Научная статья на тему 'Психологические особенности развития мужской преступности (исторический аспект)'

Психологические особенности развития мужской преступности (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
804
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОБЫТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ГЕРОНТОЦИД / УБИЙСТВА ДЕТЕЙ / КРОВНАЯ МЕСТЬ / РУССКАЯ ПРАВДА / PRIMITIVE CRIME GERONTOTSID / CHILD MURDER / BLOOD FEUDS / RUSSIAN PRAVDA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халепо И. И.

Статья затрагивает актуальные вопросы эволюции института уголовной ответственности мужчин в российском уголовном праве дореволюционного периода. Проведен ретроспективный анализ норм уголовного законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT MEN''S CRIME (HISTORICAL ASPECT)

Article topical issues affecting the evolution of the criminal liability of the Institute of men in the Russian criminal law pre-revolutionary period. A retrospective analysis of criminal legislation governing the criminal liability of particular men.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития мужской преступности (исторический аспект)»

□ групповые занятия и рефлексивные уроки - помогают осмыслить действительность, проанализировать и описать актуальное событие, средствами речи передать свои ощущения, впечатления; через эти способы осмыслить свою проблему;

□ творческие мастерские - способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий участникам образовательного процесса (педагогам, родителям, детям) проявлять творческую инициативу, способ, обеспечивающий их проектную деятельность;

□ «научные экспедиции» - способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий получать навыки работы: с разными источниками информации, проектной и исследовательской деятельности;

□ лаборатории - целенаправленная и систематизированная работа детей по экспериментированию, нацеленному на выявление условий происхождения знания и на поиск (самостоятельный или под руководством педагога) приёмов их применения [2].

Подведем итоги исследования проблемы внедрения идей М. Монтессори в современную отечественную систему образования.

1. Метод, разработанный М. Монтессори полностью адекватен основной цели современного опережающего образования, направленного на саморазвитие и самоопределение детей.

2. Система Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения и воспитания, а значит сделать его безболезненным для становления личности ребенка.

3. Создание атмосферы доверия, уважения к личности ребенка помогает детям стремительно продвигаться в своем развитии как активной, самостоятельной личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Выготский, Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 479 с.

2. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори. - М., 2009.

3. Ефимова, В. Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. № 2. - URL: http://cvberlemnka.ru/article/n/pedagogika-m-montessori-s-tochki-zremva-fiziologii-aktivnosti (дата обращения 21.01.2017).

4. Значение подготовленной среды для развития ребенка: сбор. материалов II Всероссийской конференции «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / под ред. К.Е. Сумнительного. -М.: АПК и ПППРО, 2011.

5. Исаева, И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. - URL: http://letidor.ru/article/irina isaeva montessori podkho 116629 (дата обращения 21.11.2015).

6. Монтессори, М. Антропология. - М., 2007.

7. Монтессори М. Мой метод. - М.: Центрполиграф, 2011. - 414 с.

8. Программа муниципального бюджетного ОУ СОШ «Эврика-Развитие» г. Томска. - URL: http://www.eurekatomsk.ru/education/1-4/montessori (дата обращения 21.11. 2015).

9. Русская Монтессори - Школа Анны Дурмановой г. Москва. - URL: http://www.rusmontessori.ru (дата обращения 21.11. 2015).

10. Скуднова, Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики. Таганрог, 2007.-178 с.

11. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Владос, 2011. - 365 с.

И.И. Халепо

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЖСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. Статья затрагивает актуальные вопросы эволюции института уголовной ответственности мужчин в российском уголовном праве дореволюционного периода. Проведен ретроспективный анализ норм уголовного законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности мужчин.

Ключевые слова: первобытная преступность, геронтоцид, убийства детей, кровная месть, Русская правда.

I. I. Halepo

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT MEN'S CRIME (HISTORICAL ASPECT)

Annotation. Article topical issues affecting the evolution of the criminal liability of the Institute of men in the Russian criminal law pre-revolutionary period. A retrospective analysis of criminal legislation governing the criminal liability of particular men.

Keywords: primitive crime gerontotsid, child murder, blood feuds, Russian Pravda.

