Научная статья на тему 'Психологические особенности преодоления стресса'

Психологические особенности преодоления стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1509
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / психология / стрессовая ситуация / психосоматическое заболевание / стрессовое поведение / психолог / вина / stress / psychology / stressful situation / psychosomatic disease / stressful behavior / psychologist / guilt

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Евгения Владимировна Чернега

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы психологического преодоления стресса, в частности, с помощью психотехник личной саморегуляции. Сделан вывод о том, что стресс представляет собой это защитную реакцию человека на события, которая меняет его биохимию и может нарушить работу органов и тканей организма. Среди объективных причин возникновения стресса современного человека можно выделить условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы), люди, с которыми он взаимодействует (начальник, плохие соседи, подчиненные); политические и экономические факторы (высокие цены, условия кредита, налоги, плохая власть); чрезвычайные обстоятельства (катастрофы, травмы и болезни). Если человек примеряется с нежелательными условиями существования или находит способы их кардинального изменения, то уровень стресса значительно уменьшается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of overcoming stress

The article considers theoretical and practical issues of psychological overcoming of stress, in particular, with the help of psychotechnics of personal self-regulation. It was concluded that stress is a protective reaction of a person to events that changes his biochemistry and can disrupt the work of organs and tissues of the body. Among the objective reasons for the onset of stress of a modern person, one can distinguish the conditions of his life and work (housing conditions, production factors), the people with whom he interacts (boss, bad neighbors, subordinates); political and economic factors (high prices, credit terms, taxes, bad power); extraordinary circumstances (disasters, injuries and illnesses). If a person tries on undesirable living conditions or finds ways to radically change them, then the level of stress is significantly reduced.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности преодоления стресса»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-130-134 NIION: 2018-0077-4/21-064 MOSURED: 77/27-024-2021-04-263

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Психологические особенности преодоления стресса

Федор Георгиевич Мышко1, Евгения Владимировна Чернега2

1 2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 fg_myshko@guu.ru

2 Chernega1@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы психологического преодоления стресса, в частности, с помощью психотехник личной саморегуляции. Сделан вывод о том, что стресс представляет собой это защитную реакцию человека на события, которая меняет его биохимию и может нарушить работу органов и тканей организма. Среди объективных причин возникновения стресса современного человека можно выделить условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы), люди, с которыми он взаимодействует (начальник, плохие соседи, подчиненные); политические и экономические факторы (высокие цены, условия кредита, налоги, плохая власть); чрезвычайные обстоятельства (катастрофы, травмы и болезни). Если человек примеряется с нежелательными условиями существования или находит способы их кардинального изменения, то уровень стресса значительно уменьшается.

Ключевые слова: стресс, психология, стрессовая ситуация, психосоматическое заболевание, стрессовое поведение, психолог, вина

Для цитирования: Мышко Ф. Г., Чернега Е. В. Психологические особенности преодоления стресса // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 130-134. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-130-134.

Original article

Psychological features of overcoming stress

Fyodor G. Myshko1, Evgeniya V. Chernega2

1 2 State University of Management, Moscow, Russia

1 fg_myshko@guu.ru

2 Chernega1@gmail.com

Abstract. The article considers theoretical and practical issues of psychological overcoming of stress, in particular, with the help of psychotechnics of personal self-regulation. It was concluded that stress is a protective reaction of a person to events that changes his biochemistry and can disrupt the work of organs and tissues of the body. Among the objective reasons for the onset of stress of a modern person, one can distinguish the conditions of his life and work (housing conditions, production factors), the people with whom he interacts (boss, bad neighbors, subordinates); political and economic factors (high prices, credit terms, taxes, bad power); extraordinary circumstances (disasters, injuries and illnesses). If a person tries on undesirable living conditions or finds ways to radically change them, then the level of stress is significantly reduced.

Keywords: stress, psychology, stressful situation, psychosomatic disease, stressful behavior, psychologist, guilt

For citation: Myshko F. G., Chernega E. V. Psychological features of overcoming stress // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):130-134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-130-134.

© Мышко Ф. Г., Чернега Е. В., 2021

Стрессы в современном обществе все чаще становятся причиной страданий. Проблемы, связанные со стрессами, индивидуально различны, так как каждый человек уникален. По мнению Дж. Гринберга, каждый пятый человек во многих западных странах обращался за медицинской помощью в связи с нервным заболеванием [5].

Существует несколько признаков стресса, их можно условно сгруппировать по:

- симптомам (плохой сон, неуравновешенность, рассеянность, пессимистическое настроение, тошнота, головная боль, повышение давления, суета и нервозность);

- эмоциональным показателям (чувство беспомощности, паники, возбудимости);

- поведению (невозможность сосредоточиться, потеря интереса к внешнему виду, нервный смех, злоупотребление алкоголем и др.);

- физическим показателям (расстройство ЖКТ, чувство голода, боли в животе, спине) [1, с. 3-28.].

