Научная статья на тему 'Психологические особенности ценностных ориентаций будущих специалистов коммерческого финансово-экономического профиля'

Психологические особенности ценностных ориентаций будущих специалистов коммерческого финансово-экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевезенцева Наталия Леонидовна

В данной статье представлены материалы, посвящённые психологическому анализу развития ценностных ориентаций студентов на этапе обучения в вузе, описываются системообразующие факторы, полученные в результате исследования, определяющие процесс развития профессиональных ценностных ориентаций студентов коммерческого финансово-экономического профиля. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации личности, профессиональная деятельность, ценности внешней и внутренней атрибуции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of values of future spesialists working in commercial and financial-economical spheres

The present paper contains psychological analysis of the value orientations of students, and the analysis of development the above mentioned value orientations in the period of studying at a university. The paper also describes some sense making factors that detect the professional growing of the specialists in the commercial, economy and finance spheres. Key words: Value, Persona's Value of Orientations, External and Internal Values.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности ценностных ориентаций будущих специалистов коммерческого финансово-экономического профиля»

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека - М., 1994.

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1975.

5. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике // Вопросы психологии. — 1991. — № 2.

ГУДИМЕНКО Оксана Викторовна, ст. преподаватель кафедры общей и педагогической психологии.

Статья поступила в редакцию 28.12.06 г. © Гудименко О. В.

УДК 140.8:378-057.875

Н. Л. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА

Российский университет кооперации, Дальневосточный филиал, г. Хабаровск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КОММЕРЧЕСКОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ_

В данной статье представлены материалы, посвящённые психологическому анализу развития ценностных ориентаций студентов на этапе обучения в вузе, описываются системообразующие факторы, полученные в результате исследования, определяющие процесс развития профессиональных ценностных ориентаций студентов коммерческого финансово-экономического профиля. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации личности, профессиональная деятельность, ценности внешней и внутренней атрибуции.

Сегодня в российском обществе наблюдается тенденция к расширению профессиональных сфер деятельности человека. Соответственно перед психологической наукой определяется новый круг проблем, связанных с прикладным применением научных знаний в новых сферах деятельности человека. В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова отмечают: в ситуации невостребованности ряда профессий немалая часть молодых людей выбирает профессию, связанную с коммерческой, предпринимательской, финансово-экономической сферой деятельности [9]. Это в особой степени обуславливает соответствие качества профессиональной подготовки специалистов появляющимся общественным ценностям и приоритетам. Не случайно сохраняет свою актуальность общая проблема подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, связанная с разрешением некоторых рассогласований: между традиционными подходами к процессу профессиональной подготовки специалистов и качественно новыми, способствующими «аксиологической трансформации сознания» студентов, а также стиля мышления, системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Современному экономическому обществу требуется новый образ специалиста — это человек маневренный, конкурентоспособный, способный успешно и эффективно работать в условиях рыночных отношений, способный создать собственное дело, обладающий устойчивой системой ценностных ориентаций, адекватно реагирующий на изменения в новых социально-экономических условиях.

Процесс познания человеком окружающей действительности, а также психическая регуляция его

поведения определяются ценностями и ценностными ориентациями. Н. М. Лебедева отмечает, что ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности, и в этом качестве они могут иметь как универсальную, так и культурно-специфическую природу [6]. По мнению Гегеля, для человека ценностью является то, что он признаёт своим. Однако прежде чем общепризнанные ценности будут приняты индивидом в качестве «своих», им должна будет произведена субъективная оценка или переоценка их значимости. Соответственно процесс профессионального становления личности, регуляция профессиональной деятельности и поведения детерминируются сформировавшейся у него системой наиболее ценных и значимых профессиональных ориентаций.

По психологическому содержанию и предметной направленности профессиональные ценностные ориентации могут включать в себя достижение самых разных жизненных благ и духовно-нравственных ориентаций личности. Основанием для такого структурирования выступают принцип значимости (иерархичности) и внутренние содержательно-смысловые связи между отдельными ценностями. И чем полнее будут представлены и реализованы ценностные ориентации личности в деятельности, тем больше оснований у индивида для закрепления принципиальной профессиональной позиции, профессионального роста, чувства удовлетворённости своей профессией. При ценностном подходе к изучению проблемы профессионального становления личности следует различать понятия «професси-

ональные ценности» и «профессиональные ценностные ориентации». В отличие от самодостаточной и абстрактной сущности первого, второе имеет реальный личностный смысл, сопряжённый со спецификой конкретной профессиональной деятельности индивида.

