УДК 316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Статья посвящена исследованию психологической компоненты и её влияния в тендерном ключе на жизнедеятельность человека. Освещены психологические особенности тендерных факторов, их взаимосвязь с теми факторами, которые детерминируют поведение и деятельность в целом. Рассмотрено влияние тендерного отличия на проведение мероприятий по оценке проектирования среды жизнедеятельности. Представлено, как влияние гендерного фактора отражается в конечном итоге на результатах деятельности человека, на эффективности его деятельности, на сохранении здоровья и трудоспособности, творческой активности и качестве жизни.
Ключевые слова: психологическая особенности, гендерные факторы, оценка функционального комфорта в жизнедеятельности, качество жизни.
Оценка жизнедеятельности человека требует определить подходы к исследованию. Прежде всего это системно-деятельностный подход: системный подход обеспечивает рассмотрение проблемы в её целостности, а деятельностный позволяет дать анализ проектной деятельности и определить её характерные особенности с учётом гендерного фактора [1, 6, 7]. Далее, социально-психологический подход, предполагающий, что человек трудится в социуме, для социума, что существуют профессии, которые имеют массо-видный характер с вытекающими психологическими особенностями качества жизни на индивидуальном и социальном уровнях [20, 21]. Эргономический подход обеспечивает базис эффективности деятельности с сохранением функционального комфорта в процессе профессиональной деятельности [3, 4, 8, 13, 14]. Здоровьесберегающий подход означает, что жизнедеятельность человека в профессии и вне её предполагает сохранение здоровья — психологического и физического с учётом психологических особенностей в гендерных факториальных условиях [9, 10, 11, 12]. Психологический подход в контексте психологии гендерных различий служит обеспечению психологического комфорта [2, 5, 6, 11, 19]. Психолого-эргономический подход в исследовании гендерного ракурса в жизнедеятельности человека предполагает учёт эффективности жизнедеятельности в различных аспектах проявления активности человека (и прежде всего в труде) и сохранение здоровья в контексте индивидуально-психологического компонента с учётом гендерного фактора [16]. В целом же исследование должно проводиться в ключе интегративного подхода: он позволяет объединить все вышеперечисленные подходы, а также и организационно-психологические и индивидуальные характеристики всех подходов [8, 13, 15, 17, 18]. Оценка жизнедеятельности человека с использованием интегративного подхода позволяет проводить исследование основной деятельности человека и всех остальных видов проявляемой им активности в ситуации бытового существования, в досуговой деятельности, творческой
Горобец Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор, зав. отделом проблем и приоритетов социальной сферы НИИТЭ МИРЭА; пр. Мира, 119, Москва, email: [email protected]
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
активности, тактическом и стратегическом планировании своей жизни. Всё это так или иначе затрагивает фактор тендера.
Задача тендерной психологии — познание психологических закономерностей поведения и деятельности людей как носителей гендерных характеристик, ролей, статусов. Гендерная психология исследует механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах, обосновывает возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований. Изучение влияния гендерного фактора на жизнедеятельность человека — это социально-конструктивистское направление в исследованиях гендера. Социальный конструк-ционизм — одна из современных социально-психологических концепций. Социальная психология недостаточно оценивает влияние социальной ситуации на конструирование социального мира, влияющего на качество жизни, состояние функционального комфорта. Конструирование гендерного фактора есть основа социально-конструктивной модели. Социальное конструирование гендера и пола как гендерных категорий институционализированы культурой и социумом. Гендерный статус человека моделирует среда (социальная и культурная, которая определяется проектными технологиями современного дизайна и вектором развития общества). Гендер с точки зрения социально-психологического подхода — это социальный статус, гендер фундаментально константен. Вместе с тем члены социальных групп «созидают гендер» во всей стратегии своей жизнедеятельности для подтверждения своего статуса, поскольку существует потенциал изменений [7, 9, 11, 15, 16, 21].
