Научная статья на тему 'Психологические особенности восприимчивости и характера реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте'

Психологические особенности восприимчивости и характера реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2557
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головина С. А.

В статье анализируется проблема восприимчивости и особенностей реагирования подростков на мнения сверстников. Описываются типы подростков в зависимости от характера восприимчивости и реагирования на мнения. Ставится вопрос о необходимости специального обучения подростков адекватным способам реагирования на мнения окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of receptivity and the character of response to the opinions of the people at the age of teens

This article analyses problems of teen agers' susceptibility and peculiarities of their age opinion reaction. Teenagers' types based on perception and opinion reaction are described. The question about special teenage learning of adequate ways of opinion reaction is raised.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности восприимчивости и характера реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте»

признания товарищей и др. При внешней мотивации студент, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.

Полученные результаты по методике «Моя учеба в вузе» в целом говорят об удовлетворенности либо неудовлетворенности обучением студентов в вузе. Предложенная методика может использоваться в прогностических целях при анализе причин неуспеваемости учащихся; выявлении категорий студентов в зависимости от направленности мотивации учения (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации).

Примечания

1. Осницкий, А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1992. № 1— 2. С. 52.

2. Зимина, И. С. Мотивация в процессе становления интеллектуальной пассионарности студентов [Текст] / И. С. Зимина, Ю. В. Кошкарова // Психология в вузе. 2006. № 4. С. 50.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. С. 81.

4. Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности [Текст] : учеб. пособие / А. А. Реан. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 7.

5. Вартанова, И. И. Проблема мотивации учебной деятельности [Текст] / И. И. Вартанова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33-41; Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. 508 е.; Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

6. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: «Питер», 1999. 416 с.

7. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: «Питер», 2000. 304 с.

8. Антипова, И. Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / И. Г. Антипова. Ростов н/Д, 2000. 192 с.

С. А. Головина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИИМЧИВОСТИ И ХАРАКТЕРА РЕАГИРОВАНИЯ

НА МНЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В статье анализируется проблема восприимчивости и особенностей реагирования подростков на мнения сверстников. Описываются типы подростков в зависимости от характера восприимчивости и реагирования на мнения. Ставится вопрос о необходимости специального обучения подростков адекватным способам реагирования на мнения окружающих.

This article analyses problems of teenagers' susceptibility and peculiarities of their age opinion reaction. Teenagers' types based on perception and opinion reaction are described. The question about special teenage learning of adequate ways of opinion reaction is raised.

Центральным звеном развития личности подростка является отношение к сверстнику, поскольку влияние сверстника на развитие личности опосредуется ориентирующим образом другого (А. Л. Венгер, О. А. Карабанова, М. И. Лисина, К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цу-керман, Д. Б. Эльконин, Б. Д. Эльконин и др.). Под давлением группы сверстников подросток принимает её суждения, приводит свои действия в соответствии с тем, чего ждет от него группа или, точнее, что, по его мнению, должна ждать от него группа. Тогда возникает дилемма: либо это конформист, на каждом шагу оглядывающийся на окружающих, соглашатель по своему существу, либо нонконформист, негативист, действующий вопреки принятым нормам поведения и требованиям общества. Ориентация на ценности группы, на её мнение заставляет индивида выделять круг лиц, позиция и оценка которых для него особенно существенны. Эти люди выступают в качестве «призмы», благодаря которой он стремится осуществлять акты социальной перцепции. «Значимый другой» становится своего рода зеркалом, в котором отражается сам индивид и все, что его окружает. Значимое окружение дает возможность человеку увидеть себя в разных зеркалах, отражающих различные стороны личности. Значимые лица влияют на мнение, поведение индивида, в свою очередь, вызывая у него ответную реакцию [1]. Тогда цепочка взаимовлияний выглядит следующим образом (рис. 1).

Так, возникает ответная реакция на мнение (отношение, поведение), которая выражается как во внутренних реакциях (как воспринимаю), так и во внешних проявлениях (как реагирую).

© Головина С. А., 2008

Условия восприимчивости подростков к мнению сверстников можно представить в виде схемы (рис. 2).

Рассмотрим компоненты данной схемы:

1. Сверстник (значимость; статус в группе; пол).