Профессиональные ценностные ориентации, возникающие на начальных этапах обучения в вузе, определяют особенности движения молодого человека в профессии, возможности его личностного развития, профессионального становления и дальнейшей реализации. Как правило, к началу обучения в вузе у студентов уже складывается система ценностных ориентаций, на основе которой структурируется поведение, определяются жизненные ожидания от приобретаемой профессии. Ценностные ориентации выступают как обобщённый показатель потребностей, интересов, позиции и уровня развития личности, как особая психологическая реальность, выполняющая функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения. Так, анализ результатов анкетирования студентов, обучающихся на факультетах «коммерция (торговое дело)», «мировая экономика», «финансы и аудит», в плане ориентации профессионального выбора показал, что решающее значение имеют ценностные ориентации утилитарного порядка: «престижность профессии» и «материальное благополучие», «экономическая свобода, независимость, самостоятельность». Примечательным является факт, что ориентация на престижность профессии и материальное благополучие от 1-го к 5-му курсу имеет тенденцию к снижению. В меньшей степени студенты руководствуются такими ориентациями, как «традиции семьи», «призвание». Следует отметить, что продолжение семейной традиции и призвание, хотя и не являются значимыми в выборе студентов, но в ориентациях отдельных студентов занимают первые места. Таким образом, в выборе будущей профессии студенты руководствовались ориентацией на ценности внешней атрибуции: избранная профессия позволит решать вопросы материального благополучия, а в профессиональной деятельности позволит быть экономически независимым, самостоятельным, свободным.

В структуре личности ценностные ориентации представляют собой систему, которая не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, стержневые изменения и взаимосвязи личности с миром, так и смену текущих, мимолётных, в известной мере случайных жизненных ситуаций [7]. В качестве системообразующих факторов, определяющих процесс развития ценностных ориентаций, выступают ценности внешней и внутренней атрибуции профессиональной деятельности. Ценности внутренней атрибуции связаны, прежде всего, с тем, что для человека является наиболее важным по отношению к нему самому, они в меньшей степени зависят от того, что находится вокруг человека: креативность, развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Под ценностями внешней атрибуции понимаются ценности, выраженность которых в первую очередь зависит от того, насколько важно для человека всё то, что связано с окружающим его миром: собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, достижения, престижность профессии, востребованность профессии на рынке труда. Таким образом, в структуре личности

профессиональные ценностные ориентации могут быть представлены в виде особой иерархии ценностных предпочтений, в которой главная (вершинная) ценность выполняет системообразующую функцию. Причём, как отмечает Е.А. Ходырева, личность студента в процессе профессионального развития и обучения может строить систему ценностных ориен-таций либо сверху вниз, имея в виду самую важную для себя вершинную ценность, либо снизу вверх, ориентируясь прежде всего на профессиональные ценности, реализуемые в поведении в рамках данной профессиональной деятельности [10]. При первом способе построения вершинная ценность выступает системообразующим фактором, то есть как бы притягивает под себя из окружающего смыслового поля личности ценности подчинённого плана, те, посредством которых она может быть реализована в полной мере. Развитие ценностно-ориентацион-ной структуры происходит в данном случае под влиянием мировоззрения личности студента. Второй способ построения ценностно-ориентационной структуры, по принципу «снизу вверх», предполагает наличие нескольких вершинных ценностей, которые могут затруднять самоопределение человека в ситуациях сложного выбора. Такой способ построения системы ценностных ориентаций происходит чаще всего при помощи конформной и ситуативной ценностно-смысловой ориентировке. Таким образом, в процессе профессионального обучения содержание и структура ценностных ориентаций может быть представлена двумя определяющими: фактором внешней атрибуции и фактором внутренней атрибуции, каждый из которых находится во взаимосвязи с другими и оказывает влияние на профессионально-ценностное становление специалиста в целом.

