МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
Таким образом, результаты исследования показали, что существует взаимосвязь между профессиональными установками и мотивами выбора профессии у школьников. Список использованной литературы:
1. Азарова Е.А., Коваленко И.В., Мозговая Н.Н. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики. Психология обучения. 2012. №9. с. 74-82.
2.Вахрамеев В.Е. Диагностика готовности к профессиональному выбору у подростков и старшеклассников// сборник материалов четвёртой открытой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных 2011, Пермь
3.Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 2005. - № 2. С. 122-130.
4.Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.
5.Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / С. И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 226-228.
б.Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 2008.
© Матвиенко К.С., Азарова Е.А., 2015
УДК 159.923.2
А.Ж. Махмудова
бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
Г. Астрахань, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕСТИ И СОВЕСТЛИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье подчеркивается важность развития совести как важнейшей нравственной характеристики личности. Выявляются и выделяются особенности совести, необходимые для развития совестливости.
Ключевые слова Совесть, совестливость, нравственные характеристики личности
«Совесть - это психический механизм самоконтроля и самооценки, самопорицания и самопрощения индивида с позиций добра и зла» [1, с. 132]. Совесть - это «нравственный центр»; «внутренняя, личная нравственность или автономная этика»; «выражение нравственного самосознания человека»; [7, с.359]. Совесть - это проявление способности к самостоятельному формулированию для себя нравственных обязанностей, требование от себя их выполнения, осуществлению нравственного самоконтроля и оценка своих поступков. Для человека совести авторитет как «другой» - это не конкретный человек или группа, «а обобщенный Другой (в пределе - человечество, для религиозного человека - Бог)» [7, с.352].
В этической психологии совесть наряду с милосердием и справедливостью, нежностью, добротой и бескорыстием, честью и честностью, скромностью, вежливостью и мудростью, благородством,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
благожелательностью, духовностью и верностью, является позитивно воспринимаемым качеством личности [6, с.4]. В этической психологии центральными понятиями являются вера и совесть.
Смысл человеческой жизни - «быть источником света и тепла для других людей, быть сознанием Вселенной и совестью человечества, преобразователем жизни и непрерывно ее совершенствовать» [5, с.384].
Человека необходимо пробуждать к созиданию и творению добра, развитию совести, человечности, следованию золотому правилу нравственности. Человеку необходимо самостоятельно принять абсолютные общечеловеческие принципы и ценности, актуализировать, в себе и других, влияния на жизнедеятельность, принимаемые решения, чувства любви, совести и ощущения общности [2, с.289].
Совесть - это важнейшая нравственная характеристика личности; наша реакция на самих себя; голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить в соответствии с нашим предназначением полно и гармонично; страж нашей честности, «голос нашей любовной заботы о самих себе». «Внутренний голос -это собственная совесть, которая базируется на свободе, желании всегда быть самим собой, следуя духовным традициям» [6, с.89].
Под совестливостью можно понимать черту личности, характеризующую ее нравственную ответственность за собственное поведение перед другими, что проявляется в «совершении поступков по совести, то есть при нравственном самоконтроле» [6, с.151]. Совесть содержит знание о смысле и цели нашей жизни, о принципах, которым научились у других людей, которые мы открыли сами, признав их истинными. Совестью в этом случае проявляется личностный интерес и целостность личности человека. «Совесть и целостность разрушаются, если человек подавляет себя, превращается в орудие других, смиряется, становится несчастным, унылым» [6, с.86].
Чем плодотворнее (творчески, со смыслом) живут люди, тем сильнее их совесть. Для того чтобы развивать совестливость как личностную особенность необходимо научиться слушать себя. Чтобы облегчить этот процесс, надо оставаться наедине с собой [6, с.86].
Для развития совестливости необходимо развивать нравственные чувства, сознание и поведение [3, с.108]; нравственный компонент духовности личности, нравственные ориентиры личности; нравственную позицию личности; «чувство общности» [4, с.224].
Таким образом, развитие совести, как важнейшей нравственной характеристике личности, сущностной основы совестливости, и совестливости, как черты личности, предполагает развитие умения слушать себя, развитие нравственных чувств, сознания и поведения, нравственного компонента духовности личности, нравственных ориентиров личности, «чувства общности», развитие ответственности и нравственного самоконтроля.
Список использованной литературы:
1.Бондырева С. К. Нравственность / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 280 с.
2.Брюхова Н.Г.Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
3.Махмудова А.Ж. Психологические особенности совести и совестливости в нравственном развитии личности / Инновационные процессы в психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. С. 106-108.
4.Махмудова А.Ж. Совесть как нравственное чувство личности / Наука: прошлое, настоящее и будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. С. 222-225.
5.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. 1973. - 384 с.
6.Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 240 с.
7.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
© Махмудова А.Ж., 2015