Научная статья на тему 'Психологические особенности пространственно-временной структуры самосознания женщин с разным опытом материнства'

Психологические особенности пространственно-временной структуры самосознания женщин с разным опытом материнства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ / СИНЕРГЕТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / СМЫСЛ / МАТЕРИНСТВО / БУДУЩЕЕ / SELF-AWARENESS / LIFE EXPERIENCE / SPACE AND TIME / SYNERGETIC / SPATIAL-TEMPORAL STRUCTURE OF SELF-AWARENESS / SENSE / MOTHERHOOD / FUTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костарева Елена Николаевна

Представляются результаты исследования пространственно-временной структуры самосознания личности в связи с особенностями жизненного опыта на примере ситуации материнства. Показано, что самосознание женщин, не имеющих детей, организовано относительно темпорального вектора, а самосознание женщин, имеющих детей, относительно пространственного вектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SPATIAL-TEMPORAL STRUCTURE OF WOMAN'S SELF-AWARENESS WITH DIFFERENT LIFE EXPERIENCE OF MOTHERHOOD

Results of the research on spatial-temporal structure of self-awareness are presented according to life experience, for example, motherhood. In the article it is shown that self-awareness of a child-free woman is organized with regard to temporal direction while self-awareness of a woman with children is organized according to spatial direction.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности пространственно-временной структуры самосознания женщин с разным опытом материнства»

УДК 159.923 ББК Ю9 5 6

Е. Н. Костарева

Екатеринбург

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ ОПЫТОМ МАТЕРИНСТВА

ГСНТИ 15.41.49 Код ВАК 19.00.05 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самосознание; жизненный опыт; пространство и время; синергетика; пространственно-временная структура самосознания; смысл; материнство; будущее.

АННОТАЦИЯ. Представляются результаты исследования пространственновременной структуры самосознания личности в связи с особенностями жизненного опыта на примере ситуации материнства. Показано, что самосознание женщин, не имеющих детей, организовано относительно темпорального вектора, а самосознание женщин, имеющих детей, — относительно пространственного вектора.

E. N. Kostareva

Ekaterinburg

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SPATIAL-TEMPORAL STRUCTURE OF WOMAN’S SELF-AWARENESS WITH DIFFERENT LIFE EXPERIENCE OF MOTHERHOOD

KEY WORDS: self-awareness; life experience; space and time; synergetic; spatial-temporal structure of self-awareness; sense; motherhood; future.

ABSTRACT. Results of the research on spatial-temporal structure of self-awareness are presented according to life experience, for example, motherhood. In the article it is shown that self-awareness of a child-free woman is organized with regard to temporal direction while self-awareness of a woman with children is organized according to spatial direction.

Проблема исследования самосознания в психологии является традиционной. Ей посвятили свои работы многие авторы: К. А. Абульха-нова, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Р. Пантилеев.

С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова,

В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.

Анализ существующих теоретических подходов и эмпирических исследований самосознания личности показал преобладающую в них узость кон© Костарева Е. Н., 2011

текстного и концептуального рассмотрения проблемы. Мало представлены в психологических исследованиях самосознания современные общенаучные новационные тенденции: междисциплинарность; понятийный и категориальный аппарат, отражающий нестабильность, неопределенность и хаосомность мира; единство статичных и динамических закономерностей, пространства и времени в рассмотрении сложных объектов и систем.

Перечисленные идеи образуют ядро синергетической парадигмы, имеющей общенаучный характер (Г. Хакен, М. Эй-ген, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Ни-колис, Э. Ласло, Ю. Л. Климантович, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Ю. А. Данилов, Б. Б. Кадомцев, И. С. Добронравова, Г. Г. Малинецкий, Н. Н. Моисеев, В. С. Степин и др.). В центре данного подхода — открытые сложные нелинейные системы, к которым можно отнести самосознание человека и личность в целом (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, Д. Н. Завалишина, Г. А. Ковалев, В. Ю. Крылов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.). Психологические системы данного класса необратимо изменяются и развиваются по принципу самоорганизации и характеризуются уровневым строением.

Синергетика фокусирует внимание на таких ситуациях, в которых системы, проходя через ряд преобразований, приобретают качественно новую пространственно-временную структуру. Примером ситуации, с которой связаны трансформации пространственно-временной структуры самосознания, выступает ситуация материнства.

Рождение ребенка и осуществление материнских функций определяет новый жизненный опыт женщины — своеобразный неповторимый синтез впечатлений, переживаний, чувств и других психических актов и состояний, знаний, умений и навыков, относящихся к проблемам, событиям и ситуациям индивидуальной жизни [4] и охватывающих разные жизненные миры: мир телесности и мир деятельности, внутренний мир, культурный, общественный и духовный мир, мир высшего [8]. Переосмысление жизненного опыта образует основное содержание самосознания личности [7]. Его интеграция в самосознании находит свое выражение в виде пространственно-временных семантических структур [3].

