Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПАЦИЕНТЫ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВРАЧЕЙ И ПАЦИЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кнатова У.С.

В статье рассматриваются основные аспекты отношений врачей к коллегам и пациентам с психологической точки зрения. Автор рассматривает понятия стрессоустойчивости, психологического стресса. Выделяются аспекты, влияющие на уровень стрессового состояния медицинских работников. Приводятся рекомендации по нейтрализации негативных психологических последствий взаимоотношений медицинских сотрудников с коллегами и пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кнатова У.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORK IN MEDICAL INSTITUTIONS

The article discusses the main aspects of the relationship of doctors to colleagues and patients from a psychological point of view. The author considers the concepts of stress resistance, psychological stress. The aspects influencing the level of stress state of medical workers are highlighted. Recommendations are given to neutralize the negative psychological consequences of the relationship of medical staff with colleagues and patients.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Кнатова У.С.

ПИУРАНХиГС им. П.А. Столыпина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты отношений врачей к коллегам и пациентам с психологической точки зрения. Автор рассматривает понятия стрессоустойчивости, психологического стресса. Выделяются аспекты, влияющие на уровень стрессового состояния медицинских работников. Приводятся рекомендации по нейтрализации негативных психологических последствий взаимоотношений медицинских сотрудников с коллегами и пациентами.

Ключевые слова: медицинские учреждения, пациенты, взаимоотношения врачей и пациентов, профессиональное выгорание.

Knatova U.S.

PIE RANEPA them. P.A. Stolypin

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORK IN MEDICAL

INSTITUTIONS

Annotation. The article discusses the main aspects of the relationship of doctors to colleagues and patients from a psychological point of view. The author considers the concepts of stress resistance, psychological stress. The aspects influencing the level of stress state of medical workers are highlighted. Recommendations are given to neutralize the negative psychological consequences of the relationship of medical staff with colleagues and patients.

Keywords: medical institutions, patients, relationships between doctors and patients, professional burnout.

Стресс, как и его негативные последствия, влияют на все аспекты жизни современного человека. Учеными выявлена закономерность между наличием напряженных или затрудняющих жизнедеятельность обстоятельств и срывами в работе базовых адаптационных механизмов, которые могут привести к развитию различных соматических заболеваний, проявляемых под влиянием стресса. Сбои в работе регуляторных механизмов, ведущих к нарушениям как физического здоровья, так и трудовой деятельности человека, требуют специального психологического сопровождения. При этом специалисты в первую очередь пытаются решить проблемы, которые связаны со степенью адекватности актуализируемых человеком психологических ресурсов в стрессовой ситуации или стрессоустойчивостью.

Под стрессоустойчивостью принято понимать сложную, системную характеристику человека, которая отражает его способность осуществлять успешную деятельность в затрудненных условиях без отягчающих последствий для физического и психического здоровья. Стрессоустойчивость определяет меру индивидуальной подверженности стрессу, т.е. склонность человека испытывать стресс без проявления негативных стрессовых реакций.

Психологический стресс - это динамичный процесс, который отражает логическую последовательность этапов мобилизации человеком различных адаптационных ресурсов, привлекаемых для преодоления различных затруднений, которые возникают на фоне стресса. Противодействие стрессу в основном проявляется в сохранении человеком высокой работоспособности под действием различных интенсивных нагрузок, стабильностью физиологических и психологических показателей, сохранением продуктивных межличностных отношений и др.

Работа медицинского работника неразрывно связана с отношениями врача или медсестры с пациентами. Отношение к себе, к другим, к работе -это всё определяет профессиональное будущее специалиста. Оно влияет на его психоэмоциональное состояние, в том числе на развитие профессионального выгорания и появление других психотравмирующих факторов.