В целом отношения «ребенок - значимый сверстник» становятся в подростковом возрасте определяющим типом взаимоотношений. По данным исследователей, иерархию значимости других можно представить следующим образом. Для третьеклассников: старшие школьники, сверстники, родители, другие взрослые. Для пятиклассников: сверстники, старшие школьники, другие взрослые, родители. Для учащихся восьмых классов (по нашим исследованиям): близкий друг, сверстник, мать, старшие школьники, классный руководитель, младшие школьники. Старшеклассники в круг значимых других включают: родителей, близкого друга, классного руководителя, сверстника, ребят старше, учителей, ребят младше. Более значимо для подростков мнение сверстников, занимающих в коллективе лидирующие позиции, а также мнение интересующего сверстника противоположного пола [2].

2. Возрастно и личностно значимое мнение.

Для подростка возрастно значимо мнение

сверстника по поводу его внешности, её оформления (прическа, одежда, макияж), небольшого

или высокого роста, дефектов кожи, избыточного веса, развития у них вторичных половых признаков как показателей взрослости. К личностно значимой относится оценка сверстниками некоторых особенностей характера, принципы и установки, умение дружить, быть настоящим другом. Подростки чувствительны к тем ситуациям, которые содержат в себе элементы «публичного поведения» и оценивания, а также возникающему в связи с этим чувству личной угрозы.

3. Психологические особенности личности подростка, воспринимающего мнение сверстников:

а) мотивация.

Подростки в равнении на сверстников стремятся удовлетворить потребности в добром отношении, в друзьях, в хорошем мнении о себе, боятся отвержения, а также желают быть наравне с товарищами по личностным качествам. Если у подростка преобладают мотивационные тенденции «быть самим собой» и «не владеть другими», то это ведет к формированию независимой, автономной, недоминантной личности, которая имеет собственную точку зрения и руководствуется ею. Мотивация «быть как другие» и «владеть другими» формирует конформную, доминантную личность. Мотивация «быть как другие » и «не владеть другими» - конформную, зависимую, недоминантную личность, а «быть самим

Мнение, вызывает внутренние влияют на поведение

отношение, -► реакции адресата -► адресата

поведение инициатора

вызывает

внутренние

реакции

инициатора

влияют

на поведение инициатора по отношению к адресату

и так далее

Рис. 1

Воспринимает мнение

Реагирует на мнение

Рис. 2

собой и владеть другими» - независимую, автономную, доминантную личность, требующую от других подчинение [3].

б) структура сознания.

Отношение к другому человеку входит в структуру индивидуального сознания и играет важную роль развития личности, причём особое внимание оказывают взаимоотношения со значимыми другими. Согласно концепции философа, психолога, литературоведа М. М. Бахтина (1920), «сознание - диалог не только внешний, но и диалог внутренний, отраженный в самой структуре индивидуального сознания: высказывая свое, человек предвидит, предчувствует, мыслит о возражении, мнении другого, имеет его в себе» [4]. Благодаря различным структурам своего сознания люди по-разному относятся к мнению другого и трактуют его иногда весьма субъективно. У некоторых типов людей структура сознания оказывается усеченной, обедненной. Вместо трех остаются только два отношения - к себе и другим. В зависимости от той или иной структуры сознания выделяют три типа отношения к другому человеку (К. А. Абульханова, 2000). Одни относятся к другому как к объекту, выстраивая свою стратегию жестким образом, авторитарно, исходя только из себя, из того, что, по их мнению, надо партнеру по коммуникации, совершенно не учитывая при этом встречного отношения. Другие планируют и предвидят возможные встречные действия партнера («если он не откажется», «если он поступит иначе» и другие), то есть относятся к другому не как к объекту, а как к субъекту. Третьи планируют взаимодействие с другим человеком подобно шахматисту: «если он сделает так, то я поступлю иначе», «если он будет действовать иначе, я поступлю так» и так далее [5]. По нашему мнению, дефицитной будет и такая структура сознания, в которой акцент смещен на отношение к другим. Ввиду несфор-мированности отношения к себе и собственной ценности такие люди чрезмерно чувствительны к ожидаемому отношению других к себе, ориентируясь в своих действиях и поступках только на мнения других, не имея собственного.

г) жизненная позиция.

Возникновение ориентации типа «отношение к себе и другим» определяют четыре возможные жизненные позиции [6]: «я плохой, ты хороший»; «я плохой, ты плохой»; «я хороший, ты плохой»; «я хороший, ты хороший» [7]. Анализируя данные позиции, мы приходим к выводу, что важно мнение окружающих для детей с первой и четвертой позиций; так как при первой отношение к себе полностью определяется оценками окружающих; а на четвертой, сознательной позиции понимание хорошести не ограничивается только рамками личного опыта (в начале формирования

данной позиции). Вместе с тем при второй и третьей позициях мнение другого человека не важно, так как партнеры либо одинаково плохие, либо один из них убежден в своей правоте, основываясь на внешне обвинительной позиции.

