Научная статья на тему 'Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности'

Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1571
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родыгина Ульяна Сергеевна

В статье поднимается вопрос о таком психологическом феномене как профессиональная идентичность студентов. Отмечаются психологические особенности профессиональной идентичности студентов. Статистически доказываются различия в психологических особенностях студентов, относящихся к различным уровням профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности»

У.С. Родыгина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Преамбула. В статье поднимается вопрос о таком психологическом феномене как профессиональная идентичность студентов. Отмечаются психологические особенности профессиональной идентичности студентов. Статистически доказываются различия в психологических особенностях студентов, относящихся к различным уровням профессиональной идентичности.

Развитая профессиональная идентичность способствует выживанию профессионала в условиях современного рынка труда. Если раньше, при определении профессионального соответствия специалиста и занимаемой должности, в большей степени опирались на не-психологические параметры, такие как стаж, образование, практические навыки, то в настоящий момент приоритет отдается психологическим, более надежным параметрам: мотивации сотрудника, его целям и ценностям, готовности профессионально расти и развиваться на данной работе, одним словом, профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность, в отличие от половой, этнической и других видов идентичности, предусматривает «специальную целенаправленную, организованную обществом подготовку и выполняется за определенное вознаграждение» [8].

Под «специальной целенаправленной организованной обществом подготовкой» понимается, в том числе и обучение студентов в высших учебных заведениях с целью получения ими определенной специальности.

Процесс обучения в вузе сопровождается, по мнению многих исследователей, становлением профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер [8]; Ю.П. Поваренков [5]; А.А. Шатохин [7]; Ю.А. Кумырина [4] и др.). Но ученые не разделяют понятия «профессиональная идентичность специалиста» и «профессиональная идентичность студента», рассматривая их как общий психологический феномен, но только у представителей различных групп (учащиеся и работающие люди). Например, Ю.П. Поваренков [5] рассматривает становление идентичности студентов в три стадии. Первая - школьная идентичность (1 курс), далее - учебно-академическая идентичность (24 курс) и начало развития «собственно профессиональной идентичности» (5 курс), которое продолжится непосредственно на рабочем месте.

Мы рассматриваем профессиональную идентичность студента и профессиональную идентичность специалиста как два различных психологических феномена, имеющих преемственный характер.

В первую очередь, различие состоит в том, что студент и работающий специалист занимаются разными видами деятельности (соответственно - учебно-профессиональной и трудовой), у этих двух групп реализуются разные потребности (соответственно - в учении и в труде), разные цели (соответственно - общее и профессиональное развитие личности и производство материальных и духовных ценностей). Также в этих группах будут различны мотивы, действия, средства, предмет и результат деятельности [1].

Соответственно, развитие профессиональной идентичности тех и других происходит в разных условиях. У работающих специалистов - в процессе целеустремленной активности, реализующей потребности субъекта в профессиональной сфере, а у студентов - в процессе целеустремленной активности, реализующей потребности субъекта в учебно-профессиональной сфере. Понятно, что потребности в том и другом случае очень различны. Например, потребность в материальном благосостоянии, которая не может реализоваться в учебной деятельности студента, в профессиональной сфере выходит на одну из ведущих позиций.

Таким образом, профессиональная идентичность студента и профессиональная идентичность специалиста - это различные психологические феномены, требующие отдельного рассмотрения.

Профессиональная идентичность студента -это система представлений о самом себе как о будущем специалисте, о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей.

Профессиональная идентичность студентов, как самостоятельный психологический феномен, имеет ряд психологических особенностей.

1. Профессиональная идентичность студентов носит деятельностный характер. Она развива-

© У.С. Родыгина, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

95

ется в результате учебно-профессиональной деятельности и способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности. Степень профессиональной идентичности студентов отражается на качестве учебно-профессиональной деятельности. Чем более развита профессиональная идентичность студента, тем успешнее и результативнее учебно-профессиональная деятельность.

2. Профессиональная идентичность студентов носит вероятностный характер, т.е. она может явиться основанием для дальнейшего развития профессиональной идентичности специалиста или, в связи со сменой профессиональных предпочтений по ряду причин, может развиться профессиональная идентичность не связанная со специальностью, получаемой в вузе.

3. Профессиональная идентичность студентов развивается неравномерно. В развитии чередуются латентные и кризисные периоды, можно выделить стадии с эволюционным и революционным течением.