В течение всего существования первобытного общества люди постоянно взаимодействовали друг с другом, что часто заканчивалось конфликтами. Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно период первобытности был одним из самых кровопролитных этапов развития общества. С давних времен мужчина был добытчиком пищи, охотником, используя примитивные орудия. В условиях первобытного стада мужчина руководствовался своими интересами, потребностями и использовал свои физиологические данные и способности для достижения результата, в рамках добычи пищи, существования себя и своей женщины, детей, общины. Никаких условий и ограничений в способах достижения результата на поприще охотника не существовало в принципе. Навыки убийцы использовались не только для добычи пищи, но и для её защиты от других охотников, желающих посягнуть на чужие трофеи. Для первобытного человека, со слаборазвитым речевым аппаратом, единственным решением конфликтов между другими охотниками было применение силы, будь это демонстрация силы или её активное применение - нанесение телесных повреждений или даже убийство. Кто сильнее, того и добыча, территория, женщина. Убийство чужаков никак не осуждалось и не наказывалось.

Первобытное общество существовало общинами, которые соседствовали между собой. Причиной конфликтов нередко был ущерб, который мог быть нанесен одному или нескольким членам общины членами другого сообщества. Ущерб мог носить различный характер: убийство, ранение, изнасилование или похищение женщины, хищение добычи, утвари и т.п.

Ущерб, нанесенный члену рода, затрагивал весь род. Причинение ущерба одному означало нанесение обиды всей общине. Первобытное общество жило по принципу «око за око, зуб за зуб», основным смыслом которого было стремление уравнять наказание с причиненным ущербом. Убийство могло быть возмещено только убийством, не обязательно самого убийцы, но обязательно члена его рода. Под влиянием принципа «мера за меру» возникло понятие кровная месть. В случае нанесения потерпевшей стороной эквивалентного ущерба стороне, инициировавшей конфликт, он считался исчерпанным. Ныне потерпевшая сторона не имела права на возмездие. Если же она пыталась это сделать, то развертывался новый конфликт, снова возникала вражда.

Не следует думать, что убийство члена рода обидчика могло быть воздаянием только за убийство. Оно могло являться и возмездием за другие виды ущерба. Кровная месть могла вызвать ответную кровную месть и положить начало бесконечной череде убийств, которая могла привести к гибели обеих враждующих общин.

Не мстить, по убеждениям первобытных народов, означало предать свою семью, не почтить умершего члена общины. Обязанность мщения в первобытное время передавалось по наследству, из поколения в поколение.

В понимании первобытного человека, если оставить злодеяние без ответа, то это повлечет за собой новые, аналогичного рода действия против общины, что может повлечь за собой уменьшение численности общины, вплоть до полного исчезновения. Уничтожение члена общины-обидчика, во-первых, восстанавливало баланс сил, во-вторых, было предупреждением всем соседям, что ни одна смерть члена данной общины не останется без ответа.

Также стоит отметить, что первобытные народы не различали случайных и ненамеренных преступлений от злоумышленных. Древний человек, руководствуясь инстинктами, высоко ценил свои интересы и слишком низко своего оскорбителя. Первобытные нормы не различали мотивов и результатов. Отношение к проступкам членов своей общины отличалось от преступлений чужаков. Убийство чужака вообще не считалось преступлением.

Иная картина наблюдалась при убийстве сородича. Первобытные нормы требовали добрых взаимоотношений внутри рода или общины, где конфликты старались решать мирным путем. В таких случаях совершения тяжкого преступления убийцу изгоняли из социальной группы, он считался «отверженным». В условиях первобытного мира одиночки не имели реальных шансов выжить.

У первобытных народов убийством наказывали и малолетних детей, без всякого внимания к их возрасту. Достаточно часто детей убивали в силу врожденных патологий.

Герантоцид, убийство стариков, главным образом был связан с тем, что в силу возрастных особенностей старики не могли прокормить себя самостоятельно, а общине кормить «лишние рты» сложно.

Считается, что в эпоху первобытного общества рабство отсутствовало. Однако, были и исключения, когда плененных оставляли в живых и заставляли работать либо использовали в качестве менового товара. При этом больший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей и сексуальной эксплуатации, так и для хозяйственных работ. Тем более, что гарантировать подчинение женщин, как физически более слабых, было гораздо проще.

Сначала в первобытном обществе основным источником спорных ситуаций были различные формы ущерба, нанесенные пострадавшему. С возникновением бартерных отношений и при-

митивной экономики источником конфликтов стал имущественный ущерб. Под этим понималось невыполнение имущественных обязательств, задержка оплаты, качество товара и т.п.

