Научная статья на тему 'Психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности'

Психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1480
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родыгина Ульяна Сергеевна

В статье рассматривается профессиональная идентичность, которая, выступая в роли системообразующего свойства личности, обеспечивает высокий уровень принятия себя как профессионала и быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта. Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Состоится ли студент как специалист в выбранной им профессии, в большей степени зависит от того, как будет протекать процесс его обучения в вузе, как будет происходить становление его профессиональной идентичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности»

4. Изменилось правовое положение местных органов власти в связи с принятием Конституции СССР в 1924 г.:

- был ликвидирован аппарат уполномоченных при Уездных исполкомах;

- проведено первое разукрупнение сельсоветов по губернии. Губернское статистическое бюро было переименовано в статистический отдел. Аналогичные изменения происходили и в уездах.

Политические, экономические, социальные и правовые процессы, происходящие в современной России, на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что идет поиск оптимальных путей строительства нового общества, найти которые в значительной степени помогает обращение к историческому опыту. В связи с этим повышенный интерес представляет период новой экономической политики (нэп). В годы ее проведения был опробован на практике один из вариантов функционирования планово-рыночной экономики.

У. С. Родыгина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматривается профессиональная идентичность, которая, выступая в роли системообразующего свойства личности, обеспечивает высокий уровень принятия себя как профессионала и быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта. Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Состоится ли студент как специалист в выбранной им профессии, в большей степени зависит от того, как будет протекать процесс его обучения в вузе, как будет происходить становление его профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность студента -это единство представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с собой как будущим специалистом. Система представлений о себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления

РОДЫГИНА Ульяна Сергеевна - ассистент кафедры практической психологии ВятГГУ © Родыгина У. С., 2007

о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей.

Особую роль в развитии профессиональной идентичности студентов - будущих психологов -играет высшее учебное заведение. Ввиду того что такой предмет, как психология, в средней школе практически не преподается, развитие профессиональной идентичности психолога фактически начинается только в высшем учебном заведении.

С целью выявления основных психологических особенностей студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение данного вопроса на базе Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров). В нем приняли участие студенты факультета психологии с I по V курс в количестве 206 человек.

В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики: «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер); Опросник профессиональной идентичности студента (авторская разработка); «Мотивация профессионального обучения» (В. Г. Каташев); «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика на исследование рефлексивности (А. В. Карпов); «Исследование идентификации» (В. Г. Маралов); «Тест Смысложизнен-ных ориентаций» (СЖО) (Д. А. Леонтьев); методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко); задание на профессиональную рефлексию. Обработка результатов проводилась с использованием программ SPSS (программа статистической обработки данных, Версия 12) и Microsoft Excel.

На основании полученных данных, количественной и качественной обработки результатов мы выделили типы профессиональной идентичности и психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности.

В ходе исследования было установлено, что ведущими характеристиками профессиональной идентичности студента - будущего психолога -являются «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность», которые вместе образуют единую внутреннюю позицию студента по отношению к будущей профессии, на основе которой может быть выявлен тип профессиональной идентичности. В зависимости от выраженности характеристик может быть выделено 9 различных типов профессиональной идентичности (см. таблицу).

По критерию Н - Краскала - Уоллеса данные типы на значимом уровне (до 0,0001) отли-

чаются друг от друга по параметрам, выделенным проведенными методиками. Представим психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности.

Тип 1 - характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты, относящиеся к данному типу, считают, что профессия психолога не для них, она не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут реализовать себя. Наблюдается пассивное отношение к приобретаемой профессии, присутствуют негативные эмоции относительно профессии и всего, что с ней связано. Такая позиция возможна в ситуации «вынужденного» выбора профессии, выбора по настоянию родителей, за компанию с друзьями и т. д. Есть большая вероятность того, что студенты этого типа не будут работать по данной профессии после окончания вуза. Профессиональная рефлексия у них практически отсутствует, как и мотивация к обучению. Такие студенты интересуются только отдельными предметами и темами, считают, что многое из того, что изучается, не пригодится, для них главное - получить результат, неважно, какими способами. Осмысленность жизни в целом находится у них на низком уровне. Ведущими ценностными ориентациями являются ценности-цели «Материально обеспеченная жизнь» и «Свобода»; ценности-средства «Честность» и «Самоконтроль».