Работа врача зачастую связана с различными эмоциональными перегрузками, стрессовыми ситуациями, острой нехваткой времени, с необходимостью принимать важные решения при ограниченной информации. Стоит отметить, что врач имеет дело с частым взаимодействием с другими врачами, медсёстрами и пациентами. Специалисты выделяют четыре аспекта, которые влияют на стрессовое состояние медицинских работников:

1. Эмпатия. При слишком высоком уровне эмпатичности свойственны проявления чрезвычайно тонкого реагирования на любые изменения настроения пациента. При этом у врачей появляются чувство вины в связи с опасениями причинить другим людям беспокойство, повышенная уязвимость и ранимость. Все это препятствует профессиональной деятельности врача и может нанести урон таким важным качествам в работе, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. В то же время чрезмерная вовлеченность в различные изменения настроения пациента может привести к эмоциональному выгоранию, которое в свою очередь может негативно повлиять на физическое и психическое состояние врача.

2. Аффилиация. Под аффилиацией понимают стремление человека принадлежать и относить себя к определенному сообществу или социальной группе людей, а также желание человека находиться рядом с другими людьми, общаться с ними, устанавливать различные

психологические связи и быть включенным в межличностное взаимодействие. Наличие этой черты способствует врачебному персоналу в установлении контакта и сохранении заинтересованности к пациентам, стремления помогать и сотрудничать с ними, а также защищает врачей от профессиональных деформаций, равнодушия и различных проявлений формального общения.

3. Эмоциональная стабильность. Душевное равновесие врача, его эмоциональная стабильность безусловно помогают персоналу в работе, т.к. они способствуют созданию доверительной обстановки, а также вызывают у пациента чувство надежности. Зачастую сами пациенты не отличаются эмоциональной устойчивостью и могут проявлять такие качества, как неуверенность, агрессивность, вспыльчивость. В такой обстановке проявления резкости в реакциях со стороны врача или медсестры понижают успешность терапевтического процесса, в то время как проявление стабильности поможет убедить пациента в важности совместной работы, а также установить доверительный контакт.

4. Сенситивность к отвержению. В своей работе специалисту медицинской специальности зачастую приходится сталкиваться с негативным отношением пациентов. Данное отношение может возникнуть на любом этапе лечения. Среди вариантов проявления такого отношения выделяют сопротивление, сомнение, страх и отсутствие полного доверия. В то время, как такие реакции действительно предоставляют некоторую «обратную связь», которая позволяет корректировать свое поведение во взаимоотношениях с пациентами, врачебному персоналу бывает сложно отгородиться от переживаний. Именно поэтому чувствительность к отвержению не должна быть слишком высокой. В то же время полное отстранение пациента может заставить специалиста сомневаться в своей профессиональной компетентности, что негативно влияет на качество работы и принимаемые профессионалом решения.

При осуществлении психологического сопровождения руководителей, административно-управленческого и врачебного персонала медицинских учреждений необходимо учитывать их высокую степень ответственности в условиях сильной неопределенности и непредсказуемости различных ситуаций, в которых они вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность. Учитывая это, перед психологом стоит задача помочь руководству эффективно распределить собственные ресурсы и обеспечить четкое выполнений поручений среди врачей и медицинского персонала. В качестве рекомендаций для руководителей и врачебного персонала Федеральное медико -биологическое агентство предлагает применять следующие меры:

1. Руководству необходимо расставить приоритеты собственной деятельности. В первую очередь, им нужно заниматься делами важными и срочными, то есть, приоритетными задачами, требующими немедленного

внимания. Дела важные, но не срочные, можно отложить, однако, необходимо решить, когда они их смогут выполнить и зафиксировать точные сроки. В категорию дел срочных, но не важных относятся телефонные звонки, электронные письма, планирование встреч и мероприятий. Эти задачи можно делегировать, благодаря чему руководители смогут сосредоточить внимание на более серьезной работе. Дела не важные и не срочные часто не приносят никакой ценности, поэтому лучше дождаться, пока они станут срочными или важными.

2. Руководители должны понимать, что они, как и врачебный персонал, не обязаны иметь ответы на все вопросы.

3. Психическое благополучие врачебного персонала крайне важно для эффективного функционирования медицинского учреждения.