С развитием бартерных отношений и утверждением принципа эквивалентности возник еще один способ восстановления справедливости - возмещение ущерба. Наряду с принципом возмездия начал действовать принцип возмещения. Так возникла цена крови - вергельд.

Подобно тому, как обязанность мстить за обиду лежала на всех членах потерпевшей родственной группы, так и обязанность выплаты возмещения за ущерб лежала не только на обидчике, но и на всей его группе. Действовал принцип коллективной вины. С развитием первобытного общества и увеличением размера общин конфликты стали возможными и внутри общин.

По мнению ряда исследователей, война у человека, так же как и у животных, выполняет территориальную функцию. При этом под территорией понимается пространство, занятое индивидом или группой на базе большей или меньшей исключительности, основанной на недопущении других людей путем прямого отказа или других форм сигнализации. Хотя, конечно же, необходимо оговориться, что каких-либо жестких стандартов в этом вопросе не существует. Во-первых, известны примеры как полного отсутствия, так и наличия достаточно жесткой территориальности; во-вторых, между этими крайностями имеется множество переходных форм[6, 146].

Древнее общество проявляло особенную жестокость в военных набегах. Воевавшие «вырезали» всех, не было пощады ни по полу, ни по возрасту, ни в степени причастности к военным действиям.

В языческой Древней Руси не было каких-либо письменных источников права. Взаимоотношения между славянами основывались на языческих обычаях. Составляет сложность доподлинно представить образ мужчины-преступника в языческом уголовном праве в связи с тем, что до нас не дошли сведения об уголовной ответственности мужчин и женщин той эпохи за совершенные ими преступления. Однако, при князе Игоре было подписано мировое соглашение с Грецией, в котором были определены следующие условия: «Когда Христианин умертвит Русина или Русин Христианина, ближние убиенного, задержав убийцу, да умертвят его».

Первое известное упоминание смертной казни на Руси датируется летописным известием 996 года. При этом смертная казнь назначалась за разбой, повлекший человеческие жертвы.

Первым уголовным кодексом на Руси можно считать Русскую Правду. Понятие «преступление» трактуется как «обида». Согласно кодексу, преступление не считалось нарушением закона, а рассматривалось как нанесение «обиды» человеку или группе лиц. В Правде нашло отражение различия убийства неумышленного от умышленного. Отмечалось различие в причинение степени ущерба. Действие, наиболее оскорбительное для потерпевшего, например, отсечение усов или бороды, каралось высоким штрафом. И в то же время в Русской Правде сохранялся след традиционных обществ - «око за око, зуб за зуб». Человека, нанесшему увечье другому, не сажали в темницу, а наказывали аналогично злодеянию. Высшей мерой наказания в Русской Правде стоит иметь наказание «поток и разграбление», определяемое в случаях таких наиболее тяжких преступлений: «за убийство в разбое», «за поджог», «конокрадство».

Вначале это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее - наказание выражалось в конфискации имущества и выдачу всей семьи преступника (вместе с виновником) в рабство. Русская Правда также предусматривала смертную казнь. Одна из ее статей гласила: «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить, как собаку». Но основной санкцией было взыскание штрафа - так называемая «вира». Сумма ее колебалась в зависимости от тяжести проступка и знатности, общественной значимости пострадавшего, и могла налагаться как на одного человека, так и на всю общину («дикая вира»).

Однако современный термин для обозначения уголовного правонарушения — «преступле-ние»появляется только во время правления Петра I и упоминается в воинском Артикуле 1715 года. Происходит замена прежнего понятия «вор» на преступник. Примечательно, что развивается учение о составе преступления, выводится разграничение преступлений по признаку субъективной стороны: преступления делятся на умышленные, неосторожные и случайные деяния. Однако введение новых терминов не привело к четкой формулировке этих понятий. По свидетельству историка, «при Петре I казнокрадство и взятничество достигли таких размеров, не бывалых прежде -только после» [5, 65].

К началу ХУШ-го столетия в России стихийно формируется общность бродяг. Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к ХУШ веку встречались целые селения воров и разбойников. Такое явление встречалось в любом более или менее обжитом месте России. В этот же период происходит появление традиций преступного мира, которые встречаютсяи по сей день: внесение определенных сумм денег при вступлении в «воровское братство», необходимых для поддержания членов группы; проведение при этом обрядов посвящения; наделение кличками; обращение на жаргоне - «фене» (тайном языке офеней - бродячих торговцев-коробейников) и др. [5, 45].

