Научная статья на тему 'Исследование профессиональных иллюзий в отношении образа реального и идеального лидера у студентов'

Исследование профессиональных иллюзий в отношении образа реального и идеального лидера у студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА / ОБРАЗ ЛИДЕРА / СТУДЕНТЫ / РЕАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / ИДЕАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / PROFESSIONAL ILLUSIONS / PHENOMENON OF LEADERSHIP / IMAGE OF A LEADER / STUDENTS / REAL LEADER / IDEAL LEADER / VALUE AND SEMANTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шукшина Л.В., Корецкая И.А., Бажданова Ю.В., Ермаков В.А.

Данная статья посвящена проблеме изучения профессиональных иллюзий в восприятии феномена лидерства у студентов. Образ реального и идеального лидера отличается по структуре и содержанию. Понимание данных отличий является важным компонентом в коррекции профессиональных иллюзий у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL ILLUSIONS ABOUT THE IMAGE OF THE REAL AND THE IDEAL LEADER OF THE STUDENTS

This article is devoted to the study of professional illusions in perception of the phenomenon of leadership in students. The image of the real and ideal leader is different in structure and content. Understanding the differences in the data is an important component in the corrections of professional illusions among students.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных иллюзий в отношении образа реального и идеального лидера у студентов»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ИЛЛЮЗИЙ В ОТНОШЕНИИ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО

И ИДЕАЛЬНОГО ЛИДЕРА У СТУДЕНТОВ

Шукшина JI.B., Корецкая И.Л., Бажданова Ю.В., Ермаков В.А.

Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова,

г. Москва

Данная статья посвящена проблеме изучения профессиональных иллюзий в восприятии феномена лидерства у студентов. Образ реального и идеального лидера отличается по структуре и содержанию. Понимание данных отличий является важным компонентом в коррекции профессиональных иллюзий у студентов.

Ключевые слова: профессиональные иллюзии; феномен лидерства; образ лидера; студенты; реальный лидер; идеальный лидер; ценностно-смысловая сфера.

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL ILLUSIONS ABOUT THE IMAGE OF THE REAL AND THE IDEAL LEADER OF THE STUDENTS

Shukshina L. V., Koretskaya I.A., Bazhdanova Y.V., Ermakov V.A.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

This article is devoted to the study of professional illusions in perception of the phenomenon of leadership in students. The image of the real and ideal leader is different in structure and content. Understanding the differences in the data is an important component in the corrections of professional illusions among students.

Keywords: professional illusions; the phenomenon of leadership; image of a leader; students; real leader; ideal leader; value and semantic sphere.

Важнейшим аспектом в понимании феномена социальных иллюзий является наличие осознанного представления о сущности, роли социальных иллюзий, как в развитии отдельного человека, так и в целом в развитии социума. Отдельно можно говорить о профессиональных иллюзиях, которые являются результатам социального взаимодействия, знаний о профессии, а также отношение общества к той или иной трудовой деятельности [3, с. 97]. В целом профессиональные иллюзии есть форма необходимых представлений человека о профессиональной жизни и мера того, насколько гипотеза о профессиональной деятельности оказывается востребованной в повседневной жизни. На создание иллюзий влияет и мировоззрение человека [2, с. 80], оно в основном и определяет составляющие придуманного профессионального образа.

Необходимо отметить, что одним важных аспектов профессиональной деятельности является представление о лидерстве. В отечественной науке лидерство воспринималось как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия [1, с. 25]. Также важно отметить, что в представлениях значимую роль играют иллюзорное сознание [6, с. 149].

