ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ КУРСАНТОВ
С.С. Кудинов, Т.В. Андреева
Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445020
Анализируются психологические особенности проявления организованности курсантов в рамках концептуального подхода А.И. Крупнова. Основное внимание уделяется сравнительному анализу высокого и низкого уровней организованности курсантов.
Ключевые слова: организованность, переменные, характеристики, личность, признаки, уровни, анализ.
Понятия «организация» и «организованность» были разработаны рядом ученых как в отношении общенаучных проблем, так и применительно к проблемам психологии. В философских и социологических исследованиях под организацией системы понимается «процесс превращения неупорядоченного, случайного в упорядоченное, необходимое», «результат этого процесса», «способ связи элементов системы, изменяющийся в общем случае во времени, стадийно и лишь в двух взаимно противоположных направлениях: в сторону дезорганизации и повышения организации». Ряд исследователей считают необходимым ввести понятие «самоорганизация», под которым понимается изменение системы, происходящее относительно самостоятельно и спонтанно.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, организованность — это не биологическая инстинктивная сила (В.А. Селиванов, А.И. Высоцкий) и не простая проекция в психике воздействия социальной среды (С.А. Петухов, К. Хорни), а продукт взаимодействия личности с внешним миром в процессе определенной деятельности, избранной самой личностью. Оценивают организованность человека прежде всего по результатам производственной, учебной и общественной деятельности.
В исследованиях Л.И. Божович, А.В. Засимова, Т.Е. Конниковой и др. организованность рассматривается как усиленная напряженная деятельность, направленная на реализацию поставленных задач. Это форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней принудительной необходимостью, а осознанно принятым решением целенаправленно приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления.
Сходное понимание данного психологического образования можно отметить и у других исследователей. Так, Л.И Уманский определяет организованность как способность подчинять себя определенному режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность. В работах Н.Ф. Прокиной и С.Г. Якобсон организованная работа рассматривается с точки зрения наиболее
рациональной последовательности, затраты сил и времени. Добиться у детей организованной работы можно, во-первых, если не только взрослые будут требовать этого, но и сами дети поставят перед собой такую задачу; во-вторых, необходимо научить детей некоторым способам поведения, предупреждающим возможность отвлечений в ходе работы.
Несмотря на то, что в отечественной психолого-педагогической науке достаточно большое внимание уделялось проблеме изучения организованности, единства мнений относительно природы, структуры, теоретических подходов к изучению данного личностного свойства не найдено до сих пор. Одни исследователи занимаются вопросами развития и формирования данного личностного свойства, решая практико-методическую задачу, т.е. нахождение и описание тех приемов педагогической работы, которые могут обеспечить воспитание организованности, другие изучают психологическую природу организованности, что создает основу, направления и критерии методических поисков.
Большинство авторов признают, что организованность — сложное, системное качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих, но вот относительно набора свойств, составляющих этот симптомокомплекс организованности, единого мнения нет.
Исследователям, изучающим природу и особенности проявления данного свойства, часто присуще одностороннее рассмотрение его особенностей. Акцент делается либо на поведенческой (формально-динамической), либо на содержательной (мотивационно-личностной) стороне, а не на рассмотрении их внутренних связей.
Авторами часто предлагается чисто механический, стимул-реактивный подход к формированию и развитию организованности как качества личности, который в действительности является мало обоснованным, во-первых, в силу имеющихся возрастных ограничений развития этого свойства, во-вторых, по причине недоучета роли развития эмоциональных, мотивационных, когнитивных сторон организованного поведения. Несмотря на то, что очевидна связь и зависимость динамических, мотивационных и результативных аспектов организованности, они, как правило, изучаются автономно.
Опираясь на различные аспекты рассмотрения данного свойства, можно выделить основу организованности, которую составляют целеустремленность, планомерность деятельности, способность к волевому усилию, самоконтроль, систематичность, самостоятельность и ответственность.