4. Профессиональная идентичность студентов носит индивидуальный характер развития. Несмотря на выделяемые периоды кризиса, у каждого свой темп и ход развития. Это зависит от личностных качеств студента (в том числе их соответствия требованиям, предъявляемым профессией), от готовности (интеллектуальной, мотивационной, психофизиологической и т.д.) к обучению в вузе, от социального окружения (негативное отношение к приобретаемой профессии или поддержка родителей и друзей), от способности найти общий язык с преподавателями и т.п. Развитие профессиональной идентичности студентов имеет различные мотивационные основания и степень их выраженности.

Существует еще ряд более частных особенностей профессиональной идентичности студентов, таких как, гендерные особенности, единицы анализа и структуры, определенные психологические механизмы и условия развития профессиональной идентичности студентов и т.д.

С целью выявления основных психологических особенностей студентов с различным уровнем профессиональной идентичности нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение данного вопроса. Экспериментальное исследование проводилось с октября 2005 г. по май 2006 г. на базе Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров). В нем

приняли участие студенты факультета психологии с 1 по 5 курс в количестве 206 человек. Были использованы следующие методики: методика «Кто Я?» (Т. Макпартлэнд - М. Кун); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика на исследование рефлексивности (А.В. Карпов) [2]; методика «Мотивация профессионального обучения» (В.Г. Каташев) [3]; «Исследование идентификации» (В.Г Маралов); «Тест Смысложизненных ориентаций» (СЖО) (Д.А. Леонтьев); методика «Личный профессиональный план» (Е.А. Климов в адаптации Л.Б. Шнейдер); Опросник профессиональной идентичности студента (авторская разработка) [6]; методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); задание на профессиональную рефлексию «Какие стадии вы можете выделить в своем профессиональном становлении? Количество стадий неограниченно. Стадии могут захватывать как Ваше прошлое, так и будущее. Отметьте, на какой стадии вы находитесь». Обработка результатов проводилась с использованием программ SPSS (программа статистической обработки данных, версия 10) и Microsoft Excel.

На основании данных методики «Личный профессиональный план», диагностирующей уровни профессиональной идентичности, были выделены следующие группы студентов:

- группа с невыраженной, пассивной профессиональной идентичностью (0-2,5 балла) - 13,7% испытуемых;

- группа со средневыраженной профессиональной идентичностью (3-5,5 баллов) - 56,4% испытуемых;

- группа с активной, выраженной профессиональной идентичностью (6-7 баллов) - 29,9% испытуемых.

Применение Н критерия Краскала-Уоллиса показало различие данных трех групп на уровне значимости менее 0,04 по результатам следующих методик: «Мотивация профессионального обучения» (В.Г. Каташев); методика на исследование рефлексивности (А.В. Карпов); СЖО (Д.А. Леонтьев); «Личный профессиональный план» (Е.А. Климов в адаптации Л.Б. Шнейдер); опросник профессиональной идентичности студента (авторская разработка); методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; задание на профессиональную рефлексию.

Применение U критерия Манна-Уитни обнаружило различие группы с невыраженной пас-

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

сивной профессиональной идентичностью и группы с активной выраженной профессиональной идентичностью на уровне значимости не более 0,01 по результатам тех же методик.

Качественный анализ полученных результатов позволяет нам охарактеризовать психологические особенности двух групп студентов с разной степенью выраженности профессиональной идентичности.

Студенты с невыраженной профессиональной идентичностью интересуются только отдельными предметами и темами, считают, что многое из того, что изучается, не пригодится, для них главное - получить результат, неважно, какими способами, дома им чаще всего не хочется учиться, т.е. мотивация к профессиональному обучению выражена слабо.

Данной группе испытуемых жизнь чаще представляется бессмысленной и бесцельной, ими скорее всего еще не найдено призвание и ясные цели, они считают, что их жизненные взгляды еще не определились, они чаще неудовлетворенны своей жизнью. Они более склонны считать, что жизнь им неподвластна, управляется внешними событиями.

Студенты с невыраженной профессиональной идентичностью считают, что профессия психолога не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут самореализоваться. Данной группе свойственно разочарование в профессии, пассивное к ней отношение, студенты испытывают негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано, они не ставят цели в профессии, не планируют свою профессиональную жизнь. Соответственно, желания работать по специальности после окончания учебного заведения у них нет.

Напротив, студенты с высокой степенью выраженности профессиональной идентичности характеризуются более развитой способностью к самопознанию своих внутренних психических актов и состояний, к самоконтролю и осознанию своего поведения, т.е. у них, по сравнению со студентами с невыраженной профессиональной идентичностью, более развита рефлексивность в целом, и профессиональная рефлексия в частности.

