Научная статья на тему 'Психологические особенности творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника'

Психологические особенности творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CREATION / SOCIAL WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич, Абдалина Лариса Васильевна

В статье в рамках системного подхода выявлена и описана творческая составляющая в структуре профессиональной компетентности социального работника. Также в статье раскрыта сущность каждого отдельного элемента творческого компонента, дана характеристика особенностей их функционирования и рассмотрен механизм включения указанных элементов в профессиональную деятельность социального работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич, Абдалина Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CREATIVE COMPONENT IN PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER

In the article within the limits of the system approach the creative component in structure of professional competence of the social worker is revealed and described. Also in the article the essence of each separate element of a creative component is discovered, the characteristic of features of their functioning is given and the mechanism of inclusion of the specified elements in professional work of the social worker is considered.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Иван Георгиевич ГЛАДКИХ

Российский государственный социальный университет, г. Воронеж,

Российская Федерация, аспирант кафедры общей психологии, специалист по учебно-методической работе, e-mail: aspirantt@inbox.ru © Лариса Васильевна АБДАЛИНА Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Российская Федерация, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: ablava@list.ru

В статье в рамках системного подхода выявлена и описана творческая составляющая в структуре профессиональной компетентности социального работника. Также в статье раскрыта сущность каждого отдельного элемента творческого компонента, дана характеристика особенностей их функционирования и рассмотрен механизм включения указанных элементов в профессиональную деятельность социального работника.

Ключевые слова: творчество; социальная работа; профессиональная компетентность.

Социальная работа как весьма востребованный на сегодняшний день вид практической деятельности предполагает взаимодействие не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешного выполнения работы в этой сфере социальному работнику необходимо иметь не только полученный в ходе профессионального обучения набор методов, знаний, умений, навыков и т. д. К специалисту по социальной работе при исполнении им своих профессиональных обязанностей предъявляется, кроме всего прочего, ряд особых требований: применение неформального подхода к проблемам клиента; развитое воображение; восприимчивость, чувствительность к противоречиям и неопределенности; способность к внутреннему планированию действий; интуиция; способности к прогнозированию, предвосхищению и преобразованию; ассоциативность мышления и др. Данные требования обусловливают необходимость формирования творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника, т. к. все указанные качества и способности относятся к творческим проявлениям социального работника и характеризуются многими исследователями (М.А. Холодная, Я.А. Пономарев, В.Г. Каменская, И.Е. Мельников и др.) как показатели креативности личности [1].

В отечественной науке проблема профессиональной компетентности обычно рассматривается в контексте формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, Д.С. Цодикова и др.). Что касается компонентного состава профессиональной компетентности, то исследователи выделяют широкий спектр видов и компонентов профессиональной компетентности вообще и применительно к социальной работе: когнитивный (владение знанием), мотивационный (готовность к проявлению компетентности), ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения), операционально-технологический

(опыт проявления компетентности), регуляторный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [2]; управленческий (теоретические и практические умения, знания научных основ организации соответствующих государственных структур, технологий социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т. д.) и психолого-педагогический (компетентность, формируемая знаниями психологии и педагогики (М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова)) [3] и т. д.

Выявление компонентного состава в профессиональной компетентности является,

по сути, условным и служит для более удобного, систематизированного изучения проблемы профессиональной компетентности в целом. На основании высокой значимости творческих проявлений и креативности в социальной работе выделим в отдельный компонент профессиональной компетентности социального работника его творческие характеристики: креативность как способность к творческой деятельности, конкретные творческие способности, проявления, методы и способы работы.

Итак, творческий компонент в профессиональной компетенции социального работника - это компонент, позволяющий специалисту в области социальной работы принимать мобильные решения с учетом специфики конкретных проблем клиентов, разрабатывать новые методы работы, строить точные прогнозы относительно динамики и качества изменений проблемных ситуаций клиентов, генерировать свежие идеи и т. д. Все это достигается за счет соотношения и взаимодействия определенных элементов, составляющих творческий компонент и обеспечивающих его функционирование. В число данных элементов входят: когнитивный, эмоционально-ценностный, саморегу-ляционный, операциональный, мотивационно-энергетический, а также элемент, включающий в себя особые творческие задатки и способности. Количество и специфика элементов творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника обусловлены тем, что во многих популярных концепциях креативности (концепции редукции творчества к интеллекту Л. Термена, К. Кокс и др., концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж. Гилфорда и

Э.П. Торренса, концепции творчества и креативности М. Воллаха и Н. Когана и т. д.) при осуществлении личностью творческого акта в тесной взаимосвязи функционируют мотивационные, эмоционально-ценностные, когнитивные, саморегуляционные проявления, обеспечиваемые операциональной активностью, особыми энергетическими процессами, а также наличием необходимых задатков и способностей.