Теоретические исследования различия полов проводились отечественной школой учёных-философов: С. Булгаковым, Н. Бердяевым, А.Б. Залкиндом, В. Розановым, В. Соловьёвым. Настоящее исследование опирается на практико-ориентированные работы по изучению гендерных факторов психологических особенностей жизнедеятельности людей учёных-психологов. Среди них: Б. Г. Ананьев, В. В. Абраменкова, В. С. Агеев, Г. И. Акин-щикова, Ю.Е. Алешина, Т.А. Араканцева, М.Ю. Арутюнян, А.С. Волович, В.А. Геодакян, Е.М. Дубовская, В.Е. Каган, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, С. И. Кудинов, Е.В. Лекторская, И.И. Лунин, М.Х. Мелтсас, Н.Я. Привалова, Т.А. Репина, Н.А. Розе, В.В. Романова, Н. А. Смирнова, Е. И. Степанова, Ю. А. Тюменева, Б. И. Хасан, Т. И. Юферева и другие.
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола. Предмет исследования — закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации, анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В детерминации социального поведения и жизнедеятельности в целом приоритет отдан социокультурным факторам. На гендерную социализацию оказывают влияние психосоциальные особенности развития личности в контексте конкретной половой идентификации, имплицитно влияя на всех этапах гендерного развития на исторический, культурный, социальный и средо-вый (проектный технологический) контексты. Гендерные характеристики идентичности мужчин и женщин в плане психологических особенностей исследуют: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и ие-рархизацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий развития и саморазвития с учётом гендерного фактора.
Запрос на обеспечение качества жизни с учётом гендерного фактора жизнедеятельности людей, вероятно, связан, с одной стороны, с наличием тенденций к унификации половой идентичности в социальном стратегическом конструировании, а с другой — с неприятием и отторжением данного явления, искусно камуфлированного заинтересованными социальными группами под «толерантность». Это обусловило поиск психологических особенностей влияния гендерного фактора на социальное конструктирование и проектную деятельность по формированию функционально комфортной социальной среды.
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения психологических особенностей влияния гендерного фактора на жизнедеятельность человека были использованы следующие методы:
— наблюдение;
— психологические опросники (анкеты);
— тестирование;
— интервью (по влиянию гендерного фактора на проектирование среды, социальное конструирование и их взаимообусловленность);
— оценка влияния социально-психологических особенностей гендерного фактора (экспертная оценка и данных наблюдения, интервью, данных анкет).
Чтобы оценить влияние гендерного фактора на жизнедеятельность человека и его функциональный комфорт, важно определить не только реальные социально-психологические условия формирования и социально-психологического конструкционизма, но и дизайн-проектирование среды человеческой жизни. Это непосредственным образом определяет и качество жизни, если его понимать с точки зрения смысла жизни, смысла потребления производимой обществом продукции различного свойства — товарной массы бытового назначения, продуктов питания, продуктов духовного воспроизводства и т.д., смысла отдачи обществу эквивалента потребления в плане самореализации и пользы для общества своего существования.
Интегративный подход в изучении качества жизни даёт возможность систематизировать понимание потребностно-мотивационного аспекта личности, семьи и общества в целом. Личность, семья и общество неотделимы. Личность формируется в семье и обществе. Значение семьи в настоящем и формировании фундамента будущего, её роль в гармоничной социализации нового поколения (с адекватным подходом к психическому, физическому и духовному развитию детей) бесспорны. В семье прививаются и формируются гендерные установки, гендерные стереотипы, поведенческие паттерны полов.
Гендерные установки представляются как вариант социальных установок. Большое значение гендерные установки имеют в исследовании гендерных отношений в процессе межличностного взаимодействия. Гендерные установки детерминируют ролевое поведение партнёров разного пола в развитии их отношений, в распределении обязанностей в быту и профессии, во взаимодействии членов семьи по горизонтали и вертикали. Гендерные установки играют роль в трудовой деятельности, быту, в проведении досуга, занятиях физкультурой и спортом. Базой для исследования психологических особенностей влияния гендерного фактора является анкета (опросник), которая относится к субъективным методам, следовательно, отражает психологический компонент обусловленности гендера.