Когда люди игнорируют предупредительные сигналы организма, стресс становится угрозой здоровью. Как протекает стресс? Выделяются три основные стадии стрессового состояния у человека:

- нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

- собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

- снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия CD).

На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение в отношениях. Человек теряет способность сознательно регулировать свое поведение [4, с. 303].

Вторая стадия, начинающаяся в точке В, характеризуется потерей самоконтроля. Человек осознает свои действия смутно и в стрессовом состоянии совершает то, чего никогда бы не совершил в спокойной обстановке.

На третьей стадии человек останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Среди объективных причин возникновения стресса современного человека можно выделить условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы), люди, с которыми он взаимодействует (начальник, плохие соседи, подчиненные); политические и экономические факторы (высокие цены, условия кредита, налоги, плохая власть); чрезвычайные обстоятельства (катастрофы, травмы и болезни). Если человек примеряется с нежелательными условиями существования или находит способы их кардинального изменения, то уровень стресса значительно уменьшается [6]. Как обезопасить себя от воздействия стрессов?

Овладеть психотехникой личной саморегуляции, значит быть более успешным в жизни и в работе. Люди, которые умеют вовремя сдержаться, знают свои слабые и сильные стороны, владеют приемами психотерапии, умеют затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Вообще, термин «психотерапия» появился в Европе в 70-х годах XIX столетия и первоначально был практически синонимичен понятию суггестивного воздействия врача на пациента, но очень скоро стали возникать принципиально иные точки зрения на психологическое лечение, оформившиеся в самостоятельные психотерапевтические направления. Однако отечественные врачи, проходившие стажировку у зарубежных коллег, восприняли от них и привезли на родину не столько «чистые» методы, сколько саму идею психотерапевтической помощи.

Таким образом, в российской практике изначально сложился эклектический подход к лечению «нервных» пациентов, допускавший применение всей совокупности доступных врачу методов. Так, профессор невропатологии Л. С. Минор в своем труде «Краткая терапия нервных болезней для студентов и врачей» (1910 г.) посвятил отдельную главу общему понятию о психотерапии, обозначив ее основные подходы: «Психотерапевтическое вмешательство производится либо при полном исключении сознания и воли пациента, в форме так называемого «гипнотического» внушения; либо при сохранении, до известной степени, сознания пациента, но полном безучастии его воли - в форме так называемого словесного внушения или внушения наяву; либо, наконец, при участии и сознания, и воли пациента -в форме так называемой чистой «психотерапии» [10].

Более широкое рассмотрение «способов психотерапии» дает В. М. Бехтерев в книге «Гипноз внушение и психотерапия и их лечебное значение» (1911). Помимо гипнотического внушения он описывает такие методы, как лечение внушением в бодрственном состоянии, самовнушение, лечение перевоспитанием, лечение убеждением и лечение упражнением, лечение идеалами, психоанализ и лечение исповедью, а также комбинированный метод (совместно с физическими методами и фармакологическим лечением) [3].

Отдельные стрессы помогают человеку бороться с комплексами (страх общения, страх говорить перед большой аудиторией) В целом жизнь - это большой стресс, состоящий из огромного числа более маленьких. Профессиональная деятельность педагога включает много стресс-факторов. В обществе происходит ломка социальных стереотипов, усиливается расслоение общества, возрастает конкуренция, молодое поколение воспитывается с учетом новых стратегий.

Важное место в изучении проблемы стресса и противостояния ему занимают ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации - это уникальные психологические образования, представляющие собой иерархичную, многоуровневую и динамичную систему. Система ценностных ориентаций находится на пересечении внутренних установок субъекта деятельности и норм социальной среды, а также мотивационно-потребностной и смысловой сферы личности. Вследствие такой многоуровневой и многомерной структуры система ценностных ориентаций обеспечивает взаимодействие многих элементов целостной системы, называемой «личностью», а также реализует целый ряд важных функций. Главной из этих функций является регуляция субъектной активности, которая осуществляется с помощью специфических средств и способов и в различных направлениях. Выступая в качестве высшего регулятора, система ценностных ориентаций позволяет человеку ориентироваться в сложных социальных ситуациях, являясь главным источником формирования основных жизненных целей и способствуя развитию моральных и нравственных основ личности [11].