Рассмотрим подробно каждый элемент творческого компонента в профессиональной компетенции социального работника.

Когнитивный элемент представляет собой совокупность знаний и представлений специалиста по социальной работе и является интеллектуальным звеном в данном творческом компоненте. На высокую значимость когнитивной составляющей в творческих процессах указывают многие исследователи: Я.А. Пономарев рассматривает творческий акт как процесс, включенный в контекст интеллектуальной деятельности [4]; Л. Термен и К. Кокс определяют творческие способности личности как высокий уровень развития интеллекта; Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Р. Стернберг и другие специалисты в области интеллекта разделяют точку зрения, согласно которой высокий уровень интеллекта и значительные когнитивные проявления личности предполагают высокий уровень творческих способностей [5]. К набору конкретных знаний и представлений, задействующих творческие проявления социального работника, могут быть отнесены общая эрудиция, приобретенные в ходе учебы и практики знания о профессии и профессиональных тонкостях в социальной работе, о смежных профессиональных областях (экономика, политика, право, педагогика, психология и т. д.), получаемые непосредственно в ходе решения творческих задач знания о специфике и уникальности ситуаций клиентов, их особенностях и т. д., а также воссозданные на основе предыдущего опыта представления о проблемных ситуациях нуждающихся в помощи граждан, возможных способах и методах решения поставленных задач и др.

Эмоционально-ценностный элемент

творческого компонента во многом определяет успешность творческих проявлений социального работника, т. к. творческий труд вообще и применительно к социальной работе в частности сопряжен с определенным эмоциональным отношением к выполняемой деятельности. Творчество, хотя и не соотносится, в отличие от воспроизводства, с конкретной целью деятельности, но имеет некий внутренний смысл, благодаря наличию которого и выполняется деятельность. Эмоции являются сигнализаторами этого смысла, ориентируют избирательность поведения, побуждают к действиям и сопровождают весь процесс творческого решения поставленной перед социальным работником задачи. Наличие же в сознании социального ра-

ботника определенных ценностей, обусловливающих особый взгляд через их призму на окружающий мир, детерминирует его эмоционально окрашенное отношение ко всему, что их затрагивает: видя недостойное, по его мнению, отношение к ценностям в данном обществе, человек испытывает отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, раздражение и т. д.); если же его ценности находят встречный отклик и разделяются отдельными членами общества, он испытывает позитивные эмоции (радость, восторг, удовлетворение и т. д.). В силу специфики своей профессии социальный работник имеет дело с проблемами, так или иначе связанными с угнетением существующих в обществе ценностей, и его прямая задача - выполнение работы, направленной на сохранение этих ценностей, т. е. оказание помощи нуждающимся, что наиболее результативно осуществляется с применением в работе творчества.

Саморегуляционный элемент творческого компонента предназначен для осуществления специалистом по социальной работе самоконтроля и самокоррекции при выполнении им своих профессиональных обязанностей с творческими проявлениями. Несмотря на то, что творческая деятельность в основном носит спонтанный характер, при ее выполнении человек задействует в себе некие «рычаги», призванные регулировать, контролировать выполняемую деятельность, управлять ею. Посредством данного элемента социальный работник удерживает процесс творческой работы над проблемой клиента в изначально заданном русле, при необходимости вносит в него необходимые коррективы, ослабляет или усиливает контроль за его осуществлением.

В операциональный элемент творческого компонента включаются умения и навыки, полученные в ходе обучения и практики и применяемые социальным работником в своей профессиональной деятельности для достижения поставленных целей. На определенном этапе решения задачи, которая может быть охарактеризована как творческая, т. е. не имеющая известного и отработанного на практике алгоритма действий по ее решению, пробуя различные методы работы, используя те или иные подходы, социальный работник творчески комбинирует свои навыки и умения и приходит к новому, творческому вари-

анту решения задачи. Кроме того, его профессиональный инструментарий на основе полученного опыта пополняется новыми умениями и навыками.

Мотивационно-энергетический элемент является средоточием тех динамических сил, которые приводят творческие процессы в действие. Среди мотивов, побуждающих социального работника к привнесению в свою профессиональною деятельность творческих проявлений и поддерживающих необходимый для данной деятельности тонус, можно выделить интерес как потребность в познании, стремление к успеху и достижению цели, неосознанное стремление к отреагирова-нию фрустраций, потребность в формировании ценностного отношения к миру, установка на социальный заказ, стремление к значимости собственной личности, соревновательность и т. д. [1].

