Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-УЧАСТНИКОВ КИБЕРБУЛЛИНГА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-УЧАСТНИКОВ КИБЕРБУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / АГРЕССОРЫ / ЖЕРТВЫ / НАБЛЮДАТЕЛИ / УЧАСТНИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мустафина К.Ю., Федорова Ю.А.

Статья посвящается проблеме кибербуллинга среди подростков и подкрепляется результатами эмпирического исследования психологических особенностей подростков - участников кибербуллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-УЧАСТНИКОВ КИБЕРБУЛЛИНГА»

УДК 159.9.072.43

Мустафина К.Ю., студент Федорова Ю.А., к.п.н., доцент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-УЧАСТНИКОВ

КИБЕРБУЛЛИНГА

Аннотация. Статья посвящается проблеме кибербуллинга среди подростков и подкрепляется результатами эмпирического исследования психологических особенностей подростков - участников кибербуллинга.

Ключевые слова: кибербуллинг, агрессоры, жертвы, наблюдатели, участники кибербуллинга.

Кибербуллинг - сравнительно новый вид издевательств, обладающий общими чертами с «традиционным буллингом». Раннее внимание исследователей было направлено на взаимосвязь между факторами школьной обстановки и традиционным буллингом и гораздо меньше - на изучение учеников, включенных в процесс кибербуллинга. Изучением особенностей данной проблемы, её причин, разновидностей и механизмов возникновения занимались такие отечественные исследователи, как: А.С. Зинцова - воздействие кибербуллинга на личность, Л.А. Найденова - способы защиты от него, Г.В. Солдатова -популярность кибербуллинга на территории нашей страны, А.А. Бочавер, Л.Д. Хломов рассматривают личностные типы детей, подвергшихся интернет-травле, У. Парфентьев -аспекты интернет-безопасности в целом, О.С. Черкасенко пишет об особенностях кибербуллинга. Среди зарубежных исследователей известны имена К. Блайа - изучает воздействие кибербуллинга на атмосферу в школах, О. Юбарра - рассматривает его в связи с депрессивными состояниями, а С. Хидуя, Дж. В. Патчин - в связи с суицидом.

На сегодняшний день, реальность такова, что огромную часть своего времени школьники проводят в Интернет - сети. Виртуальная коммуникация отличается от реальной безымяностью, отсутствием сопереживания жертве, неконтролируемостью и возможностью длительного хранения информации, которая может являться травмирующей. Следовательно, онлайн-травля имеет существенное негативное влияние на развитие подростка [1]. Яркое отрицательное влияние кибербуллинга проявляется в подростковых группах, так как личность в этом возрасте переживает период своего становления посредством объединения со сверстниками. Поэтому отвержение сверстниками, как в реальном мире, так и в виртуальном может быть одной из ведущих причин склонности к суицидальному поведению подростка [3]. Мы считаем, что ограждать подростков от общения в сети Интернет не совсем верное решение, поскольку его погруженность в виртуальную среду является отличительной чертой социализации современного подростка. Поэтому необходимо выявлять факторы риска, проводить мероприятия, направленные на развитие личности подростков для того,

чтобы они не попадали в ситуацию кибербуллинга, а попав - могли с ней справиться. В это заключается актуальность выбранной темы.

Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что знание о психологических особенностях подростков-участников кибербуллинга может быть использовано психологами в образовательных учреждениях с целью выявления группы риска, в сфере семейного консультирования для разработки рекомендаций для родителей в сфере воспитания детей, организации их досуга с целью предупреждения кибербуллинга.

Мы провели исследование, целью которого выступает выявление взаимосвязи между принимаемыми ролями в ситуации кибербуллинга и тенденциями к определенным психологическим качествам. Выборку составили школьники г. Уфа в количестве 60 человек в возрасте 12-14 лет, 38 из них - девушки, 22 - юноши.

Для достижения цели исследования и решения поставленной задачи мы использовали методы теоретического и эмпирического исследования проблемы, а также методы математической обработки данных, а точнее коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Дадим краткое описание выбранным диагностическим методикам.

1. Методика на выявление «буллинг-структуры» Н.Г. Норкиной. Её целью является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в ситуации буллинга. Тест состоит из двадцати пяти вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов. А также позволяет выявить одну из возможных ролей в ситуации кибербуллинга.

2. Авторская анкета, разработанная нами для выявления вовлеченности подростков в ситуацию кибербуллинга. Она содержит восемнадцать вопросов, которые выявляют причастность подростков к шантажу, кражам, оскорблениям, сексуальному домогательству, психологическому давлению в ролях жертвы, агрессора или наблюдателя. Анкета также позволяет получить информацию о поле, возрасте, знакомстве с термином «кибербуллинг» и времени, проводимом в сети Интернет.

3. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, позволяющий определить самосознание, самооценку и самоконтроль личности. Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, особенности мотивации, межличностной коммуникации и познавательных процессов. Тест содержит 91 утверждение. Испытуемому предлагается согласиться или опровергнуть каждое из них.

Прежде чем проводить полный анализ мы при помощи авторской анкеты на основании типа вопроса, на который чаще всего давались положительные ответы, выделили

98

три группы подростков: наблюдатели жертвы и агрессоры. И сравнили разные виды кибербуллинга, с которыми сталкиваются подростки, занимающие разные роли. Результаты представлены на рисунке 1.