Цель нашего исследования — выявить психологические особенности пространственно-временной структуры самосознания женщин с разным опытом материнства. Различия в опыте материнства рассмотрены нами через кри-

терий наличия или отсутствия у женщины детей. Объект исследования —

самосознание личности. Предмет исследования — пространственно-временная структура самосознания женщин, имеющих и не имеющих детей.

Мы предположили, что существует специфика самосознания женщин, имеющих и не имеющих детей, выраженная в особенностях его пространственно-временной структуры и обусловленная объективными различиями в жизненном опыте материнства.

Теоретическими основаниями психологического исследования пространственно-временной структуры самосознания личности на примере выборки женщин с разным опытом материнства были: концепция психологического хронотопа как единства и взаимоперехода пространства — времени (А. А. Ухтомский, М. М. Бахтин, К. А. Абульханова-Славская, Ф. Е. Василюк, Г. А. Ковалев, С. А. Минюрова, Т. Н. Березина и др.); положения о личностном смысле (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев) и смысловой природе сознания и самосознания личности (Б. С. Братусь, В. Ф. Петренко, В. С. Мухина, В. В. Столин, Д. А. Леонтьев и др.); концепция ценностности (Н. И. Непомнящая); положения об уровневой, иерархической организации психического (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.); концепция субъективной семантики (Е. Ю. Артемьева и др.); концепция психологического времени личности

(В. И. Ковалев, Е. И. Головаха, А. А. Кро-ник и др.); положения об уровнях психологического времени (В. И. Ковалев).

На основе проведенного анализа и обобщения теоретического материала сформулированы концептуальные положения о пространственно-временной структуре самосознания как о сложной открытой нелинейной системе.

Пространственно-временная структура самосознания — это совокупность относительно устойчивых связей внутреннего психологического пространства и времени человека. Данное образование характеризуется сложным многоуровневым строением, представляющим разные слои психического отра-

жения, организации, функционирования и трансформации субъективного опыта, относящегося к сфере «Я». Пространственная характеристика структуры самосознания личности подразумевает организацию совокупности значений и смыслов собственного «Я» [1]. Временная характеристика отражает процессуальную сторону развития самосознания и представляет собой динамику переработки значений и смыслов, а также зафиксированный в пространстве субъективных значений и смыслов опыт значимых для индивида переживаний относительно событий его собственной жизни.

Выделяются перцептивный, семантический и амодальный (ядерный) уровни самосознания. Перцептивный слой самосознания характеризует регулируемые и упорядоченные значениями и смыслами сенсорно-перцептивный и представленческий уровни психологического времени и осознания субъектом себя в пространстве действительных жизненных отношений, соотносимых с разными сферами жизни. Семантический слой, переходный между поверхностными и ядерными структурами самосознания, характеризует отношение субъекта к себе. Самый глубокий ядерный, или амодальный, слой самосознания личности формируется на основе понятийного мышления и характеризует ценностно-смысловое обобщение времени жизни и осмысление себя в пространстве разных сфер жизнедеятельности.

В ходе исследования нами применялись следующие методы. Общенаучные методы: изучение и теоретический анализ философской и психологической литературы, научных исследований по проблеме самосознания; обобщение, сравнительный анализ теоретических подходов. Эмпирические методы: биографический опрос, проективный и психосемантический методы, контент-анализ, тестовый метод. Методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ по Пирсону; статистическая оценка различий по Стьюденту (:-кри-терий); факторный анализ по методу главных компонент с последующим Va-

птах-вращением. Методический инструментарий: вербальный семантический дифференциал (В. Ф. Петренко); коллаж (С. А. Минюрова); каузометрия (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев); 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелл); анкета социально-биографических данных.

Перцептивный уровень хронотопа самосознания изучался посредством методики «Коллаж» (С. А. Минюрова); на изучение семантического слоя направлены методики вербального семантического дифференциала (В. Ф. Петренко), контент-анализ текстов, создаваемых испытуемыми на основе коллажа, и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев); амо-дальные структуры хронотопа самосознания исследовались по каузометриче-ской методике.

По разным методикам использовался общий перечень сфер жизнедеятельности, к которым испытуемые могли отнести основные события своей жизни и вырезки коллажа, а кодировщики — фрагменты текстов. Это необходимо для определения субъективной выделенности для женщин разных сфер и аспектов жизни, их особого смысла. Согласно концепции ценностности [6], разные сферы жизни и связанное с ними определенное предметно-деятельностное содержание являются выражением, ведущим основанием и центрирующим механизмом самосознания человека.