Способности и задатки как элемент творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника представляют собой совокупность врожденных и приобретенных специфических характеристик, позволяющих социальному работнику осуществлять, успешно проявляя креативность и творческое мышление, свою профессиональную деятельность и составляющих его предрасположенность к ней. Несмотря на распространенную среди ученых точку зрения о том, что роль задатков как природных анатомо-физиологических особенностей организма в проявлении творчества, по сравнению со значением средовых факторов развития личности, невелика (Р. Николс, Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, А.В. Либин и др.), многие исследователи отстаивают наличие в креативности биологических предпосылок. Так, В.Н. Козленко, исследуя взаимодействие полушарий головного мозга, пришел к выводу, что существует определенное сочетание психофизиологических особенностей человека, наиболее благоприятных для спонтанного проявления творческой активности [6]; А.В. Шубин и Е.И. Серпионова доказывают, что вербальная креативность является функциональной привилегией правого полушария головного мозга [7]. Что же касается проблемы способностей социального работника, то в большинстве учебных пособий по социальной работе (Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, М.В. Фир-

сов, Е.Г. Студенова и др.) говорится о том, что социальная работа как профессия, в рамках которой актуализируются субъект-субъектные отношения, и как особый вид практической деятельности требует от профессионала наличия особых качеств, среди которых не последнее место занимают творческие способности (воображение, интуиция, независимость суждений, открытость опыту и др.).

Для более наглядной иллюстрации процесса осуществления специалистом по социальной работе своей профессиональной деятельности с актуализацией творческого компонента в профессиональной компетентности рассмотрим механизм функционирования данного компонента на каждом этапе решения творческой задачи.

На стадии анализа проблемной ситуации социальный работник осуществляет общее ознакомление с проблемой клиента, проводит анализ собственных знаний о наличествующей и схожих с ней ситуациях, выполняет интеллектуальную работу по диагностированию (когнитивный элемент), применяет имеющиеся в его арсенале навыки и умения, необходимые для диагностики проблемной ситуации клиента (операциональный элемент), формирует к проблеме клиента определенное эмоциональное отношение и наделяет желаемый благоприятный исход совместной с клиентом работы особой, ценностной значимостью (эмоционально-ценностный

элемент).

На стадии формулировки цели последующей деятельности и постановки первичных и вторичных задач закладывается основная предпосылка, детерминирующая активацию креативности. Она связана с тем, что постановка сложной проблемы, которую не возможно преодолеть известными социальному работнику способами, требует поиска нового подхода к ее разрешению и, как следствие, формирует определенную мотивацию профессионала. Соответственно, наряду с когнитивным, операциональным и эмоционально-ценностным элементами в работу включается мотивационно-энергетический

элемент.

На стадии основной деятельности по работе с клиентом, в ходе которой актуализируется творческая направленность профессионала (сугубо логическое мышление отхо-

дит на второй план и в большей степени активизируется творческое мышление (воображение, «эврика», интуиция, инсайт и т. д.)), в работу включается элемент способностей и задатков, определяющих легкость решения творческих задач и конечную результативность. Также на данной стадии велико значение саморегуляционного элемента, обеспечивающего подконтрольность творческих процессов, своевременную коррекцию выполняемых действий и сохранение общей целенаправленности деятельности.

На стадии критического анализа и осмысления полученных в ходе творческого решения задачи результатов, отбора наиболее приемлемых методов работы и подведения итогов наступает эмоциональная удовлетворенность или неудовлетворенность от окончания деятельности (эмоциональноценностный, мотивационно-энергетический элементы), происходит систематизация и структурирование полученного опыта (когнитивный элемент).

Таким образом, творческий компонент в профессиональной компетентности социального работника зачастую имеет решающее значение при выполнении работы по оказанию различных услуг нуждающимся в помощи клиентам социальных служб, а элементы, составляющие данный компонент, обеспечивают его эффективное функционирование и высокую результативность.

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

2. Исследование, выполненное при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 08-06-10108б «Разработка моделей формирования ИКТ-компе-тентностей педагогов в системе дополнительного профессионального образования». иКЬ: www.pkgn.ru/index.php?raz=s001 (дата обращения: 03.06.2011).

3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.

4. Психология творчества / Пономарев Я. А. [и др.]. М., 1990.

5. Психология / Дружинин В.Н. [и др.]. СПб., 2001.

6. Козленк В.Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.

7. Шубин А.В., Серпионова Е.И. Асимметрия

мозга и особенности вербальной креативности Поступила в редакцию 8.06.2011 г.

// Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 89-98.

UDC 159.9 - психология

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CREATIVE COMPONENT IN PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER

Ivan Georgievich GLADKIKH, Russian State Social University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology Department, Specialist in Education and Methodic work, e-mail: aspirantt@inbox.ru

Larisa Vasilyevna ABDALINA, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russian Federation, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: ablava@list.ru

In the article within the limits of the system approach the creative component in structure of professional competence of the social worker is revealed and described. Also in the article the essence of each separate element of a creative component is discovered, the characteristic of features of their functioning is given and the mechanism of inclusion of the specified elements in professional work of the social worker is considered.

Key words: creation; social work; professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.