Особое место в системе ценностных ориента-ций личности, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями, занимают карьерные ориентации, изучение которых особенно важно для выявления мотивационных и смысловых аспектов профессиональной карьеры, а также возможных будущих стрессов и особенностей борьбы со стрессовыми ситуациями. Отметим, что сам термин «карьера» является достаточно новым для современной российской психологии и во многом противоречит сложившимся в советское время обыденным представлениям о «карьеристе». Заметим, что прямой перенос наработанных в зарубежной психологии результатов на российскую действительность неадекватен. Однако, несмотря на свою несомненную актуальность и важность, данная проблема, в которой фокусируются полюс государства и полюс личности, является еще мало изученной, и наше исследование является шагом на этом исследовательском пути [8].

Наиболее сензитивным для формирования карьерных ориентаций и готовности к борьбе со стрессами в жизни является период обучения в высшем образовательном учебном заведении, то есть, период студенчества. Студенческий период включает в себя поиск молодым человеком путей самоутверждения и самостоятельности, нравственное совершенствование, формирование социальной зрелости личности, а также становление профессионального мышления и образа поведения и в жиз-

ни, и в профессии. Именно на данном этапе осуществляется постановка и формирование первых целей и карьерных планов, что в дальнейшем может определить успешность профессионального роста и развития личности в целом. Именно здесь осуществляется развертывание связанных с личным и профессиональным будущим представлений, ориентаций, которые все больше конкретизируются и в конечном итоге встраиваются в общую структуру ценностей личности.

В данном контексте особенно интересен вопрос о том, как получаемая человеком профессия связана с формирующимися карьерными и жизненными ориентациями индивида. Проблема влияния профессии человека на его личность рассматривалась такими отечественными авторами как А. К. Маркова, Л. Г. Почебут, В. А. Чикер и многими другими. При этом подчеркивалось, что у людей, участвующих в профессиональной деятельности, обладающей общими признаками, могут формироваться относительно сходные интересы, установки, близкие ценностные ориентации, особенности межгруппового и внутригруппового общения и др.

Вслед за Е. А. Климовым мы рассматриваем профессию как общность людей, которые объединяются сходной мотивационной направленностью, имеют содержательно общий опыт, занимаются решением близких по сути проблем и ведут схожий образ жизни [9, с. 130-136]. При этом, как правило, и в своем поведении человек ориентируется на мнения, нормы и ценности той профессиональной общности, к которой он принадлежит. Соответственно, можно говорить о том, что у представителей конкретной профессии складывается достаточно похожая базовая система ценностей и норм. Таким образом, профессия может в большей или меньшей степени транслировать субъекту ту или иную установку, в зависимости от того, какие задачи и цели являются значимыми в рамках данной профессии.

Восприятие форм педагогического взаимодействия студентами, обладающими высоким исследовательским потенциалом и профессионально ориентированными на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, обладает существенными особенностями. Оно может быть охарактеризовано как более развитое и самостоятельное по сравнению с восприятием испытуемых общего студенческого контингента. В отличие от последних, для будущих научно-педагогических кадров особенно значимы и эффективны такие формы педагогического взаимодействия, которые направлены на теоретический и методологический уровни осмысления учебного процесса. Это целеполагание, выделение оснований позиций спорящих [2].

- Каковы же принципы борьбы со стрессами?

- Спокойно проанализировать ситуацию, осознать и примириться с самым худшим из возможных негативных последствий.

- Представить во всей своей полноте ситуацию, в которой можно почувствовать себя комфортно.

- Активизировать чувство юмора: мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации и простить ему его эмоции, ошибки и несообразительность.

- Снять чувство агрессии с помощью физической разрядки, дыхательных упражнений успокаивающей направленности и создающих уравновешенное состояние.

- До совершения ответного действия посчитать до 10.

- Намочить лоб и виски холодной водой при любой возможности.

- Возбуждение снимается разряжением эмоций: необходимо

- выговориться кому-либо. Это поможет осознать ошибку и принять

- правильное решение.

- Приказать самому себе быть совершенно спокойным [5].

- Энергично выполнить 25 приседаний или подняться на пятый этаж пешком.

Можно использовать различные приемы для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний. Сделать своим правилом общение с приятными людьми и ограничить общение с теми, кто неприятен [7].

Не вспоминать конфликты прошлого. Осознав их причину, сделать вывод и найти выход. Хвалить свои достижения и успехи. Жить под девизом: «Все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему» [4, с. 303].

Что касается здоровья (включая признак стрессо-устойчивости) как критерия благополучия личности, то экзистенцию этой диады следует рассматривать как непрерывный процесс движения на континууме «Здоровье - Болезнь». Самореализация, самоактуализация, эмоциональный комфорт по сути своей являются результатом действующих в жизни человека личностных смыслов (смысложизненных ори-ентаций). Действенность смыслов непосредственно зависит от системы отношений человека с собой, с другими, с миром. Выше мы отмечали роль целе-полагания, рефлексии, креативности в порождении природы счастья, следовательно, и в контексте вопроса о качестве отношений - это правомерно. Лич-ностно-регуляторные свойства, такие как планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность, являются результатом прижизненно сформированных ресур-

сов целеполагания, рефлексии, креативности и помогают личности бороться со стрессами. Качество указанных ресурсов во многом определяет социальный интеллект личности, социально-психологическую адаптацию, навыки совладания с трудными ситуациями жизнедеятельности, следовательно, и субъективное благополучие в ней.

