059

лидерство -0,35753* 0,08403 -0,01527 0,03513 0,03513 -0,05272 0,02994

репутация -0,04769 0,04768 0,33616* 0,02179 -0,03573 -0,01395 -0,02829

профессионализм -0,00803 0,03536 0,02221 -0,02643 -0,30683* 0,00980 0,09094

vssy

тистический. Можем предположить следующие причины отсутствия взаимосвязи. Например, у артистического типа наиболее ярко проявляются эмоциональная сторона, независимость суждений и сложный взгляд на жизнь - это, как правило, творческие люди, которые могут отрицать устоявшиеся стандарты общества, поэтому с приведёнными качествами отсутствует взаимосвязь. Интеллектуальный тип обладает такими характеристиками, как аналитичность, рациональность, независимость и оригинальность, что может служить объяснением восприятия данных качеств под другим углом, нежели общественное мнение.

При анализе полученных данных по реальному образу лидера у трёх типов выявлена взаимосвязь с качествами: реалистический тип - с лидерством (г = -0,35753, при р < 0,01), социальный тип - с успехом (г = 0,314, при р < 0,01) и репутацией (г = 0,33616, при р < 0,01), пред-

принимательский тип - с успехом (г = -0,27473, при р < 0,01), ответственностью (г = -0,27774, при р < 0,01), профессионализмом (г = -0,30683, при р < 0,01). Люди данных типов более ориентированы на общество, эмоционально стабильны, ориентированы на настоящее, поэтому наблюдается взаимосвязь с ценными качествами для общества. У реалистического и предпринимательского типов взаимосвязь носит обратный характер, что говорит о том, что, чем более ярко представлены черты данных типов личностей, тем ниже балл присваивался данным качествам, т. е. люди данных типов считают, что такие качества, как лидерство, успех, ответственность и профессионализм, в незначительной степени проявляются у реальных лидеров.

В таблице 2 представим результаты корреляционного анализа качеств и ценностей идеального лидера и характеристик студентов.

Таблица 2 / Table 2

Взаимосвязь личностных характеристик студентов с качествами лидера в идеальном образе / Correlation of students' personal characteristics with the qualities of a leader in an ideal image

Качества Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвен-циальный тип Предприниматель-ский тип Артистический тип Социальная смелость

эффективность 0,01062 0,25657* 0,03099 -0,03101 -0,07362 -0,00667 0,02762

качество 0,03505 0,02745 0,01519 0,00944 -0,07651 -0,03008 0,03217

надёжность 0,01726 0,08503 0,02627 0,04533 -0,37088* -0,01935 0,02314

ответсвтен-ность 0,36013* 0,05762 0,33216* 0,03179 -0,28371* -0,00919 0,06454

профессионализм 0,38914* 0,03626 0,01223 -0,01646 -0,41043* -0,29025* 0,01945

По данным таблицы 2 мы видим, что конвенциальный тип и социальная смелость не коррелируют ни с одним из качеств. У трёх типов наблюдается прямая взаимосвязь, у двух - обратная. Разберём каждый тип. Реалистический тип считает, что для идеального лидера

важны такие качества, как ответственность (г = 0,36013, при р < 0,01) и профессионализм (г = 0,38914, при р < 0,01). Интеллектуальный тип считает важным качеством эффективность (г = 0,25657, при р < 0,01). Социальный тип - ответственность (г = 0,33216, при р < 0,01). У

предпринимательского типа наблюдается обратная взаимосвязь с такими качествами, как надёжность (г = -0,37088, при р < 0,01), ответственность (г = -0,28371, при р < 0,01) и профессионализм (г = -0,41043, при р < 0,01), что говорит о незначимости, с их точки зрения, этих качеств для идеального лидера. Это может быть обосновано приключенческой направленностью личности данного типа. У артистического типа наблюдается обратная взаимосвязь с таким качеством, как профессионализм (г = -0,29025, при р < 0,01), что может объясняться их некоторой несоциальностью или отрицанием общественных требований к данному понятию.

