КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.1
И.Б. Воробьёва
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЫСКА У ЧЛЕНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ
Статья посвящена психологическим особенностям обыска, проводимого у членов нетрадиционных религиозных объединений (сект). Успех раскрытия преступлений во многом зависит от того, насколько своевременно, внезапно и тактически правильно проведен обыск. Неэффективность обысков связана с недостаточным уровнем специальной подготовки практических работников. Тактика обыска у членов сект имеет много специфических особенностей, проявляющихся как на стадии подготовки, так и при непосредственном его проведении. Предлагаются рекомендации по проведению данного следственного действия.
Ключевые слова: обыск, следственные действия, психология, секта, следователь, криминалистика.
I.B. Vorobyova
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SEARCH IN CASE OF RELIGIOUS SECT MEMBERS
The paper deals with psychological peculiarities of search in case of members of nontraditional religious associations (sects). Successful case solution in many ways depends on a timely, unexpected and tactically correct search. Search inefficiency generally results from insufficient special training of the attending officials. Search tactics with sect members is peculiar for many specific features manifested both, at the preparatory stage and during the search operation proper. Certain recommendations are set forward relevant to the investigatory action under consideration.
Keywords: search, investigatory actions, psychology, sect, crime investigator, criminalistics.
Одним из самых психологически сложных, но эффективных источников получения доказательственной информации является обыск. Обыск относится к следственным действиям повышенного тактического риска и практически всегда проводится в условиях конфликтной ситуации. Принудительный характер общения со следователем в рамках следственного действия однозначно осознается его участниками, а сам факт его проведения у конкретных лиц ассоциируется с виновностью обыскиваемого. Психологическая атмосфера, складывающаяся при проведении обыска, всегда сопровождается повышенной напряженностью с проявлением гнева, раздражения и т. д.
При расследовании преступлений, совершенных с участием членов религиозных сект, сотрудники правоохранительных органов испытывают дополнительные трудности. Обыск у членов сект отличается повышенным уровнем психологического напряжения и характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися как на стадии подготовки, так и при непосредственном его проведении:
- дефицит времени не позволяет провести надлежащую подготовку к следственному действию;
- на первоначальном этапе расследования, как правило, отсутствует необходимые сведения о личностных и психических качествах сектанта, которые имеют существенное значение при подготовке к обыску;
- типично наличие коллективных установок сект на активное противодействие правоохранительным органам.
Поэтому «столкнувшись с процессуальными участниками, исповедующими нетрадиционные религиозные верования, практические работники часто оказываются в растерянности, поскольку не знают особенностей поведения сектантов, специфику общения с ними» [1, ^ 39].
Успех раскрытия преступлений во многом зависит от того, насколько своевременно, внезапно и тактически правильно проведен обыск. По делам, в которых фигурируют адепты сект, необходимость в производстве обыска часто возникает именно на первоначальном этапе расследования. В таких ситуациях следователь не всегда располагает достаточным временем для того, чтобы осуществить надлежащую подготовку к его проведению.
Если оперативная обстановка позволяет, то желательно на некоторое время отложить производство обыска с тем, чтобы успеть собрать необходимую информацию, отсутствие которой может существенно осложнить его производство. По мнению В. Ф Глазырина,
именно ограниченная информация «придает этому виду процессуальной деятельности следователя проблемный характер» [2, ^ 84].
Приняв решение о целесообразности производства обыска, необходимо собрать ориентирующую информацию о религиозном объединении, его руководстве, личности обыскиваемого и т. п. Целесообразно проконсультироваться со специалистами об особенностях вероучения конкретной секты, структуре её организации и т. п. с тем, чтобы иметь представление о специфике её деятельности. Важно учитывать психологический облик обыскиваемого и окружающих его лиц, уровень образования и культуры, профессию, роль в структуре организации и т.д.
Необходимо также выяснить, имеется ли у религиозного объединения служба безопасности, охрана, каковы их система и количественный состав. Охрана религиозного объединения чаще всего состоит из людей, которые не только физически, но и психологически подготовлены к тому, чтобы воспрепятствовать проникновению на их территорию посторонних лиц.
Полученная информация позволит сформировать общее представление о той психологической атмосфере, в которой придется работать, и обратить внимание на лиц, которые своими невербальными реакциями могут облегчить процесс поиска интересующих объектов.
Мощным психологическим фактором, влияющим на результат обыска, является внезапность его проведения. Практически все криминалисты рассматривают обеспечение внезапности обыска как необходимое условие его успешного проведения [3, с. 192-193; 4, с. 135-141]. Внезапность обеспечивается конспиративностью его подготовки. Собирать информацию следует с большой осторожностью, чтобы предстоящую операцию сохранить в тайне. При наличии современных средств связи заинтересованные лица могут быстро сообщить друг другу о предстоящих обысках, результатах уже проведенных обысков и о том, что нужно сделать в ожидании обыска. Поэтому заблаговременно может быть применен глушитель сотовых телефонов. Лицам, имеющим индивидуальные средства связи необходимо предложить на время обыска сдать технику следователю, что позволит исключить утечку информации.
