Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2737
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / общество / человек / индивид / индивидуальность / взаимоотношения людей / развитие личности / познание / субъект / восприятие.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокова Л. Х., Карданова Д. Я., Нырова А. З.

В статье приведены основные вопросы, относящиеся к проблеме личности, а также познании людьми друг друга в условиях повседневной жизни. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: этики, эстетики, социологии, педагогики, этнографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ»

Тезисы молодых ученых

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Кокова Л. Х., Карданова Д. Я., Нырова А. З., Нальчик (Россия), Социально-гуманитарный институт, КБГУ, l.kokova@bk.ru

В статье приведены основные вопросы, относящиеся к проблеме личности, а также познании людьми друг друга в условиях повседневной жизни. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: этики, эстетики, социологии, педагогики, этнографии.

Ключевые слова: личность, общество, человек, индивид, индивидуальность, взаимоотношения людей, развитие личности, познание, субъект, восприятие.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HUMAN PERCEPTION BY MAN.

PEOPLE'S KNOWLEDGE OF EACH OTHER

Kokova L. H., Kardanova D. Y., Nyrova A. Z., Nalchik (Russia), 2nd year student of the magistracy, Social and Humanitarian Institute, KBSU, l.kokova@bk.ru

The article presents the main issues related to the problem of knowledge of other people in everyday life. It includes many aspects, the scientific coverage is impossible without the very close relationship of psychology of the Commonwealth and other Sciences: ethics, aesthetics, sociology, pedagogy, ethnography.

Keywords: personality, society, human, individual, individuality, human relationships, personality development, cognition, subject, perception.

Целью данного исследования стал вопрос о восприятии, представлении людьми друг друга. В образе, который у индивида возникает в процессе общения с другим человеком.

Развитие личности - это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность[1].

Различение понятий индивид и личность составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся [2].

Индивидуальность - это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств,

проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей [3].

В отечественной психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто обмениваются информацией в процессе выполнения различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям[4].

Познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности, -это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, артист, зритель, учитель и др.).

Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности [5]. В формирующееся у индивида понятие о личности другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включаются прежде всего те его качества, наибольшему проявлению которых данная деятельность больше всего благоприятствует.

В образе, который у личности возникает в процессе общения с другим человеком, в характере понимания им других людей всегда находит выражение «сформированность» самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения. В процессе восприятия и понимания им другого человека проявляется уровень развития человека как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена определенного коллектива, его гражданская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требования к людям.

Образы и понятия, в форме которых у человека, принадлежащего к современному обществу, существует знание людской психологии, складываются у него как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредствованным путем - через печать, радио, телевидение и пр. У одних людей может преобладать первый путь накопления психологических знаний и непосредственное общение с другими людьми может быть широким и разнообразным. У других - накопление психологических знаний может идти

главным образом вторым путем. Практика общения, совместного труда, совместной жизни людей является, таким образом, не только источником познания людьми друг друга и не только сферой приложения знаний о людях, но и выполняет функцию мерила объективности таких знаний.

Как правило, образы и понятия, сформировавшиеся при познании человеком самого себя, не прямо определяют характер его поведения по отношению к другим людям. Обычно человек сначала соотносит их с теми представлениями, которые у него складываются о людях, окружающих его. Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним.

Итак, проведенный анализ показал, что характер поведения человека по отношению к другим людям всегда является показателем не только того, как этот человек представляет себе личность каждого из них, но и того, как он оценивает самого себя. Переоценка или недооценка себя, или верные суждения о своей личности всегда приводят к соответствующему поведению человека по отношению к окружающим [6].

Таким образом, образы и понятия, в форме которых у человека, принадлежащего к современному обществу, существует знание людской психологии, складываются у него как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредствованным путем - через печать, радио, телевидение и пр. У одних людей может преобладать первый путь накопления психологических знаний и непосредственное общение с другими людьми может быть широким и разнообразным. У других - накопление психологических знаний может идти главным образом вторым путем. Практика общения, совместного труда, совместной жизни людей является, таким образом, не только источником познания людьми друг друга и не только сферой приложения знаний о людях, но и выполняет функцию мерила объективности таких знаний [7].

Литература

1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности //Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие. М. 2015.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2015.

6. Общение как восприятие людьми друг друга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=29465

7. Битянова М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200002707

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.