Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ УЧЕБУ И РАБОТУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ УЧЕБУ И РАБОТУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная активность / студенты / локус контроля / ценностные ориентации / мотивация достижения успеха. / social activity / students / locus of control / value orientations / motivation to achieve success.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Людмила Борисовна, Горяинов Сергей Вадимович

статья посвящена анализу психологических особенностей работающих студентов. В статье обсуждаются результаты экспериментального исследования, в ходе которого сравнивались особенности личности работающих и неработающих студентов. Основные выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что студенты, совмещающие учебу и работу, имеют специфические особенности мотивации достижения, локуса контроля и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKING STUDENTS

the article is devoted to the analysis of psychological features of working students. The article discusses the results of an experimental study of the personality features of working and non-working students. The main conclusions of the study confirm the proposed hypothesis that students who combine study and work have specific features of achievement motivation, locus of control and value orientations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ УЧЕБУ И РАБОТУ»

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKING STUDENTS 1 2 Kuznetsova L.B. , Goryainov S.V. (Russian Federation)

1Kuznetsova Lyudmila Borisovna - PhD in Psychology, Associate Professor, PSYCHOLOGYCAL DEPARTMENT;

2Goryainov Sergei Vadimovich - Student, PEDAGOGICAL INSTITUTE BELGOROD NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the article is devoted to the analysis of psychological features of working students. The article discusses the results of an experimental study of the personality features of working and non-working students. The main conclusions of the study confirm the proposed hypothesis that students who combine study and work have specific features of achievement motivation, locus of control and value orientations. Keywords: social activity, students, locus of control, value orientations, motivation to achieve success.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ

УЧЕБУ И РАБОТУ 12 Кузнецова Л.Б. , Горяинов С.В. (Рссийская Федерация)

1 Кузнецова Людмила Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии;

2Горяинов Сергей Вадимович - студент, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: статья посвящена анализу психологических особенностей работающих студентов. В статье обсуждаются результаты экспериментального исследования, в ходе которого сравнивались особенности личности работающих и неработающих студентов. Основные выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что студенты, совмещающие учебу и работу, имеют специфические особенности мотивации достижения, локуса контроля и ценностных ориентаций. Ключевые слова: социальная активность, студенты, локус контроля, ценностные ориентации, мотивация достижения успеха.

В настоящее время нельзя не заметить тенденцию роста количества студентов, которые совмещают учебную и трудовую деятельность. Данные изменения связаны, в первую очередь, с психологическими особенностями студентов. Важной категорией при рассмотрении этого вопроса является понятие «социальная активность». Многие авторы отмечают ведущую роль социальной активности в осуществлении процессов личностного и профессионального развития (Е.А. Ануфриев, В.А. Смирнова, Л.М. Архангельский, Э.Ф. Шакирова и др.). Так, Л.М. Архангельский рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую [3, с. 18].Э.Ф. Шакирова отмечает, что социальная активность как качество личности выступает одним из важных показателей социализации [5].

В современной психологии существуют разнообразные подходы к определению понятия социальной активности. Мы остановимся на определении В. Ф. Титова, который под социальной активностью понимает степень реализации потенциальных возможностей, сущностных сил и способностей личности в общественно полезной деятельности, выраженной в конкретных результатах по преобразованию социально-природной среды [2].

В контексте анализа проблемы социальной активности личности студента вуза, особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование его психологических особенностей.

Целью проведённого нами эмпирического исследования было изучение психологических особенностей студентов, совмещающих учебу и работу. Мы выдвинули предположение о том что, студенты, совмещающие учебу и работу, будут отличаться от студентов, которые не работают, по уровню мотивации достижения, шкалам локуса контроля и ценностным ориентациям.

Для достижения цели и проверки выдвинутой нами гипотезы, мы воспользовались следующими психодиагностическими методиками: «Диагностика мотивации достижения» (А. Мехрабиан), «Шкалы локуса контроля» (Дж. Роттер), «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнов). Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В нём приняли участие 30 человек студентов 2 курса факультета математики и естественнонаучного образования.

Перейдем к анализу полученных результатов. Первоначально мы сравнили испытуемых по уровню мотивации достижения (Рис. 1).

Рис. 1. Уровень мотивации достижения работающих и неработающих студентов (ср. знач.)

По результатам исследования мы можем видеть, что мотив стремления к успеху значительно более выражен у работающих студентов (и=59,7, р<0,05). Из этого мы можем сделать вывод о потребности личности добиваться успеха в своей деятельности, особенно в ситуациях соревнования или конкуренции с другими людьми. Так как мотивация достижения успеха преобладает у студентов, совмещающих учебу и работу, то именно у них уровень социальной активности будет выше, чем у студентов, которые не работают.