Тип 2 - характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты, относящиеся к данному типу, не проявляют особой активности в учебно-профессиональной сфере. Они не строят определенных планов в отношении того, что они будут делать после окончания вуза. Считают, что психология, как и любая другая деятельность, - лишь средство зарабатывать деньги. Преобладание эмоций по отношению к приобретаемой профессии зависит от различных ситуаций. Иногда профессия психолога вызывает положительные эмоции и

воспринимается студентом как средство самореализации, иногда профессия разочаровывает и нет желания работать по специальности, соответственно, преобладают отрицательные эмоции.

Мотивация профессионального обучения, как и осмысленность жизни, находится на среднем уровне. Ведущими ценностными ориентациями данного типа являются ценности-цели «Наличие хороших и верных друзей» и «Жизненная мудрость»; ценности-средства «Твердая воля» и «Образованность».

Тип 3 - характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся, положительными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов, относящихся к данному типу, преобладают положительные эмоции по отношению к будущей профессии, есть желание большую часть времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией, но несмотря на это присутствует пассивное отношение к приобретаемой профессии. Скорее всего, данных студентов можно отнести к категории «мечтателей». На представленной выборке такие студенты не были выявлены, соответственно, говорить об их психологических особенностях не представляется возможным.

Тип 4 - характеризуется средневыраженной активной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов, относящихся к данному типу, присутствуют негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано, так как они считают, что профессия психолога удовлетворяет не всем их жизненным потребностям и запросам. Но к различным учебно-профессиональным ситуациям эти студенты могут относиться по-разному: где-то - активно ставя цели и исполняя задуманное, а где-то -пуская все на самотек. Чаще всего это студенты, недостаточно знающие возможности профессии психолога или разочаровавшиеся в ней (например, после прохождения практики). Хотя эти студенты умеют учиться и ставить себе цели в профессиональном обучении.

Распределение испытуемых по типам профессиональной идентичности

Осознанная активность Эмоциональное отношение к будущей профессии

преимущественно отрицательные эмоции нет явного преобладания преимущественно положительные эмоции

Низкий уровень Тип 1 6% Тип 2 6% Тип 3 0%

Средний уровень Тип 4 6% Тип 5 57% Тип 6 8%

Высокий уровень Тип 7 0% Тип 8 10% Тип 9 7%

Рефлексивность, эмпатия, осмысленность жизни развиты на среднем уровне. В мотивации профессионального обучения преобладает средний и нормальный уровень, т. е. данным студентам интересны только некоторые предметы; если им кажется, что предмет необходим для будущей профессии, они будут активно работать, все остальное их мало интересует.

Ведущими ценностными ориентациями данного типа являются ценности-цели «Уверенность в себе» и «Интересная работа»; ценности-средства «Ответственность» и «Образованность».

Тип 5 - характеризуется средневыраженной активной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов данного типа нет выраженных тенденций, показатели находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что к разным учебно-профессиональным ситуациям студент может относиться по-разному, преобладание эмоций также зависит от различных ситуаций. Иногда профессия психолога вызывает положительные эмоции и воспринимается студентом как средство самореализации, иногда профессия разочаровывает и нет желания работать по специальности, соответственно, преобладают отрицательные эмоции. Профессиональная идентичность студента, рефлексивность, эмпатия, мотивация, осмысленность жизни развиты в данной группе на среднем уровне.

Ведущими ценностными ориентациями данного типа являются ценности-цели «Уверенность в себе» и «Наличие хороших и верных друзей»; ценности-средства «Независимость» и «Образованность».

Потенциально студенты из данного типа при определенных обстоятельствах могут перейти в любой другой тип.

Тип 6 - характеризуется средневыраженной активной позицией, сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей профессии. Профессиональная идентичность студентов данного типа по преимуществу активная и выраженная. Студенты, относящиеся к данному типу, считают профессию психолога своим призванием, одним из способов самореализации в жизни. Мысли о том, что они будут работать по специальности, вызывают у них радость; есть желание большую часть времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией. Осознанная активность по отношению к будущей профессии находится на среднем уровне. У данного типа самая высокая мотивация к профессиональному обучению. Наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, такое же, как и у 9-го типа. Механизмы профессиональной рефлексии и

идентификации развиты на высоком и очень высоком уровне.

Ведущими ценностными ориентациями данного типа являются ценности-цели «Счастливая семейная жизнь» и «Интересная работа»; ценности средства «Жизнерадостность» и «Образованность».

Тип 7 - характеризуется активной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. Несмотря на то что у студентов, относящихся к данному типу, присутствуют негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано, они стремятся достичь определенных целей в данной профессии и проявляют значительную активность в учебно-профессиональной деятельности. Можно предположить, что существуют какие-либо внешние побудители их активности, помимо содержания самой будущей профессии (социальные обязательства, родительское мнение и др.). На представленной выборке такие студенты, как и студенты 3-го типа, не были выявлены, соответственно, говорить об их психологических особенностях также не представляется возможным.