На наш взгляд представляется важным исследовать профессиональные иллюзии, связанные с лидерством у студентов. Студенты были выбраны в качестве испытуемых в связи с тем, что опыта профессиональной деятельности у данной группы еще нет, однако есть представления или иллюзии о том, что такое профессиональная деятельность и какова роль лидера в групповой работе. Целью нашего исследования было исследовать профессиональные иллюзии в структуре и содержание образа реального и идеального лидера в представлениях обучающихся. Гипотеза нашею исследования: у студентов есть профессиональные иллюзии, касающиеся восприятия феномена лидерства. Новизна исследования заключается в новом подходе к интерпретации разрыва между теоретическими знаниями получаемыми студентами в ходе обучения и практическими с кото— 198 —

рыми они встретятся непосредственно в своей профессиональной деятельности. Во многом именно опора на теоретические конструкты в обучении способствует формированию профессиональных иллюзий будущих работников. Получая лишь общие представления о будущей своей специальности, студенты формируют весьма отдаленный образ своей деятельности. Вводя понятие «профессиональные иллюзии» к исследованию феномена лидерства, мы в дальнейшем можем корректировать и по-новому структурировать данный образ.

В исследовании приняли участие 495 студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, из них 278 девушек и 217 юношей. Выборка респондентов охватывает со 2 по 5 курсы обучения. Студенты обучаются на следующих специальностях: психология, психолого-педагогическое образование, юриспруденция, экономика, статистика, государственное и муниципальное управление, мировая экономика, прикладная информатика в экономике, инноватика.

На первом этапе испытуемым было предложено назвать и про-ранжировать качества и принципы реального лидера, которого они непосредственно знают (например, лидера их студенческой группы). Затем (в отдельном бланке) назвать качества и принципы у идеального лидера.

Рассмотрим ценности в образе реального лидера.

19

44

24

24

■ уважение «традициям

■ честность

креативность

■ партнерство с акционерами

■ лояльность

■ законность

Рис. 1. Ценности в образе реального лидера

На рис. 1 перечислены ценности реального лидера. На первом месте стоит уважение к традициям (44 ответов). На втором месте стоит честность (39) и на третьем креативность (29).

120

99

лояльность честность приверженность уважение к партнерство с

традициям акционерами Рис. 2. Ценности реального лидера

Далее проанализируем образ реального лидера и посмотрим какие ценности по мнению респондентов не важны (рис. 2). Как показывают данные наименее важным качеством является лояльность (74 ответов), затем - честность (79), и на третьем - приверженность идеалам. (84). Необходимо отметить, что честность в представлениях студентов является спорным вопросом, одни говорят, что этой ценности полностью нет, а другие, что она сильно развита.

На рис. 3 представлены принципы реального лидера. На первом месте лидерство (297 ответов), на втором власть и репутация (по 247), и на третьем профессионализм (232).

Переходим к рассмотрению данных полученных по представлению идеального лидера. Сперва мы посмотрели каких ценностей и принципом, по мнению студентов, не должно быть у идеального лидера (рис. 4). Наименьшее количество оказалось уважение к традициям (29 ответов), следующими лояльность и власть (по 15), на третьем месте партнерство с акционерами (12).

Рис. 3. Принципы образа реального лидера

О 10 20 30

Рис. 4. Ценности и принципы образа идеального лидера (минимальное количество)

На рис. 5 представлены ценности и принципы идеального лидера, которые, по мнению студентов, должны быть максимально

ярко представлены у идеального лидера. На первом месте стоит эффективность (445 ответов), на втором ответственность и качество (по 440), на третьем — стремление к совершенству (435). Если мы посмотрим рис. 5, то увидим, что образ реального и идеального лидера очень сильно отличается. Максимальное количество ответов 5 в разных образах получили разные принципы и ценности.

405 410 415 420 425 430 435 440 445 450

Рис. 5. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 5.

Рис. 6. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 5 в представлениях девушек.

Далее рассмотрим отличается представление образа идеального лидера у девушек и юношей. У девушек (рис. 6) на первом месте качество и профессионализм (по 106 ответов), на втором эффективность и стремление к совершенству (по 104), на третьем - знания (102).

Рис. 7. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 5 в представлениях мужчин.

На рис. 7 представлены ценности и принципы в образе идеального лидера, которые приоритетны в мужской выборке. На первом месте стоит ответственность (78 ответов), на втором эффективность (75), на третьем качество и стремление к совершенству (по 71). Как видим из полученных результатов в образе идеального лидера у студентов обоих полов среди лидирующих принципов и ценностей присутствуют качество и стремление к совершенству.

