ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Зуева В.С.1, Шамаев А.Н.2
1 Зуева Вероника Сергеевна - магистр;
2Шамаев Александр Натанович - магистр, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены основные психологические особенности участников школьного буллинга. Выделены группы по социально-психологическому профилю по степени участия в процессе травли - «инициатор», «преследователи», «жертвы», «защитники жертв» и «нейтральные участники». Ключевые слова: буллинг, насилие в школе, травля, жертва, агрессор.
В современном мире проблема школьного буллинга возрастает. Первые публикации на тему школьной травли появились довольно давно, еще в 1905 г. К. Дьюкс опубликовал свою работу, но первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Затем интерес возник и в Великобритании. Среди британских исследователей следует отметить В.Т. Ортона, Д.А. Лэйна, Д.П. Таттума, Е. Мунте [3]. В США особое внимание к буллингу стали проявлять в начале 1990-х гг. (Каталано, Хоукинс, Харарчи) [4]. Любой ребенок может стать жертвой буллинга. Вероятность травли растет, если ребенок чем-то выделяется среди окружающих. Про таких детей говорят: «Он не как все», «Белая ворона». Часто ребенок- жертва буллинга терпит унижения, принимая их как должное или обвиняя себя в происходящем. Высокий уровень тревожности в совокупности с низкой самооценкой и низким индексом удовлетворённостью в общении препятствует обращению за помощью к старшим товарищам, учителям и родителям. Низкий социометрический статус в классе еще больше усугубляет положение «жертвы» лишая его психологической поддержки, заставляя сомневаться в собственной правоте [5].
Инициатор и идейный вдохновитель травли, подстрекает ребят «помогать» ему преследовать жертву. Зачастую с ним есть группа детей, от нескольких человек до всего класса, которую лидер направляет и активно вовлекает в процесс. Чаще становятся агрессорами дети с выраженным стремлением быть лидером, завышенной ли заниженной самооценкой, желанием привлечь к себе внимание любыми способами, склонностью искать источники проблем не в себе, а во внешнем мире, со слабо развитой способностью осознать свои чувства и сочувствовать окружающим. Стоит заметить, что порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени, подвергаются жестокому обращению в собственной семье [3]. Ребята, которые проявляют насилие по отношению к другим детям, инициируют и организуют травлю, часто мстят за пережитые унижения «отыгрываясь» на тех, кто слабее. Тем, кто так поступают нужна помощь психологов. Необходимо остановить преследователей и их помощников. Как правило, требуется работа с семьей ребенка.
В буллинге всегда есть группа детей, которые остаются на нейтральной стороне. Они могут переходить как в разряд преследователей, так и в разряд защитников. Чаще всего такие дети боятся отстаивать собственное мнение, готовы идти на поводу у большинства, боятся стать или раньше были жертвой буллинга, очень тревожны, пугливы им свойственна неуверенность в себе. Обычно наблюдатели не склонны открыто проявлять агрессию. У них недостаточно высокий социометрический статус,
который они бояться потерять, поэтому чаще они следуют за лидером переходя в группу преследователей. Нейтральные участники буллинга отличаются большой автономией и терпимостью к происходящему, это позволяет им «не вмешиваться» в процесс травли, тем самым усугубляя внутригрупповые процессы.
Иногда в этом групповом процессе, может выделиться еще одна роль защитника. Этот человек активно выступает за ребят-жертв травли. Чаще всего у этого человека развито сопереживание другим и понимание причин поведения, он остро реагирует на несправедливость, имеет активную позицию, а не плывет по течению, у него адекватная или немного завышенная самооценка [1]. Как правило, защитник дает решительный отпор обидчикам жертвы (словесно или физически), упорно ищет варианты решения проблемы. Он полностью автономен, кроме этого имеет авторитет и высокий социометрический статус среди одноклассников.
Ошибкой будет считать буллинг только проблемой жертвы или агрессора. Насилие в группе- это всегда проблема самой группы. Уйдет одна жертва, появится другая, не исключено, что уже из бывших агрессоров. Поэтому данный процесс нужно рассматривать с точки зрения всех участников и вести психопрофилактику буллинга в школе. Родителям также стоит внимательней относится к поведению ребенка, чтобы не допустить попадание ребенка в этот жестокий процесс.
Список литературы
1. Глазман Ольга Львовна. Психологические особенности участников буллинга // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. № 105. C. 159-165.
2. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа, 2006. № 11. С. 15-18.
3. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001. С. 240-274.
4. Champion Kelly, Vernberg Eric, Shipman Kimberly. Nonbullying victims of bullies: Aggression, social skills, and friendship characteristics // Applied Developmental Psychology, 2003. № 24. P. 535-551.
5. Cowie H., Berdondini L. Children's reaction to cooperative group work: a strategy for enhancing peer relationships among bullies, victims and bystanders // Learning and Instruction, 2001. № 11. P. 517-530.