В нашем исследовании получены результаты теоретического и практико-ориенти-рованного характера по формированию гендерных установок в отправлении половых ролей мужчины и женщины. Главным явилось определённое сочетание значений основных параметров, ориентированных на формирование гендерных установок в усвоении ролей в жизнедеятельности людей, которые отражаются в конечном итоге на качестве их жизни. Можно утверждать, что каждому значению гендерных стереотипов, определяющих гендерные роли, соответствуют данные социально-психологических установок гендера, а именно: на гендерные установки оказывают влияние сочетание визуальной информации (цветовой гаммы и размеров объектов и предметов труда, их формы и композиции, динамические характеристики, характер и дизайн одежды и интерьера, предметы бытового назначения) и вектор социального взаимодействия с представителями старшего поколения (родители, педагоги) и сверстниками формирующегося человека. Социально-психологический подход в исследовании нашёл своё отражение в представлении результатов социального конструкционизма. В постперестроечном периоде активно внедрялся на подсознательном уровне формирующемуся гендеру половой роли женщины не свойственный представлениям старшего поколения стереотип половой роли женщины будущего
посредством дизайн-среды игромоделирования. Коктейльные костюмы куклы, гламурные аксессуары кукол, ориентация на праздное времяпрепровождение — создание модного гендерного стереотипа раскрепощённой женщины-феминистки, которая не ориентирована на семейные ценности, на ценности женщины-матери, ценности патриархальных традиций. Происходит перекодирование гендерных установок, которые непосредственным образом оказывают влияние на качество жизни и жизнедеятельность людей. Наблюдаются тенденции увеличения возраста вступления в брак, увеличение возраста деторождения, ориентации на карьеру в отличие от ориентации на семью и т.д.
Социально-психологический ракурс в наших исследованиях гендерных механизмов при формировании гендерных установок отталкивается от теории социального научения, которая основана на практике отрицательных и положительных подкреплений, подражании и личностно значимом взаимодействии с ближайшим окружением, включённом и невключённом наблюдении, когнитивном соответствии (поддержание соответствия между когнитивными элементами). Получены такие результаты по традиционным тендерным семейным установкам выпускников московских школ: самореализация мужчин и женщин имеет равные шансы в отличие от традиционных установок на приоритет самореализации мужчин (традиционно массовое сознание отличала парадигма карьерного роста мужчины, в семье женщина обязана была оставить работу для блага семьи). Воспитание и развитие детей, уход за детьми, по мнению выпускников, также одинаково должны зависеть от обоих родителей и обязанности по уходу за детьми распределяться одинаково. Выпускники мужского пола тем не менее отмечают, что домашний очаг и маленькие дети в семье запрашивают женского присутствия, хотя отмечают равноправие женщин и мужчин в построении профессиональной карьеры.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведённые теоретико-методологические и практико-ориентированные исследования дают возможность предполагать, что:
— гендерный фактор обусловливает психологические особенности поведения и жизнедеятельности человека, формируется в проектной среде современного дизайна, социально-психологических поведенческих стереотипов и установок;
— к определению качества жизни человека и пониманию функционального комфорта можно применить гендерный подход в социально-психологическом понимании проектирования среды жизнедеятельности, что даёт возможность понимания детерминант поведения человека в различных жизненных сценариях — в профессии, досуговой деятельности, быту и т.д.;
— в оценке психологических особенностей гендерного фактора необходимо использовать социально-психологический (с анализом метода социального конструкционизма) и интегративный подходы;
— диагностика психологических особенностей гендерного фактора в контексте влияния на жизнедеятельность человека выявила наиболее информативные тесты: опросник С. Бэм (модифицированный вариант), метод анкетирования и интервью (с родителями и педагогами), анализ соотношения гендерных стереотипов и гендерных ролей, ситуативные тесты.
ВЫВОДЫ
Гендерный фактор оказывает влияние на поведение и жизнедеятельность человека.
Психологические особенности гендерного фактора (роли, установки, гендерные стереотипы) детерминируют самореализацию в стратегическом социальном конструировании жизнедеятельности.