Значительная роль в проявлении данного свойства принадлежит когнитивному аспекту, т.е. осознанию необходимости поставить себя в определенные условия ради достижения более или менее социально или личностно значимой цели. Мы разделяем точку зрения авторов, которые считают, что организованность личности представляет собой диалектическое единство объективных и субъективных факторов. К объективной стороне организованности относится сама внешняя деятельность субъекта, реальное поведение, к субъективной — внутренние побуди-
тельные силы деятельности (потребности, установки, мотивы и т.п.). В этой связи наиболее адекватным для исследования организованности, на наш взгляд, представляется многомерно-функциональный подход, разработанный А.И. Крупновым [2]. Данный метод позволяет подвергнуть анализу неразрывно связанные внешние и внутренние детерминанты проявления этого свойства личности.
Несмотря на то, что проблеме организованности посвящено немало работ, вопрос о выделении уровней проявления данного свойства у курсантов не стоял в качестве отдельной научной проблемы.
В настоящем исследовании организованность как профессионально важное свойство личности военных рассматривалось в рамках целостно-функционального подхода А.И. Крупнова. В качестве методик исследования организованности использовались тест суждений, бланковый тест и экспресс-шкальная методика, разработанные А.И. Крупновым.
В исследовании приняли участие 112 курсантов военной кафедры Тольят-тинского государственного университета. Проведенное исследование позволило на I этапе выявить доминирование гармонических и агармонических характеристик организованности, определив высокий и низкий уровни проявления данного свойства.
У курсантов с низким уровнем организованности в иерархической структуре доминировали такие переменные, как аэргичность, астеничность, экстернальность, субъектно-личностная продуктивность, осведомленность и социально-личностные барьеры. Такое соотношение переменных указывает на то, что проявление данного свойства крайне затруднительно для этой категории курсантов, т.е. они испытывают постоянные трудности при организации своей деятельности и своего поведения, не могут длительно сосредоточиться на определенных объектах и предметах, не представляют, каким образом можно развить у себя данное качество личности.
У курсантов с высоким уровнем организованности доминировали такие переменные, как эргичность, стеничность, интернальность, осмысленность и предметно-коммуникативная продуктивность. Набор этих переменных свидетельствует о яркой выраженности стремлений к проявлению этого свойства, мощной силы проявления установок, широком наборе приемов и способов проявления свойства, выраженности контроля своего организованного поведения, деятельности и четком понимании каким образом можно развить данное свойство у себя, а также о широкой сфере реализации данного свойства.
Для выявления статистически значимых различий между группами курсантов с высоким и низким уровнями организованности был использован критерий Стьюдента. Результаты анализа позволили выявить целый ряд значимых различий. Так, показатель социально значимых целей к проявлению организованности доминирует у курсантов с высоким уровнем проявления данного свойства (0,001% уровень значимости). Это означает, что при проявлении организованного поведения и деятельности у этих испытуемых намного чаще возникают установки и цели, связанные с желанием через организованную деятельность и поведение улучшить
общее положение вещей в своем профессиональном коллективе, группе, а также среди близких, друзей, знакомых. Скорее всего, подобное соотношение указывает на то, что у этих курсантов данное свойство сформировалось как профессионально важное качество и они уверены в том, что все коллективные, профессиональные проблемы можно решить через проявление организованности.
Динамические характеристики организованности также в большей степени проявляются у курсантов с высоким уровнем организованности (0,01% уровень значимости). В данной группе имеется более широкий диапазон способов реализации организованности, курсанты проявляют высокую готовность к организации своего учебного и свободного времени. Их отличает выраженная сила, частота и постоянство стремлений к проявлению указанного свойства. Испытуемые с высоким уровнем организованности последовательны в своих действиях, планируют заранее свои дела, вносят в деятельность определенную организованность, если меняются обстоятельства, всегда сохраняют порядок. В то же время у курсантов с низким уровнем данного свойства на статистически значимом уровне доминирует аэргичность, т.е. для них более характерна пассивность, лень, однотипные приемы и способы своей самоорганизации. Они чаще отказываются от запланированного и отвлекаются на другие дела. Проявляется спонтанность поведения, бесплановость и хаотичность при выполнении поставленных задач.