К концу XIX столетия преступный мир становится более организованной неформальной

общностью, окрепшей, местами сплоченной, которая противопоставляет себя закону и государству.

К началу XX века увеличивается количество преступных «промыслов». Самой многочисленной была категория воров, которая насчитывала, по официальным данным того времени, 25 разновидностей этой категории, хотя, на самом деле, их было гораздо больше [3, 46].

Формируется преступная иерархия. В самом низу находились бродяги. Бродяги - попрошайки, не помнящие свои имена, откуда родом, не имеющие постоянного места пребывания, без семьи, отказывающиеся контактировать с государством и не желающие работать. Бродяги никогда не были самыми преуспевающими преступниками, однако всегда пользовались уважением «коллег». Само слово «бродяга» имеет дополнительное значение - друг, приятель. Авторитетные воры назывались «Иванами» [5, 59]. Далее в иерархии находились банды преступников, которые зарабатывали себе на жизнь убийствами и грабежом. Они заслуживали наименьшего уважения в мире преступников. Наверху иерархической преступной лестницы находились профессиональные воры. Они были самой распространенной группой преступников. Их разновидностей насчитывалось более тридцати. Старейшая воровская специальность - карманник. Воры, обладающие более специфичными навыками, выше ценились в иерархии, например, взломщики сейфов. Высоким статусом в преступном мире обладали «медвежатники» и «шниферы» - взломщики. Обычно действовали организованными группами, численностью от пяти до пятнадцати человек. Зачастую имели связь с чиновниками полиции. Далее шли все остальные «воровские специальности». Воры делились на множество разнообразных специалистов в зависимости от способа совершения преступлений и объема кражи.

Воры, специализирующиеся на воровстве лошадей, были одними из самых опасных для аграрной России. Лошади были основным средством перемещения, применялись для обработки земли, поэтому были ценным товаром. Особенности похищения лошадей и их сбыт вызывали необходимость организации преступных групп, насчитывающих до нескольких сотен участников и имеющих свою иерархию. Таким образом, организованные группировки конокрадов дореволюционной России больше всего подходили под классификацию организованной преступности [1 , 49].

К началу XX-го столетия в России выделяются преступные столицы, базирующиеся в крупных городах: Москва, Одесса, Санкт-Петербург, Киев, Ростов-на-Дону. Крупные города всегда были притягательны для всех видов преступников и мошенников, столицы в особенности.

В России к 1917 году происходит образование иерархии преступных специальностей, появляется специальный сленг.

В статье был проведен ретроспективный анализ эволюции мужской преступности, от периода первобытного стада до дореволюционного периода царской России. В допетровскую эпоху было выявлено недостаточное правовое документирование преступности, отсутствие государственных судебных институтов. Отсутствие понятия «собственность» и даже «преступность» были введены на Руси только в начале XVШ века. Поэтому о спектре специфических мужских преступлений на Руси, примитивной статистике не приходится говорить. К 1917 году формируется иерархия преступных специальностей, специфический сленг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Епифанов, Б. В. Развитие понятия хищения, совершенного путем насилия в составе организованных групп, по уголовному законодательству дореволюционной России // История государства и права. 2007. № 7. - 50 с.

2 Липовая, О.А., Халепо, И.И. Исторические особенности развития женской преступности в Древней Руси // Современные проблемы науки и пути их решения: сборник научных статей. Вып. 28. В 3 ч. Ч. 3. Уфа: Омега Сайнс, 2016. - С. 187-189.

3 Миньковский, Г. М. Борьба с организованной преступностью: проблемы теории и практики. М.: Бек, 2013.- 46 с.

4 Морозков, С.А. Коррупция: формы ее проявления. Сборник статей. М.: Юрист, 2003.- 65 с.

5 Степашин,С. Преступность в России как она есть // Российская юстиция. 1999. № 6.- 150 с.

6 Шнирельман, В.А. У истоков войны и мира. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994.- 146 с.

В.В. Черемушкина

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема нравственного воспитания учащихся в контексте историко-педагогического анализа и обоснования актуальности. Показана роль нравственного воспитания учащихся в современных условиях трансформации образования.

Ключевые слова: нравственность, духовность, общечеловеческое воспитание, самосознание, ценностные ориентации, нравственная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.