Также для активно идентифицирующихся студентов характерен более высокий уровень мотивации к профессиональному обучению, т.е. им интересно учиться, хочется узнать как можно больше по данной специальности, они прикладывают все силы, чтобы понять новый материал,

пользуются при подготовке дополнительными книгами и справочниками, отдают приоритет учебе перед развлечениями.

Одной из основных особенностей студентов с высоким уровнем профессиональной идентичности является умение ставить цели и их достигать. Цели, наряду со способностью к рефлексии придают жизни таких студентов осмысленность, направленность и временную перспективу Они воспринимают жизнь более эмоционально-насыщенной и наполненной смыслом, удовлетворены ею.

Эмпатия, как способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, также больше свойственна студентам с высоким уровнем развития профессиональной идентичности.

Студенты с выраженной активной профессиональной идентичностью думают, что данная профессия способна удовлетворить их потребности. Они считают профессию психолога своим призванием, одним из способов самореализации в жизни. Соответственно, мысль о том, что они будут работать по специальности, вызывает у них радость; есть желание большую часть времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией.

Данная группа студентов занимает позицию активного отношения к приобретаемой профессии, она также может быть обозначена как позиция «субъекта». Студенты, занимающие активную позицию по отношению к приобретаемой профессии, ставят себе цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию, дополнительно читают специализированные журналы и книги.

Согласно вышеизложенным результатам, существуют значимые различия в личностных характеристиках групп студентов с разной степенью выраженности профессиональной идентичности.

Таким образом, мы делаем вывод, что существуют психологические особенности, характеризующие студентов, находящихся на разных уровнях развития профессиональной идентичности. Среди них такие личностные характеристики, как способность к рефлексии (в том числе к профессиональной рефлексии), способность к самопознанию и самопониманию, умение ставить цели адекватные своим потребностям и умение их достигать, активное стремление к осмысленности и направленности своей жизни.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

97

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. КарповА.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - .№5. - С. 45-57.

3. Каташев В.Г., Соломко Л.И., Матушанс-кий Г. У. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Каташева. - Казань: Изд-во Казанского гос. техн. ун-та, 2002. - 395 с.

4. КумыринаЮ.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов: Дис. ... канд. психол. наук. -Ярославль, 2005. - 171 с.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содер-

жание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

6. Родыгина У. С. Диагностика профессиональной идентичности студентов-психологов // Современные технологии и активные методы обучения в вузе как условие подготовки специалиста: Материалы 1^ой межрегиональной межвузовской научно-методической конференции. - Киров: Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2006. - С. 45-50.

7. Шатохин А.А. Особенности профессиональной идентификации студентов экономических специальностей в процессе вузовской подготовки: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 230 с.

8. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности - М.: Принт, 2000. - 128 с.

С.А. Рыбакова РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Радикальные трансформации в экономическом укладе страны серьезно отражаются на состоянии системы образования, создают принципиально новую внешнюю среду для образовательных учреждений, требуют новых форм взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами: органами местного самоуправления муниципальных образований, союзами работодателей, СМИ, общественными организациями, зарубежными партнерами и др. В складывающихся условиях все более актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями со всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия, резервом инструментов, средств, методов, технологий, помогающих всем участникам социального партнерства объединиться в поиске оптимальных путей реализации как своих собственных интересов, так и региональных. Данное положение можно проиллюстрировать складывающейся системой социального партнерства образовательных учреждений (школ, техникумов, вузов) в карельском приграничном городе Сортавала,

в деле формирования идеологии здорового образа жизни молодежи.

Решение о разработке республиканской целевой программы «Здоровый образ жизни» было принято 4 декабря 2000 года на заседании Комиссии по улучшению положения женщин в Республике Карелия, основными разработчиками которой были Министерства здравоохранения РК, Министерство образования и по делам молодежи РК, Государственный комитет РК по физической культуре, спорту и туризму.

Цель программы - улучшение демографической ситуации в Республике Карелия; укрепление здоровья населения в результате перемены негативных поведенческих факторов риска. Программа разработанная на период 2005-2007 годов и до 2010 года. В реализации мероприятий целенаправленно участвуют республиканские министерства - здравоохранения, социального развития и спорта, образования и по делам молодежи, культуры и по связям с общественностью, экономического развития, сельского, рыбного хозяйства и продовольствия, строительства. Вместе с ними над выполнением основных задач программы работают территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

© С.А. Рыбакова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.