У неработающих студентов преобладает мотивация избегания неудач (Ц=46,5, р<0,01). Это говорит о возможном страхе студентов оказаться неуспешными в трудовой деятельности или ухудшении успеваемости в университете, а, следовательно, о сниженном уровне социальной активности по сравнению с работающими студентами.

Далее мы сравнили работающих и неработающих студентов по показателю локуса контроля. На рисунке 2 представлены результаты сравнительного анализа данных работающих и неработающих студентов по шкалам локуса контроля («общая интернальность» «интернальность в области достижений», «интернальность в области неудач»).

Рис. 2. Уровень интернальности у работающих и неработающих студентов (ср. знач.)

Анализируя полученные данные, мы можем видеть, что общая интернальность выше у студентов, совмещающих учебу и работу (и=62,5, р<0,05), что говорит о более высоком уровне личной ответственности и самостоятельности студентов за свои поступки и свою жизнь по сравнению со студентами, которые не работают.

Также можно заметить, что уровень интернальности в области достижений выше у работающих студентов (и=70,5, р<0,05). Это говорит о том, что группа работающих студентов считает, что всего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем.

Показатель интеральности в области неудач также значительно выше у работающих студентов (и=69,7, р<0,05). Это говорит о том, что у работающих студентов в большей мере развито чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. У неработающих студентов данный показатель находится на низком уровне, что свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения.

Результаты сравнительного анализа работающих и неработающих студентов по соотношению реальной структуры ценностных ориентаций представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение реальной структуры ценностных ориентаций работающих и неработающих студентов

Проведя сравнительный анализ по отдельным ценностным структурам, мы выявили следующие основные тенденции:

1) У работающих студентов наблюдается более высокая значимость материального благосостояния наблюдается (и=54, р<0,01). На наш взгляд эти данные согласуются с их занятостью в трудовой деятельностью и намерением к экономической независимости.

2) Существенно выше у работающих студентов значимость ценностей «высокий социальный статус» (и=58,5, р<0,05)и «социальная активность» (Ц=71,5, р<0,05). Это говорит о том, что для данной группы студентов значим ориентир на утверждение своей позиции в обществе, своих идей и принципов.

3) Для работающих студентов в большей мере ценно общение, что, возможно, сопоставимо с их трудовой деятельностью и применением навыков коммуникации в процессе её осуществления (Ц=38,5, р<0,01).

4) Поиск и наслаждение прекрасным значительно более важен для неработающих студентов (Ц=57,2, р<0,05). Из этого можем сделать вывод, что, возможно, среди неработающих студентов преобладают творческие люди, что возможно является одной из сфер их времяпрепровождение во внеучебное время.

5) Ценность «признание и уважение людей» также более значима для неработающих студентов (и=50, р<0,01). На наш взгляд, это может отражать тенденцию зависимости от мнения окружающих, руководство в жизненных ситуациях, в большей мере, не собственными желаниями, а стремлением оправдать ожидания социального окружения.

Подводя итог, можно сделать общий вывод о том, что работающие и неработающие студенты различаются по ряду личностных характеристик. Так, как показали результаты проведенного нами исследования, работающие студенты в большей степени мотивированы на достижение успеха в отличие от неработающих, у которых преобладает мотивация избегание неудач. У работающих студентов

значительно выше уровень интернальности. В структуре ценностных ориентаций работающих студентов значительно более выражены ценности «материальное благосостояние», «социальная активность», «социальный статус» и «общение», у неработающих студентов - ценности «признание и уважение людей», а также «поиск и наслаждение прекрасным».

Список литературы /References

1. Дорофеева Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста. // Приволжский научный вестник, 2015. № 4-2(44). С. 41-43.

2. Качалкова Е.А. Сущность понятия «социальная активность» и ее виды. Наука глазами студентов и школьников XXI века: материалы международный научный симпозиум. Шадринск, 2009. С. 25-31.

3. Пилипчевская Н.В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика. Вестник ТГПУ, 2008. № 2. С. 15-19.

4. Самосадова Е.В. Особенности развития силы воли у студентов разных направлений подготовки // Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск). 2017. № 1. С. 192-196.

5. Шакирова Э.Ф. Личностные и профессиональные качества как компоненты социальной активности студентов педагогического колледжа // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Невинномысск: НИЭУП, 2011. Т.1. Культурология. Педагогические науки. Филологические науки. С.402-404.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.