Тендерные стереотипы обусловливают качество жизни и функциональный комфорт в реализации профессиональной деятельности в связи с константностью тендера в контексте социального статуса, обусловленного социокультурными факторами.
Для диагностики психологических особенностей гендерного фактора необходимо использовать набор соответствующих методов и тестов.
ССЫЛКИ
[1]. В.С. Агапов. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3(43). С. 26-31.
[2]. А.А. Анцупов. Роль стратегического управления и его состояние в России // Акмеология. 2012. № 1(41). С. 94-100.
[3]. Р.В. Вольнов. Психолого-правовые особенности обеспечения информационной безопасности личности // Акмеология. № 2 (34). 2010. С. 34-39.
[4]. А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 013-020.
[5]. А.В. Гагарин, А.В. Иващенко. Сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития экологической компетентности личности // Акмеология. 2013. № 2. С. 73-77.
[6]. Т.Н. Горобец. Реабилитация правонарушителей с наркотической зависимостью: медицинский, социальный, акмеологический аспекты // Акмеология. № 4 (40). 2011. С. 107-115.
[7]. Жарков Г.В. Тендерная психология в современной России: западные методологические схемы и отечественная культурно-историческая ситуация // Психологические проблемы современной семьи: Мат. 2-й Всерос. науч. конф. в 3 ч. / под ред. В.К. Шабельникова, А.Д. Лидерса: М., 2005. Ч. 2. С. 37-40.
[8]. Ю.Н. Казаков. Здоровье — продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 99-110.
[9]. КлецинаИ.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. 2001. № 4. С.162-178.
[10]. М.Ю.Колосницына, Г.С.Зайцев, Е.А.Кадацкая, Л.Г.Алифанова. Диагностика девиантного поведения // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 10-16.
[11]. Кон И. С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. 2006. № 9. С. 16-22.
[12]. Н.А. Корниенко. Гражданственность и патриотизм: основа духовно-нравственного развития и воспитания личности // Акмеология. № 4 (40). 2011. С. 38-45.
[13]. ВМ. Львов. Эргатические системы и профессиональные ориентации // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. № 3. С. 19-29.
[14]. В.Н. Маркин. Духовность как основание развития профессионала // Акмеология. № 3(35). 2010. С. 46-47.
[15]. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.
[16]. Полоролевая идентификация ребёнка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста и специфика родительского отношения к нему: Мат. 11-й регионал. науч.-практич. конф. раб. образ. и здравоохр-я г. Красноярска и Красноярского края. Красноярск, 25-26 февраля 2009 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009.
[17]. Ю.В. Синягин, О.Ю. Переверзина, Ю.А. Яковлева, А.В. Полякова. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности // Акмеология. № 2 (34). 2010. С. 119-127.
[18]. Ю.В. Синягин. Ориентации в организационно-командном поведении и индивидуальные карьерные стратегии // Акмеология. № 1(37). 2011. С. 16-25.
[19]. А.П. Федоркина. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. 2010. № 4 (36). С. 65-69.
[20]. А.П. Федоркина. Профессионализм в политике как непреложное условие развития общества // Акмеология. 2011. № 4 (40). С. 45-50.
[21]. О.Г. Фёдоров. Принцип моделирования социальных систем // Акмеология. 2013. № 2. С. 47-52.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE GENDERE INFLUENCE
TO HUMAN ACTIVITY
Tatyana N. Gorobets, Doctor of Psychology, Professor of specialty «Social psychology», Head of the Problems and Priorities in Social Sphere Department, Scientific Research institute MIREA, prospect Mira, 119, 129344, Moscow, Russia; [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the psychological component and its impact in key gender on a person's life. The article highlights the issues of the relationship and the distinctive features of such concepts as psychological feature gender factors that determine behavior and operation in general. In particular, the impact of these gender differences on conducting the evaluations' design of the living environment. The effect of this difference is in its unity and relationship to prepare measures for the assessment of functional service in the administration of human life in general is reflected to the final results of human activity, its effectiveness, to the preservation health and working ability, creative activity and quality of life. Keywords: psychological characteristics of a person, gender, functional assessment of comfort life, the quality of life.