Библиографический список

1. Kaplan, H. Perspectives on psychosocial stress. Psychosocial stress. Perspectives on structures, theory, life-course, and methods : Collective monograph / H. Kaplan. San-Diego, Academic press, 1996. 428 р.

2. Белов, Н. В. Как победить стресс: [как сохранить и восстановить здоровье / авт.-сост. Н. В. Белов. М. : ACT ; Минск : Харвест, 2005. 95 с.

3. Бехтерев, В. М. Гипноз, внушение, телепатия /

B. М. Бехтерев. М. : Мысль, 1994.

4. Василенко, Е. А. Проблема сущности и функций социального стресса в психологии / Е. А. Василенко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 3. С. 303.

5. Гринберг, Дж. Управление стрессом : [пер. с англ.] / Джеррольд Гринберг. 7-е изд. СПб., 2002. 495 с: ил - (Мастера психологии).

6. Еричев, А. Н. Современные стрессовые ситуации и возникновение чувства тревоги. Как научиться бороться : практическое руководство / А. Н. Еричев, А. М. Моргунова. СПб. : Изд. дом СПбМАПО, 2009. 30 с.

7. Китаев-Смык, Л. А.. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык; Акад. наук СССР, Ин-т психологии. М. : Наука, 1983. 367 с.

8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е. А. Климов. М. : Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.

9. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа / Е. А. Климов // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 130-136.

10. Минор, Л. С. Краткая терапия нервных болезней для студентов и врачей / Л. С. Минор. М., Издание студенческой медицинской издательской комиссии, 1910. 179 с.

11. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /

C. Д. Смирнов. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 304 с.

Bibliographic list

1. Kaplan, H. Perspectives on psychosocial stress. Psychosocial stress. Perspectives on structures, theory, life-course, and methods : Collective monograph / H. Kaplan. San Diego, Academic press, 1996. 428 p.

2. Belov, N. V. How to overcome stress: [how to preserve and restore health / author-comp. N. V. Belov. M. : ACT ; Minsk : Harvest, 2005. 95 p.

3. Bekhterev, V. M. Hypnosis, suggestion, telepathy / V. M. Bekhterev. M. : Mysl, 1994.

4. Vasilenko, E. A. The problem of the essence and functions of social stress in psychology / E. A. Vasilen-ko // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2019. No. 3. 303 p.

5. Greenberg, J. Stress management : [trans. from English] / Jerrold Grinberg. 7th ed. SPb., 2002. 495 with: il - (Masters of Psychology).

6. Erichev, A. N. Modern stressful situations and the emergence of feelings of anxiety. How to learn to fight : a practical guide / A. N. Erichev, A. M. Morgunova. SPb. : Publishing house of SPbMAPO, 2009. 30 p.

7. Kitaev-Smyk, L. A. Psychology of stress / L. A. Kitaev-Smyk; Academy of Sciences of the USSR, Institute of Psychology. M. : Nauka, 1983. 367 p.

8. Klimov, E. A. Psychology of professional self-determination : a textbook / E. A. Klimov. M. : Izdat. center «Academy», 2004. 304 p.

9. Klimov, E. A. Universal values through the eyes of a professional psychologist / E. A. Klimov // Psychological Journal. 1994. No. 4. pp. 130-136.

10. Minor, L. S. Brief therapy of nervous diseases for students and doctors / L. S. Minor. M. : Edition of the Student Medical Publishing Commission, 1910. 179 p.

11. Smirnov, S. D. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality / S. D. Smirnov. M. : Publishing Center «Academy», 2001. 304 p.

Информация об авторах

Ф. Г. Мышко - доктор юридических наук, доцент;

E. В. Чернега - младший научный сотрудник научного журнала «Психология и педагогика служебной деятельно сти».

Information about the authors

F. G. Myshko - Doctor of Law, Associate Professor;

E. V. Chernega - junior researcher of the scientific journal «Psychology and Pedagogy of Official activity».

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 29.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3'JIEil№ltCKAH KyflL-TYFYi

ЭС1 t'l 114 tUKOb ВОСП1-1ТЛ11ИС

СОТРУДНИКОВ н Об

Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / под ред. И.А. Кали-ниченко, В.В. Горохова и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 151 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т.д.

Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах — развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.