Организационная форма исследования — сравнение по типу поперечных срезов. Эмпирическое исследование было проведено на базе УрГПУ в период 2001—2005 гг. Все методики предъявлены испытуемым в контексте спецкурса «Психология личностного роста». Всего в исследовании приняли участие 131 женщина: 67 женщин (средний возраст 21 год), не имеющих детей, — первая группа; вторую группу представляют 64 женщины (средний возраст 31 год), имеющие по одному и более детей.

В отношении данных, полученных в эмпирическом исследовании, применен факторный анализ по методу главных компонент. Факторы представляют пространственно-временные компо-

ненты в структуре самосознания жен- вимы, с другой — выявлена их содержа-

щин исследуемых выборок. С одной тельная специфика (см. табл.).

стороны, факторы оказались сопоста-

Таблица

Разноуровневые пространственно-временные компоненты в структуре самосознания женщин, имеющих и не имеющих детей_________________

№ | Содержание фактора | Сферы жизни | Время | Уровень

1-я группа (женщины, не имеющие детей)

1 Личностные смыслы общения, работы и досуга в контексте объективных жизненных отношений общение, друзья, мужчины, родители, муж, работа, досуг будущее настоящее прошлое перцептивный

2 Осмысление важности будущего материнства в жизненном пути дети, муж достаток прошлое настоящее будущее амодальный

3 Смысловая модель будущего семейного благополучия дети, быт, муж, семья, достаток, работа, досуг, природа будущее настоящее семантический

4 Смысловые оценки реального и идеального Я, основанные на будущем материнстве дети прошлое настоящее семантический

5 Осмысление важности карьеры и близких отношений в контексте жизненного пути работа, мужчины, друзья, дети, муж, внутренний мир амодальный

6 Негативный опыт прошлого, противопоставленный личностным смыслам комфорта, досуга и общения с детьми здоровье, дети, предметы, досуг семантический

2-я группа (женщины, имеющие детей)

1 Личностные смыслы семейного, физического и душевного благополучия в контексте объективных жизненных отношений дети,здоровье, внутренний мир, муж, родители, мужчины будущее настоящее прошлое перцептивный

4 Осмысление важности материнства в жизненном пути дети достаток муж прошлое настоящее будущее амодальный

2 Смысловая модель будущего отдыха и снижения напряженности жизни досуг, природа, общение, работа, семья, достаток будущее семантический

5 Смысловые оценки Я, основанные на традиционной семейной роли мужчины здоровье семья семантический

3 Неудовлетворенность достигнутой профессиональной самореализацией работа, общение, внутренний мир, досуг, дети, мужчины, муж, родители амодальный

6 Расширение границ субъектности муж, дети, работа, мужчины прошлое будущее семантический

Первый фактор как в первой, так и во второй группе испытуемых составили личностные смыслы Я, основанные на объективных жизненных отношениях (перцептивный уровень самосознания). Отличие групп в том, что у женщин, не имеющих детей, объективные жизненные отношения охватывают в

первую очередь сферы широкой (вне-семейной) активности, а у женщин, имеющих детей, — реальные семейные отношения. Статистический анализ различий показал, что для женщин, не имеющих детей, сфера взаимоотношений с мужчинами более значима (: = 2,35), чем для женщин-матерей,

для которых важнее сфера отношений с детьми (: = - 5,08).

Второй фактор в группе женщин, не имеющих детей, и сопоставимый с ним четвертый фактор в группе женщин-матерей образовали переменные, демонстрирующие осознанные в масштабе жизненного пути смыслы материнства и супружеских отношений (амодальный уровень). Психологически женщины обеих групп осознают в качестве важных жизненных вех и рубежей события, связанные с развитием собственной семьи. Отличие в объективном положении дел: у женщин-матерей эти события уже свершились, а у девушек — еще нет.

Третий фактор в переменных самосознания у девушек и второй фактор в группе женщин-матерей представляет собой смысловую модель будущего (семантический уровень). Женщины, не имеющие детей, мечтают о семейном благополучии, в то время как женщины, имеющие детей, думают об отдыхе, о снижении напряженности жизни, о возможности уделить время общению, выразить свою женственность.

Четвертый фактор у женщин 1-й группы и пятый у женщин 2-й группы демонстрирует параметры смысловых оценок Я (семантический уровень самосознания). Для женщин, не имеющих детей, характерно оценивание Я-идеального и Я-реального в связи с важностью для них будущего материнства (объективно еще не наступившего). В самосознании женщин, имеющих детей, смысловые оценки Я-реального и Я-идеального основаны в целом на семейной роли.

Пятый фактор в 1-й группе и третий фактор во 2-й группе отражают осмысление места профессиональной деятельности, карьеры и взаимоотношений в масштабе жизненного пути. Женщины 1-й группы, находясь на этапе вхождения во взрослый мир, принимают задачи самовыражения в данных сферах, женщины 2-й группы, напротив, переосмысливают уже накопленный опыт профессиональной деятельности, который оценивают не слишком высоко.