Обеспечить внезапность обыска поможет правильное определение времени его проведения. Начало обыска в помещении, занимаемом сектой, можно приурочить к моменту начала или окончания конкретного мероприятия (религиозной службы, чтения лекции и т. п.),
когда вход для последователей секты будет открыт. Анализ практики показывает, что проведение обыска непосредственно во время богослужения неоднократно расценивалось заинтересованными лицами как притеснение верующих и попытка воспрепятствовать религиозной деятельности1. Так, глава удмуртской секты «Дело веры» Ю. Дегтярь после проведенного у них обыска сделал следующее заявление: «Данная беспрецедентная для Удмуртии «акция» сопровождалась оскорблениями религиозных чувств верующих, срывом религиозного мероприятия, незаконным воспрепятствованием деятельности религиозной организации, дискриминацией и унижением человеческого достоинства по религиозному признаку»2.
Если в организации действует режим ограниченного доступа, то для оказания помощи по проникновению в помещение могут быть приглашены сотрудники силовых структур. На практике участились случаи их привлечения для оказания психологического воздействия на обыскиваемых лиц. Желательно, чтобы проникновение в обыскиваемое посещение было бесконфликтным, хотя насильственное проникновение в помещение не противоречит закону. Например, для проникновения в помещение, где обосновался лидер секты А. Попов («бог Кузя»), сотрудникам полиции пришлось спиливать дверь, так как хозяйка квартиры, фанатично преданная своему духовному наставнику, всячески противилась проведению обыска.
Учитывая тесную связь, существующую между организаторами, руководителями и активными членами сект, нередко возникает необходимость в проведении у них одновременных обысков. Иногда такие обыски называют групповыми [5, с. 107]. Одновременные обыски в рамках одного уголовного дела допустимо проводить не только у разных лиц, но и в различных местах, состоящих в ведении секты, где предположительно могут находиться искомые объекты. Помещения могут быть большими по занимаемой площади, что по сравнению с обыском жилья, значительно осложняет определение его границ.
1 По мнению руководителей секты «Свидетели Иеговы», во многих регионах России представители власти инициируют обыски и оперативно-розыскные мероприятия. «Единственное основание для подобных действий — религиозные убеждения данных граждан. В связи с этим «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» направил срочные письма руководителям органов внутренних дел субъектов Федерации, требуя разъяснить причины непрекращающегося притеснения верующих» [Электронный ресурс] // URL: http://www.jw-russia.org/news/stpetersburg/release20110210_u.htm (дата обращения: 23.02.2016).
2 Гонения начинаются [Электронный ресурс] // URL: http://center.visson.net/node/787 (дата обращения: 22.02.2016).
Особенности психологического характера возникают и при определении состава и числа участников обыска.
С разрешения следователя при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ). Так как защитник (адвокат) не обязан присутствовать при обыске, проводимом с участием его подзащитного, то следователи чаще всего не сообщают ему о предстоящем проведении обыска. Позиция следователей понятна, поскольку извещение защитника о предстоящем обыске лишает возможности использовать фактор внезапности.
Немаловажен фактор религиозной принадлежности сотрудников правоохранительных органов, принимающих участие в обыске. По нашему мнению, не следует приглашать в качестве понятых и специалистов представителей каких-либо религиозных конфессий, так как их присутствие может серьезно обострить ситуацию и привести к конфликту. Консультативной помощью таких специалистов можно воспользоваться лишь на этапе подготовки к обыску. Обыскиваемые могут препятствовать поисковым действиям лиц, которые являются носителями явно видимых атрибутов иных религий. Поэтому необходимо «в максимально возможной степени учитывать вид расследуемого преступления, особенности разыскиваемых в каждом конкретном случае объектов, личность обыскиваемого и другие имеющие значение для успешного обыска обстоятельства именно расследуемого дела» [6, а 79].
При обыске в помещениях, занимаемых сектантскими объединениями, нередко находится много их последователей, что усиливает межличностный конфликт и создает дополнительные сложности в организации благоприятных условий для проведения обыска.
Анализ практики по уголовным делам, процессуальными участниками которых являются сектанты, показывает, что среди них встречаются люди, обладающие различным уровнем культуры, интеллекта, образования и самыми различными психологическими особенностями (характером, темпераментом, психологическим состоянием и здоровьем и т. д.), проявляющимися в процессе обыска. Для одних характерны замкнутость, отрешенность от реального мира, немногословность, сдерживание эмоций, другие проявляют ярко выраженную агрессию, развязность. Но в любом случае следователь должен вступить с ними в общение и достичь поставленной цели, используя весь арсенал криминалистических и психологических средств.
Значительно повышает психологическое напряжение участие в обыске силовых структур и представителей средств массовой информации. В погоне за сенсацией журналисты порой слишком назойливо действуют на месте обыска, вступают в диалоги, не санкционированные следователем.