В таблице 1 представлены три фактора в образе реального лидера в представлениях студентов. Первый фактор - ориентация на результат, второй—на людей, третий на ценности. Как мы видим минимальный максимальный балл получил фактор ориентация на людей. Среднее значение по трем факторам не имеет явных отличий.

Таблица 1.

Результаты по трем факторам в образе реального лидера

N Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение

Ориентация на результат 12 2,97 4,21 3,6843 ,43510

Ориентация на людей 12 2,71 3,79 3,3885 ,36360

Ориентация на ценности 14 2,56 4,07 3,2864 ,45162

N валидных (целиком) 12

Таблица 2.

Результаты по трем факторам в образе идеального лидера

N Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение

Ориентация на результат 12 3,18 4,68 4,1019 ,46337

Ориентация на людей 12 3,78 4,67 4,4041 ,29596

Ориентация на ценности 14 2,65 4,50 3,6057 ,63422

N валидных (целиком) 12

В образе идеального лидера (табл. 2) максимальные значения по трем факторам явных отличий не имеют. Минимальное значение наблюдается у третьего фактора - ориентация на ценности. Также по этому фактору среднее значение самое минимальное (3,6057). На основании этого можно сделать вывод, что ценностям присваивается меньшая значимость, что идеальный лидер в меньшей степени должен ориентироваться на этот фактор.

Ниже в таблицах приведены результаты вычисления ^критерия по трем факторам в образах идеального и реального лидера в представлениях студентов.

Таблица 3.

Статистики парных выборок

Среднее N Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

Пара 1 РезультатРеал 3,6843 12 ,43510 ,12560

РезультатИдеал 4,1019 12 ,46337 ,13376

Пара 2 ЛюдиРеал 3,3885 12 ,36360 ,10496

ЛюдиИдеал 4,4041 12 ,29596 ,08544

ПараЗ ЦенностиРеал 3,2864 14 ,45162 ,12070

ЦенностиИдеал 3,6057 14 ,63422 ,16950

Таблица 4.

Критерий парных выборок

t ст.св. Значимость (2-сторонняя)

Пара 1 РезультатРеал - РезультатИдеал -3,867 11 ,003

Пара 2 ЛюдиРеал - ЛюдиИдеал -22,533 11 ,000

ПараЗ ЦенностиРеал - ЦенностиИдеал -2,755 13 ,016

При 1^-3.87 р <0.003.

Выводы

1. По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте - ориентация на результат, на третьем -ориентация на ценности.

2. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем - ориентация на результат.

Таким образом, мы видим, что в представлении студентов и идеальный и реальных лидер должны ориентироваться скорее не на результат, а на процесс, где большую роль играет взаимодействие с людьми, психологический климат в коллективе. Можно отметить, что студенты считают, что современному лидеру не важны ценности, в том числе и общечеловеческие, что безусловно является иллюзией. Невозможно в случае ориентировки на процесс, не затрагивать ценностно-смысловую сторону участников трудового коллектива. Студенты амбивалентно относятся к такой ценности как честность: одни считают ее важной, другие категорически отрицают необходимость ее у лидера. Это также свидетельствует об иллюзорном восприятии студенчества феномена лидерства.

Нам представляется важным использовать полученные результаты для коррекции восприятия феномена лидера у студентов. Необходимо более подробно обсуждать ценностно-смысловые конструкты у личности, на примерах показывать содержание эмоционально-волевой сферы у лидеров, известных в политической и экономических средах.

Список литературы

1. Васякин Б.С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийская государственная академия Министерства финансов Российской Федерации. Москва, 2007.

2. Ермаков В.А., Бажданова Ю.В. Религиозно-философский анализ мировоззренческих проблем развития современной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 79-89.

3. Корецкая И.А. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий в гуманитарном образовании // Преподаватель в среде e-learning Сб. докладов и тезисов Форума. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2014. С. 97-100.

4. Пожарская Е.Л., Дебердеева H.A. Проблема готовности к профессиональному самоопределению учащихся // Вестник Екатерининского института. 2015. № 2 (30). С. 52-59.

5. Сысоев В.В., Овсяник O.A. К вопросу о психологической подготовке специалиста к профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 99-111.

6. Шукшина JI.B. Иллюзорное сознание и его функция // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.