Шестой фактор, представляющий семантический уровень в структуре самосознания, в обеих группах специфи-

чен по содержанию. У женщин, не имеющих детей, данный фактор отражает прошлый негативный опыт взаимоотношений, устраняемый за счет заботы о физическом и материальном комфорте. У женщин, имеющих детей, данный фактор выражает отношение к семье и работе как к пространству расширения границ субъектности. Примечательно то, что в текстах женщин, имеющих детей, чаще использовалось местоимение «мы» (: = - 2,65), а женщины, не имеющие детей, достоверно чаще используют местоимение «я» (: = 2,00). Местоимения выступают надежными и стабильными показателями, отражающими особенности самосознания женщин, так как они, будучи основными смысловыми единицами анализа внутренней речи, моделируют межличностные взаимоотношения «Я — Другой» внутри психики индивидуума [2]. Если в местоимении «я» проявляется переживание автором высказывания своей относительной независимости от внешних влияний, то в местоимении «мы» выражается расширение границ субъектности. Местоимение «мы» отражает в самосознании женщин значимость семейных отношений: границы личностного «Я» распространяются на значимых для женщин Других — детей и мужа.

Рассмотренные факторы переменных самосознания презентуют особые компоненты в пространственно-временной структуре самосознания женщин и отраженные в них разные масштабы осмысления и интеграции личного жизненного опыта: 1) смыслы реальных жизненных отношений (перцептивный уровень); 2) смысловая модель будущего и смысловые оценки реального и идеального Я (семантический уровень); 3) смыслы материнства и профессиональной деятельности в масштабе жизненного пути (ядерный, или амодальный, уровень).

Ведущие позиции в содержании самосознания женщин, не имеющих детей, занимают смыслы материнства (второй, третий, четвертый, пятый факторы), а в психологическом времени — перспектива будущего (второй, третий, четвертый, пятый факторы). Пространственно-временная структура самосоз-

нания организована относительно темпорального (временного) вектора («Я-прошлое» — «Я-настоящее» — «Я-бу-дущее») с преобладанием направленности на будущее. Негативный жизненный опыт устраняется в прошлое, материнство идеализируется, связываясь с разрешением эмоциональных проблем, эмоциональные трудности редуцируются через направленность на сферы материальной обеспеченности, досуга, общения, здоровья.

Структуры самосознания женщин, имеющих детей, смещены в настоящее. Основными являются смыслы семейных отношений (представлены во всех факторах).

Возможной точкой расширения смыслового содержания выступает неудовлетворенность достигнутой самореализацией в трудовой деятельности. Важной тенденцией выступает организация самосознания относительно пространственного вектора: расширение границ субъектно-сти в семейных отношениях («не-Я» — «Я» — «Мы») и их закрепление посредством отказа от полигамности (пятый и шестой факторы).

Итак, нами сформулирована проблема исследования самосознания личности со стороны его пространственно-временной структуры в соотнесении с жизненным опытом, тем самым масштаб исследования расширен до целостного жизненного пути человека.

ЛИТЕРАТУРА

Мы обосновали целесообразность использования парадигмы синергетики в качестве общенаучного основания исследования самосознания личности, на основе обобщения теоретического материала сформулировали концептуальные положения о пространственновременной структуре самосознания, рассмотрели вопросы его содержания и уровневой организации. В ходе эмпирического исследования были выявлены разноуровневые компоненты в пространственно-временной структуре самосознания женщин. Ведущие позиции в их содержании у женщин обеих групп занимают смыслы материнства и семейных отношений. Нами установлена специфика в пространственно-временной структуре самосознания женщин с разным опытом материнства. Самосознание женщин, не имеющих детей, организовано относительно темпорального вектора, а самосознание женщин, имеющих детей, — относительно пространственного вектора и задано расширенными (в сфере собственной семьи) границами субъектности.

Материалы данной статьи представляют определенную ценность в педагогическом смысле, поскольку позволяют построить методологические основания для образовательных программ, направленных на воспитание ценностносмысловых основ самосознания женщин — будущих матерей.

1. АРТЕМЬЕВА Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М. : Наука, Смысл, 1999.

2. БЕРЕЗИНА Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М. : ПЕР СЭ, 2001.

3. КОВАЛЕВ Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.

4. КОРНЕЕВ П. В. Жизненный опыт личности. М. : Политиздат, 1985.

5. ЛОМОВ Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984.

6. НЕПОМНЯЩАЯ Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. РУБИНШТЕЙН С. Л. Основы общей психологии / послесл. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. СПб. : Питер Ком, 1998.

8. СТАРОВОЙТЕНКО Е. Б. Модель персонологии в парадигме жизни // Мир психологии. 2010. № 1 (61).

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.