Тип 8 - характеризуется активной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов данного типа не прослеживается ярких положительных эмоций (они варьируются в зависимости от ситуации), зато прослеживается позиция активного отношения к приобретаемой профессии, которая может быть также обозначена как позиция «субъекта». Студенты, занимающие активную позицию по отношению к приобретаемой профессии, ставят себе цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию, дополнительно читают специализированные журналы и книги. У данного типа самая высокая рефлексивность в целом и способность к профессиональной рефлексии в частности. Осмысленность жизни и мотивация профессионального обучения находятся также на высоком уровне. Механизмы идентификации с профессией развиты на очень высоком уровне.

Ведущими ценностными ориентациями данного типа являются ценности-цели «Уверенность в себе» и «Счастливая семейная жизнь»; ценности-средства «Ответственность» и «Жизнерадостность».

Тип 9 - характеризуется активной позицией, сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты, относящиеся к данному типу, считают, что профессия психолога удовлетворяет их потребности и запросы, в ней они видят свое призва-

ние и способ самореализации. Они просчитывают свое будущее так, чтобы работать психологом, ставят цели и достигают их. При любой возможности пытаются приобрести опыт практической психологической деятельности; читают дополнительную психологическую литературу. Профессиональная идентичность данных студентов является выраженной и активной. У студентов данного типа самая высокая осмысленность жизни, способность к эмпатии, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Им присуще убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Механизмы профессиональной рефлексии и идентификации развиты на высоком уровне.

Ведущими ценностными ориентациями данного типа являются ценности-цели «Уверенность в себе» и «Наличие хороших и верных друзей»; ценности-средства «Независимость» и «Ответственность».

Следует отметить, что позиции 6 и 8 по отношению к будущей профессии у студентов сходны в своих высоких результатах по различным методикам, т. е. студенты, придерживающиеся этих двух позиций, используют различные стратегии идентификации (с опорой на эмоции или осознанную активность), но в итоге и те и другие оказываются высоко профессионально идентифицированными студентами.

Что касается 9-го типа, то при чрезмерных положительных эмоциях и бурной активности, направленной на получение профессии, на наш взгляд, есть риск профессионального выгорания еще на стадии обучения в вузе.

Таким образом, выделенные психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности дают основание сделать следующий вывод: для продуктивного обучения в вузе, развития профессионально важных качеств будущего специалиста, эффективной реализации профессиональных планов и т. д. необходимо наличие положительных эмоций по отношению к будущей профессии и проявление осознанной активности в учебно-профессиональной сфере.

О. В. Закирова

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

ПЬЕРА БЕЗУХОВА (на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

В статье рассматриваются качественные прилагательные как языковое средство создания образа литературного персонажа. Характеризуются смысловые группы прилагательных, показывается, что в описании П. Безухова главенствуют прилагательные со значением эмоционального состояния.

«Война и мир» Л. Н. Толстого - произведение, уникальное по количеству действующих лиц [1]. В романе-эпопее действуют около шестисот персонажей. С первых страниц романа внимание читателя приковывается к Пьеру Безухову, выделяемому автором из массы других персонажей. Ср.: «При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» [кн. 1, т. 1, ч. 1, с. 15].

В литературоведении о Пьере сложилось представление как о человеке мыслящем [2]. В работах исследователей является образ «...искреннего, углубленного в свои мысли философа.» [3], чья «пытливость постоянно складывается в преобладании вопросительной формы, особенно в его размышлениях.» [4], которому свойственен «благородный интеллектуализм» [5]. На протяжении всего повествования Пьер анализирует действительность, пытается решить встающие перед ним вопросы: увлечен ли он идеей о вечном мире, размышляет ли над выбором жизненного пути. Анализ языковых средств, используемых автором для создания образа Пьера Безу-хова, позволяет глубже и полнее осмыслить этот образ. В настоящей статье рассматриваются качественные прилагательные как средство создания образа Пьера Безухова. Качественные прилагательные используются Л. Н. Толстым в атрибутивной и в предикативной позициях, выполняя в каждой из них свое особое смысловое предназначение. В абсолютном большинстве случаев прилагательные, характеризующие Пьера, зани-

ЗАКИРОВА Оксана Вячеславовна - старший преподаватель кафедры русского языка и общелингвистических дисциплин Елабужского государственного педагогического университета © Закирова О. В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.