д) особенности личности воспринимающего субъекта:

• по типу темперамента - флегматики и меланхолики;

• экстраверты больше, чем интроверты;

• представители лабильной, сенситивной, ис-тероидной акцентуаций характера;

• школьники с высоким уровнем самоконтроля;

• застенчивые подростки;

• с высоким интеллектуальным, но низким творческим уровнем и, наоборот, с низким интеллектуальным и высоким творческим уровнем.

Если обратная связь возникает в ситуации взаимодействия «Я - случайный другой», то влияние случайного другого на индивида проявляется в большей степени. Обратная связь воспринимается как значимая, если мнение формулируется из пространства «слепого пятна».

В ситуации «Я - близкий другой» подросток ориентируется на мнение референтного сверстника, близкого друга, на сверстника «взрослее себя», а «трудные подростки» - на мнение уличных друзей». Обратная связь из пространства «арены» или «фасада» воспринимается как значимая, но оказывает незначительное воздействие [8].

Следовательно, в зависимости от типа темперамента, телосложения, акцентуированности характера, экстра-интравертированности личности и других характеристик, а также их различных сочетаний, подростки по-разному относятся к мнению сверстников. На основании теоретических данных мы можем прогнозировать тип восприятия и реагирования подростков на мнение сверстников.

4. Особенности восприимчивости и характера реагирования подростка на мнение сверстников.

Всё вышеизложенное позволило нам выделить компоненты ориентированности подростков на мнение сверстников.

• Эмоциональный компонент (восприимчивость, эмоциональная чувствительность к мнению): аффекты, страсти, собственно эмоции (интерес-волнение, радость, удивление, горе-стра-дание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), настроения, чувства (счастье, самоуважение, любовь, чувство комического, юмор, ирония, насмешка, смятение, раскаяние, страх, стыд, обида), стресс; выразительный компонент эмоций (мимика, пантомимика, интонации).

• Когнитивный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания, объективного анализа и оценки ситуации, самого высказывания; самопознания и знания особенностей личности сверстника, высказывающего мнение.

• Поведенческий компонент (характер реагирования на мнение)- адекватное, неадекватное реагирование в данной ситуации.

А. А. Бодалев [9] отмечает, что способ поведения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать характеру отношения, имеющегося у личности с какой-то стороны действительности. Нельзя упрощенно представлять себе связь между содержанием качества личности, каким является отношение, и формой его выражения. Хотя форма проявления отношения, способ поведения, через которые отношения выражаются, и определяются содержанием последнего, всё же они имеют некоторую относительную самостоятельность. И поэтому форма, способ поведения личности могут не полностью соответствовать содержанию отношения личности к какой-то стороне действительности. С учетом имеющихся фактов возможны следующие варианты такого соотношения:

1. При положительном характере отношения у человека наблюдаются адекватные этому способы поведения.

2. При отрицательном характере отношения у человека наблюдаются соответствующие способы поведения.

3. При положительном характере отношения способ его выражения и поведение человека неадекватно такому отношению.

4. При отрицательном или безразличном характере отношения к чему-то человек ведёт себя так, будто у него имеется к этому объекту устойчивое положительное отношение [10].

Взаимосвязь мнения, чувств и поведения определяет характер отношения субъекта (позитивный, негативный), тип восприятия и реагирования на мнение значимого окружения. Если рассмотреть данную схему с точки зрения адекватного/неадекватного восприятия и реагирования на положительное/ отрицательное мнение, то можно получить достаточно много вариантов (рис. 3).

Например, мнение о личности положительное, но оно воспринимается не адекватно, как отрицательное, а реагирование, наоборот, носит адекватный характер. Вместе с тем отрицательное мнение, скорее всего, и будет восприниматься как

отрицательное, хотя реагирование на него может носить и адекватный и неадекватный характер.

Следовательно, на личность подростка, имеющего собственные мысли, чувства, особенности поведения, оказывает влияние позитивное либо негативное мнение значимого сверстника. Человек воспринимает мнение другого путём осознания, обдумывания, испытывая при этом определенные чувства (либо положительные, либо отрицательные), которые непосредственно переживаются человеком, но не обязательно проявляются вовне. Затем реагирует на мнение в форме действия (поступков) - это внешнее проявление отношения, хотя оно может и не соответствовать истинному отношению. Подросток подчиняется мнению значимого другого; полностью игнорирует его; принимает мнение, осмысливает, вычленяя из него позитивный аспект для саморазвития; формулирует собственное мнение по данному вопросу, принимает самостоятельное решение. В результате этого формируется либо зависимая от мнения другого личность, либо игнорирующая, либо независимая личность, которая имеет собственное мнение.