При рассмотрении эмоциональных характеристик у курсантов с высоким уровнем организованности можно отметить, что, переживая положительные эмоции, юноши испытывают потребность полнее реализовать собственные возможности, стремятся сделать карьеру, быть лидером, имеют желание руководить, испытывают удовлетворение от четкой организации дел и времени. При достижении поставленных целей они обычно испытывают удовлетворение и положительные эмоции, это подтверждает показатель высокого уровня стеничности. Сте-нические эмоции значительно преобладают над астеническими, что указывает на явное преобладание радости, оптимизма, вдохновения при реализации организованного поведения. У испытуемых с низким уровнем проявления данного свойства, напротив, доминируют астенические эмоции, т.е. для них характерны проявления неуверенности, страха, апатии и раздражительности при организации своего времени и пространства.
В регуляторном компоненте у курсантов с высоким уровнем организованности интернальность доминирует над экстернальностью на 0,05% уровне значимости. Данный факт свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых характерна ориентация на собственные силы и возможности в процессе организации дел, уверенность, что успех или неуспех в делах зависит от их собственных усилий. В то же время показатель интернальности этой группы курсантов доминирует над аналогичным у курсантов с низким уровнем организованности (0,01% уровень значимости). Это еще раз убеждает в том, что курсанты с высоким уровнем проявления организованности склонны в большей степени брать на себя ответственность за успех их организованности в учебной и служебной деятельности и не ссылаться на внешние помехи и обстоятельства.
Обратимся к мотивационному компоненту организованности, который диагностирует социоцентрические и эгоцентрические мотивы. Организованное поведение у курсантов с высоким уровнем побуждается преимущественно социоцент-рическими мотивами, обеспечивающими испытуемым за счет высокой организации своего поведения и деятельности решение коллективных дел и проблем, помощь окружающим. Для испытуемых с низким уровнем проявления данного свойства характерно доминирование эгоцентрической мотивации, способствующей созданию личного благополучия и уюта, улучшению материального положения через проявление организованного поведения. Данный факт хорошо согласуется с продуктивными характеристиками, поскольку побуждением к организованному поведению преимущественно выступают социально значимые мотивы, а результативность организованного поведения воплощается в предметно-коммуникативной сфере, связанной с профессиональным становлением, расширением контактов и продвижением коллективной перспективы.
Таким образом, у студентов с высоким уровнем организованности доминируют преимущественно гармонические переменные, обеспечивающие качественное проявление данного свойства в поведении, деятельности и общении. Их организованность приобретает системный характер и становится устойчивой чертой их характера и профессиональным качеством. У респондентов с низким уровнем организованности отсутствует выраженная дифференциация гармонических и агар-монических характеристик организованности, а также отмечается низкий уровень выраженности гармонических признаков. Данное обстоятельство позволяет заключить, что организованность для этой группы курсантов является недостаточно развитым свойством и требует коррекции и развития отдельных составляющих.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. — М., 1990.
[2] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.
[3] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — С. 337—346.
[4] Кудинов С.И. Роль организованности в эффективности менеджмента управленческого персонала // Социально-психологические механизмы организационной культуры / Под ред. С.В. Быкова. — Самара: Самар. гуманит. академия, 2010.
[5] Кудинов С.И. Психологическая структура организованности у учащихся с минимальными мозговыми дисфункциями // Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 2. — С. 141—145.
[6] Кудинов С.И. Сравнительный анализ факторной структуры организованности у учащихся в норме и с минимальными мозговыми дисфункциями // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 261—272.
[7] Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.
Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2012, № 2
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-DISCIPLINE MANIFESTATION IN CADETS
S.S. Kudinov, T.V. Andreyeva
Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University Belorusskaya str., 14, Togliatti, Russia, 445020
The psychological aspect of manifestation of the cadets' self-discipline is analyzed in the frame of A.I. Krupnov's conceptual approach in this article. The research is focused on the comparative analysis of high and low levels of cadet's self-discipline.
Key words: self-discipline, variables, characteristics, personality, attributes, levels, analysis.