Выводы

На основе теоретического анализа научной проблемы по исследованию качеств и черт лидера можно сделать следующие выводы: данный вопрос остаётся актуальным уже не одно десятилетие, качества и черты лидера в разных исследованиях совпадают частично, количество значимых качеств для лидера у разных учёных неодинаково, значимость качеств зависит от задач, сферы деятельности и социального слоя лидера.

По результатам эмпирического исследования можем сделать следующее заключение: при обработке данных по качествам и ценностям реального и идеального лидера и личностным особен-

ностям студентов выявлено наличие взаимосвязи. В образе реального лидера выявлена взаимосвязь реалистического типа с лидерством, социальный тип с успехом и репутацией, предпринимательский тип с успехом, ответственностью и профессионализмом. В образе идеального лидера выявлена взаимосвязь реалистического типа с ответственностью и профессионализмом, интеллектуальный тип с эффективностью, социального типа с ответственностью, предпринимательского типа с надёжностью, ответственностью и профессионализмом, артистического типа с профессионализмом.

По данным исследования мы можем наблюдать, что в идеальном образе лидера наблюдается большее количество корреляционных взаимосвязей с личностными характеристиками студентов, чем в реальном образе.

Проведённый анализ взаимосвязи качеств в образах лидера и личностных особенностей студентов позволяет сделать вывод, что поставленная цель достигнута. Полученные данные могут быть использованы в организациях при работе с развитием лидерского потенциала персонала. Результаты работы могут применяться в учебном процессе, так как позволяют лучше понять восприятие студентами содержательной стороны такого феномена, как лидерство.

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует / пер. с англ. Т. Гутман. 11-е изд. М., 2018. 264 с.

2. Бажданова Ю. В. Исследование особенностей восприятия лидера в студенческой среде // Научное мнение. 2018. № 11. С. 117-124.

3. Бажданова Ю. В. Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов // Молодой учёный. 2017. № 13 (147). С. 193-200.

4. Бажданова Ю. В. Социально-психологические особенности восприятия образа лидера учащейся молодежью // Психолог. 2018. № 4. С. 8-18.

5. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / пер. с англ. 5-е изд. М., 2018. 198 с.

6. Бендас Т. В. Гендерный аспект психологии лидерства в конкретных эмпирических исследованиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 12-2 (74-75). С. 27-31.

7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. А. Лисицына. 10-е изд. М., 2017. 301 с.

V6V

8. Занковский А. Н. Организационное лидерство // Разработка понятий в современной психологии: сборник статей / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М., 2019.

9. Занковский А. Н. Психология организационного лидерства: в поисках корпоративной синергии. М., 2015. 360 с.

10. Исследование профессиональных иллюзий в отношении образа реального и идеального лидера у студентов / Л. В. Шукшина, И. А. Корецкая, Ю. В. Бажданова, В. А. Ермаков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11-2. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27517973 (дата обращения: 01.02.2021).

11. Проявление агрессивного поведения в процессе социально-психологической адаптации личности / О. А. Овсяник, Л. Э. Зотова, Т. И. Шульга, Н. В. Сидячева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23094557 (дата обращения: 01.02.2021).

12. Aksenovskaya L., Zankovsky A. Corporate culture as the vector of the organizational development // XVI European congress of psychology. 2019. Р. 1911a.

13. Lupano P. M. L., Castro S. A. Intergroup anxiety, cultural sensitivity and socio-cultural diverse leaders' effectiveness // International Journal of Psychological Research. 2015. Vol. 8. № 1. Р. 36-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Rettikh A. A., Lyutaeva P. S. Characteristics of formal and informal leadership in the student group // Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции молодых учёных / под ред. И. А. Казачихиной. Новосибирск, 2020. С. 302-308.

15. Thoroughgood C. N., Sawyer K. B., Hunter S. T. Real men don't make mistakes: investigating the effects of leader gender, error type, and the occupational context on leader error perceptions // Journal of Business and Psychology. 2013. Vol. 28. P. 31-48.

1. Adizes I. The ideal leader: why you can't become one and what results from it (Russ. ed.: Gutman T., trans. Ideal'nyi rukovoditel': pochemu im nel'zya stat' i chto iz etogo sleduet. Moscow, 2018. 264 p.).