Мы выделили типы подростков в зависимости от характера восприимчивости и реагирования на мнения сверстников (см. рис. 4).

Крайние типы отличаются друг от друга по знаку, если для I типа характерно болезненное восприятие и реагирование на мнение, то подростки IV типа имеют собственную точку зрения и адекватно относятся к мнению других. Второй тип ориентации на мнение возникает в ситуациях, если мнение других не совпадает с ожидаемым мнением. Тогда ввиду действия защитных механизмов (вытеснения, подавления, блокирования, отрицания)и механизмов перцептивной защиты подросток, не осознавая и не обдумывая ситуацию, выдает первую экспрессивную поведенческую реакцию на мнение. Отношение по третьему типу возникает в ситуациях, когда реагирование на мнение отсрочено, а следующая возможность предоставляется через некоторое время, когда ситуация перестает быть значимой, актуальной

Рис. 3

Адекватно реагирует

Неадекватно реагирует

Высокий уровень восприимчивости

Ш +в/-р: болезненно ' ' I +в/+р: болезненно переживаю,

переживаю, испытываю испытываю эмоции

отрицательные/положительные (отрицательные,

эмоции; скрываю ответную положительные);

реакцию, не показываю демонстрирую ответную

её внешне реакцию (положительную,

Низкая негативную, агрессивную...) Высокая

степень * степень

реагирования IV -в/-р: ориентируюсь на собственное мнение; совершенно не переживаю по поводу мнения сверстников и не реагирую на него 1 П -в/+р: не переживаю, не думаю; при этом демонстрирую ответную реакцию (положительную, негативную, агрессивную) г реагирования

Низкий уровень восприимчивости

Рис. 4. Взаимосвязь уровня восприимчивости и степени реагирования

или когда уже вступили в действие психологические защитные механизмы. Такие подростки относятся к мыслительному типу, воспринимая мнение, обдумывают его, концентрируя внимание на собственных чувствах, либо подавляя, либо скрывая ответную реакцию.

В предложенной нами типологии можно вычленить показатель адекватности/неадекватности реагирования, исходя из позиции восприятия подростком мнения сверстников. Подростки I типа чувствительные, болезненно воспринимающие мнение, бурно реагируют на него, причём поведенческие реакции могут быть как адекватными, так и не адекватными. Вместе с тем подростки, не воспринимающие мнение сверстников, соответственно не должны и реагировать на него, и наоборот, так как собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, а если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает. Однако эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека (в мимике, пантомимике, «вокальной мимике»). Следовательно, подростки II и III типов реагируют неадекватно, относительно уровня их восприимчивости к мнению сверстников. Подростки, имеющие собственное мнение (IV тип), воспринимают мнение сверстников и реагируют на него адекватно. Следовательно, на мнение окружающих может быть адекватная или неадекватная реакция, что приводит либо к принятию мнения и стремлению к самоизменению, самосовершенствованию, либо к непринятию -игнорированию мнения.

Поскольку личность формируется под воздействием прожитых переживаний и нельзя потребовать от подростка не переживать то, что он переживает, чувствует, а можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций, возникает необходимость формирования у подростков адекватных способов реагирования на мнение сверстников.

Примечания

1. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982.

2. Воробьева, Н. П. Возрастная динамика общения школьников [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н. П. Воробьева. М„ 1989.

3. Булгаков, С. А. Социальный самоконтроль школьников в структуре их взаимодействия с ближайшим окружением [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С. А. Булгаков. СПб., 1994.

4. Абульханова, К. А. Личность в условиях дефицита общения [Текст] / К. А. Абульханова // Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 6.

5. Там же. С. 3.

6. Харрис, Т. А. Я хороший, ты хороший [Текст]/ Т. А. Харрис. М.: Соль, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Там же.

8. Ильина, Н. И. Общительность и темперамент школьников [Текст] / Н. И. Ильина. Пермь, 1961. Краковский, А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) [Текст] / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970.

9. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.

10. Аичко, А. Е. Эти трудные подростки [Текст]/ А. Е. Личко. Л.: Лениздат, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.