Среди психологических факторов, определяющих развитие профессиональных ценностных ори-ентаций, является определённое сочетание ценностных ориентаций студентов и их проявление в тех или иных сферах жизнедеятельности. С этой целью нами была проанализирована матрица, содержащая данные, набор наблюдений терминальных ценностей и жизненных сфер (опросник И.Г. Сенина «ОТеЦ») за группами испытуемых (студентов). В результате исследования была выявлена статистическая значимость выбора ценностных ориентаций студентов в группе того или иного факультета в зависимости от определенного набора признаков (терминальных ценностей и жизненных шкал). Таким образом, статистически значимые корреляционные связи в группах студентов 3-х и 5-х курсов обнаружили общую информативность признаков, и установленные корреляционные связи обобщили дисперсию всех признаков на 100%. Так, среди студентов 3 курса общая точность попадания испытуемых в свою группу равна 90%. А среди студентов 5 курса точность попадания равняется 100% при общем уровне статистической значимости p<0,05. Таким образом, среди психологических факторов, определяющих развитие профессиональных ценностных ори-ентаций, является специфический набор признаков, определённое сочетание ценностных ориентаций студентов и их проявление в тех или иных сферах жизнедеятельности, который обусловлен спецификой будущей профессиональной деятельности (коммерческой, финансово-экономической).

Кроме того, ценностные ориентации представляют психологический ресурс профессионально-ценностного становления будущего специалиста. Традиционный подход к рассмотрению вопроса про-

фессионального становления специалиста предполагает рассмотрение человека как некой системы, обладающей определённым набором психологических качеств, обеспечивающих достаточно надёжное поведение индивида в конкретных профессиональных условиях, конкретным формам поведения и видам деятельности [1], [4]. А.В. Бусыгин, С.Г. Климова отмечают, что профессиональная деятельность, в том числе и учебно-профессиональная, неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, поскольку происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению той или иной деятельности [2], [5]. Большинство исследователей, анализируя личностные особенности коммерсанта, выделяют примерно одинаковые наиболее важные качества: адекватная самооценка, уверенность в себе, отсутствие тревожности, готовность к риску, готовность принимать решения, общительность, способность к творчеству, ответственность, конкурентоспособность [8], [9]. В зависимости от преобладания экстернального или интернального локуса контроля выделяются типологии предпринимателя: «собственно предприниматели», «полупредприниматели», «менеджеры» [3]. Набор профессионально-значимых качеств сам по себе не всегда обеспечивает полноценное профессиональное развитие будущего специалиста, поскольку ценностные ориентации, определяя избирательность и направленность профессиональной деятельности, выступают основанием самоопределения личности, выбора способов действия, поведения. В целом важна, прежде всего, цен-ностно-ориентационная функция всего процесса обучения, профессиональной подготовки будущих специалистов с учётом их подготовки к коммерческой, финансово-экономической деятельности.

В заключение отметим, что в данной статье рассматривались вопросы, направленные на поиск новых возможностей в оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки будущих специалистов в условиях вуза, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов (коммерческой, финансовой, экономической). Кроме того, рассматриваемые вопросы достаточно актуальны в плане развития устойчивого ценностно-ориентаци-онного отношения студентов к будущей профессии на этапе профессионального обучения, а также коммерческой направленности, профессиональной

компетентности и личностной самореализации специалистов данного профиля.

Библиографический список

1. Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин // Психол. журнал. — 2003. - Том 24. - № 1. - С. 73-81.

2. Бусыгин А.В. Введение в предпринимательство /А.В. Бусыгин; М. - 2003. - 229 с.

3. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус /Т.И. Заславская //Социологические исследования. - 1995. - № 3. - С. 3-12.

4. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов /Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. - 2002. - Том 23. - № 6. - С. 51-59.

5. Климова С.Г., Дунаевский Л.В. Новые предприниматели и старая культура /С.Г. Климова, Л.В. Дунаевский //Социологические исследования - 1993. - № 5. - С. 19-24.

6. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева //Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - № 3. - С. 26-36.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Ломов Б.Ф. //Серия «Памятники психологической мысли». - М. «Наука», 1999. - 350 с.

8. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: Автореф. дис,,, канд. пед. наук / В.А. Оганесов. - Ставрополь, 2003. - 27 с.

9. Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова //Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.

10. Ходырева Е.А. Ценностные аспекты постановки целей психологического консультирования / Е.А. Ходырева // Гуманитарная мысль на рубеже веков: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Зеркалова. - Саратов, 2000. - С. 160-166.

ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА Наталия Леонидовна, старший преподаватель кафедры естественно-научных, социально-экономических, гуманитарных дисциплин.

Статья поступила в редакцию 15.01.07 г. © Перевезенцева Н. Л.

Книжная полка

Мухина В. Возрастная психология: Феноменология развития: учебник / В. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 608 с.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезен всем интересующимся проблемами возрастной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.