Виды кибербуллинга и роли

100%

Агрессоры Жертвы Наблюдатели

■ Обман, кражи ■ Оскорбление

Сексуальное домогательсво Психологичское давление

Рис. 1. Виды кибербуллинга и роли По рисунку 1 мы видим, что жертвы и наблюдатели чаще всего сталкиваются с оскорблением, а также агрессоры часто применяют его. Это самый распространённый вид кибербуллинга, с которым сталкиваются опрошенные.

Таким образом, при помощи авторской анкеты мы выяснили, что чаще всего в течение последнего года подростки наблюдают по отношению к другим и испытывают в свой адрес оскорбления. Большинство опрошенных не сталкивалось с другими проявлениями кибербуллинга. Опрошенные подростки в большинстве своём ответили отрицательно на вопросы о проявлениях кибербуллинга с их стороны. Кроме того, мы видим, что около половины подростков занимают позицию наблюдателей, чуть меньше -позицию жертв, и меньше всего - позицию агрессора.

Далее мы выявили психологические особенности подростков. Для этого был использован индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик. Результаты диагностики представлены на рисунке 2.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Уровни выраженности индивидуально-типологических особенностей подростков

llllllil

Ж

^ jf у

Л? Ж xF , ^

^ «Г ^ #

cf

■ Низкий "Средний Высокий

Рис. 2. Уровни выраженности индивидуально-типологических особенностей подростков По рисунку 2 видно, что большинство подростков имеют средний уровень развития экстраверсии, спонтанности, агрессивности, ригидности, интроверсии, сензитивности, тревожности, лабильности. Больше всего высоких значений по шкалам тревожности (38%), экстраверсии (33%), лабильности (28%).

Затем мы диагностировали роли, которые принимают подростки в ситуации кибербуллинга, нами была использована методика «Буллинг-структура» Н.Г. Норкиной. Результаты представлены на рисунке 3.

Рис.3. Роли, занимаемые подростками в ситуации буллинга

По рисунку 3 видно, что большая часть опрошенных подростков (65%) занимают позицию наблюдателей. Такие подростки пассивно следят за ситуацией буллинга, не принимают ни одну из сторон. На втором месте по количеству помощники инициаторов (12%). Они используют «прямой буллинг». На третьем месте - жертвы и их защитники (по 8%), инициаторов чуть меньше (7%).

Таким образом, мы видим, что подростков, вовлеченных в ситуацию буллинга меньше, чем наблюдателей.

На следующем этапе исследования для проверки гипотезы о том, существует взаимосвязь между принимаемыми ролями в ситуации кибербуллинга с тенденциями к определенным психологическим качествам, был проведен статистический анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе IBM SPSS Statistics 23. Для корреляционного анализа были использованы результаты, полученные по методикам «Индивидуально-типологический опросник» Л. Собчик и «Буллинг-структура» Н.Г. Норкиной.

Мы выявили, что инициаторами ситуации кибербуллинга являются подростки с высокими показателями экстраверсии и агрессивности. Им свойственно обращенность на внешний мир, легкость во взаимодействии с окружающими, упрямство и активная самореализация. Защитники обладают высокими показателями экстраверсии, агрессивности и низкими - ригидности и тревожности. Кроме схожих с инициаторами особенностей, они демонстрируют гибкость своих установок, стремление к объективности, а также низкую восприимчивость. Жертвам не свойственна агрессивность и наблюдается высокий уровень тревожности, что делает их уязвимыми и мешает отстаивать свою позицию. Подростки-наблюдатели обладают ригидностью - инертностью установок. Помощники не демонстрируют выраженных психологических особенностей.

Мы также соотнесли количество подростков, занимающих по двум методикам те или иные роли в ситуации кибербуллинга. К сожалению, на данный момент недостаточно методик для изучения кибербуллинга. Мы попытались соотнести результаты исследования буллинг-структуры с результатами авторской анкеты. Результаты показали, что данная взаимосвязь сложная - не всегда агрессорами в ситуации кибербуллинга выступают инициаторы буллинга. Так же, как и жертвами кибербуллинга не всегда становятся жертвы традиционного буллинга.

Таким образом, участники ситуации кибербуллинга имеют определенные психологические особенности: инициаторы - высокие показатели экстраверсии и агрессивности; защитники - высокие показатели экстраверсии агрессивности, низкие показатели ригидности и тревожности; жертвы - низкий показатель агрессивности и высокий показатель тревожности; наблюдатели - высокий показатель ригидности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белковец О.С. Феномен кибербуллинга среди подростков в социальных сетях [Текст] / О.С. Белковец //Весщ БДПУ. - 2016. - Т. 1. - №. 2. - С. 46-49.

2. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Голубовская А.С. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи /Е.Н. Волкова, И.В. Волкова, А.С. Голубовская //Теоретическая и экспериментальная психология. - 2019. - Т. 12. - №. 2.

3. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга/ А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2014. - №3 (35).

4. Найденова Л.А. Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс] / Л.А. Найденова // Материалы на портале медиаграмотность. - Режим доступа: http: //psyfactor.org / lib / cyber - bullying.htm (дата обращения 19.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.