2. Bazhdanova Yu. V. [Study of the characteristics of the leader]. In: Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 2018, no. 11, pp. 117-124.

3. Bazhdanova Yu. V. [Features of the formation of the image of a leader in professional activity as seen by students]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2017, no. 13 (147), pp. 193-200.

4. Bazhdanova Yu. V. [Socio-psychological characteristics of the perception of the image of a leader by student youth]. In: Psikholog [Psychologist], 2018, no. 4, pp. 8-18.

5. Bauer M. Kurs na liderstvo: Alternativa ierarkhicheskoi sisteme upravleniya kompaniei [Heading on to leadership: An alternative to the hierarchical company management system]. Moscow, 2018. 198 p.

6. Bendas T. V. [The gender aspect of leadership psychology in specific empirical research]. In: Sovremennaya nauka: actual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie [Modern science: topical problems of theory and practice. Series: Cognition], 2017, no. 12-2 (74-75), pp. 27-31.

7. Goulman D., Boyatsis R., McKee E. Emotional Leadership: The Art of Managing People Based on Emotional Intelligence (Russ. ed.: Lisitsyna A., transl. Emotsional'noe liderstvo: Iskusstvo upravlyat' lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta. Moscow, 2017. 301 p.).

8. Zankovsky A. N. [Organizational leadership]. In: Zhuravlev A. L., Sergienko E. A., Vilenskaya G. A., eds. Razrabotkaponyatii vsovremennoipsikhologii [Development of concepts in modern psychology]. Moscow, 2019, pp. 615-645.

9. Zankovsky A. N. Psikhologiya organizatsionnogo liderstva: v poiskakh korporativnoi sinergii [The Psychology of Organizational Leadership: In Search of Corporate Synergy]. Moscow, 2015. 360 p.

10. Shukshina L. V., Koretskaya I. A., Bazhhanova Yu. V., Ermakov V A. [Study of professional illusions in relation to the image of a real and ideal leader among students]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], 2016, no. 11-2, pp. 197-206. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27517973 (accessed: 01.02.2021).

11. Ovsyanik O. A., Zotova L. E., Shulga T. I., Sidyacheva N. V. [Manifestation of aggressive behavior in the process of social and psychological adaptation of the personality]. In: Sovremennye issledovaniya

С. 615-645.

REFERENCES

sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], 2015, no. 1, pp. 36-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23094557 (accessed: 01.02.2021).

12. Aksenovskaya L., Zankovsky A. Corporate culture as the vector of the organizational development. In: XVI European congress of psychology. 2019, p. 1911a.

13. Lupano P. M. L., Castro S. A. Intergroup anxiety, cultural sensitivity and socio-cultural diverse leaders' effectiveness. In: International Journal of Psychological Research, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 36-45.

14. Rettikh A. A., Lyutaeva P. S. [Characteristics of formal and informal leadership in the student group]. In: Kazachikhina I. A., ed. Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world: sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh [Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world: Collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists]. Novosibirsk, 2020, pp. 302-308.

15. Thoroughgood C. N., Sawyer K. B., Hunter S. T. Real men don't make mistakes: investigating the effects of leader gender, error type, and the occupational context on leader error perceptions. In: Journal of Business and Psychology, 2013, vol. 28, pp. 31-48.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Бажданова Юлия Викторовна - старший преподаватель кафедры психологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; e-mail: asa2006@yandex.ru

Овсяник Ольга Александровна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: ovsianik@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yuliya V. Bazhdanova - Senior lecturer, the Department of Psychology, Plekhanov Russian University of Economics,

e-mail: asa2006@yandex.ru

Olga A. Ovsyanik - Dr. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Professor of the Department of Social psychology. Moscow Region State University, e-mail: ovsianik@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Бажданова Ю. В., Овсяник О. А. Психологические особенности восприятия лидерства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 55-62.

DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-55-62

FOR CITATION

Bazhdanova Y. V., Ovsyanik О. А. Psychological peculiarities of leadership perception. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2021, no. 1, рр. 55-62. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-55-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.