REFERENCES
[1]. V. S. Agapov. The concept of the I and the self-realization of the subject: the problem field of scientific issledovanii // Acmeology. 2012. No. 3 (43). Pp. 26-31.
[2]. A. A. Anzupow. Role of strategic management and its status in Russia // Acmeology. No. 1 (41). 2012. Pp. 94-100.
[3]. R. V. Volnov. Psychological and legal aspects of ensuring information security of the person// Psychology. No. 2(34). 2010. Pp. 34-39.
[4]. A. V. Gagarin, L.K. Raickaja. Razvitie informacionnoj lichnosti: jenvajronmental'naja sostavl-jajushhaja // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2013. № 1. S. 013-020.
[5]. A. V. Gagarin, V. A. Ivashchenko. Essence, gender and intercultural aspects, especially the development of ecological competence of the person // Psychology. 2013. No. 2. Pp. 73-77.
[6]. T. N. Gorobets. The Rehabilitation of offenders with drug dependence: medical, social, acmeo-logical aspects // Acmeology. 2011. No. 4 (40). Pp. 107-115.
[7]. G. V. Zharkov. Gender psychology in contemporary Russia: Western methodological schemes and domestic cultural-historical situation // Psychological problems of the modern family: Mat. 2-nd all-Russia. scientific. Conf. at 3 a.m. / edited by V. K. Shabel'nikova, A. D. Liders: M., 2005. Part 2. Pp. 37-40.
[8]. Y. N. Kazakov. Health product acmeological phenomenon of the self in the system security of the person // Psychology. 3 (39). 2011. Pp. 99-110.
[9]. I. S. Klezina. Theoretical issues of gender psychology // The World of psychology. 2001. No. 4. Pp.162-178.
[10]. M. Y. Kolosnitsyna, G. S. Zaitsev, E. A. Kadarka, L. G. Alifanov. Diagnosis of deviant behavior / /Psychology. 2010. No. 3(35). Pp. 10-16.
[11]. I. S. Kon. Pros and cons of separate and joint education // Pedagogy. 2006. No. 9. Pp. 16-22.
[12]. N. A. Kornienko. Citizenship and patriotism: the basis of spiritual and moral development and upbringing of personality // Psychology. 2011. No. 4 (40). Pp. 38-45.
[13]. V. M. Lvov. Ergatic system and professional orientation // The Human factor: problems of psychology and ergonomics. 2011. No. 3. Pp.19-29.
[14]. V. N. Markin. Spirituality as the Foundation of professional development // Psychology. 2010. No. 3(35). Pp. 46-47
[15]. Workshop on gender psychology / under the editorship of I. S. Klezina l. SPb.: Peter, 2003.
[16]. Sex-role identification of the child of preschool, primary school and adolescence and specificity of the parental relationship to him: Mat. 11th regional. nauch.-practical. conf. RAB. image. and zdravoohr-I of Krasnoyarsk and the Krasnoyarsk territory. Krasnoyarsk, February 25-26, 2009 / State ped. univ. V. P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2009.
[17]. Y. V. Sinyagin, O. J. Pereverzin, Y. A. Yakovlev, A. V. Polyakov. Main approaches to the study of life strategies personality // Psychology. 2010. No. 2(34). Pp. 119-127.
[18]. Y. V. Sinyagin. Orientation in organizational and team behavior and individual career strategy // Acmeology. 2011. No. 1 (37). Pp. 16-25.
[19]. A.P. Fedorkina. Mass behaviours in the context of a new social reality // Acmeology. 2010. No. 4 (36). Pp. 65-69.
[20]. A.P. Fedorkina. Professionalism in politics as an imperative in the development of society // Acmeology. 2011. No. 4 (40). p. 45-50.
[21]. O. G. Fedorov Principle modeling of social systems // Acmeology. 2013. No. 2. Pp. 47-52.