ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
Леонтьева Т.Г. (Беларусь, Минск, БНТУ) [email protected]
Аннотация:В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей социального интеллекта у студентов технического вуза. В исследовании используется социометрический методдляизучения статусного положения студента в группе. Делается анализ взаимосвязи статусного положения студента в группе и развития его социального интеллекта.
Ключевые слова: социальный интеллект, социометрический метод, статус в группе, психологические особенности, корреляционный анализ.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN THE STRUCTURE OF SOCIAL INTELLIGENCE.
Leontieva T.G. (Belarus, Minsk, BNTU) [email protected]
Abstract:The article deals with issues related to the study of the features of social intelligence among students of a technical university. The study uses a sociometric method to study the status position of a student in a group. The analysis of the relationship between the status of the student in the group and the development of his social intelligence is done.
Key words: social intelligence, sociometric method, status in the group, psychological characteristics, correlation analysis.
Значительный вклад в разработку представлений о социальном интеллекте был внесен В.Н. Куницыной, которая предложила свою концепцию социального интеллекта (Ку-ницына, 1995). Автор предлагает следующее определение социального интеллекта. Социальный интеллект - глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.Е.С. Михайлова определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии (Михайлов, 2003).
Соответственно, социальный интеллект - это особая независимая интегральная способность человека, формирующаяся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий и позволяющая ему успешно решать задачи взаимодействия с окружением.
Одним из важных направлений теоретического анализа социального интеллекта является вопрос о его соотношении с личностными особенностями у студентов.Проблему взаимосвязи социального интеллекта с личностными особенностямиизуча-лаВ.Н. Куницына, М.Л. Кубышкина, Я.И. Михайлова, Osipovа S.H. и т.д. С точки зрения М.Л. Кубышкиной, развитый социальный интеллект характерен для людей, которым присуща большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии (Кубышкина, 1997).Уровень развития социального интеллекта положительно взаимосвязан с уровнем развития общей самооценки (Михайлов, 2003). Высокий социальный интеллект отличает высокий социальный потенциал, социально -психологическая адаптация, проявляющаяся в способности позитивного влияния на других (Куницына,
1995). Высокий социальный интеллект связан с высоким интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями (Osipov, 1973).
Допустимо предположить, что социальный интеллект взаимосвязан если не со всеми, то со многими личностными особенностями человека.
Одной из задач исследования является изучение у студентов особенностей социального интеллекта и статусного положения в группе.
Для реализации этой задачи была использована методика Дж. Гилфорда и М. Салливена(адаптация Е.С. Михайловой), которая диагностирует социальный интеллект.
Общий уровень развития социального интеллекта определяется на основе композитной оценки по 4 субтестам.
На основе проведенного исследования студентов БНТУ (в количестве 219 человек) охарактеризуем сформированность социального интеллекта в целом и по каждому структурному компоненту отдельно.
Метод ранжирования позволил определить уровень развития социального интеллекта студентов и разделить их на три группы (высокий, средний, низкий), согласно набранным баллам:
Общая композиционная оценка по всему тесту Дж. Гилфорда.
С высоким уровнем развития составляет 115 студентов - 52,5% (из них 55% девушек, 45% юношей), для которых характерно умение улавливать тонкие оттенки во взаимоотношениях людей в различных ситуациях социального взаимодействия за счет богатого репертуара поведенческих и речевых моделей; прогнозировать ход поведения других в процессе межличностного общения, а так же творчески подходить к решению сложных ситуаций, распознавать оттенки речи и поведения и на основе их анализа и на основе этого осуществлять оптимальный выбор модели поведения.
Со средним уровнем развитиясоциальногоинтеллектанасчитывается 55 студентов -25% (из них 44,5% девушек, 55,5% юношей). С данным уровнем развития социального интеллекта студенты характеризуется построением открытых и доверительных взаимоотношений с людьми, пониманием наиболее общих закономерностей в логике развития поведения другого человека или группы лиц вовзаимодействии. Выбор поведенческих и речевых моделей в различных ситуациях социального взаимодействия в большинстве случаевадеква-тен, однако используемые модели часто носят стереотипный характер; характерна достаточ-наяспособность определять психологическое самочувствие человека по его невербальным проявлениям и действовать соответствующим образом.
С низким уровнем развития составляет 49 студентов - 22,5% (из них 31% девушек, 67% юношей). При таком уровне развития социального интеллекта студент испытывает существенные затруднения в прогнозировании развития социальной ситуации, что обусловлено слабой способностью дифференцировать ситуации социального взаимодействия. Возникают затруднения в восприятии невербального поведения других людей и не способен предвидеть как та или иная ситуация будет развиваться в дальнейшем. В своем общении с другими людьми использует ограниченный набор поведенческих и речевых фраз, действует стандартно. Обладает низкой социальной контактностью, что обусловлено, впервую очередь, наличием у него серьезных психологических комплексов, страха проявить свое «Я».