4. Каждый день необходимо вспоминать и обсуждать вместе с коллегами позитивные события, которые произошли в вашем коллективе, радоваться достигнутым целям.

5. Важно донести до руководителей, что в крайне необычной ситуации чувствовать себя плохо - это нормально.

6. Если руководитель или врач переживает стресс, это не значит, что он плохо выполняет свою работу, а говорит лишь о том, что он - такой же человек, как и остальные.

7. Авторитет руководителя и эмпатическое отношение к коллективу может способствовать снижению тревоги и стресса, улучшению психологической атмосферы в медицинском учреждении. Следовательно, необходимо стараться сохранять доверительные отношения с персоналом, не стесняться проявлять собственные эмоции и обращаться за помощью к психологу, если способы самопомощи не помогают.

8. Врачебному персоналу необходимо поддерживать видео- и телефонную связь с членами семьи. Это важно, поскольку позволит хотя бы частично компенсировать вынужденную «изоляцию» его от семьи и тем самым снизить его тревогу.

9. Важно, чтобы у врачеу была возможность для полноценного сна между сменами, что поможет ему восстанавливаться после длительной напряженной работы.

10. Важно, чтобы врачи, медсёстры и руководящий персонал могли соблюдать личную гигиену во время и после длительных смен (свежая одежда, душ, предметы личной гигиены). При многочасовой интенсивной работе в стрессовых условиях это очень важно. Создание среды, учитывающей и поддерживающей первичные нужды, поможет ему дольше сохранять эмоциональное равновесие и работоспособность.

11. В условиях интенсивной работы врачам необходимо находить время для небольших перерывов для удовлетворения первичных нужд и расслабления. В этом ему может помочь введение в график работы обязательного времени для отдыха

12. Врачебный персонал должен пользоваться специальной зоной отдыха для сотрудников. Важно, чтобы эта комната была только для отдыха. Она должна быть уютной, в ней должно быть приятно находиться. Важно, чтобы у врачей и медсестёр была возможность выпить там чай или кофе, просто посидеть, помолчать и поговорить с коллегами.

13. Обратите самое пристальное внимание руководителя на необходимость обсуждения сложных ситуаций с коллегами, возможность совместного с ними анализа нового клинического опыта. Это еще и хороший способ для снятия эмоционального напряжения и повышения его уверенности в себе.

14. Обратите внимание руководителя на недопустимость злоупотребления как руководителем, так и персоналом алкогольными напитками и/или ПАВ. В долгосрочной перспективе это может ухудшить их психическое и физическое здоровье.

15. Обращайте внимание на то, что он может пользоваться психологической помощью и службами психического здоровья.

16. Помогите освоить руководителю и врачебному персоналу различные методы эмоциональной регуляции, так как его самообладание и профессионализм при столкновении с трудностями могут стать примером для сотрудников и воодушевлять их на дальнейшую борьбу.

Использованные источники:

1.Рекомендации по психологическому сопровождению целевых групп в медицинском учреждении в условиях пандемии СОУГО -19 [Электронный ресурс] / Федеральное медико-биологическое агнетство [сайт]. - Режим просмотра: https://fmba.gov.ru/covid-19/ Рекомендации ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ 12.05.doc

2.Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии: пер. с англ. / К. Бремс. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 248 с.

3.Кузнецова, А. С. Психологические проблемы планирования и организации отдыха: проактивный и реактивный подход / А. С. Кузнецова, М. С. Лузянина. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2014. - № 2. - С. 16-30.

4.Николюкина, Н. Б. Социально-психологические особенности работы персонала как актуальная проблема кадрового менеджмента медицинских учреждений / Н. Б. Николюшкина. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - №9. - С. 236-241.

5.Променашева, Т. В. Психология общения с пациентом: метод.пособие / Т. В. Променашева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития ИСО. -Иркутск: ИГМУ, 2012. - 40 с.

6.Психологические особенности медицинских работников [Электронный ресурс] / Учебные материалы онлайн [сайт]. - Режим просмотра: https://studwood.net/920226/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_meditsi

rabotnikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.