При проведении обыска у сектантов нередко возникают конфликтные ситуации. Следователь должен заранее мысленно представлять, как будет проходить обыск, какую линию поведения может избрать преступник, какие случайности, неожиданности могут ожидать участников обыска, какие решения должны быть приняты в том или ином случае. Необходимо учитывать, что членам сект их руководители позволяют выражать негативные эмоции по отношению к людям, которые не принадлежат к секте. Поэтому следователю необходимо заранее прогнозировать реакцию лиц, которые будут находиться на месте проведения обыска.
В ходе производства обыска заинтересованные лица часто предпринимают попытки отвлечь внимание сотрудников правоохранительных органов как от поисковых действий в целом, так и от тех мест, где спрятаны объекты. Например, участников обыска неоднократно пытались вовлечь в дискуссию на религиозные темы и даже предпринимались активные попытки их вербовки в члены религиозной организации. Провокации могут принимать самые разнообразные формы. Так, лиц, участвовавших в проведении следственного действия, «поразила слаженность действий сайентологов в условиях обыска. Это единственная религиозная организация, имеющая специальные секретные инструкции на такой случай. За каждым из проводивших обыск оперов ходил «хвост». Сайентолог весь день ходил за тобой. По секундам записывал, что ты делал»1.
Лицам, осуществляющим обыск, необходимо проявлять выдержку, пресекать попытки их вовлечения в обсуждение спорных вопросов, что может отвлечь от планомерного поиска и осложнить процесс обыска. Следователь должен быть готов к тому, чтобы принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, адекватно реагировать на неожиданное неблагоприятное изменение следственной ситуации.
1 Как захватить Россию [Электронный ресурс] // URL: http://mission-
center.com/netraditsionnie/409-scientology/9797-netr-saent-kak-zahv-rossiy (дата обращения 25.02.2016).
Сектантами неоднократно предпринимались попытки нарушить психологическую собранность следователя, вывести участников обыска из душевного равновесия с помощью оскорбительных выкриков (в ряде случаев в истеричной форме), обвинений в воспрепятствовании религиозной деятельности. Так, в ходе обыска, проводившегося в религиозном объединении «Дело веры», сотрудники правоохранительных органов столкнулись с активным сопротивлением как пастора, так и прихожан1. Такое поведение сектантов провоцирует участников оперативной группы на ответные и не всегда адекватные меры, которые в последующем используются как мотив для обжалования их действий. Поэтому посторонние лица, находящиеся в помещении, или последователи религиозного объединения, не имеющие отношения к проводимому обыску, должны быть удалены из помещения.
Следователь должен уметь организовывать свое психическое состояние, обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой и - в рамках закона - эмоциями обыскиваемого. При общении с сектантом необходимо запастись терпением, самообладанием, бдительностью. Нужно быть готовым к тому, что в процессе общения со стороны сектанта могут последовать провокации: ругань, оскорбления, переход на личности. Важно держать себя в руках и принимать меры по снятию возникшего напряжения, разрядке ситуации. Главное - не идти на конфликт.
А. Н. Иванов вполне резонно отмечает, что «психологическая атмосфера, складывающаяся в ходе обыска, зависит не только от настроя обыскиваемого, но и от поведения самого следователя» [7, с. 98]. Следователю необходимо постоянно контролировать ситуацию, складывающуюся во время обыска, и не позволять оказывать давление ни на себя, ни на других участников обыска. Внешняя беспристрастность, тактичное отношение к обыскиваемому снижают негативный настрой обыскиваемых лиц и являются лучшей реакцией на конфликтные ситуации. Лица, проводящие обыск, должны быть коммуникабельными, проявлять корректность в обращении с обыскиваемыми, но при этом демонстрировать твердость в своих законных требованиях, направленных на достижение целей обыска.
1 Гонения начинаются [Электронный ресурс] // URL: http://center.visson.net/node/787 (дата обращения: 22.02.2016).
Список использованной литературы
1. Воробьева И. Б. Психологические и тактические особенности общения с сектантами в процессе расследования преступлений // Проблемы уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 2014. С. 39-46.
2. Глазырин В. Ф. Обыск и выемка // Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности) : учеб. пособие для вузов МВД СССР. Волгоград, 1984. 240 с.
3. Белкин Р. С. Курс криминалистики : в 3 т. М. : Юрист, 1997. Т. 3. 480 с.
4. Савельева М. В., Степанов В. В. Фактор внезапности в уголовном судопроизводстве (процессуальные и тактические аспекты) : монография. Саратов : ООО «Три А», 2006. 228 с.
5. Асатрян Х. А. Проблемы, возникающие при обыске по делам о фальшивомонетничестве и пути их преодоления. // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2009. Вып. 1 (2). С. 102-107.
6. Баев О. Я. Тактика следственных действий : учеб. пособие. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1992. 208 с.
7. Иванов А. Н. Производство обыска: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты : учеб. пособие. Саратов : Изд-во СГАП, 1999. 120 с.
Информация об авторе
Воробьёва Ирина Борисовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной юридической академии, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1; е-mail: [email protected].
Information about the author
Vorobyova Irina Borisovna - Candidate of legal sciences, associate professor at the chair of criminalistics, Saratov State Law Academy, 410056, Volskaya St. 1, Saratov; е-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию: 01.03.2016.