Результаты проведенного эксперимента показали, что большинство студентов имеют высокий уровень развития социального интеллекта. Эти учащиеся всегда способны оценивать состояния, чувства и намерения людей по их невербальным проявлениям, понимать характер человеческих взаимоотношений и интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации. А также предвидеть последствия поведения, предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.
На втором этапе исследования изучалось статусное положение студента в группе социометрическим методом. Данная методика направлена для исследования межличностных отношений и выявляет статус каждого студента в группе.
Проведение социометрического метода позволил выявить особенности эмоциональных связей среди сверстников и определить социальный статус каждого члена в группе.
Полученные данные показывают, количество изолированных студентов, которые не получили ни одного выбора среди испытуемых составляет 29 человек (13%); студенты, получившие 1-2 количество выбора (статус пренебрегаемого) составляет максимальный процент среди испытуемых: 94 студента (43%); студенты, получившие 3-4 количество выборов (статус принятого) составляет 64 человека (29%); студенты, получившие 5 выборов (статус предпочитаемого) составляет 16 человек (7,5%); получивших достаточно большое количество выборов (статус лидера (от 6 и более выборов) составляет 16 человек (7,5%).
Далее результаты социального интеллекта и статусного положения в группе сопоставлялись.
Полученные данные были обработаны с помощью коэффициента ранговой корре-ляциионный Ч. Спирмена (р). Корреляционный анализ показал, что наблюдается положительная и статистически значимая связь между общей композитной оценкой социального интеллекта и социометрическими показателями. Положительная статистически значимая связь между показателем социального интеллекта и показателем статуса испытуемого, как члена группы, составил р=0,183**, где р<0,01. Следовательно, чем выше одна из этих оценок, тем выше другая и наоборот. Студент с высоким статусом в группе имеет более высокий уровень развития социального интеллекта. Это говорит о том, что для него с возрастанием уровня развития социального интеллекта возрастает статус занимаемого положения в группе.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между композитной оценкой социального интеллекта и статусом в группе (по Ч.Спирмену)
Структурные ком- Категория Социометрический метод
поненты социаль- выборки
ного интеллекта
(по Ч.Спирмену)
Композитная все 0,183**
оценка по тесту юноши 0,256**
Методика со- Дж. Гилфорда девушки 0,108
циального 1 все 0,234**
интеллекта субтест«Истории юноши 0,299**
Дж.Гилфорда с завершением» девушки 0,131
2 субтест «Группы все 0,116
экспрессии» юноши 0,143
девушки 0,042
3 субтест «Вер- все 0,033
бальная экспрес- юноши 0,129
сия» девушки -0,057
4 субтест «Исто- все 0,116
рии с дополнени- юноши 0,140
ем» девушки 0,136
*- р<0,05, **- р<0,01
Был проведен статистический анализ, направленный на выявление половых различий в уровне выраженности социального интеллекта и статуса занимаемого студентом в группе. У юношей оказались наиболее значимая связь (р=0,256**, р<0,01), чем у девушек (р=0,108).
Согласно таблице 1 была обнаружена статистически значимая взаимосвязь между 1 структурным компонентом социального интеллекта и статусным положением студентов в группе (р=0,234**, р<0,01). У юношей обнаружена значимая связь (р=0,299**, р<0,01), в то время как у девушек она отсутствует (р=0,131).
При наличии таких способностей как умение прогнозировать ход поведения других в процессе межличностного общения, умения выбрать оптимальную модель поведения в сложившейся ситуации, студент сможет занимать более высокое статусное положение среди сверстников и пользоваться авторитетом в группе.
В целом можно говорить о том, что высокий социальный интеллект сочетается с высоким статусным положением.
Полученные результаты позволяют зафиксировать обнаруженную тенденцию состоящую в том, что повышение социального интеллекта влечёт за собой возрастание статусного положения в группе (наиболее сильно это выражено у мальчиков).
Литература
1. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект:структура, функции,взаимоотношение// Теоретические иприкладныевопросы психологии /под ред. А.А. Крылова. СПб., 1995.Вып. 1., ч. 1.С.18-20.
2. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успе-ха:автореф.дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997.С.102-103.
3. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет:дис. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской государственной библиотеки).
4. Михайлова Е.С. Методика исследования социальногоинтеллекта (Адаптация теста Дж. ГилфордаиМ. Салливена). Руководствопоиспользованию. СПб., 1996. 53 с.
5. Osipov S.H. and Walsh W.B. Socialintelligenceand the selection ofcounselors //Journal of Counseling Psychology. 1973.No.20.P. 363-369.